Ряженые, Бог и Рождественское чудо

Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит... Сколько же труда, таланта, маркетингового чутья и денег корпораций вложено в современный "Рождественский дух", начиная с образа Санта-Клауса и заканчивая цветовой гаммой главного праздника года. За всей этой безусловно приятной мишурой скрылся изначальный не менее грандиозный праздник, напрямую связанный с чудом, волшебством, колдовством... Вот только всё не такое, каким мы привыкли представлять. Для понимания изначального смысла Рождества нам придётся разобрать, кто такие Ряженые, зачем они вообще рядились, причем тут рождение Иисуса - мальчика, который должен умереть, и правильно ли мы понимаем термины "Бог, God, Deus".

Сегодня мы повторим уже изученное за прошедшие годы, сегодня мы свяжем многое из того воедино. Причем, я постараюсь сделать это в максимально короткой и доступной форме, без лишних отступлений... Хотя... кого я обманываю? Вы ж меня знаете...

В конце вы, возможно, скажете "хм... я всегда это знал(-а)...". Но это будет неправдой. Сегодня в программе действительно GODная информация для вас, дорогие читатели, и её будет много, но без громких разоблачений, "шокирующих" заголовков и дешевых сенсаций, ибо терпеть всю ту ересь, что пишут на сей счёт в интернетах всякие "просвещенные", нет больше сил. А поскольку я тут, кроме Ольги Шиловой, чуть ли не единственный толковый современный фольклорист со здравым, не идейным и не фанатичным подходом к делу (во-первых, коммерчески не заинтересован, поэтому нет смысла подпевать различным баянистым трендам ради популярности; во-вторых, не строю из себя "посвященного", поэтому нет смысла скрывать перед "паствой", что могу ошибаться; в-третьих, занимаюсь этим в удовольствие, а не потому, что надо), кому, как не мне, нести в альтернативные массы истинный "рождественский дух"? Ну, как "истинный"... скорее, моё видение истинного, основанное на давней увлеченности темой и серьёзной работе над реконструкцией смыслов. Так что, батя дома и готов рассказать вам сказку.

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Когда праздновать Новый год?

Прежде всего надо понимать, что праздник, приуроченный к зимнему солнцестоянию и последующему периоду (нынешний новый год) - Святкам, - это не точная дата. Предки не предписывали праздновать именно в эти дни. Посудите сами: майский праздник, летний Купала, осенний Хэллоуин, Дни Святого Николая в декабре, Дни святого Николая в мае, Юрьев день и прочие - это всё одно и то же событие с поправкой на сезон. События в Евангелии, в честь которых церковь круглый год что-то отмечает, по своей ритуальной основе умещаются в один обряд длиной в несколько дней, то есть и тут все годовые праздники сводятся к одному... Разумеется, тут внесло коррективы крестьянство, ведь у аграрных работ есть четкая привязка к годовому циклу. Это просто огромная глава формирования не только времени праздника, но и его смыслового наполнения, но это лишь наслоение на базу. И неужели, зная, что любой крупный годовой праздник есть одно и то же событие, вы станете спорить о том, когда правильно отмечать его? Ей-богу, как малые дети, читатели готовы истерить до хрипоты, если кто не согласен с их мнением, а "мэтры" альтернативной мысли им только подпевают словами "настоящий новый год празднуется в ____________ [подставьте любой сезон]".

Так, у нас есть два врага: в красном углу ринга - те, кто говорит, будто Новый год начинается с марта (весеннее равноденствие), в синем - топящие за сентябрьский Новый год (осеннее равноденствие). А бухают и те, и другие именно с 31 декабря до 8 января... Аплодисменты...

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Аргументы у каждого свои и они логичны: весной начинается новая жизнь в природе, осенью собирают урожай. И, пожалуй, именно наличие урожая стало весомым аргументом у всех европейских народов всё-таки сделать праздник осенним (августвовские спасы, октябрьские хэллоуин и самайн) и сместить его к зиме - рождество и святки. Ибо урожай - не только материальная и, следовательно, социальная причина, но и духовная. Ведь Урожай - это не только о фруктах и овощах...

Когда все работы закончены, запасы сделаны, деревня может и отдохнуть. Это тоже причина переноса праздника, как и неразрывно связанных с ним свадебного сезона и поминальных обрядов, именно на зиму. Но смысл праздника совершенно не в новом цикле, не в новом годе и, уж тем более, не в "новом солнце". Повторю, в любой точке года этот праздник мог быть отмечен, но не в любой точке жизни! Более того, он выходит из времен, когда понятия "страна, народ, нация" не было, следовательно, не мог быть "национальным" и "общенародным", "международным", он вполне себе индивидуален для каждой семьи, ну, или, правильней сказать, общины. Две соседние общины могли праздновать его в разное время, но, конечно, со временем всё уравнивалось, систематизировалось, обобщалось, так и пришли к единым датам. Поэтому оставьте фантазии о рождении нового солнца (Хорса, Ярилы и прочего добра) во время зимнего солнцестояния... В принципе, можете верить в это, просто дальше не читайте и разойдёмся. Рождение "солнца" было, но под "солнцем" не подразумевалось небесное светило.

Разумеется, фольклористы 19 века, лучшие из лучших, перед трудами которых я преклоняюсь, черпая постоянное вдохновение и материал, несмотря на богатейшую информацию, сделали один единственный вывод - все обряды направлены на урожай, боги - на плодородие, а мифы - о климатических явлениях. Это логично, если смотреть с позиции крестьянства и "отсталых предков", не могущих сообразить, откуда берется дождь, солнце и ветер. И следовательно, все культурологические работы заточены под эту концепцию. Но праздник этот изначально не крестьянский, вот в чем проблема. Праздник духовный, социальный и философский... Но история не любит думать в этом ключе, считая, что язычество - это "многобожие", а "боги" - это какая-то неведомая фигня, которой надо поклоняться, что "поганые язычники" и делали, принося жертвы ради благ. И самое классное, что они не сильно лукавят, говоря о плодородии, жертвах, "богах". Вроде всё так, но... угол зрения не тот. А ракурс в данном вопросе определяет абсолютно всё!

Исследуя фольклор "с высока", когда ты как бы находишься над его мозаикой, собираешь кучу повторяющихся по сути, но совершенно не похожих внешне мотивов, выделяешь из них главное - символы - и отбрасываешь "наряды" в виде сюжетов, работаешь с принципами, а не с описаниями и толкованиями, ты можешь видеть систему, скелет, который от эпохи к эпохе обрастал не только мясом и кожей, но и всяким хламом.

Нынешние "альтернативщики" пытаются тоже сотворить свой современный ракурс на язычество, называя его странным словом "ведичество" ("а че, у индусов, значит, "веды" есть, а нас, великих, нету?! Надо сделать!"), не понимая даже его смысла, откровенно говоря, привнося в него технологическое понимание мира, научные теории и т.д. Это тоже логично и ожидаемо, ведь познавая мир, мы меняем свое мировоззрение. Западное течение "викка" даёт другую альтернативу, опять же чисто внешнюю, без смысла, но очень старается его раскопать, идя не по той дороге, стараясь максимально противостоять Христианству, не понимая, что в Христианстве спрятано ОЧЕНЬ много язычества, и его надо откапывать, а не пытаться обойти стороной. Просто Христианство - это... как бы выразиться поточнее... Это как Дисней, купивший "Лукасфилм" и изменивший канон "Звездных войн" на свой лад - фанаты в бешенстве, но ничего поделать с жадной черно-белой мышью не могут и продолжают платить за продление жизни их любимой киновселенной.

Однако "саксы" и "немцы" очень бережно хранят традиции, в отличие от нас, растерявших всё, что можно... хоть Церковь осталась, как шкатулка с древностями, и на том спасибо. А модное среди "пробудившихся" "ведичество" - это... в общем, и овцы сыты, и волки целы (sic!).

За всеми этими новыми теориями теряется исконность и ТО мировоззрение, которое отличается от нашего. Мы не хотим и не можем посмотреть на мир глазами тех, кто дал нам эту огромную систему символов, глазами тех, память о которых стёрта временем и невежеством. Поэтому я, не претендуя на абсолютную правоту, пытаюсь отрешиться от всего, что есть в канонических и альтернативных теориях, постоянно пребывая в состоянии "белой вороны", не летящей ни в чей лагерь, и выйти на абстрактный уровень - к идеям и смыслам, которые являются единственной константой в этом вопросе. А дальше уже ряди её в любые одежды - она будет меняться внешне, приобретать новые значения, но оставаться собой внутри... По сути, о таком понимании мира и идёт речь, когда мы говорим о настоящем язычестве. Об этом же и праздник "Нового года"...

Ряженые

Непосредственным атрибутом Рождества является у нас Дед Мороз сейчас, Святой Николай - чуть ранее и западнее, и всевозможные "черти" еще раньше. Даже сейчас они никуда не ушли - Святого Николая сопровождают бесы со своим предводителем (типа Крампуса, Бефаны и т.д.), являющимся альтер-эго Святого. Еще в 20 веке в деревнях говорили, будто на святки (и прочие подобные праздничные периоды, например, на Купалу) "нечисть бродит". И вроде как "в качестве защиты" (что неверно) от этой нечисти люди рядились в маски, что дало начало масштабным маскарадам и карнавалам, знаменитым в Европе еще со средневековья:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Schembartlauf - знаменитый карнавал в Нюрнберге, проводившийся с 1449 по 1539 год. Из книги «Schembartbuch aus dem Besitz». Sebastian Schedel

Самый знаменитый карнавал Европы назывался "Schembartlauf", что переводится как "шествие бородатых масок" или, по-нашему, "ход ряженых".

Вот это слово в середине "bart" или "barba", означающее буквально "бороду", но относящееся вообще к волосяному покрытию и, далее, просто к покрытию, лежит в основе слова "варвар". То есть "варвары" - это, грубо, "бородачи" или "волосатые", но символически, это ряженые. И сходство поведения ряженых со стереотипами о варварах огромно (мы их разбирали в серии статей "Сукины дети"), что в средневековье породило идею так называемого "Дикого" или "Дивьего" человека:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

А в "ведической" Индии - образ "Дасью", которых арийцам предписывалось "уничтожать".

Ряженые дали начало традиции шутовства. Поэтому, если спрашивать лично меня, что означает слово "Шут", то я укажу на сходство слов "Шут" и "Shut" (закрывать, затворять, запирать), "Shade" (тень), "Σκότος ("скотос", где типичная замена "ш" на "ск", означает "тёмный, тьма"), "скула", "jut" (выступ), "σκούφια" ("скуфья", шапка) и "Σκύθοι" ("скифы"... и их "скифские шапочки")... Как вы понимаете, все эти слова однокоренные и имеют в себе образ чего-то закрывающего, скрывающего за собой (будь то выступ или шапка, или тьма). Ряженые так же закрыты нарядом, покровом, скрыты за масками.

Кстати говоря, греческое слово "Характер" (χαρακτήρ), означающее "воспроизведение, представление, символ, гравировку, фигуру, стиль...", вполне возможно, происходит от того же слова, что и наша "харя" - святочная маска (как и "рожа"), то есть "личина".

Но средневековье (по традиционной хронологии) - лишь подражание более древним образам, которые в огромном количестве существовали в античном мире. Там "ряжеными" были все, кого позже обозвали "Свитой Диониса", то есть всевозможные сатиры, паны, силены и кентавры. Так, считается, что ослиные уши стали прообразом шапки шута:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Грустный шут
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Грустный Иа

А у сатиров как раз и были ослиные уши... И, кстати, борода... та самая, что "варварская". Но это лишь частности. Мы же знаем, что образ ряженых считался бесовским, а прообразом чертей стали как раз паны и сатиры, которые сами были мифологическим образом ряженых. Таким образом, вся гуляющая святочная нечисть - это и есть ряженые. Лишь поэтому обряд ряжения в маски не может быть средством защиты от нечисти, ибо носящие маски - это и есть "нечисть". Подробнее об этом можете прочитать в статье о Святом Николае, из которой вы узнаете, что ряжение в маску - это не надевание на себя чужой личины, а отображение того, что скрыто внутри... Из другой статьи - о Лукавом - вы узнаете, что черти - это олицетворения материальной реальности. И тогда вам не составит труда сложить одно и с другим.

Теперь возьмите этот факт и сложите с тем, что праздник сей мог проводиться в любой период года, и тогда вам, так же, как и мне, станут совершенно непонятными инсинуации на тему "На зимнее солнцестояние граница между мирами истончается и призраки выходят на свет"... Просто почитайте про любой более-менее крупный календарный праздник, и там обязательно будет подобное суеверие, НЕ ЗАВИСЯЩЕЕ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА. Конечно, сейчас понабегут "просвещенные" и укажут мне, что духи выходят 4 раза в год - два равноденствия, два солнцестояния... Спорить не стану, просто снова предложу перестать читать меня хотя бы на этом моменте (и, кстати, использовать мой материал в своих заработках - всех вижу, не переживайте). Дело в том, что "нечисть" реально гуляла... но не оттого, что солнце находится в определенной точке, а по другим причинам, которые я вам тут и пытаюсь подробно разъяснить. Еще раз повторю, "нечисть" - это "ряженые", а не злые аццкие демоны. А вот почему "нечисть" - это "ряженые" - об этом вся статья.

Уже во времена "классической" античности всё это не было известно (что наводит на мысли о более поздней переписи всего классического), ведь в те времена ряжение уже переродилось в знаменитый "древнегреческий" Театр.

Театр, кстати, тоже был под покровительством Диониса. То есть, куда не посмотри на ряженых, там везде будет Дионис, которого классики невежественно объявили "богом виноделия". Им было достаточно гуляющей толпы, виноградной лозы и опьянения, чтобы сделать именно такой вывод. Ну, и мне, каюсь, тоже в какой-то момент показалось, что ничего большего, чем "пьяные ослы", в сатирах нет. При том, что одной из первых моих статей здесь, на tart-aria.info, была как раз статья о ряженых и театре, кстати, весьма шикарная по материалу. Но соль в том, что уже "классические античные авторы" не понимали сути Диониса и всей его "Оргии"... Но символы бережно ими сохранились, и даже мы, живущие в далеком 21 веке, можем их понимать. Поэтому сегодня я реабилитирую и сатиров.

Так, само слово "Театр" раскрывает нам суть Ряженых. Но понять это можно, только познакомившись с терминами "Бог, Deus, God" и их связью с "Рождеством"...

Слава

Главная рождественская традиция - это Славление. Толпа ряженых ходит по домам (коляда, волочение) и славит их хозяев в обмен на угощения. В Хэллоуине это выглядит как обход домов ряжеными детьми со знаменитой фразой "сладость или гадость"... ну, или... "не будь какашкой, угости вкусняшкой" (с). И как бы наши "поборцы за исконно славянское" не поливали грязью Хэллоуин, он-то и является отличной рудиментарной версией рождества. Ведь там ряжение ("guising" - от слова "ƿīse", т.е. "вид") идет во главе всего праздничного ритуала. Разумеется, он стал детским, несерьезным, да и одевается кто во что горазд. Однако Рождество и это растеряло. Рождественские песенки - это славление Христа... не настоящего, а того, что по канону. А наши колядки уже в 19 веке не имели изначального смысла. Ну, и нынешние "Jingle Bells" - это уже совсем деградация.

Но смысл остался в названиях. Так, "Славление" или "Слава" в английском языке трансформировалось в слово "Celebrate", то есть "праздновать, отмечать праздник" (СЛАВ = CELEB). А вот западные славяне до сих пор называют "Славой" фамильные праздники:

"Слава (серб. слава), также известный как Крестная Слава, Крёстное имя, Святой (серб. крсна слава, крсно име, свети) — южно-славянский народно-православный обычай, празднование дня семейного святого. Этот обычай в основном присутствует у сербов, которые считают Славу одной из особенностей своей культуры; однако Слава празднуется и в Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине, а также в некоторых районах Хорватии, граничащих с Боснией и Герцеговиной. Известен он и в прилегающих районах Болгарии и Румынии.

Слава празднуется в честь того или иного святого, почитаемого всеми семьями рода или всем селом. В зависимости от этого различается четыре типа обряда Славы: индивидуальная, родовая, сельская и церковная". (Википедия)

Вот как раз это и приближенно к настоящему значению Рождества... Ну, на километр, конечно, но приближено.

Слава = Крёстное имя.
Слава = Святой покровитель рода.
Собственно, именно поэтому славили ХОЗЯЕВ дома уже в упрощенной традиции.

На Святки, Вьюнцы, Купалу и прочие праздники СЛАВЛЕНИЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РЯЖЕНЫЕ, что в Евангелии отображено как приход трёх волхвов к младенцу Иисусу. Само собой, три волхва - это ряженая толпа, названных в "каноне" загадочным словом "маги" и даже "короли". Само слово "волхв" означает ряженого, на самом деле. А вот из ЭТОЙ СТАТЬИ вы узнаете, что слова "Колдун" и "Волшебник" произошли от "Коляды" и "Волочения", то есть Колдуны и Волшебники - это те, кто ходит ряженой толпой. Никаких спецэффектов! Но чудо-таки происходило, ведь Колядуны, Волочебники, Волхвы СЛАВИЛИ.

Такое славление внешне заключено прежде всего в величании - громком произношении ИМЕНИ человека. А в имени, по идее, заключена СУТЬ данного человека. Имя просто так не придумывалось, оно давалось... духами (спросите у индейцев и шаманов!) в соответствии с судьбой нарекаемого. Узнать судьбу раньше было обязательным - поход к оракулу (на курган) это обеспечивал. Обряд совершался при достижении половой зрелости и выглядел, грубо говоря, как смесь Страстей Христовых, Святочного гулянья и Шаманского транса.

Вот и связываются у нас колядующие с оракулом. Потому-то и называли эту "погань" ВЕЩИЦАМИ, ВЕЩУНАМИ (откуда произошло слово "ведьма"), от слова "вещать" (опять же не от "ведающей матери"), то бишь "пророчествовать" (кстати, от этого же слова произошло название "Ватикан"). И как бы неспроста в Библии у нас ТРИ волхва, подобно ТРЁМ мойрам, предсказывающим судьбу, как и у оракула три ножки:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Как и в сказках Ивану всё удаётся на третий раз, на третью ночь. Как и Иисус висел на кресте три дня...

То, что в имени заключена вся суть, - несомненно. Это отображено всюду: от поверий, будто зная имя демона, можно им управлять, до христианских "диалогов" типа вопрос-ответ, популярнейшим из которых является "Голубиная книга". В ней Волотомон (Владимир) спрашивает у Давида, как зовут, например, "всем зверям отца" или "всем птицам мать". И Давид даёт ответы. Из этого же глубоко философского момента выросли такие потехи, как Загадки, где сама загадка - это описание объекта (ага, как раз Харя-Характеристика), а отгадка - это конкретное название (Имя) объекта. Поэтому же шаманы и, в частности, Один не раскрывали своего имени духам во время навьих путешествий, ибо неХ...

Кто такой Давид?

Нам его рисуют, как некоего величайшего правителя еврейского народа, но на сей счет у меня, естессно, своё мнение... языческо-христианское. Так, Давид прежде всего связан с Псалтырью - сборником песен, и его иконография основывается на изображении... Гуслей:

Царь Давыд на фасаде Дмитриевской церкви во Владимире. (Официальная версия). По другой версии, это Сварог с Алатырь - камнем, на котором высечены Веды.
Царь Давид на фасаде Дмитриевской церкви во Владимире

Неоязычники, не понимая того, что видят, часто придумывают свои версии под брендом "славянская мифология", поэтому и данное изображение стало у некоторых не Давидом, а "Сварогом". Ведь легче так, чем перечитать Голубиную книгу и раскопать её исток. Чем имя "Давид" не угодило "знатокам", я не знаю... по мне, так вполне себе европейское слово от корня "Deus", то есть как бы "Бог".

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Давид у нас Пророк, то есть "Вещун". Как и его инструмент - гусли - былины называют "вещими":

"Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он поднимал
И на струны возлагал живые,-
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали"
(Слово о полку Игореве. Перевод Н. Заболоцкого)

... Вот и СЛАВА всплыла в сочетании с ГУСЛЯМИ. Никаких совпадений, лишь символы, подобные хлебным крошкам Ганзеля и Греты.

Если погружаться в христианские тексты духовных стихов (как превосходно делал это мой любимый Веселовский в своих "Разысканиях..." 19 в.), то можно обнаружить такой образ, как "книга судеб", а сам Бог выступает в качестве "Усуда" - того, кто раздает судьбы. А если судьба записана в форме символа, то есть ИМЕНИ, то и книга судеб представляет собой книгу имён, КОЕЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ГОЛУБИНАЯ КНИГА, которую может прочитать только Царь Давид, то есть "Deus", то есть Бог, и из которой он знает ИМЕНА "всем деревьям отца", "всем травам матери".

Данная мысль, а никакая иная, я уверен, вылилась в церковный "месяцеслов", в котором записаны по датам именины всех православных святых, по которому до сих пор крестят детей. Крестят - дают КРЁСТНОЕ ИМЯ (то бишь Славу) в честь святого, то есть СУДЬБУ святого. Это уже искаженное представление, ведь имя дается не с целью повторить чью-то судьбу, а для описания собственной функции в мире (потому и "слава" - чем прославился, прослыл, чем будет знаменит в обществе, как о тебе будут говорить, какую миссию будешь нести).

Но чтобы понять "пантеон" святых, надо вспомнить языческие представления о Вальгалле, где пировали скандинавские герои, или греческом небосводе, на который Зевс помещал прославленных героев в виде звезд, и тогда сразу станут видны истоки астрологии, когда люди пытались структурировать потерянные данные, совмещая дату рождения с созвездиями и судьбой, отчего так популярны и запретны были в российских деревнях "отреченные" книги типа "Зодий, Шестокрыл, Остролог".

Может, дело действительно в управляющих судьбой звездах, а может, это очередной глубокий символ, ведь даже в колядках 19 века мы встречаем неизменное "дети - часты звездочки" в то время, как родившийся младенец Иисус тоже ассоциируется с Вифлеемской звездой.

Я - не астролог, но успел копнуть знаки зодиака, поняв, что это такая же система мощных символов, связанных друг с другом, как и алфавит, поэтому наши представления о Зодиаке неверны... Кстати, продумывая структуру романа "Метель" я очень активно пользовался идеями Зодиака, ну... той его части, которую смог понять на момент написания.

В сухом остатке имеем лишь взаимозаменяемые символы: дети - звезды - судьба - предки. Думаю, интуитивно вам это должно быть понятным, но если нет, то не страшно, просто держите в голове картину мира язычника, в которой души еще не рожденных детей живут там же, где и души усопших предков. Оттого и совпадает понятие судьбы-имени с памятью о предках.

Причем "предки" - это не такие уж и реальные родственники. Здесь, скорее, как в сказках, "дед да баба"; и все эти "всем зверям отец" и "всем травам мать" - то же самое, что и греческие Титаны (от слова "Деды") - ПРИНЦИПЫ, ПЕРВОНАЧАЛА, те самые, что определяют РОД схожих по своей сути вещей.

Души эти выражены звездами на небосводе, с которого "падает" на землю Голубиная книга, в которой записаны Имена... То есть Имена записаны в Звездах, что и стало отправной точкой "Астрологии". Видите, как естественно эволюционируют (деградируют) понятия? То, что было символом, со временем становится прямым указанием, смешиваясь с домыслами, историческими фактами и всем, чем только возможно.

И точно так же, как и Голубиная книга, с неба падает Зоря или Афродита, или Ева, или Люцифер, или еще кто-нибудь, дающий начало жизни на Земле и становящийся хранителем судеб.

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Земля-Гайя в окружении ряженых панов. Гайе принадлежал первый Оракул.

Короче, Давид со своими Гуслями, ведающий Имена, то есть Судьбы, - непростой образ и очень даже рождественский... Ведь гусли - это один из "грехов" ряженой толпы:

"...ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами..." (источник, хотя то же самое найдёте почти везде, где говорится о гуслях)

Помните, как Садко волновал Морского царя своей игрой на гуслях? За образом Морского царя скрывается Посейдон, который, как и Святой Николай, в принципе, относится к морю чисто символически, что мы разбирали в специальной статье. И на самом деле его образ относится к "хранителю источника", того самого, которого в христианстве назвали Иорданом, придав ему южно-азиатской географии и забыв, что значит сие слово - источник "яри", идущий от "духов предков". Потому и царь Морской - живущий ПОД ПОКРОВОМ (морским) - символ нави. И дочери морского царя, те же "валькирии", "лебеди" и т.д. - это как раз носительницы судьбы - души - для героев... Даже в скандинавских сагах прослеживается этот момент, но время сделало их теми, кто, наоборот, забирает души умерших... Между тем, например, Хельги получил свою валькирию, сидя на кургане... О чем я и пишу - Обряд получения души на кургане ("красной горке")... К нему и сводится празднование "Рождества"...

Простите, вот не хочется отвлекаться на кучу примеров, но как-то само течёт из меня...

Итак, при помощи гуслей Садко заставляет Морского царя проявлять себя, добивается богатства и своей "валькирии". Это всё о подарках из нави. При помощи гуслей же Боян вещает славу князьям - то есть говорит об их судьбе, предсказывает её, проявляет. При помощи гуслей Давид совершает свои пророчества в виде песен - вещает. И конечно же, гусли (лира) - атрибут вещего бога Аполлона. То есть гусли - это инструмент Оракула, а Оракул - это тот, кто даёт ОТКРОВЕНИЯ, то есть ОТКРЫВАЕТ. Поскольку "навь" - это "сокрытая" часть мира (однокоренные слова: "nebula, небо, нимб, нимфа, невеста, новое"), то оракул открывает её часть (долю) - вещает. Навь - это духи, оракул ПРОЯВЛЯЕТ их в виде судеб, имен, славы.

И вот вам интересные сопоставления: гусли - гудят, гусли - вещие, гуслями (песнями, славой) проявляет духов оракул. Смотрим словарь: γοῶ [гу, гоу] - стонать, плакать (читай, гудеть); γόης [гойс] - колдун, волшебник, обманщик. Ну, и, конечно, средневековая "гоетия" (γοητεία) - различные способы ВЫЗОВА ДЕМОНОВ и составления талисманов... Как вам такой поворот? Тут и "нечисть", и "гусли", и "колдуны". Всё в одном флаконе.

И коль колдовство и волшебство у нас - это вещание, оракул, то и слово "гадать", думаю, будет в тему "гуслей".

И раз уж "скифы" имеют "ряженый" символизм (как и "русы" - "рожи"), что уж мы про запад-то ничего не скажем! Тонешь сам - топи другого! Получай, фашист, гранату: как вам "Готы" в разрезе этих "гуслей, гоэтии"? Нет? А знаете, как назывался византийский святочный карнавал? - ГОТСКИЕ ИГРЫ! Такая вот готика. Аминь. Живите теперь с этим...

Рождество

Как я говорил чуть выше, символы проявления духа - звезда или младенец (звезда появляется из тьмы, младенец появляется на свет из утробы - укрытия). Именно поэтому хранительница судеб всегда является хранительницей детей.

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Классика...

Хотя, по сути, судьбу свою юноша получает именно при достижении зрелости, в возрасте "куроса", коим был Аполлон. Потому и говорят, что второй раз рождается. "Дваждырожденный, двухвратный" - это всё эпитеты опять же Диониса. Дэнчик с Аполкой всюду, где есть хоть какой-то намёк на рождество (параллельные персонажи разных народов, противопоставленные друг другу учеными).

Это и есть смысл празднования "Рождества"... Рождение Иисуса - это не реальное рождение реального мессии. Рождество - это проявление в яви новой души, судьбы, указующей звезды... Той души, которую, по алтайским поверьям, хранит после рождения у себя покровительница детей Умай (та же Баба-Яга, Геката и прочие), возвращая её человеку, когда созреет. Потому и называется на греческом это "Эпифанией", то есть "Проявлением", что позже стало "Теофанией" (Богоявлением), что, как вы позже увидите, на самом деле "масло масляное":

"Богоявление (греч. Θεοφάνια — Теофания), более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания); ещё одно название — Просвещение (греч. Φώτως) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане".

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению. Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа, поклонения волхвов, а также крещения Иисуса в Иордане". (Википедия)

Как видите, даже тут говорится о неразрывности рождения, пришествия "волхвов", то есть "ряженых", и ныряния в Иордань. И событие это - не одного конкретного человека, а каждого... и у каждого в свой СРОК (созревания). Вспомните о том, что такое "Слава", и поймете, что праздник "Рождество" можно спокойно переименовать в "Именины"... Только не те именины, что каждый год, а те, что раз-два в жизни.

Иисуса у нас принято называть "Царем небесным", но и на Святки, и на Майский праздник, и на Юрьев день в гуляющей толпе всегда выбирался "Царь", который возглавлял всех ряженых:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Шут-король

Сравните с тем же Дионисом, управляющим своей свитой:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Кстати, данная картина называется "Триумф Вакха и Ариадны", той самой Ариадны, что даёт НИТЬ, то бишь та же "валькирия":

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

И именно в этом моменте Христианство сделало отступление от традиции, убрав "невесту", переложив её функции на мать (Деву Марию), что тоже не возбраняется, но чисто по-язычески недостаточно (новый канон, что поделать). Однако, Иисус до сих пор называется "Женихом", а его церковь - "Невестой", как и праведницы, связавшие свою жизнь с Ним - "невесты Христовы". Более того, рядом с ним поместили Магдалену... тоже Марию, так что символы непотопляемы! Святочному и майскому царю тоже выбирали "королеву"... А еще у меня есть статья про кентавров, их связях с "женихами", "князьями" и их невестами... Там всё, что нужно, есть.

И я больше чем уверен, что россказни про шабаши ведьм с черным козлом-сатаной во главе - это ровно то же самое:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Ну, и вот фоточка с современного фестиваля в честь Белтейна (майский праздник, аналогичный святкам, который коммунисты нам вернули как "день труда"):

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Beltane Fire Festival 2010, BBC

Но слишком жирно будет, если я еще и тему "невест" тут подниму. Она крайне важна и интересна, но придётся разъяснять, почему Гера - одновременно сестра и жена Зевсу, и прочие примеры, а у нас тут, знаете ли, не концерт по заявкам, а новогодний "голубой огонёк", идущий по сценарию и пишущийся уже больше недели. Так что пора бы и на финишную прямую выходить.

Deus

Как видите, мы не выходим за определенный круг понятий, несмотря на то, что примеров и терминов приведена уйма. Всё вертится вокруг Ряженых, которые есть волхвы-колдуны, они же будущие "астрологи" ("халдеи" = "колдуны" = "коляда"). Они же связаны с Вещанием, то бишь Проявлением, то бишь с Эпифанией. А еще ряженые - это Театр. Поэтому давайте вернемся к этому термину, тем более, что театр - основа современного маскарада и святочных гуляний.

Основная версия гласит, будто "θέατρον" переводится как "место для зрелищ, зрелище" и происходит от "θεάομαι", то есть "смотрю, вижу". Но, простите, разве "θεός" - это не "бог" по-гречески?

Вот мы и подошли к "сакральному" слову "Теос, Деус, Диво", которое, как оказалось, в корне своем несёт слово "Вид" и, соответственно "Вещать" тоже, ибо оба они относятся к проявлению (то, что проявлено, видно, откуда столько отсылок к пресловутому Солнцу и свету, когда речь заходит о Боге - что освещено, то видно). А в слове "ВЕЩЬ" и "ВИД" как раз содержится корень "Явь", который в алфавите имеет вид ВТОРОЙ БУКВЫ - "θ"... Да, увы, не "б" и даже не "в" - обе они были, как я понял в ходе долгих сопоставлений, когда-то одной единственной "θ". Страшненькая, шепелявая, как голова Медузы Горгоны, буква, рисующая нам в одном только символе целую космогонию о создании мира (кстати, в легенде о рождении Аполлона она тоже есть) и давшая нам огромный спектр звуков (но не букв) в различных диалектах: б, в, ф, п, с, т, д. Можете даже не спорить со мной, это совершенно бесполезно.

Чисто для примера: слово "ВИДеть" и "SEE" - одного корня и значения. Похожи? Кстати, раньше "see" в Европе писалось как "sēon, zien", что уж очень сильно напоминает на "чисто еврейское" название главного библейского кургана, известного как "святая гора", "обитель Божья", - Сион. Попадание прямо-таки в яблочко.

Но самый мой любимый пример, чтобы прочувствовать эту "явь": "ВЕЩЬ" и "THING" - одно и то же слово! Похоже? Могу еще кучу примеров привести, но этот - ярчайший и простейший. Как раз он и выдал когда-то с головой мне эту таинственную "явь", то есть "θ", хотя я просто изучал английские артикли, после чего стал очевиден эпитет вещего Аполлона - покровителя посвящаемых юношей в тех племенах, где не знали Диониса, - Феб (Φοῖβος), что нам переводят как "сияющий" и на основе только этого делают классический тупой вывод, будто Аполлон - бог Солнца.

"Эпифанией", до того, как стать "каноном" Иисуса, называли именно Аполлоновы праздники, и этот корень "φαίνω" как раз однокоренной эпитету "Φοῖβος".

Справедливости ради надо сказать, что это не я такой умный... Нет, обнаружил, что вторая буква алфавита - это "θ", и увязал её с "явью", а явь с Аполлоном, чертями, ряженными и прочим, о чем пойдем речь дальше, я самостоятельно, и делал это аккуратно на протяжении нескольких лет (да вы и сами можете проследить эволюцию моих суждений здесь, на сайте). Но ВПЕРВЫЕ мысль о том, что греческое "божественное" "Теос" относится к термину "Явление", высказала автор ЖЖ "Смысл слов" spr-i-ng, продемонстрировав сравнение этого "Тео" со словом "Тело" (давно это было, а сослаться не на что, но вроде ничего не путаю). Тогда мне мысль очень понравилась, но я давно уже не верю на слово никому (особенно, когда слышишь от того же автора глупейшее заявление "Велес - бог коров", а "волхвы - это пастухи"), предпочитая "улыбаться и махать" до тех пор, пока сам не докопаюсь до правды. В общем, находка грандиозная, сенсационная и достойная всяческих похвал, но пока я не нашел собственные доказательства, идя своим путём через мифы и буквы, не мог принять её полноценно. Теперь же отвесим дружный синхронный благодарный поклон spr-i-ng за "Теос - Явление" (у нее реально талант выражать смысл кратко), пожелав ей успешного и скорого издания собственной книги, выслушаем в ответ новую порцию традиционных оскорблений и продолжим.

Интересно, что и шествие дионисийской ряженой толпы называлось подобным же словом - "θίασος". И, видимо, это же слово лежит в основе латинского "Fasti", то бишь "Фестиваль" - "праздник". И тогда имеем довольно крепкую связочку:

Бог - Проявление - Праздник
Черти - Ряженые - Вещицы - Проявление - Праздник
Судьба - Вещицы - Рождение - Праздник
Судьба - Гадание - Призыв Демонов...

Ну, и добавьте сюда моё недавнее скромное предположение, что "Иисус Христос" можно попробовать перевести как "Суженый-Ряженый". Уффф... тут становится совсем жарко!.. от костров официальных и альтернативных инквизиторов за подобную "богохульную" ересь (ребята, просто у меня талант задевать чувства всех одновременно, терпите!).

Словари говорят, что "Диво" происходит как раз от "Divine", то есть "Божественный", но сами понимаете, это толкование мало о чем говорит. А вот теперь прочувствуйте смысл: ДИВО - ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ... Ведь это и есть настоящее чудо - когда проявляется, случается то, чего не существовало, чего не было видно. Ровно об этом же говорит праздник Рождества - о Рождении того, чего не было... О проявлении в нашем мире... чего?

Ну, так зря я что ли тут распинаюсь уже сколько времени?!

Ряженая толпа - это проявленные духи, навь, обретшая личину. Это тот самый обряд, знакомый любому индейцу (поиск духов) или христианину ("противная" одержимость и "любимое" крещение в честь святого). Потому он и называется "Эпи-Фания". "Вещать" - это ведь "делать явным (вещественным)"...

Это забавно, ведь появление "Ангелов" (с возвещением), сопровождающееся страхом или одухотворением, церковь трактует как чудо, а "неканоничных" объявляет "бесами", хотя для язычника было всё одно, ибо умели ориентироваться в мире духов, ведь этому посвящены почти все сказки, которые ребенок слышит с малых лет, и даже каждый из вас сможет примерно вспомнить "навью географию" из детства. Тем более, что слово "Ангел" не такое уж и "библейское"... В наших деревнях 19 века еще можно было услышать "огулки, гаївки, гаілки, ягілки" и другие якобы "заклички весны". Заклички - это ведь громогласное (как и Слава) приглашение в наш мир, обращенное к Источнику.

Проявленные духи - обретение имени, судьбы, миссии. Это полноценное созревание личности, раскрытие её, что и называлось термином "арья". Раскрытие - главное слово всего того обряда, что мы ныне знаем как "рождество". Раскрытие - это "выворачивание наизнанку" - нутро выходит наружу (на рожу), что и нашло свое позднее выражение как ряжение.

Понимаете теперь, насколько глупо спорить о "священном времени, когда границы истончаются" - Карачуне, Йоле, Святках? Границы истончаются тогда, когда мы принимаем и с головой ныряем в то, что дано нам судьбой, самих себя, настоящих, раз и навсегда. Для этого не нужен "новый год", для этого нужно созреть!

Бог

Об этом говорит нам уже другое "божественное" слово, на этот раз "местное".

Я долго не мог сообразить, почему Бога называют "Богом", когда в этом слове нет ничего "высшего, небесного" и т.д... Сами посудите, однокоренное "Богу" слово "Бык" (bōs, buck, vacca), что в Ветхом Завете осталось в виде упоминания Золотого тельца. Но к чему это? Где тут "держатель Вселенной"? Но проблема как всегда оказалась в точке зрения, снова всё решил "ракурс". Сменив его, я увидел "бога" в ином свете.

Поймите, я не говорю сейчас о Боге, как высшем разуме и т.д., я говорю конкретно о СЛОВЕ "БОГ", не более. И для начала предлагаю сразу нырнуть в санскрит - там я нашёл наиболее полное описание "бога":

भोग (бхога) - восторг, чувство, наслаждение, восприятие, чувственное удовольствие, радость; полезность, принимать пищу, прибыль, богатство, доход, найм, заработок, выгода, преимущество, имущество, свойство, опыт; применение, использование, обладание, осуществление (плоды); извилистая или кривая линия, виток, змея, тело

Основное значение здесь - ПРИНЯТИЕ, приятие в себя, то, что берётся и становится своим (частью себя). Это относится и к опыту, и к имуществу, и к деньгам, и к чувствам (которые исПЫТываются, что равноценно оПЫТу и ПИТанию). Удовольствие - это тоже приятие, ибо приятно. Символы извилистой змеи и тела тоже понятны: змея обвивает и удерживает, тело несет в себе душу (и чувства), опыт, знания. А принимается то, что субъективно ПОЛЕЗНО (отторгается то, что вредно).

А что ПОЛЕЗНО, то есть БЛАГО:

"Учение о Божественных именах наиболее полно изложено св. Дионисием в "Ареопагитиках". На первом месте среди Божественных имен св. Дионисий называет Благость. По причине Своей благости Бог создает мир, распространяя на все сущее животворящие "лучи всецелой благости"... Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему» (св. Дионисий), Он выступает Причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как Благо и Красота, Бог есть предмет любви" (взято с "Азбуки веры")

Похоже на санскритское "Бхога"? Но есть еще и "Бхага":

भाग (бхага) - единица измерения, часть, взнос, удача, отделение, деление, область, сторона, достоинство, величество, счастье, процветание, красота.

Тут говорится о ДОЛЕ, что есть главный символ СУДЬБЫ, откуда и выросло понятие счастья. "Достоинство" и "величество" - это выражение качеств человека в его ценности для общества (цена = достоинство = единица измерения, эквивалент), что отвечает на вопрос ЧЕМ И НАСКОЛЬКО ОН ПОЛЕЗЕН (важен) - то есть то же самое, что мы видели в понятии "Слава" (чем прослыл).

Поскольку "Бхага" и "Бхога" ну уж очень схожи - очевидно, некогда одно и то же слово, есть смысл их сопоставить:

Судьба - доля, то, что выделяется из общего количества (навь, мир духов) в частное (душа).
Цена - выражение одного другим (суть выражается символом).
Выражение сути символом - это заключение её в некую форму, тело, т.е. обличение.

Во всех трёх случаях видим, как нечто "необъятное" помещается в определенный объем, как в "бочку". Это и есть, утрированно, то самое "проявление", когда нечто неявное и неизмеримое становится явным (видимым, вещественным) и точно определенным, "род" становится "видом".

Поскольку проявление - это рождение, то есть смысл сопоставить это с созреванием, т.к. плод рождается только при достижении зрелости (привет "Грехопадению"). Есть ли это в слове "бог"? Есть!

Во-первых, в самой "бхоге" мы видим "осуществление", далее - слово "big (большой)" - это то, что сильное, собрало в себе достаточно сил; "bacca (ягода)" - налитый соком созревший плод. Слово "Холостяк" - bachelor - это зрелый и готовый для продолжения рода, но пока одинокий человек. Везде смысл зрелости.

Этот же корень заложен во втором имени Диониса - Вакх ("Бахус"... чем не "Бог"?). Его же мы видим в Богатыре. Вообще, само слово "Богатый" - это как раз о наполненности, об ИЗОБИЛИИ. Вот и Богатырь у нас по-другому звался "Буй-тур", то есть "Буйный". А что такое "Буйный", как не Изобильный? Силы, ярость переполняют человека, отчего он буянит. И соответственно, важнейший символ Бога в славянских заговорах - остров Буян - потому так и назван, что ИЗОБИЛЬНЫЙ. На нём живут семена всех растений, то бишь НАЧАЛА, "титаны" в виде "всем птицам отец", "всем змеям мать" - привет Голубиной книге, книге судеб, хранящей эти имена, которую может прочесть только "Бог".

Итак, мы увидели, что:

Бог - судьба - доля - часть от общего ("рода")
Бог - то, что вобрало в себя.
Бог - наполненность, зрелость, а это есть проявленность.
Бог - это изобилие.
Бог - благо, польза

Итого:
благо - то, что полезно,
полезно - то, что созрело,
созрело - то, что оформилось, наполнилось силой, что вобрало её в себя,
вобрало в себя из общего источника...

Источник этот изображается "царством мёртвых", то есть "духов", "Иорданом", в виде Рога изобилия в античности или в виде Святого Грааля в Средневековье.

Подарок герою от "царства мёртвых" - это "шапка невидимка" Аида - предмет, скрывающий личность героя. А это и есть маска ряженого, поскольку она скрывала лицо человека и являла лик духа. Сокрытие обычного лица, закрывание глаз - это символ мертвецов (жмурки), нави, духов. Закрывающий глаза превращается в духа... В таком виде, как "один из своих", шаман путешествует в "том" мире. Интересно с этом плане, что в английском фольклоре чёрт называется "bogey".

Такое вот "благо", и именно такое "благо" заложено в понятие "Арья", ведь "арий" - это не национальность, а статус. Тот, кто раскрылся (откуда все эти сходства с "орать - пахать").

God

Ну, и далеко ходить не надо, чтобы понять, откуда тогда ноги растут у английского "God". Достаточно лишь держать в голове формулу "Бог есть Благо", и тога будет ясно, что God - от слова "Годный, выгода, угода".

Главное - не забывайте, что за этой "годностью" скрывается та польза, которую приносит полностью реализовавший свой потенциал, раскрывший свою суть, явивший её миру объект (человек). Если этого не происходит, объект (человек) не может считаться "настоящим" и, следовательно, годным... Негодяй, короче.

Словарь Фасмера вторит этому, говоря, что "год" - это: "укр. годi "хватит, кончено",.. словенск. gȏd "пора, спелость, праздник, годовщина",.. латышск. gadîgs "способный...", gadît "попадать, приобретать, находить", gadîtiês "находиться, появляться", др.-в.-нем. gigat "подходящий".

То есть "Год" изначально - это не "365 дней", а срок зрелости, завершенности, достаточности.

Блаженные

Получается, что ряженые - это костюмированное выражение духов посвящаемого юноши, раскрывающих его суть, видя которую, он может узнать свою судьбу, став "годным". То есть таким образом юноша через зрелость ощущает божественность. Это состояние крайне измененного обрядом сознания, другими словами, вдохновение или опьянение.

Но мы знаем, что синоним слова "Бог" - это "Благо".

А на Руси православной издавна известен образ "Блаженного" - эдакого "дурачка", которому всё можно (поведение инициируемого тоже мало чем по дури отличается). Зная, что народное имя посвящаемого юноши - Иван, о чём была у меня целая статья, легко понять, откуда взялся сказочный образ "Ивана Дурака".

А поскольку сам образ ряженного также восходит к "бесам" и "псам", то также становится понятным, откуда появился собакоголовый святой Христофор (несущий в себе Христа). Тут также хочу отметить, что если я прав и "Христос" действительно означает "Ряженый", то "Христофор" буквально становится "Носящим наряд", что равноценно В ДАННОМ СЛУЧАЕ одухотворенному или божественному состоянию. Оттого и "пёс" лохматый.

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Святой Христофор

Но это - частный случай, так как исторически за "собаками", как и за чертями-сатирами, закрепился обратный "Грязный" образ, и в этом нет особой беды.

Почему мы пьём?

Ну, и закончим, собственно, самим опьянённым состоянием ряженных, вошедших в легенды как Дионисова безумная оргия. Посмотрите на кентавров, сатиров... Они ж бешеные! Яростные! И в этом нет ничего удивительного. Найдите на сайте мою статью про "Сочельник", там среди всего словоблудия вы поймете, что под "Соком" скрывается "Суть, Естество, Наполнение, Сила" (как раз корень "Сат" в слове "Сатир"). Этот "Сок" попал в мифологию как некий священный напиток, типа Сомы или Мёда поэзии, или Нектара, питающего "богов". Он же течет из Пегасова источника муз.

Вспомните своё состояние, когда вас посещает вдохновение, то есть когда дух входит в вас.

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Скульптура Бернини "Экстаз святой Терезы" - ангел пронзает копьём Терезу, отчего у нее случается экстаз. Сплошь эротика

Это состояние невероятной энергии, силы, МОЩИ. Это чистая энергия, которую у нас называли "Ярь", а греки "Эрос", в честь которой юноши, проходящие обряд назывались "Героями", а мужчины получили эпитет "Vir" (всё одно слово). Именно в этом состоянии находились главные культурные герои "ариев" - громовержцы. В честь этой энергии "источник", обозначенный символически Буйным Жеребцом или Сердцем, в который "ныряет" герой и из которого он будет черпать свою мощь всё время, назвали "Эриданом" или "Иорданью", что стало в конце концов обычной "купелью", в которой крещенный якобы очищается. В честь неё же природный сезон невероятной концентрации живительной энергии назван "Яр, ver, ἔαρ" (весна). В честь неё же Дионисийский разгул назван "Оргией" и сведён нынче лишь до "сексуального разврата".... Хотя разврат - это иметь такое примитивное представление обо всём этом, боясь посмотреть чуть дальше написанного в энциклопедии.

Самым естественным биологическим выражением вдохновения - это эрекция и фаллос (как раз от слова "наполняться, наливаться соком, набухать", на-БУХ-ать, где БУХ - однокоренное "Богу"), откуда мы и имеем пресловутый академический "культ фаллоса в древности". Собственно, сатиров от остальных персонажей и отличает наличие мощнейшего фаллоса:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -
Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

И тут же "вино" или виноградная лоза, или бурдюк с вином, ставший в мифологии Силеном (Σιληνοί) - толстым (как бурдюк) пьяным (как вино) мужиком. Но речь не о вине и не об алкашне, как кажется на первый взгляд... Точнее, это стало вином и алкашнёй, но изначально относилось к тому, что зашифровано как "Сок, Сома, Мёд" - символ души, естества. Соединяясь с ним, человек "пьянеет" - вдохновляется, воодушевляется и способен делать предназначенное с радостью и счастьем. Откуда возникает вопрос: уж не от слова ли "сила" или "soul (душа)" происходит имя "Силен"?

Знаете, я как-то писал главу книги 12 часов подряд, практически не отрываясь. Что это, если не "муза"? А уж по поводу главного символа вдохновения - фаллоса - лучше всего выразился один мой друг, который делал полдня творческую работу и, завершив её, удовлетворенно показал "кулак в пол руки", выражая свою эйфорию.

Вот, о чем был этот праздник, метко названный "Рождеством"... Рождением чуда среди гуляющей "нечисти". Именно в таком состоянии экстаза юноша пробивал границы реальности и совершал "катабасис", чтобы встретиться с душой ("валькирией, Анастасией" и т.д.), получить ОТКРОВЕНИЕ и стать "настоящим арийцем", как от него этого требовала традиция.

Могла ли такая цивилизация быть "примитивной"? Могла ли её культура быть "суеверной", если вся вращалась вокруг понятий: "судьба как польза для общества", "польза как божественное проявление", "преобразование нави в вещественное через человека". Это же сплошное созидание, хотя и были, судя по косвенным данным, арьи довольно агрессивны ко всему, что не относилось к их традиции. Могла ли такая культура вообще существовать на нашей грешной земле? Я не знаю, друзья, не знаю. Символы подвели меня к ней, но реальность...

Однако не зря ж древние поэты ностальгировали по Золотому веку - веку Сатурна - Деда (духа) человечества. Как говорили аркадцы, то было еще "до Луны"... Я - не фантаст, поэтому не буду рассуждать на эту тему в стиле известного телеканала а-ля "сам видел лично, мамой клянусь!". Но... говоря о "маме"... Почему материнское божество во времена позднего средневековья стало изображаться "лунной богиней"? А поскольку главный символ любой богини - это ЛОНО, не указывает ли на него имя "Луна"?

Вот, подсмотрел у poslan7777 гравюрки вроде этой:

Ряженые, Бог и Рождественское чудо -

Я не разбираюсь и не интересуюсь катастрофами, но люблю символизм. Здесь рак под ногами Луны явно астрологический. Но трактовать сие как "луна в раке" нет смысла, ибо такое случается ежедневно. Однако те, кто читал мою "Метель", знают, что символ Рака отсылает нас к Ковчегу. И если Луна - это Лоно, то символ Ковчега тут вполне уместен... Но к чему это всё - не моего ума дело, хотя из мифологии могу сказать, что именно с Луной связывали символ "священного напитка", который есть вышеупомянутый сок, мед, вино, нектар - суть, превращающий юношу в героя...

Но это просто так... заметки на полях. Может, кому пригодится.

Потеряв сложное обрядовое одухотворение, мы обрели "вино"... заменив естественное "божественное" опьянение на искусственное. И потому так любим его (окей-окей, не все "мы"), потому что оно так обманчиво внешне похоже на ТО САМОЕ...

Но радость должна идти не от жидкостей из бутылки, а от "жидкости" из сердца, с ТОЙ стороны. Недаром же само слово "fest", то есть "праздник", произошло всё от той же "толпы воплощенных".

Таким образом, Рождество и прочие - это действительно праздник урожая, но... урожая духовного, который не появляется ежегодно. Праздник созревания, праздник "наполнения соком", получения главного подарка от "предков" - собственной души. Как это происходит? Что ж, этому будет посвящен мой следующий год, хотя, полагаю, мы все и так в глубине своего организма знаем, что нужно делать...

А пока что сказочке конец, а кто слушал - тому по усам текло...

Знаю, вам надо многое переварить, поэтому прощаюсь. Для самостоятельного изучения (я ведь далеко не всё сказал), предлагаю подумать, почему английская святочная традиция "пить в честь яблонь" называется "wassailing", и почему это слово так похоже на наше "веселье". Мои статьи про Еву вам в помощь. И да, не забывайте читать "Метель" и делиться со мной своими восторгами:


Помню-помню, я обещал вам статью про Велеса, но Велес - лишь часть всего того, что я вам тут нагородил, хотя символизм у него и прекрасный. Но я и так тут в каждом блоке статьи при редактуре вырезал много секретиков, может быть, из вредности, а может, чтобы не перегружать и без того нагруженный текст. Поэтому считаю, что обещание частично выполнил... не напрямую, конечно, но вектор дал. Теперь ухожу на заслуженный отдых. Обещаю ли вернуться? Конечно, но... другие проекты тоже ждут моего внимания, а цвет настроения пока - выжатый лимон.

Всех обнимаю, кого-то даже целую, кого-то даже прощаю... Всем удачи в новом году! Ведь мы же с вами понимаем, что "удача" - это о судьбе...

// При оформлении статьи использована фотография Brigitte Erhart-Bermadinger

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru