Спартак

или

Приказано выжить. Часть 3

Выход данной части совершенно не планировался. Обстоятельством, побудившим к её публикации, стало одно недавнее малозамеченное в жизни страны событие. Настолько малозамеченное, что даже шумихи в оппозиционных новостных каналах не было практически никакой. Кто следит за новостями, наверняка обратили внимание на обнародование скромного официального документа. Как и следовало ожидать по законам пропаганды, появление такого акта законотворчества потерялось в других событиях, которые на то время летели как из рога изобилия со всех концов мира, и одно другого страшнее.

Спартак -

Но те следящие за новостями граждане, кто не забыл недавние потрясения из-за модной уколизации и всех социальных крючков, которыми к ней притягивали народные массы, наверняка озадачились мыслью. Естественно, не той, что действия правительства направлены во благо, а совсем другой. Как говорится, свежо предание… Но наивным было бы предположить, что биг-фарма успокоится на прошлых достижениях и не сделает новый заход. И будет этот заход гораздо более подготовленным и профессиональным. А что от этого самого нового захода придётся ждать?

Для сведения, тогда, когда всё только начиналось, пришлось побывать на одном достаточно крупном градообразующем предприятии в Поволжье. Как раз где-то в то время по предприятию издали приказ, согласно которому вход для непривитых граждан был запрещён. Все доводы существующих законов и здравого смысла были отброшены, и народ был поставлен перед выбором. Как на любом крупном предприятии, естественно, нашлись единичные сознательные граждане, начавшие протест, но основной массе, как всегда, было всё равно. Вот для них родное предприятие порадело, и организовало специальные рейсы в прививочные пункты на автобусах в рабочее время, тонко намекнув, что другие сертификаты принимать не будет. Всё, так сказать, по-честному. Ну и после первых же сеансов, в течение недели, ушли в мир иной несколько человек возраста около 40 лет. Все знали, что послужило причиной, но дружно потребляли сказки об ужасной болезни и продолжали ездить на прививки. Социальные крючки – святое дело, они не прописаны ни в какой Конституции, но вовсю и активно используются. А как же? Как там, мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус ©. Грешно смеяться, в общем. Можно рассказать другие ужасные истории по данной теме, но полагаю, многим и без этого их известно достаточно.

Ну и в свете вышеуказанного события – а собственно откуда в верхах уверенность, что в будущем придётся обеззараживать население и территории? События 2023 года, особенно осенние, упорно нам вещают, что в мире некто упорно развязывает очередную мировую войну. Естественно, с применением новейшего оружия массового поражения, после которого во многом проводить санитарные мероприятия по населению будет бесполезно и бессмысленно. В крайнем случае, разумно будет сразу делать зону отчуждения по аналогии с Чернобыльской, с контролем входа и выхода из неё и без всякой санитарной обработки населения в больших масштабах. Или на верхах уже запланировали нечто более другое, под видом гипотетической или не совсем гипотетической внешней угрозы?

Когда-то в СССР, после Великой Победы, перед страной уже стояла напасть другой войны принципиально иными методами её ведения. Но как ни странно, новых подразделений по санитарной обработке населения никто не создавал. Обходились как-то существующими силами и средствами. Какие в этом случае проводились мероприятия, рассмотрено здесь и здесь, на примере обычного провинциального города Мурома. Неужели там учли всё, кроме возможных массовых действий по излечению людей от поражающих факторов, чтобы вернуть их в строй?

Впрочем, не будем отходить от темы.

Спартак -

Спарта́к — руководитель восстания рабов и гладиаторов в Италии в 73—71 годах до н. э. Был фракийцем, при неясных обстоятельствах стал рабом, а позже — гладиатором. В 73 году до н. э. вместе с 70 сторонниками бежал из гладиаторской школы в Капуе, укрылся на Везувии и разбил высланный против него отряд. В дальнейшем смог создать сильную и относительно дисциплинированную армию из рабов и италийской бедноты и нанести римлянам ряд серьёзных поражений. В 72 году до н. э. он разбил обоих консулов, его армия выросла, по разным сведениям, до 70 или даже до 120 тысяч человек. С боями Спартак дошёл до северных границ Италии, по-видимому, предполагая перейти Альпы, но потом повернул обратно.

источник

Полагаю, эта история знакома многим, её без значительных изменений проходили в школе во все идеологические времена. Естественно, идеал Спартака во многом притягателен. Сложно сказать, был ли такой человек в реалии, но будем считать, что был. Армия в 120 тысяч человек – это серьёзно. Сравните с современными действующими театрами военных действий, хотя бы по численности войск.

Личность Спартака с XIX века очень популярна: вождь восстания является главным героем ряда известных книг, художественных фильмов и других произведений искусства. Высокую оценку Спартаку дал Карл Маркс, и в дальнейшем эта оценка получила распространение в марксистской историографии. Спартак стал символом коммунистического движения. Многие исследователи отмечают связь восстания как со стихийной борьбой против рабовладения, так и с гражданскими войнами, развернувшимися в Риме в I веке до н. э.

Действительно, тема победивших взбунтовавшихся рабов у коммунистов на заре их деятельности была одной из ключевых. Про это слагали стихи многие поэты того времени. Интересно, почему сочинители применяли такой образ, если Спартак со своим движением был на расстоянии многих сотен лет от первых революционеров? А так и правда, гладиаторы, которых богатые римляне использовали как мясо в борьбе друг с другом, организовались и совместно пошли к победе. Или это самое мясо было совсем не так давно от конца 19 века? Ничего, кстати, никому это всё не напоминает, но из современных реалий?

Спартак -

Неожиданный поворот, согласитесь. Но я не это хотел донести. Ещё один интересный вопрос – а почему именем Спартака назвали целый спортивный клуб Потребкооперации, который до этого называли «Пищевик»? Совершенно уверенно можно сказать, что новое название клуба утверждалось на очень высоком уровне, гораздо выше, чем собственно сам его (клуба) руководитель на то время. Зачем так иронично решили пошутить? Вспоминаются подъезды многоквартирных домов эпохи застоя, исписанные принадлежностью футбольного клуба «Спартак» к пищевой промышленности СССР. Полагаю, читателям с возрастом 40+ это более чем знакомо. Что-то тут не так. Начинаем думать, и в качестве объекта для размышлений берём сравнительно типовой на то время объект – стадион «Спартак» в Муроме, образца 1950 года.

Спартак -

Не думайте, что за скромным входом, выполненным в аскетическом пролетарском классицизме, находится вполне заурядный объект социальной инфраструктуры того времени. Стадион был очень необычен хотя бы тем, что город до того времени не имел ничего подобного, воплощённого в виде капитальных конструкций на специально отведённой территории. До этого все спортивные мероприятия проводились на приспособленных участках с деревянными конструкциями, что подчёркивало их временность и недолговечность. А тут явно было сделано на века.

Спартак -

И уж совсем очень странно, что в течение первых двадцати пяти лет существования стадион в несколько этапов был снесён практически полностью, и в наши дни имеет уже третье название. Несмотря на то, что ещё живы люди, помнившие его строительство, найти какую-либо техническую документацию на здания и сооружения не удалось, несмотря на предпринимаемые попытки. Более того, при особой любви партработников увековечивать строительство и ввод в эксплуатацию подобных объектов в специальных фотоальбомах трудовой славы, ничего подобного из тех материалов в свободном доступе (и не только там) нет совсем. Все используемые здесь и далее фотографии опубликованы в социальных сетях исключительно из семейных архивов пользователей. Какую тайну унёс с собой наш стадион? И кто повелел так, что стадиону пришлось эту тайну унести?

Спартак -

Это действительно не шутка, от старого стадиона в настоящее время сохранились только трибуны, расположенные на заднем плане данного фото, и то с очень сильной степенью переделки. Неужели всему причиной ветхость и непрочность конструкций? Хоть и в настоящее время множество строительных экспертов утверждает о сильном износе объектов, выстроенных в эпоху Сталина, и истечении сроков их эксплуатации ввиду ограниченной работоспособности. Но при этом сносят почему-то только пятиэтажные дома, выстроенные гораздо позже. По крайней мере, столичная реновация тому есть яркий пример. Но в нашем случае уже в середине семидесятых годов 20 века стадион де-факто остался только с неизменённым футбольным полем, причём даже забор вокруг него был полностью снесён. Речь в данном случае явно не идёт об аварийности конструкций. Что бы это значило?

Давайте перед погружением в дальнейшее повторим матчасть.

Как мы помним из прошлых рассказов, архитекторы под руководством Берии вовсю начали готовиться к поражающим факторам нового неведомого доселе типа оружия, и при этом учли горький опыт уже прошедшей войны. И под это были разработаны здания и сооружения нового типа. Основной идеей подобного строительства был отход от одной из важных коммунистических догм – коллективного централизованного энергоснабжения. Именно прошедшая война доказала основную уязвимость такой системы, когда точный авиаудар врага или хорошо спланированная извне операция руками предателей выводили из строя большой объект энергоснабжения, а вслед за ним целые районы. Тот факт, что всё идёт вразрез с планами и идеями Ильича, никого не смущал – подобные условности даже не вспоминали. Время стало другим. На кону стояло очень многое, в первую очередь новый счастливый строй бывших рабов, и не просто победивших своих угнетателей, а прошедших помимо этого неведомую доселе по масштабам войну. Это вам, понимаете ли, не санитарную обработку населения производить, хотя и про это там тоже думали.

Технически всё сводилось к строительству зданий и сооружений двойного назначения, которые при наступлении определённых событий преобразовывались в автономные источники энергоснабжения. Доработка таких объектов производилась вполне несложно – имеющемуся мобилизационному резерву ставилась задача укомплектовать дома неким веществом в специальных контейнерах, путём их установки в штатные предусмотренные проектом конструкции. После этого дом мог не только обеспечить себя энергоносителями, но и без особых проблем снабжать ими целый близлежащий район. И такие дома строились по всему Союзу. Муром, понятное дело, исключением не был.

Спартак -

Естественно, после 1953 года подобные объекты стали разукомплектовывать. Какие-то при этом практически сразу, какие-то на протяжении ближайших лет. Поскольку сносить полностью было бы уже слишком, с них просто убирали отдельные значимые детали и узлы, объясняя это борьбой с архитектурными излишествами и непролетарской расточительностью. Недостроенные объекты так и оставляли, с упрощённой конструкцией здания, которую правили «на коленке», без участия архитекторов. И все творцы объектов двойного назначения, начиная от Берии, закончили очень печально. Тех, кто остался в живых, заставили отречься от своих плодов творения. Написано на эту тему достаточно много, желающие могут найти информацию в сети без особого труда.

Берия вовсе не был изобретателем подобных технических идей. Он был по образованию и призванию всего лишь архитектор царской школы, и не более чем пронёс свои знания из той эпохи в нужное время, для применения на пользу нового политического строя. Всё вышеприведённое было хорошо известно и вовсю применялось ещё задолго до наступления 20 века. Не исключено, что когда Берия получал образование, подобные физические процессы проходили в обычных учебных строительных дисциплинах, как ни в чём не бывало. На то время они были заурядным явлением, хотя вскоре архитектурные секреты начали запрещать во всём мире. К примеру, после событий 1917 года в России многие здания с аналогичным функционалом ждал или снос, или надстройка дополнительных этажей сверху, что в части уничтожения технологий было практически одним и тем же.

Ну и для понимания тех загадок, в которые мы сейчас погрузимся, оценим для себя некоторые постулаты на самом простом примере.

Спартак -

В конструкции любого сооружения, использующего архитектурные секреты, всегда должен быть металлокаркас из железа. В старину любое строительство начинали именно с него. Далее, в зависимости от идей архитектора, его обкладывали камнем, обшивали деревом, облицовывали чем угодно ещё или даже оставляли таким как есть. Это было глубоко вторично. В то же время, отдельные части каркаса выдерживали строго по определённым правилам. К примеру, на здании должны были располагаться три ряда ваз с неким веществом, обозначенных у нас как 1,2,3. При этом высотная отметка каждой вазы внутри ряда должна быть строго идентичной. Сами колонны здания могли гулять по горизонтальному металлокаркасу как угодно. Их можно было сдвигать как занавеску, именно так и делались портики. Но высоты h1, h2 и h3 всегда были константой. Саму вазу 1 из единственного числа можно было разбить на множество маленьких вазочек по числу колонн, соединив их кольцом, тем самым превратив в уменьшенный уровень 2, смысл не менялся. Количество вертикальных колонн должно было быть строго равным в каждом ярусе, и чётным числом. Хотя вазы на отдельно взятой вертикальной колонне при этом могли отличаться как по количеству, так и по размеру. И обязательно между колоннами каждого ряда должно было быть проложено специальное устройство – фриз. Его допускалось делать в виде железных решёток, деревянных кружев, гипсовых «акустических линз», опять же, никаких различий в итоговом функционале не было.

Можно было конструкцию слегка видоизменить, образовав одно из самых загадочных приложений технологий свободной энергии, т.н. «бездымовые трубы».

Спартак -

При данном способе она из колонн отрывалась от каркаса и переносилась в сторону, но при этом электрически соединялась железными проводниками с основной конструкцией. Можно было данные проводники применить в виде труб большого диаметра, что в общем и делалось, и прекрасно гнать по ним воду с помощью насоса, питаемого полученной энергией и находящегося под вынесенной колонной. Родники с питьевой водой во многих городах находились на отметках значительно ниже мест проживания. Соответственно, при выносе колонны под гору для обеспечения единой высоты ваз h её приходилось многократно увеличивать, делая в кирпичном исполнении и с наборными секциями внутри. Если видите где-то сохранившуюся бездымовую трубу, ищите взглядом церковь на горе поблизости, с высотой низа купола, равной высоте самой трубы. Если церкви нет, то увы, её снесли, возможно даже без фиксации присутствия в истории края. Жизнь знает случаи создания бездымовых труб в отсутствии церквей, но их форму перепутать сложно, они больше становились похожи на пожарные каланчи из-за своей толщины. Очевидно, строить конструкции с одной колонной внизу и связанной с ней церковью на горе было намного проще и дешевле. Не исключено, что и эффективнее.

Удивительные истории, правда? Почему же победившие рабы и гладиаторы поначалу это всё уничтожали? Но и это ещё не всё. Можно нашу конструкцию доработать несколько по-другому.

Спартак -

Спрашивается, и чего рабам не хватало?

Если сделать разрез в нижней части каркаса, и нарастить его в виде шлейфа из рельсов, то понятное дело, по ним можно будет запускать паровозы с некой технической хитростью. Кто понимает, о чём речь, наверное сразу же захочет спросить – а как сделать оси такого паровоза, чтобы его колёса были изолированы друг от друга и не шунтировали котёл? И на этот счёт были свои секреты, но не будем сейчас в них вдаваться. Паровоз, как вы понимаете, не колонна, выдерживать его высоту не надо, главное, чтобы мощность задающего устройства не терялась по всей длине шлейфа. Когда-то при царе Горохе (или чуть позже) на путях сообщения была целая служба, называемая Шлейфовая часть. Если видите старую церковь у вокзала и путей – ищите взглядом, откуда выходил шлейф. Хотелось бы и здесь привести пример из Мурома, но как-нибудь потом. На перегонах церкви заменяли водонапорные башни, у которых после некой научно-технической революции посносили каменные верхушки, и обделали ёмкости для воды деревом. Это как раз и были те самые бездымовые трубы, но без стоящих поблизости на горе церквей. Очень интересно.

Ну что, начнём? Давайте для начала сделаем рекогносцировку.

Спартак -

На фото начала строительства видно фрагмент трибун, доживших до наших дней. И на удивление, стройку обносит мощный забор, идущий прямо до Вознесенской церкви, находившейся в составе одноимённого монастыря. Сейчас там находится много жилых домов, а ранее были какие-то засеянные поля. Ничего удивительного здесь нет, в здании церкви также велись тренировки, там располагалась секция бокса. Очевидно, участок земли полностью отвели под строительство клуба «Спартак», вместе с церковью. Не исключено, что при царе земли были монастырскими владениями, и их отдали под застройку сразу все в имевшихся границах. Культовые здания вернули верующим уже после ухода СССР.

Не удивляйтесь, но на этом заканчиваются все фото из общего доступа, которые хоть как-то описывали строительство стадиона. А здесь, судя по автотехнике с грунтом, зафиксированы только работы по планировке площадки, которые совсем не информативны. Ничего по возведённым бетонным конструкциям понять невозможно. Разве что по стоявшим на отдалении монастырям можно понять ориентацию площадки строительства. Не густо. Судя по одежде и другим признакам, работы ведутся персоналом предприятий города, которых откомандировали на объект. Подобное в СССР практиковалось достаточно часто в тех случаях, когда требовалось провести большой объём подсобно-вспомогательных работ. А что они там копают? По некоторым сведениям на форумах любителей истории, поблизости находилось старое городское кладбище, которое уже никто сейчас не помнит. Даже фото могил, если они вообще были, никто не видел. Косвенно это подтверждает тот факт, что площадка была не застроена домами, а засеяна. В СССР с её партпросвещением и сложным положением после войны засев по старым заброшенным захоронениям мог произойти очень легко. Не исключено, что на месте будущего футбольного поля рабочие действительно делали эксгумации захоронений по каким-то своим приметам, но подтвердить или опровергнуть это сейчас невозможно.

Спартак -

Как известно из совсем недавней истории, в столице Чили в период нескольких месяцев центральный стадион был тюрьмой. Знаменитый на весь мир генерал Пиночет, как писали в газетах, задушил молодую социалистическую республику. В СССР, естественно, это событие без широкого внимания не осталось, причём в нужном контексте. Даже суровый челябинский ансамбль «Ариэль» выпустил песню, где объявлял анафему солдафонской мафии. Но давайте абстрагируемся от высоких идеалов. Почему именно на стадион Сантьяго стали массово сгонять тысячи взбунтовавшихся рабов? Ответ очевиден – только конструкции стадиона могут обеспечить изоляцию большого числа заключённых, когда быстро вяжут всех подряд без вникания в детали. Действительно, перелезть изнутри трибуны и выпрыгнуть наружу по понятным причинам сложно. Никакая тюрьма с таким потоком людей однозначно бы не справилась.

Ещё был один интересный эпизод, уже из совсем недавней отечественной истории. В осенних событиях 1993 года столичный стадион «Динамо», о чём мало кто знает, использовали как склад временного хранения тел убитых. И действительно, трудно было найтись Дяде Стёпе, который заглянул бы через борт и ужаснулся увиденному. Всё прошло относительно тихо, гладко и незаметно для оставшихся в живых взбунтовавшихся рабов.

А теперь посмотрите на наш вновь испечённый стадион, на фото. При желании обнести его высокими трибунами и сделать непреодолимым архитекторы реализовали бы данную техническую идею очень легко. Финансирование строительства шло явно не из городского бюджета, и израсходовать дополнительно сотню-другую кубов бетона было бы практически незаметным делом для заказчика. А здесь мы наблюдаем сразу за беговыми дорожками обычный забор из деревянных досок, подломить который при желании не составит большого труда. Мне одному кажется, что перед архитекторами не стояла задача вкладывать в конструкции стадиона своего рода другой мобилизационный резерв, а именно возможность быстрой изоляции больших народных масс? Впрочем, действительно, а зачем победившим рабам и гладиаторам изолировать себе подобных? По определению, с таким названием стадиона, его назначением был спорт и только спорт. О спорт, ты мир… Хотя нет, не совсем только спорт, но обо всём по порядку. По крайней мере, тюремные функции в любом виде из строительных конструкций были исключены однозначно.

Хотя для сведения, забор перед входом на стадион был как бы это, мягко говоря, немалым и не деревянным.

Спартак -
Обратите внимание, где заканчивается забор справа на 11 секции, это пригодится чуть позже

При среднем росте ребёнка, скажем, один метр, высота забора будет в глазомерном масштабе не менее трёх. Сложно поверить в то, что он был снесён из-за аварийности. Такой забор перестоял бы даже пра-правнуков тех, кто его проектировал и строил. Но тем не менее, его демонтировали, причём на некоторых участках даже с выкорчёвкой подземной части.

Спартак -
То же место в наши дни

Всё это похоже на то, что партаппарат не рефлексируя выполнил руководящий импульс по уничтожению объектов эпохи Сталина. Все понимали, что забор с эмблемой клуба «Спартак» имеет мало отношения к идеологии, но на всякий случай снесли и его. Мало ли что. Конкурентным преимуществом кандидатов на должность партийных секретарей в те времена было качество безропотно колебаться вместе с линией Партии, если необходимо, то и с точностью до наоборот. Как говорят сейчас, переобуваться в прыжке. И у нынешних глав администраций это всё присутствует сполна, ничего не изменилось.

Так с чего же мы начнём?

Спартак -

Как и следовало ожидать, сразу бросается в глаза надстройка с западной стороны поля над трибунами. В том месте уже давно нет ни её, ни самих трибун, но в архитектуре первоначального стадиона она без сомнения играла главнейшую роль. На что она похожа, если взглянуть ещё раз на наши картинки с примерами? Количество колонн в ней равно 12, что слегка ставит анализ в тупик. Обычно на таких объектах нормой считалось количество в 4, 6 или 8 колонн. И по всем приметам, мы здесь имеем купол, яблоко в котором разбито на 12 маленьких яблочек, которые в свою очередь рассредоточены по периметру верхней площадки. Эти маленькие яблочки выполнены в виде пирамидальных конусов. Такое же их исполнение было на других сталинских постройках в Муроме, а именно первых сталинских жилых домах и здание завода п/я №49 (см. по ссылкам выше). Очевидно, все эти здания и сооружения разрабатывал один и тот же проектный институт, и в одно время. Действительно, в ту эпоху проектировать купола с яблоками на сооружениях было идеологически запрещено, и архитекторы применяли подобный способ маскировки, дабы не ввести обывателей в когнитивный контрреволюционный диссонанс.

Найти более-менее приближённый вид надстройки оказался не совсем простой задачей.

Спартак -

Несмотря на внешнюю схожесть, эта конструкция не выполнена из дерева, а просто им облицована. На удивление, архитекторы не предусмотрели штатные элементы подъёма наверх, для бойцов, которые при наступлении часа икс заменили бы муляжи пирамидок в перилах на настоящие контейнеры с «золотом партии». Но это ни о чём не говорит. Возможно, проектом не предусматривалось свободное посещение площадки в мирное время, а в конструкциях трибуны была скрыта лестница, разворачиваемая по специальной команде. Не исключено, что таких лестниц было предусмотрено даже две, с каждой стороны трибун.

Нетрудно догадаться, что на этом месте осталось после сноса.

Можно констатировать, что создать нечто похожее по величественности взамен уничтоженного даже не пытались. Именно на месте демонтированной 12-колонной надстройки сейчас растут деревья. Частично пространство снесённых трибун заменили лавочками меньшего размера, и всё. По некоторым данным, эти импровизированные трибуны появились гораздо позже сноса основных, и только для того, чтобы занять пустое пространство. Такого аншлага, как во времена Сталина или чуть позже, на стадионе больше не было никогда, и необходимость в трибунах отсутствовала. Все более-менее серьёзные городские массовые мероприятия шли уже на другом стадионе города, который ныне уже не существует.

Допустим, что 12-колонная надстройка есть действительно случай из нашего примера, и отметка пирамидок вверху соответствуют высоте h1 из схемы. Тогда где находятся пирамидки из других рядов с высотами h2 и h3? Внешне их не просматривается никак. Не исключено, что на этих ярусах муляжей пирамидок не применяли, а начинённые контейнеры выставлялись только в нужное время. Соответственно, там были предусмотрены только установочные места в строительных конструкциях. Проектной и исполнительной документации сейчас, понятное дело, нет. Подозреваю, что их уже совсем нет. Где же нам искать эти установочные места вместе с колоннами, на которых их располагали? Давайте моделировать и реконструировать. И не с такими тяжёлыми случаями справлялись.

Спартак -

Не факт, что реноваторы позднего социализма делали новое ограждение фасадной части стадиона и прочие возводимые ими сооружения именно по строительным осям предыдущих конструкций. Что мы можем взять за реперные точки, чтобы восстановить план осей? Единственно могущей нам помочь в данном вопросе конструкцией будет являться северо-восточная трибуна, ранее фигурировавшая на старых фото. Сейчас она сильно изменена. Автомобильный проезд на футбольное поле, проектно заложенный в центре трибуны, после реконструкции был перенесён в её южный край, не исключено, что со сносом части самой трибуны. Определить визуально ничего сейчас невозможно. Но будем считать, что её самый северный угол остался без изменения координат, что используем как первую точку.

В качестве второй точки возьмём тот самый автомобильный проезд, который в теле трибуны заменили на бетонный пролёт отличного от предыдущих цвета. Его хорошо видно на панораме. Разметим ось проезда, и путём несложных геометрических выкладок восстановим одну из центральных осей стадиона.

Спартак -

Она действительно не является осью симметрии фасадного ограждения, и даже не перпендикулярна оси проходящей улицы. В части последней данный факт наводит на мысли о том, что за основу разбивки объекта принимались совсем не оси квартальных сеток города, а какие-то другие причины, известные только архитекторам.

Спартак -

Ещё раз взглянем на трибуны со стороны бывшего фасада. Судя по стоящим флагам, одна половина трибун относительно главной оси состояла из четырёх частей. Из них две повышенные части, судя по росту стоящего человека на переходе, минимум на два метра более двух пониженных.

Что интересно, надстройка с колоннами находилась на повышенной части трибуны, и занимала ровно её 1/3 часть. Если представить нашу центральную ось, то надстройка располагалась по одну сторону от неё на 1/6 часть длины повышенной части, и по другую также на 1/6 часть.

Общая длина главных трибун с пониженной и повышенной частями, высоковероятно, соответствовала длине трибун с противоположной стороны футбольного поля, на северо-восточной стороне стадиона. И ещё один нюанс.

Спартак -

Пониженная часть трибун была выполнена в такой форме, как будто от лежащей треугольной призмы откололи один край. Соответственно, верхняя ось пониженной части не соответствовала в горизонтали аналогичной оси повышенной, и расстояние между ними в глазомерном масштабе соответствовало ровно ширине нашей 12-колонной надстройки. Используя правило, что расстояние между колоннами надстройки всегда идентично, что в общем и видно на фото, будем считать её ширину равной 1/5 от её длины (не забываем, что между шестью колоннами пять просветов, длина одного из них и создаст ширину надстройки без учёта толщины колонн). И в таком случае,

Спартак -

Сразу появляется первая интересная новость – угол между выведенной осью стадиона и направлением север-юг составил 119 градусов. Это явно с учётом погрешности в реалии составит 120 градусов, если учесть, что карту для кавера под чертежи пришлось склеивать из кусочков. Как мы помним по прошлым реконструкциям, все сталинские дома в Муроме строились на географических местах, являвшихся вершинами шестиугольников, в свою очередь образуемых подземными ходами. И таким образом, размерность полученного угла явно указывает, к чему у нас была привязана ось ещё при проектировании стадиона. Пересекающая её под неполным прямым углом улица тут точно не более чем случайность.

Происхождение подземных ходов в Муроме доподлинно не известно. Но из того, что удалось сохранить местным краеведам, есть факт, что они имели сообщение со всеми более-менее зажиточными старинными капитальными домами. При царе подземелья приспосабливали для различных бытовых нужд, самая запомнившаяся из которых была прокладкой городского водопровода. При СССР ещё во времена борьбы с контрреволюционным подпольем все ходы заделывали, не жалея материалов. И уже во второй половине 20 века существование сети подземелий поддерживалось только на уровне слухов, без какой-либо конкретики.

Спартак -

Каким же образом в данном случае были причастны подземные ходы? В общем, будем считать, что стояла когда-то на стадионе «Спартак» одинокая 12-колонная надстройка с секретными контейнерами на крыше. Одинокая, собственно, в связи с тем, что по мере анализа мы будем присоединять к ней остальное, дабы зрители слегка удивлялись таланту и умениям сталинских архитекторов. Ничего необычного в ней нет, на нашей схеме примера высотная отметка вазочек будет соответствовать h1. Между вазочками стоят перила с балясинами, и это есть не что иное, как фриз. Действительно, располагать там места для зрителей проектом не предусматривалось, хотя обзор был великолепный.

Спартак -

Ну и для читателей, знающих и любящих электротехнику, специально прилагаю схему соединений той части арматуры, которая задействована в архитектурных секретах. Тут не так всё просто, как кажется на первый взгляд. Представьте, что с церкви сняли купол, состоящий из двенадцати рёбер внутри и яблока вверху. Рёбра разогнули на прямые участки, яблоко разделили на двенадцать малых кусочков, обшивку сняли и утилизировали, и получилась наша схема.

Спартак -

Но у нас по факту имеется бетонная конструкция с мощной плитой вверху. Очевидно, в ней ещё имелась дополнительная арматура, которая не была связана с электрической частью никак. Косвенно это действительно отражалось на несущей способности, скорее всего именно в связи с этим доступ зрителей наверх без особой нужды был ограничен. Где же тут уровень вазочек h2 и h3? Что они тут были предусмотрены, можно не сомневаться. Неспроста стадион снесли вместе с забором. Давайте оглядим конструкцию надстройки более внимательно.

Спартак -

А что за металлический шунт находится между двумя колоннами с обоих сторон? По имеющимся фото можно определённо сказать, что это не горизонтальный кольцевой проводник, который соединяет вазы внутри одного уровня. Он охватывал бы все колонны в этом случае. И это не какой-то усиливающий элемент, в части добавления жёсткости от него толку ровно ноль. Никаких висящих элементов агитации на нём не замечено ни разу, а сами детали провисели как минимум 10 лет после смерти Сталина, после чего их, очевидно, спилили и использовали по хозяйству. Это всё напоминает металлосвязи в храмах, которые иногда идут открыто внутри каменной арки без всякой логики. Очевидно, мы опять наблюдаем тот самый случай, когда каркас выстроили и проинсталлировали, а потом начали обливать бетоном, и до этих деталей не достала опалубка. По другому их назначение не объяснить сейчас никак. Но поскольку в конструкции это тоже принимало какое-то неизвестное нам пока участие, внесём соответствующие данные в схему.

А что далее? Снова идём на фасад.

При внимательном осмотре на задней стороне главной трибуны заметны какие-то детали, не объясняемые логикой. Даже деревянное декоративное покрытие, выполненное поверх бетонных плит, в этих местах выполнено не по общему образу. Что это может быть?

Спартак -

С противоположной стороны данные детали также можно разглядеть, их приспособили под установку флагов. Флагов там вообще великое множество.

Спартак -

Собственно, а вот и они. Обратите внимание, даже на верхней надстройке сняли муляжи, и в полученные отверстия также разместили флаги. Так может, и на трибунах вместо флагов должны устанавливаться контейнеры? Однако, при условии применения нашего постулата о единой высотной отметке для ваз одного уровня, на повышенной части трибун находится пять посадочных мест для флагов. Допускать здесь можно что угодно, но только не нечётное число колонн. И даже если сложить все посадочные места на трибунах, а именно пять на повышенной части, и 2+2 на пониженных, мы получаем девять. Колонн у нас идёт в надстройку двенадцать. Что-то где-то мы думаем не так.

Спартак -

Давайте попробуем понять схему, хотя бы вначале для повышенного уровня трибун. Допустим, архитекторы и здесь применили маскировку, и сдвоили вертикальные колонны. В любом случае, двенадцать колонн на уровне верха повышенной части трибуны у нас не будет, а здесь мы видим только пять. На трибунах пониженного уровня были свои колонны со своей высотой, по этому обобщать эти колонны есть неправильно.

Спартак -

Здесь необходимы некоторые пояснения. Пронумеруем для понятности колонны в низшем уровне.

Опять же, допустим, что каждая из колонн соединялась электрически с аналогичной колонной надстройки своим проводником сверху и снизу, как на нашей схеме голубым цветом. Сделать внутри заливаемого бетоном тела несколько изолированных от общего каркаса связей, полагаю, задача несложная. Но в этом случае, по логике вещей, между колоннами №1 и №5 где-то извне должна стоять колонна №6, и электрически связана с ними так, что получалось бы кольцо. И на колонну №6 должны были как-то проходить проводники с оставшейся колонны надстройки. И при этом колонна №6 должна быть по высоте, по крайней мере той её части, где ставятся вазы, полностью идентичной высоте верха трибун.

В самих трибунах такой колонны нет точно. Где она может быть? Мысленно залезем на повышенную часть трибун и осмотримся вокруг.

Спартак -

Гениально.

Похоже, пониженный уровень трибун образовывал свой контур, на который были задействованы другие шесть колонн надстройки. И шунты между крайними колоннами надстройки в рядах выполняли не что иное, как то самое «зануление» в обычной электротехнике, или выравнивание потенциалов в разных точках проводящих цепей. Если выразиться проще, будет то же самое, если взять два дома с портиками и поставить их впритык лицом к лицу, и двумя перемычками соединить металлосвязи крайних колонн в ряду каждого портика. Этим как минимум достигалось резервирование системы, что в военное время очень даже не бывает лишним.

Но оставшуюся сдвоенную колонну архитектор вынес и выполнил в виде ворот на стадион. И выполнил, надо отметить, очень интересно. Конструкция её не нова и не оригинальна. В настоящей классической архитектуре над рядами колонн всегда было некое пространство, называемое карнизом, фактически это был обычный каменный жёлоб с металлосвязями внутри. И строго над осями колонн стояли те самые контейнеры с веществом, по имени карниза называемые корнишонами.

Спартак -

Очевидно, овощи таким именем назвали уже потом, из-за внешнего сходства. В зависимости от архитектурного стиля («ордера»), корнишоны либо ставились в капитель колонны («копились»), либо сразу непосредственно над ней, с обязательным прохождением металлической связи колонны сквозь контейнер. Хотите определить новодел «под античность» от настоящих памятников? Осмотрите внутреннюю часть карниза, если есть такая возможность. Как правило, в новоделах заглянуть туда невозможно. Но если всё же удалось, и не нашлось абсолютно никаких следов установки корнишонов – не сомневайтесь, перед вами новодел, даже если по масштабам он равен Колизею.

А интересность нашей конструкции, собственно, в том, что колонна выполнена с явным запасом пространства под контейнеры, в сравнении с другими колоннами данного ряда на повышенной части главной трибуны. Как будто у отдельно взятой данной колонны проектно предусматривалась более высокая мощность заряда в карнизе. Зачем?

Спартак -

Это только одна половина вынесенной колонны. Вторая, собственно, была идентичной, разве что зеркально перевёрнутой. Что там было за помещение внутри её, уже не установить, но было оно очень непростым. В час икс некие бойцы из подземелья по лестнице быстро залезали наверх и выставляли в рабочее положение контейнеры с веществом. И как бы не была там наверху их (контейнеров) целая батарея. Подозреваю, что даже если и сидел внутри здания какой-нибудь вахтёр из гражданских, то его каморка с лестницей под землю совсем не сообщалась.

Интересно, а как архитекторы прокладывали железные проводники от главных трибун до ворот на стадион? Надо думать, что в грунте, вот только каким способом, неясно. Рыли траншею или воспользовались чем-то уже готовым?

Спартак -

Если встать лицом к правой половине сборной колонны и мысленно сравнить задний план, обнаруживается интересный факт – оси ворот и надстройки не совпадают, и притом значительно. Собственно, когда вынесли восстановленную ось первоначального объекта, этот факт сразу вылез ещё по ограждению. Как могли такое допустить? Вывод только один – стадион в целом, включая сооружения на периметре его территории, ориентировали по какому-то подземному объекту. Асимметричное расположение половинок сборной колонны на воротах можно объяснить тем, что либо при такой локации удобно подводить подземные металлосвязи и проход операторов, либо при таковой строительная масса ворот опирается на твёрдое основание без риска провалиться в какой-нибудь подземный каземат. Последнее, кстати, во время мощного взрыва поблизости очень даже не исключается. Что же там было?

Понятное дело, упоминаемый подземный объект мы не увидим ни на старых фото, ни вообще никак. Мы можем его только вычислить, но сейчас для этого слишком мало данных. Давайте реконструируем второй контур, из пониженной части главных трибун.

Спартак -

Итак, по две колонны с разных сторон трибун на пониженной их части у нас имеется. Итого их четыре. Не хватает двух. Где их брать? Снова внимательно смотрим по сторонам.

Спартак -

О чудо, на заднем плане мы видим две немалых размеров колонны, вершины которых стилизованы под спортивные кубки. Они не сдвоены, но муляжи на них по объёму явно превышают пирамидки на пониженной части главной трибуны. Очевидно, на дальних колоннах архитектор предусмотрел одинарные контейнеры. Сложно сказать, как их задирали в заряженном виде бойцы наверх. В сборе такая штука при таком объёме весила прилично. Но, видимо, техническая возможность была, и наверняка в конструкции трибуны там также были скрытые лестницы. Может быть даже именно с них перед играми вешали портреты Основоположников. Не зря вся та часть с северо-восточных трибун, включая автомобильные ворота, была полностью выдрана и переделана.

Но прежде чем рисовать схемы, давайте подумаем. Если про первый контур колонн с повышенной части трибун ещё можно предположить, что там могли вырыть траншею и зарыть металлосвязи к воротам из-за близости объектов, то в этом месте получается явно далековато от надстройки и трибун. Речь тут даже не об увеличении электрического сопротивления от длины подводящих проводников, там всё было по-другому, но об этом чуть позже. Объект у нас, как вы понимаете, был режимный. Естественно, его проектировали с расчётом на все известные в то время экстремальные воздействия. И при этом разрабатываемой конструкции придавали ремонтопригодность по максимуму. В части последнего, высоковероятно, все металлические проводники, задействованные в технологии, имели возможность оголения и визуального контроля. Ну и ремонта, конечно же. Исходя из этого, понимается назначение деревянной обшивки бетонных тел. Совершенно очевидно, что в случае повреждения какого-либо одного стыка внутри бетонного монолитного тела объект выходил из строя сразу и целиком, что явно не могли допустить. Ну и по данной причине, идею засыпать проводники в траншеях, без возможности дальнейшего визуального контроля и на значительное расстояние, проектировщики явно отклонили. А над землёй от главной надстройки до северо-восточных трибун был выстроен один только деревянный забор.

Спартак -

Именно его и видно на заднем плане фото. Такой была северная сторона территории стадиона сразу после его строительства. Судя по отсутствию железных или каменных заборных стоек, можно предположить, что никакой подземной токопроводящей части у забора нет. Да и не стали бы её так прокладывать без должной инженерной защиты.

Есть ещё другая сторона у этого фото. Объект был явно непростым в идеологическом плане, если на нём принимали в пионеры. Смотришь на этих детей, и одолевают разные мысли. Сейчас данное поколение обвиняют в том, что оно про… , ну в общем, потеряло две совсем не худших страны в своей жизни, ничего не делая для их защиты. Настолько не худших, что ещё далеко не факт, что такие возникнут в дальнейшей истории России. А тогда этим детям давали всё лучшее, что было на тот момент. Дворцы, стадионы, места отдыха и прочее, всё это было. Можно, конечно же, долго спорить на эту тему, но зачем? Время было таким, что из каждого, пардон, долбика пытались сделать человека. Сейчас идёт строго наоборот. И успешно идёт. Спрашивается, и зачем в своё время восставали рабы с гладиаторами? Если они решат восстать сейчас, то не выйдет даже в начальной стадии. Мир к этому давно готов, в отличие от начала 20 века.

Мало кто наверное заметил, что во время событий известного похода на Москву от 23 июня сего года некоторые телеграмм-каналы упорно начали раздувать тему захвата мятежниками на своём пути одной из военных баз, на которой хранилось ядерное оружие. Что там было в реалии, доподлинно не известно, допускаются в том числе варианты 100% фейка. Действительно, зачем отрядам понадобилось такое оружие, если по всем правилам военной науки надо было идти вперёд в столицу, и чем быстрее, тем лучше, не тратя время на посторонние задачи? А в штабе там сидели очень неглупые люди в части планирования подобных операций. И как оказалось, те же каналы начали вскользь упоминать о волнении отдельных представителей США за возможную попытку завладения ядерным оружием посторонними лицами. Вы не поверите, но у американцев есть доктрина по освобождению российского оружия массового поражения, попавшего в руки незаконной власти. Соответственно, есть до мелочей расписанные планы прихода на территорию РФ с этой целью. Думаете, им слабó прийти? А придумать мифический захват ядерного оружия незаконной властью – легко, сами понимаете. Не раз уже придумывали и разыгрывали нечто похожее, как например проект 911. А здесь уже не стали ждать и начали разгонять под захват военных баз общественное мнение. Так что как только взбунтовавшиеся рабы пойдут вперёд, начнутся бои в стиле древнеримских гладиаторов. Если верить учебнику истории, там часто практиковали зрелищный поединок вооруженного до зубов воина с соперником, у которого из оружия были только сеть и трезубец. Не сомневайтесь, именно так и будет, кому надо, давно уже подготовились к такому развитию событий. Кто хочет развиваться – развивается, кому всё равно – идёт на санитарную обработку. Это закон природы. Его можно сколько угодно игнорировать, но победить – никогда.

Так как же выглядела схема соединений ваз и колонн для пониженной части трибуны?

Спартак -

Сразу бросается в глаза, что две дальних колонны расположили как-то нерационально. Это и есть тот самый случай выноса колонн из классической схемы архитектурного каркаса, рассмотренный выше. Но с какой целью его сделали именно так? Соответственно, к каждой из двух колонн необходимо подвести три проводника немалой длины к верхней части и три к нижней. И не просто подвести, а как-то спрятать в футбольное поле. Прокладка по деревянным заборам, огибая беговые дорожки, тут явно отпадает. Но тогда как? Приведённые выше снимки, где рабочие копают грунт, явно говорят нам не о подземной прокладке проводников. В этом случае там рыли бы экскаваторами, и всё выглядело гораздо серьёзнее.

Спартак -

Все сооружения северо-восточной части стадиона, включая те самые две дальние колонны, аналогично были обшиты деревом, под общее эстетическое решение отделки конструкций. Даже внутренняя часть трибун не была исключением. Как было сказано выше, доступность незамоноличенных связей к визуальному контролю и ремонту в этом случае была очень лёгкой. Но в этом случае есть и другая сторона медали – при желании рассмотреть схему каркаса, нарисовать её и слить во вражеское посольство было бы не менее просто. Или во времена Сталина это всё, а именно устройство и принцип действия зданий двойного назначения, тайной совсем не считалось даже по другую сторону баррикад мирового пролетариата? Всё похоже именно на это, и секретным по некой странности всё считалось совсем не для предателей и врагов народа, а для простых советских граждан. В далёком детстве приходилось слышать истории о зданиях сталинской эпохи, когда в них целые подвалы, чердаки и отдельные помещения превращали в запретную зону. Но происходили эти превращения уже гораздо после 1953 года.

Спартак -

А тогда, при Сталине, совсем даже не пытались упрятать все тайны очень глубоко. Как вариант, в перспективе планировали сделать подобные объекты настолько массовыми, что в сокрытии технических секретов просто не было смысла. Если бы стадион строили в Москве, возможно, и применили бы более серьёзную отделку конструкций, в отличие от дерева. А для провинции и этого было достаточно. При хорошей антисептической и противопожарной обработке хватило бы надолго, а такие технологии в то время вовсю применялись. Как говорится, дёшево и сердито. И что интересно, уже во времена Брежнева на северо-восточных трибунах не было ни одной доски, хотя сами трибуны полностью не снесли. Очевидно, по тем трибунам открыто ничего из связей не ложили, в отличие от стоявших на них двух колоннах. В противном случае их укатали бы наравне со всеми причастными сооружениями. Те, кто ломал, ничуть не рефлексировали о назначении отдельных деталей и узлов.

На что же ориентировали наш стадион? Где тот подземный объект?

Спартак -

Если приглядеться к воротам, можно заметить, что створки и калитки крепили непосредственно к вертикальным колоннам в портике. Вроде бы ничего удивительного в этом нет. Следуя нашей схеме, если два портика являлись двумя половинами одной сборной колонны, то сверху и снизу должны быть два горизонтальных проводника, их соединяющих. Но, как известно, ворота имеют свойство открываться, что явно не обеспечивает неразрывность цепи. Очевидно, проводники в этом случае делались отдельно и в грунте.

Спартак -

Как же их там прокладывали и по какому объекту?

Чтобы было понимание у технически продвинутых читателей, полагаю, необходимо внести ясность о физике процесса, того самого, который сейчас называют «атмосферным электричеством» и который лежал в основе подобных объектов от гвардии Берии. Действительно, наши металлосвязи зданий были проводниками для неких частиц, но никогда в подобных конструкциях не текли электрические токи в том виде, в которых их получают из розетки. В этом есть великое заблуждение всех тех, кто пытается увязать воедино детали арматурных каркасов и современные электрические провода. У тока в каркасе и тока из розетки есть только одно общее – последний содержит в себе первый и помимо него ещё несколько токов, создаваемых другими видами частиц. Другими словами, в бытовой сети существует набор токов нескольких типов частиц, причём отдельные частицы из этого набора никогда не летают в атмосфере в свободном виде. Ещё чуть более ста лет назад и летающие, и нелетающие частицы были хорошо известны.

Спартак -

Но те частицы, которые свободно снуют вокруг нас по своим законам, люди умели как-то концентрировать посредством использования архитектурных фризов в каркасе здания. Ну а далее, при взаимодействии их с веществом в контейнерах-вазах, каркас усиленно насыщался частицами, которые и требовались для выделения энергии. В первую очередь это тот самый упоминаемый «теплотвор». Кто читал старую литературу по электротехнике хоть раз, не дайте соврать, что там часто используются термины «сила тока», «плотность тока» и «реактивная энергия». Но используются несколько не так, как сейчас, а первые два термина ныне вообще поименованы обобщённым термином «ток». Забыты они очень зря. Величины, обозначаемые ими в своё время, вполне адекватны и соответствовали названию. И мощность, выдаваемая в цепь, была своего рода интегральной величиной от функциональных зависимостей силы тока, плотности тока и реактивной энергии. Что сейчас обозначает термин «реактивная электрическая энергия»? Правильно. А тогда это была одна из главнейших величин, она же степень реагирования вещества из ваз на внешнее воздействие. Этот термин перенесли из прошлого не вникая, как впрочем во времена подмены понятий переносили многое. В современной науке могли просто наряду с «активной энергией» создать не «реактивную», а «пассивную энергию», было бы более корректно. Но никому до этого не было дела. А в общем и целом да, на каждом захудалом вокзале Российской Империи стояли паровые радиаторы при полном отсутствии котельных и внешнего электроснабжения. И токи для нагрева воды в них брали при отсутствии «разности потенциалов». Можно долго искать эту разность, замеряя в небе уровень напряжённости на различных высотах проволокой на гелиевых летучих шарах, как Франклин в своё время, пока его не вдарило молнией. Так и жизнь пройдёт. Мда…

Вопрос – а почему эту элементарную физику не преподавали в сталинских школах, если вовсю строили здания и сооружения на подобном принципе? Она была бы ничуть не сложнее мифических взаимоперпендикулярных векторов электромагнитного поля. Уж если подобные объекты делали и планировали далее делать в массовом порядке и бесповоротно, рано или поздно все пришли бы и к их подетальному изучению. Эксплуатирующий персонал всё равно пришлось бы вооружать теоретическим обеспечением. Так почему не стали закладывать азы познаний в школьных дисциплинах? Наиболее вероятным видится то, что Сталина искусственно сдерживали из-за бугра, предлагая в качестве компромисса различные варианты преференций на мировой арене. Но всё это было временным явлением. Так или иначе, всё закончилось бы неким скоротечным событием, и по его итогам либо СССР легализовал подобные конструкции, и режим победивших рабов полным ходом вошёл в коммунизм во всём мире без возможности отступления, либо архитектурные конструкции двойного назначения исчезли навсегда. Скоротечные события – это, без сомнения, боевые действия, и все стороны понимали, что этого не избежать. А до их наступления шла подготовка к сражению, где бывшие гладиаторы не стесняясь готовили оружие против своих бывших хозяев. Исход этой войны поставил бы точку раз и навсегда. И он, увы, поставил. Победил, как ни странно, сильнейший. Спросите – и причём здесь Спартак? Не клуб, а вождь взбунтовавшихся рабов.

Так что там у нас было под «Спартаком», на этот раз уже под стадионом?

Спартак -

Допустим, наша колонна в виде двух наборных стоек с воротами стояла на краю пересечения двух подземных ходов, проходящих по маршруту Звезды Давида, образованной в свою очередь вписанием в правильный шестиугольник двух равносторонних треугольников. Именно так мог обеспечиться проход из-под земли в каждую из двух половинок колонны, и там же наверняка для надёжности была выполнена подземная перемычка, обеспечивающая проход из одной части колонны в другую без спуска в основной подземный канал. И над этой перемычкой как раз и были собственно створки ворот. Хороший вопрос – а где тогда был центр шестиугольника? Он с равным успехом мог быть через сто метров и через несколько километров.

Вспомним, что когда-то мы вычислили место, где в Муроме стояло главнейшее здание – Триглав. Без всякого сомнения, между нашим шестиугольником и Триглавом должна быть прямая географическая связь. Смотрим в карту.

Спартак -

Здесь нужны пояснения. Между точками 1 и 2 сервис отмерил расстояние в 652 метра, причём линия выдержана почти идеально по горизонтали на оси восток-запад. Как мы отмечали ранее, в этом месте были выходы наружу подземных коммуникаций в виде вершин шестиугольника. Именно по расположению вершин этой фигуры делался первый сталинский генеральный план строительства Мурома, а конкретно в этих точках были выстроены два первых многоквартирных жилых дома в городе. Это были две самых северных точки шестиугольника, далее его расположение шло на юг. И на очень большое удивление, от точки 3, где предположительно стоял Триглав, и строго по направлению юг-север, линия попадает в точку 4, где находится, как ни странно, тот самый автомобильный проезд на стадион «Спартак», с двумя колоннами по бокам, ныне демонтированный и перенесённый. Расстояние по этому маршруту, опять же в измерении сервиса, составит 1,08 км. Для сравнения, если бы эти величина отличалась от расстояния между точками 1 и 2 в величину золотого сечения 0,61, она бы составила 1,06 км. Очевидно, мы попали в цель, и место въезда на стадион было очень не простым. Погрешность может быть вызвана тем, что дома на точках 1 и 2 могли смещать относительно вершин подземных шестиугольников на какую-то величину, которую мы по понятным причинам знать не можем. Да и место расположения Триглава нам также до метра не известно.

Спартак -

Примерно так это всё должно выглядеть, если выполнить построение в масштабе. На удивление, длина ребра любого из двух треугольников, вписанных в шестиугольник и образовывающих Звезду Давида, ту самую, где на луче стоят ворота, составила ½ от величины 652м. Случайность? Не думаю. Очевидно, мы начинаем наблюдать сложную фигуру, образованную каким-то набором шестиугольников разных размеров, вписанных друг в друга по правилам золотого сечения. Если хотите, шестиугольный фрактал. Наверное, у данной фигуры есть свой первооткрыватель, именем которого она названа. Какой-нибудь Аль-Каши с Востока, т.к. почему-то все первооткрыватели фракталов находились именно там. Но мы этого, увы, не знаем.

Спартак -

Если с западной стороны к нашему шестиугольнику по образу и подобию прислонить ещё два подобных (красного цвета), но с длиной ребра, равной длине ребра каждого зубца Звезды Давида, мы вновь начинаем наблюдать чудеса. Мало того, что соотношение рёбер шестиугольников здесь будет равно 0,61, как в золотом сечении, а длины рёбер вписанных треугольников будут отличаться друг от друга ровно в 2 раза. Если соединить центры наших шестиугольников, то линии как-то подозрительно начинают проходить через углы наших главных трибун стадиона. Что-то начинает доходить, каким образом прокладывали металлосвязи между вынесенными колоннами и полуколоннами.

Допустим, что мы не ошибаемся, и все эти разноцветные линии внутри шестиугольников разного размера есть подземные ходы на разных высотных отметках. Когда-то очень давно они обеспечивали бесперебойную работу городской гидросистемы, затем стояли брошенные и частично приспособленные под непрофильные задачи, а далее были забыты. Хотя, наверное, нет, не просто забыты, а забыты с заделыванием всех входов в них и дополнительным секционированием на участки. Это значит, что случайно попав в один участок подземелья, никогда не пройдёшь по нему через весь город из-за искусственно созданных преград.

А дальше что? Неужели сталинские архитекторы делали стадион двойного назначения ради отдельно взятого стадиона? Нет, конечно же. Вспомним ещё один объект от Берии, находящийся в современном городе Волжский.

Спартак -

Сравните вход этого объекта и наш вход на стадион «Спартак». Очередное совпадение или всё же было нечто общее в техническом функционале?

По не совсем понятной причине, сразу после войны, при всех издержках того времени и тотальной нехватке стройматериалов на восстановление страны, принимается решение о реконструкции Мортуария, или мемориального комплекса, для павших защитников Сталинграда. Но не просто места захоронения, а набора сооружений, назначением которых были некие ритуалы перед собственно погружением тела в могилу. Это в стране главенствующего атеизма. Или может быть так нам это сейчас преподносят, что-то не договаривая? Было доказано, что современное здание Мортуария, которое стоит сейчас в полуразрушенном виде, не имеет ничего общего с идеями архитектурного автора от послевоенных лет. Ну или, говоря проще, сейчас на кладбище медленно разваливается постсталинский новодел в чистом виде, возведённый при очень тайных обстоятельствах на месте какого-то уничтоженного здания, чтобы никто не задавал неудобные вопросы.

Однако, установлено, что Мортуарий в Волжском был не совсем мемориалом. Ну или даже совсем не мемориалом. Его расположение далеко не ограничивалось существующим огороженным местом захоронения. В реалии это был линейный объект, тянувшийся, по некоторым данным, в надземном и подземном исполнении более километра. Даже до реконструкции этот странный памятник архитектуры был снят с воздуха лётчиками Люфтваффе, где стоявшие на земле сооружения спутать с причудами природы или объектами военной инженерии очень сложно. Есть ли здесь всё же какая-то связь с нашим стадионом, даже если вход в Мортуарий есть также постсталинский новодел?

Спартак -

Перед главным входом на стадион, прямо возле улицы, можно заметить два неприметных здания с разных сторон. Сложно сказать, что в них было тогда. Возможно, билетные кассы или место складирования шанцевого инструмента для обслуживающего персонала. Но, как мы понимаем, ни одно здание и сооружение в составе стадиона не возведено просто так, и имеет скрытую вторую жизнь. Есть ли тут какая-либо связь со входом в Мортуарий? На первый взгляд, вроде бы никакой. Но в Мортуарии сразу же к входным полуколоннам с боков пристроено по зданию. А здесь между полуколонной и зданием имеется шесть секций забора. Может быть, здания просто разнесли, применив очередную металлическую связь? Давайте проверять.

Спартак -

И правда, странное расположение. Служебные помещения при желании могли разместить и в двух половинах ворот, сделав их чуть больше. Или тут снова всему виной какие-то существующие подземные ходы, под которые располагали всё остальное?

Спартак -

Похоже, нет. Указанные строения располагали именно так скорее из-за сглаживания осей сооружений стадиона с осью улицы. Подземные ходы рядом вроде бы есть, но находятся на отдалении. И если никаких прочих металлосвязей с других направлений к этим билетным кассам не подходило, то и смысла их выстраивать никакого не было. Всё, что было необходимо, уже спрятали под землю без них.

Ещё раз осмотримся по сторонам, и, о чудо, обнаруживаем тот самый высоченный капитальный забор вдоль всей улицы.

Спартак -

И по некой странности, берёт этот забор своё начало возле линий, которые на нашей схеме соединяют центр большого шестиугольника с двумя малыми. А до них в то место приходит обычный деревянный забор, что как-то сбивает логику построения инженерной защиты объекта. Кажется, в очередной раз дошло, почему от своего начала и вплоть до поворота ко входу в стадион забор был вырван «с мясом». Это был очень непростой забор. В его подземной части шло минимум два толстых железных изолированных проводника. И полагаю, что в заборе имелась техническая возможность устранения повреждений этих проводников путём перемонтажа на заборные секции. Ну и естественно, с нужным шагом вдоль забора стояли смотровые колодцы по всей его длине.

Давайте внесём изменения в наши схемы.

Спартак -

Нового здесь появилось только то, что по логике, в местах 1 и 2 должны были быть железные перемычки. В первом случае они соединяли бы колонны возле въезда автотранспорта, во втором – полуколонны ворот. Но вместо этого архитекторами сделано так, что проводники идут своими маршрутами в помещения билетных касс, где все вместе по очевидно общему проходу следуют под землю. Куда именно? При всём при этом, где было можно проложить проводники в подземных ходах, их проложили, где нет – вывели на забор. Даже не стали копать новые ходы. Уж не тот ли это случай, который рассмотрен выше? Где разрыв связей присоединяли к рельсам, и образовывался железнодорожный шлейф. И в данном случае подземное муромское метро.

Судя по тому, что от дальних колонн проводники вывели обходным путём на фасадную сторону, не взирая на их полученную длину, в земле они потом шли ещё несоизмеримо дальше. Так куда их вели? Неужели мы нашли ещё один Мортуарий?

Спартак -

Направление, куда ведёт нас ось построения, надо отметить, очень интересное. В официальной истории Мурома про него сказано мало, и вся его более-менее значимая история сосредоточена в основном в середине 20 века или чуть ранее.

Если мы ориентируем карту с нашей реконструкцией по реальным сторонам света, и отложим по полученному направлению два аналогичных шестиугольника, по принципу фрактальности, западный край полученной фигуры попадёт… угадайте, куда. Это вопрос не только для краеведов.

Спартак -

Даже с учётом возможной погрешности, он попадает в городской Пункт переливания крови, а рядом, о чудо, находится такое же городское Место окончательной регистрации граждан (МОРГ). Интересное соседство, согласитесь. По всем имеющимся данным, заведения находились здесь всё время их существования, с момента строительства. А строительство шло как бы не одновременно со стадионом «Спартак», год в год. Побывать в этих зданиях не довелось ни разу, и как говорится, упаси Бог, но их наружный осмотр порождает стойкий вывод о том, что они запроектированы одним автором и выстроены в едином цикле. Их миниатюрность и одноэтажность в очередной раз повествуют о том, что эти здания, по аналогии с айсбергами, имеют подземный строительный объём, многократно превышающий наружную часть. Не исключено, что подвал у этих зданий общий, и ещё более не исключено, что его строили в уже готовом каземате, доставшемся от забытых времён.

Спартак -

Строили в то время, как ни странно, целый больничный городок. По соседству было выстроено ещё несколько зданий, среди которых был главный корпус. Все они, в отличие от стадиона «Спартак», дожили до наших дней без значительных переделок. Интересность здесь в другом. Полагаю, никто сейчас не будет спорить, что между стадионом и больницей был проектно заложен некий подземный объект, с длиной, в измерении сервиса, почти километр. Если в данном случае на месте стадиона располагалась мини-ТЭЦ нового (как считалось) поколения для переоборудования больницы в военный госпиталь, зачем переносить её так далеко? Подземелья наверняка присутствовали и под больницей, а по слухам, их там даже не меньше, чем в историческом центре города. Можно было выстроить прямо на территории больницы здание двойного назначения и залегендировать его под гражданский объект, благо с фантазией на этом направлении проблем не было. И тем самым была бы снята куча проблем, главная из которых – техническое обслуживание линии, идущей под землёй от стадиона. Или всё же назначением стадиона была не только поставка энергии в госпиталь военного времени?

Ответить на этот вопрос без познания истории края невозможно. Наш план надо дополнить ещё некоторыми объектами, которые, как сказано выше, остались без должного внимания историков.

Спартак -

Диспозиция следующая: 1 – Пункт переливания крови; 2 – МОРГ; 3 – Главный больничный корпус от 1950 года. Эти объекты мы уже упомянули. Добавим со стороны запада ещё один шестиугольник и три новых объекта: 4 и 5 – два профтехучилища, ныне благополучно ликвидированных и даже снесённых, и 6 – Напольное кладбище Мурома, открытое для захоронений где-то до конца 60-х годов прошлого века и существовавшее ну с очень древних времён. По крайней мере, так нам говорят официально. И ещё сюда надо добавить слухи о некоем заводе, стоявшем где-то поблизости, и канувшим в лету сразу после событий 1917 года, что даже следов его не сохранилось. Ничего странного не находите? Профтехучилища также имели свою историю от начала 20 века, и существовали они на своих географических местах ещё при царе. Называли их ремесленными училищами, а весь тот район – Ремесленной слободой. «Ремесленный» - это искажённое от русского слова «рукомесленный». Что там могли месить руками в целой слободе? Впрочем, это уже из следующей серии статьи «За спичками», которую, я надеюсь, когда-нибудь завершу. Мне одному кажется, что мы наблюдаем следы гигантского мясокомбината от 19 века по переработке людей «в дело», на котором при Сталине отважились демонстративно и символично повернуть тему вспять и показать это кому надо, за условный океан? А так действительно, «Спартак» - мясо (это я не про фанатов и футбольный клуб), уж слишком живо играет здесь данная ассоциация. Когда-то гладиаторы шли на вторсырьё, потом восстали и даже успели пожить счастливо, потом пойдут на санитарную обработку.

И всё же, зачем тогда был нужен подземный коридор? Возвращаемся в Мортуарий города Волжского.

Спартак -

Как мы помним, там была Аллея героев в честь какого-то сражения эпохи Золотого века, которую непонятно зачем хотели реконструировать при Берии. Про Золотой век скажем отдельно и чуть позже, а вот про Аллею давайте сейчас. Естественно, мы её так называем по нашей, совковой ассоциации, когда многие объекты прошлого адаптировали под соцреализм. Ну надо же было как-то назвать в хорошем смысле слова место даже не обязательно захоронения, а хотя бы групповой памяти павших воинов. Не факт, что именно так объект называли до коммунистов, и тем более не факт, что назначением его была только память о сражениях. Иначе не было смысла прятать его под землю при загадочных обстоятельствах. Для чего в тех, старинных Аллеях ставили раки-ракеты, начинённые рукомесленным прахом павших воинов, пошагово на протяжении длинного пути? Каких ду́хов они притягивали?

Спартак -

Очевидно, в подземном коридоре шло какое-то воздействие на человеческую кровь. Неспроста в Муроме конечным пунктом объекта, а может быть наоборот, начальным, была станция переливания. Слухов о том, что кровь под действием эфирного поля приобретает какие-то особые качества, ходило в литературных кругах начала 20 века очень много. Так может Аллея героев – это не просто про павших воинов, а про место, где кровь напитывают неизвестной нам энергией, как допингом? Да-да, тем самым допингом, но без инъекций. Этакая Алая героика.

Спартак -

Данный препарат находился в послевоенном Муромском училище связи совершенно легально. Очевидно, как раз он и применялся для подпитки мобилизационного резерва, разносившего секретное вещество для заправки контейнеров на все сталинские объекты Мурома по подземным ходам. При наступлении часа Х, понятное дело, было не до сентиментов, и скорость введения зданий в военное положение была определяющим фактором. Но далее, при излечении в госпитале, на кровь применяли уже воздействие от бесплотных ду́хов, провозя её по длинному «коридору смерти». А может быть, «коридору жизни». Можно это назвать как-нибудь материалистично, но зачем? Получилось как-то по-Булгаковски, но полагаю, всем понятно. Кстати, имеется множество непроверенных сведений, что писатель Булгаков употреблял нечто, и это наложило отпечаток на многие его произведения. Всё это очень походило бы на дурь, но, во-первых, паззлы ложатся на свои места ну очень совершенно даже с подобной мистикой, и во-вторых, если мы чего-то не знаем, то далеко не факт, что этого не может существовать в принципе.

Но очевидно, сталинским военным врачам были хорошо известны способы очистки крови от различных посторонних включений, приобретённых в военных сражениях. Не исключено, что был накоплен опыт ещё от Первой мировой, когда шло массовое лечение от «испанки», или графенового заражения кровяной плазмы. Как его (заражение) распространяли, другой вопрос, но методы восстановления крови были не из области фантастики. И к подобным поражающим факторам новой будущей войны при Сталине успели подготовиться. А что у нас идёт сейчас? На этом месте гомерический хохот и занавес.

Надо понимать, что визави очень сильно не устраивало появление подобных медицинских заведений сразу после второй мировой. Ну и как следствие, сразу после марта 1953 года была разгромлена полностью его подземная часть. Она у всех объектов двойного назначения ликвидировалась практически сразу, начиная от комплекса сооружений резервного расположения Ставки Верховного Главнокомандующего СССР в Куйбышеве (Самаре), и до всех более простых зданий и сооружений по всему Союзу. По отзывам свидетелей, на объекты приезжала специальная бригада, которая в режиме высочайшей секретности выпиливала из объектов нужное только им и увозила в неизвестном направлении. Доразрушение объектов, включая снос или частичный снос, шёл уже позже, по мере выделения сил и средств верноподданными партсекретарями, и когда в этом по большому счёту уже не было никакой необходимости. Объекты к тому времени уже потеряли возможность второго назначения. Ну и таким же образом наравне со всеми пошла под нож надземная часть стадиона «Спартак», от которой остались только малые трибуны, и те не без переделок.

Спартак -

По иронии судьбы, сервис заснял то место, где у нас когда-то находились автомобильный проезд на футбольное поле и две колонны по бокам. Очевидно, дальнюю по фото колонну выдрали также «с мясом», и влепили в её место какую-то конструкцию по типовому советскому проекту строительства сельхознавесов. Очевидно, нашли и выбрали её из того, что было. И для надёжности вокруг пролили бетоном, мало ли что. Возле ближней колонны чуть сложнее. Её однозначно заменили также, но зачем-то обнесли кирпичной стеной и сделали дверь. Возможно, как раз за этой дверью есть дорога к одной из самых страшных муромских тайн, но вот чтобы до неё добраться, надо будет разбить на своём пути ещё кубов эдак десять бетона. И не простого, а сталинского, в те времена за качеством следили, не то что сейчас. Действительно, что же такого там может быть внутри, под асфальтом, и на чём вообще сталинские архитекторы расположили наш стадион?

Спартак -

Наши подземные шестиугольники, как многие наверное уже поняли, есть не что иное, как многоярусная система течения воды по гармоничным законам. Когда-то в очень древние времена она использовалась по назначению. С какой стороны в систему осуществлялся приток, сейчас мы можем только догадываться. А вот выходы воды на поверхность высоковероятно находились как раз в центрах шестиугольников. По всем приметам, в этих местах должны быть широкие и глубокие отделанные камнем колодцы. Имеются непроверенные сказания от людей старшего поколения о том, что подобные колодцы действительно есть, и их посещали вплоть до запрета и ограничения входа. Что интересно, над каждым таким колодцем было выстроено капитальное перекрытие, а сверху навален грунт. И если над землёй в этом месте не стоит здание, то с виду над колодцем будет обычная городская улица или даже сад-огород.

По всей видимости, в том месте, где был автомобильный проезд на стадион «Спартак», как раз и был такой колодец, который объединял в себя водоносные каналы. Но только было это всё гораздо интереснее.

Спартак -

Совокупность шестиугольников можно разделить на большие и малые. И очевидно, что чем больше шестиугольник, тем глубже он залегал. И может получиться так, что шестиугольник он потому и шестиугольник, что мы сами его таковым вообразили и нарисовали. А в реалии, на глубине, могли быть только ходы от гипотетических линий соединения центров, биссектрис и прочих частей фигур, и не обязательно, что полный завершающий комплект. И ещё совсем не факт, что если по нашему плану они пересекают друг друга, то в реалии должны сообщаться. Чтобы судить о полноте и правильности, необходимо понимать весь макро-шестиугольник в целом. А мы сейчас видим только его малую часть.

Но однозначно можно сделать вывод о том, что на месте автомобильного заезда был центр северного шестиугольника, и самый по нашей схеме глубокий ход от него (голубой пунктирной линией) шёл к следующим образующим на юго-запад. Именно здесь при загадочных обстоятельствах был оборудован «коридор смерти» в то время, когда гидросистему древнего города уничтожили окончательно. И такой же ход однозначно должен был идти на юго-восток. Что было оборудовано уже в нём, история умалчивает.

Всё это было сделано в тот самый загадочный хронологический период, именуемый сейчас Золотым веком. К благородному металлу название имеет несколько посредственное отношение. Его срок мог не длиться именно сто лет, а варьироваться в обе стороны хронологической шкалы. И совсем не обязательно привязывать его длительность к сроку правления некой немецкоязычной шальной Императрицы. Все эти стереотипы навязаны уточнителями истории, в связи с чем воспримем это всё с мерой условности. И будем считать, что для Мурома его Золотой век длился с того момента, когда была слита городская гидросистема, до момента, когда некое стихийное бедствие залило грунтом все первые этажи домов и началось «безвременье», конец которого нам более известен как «Революция 1905 года».

Именно во времена Золотого века в Муроме были выстроены все те дома, в которых полузасыпанные подвалы были когда-то первыми этажами. Собственно, в туристических буклетах ещё со времён СССР была краткая аннотация о том, что в эпоху правления Екатерины II город был полностью разрушен, и вновь выстроен по параллельно-перпендикулярной сетке кварталов. Никто ничего особо и не скрывал. Так что же у нас было в тот период на месте будущего стадиона «Спартак»?

В простонародии район вокруг стадиона называется «Штап», ну или искажённо Штаб. Причём никто из краеведов не может убедительно пояснить появление подобного названия в принципе. Всё сводится к тому, что в непонятно какие времена там находился какой-то штаб неизвестной доселе армии. Штаб – немецкое слово, кстати. И географически он по некой странности находился как раз на месте нашего стадиона. Раз так, давайте попробуем восполнить этот исторический пробел на основании имеющихся фактов. Для чего вглядимся в план юго-восточнее стадиона более пристально.

Спартак -

Штапской овраг перерезает шестиугольник в этом месте почти напополам. Скорее всего, его образование произошло очень недавно. По информации от старожилов, весь склон оврага был в выходах из подземелья, которые массово стали заделывать в первой половине 20 века. Очевидно, все неглубокие образущие шестиугольник ходы, они у нас на плане жёлтого и розового цвета, были смыты. А что с самым глубоким ходом? Ну и здесь самое время указать ещё две недооценённых историками должным образом достопримечательности.

Под номером 2 с незапамятных времён находилось и находится, как и следовало ожидать, педагогическое заведение. Без имени, и в общем без судьбы. Во времена СССР его перестроили и значительно расширили. Славилось оно на весь город тем, что в актовом зале висел плакат «Мы-дети ленинской мечты!», хотя был это во все времена интернат для спецконтингента, того самого, из анекдотов. Всё бы ничего, но мы уже знаем, откуда на карте городов брались такие заведения в принципе.

А вот под номером 1 до сих пор стоит полуразрушенное здание, являющееся памятником архитектуры как бы не федерального значения.

Спартак -

В городе его называют Дом Каратыгина, по имени одного из прошлых владельцев. Наверное, это если не самый богатый на исторические события объект Мурома, то находится в первой тройке лидеров. Одним из фактов его биографии является то, что практически до конца 19 века в доме были постоянно расположены какие-то воинские формирования. Допустим, так оно и было. Вопрос – зачем, если вроде как в нескольких сотнях метров по подземному ходу уже стоял Штаб. Или там был не совсем Штаб, а нечто более другое? Есть ещё один очень малоизвестный факт, уже из 20 века. В доме впервые в истории Мурома, в марте 1917 года, был создан первый Совет рабочих и солдатских депутатов. Позже в нём же была образована первая в Муроме ВЧК. И уже в июле 1918 года в подвалах дома было расстреляно очень много народа. Точное количество его неизвестно, по понятным причинам статистику никто не вёл. Официально шло подавление белогвардейского мятежа, неофициально велась зачистка города под новое, рабоче-крестьянское население, после чего богатый жилфонд города был полностью освобождён.

Спартак -

По некоторым данным, жители держали круговую оборону в церкви Иоанна Предтечи, пока их не взяли в плен. Церковь, кстати, попала в списки объектов первой очереди сноса. Её не стало уже в 30-х годах 20 века.

А теперь представим это всё на нашей реконструкции.

Спартак -

Если от бывшего автомобильного въезда на стадион «Спартак» направить луч вниз, куда по логике должен идти ещё один глубокий коридор, то через 652 метра мы как-то приходим как раз в место перед папертью церкви Иоанна Предтечи. Такое расстояние ранее где-то уже мелькало. Комментировать, как полагаю, тут нечего. Людей гнали в подземные коридоры, чтобы они своим ходом прошли на север, именно туда. Не исключено, что кого-то привезли в Дом Каратыгина и расстреляли, но главной целью было не это. Вопрос – что было в северной части, из-за чего туда гнали народ, как стадо? Явно большевики не были изобретателями такого маршрута, всё было выстроено и опробовано до них, в том самом Золотом веке.

Ребусы паперти церкви Иоанна Предтечи, как впрочем загадки двух помещений билетных касс стадиона «Спартак», решаются вполне просто. Их удаление на плане от маршрутов подземных ходов вызвано тем, что сами ходы находятся достаточно глубоко, не менее 10 метров от поверхности. И чтобы сделать проход с лестничным маршем хотя бы под углом 45 градусов, необходимо сдвигать точку входа от оси подземелья как минимум на величину глубины.

А была там в Золотом веке, как ни странно, обычная трудовая армия, скомплектованная колониальной властью из бывших жителей данных мест. Эдакий гибрид рабов и гладиаторов, которых использовали в зависимости от текущих целей и задач. Там же была военизированная охрана этой «гвардии», и там же заведение для призрения над детьми. Ну и естественно, «коридор смерти», или объект, который сильные мира сего боятся как огня. В зависимости от рук, в которых он находится, им можно было творить как добро, так и зло. Что именно творили в Золотом веке, сейчас уже не узнать. Но терзают смутные сомнения о том, что в западной части города одним только Напольным кладбищем наш коридор совсем не заканчивался. И похоронила это всё эпоха «безвременья», когда жизнь деградировала настолько, что годы никто не считал. Историки всячески отрицают существование такого периода, но по глубокому убеждению, он был. Впрочем, это уже вопрос дискуссионный.

Шестиугольные ходы юго-восточнее стадиона есть без преувеличения очень интересная вещь. В своё время ходила масса слухов о неких чудесах, творящихся под землёй. Ещё в далёком детстве покойные ныне родственники показывали на жилой дом и говорили, что тот сделан из церкви.

Спартак -

Как такое могло быть, в голове не укладывалось. И как сейчас оказалось, дом стоит на одной из вершин шестиугольника. И по иронии судьбы, в другом здании, выстроенном во времена СССР неподалёку на ещё одной вершине, впервые увидел свет ваш покорный слуга.

Так что там рабы и гладиаторы?

Спартак -

Очевидно, в 30-е годы прошлого века в народе были ещё свежи предания о трудовых армиях и получениях различных ресурсов из них. Естественно, коммунисты были бы не коммунистами, если бы не использовали медийную сторону этого вопроса как свою очередную победу. Так на свет появились клубы «Спартак». Включая наш, рассмотренный выше. Подозреваю, что все спортивные сооружения для обществ такого имени возникали именно там, где когда-то перерабатывалось «мясо». Получалось очень символично – спортсмены звали себя легендарным именем героя древности, который когда-то вывел бывших рабов и гладиаторов к сокрушительным победам над своими хозяевами. Но после 1953 года некто сказал «ша!». И чётко дали понять, что время победивших рабов и гладиаторов закончилось, наступило время просто рабов и гладиаторов. И как-то внезапно пропали почти все клубы «Спартак», разве что может быть кроме столичного.

Для сведения, сравните, сколько в СССР было различных территориальных клубов «Динамо» или «Торпедо».

Кстати, а кто вообще победил в 1953 году? Кто-нибудь слышал про такую баталию? А это и было то самое упоминаемое выше краткосрочное событие, которое расставило всё по своим местам. Она же Корейская война. Одна из ошибок Генералиссимуса привела к тому, что поражение в ней длится медленно и верно до сих пор. И начинает подходить к своему финалу. Спрашивается - а как такое могло произойти? Ведь был же целый ум, честь и совесть нашей эпохи. Риторический вопрос, однако.

Ну что, ждём следующие акты законотворчества?

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru