Город 234. Часть 1

10009

Как известно из расхожего постулата, математика - наука точная, а история - уточняемая. И на первый взгляд это совершенно несовместимые вещи, ну разве что имеют общее только в подсчёте хронологии. Но наверное, не надо быть дипломированным специалистом, чтобы понять, как в той же отечественной истории всё перепутано в плане учёта дат происходивших событий. Очень много исследователей совершенно чётко доказывают - многие исторические факты перетасованы по хронологической шкале так, что уже от начала 20 века и ранее вся история правдива на очень малую долю, а от начала 19 века она вымышлена вообще полностью. Кому и зачем было нужно так кривить историю? Рассмотрим это ещё на одном простом примере. Но сначала немного об искусстве.

Творчество известного киргизского музыкального коллектива "Город 312", полагаю, знакомо большинству читателей. Надо отдать должное, их песни вполне узнаваемы в общей массе летящих из динамиков наборов звуков от творителей современного шоу-бизнеса. Налицо тот редкий случай, когда поэт, композитор и прочие участники коллектива сидят явно на своих местах и делают своё дело, причём очень даже артистично. Вполне заслуженно их творения использовались даже как саундтреки в художественных фильмах, что в общем не бывает с песнями-однодневками. Название своего коллектива они выбрали очень оригинально - взяли телефонный код Бишкека. Получилось таинственно и многозначительно. Хотя если бы современная молодёжь могла разгадать этот ребус, у неё возникли бы совсем другие ассоциации. Так вот безотносительно в название был заложен целый немалый город. Ну, собственно, на то они и есть, эти люди искусства.

А мы возьмём тот же метод и слегка экстраполируем его на наш случай искривления истории. И в качестве объекта возьмём знаменитый древний город Муром. Что тут сказать, город это вполне известный и его официальное описание периода существования очень богатое. Особенно, когда например в Википедии ссылаются на период 1013 — 1015 годов. Какой исторический математик обеспечил такую точность при переводе летоисчисления от СМЗХ (сотворение мира в звёздном храме, прошу не путать) в наше современное, можно спросить? Наверное, тут долго скрещивали математику с историей. И чтобы не вникать в эту чушь и не тратить зря время, назовём по аналогии этот объект безотносительно Городом 234 и для дальнейших рассуждений оставим только те исторические источники, на которые можно посмотреть и которые при этом не вызывают сомнения. Муромом будем называть только то, что сейчас осталось от Города 234, а совсем не то, что как будто было основано очень давно. Ну, или более проще - Муром есть то, что нам известно от этого города только по 20 и 21 веку. Остальное - Город 234, или терра инкогнита, до которой мы попробуем добраться.

Город 234. Часть 1 tech_dancer
Адам Олеарий, Муром, 17 век

Кстати, прежде чем переходить к так сказать описательной части, хотелось бы добавить ещё несколько слов.

Данный город считается одним из самых древних в европейской России только в связи с тем, что он был упомянут в некой исторической грамоте, датированной 862 годом. Одновременно ему приписывают почётную роль восточного пограничного города Киевской Руси. Через находящуюся рядом реку Оку тогда уже начинались земли других государственных образований того времени. Есть ещё масса неких исторических достопримечательностей, благодаря которым город привлекает большое число туристов. Но основные достопримечательности, которые были и остаются - храмы и храмовые комплексы, и некоторые по преданиям были выстроены ещё в 16 веке (подробнее на этот счёт сказано в Википедии). Воспримем это как обычную информацию с правом на истину. Поскольку автор этих строк имеет прямое отношение к этому городу, по тексту далее будет ещё много сведений, которых нет в официальных источниках. Ну и насколько возможно, всё это для лучшего понимания будет адаптировано тем читателям, которые в этих краях ни разу не бывали. Итак, начнём.

В современном плане Муром ничем не отличается от аналогичных городов средней полосы России. Те же промышленная разруха, уныние и неуверенность в завтрашнем дне. Близость к Москве делает своё дело - кто хоть что-то мог сделать в своей жизни, уехали ещё лет эдак 20 назад. Как там пели в "Город 312":

повисли на мысли -
нам надо бежать
здесь больше нет смысла
себя выражать

припев:
город-клетка, город-пробка, город-точка
город…город…город…город…город

Кстати, одну из песен своего репертуара, а именно "213 дорог", музыканты не менее оригинально назвали обратным прочтением названия своего коллектива. Креативный подобрался народ, что тут говорить. В то же время в Муроме очень часто бывают высокопоставленные и богатые люди. Такой вот получается город контрастов. Каким же был этот самый город контрастов до 19 века?

Город 234. Часть 1 tech_dancer
Николас Витсен, вид Мурома, 18 век

Верить таким лубочным картинкам, конечно же, крайне неосмотрительно. Но всё же давайте попробуем найти в них что-то общее. Для этого внимательно их рассмотрим. Не надо быть экспертом, чтобы заметить, что это труд разных авторов (в наше время исторических фальсификаций ничего нельзя исключать). И в этом случае бросаются в глаза минимум две детали, которые при разном авторстве имеют все шансы быть реально списанными с натуры: во-первых, везде фигурирует некая трёхглавая церковь; во-вторых, везде изображена достаточно большая крепость, охватывающая все изображенные здания, и в то же время стоящая достаточно далеко от береговой линии. И всё же, порядок прорисовки зданий на картинках и их пропорции неумолимо указывают на то, что одна из картинок срисована с другой, разве что изменена береговая линия. В связи с этим также отложим эти две детали в памяти, без претензии на истину. Кто не совсем понял, о чём речь, взгляните на укрупнённый фрагмент с обведёнными зданиями и сравните эти здания на другой гравюре.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Забегая вперёд, могу сказать, что ни такой трёхглавой церкви (как впрочем других обведённых зданий), ни крепости в современном Муроме нет совсем. И если про такую церковь ничего не знают даже краеведы со стажем, то в отношении крепости было проведено много попыток реконструкции того места, где она могла быть.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Это один из вариантов реконструкции, который был ещё в советских туристических буклетах. Всё очень реалистично, вот только старый кремль с этого варианта совсем не похож на те вышеприведённые гравюры. Это даже несмотря на то, что показан вид с противоположной стороны. Очевидно, автор реконструкции локализовал всю крепость в место существовавшей ранее Соборной площади.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Не исключено, что реконструкцию делали именно с этой фотографии. Создатель, видимо, не знал о существовании тех самых гравюр. Действительно, как же в этом случае понимать, что крепостная стена охватывала гораздо более широкую территорию, и храмов на ней было невообразимо больше. А стоящий на фото Богородицкий собор, который официально являлся самым древним храмом Мурома, никак не тянул на трёхглавый, даже с учётом того, что по имеющимся данным колокольню к нему пристроили гораздо позже. Более того, он вообще ни на один изображённых на гравюрах зданий не похож совсем. Что-то тут не так. Кстати, по слухам, авторство этой реконструкции приписывают самому главному архитектору Мурома периода второй половины 20 века - Н.А.Беспалову, который, помимо прочего, был очень эрудированным человеком и допустить такое поверхностное изучение вопроса ну совсем не мог. Это выглядит очень странным.

По имеющейся легенде, где-то внутри подвала этого собора в 19 веке нашли клад, в котором находилось неприлично много арабских монет. Арабскими их идентифицировали в связи с тем, что на них была начеканена только вязь. Официально этот клад считали богатством какого-то купца, промышлявшего торговлей с южными странами по водным путям. Неужели этот купец был настолько хитрым, что спрятал своё богатство в самом почти видном и людном месте? Всё более похоже на то, что в этом храме держал оборону некий народ, имевший в ходу монеты с вязью. А может, и писавший вязью. И как только наступила опасность поражения, некто из представителей этого народа эту с позволения сказать городскую казну спрятал. Вопрос - кто жил на этой территории, кто завоевал тех кто жил и когда спрятали этот клад?

Сейчас на месте этого собора, ну или в шаговой близости от него, стоит памятник Илье Муромцу. Тот самый, что на главном фото. Кому-то он там грозит своим мечом в сторону востока. Кому, интересно, если на месте его установки когда-то были в ходу монеты с вязью? Впрочем, до Ильи мы ещё доберёмся. А сейчас мы приступим к изучению главного вещественного доказательства по исчезнувшему Городу 234 - спутниковой карте, которая, как известно, вещь далеко беспристрастная.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Собственно, вот она. Исторический центр города находится ровно посередине этого снимка. На первый взгляд, в этом центре прослеживается строгая параллельно-перпендикулярная сетка кварталов, а все сохранившиеся там храмы расположены в хаотическом порядке. Никто из исследователей края и не пытался найти закономерность в их компоновке на местности. Наверное, это было так же сложно, как мыши понять устройство мышеловки.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Этот план города в 19 веке приведён практически во всех изданиях по истории Мурома. Хоть он и выполнен скорее схематично, чем картографически, и не ориентирован на север, но в общем достаточно правдиво указывает и квартальную сетку, и расположение храмов, половины из которых уже не существует. Действительно, глядя на этот план, сложно найти какую-нибудь логику в размещении культовых зданий. Но поскольку мы не ищем лёгких путей, возьмём на вооружение известную аксиому о том, что любая случайность есть неопознанная закономерность, и начнём. Но для этого сначала сделаем две несложные вещи: а) выкинем из головы труды всех горе-реконструкторов территории Мурома, вне зависимости от их учёных степеней, обильно публикующихся на различных ресурсах (может быть даже и за гранты) и в дальнейшем к ним не будем возвращаться совсем, и б) вспомним основные аксиомы и теоремы одного из разделов геометрии, а именно тригонометрии. Это важно. Вспоминается гифка, которая недавно стала кочевать по социальным сетям. Там был набор точек, хаотически гуляющих по пространству листа. Но если нужные точки соединять прямыми, то на листе проявлялись вращающиеся геометрические фигуры. Так случайность преобразовывалась в закономерность, что в общем было задачей по геометрии уровня старшеклассника. Как говорится, глаза пугают, а руки делают. Кому-то же надо скрестить историю с математикой, в конце концов.

Ну и чтобы понять дальнейшее, настоятельно рекомендую тем читателям, которые не знакомы с историей и географией Мурома, изучить вышеприведённый план улиц и современный спутниковый снимок. Так будет легче воспринимать нижеизложенное. Ну а далее, под прибаутки автора, следите за рукой.

Начнём с того самого Богородицкого собора, вокруг которого якобы стоял Муромский кремль.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Как известно, любые входы в такие вот соборы шли с улиц, которые этими соборами и заканчивались. Если этот собор был самым древним в городе (собственно, сомнений в древности как минимум местоположения храма именно здесь не возникает), то ранее именно к нему была улица, которая была прямой и шла через весь город. И шла бы она по направлению нарисованной стрелки. И если бы в этом храме встречали высокого гостя из столицы, то по русскому обычаю эту улицу могли застелить коврами во всю длину. Москва, кстати, находится почти с противоположной географической стороны.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Муром по непонятной причине очень любит супруга нашего уже бывшего Премьер-министра, того самого, который призывал всех держаться в Крыму. Она бывает там очень часто, и по слухам, ездит не только помолиться каким-нибудь Петру и Февронии. В деревне, как известно, шило в мешке не спрячешь. Но слухи есть слухи, цена им соответствующая. Хотя если бы этот храм стоял сейчас в первозданном виде, то полагаю, она с удовольствием прошлась бы по той улице, под восхищённые взгляды горожан. Так давайте эту улицу, хотя бы по её возможному направлению, нанесём на спутниковую карту. Например, так.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

На месте собора уже давно находится городской парк, но его главная аллея до сих пор совпадает с той улицей по направлению. Точнее, она и есть кусок той самой исторической улицы.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Но вот за пределами парка уже идёт та самая параллельно-перпендикулярная сетка кварталов. Как понимать этот факт исчезновения улицы? Наверное, повторюсь по прошлым материалам, но ещё в советских туристических буклетах упоминалось о том, что Муром, как многие российские города, во времена Екатерины Великой был полностью сожжён, а его радиальная схема улиц заменена существующей ныне параллельно-перпендикулярной. Интересно, если там были каменные дома, чем их так могли сжечь? Впрочем, продолжим. И перейдём к упоминаемому выше въезду со стороны Москвы.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Достопримечательностью того места была только данная часовня, которая по легенде была поставлена в честь убиенного князя Михаила, тело которого нашли в том самом месте, возле моста через овраг. Часовня была окончательно снесена в 1949 году, как вы поняли, навсегда. На её месте сейчас стоит постороннее здание, где-то в другом месте установлен памятный крест с табличкой.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Давайте не будем вникать в личность того убиенного князя, отметим только очередную зафиксированную математическую точность данного события. Кто её таким образом вычислил и чем это доказывается? Вразумительных ответов нет (краеведы, поправьте). В семидесятые годы прошлого века на том месте стояли только деревянные бараки и мост через овраг, ведущий в сторону кладбища. Десятилетием позже неподалёку построили несколько кирпичных зданий, причём так, что посторонний человек уже не заметит никаких мостов и пересечений оврага. А по преданиям, в этом месте находилась целая московская застава. Наверняка это был объект, инженерно оборудованный от проникновения посторонних лиц. Следы укреплений должны были остаться. Увы, их нет. Но не будем печалиться по этому поводу, а нанесём на нашу спутниковую карту линию вдоль этого моста при московской заставе.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

За основу направления берём направление существующего ныне моста и направление куска улицы Ремесленная Слободка (заштриховано), которая сохранилось с тех самых "допотопных" времён, и также упёрлась в параллельно-перпендикулярную сетку кварталов от архитекторов Екатерины, после чего исчезла. Так этот кусок улицы выглядит сейчас.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Где-то в центре квартальной сетки старого города наши линии пересекаются, что в общем не удивительно. А что, если в том месте находился тот самый центр, куда сходились все радиальные улицы, ныне исчезнувшие, и лишь по иронии судьбы случайно сохранившие те куски, по которым мы их и реконструируем? Давайте проверять, что делается в нашем случае достаточно легко. Надо только продолжить ту улицу от московской заставы чуть дальше. Давайте от места пересечения наших линий для наглядности сделаем это другим цветом.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

По некой странности наше продолжение линии от московской заставы, выполненное в другом цвете (красным), почти точно пересекает некий объект. По незнанию его можно не заметить, но краевед обратит на него внимание сразу. Сейчас это просто площадь с памятником, но в 19 веке тут стоял Николо-Можайский храм. И не просто храм.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Храм этот имел некие волшебные свойства, которые ранее были описаны здесь. Надо думать, никакой уникальности по отношению к прочим храмам именно этот храм не имел, и такие же волшебные свойства в полном объёме были и у других храмов города. Но по непонятной причине большевики какие-то храмы снесли, а какие-то оставили. Объяснять причину этого явления сложно. К примеру, место под этот храм после его сноса так и остаётся пустым. В 1984 году там был установлен памятник известному советскому учёному Р.А.Белякову, но это всё, что там смогли (или захотели) поставить.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

По словам старожилов, при сломе храма были раскопаны какие-то гробницы. Дети собирали черепа и играли ими в городки. Впрочем, после слома это место закопали очень быстро, и там образовался обычный городской пустырь. До установки памятника в глубине стояла статуя не то комсомольца, не то комсомолки, и стояли лавочки. По вечерам в тёмное время суток эта площадь была излюбленным местом здешних алкашей и праздной молодёжи. Собственно, после установки памятника, когда сгорели почти все вновь установленные фонари, ситуация вернулась на круги своя.

В 1984 году при торжественном открытии памятника на площади было столпотворение. Перед открытием в спешном порядке сгоняли автовышки, которые снимали с деревьев вороньи гнёзда. Всё же ожидался Первый секретарь обкома. И не только он один. Как положено, перед заходом на площадь всех встретил хлебом-солью костюмированный Илья Муромец. Толпа народа была такой, что разглядеть кого-либо было практически не возможно. И в этой толпе присутствовал ваш покорный слуга. Как было объявлено, ожидалась вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая, и было очень интересно на неё посмотреть. Из всех гостей только она одна была известна по фотографиям из газет, и только её были шансы узнать. Но увы, приехала ли она на место открытия памятника, так и осталось неизвестно. Что интересно, сначала туда ждали совсем не её, а первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. Тем более что в одном квартале от этого места была школа её имени, и по всем правилам она должна была там побывать. Но... пронесло. Глядя на это с высоты своей невысокой колокольни, можно сделать вывод, что оно и к лучшему. Мало ли, вдруг бы случайно кирпич на голову упал. Всё же первая женщина-космонавт, а здания в том углу в то время были очень ветхие. Как-никак от царя достались, и перестраивались очень редко. Дай ей Бог здоровья. А мы... вернёмся.

Почему красная линия на спутниковой карте уверенно приходит на это место? Неужели такая досадная случайность? Человек, который ни разу не бывал на том месте, наверное так бы ничего и не понял.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Данный храм имел ярко выраженное отклонение своей оси относительно улицы Никольской (Первомайской). И ось храма по ещё одной случайности совпадала с нашей красной линией на спутниковой карте (см.выше). Про этот храм имелись непроверенные сведения о том, что его перестраивали три раза, и в каждом случае делали новый придел или колокольню. Для чего? Выровнять его ось по направлению улицы всё равно не удалось. Так что, его настоящий самый первый вход был как раз по красной линии?

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Похоже, так оно и было. На месте красной линии на нашем плане была радиальная улица, которая упиралась в указанный по стрелке вход в храм. Когда разбивали новую уличную параллельно-перпендикулярную систему, храм в образуемый порядок улиц явно не вписывался. По какой-то причине тогда его сносить не стали. Оставили как есть, ну может быть перенесли колокольню на то место, где её запечатлел фотограф. А что большевики? Как там говорилось, что наши отцы не доделали, мы и есть доделаем. И снесли его не думая под корень, чтобы никто не догадался о радиальных улицах. А те храмы, которые стояли ровно по сетке улиц (т.е. сделанные поздно), оставляли. Как бы большевики не позиционировали себя врагами царской власти, местами они были очень сильно заодно с ней. А местами ли?

Но вернёмся к нашему спутниковому плану и проделаем один тригонометрический фокус. Точнее, совсем не фокус, а то, что усиленно преподавали в той самой школе имени Терешковой, а именно продемонстрируем прикладное применение одной тригонометрической теоремы.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Из центра пересечений наших линий через Николо-Можайский храм проведём окружность и посмотрим, как она пойдёт. А заодно замерим угол сектора этой окружности, образуемый радиусами на Богородицкий собор и Николо-Можайский храм.

И вновь по роковой случайности оказалось, что эта окружность идёт почти точно через Богородицкий собор, а угол между радиусами составляет в измерении Автокада 59 градусов. Ну или почти пи/3 с учётом погрешности такой "геодезии". Кто-то до сих пор верит, что все эти линии - случайность? Наш Город 234 начинает приобретать вполне осязаемые очертания. Ну и где же вы, реконструкторы с грантами?

Давайте ради интереса проверим что-нибудь ещё. В другой части Города 234. Для этого продолжим жёлтую линию через центр, но только как и ранее, в другом цвете (зелёным).

Город 234. Часть 1 tech_dancer

На пересечении с окружностью этот радиус ничего не укажет, но зато не доходя до неё уверенно попадёт в ещё один храм.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Это Храм сретения, который как будто бы стоит вдоль улицы, но никак не входом к радиусу, как все предыдущие рассмотренные нами храмы. Кстати, это сейчас он такой красивый, а около 30 лет назад он находился в плачевном виде.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

В советское время в нём была база втормета. Сбор вторичного сырья в СССР был уникальной вещью. В каждой школе был план по сбору макулатуры и сбору металлолома. И строго требовали его выполнения. Доходило до того, что на макулатуру сдавали партийную литературу, которую воровали отовсюду, где она плохо лежала, так как её в каждой организации было очень много. А за металлоломом лезли через заборы на площадки заводов. Для чего было нужно подобное действо? Можно это было списать на дурдом полувоенной экономики. К примеру, один мощный завод Мурома сдавал в лом только ежемесячного брака столько, сколько все школы города не могли собрать за год. Сейчас, глядя на это сквозь годы, начинаешь понимать, какую хорошо спланированную операцию провернул некто по уничтожению истории этой страны. Под вывеской сбора вторсырья в него перетаскали все книги и все железные изделия, оставшиеся от прошлого строя. А там было на что посмотреть. Один раз, при сломе старого дома, нашлась подшивка газет "Русское слово", которая тут же была прочитана. Сказать, что там были все просто удивлены, это ничего не сказать. Все подобные артефакты из школ как раз свозились в этот храм, оборудованный под склад.

Этому храму, в общем, повезло. У него частично разрушили только колокольню, и то есть подозрение, что это было в связи с необходимостью снять колокол, но никак не по идеологическим мотивам. Дальше колокольня разрушалась сама. Очевидно, для большевиков этот храм никакой ценности в плане уничтожения не представлял. Так может, это был просто храм, выстроенный уже при новом форматировании улиц? Пусть даже его строительство было выполнено на том месте, где в "допотопное" время стоял другой храм. Возьмём этот вывод как рабочую версию, и для её проверки из нашего центра пересечений радиусов проведём новую окружность (чёрного цвета), проходящую через Храм сретения. И смотрим, что на этой окружности могло быть в других местах.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

И тут (о, чудо), под углом 20 (!) градусов на север к жёлтому радиусу, на этой окружности мы находим место ещё одного снесённого храма - Николо-Зарядской церкви.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Уже сам факт того, что этот храм был снесён и на его месте ничего не было выстроено вообще, даже дороги или автостоянки, говорит о многом. Несмотря на лёгкую невзрачность, этот храм мог бы стать одной из главных жемчужин города.

Само по себе место этого храма ничего в принципе не говорит, но вот через дорогу от него находился очень интересный дом. Сейчас это краеведческий музей, а ранее это был дом купцов Зворыкиных. В том числе того самого В.К.Зворыкина, который изобрёл телевизор. До своей миграции Зворыкин проживал именно в этом доме. И надо думать, эта церковь у него была почти как домашняя. Уже спустя годы, в США, он изобрёл свою передающую трубку - иконоскоп. Почему он назвал её именно так, в честь иконы? Очевидно, где-то в церкви (а может, в той самой), он видел прообраз этой трубки. Что же это была за чудотворная икона и куда она передавала полученный сигнал?

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Вот интерьер той самой церкви, и где-то здесь находился тот самый Скайп. А может, на момент фото его уже демонтировали, события в те годы проходили очень стремительно. Но снесли этот храм явно не из-за этого. Скорее всего, он тоже напоминал народу и большевикам про некогда существовавшие радиальные улицы, и было решено от него избавиться. Как там пел известный бард:

Зря остроги и темницы
Душу тешили царице
Все текло через границы
За бесценок, за дарма.
И теперь в пустом музее
Ходят, смотрят ротозеи
На пищали и фузеи
Да на брошки из дерьма.

Вот он и есть, тот самый случай. Классика. Только как нам теперь определить, куда был повёрнут этот Николо-Зарядский храм?

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Глядя на вид храма с западной стороны, невольно возникает ассоциация с Николо-Можайским храмом - налицо непонятно пристроенные приделы и колокольня, храм не имеет единой продольной оси. Неужели и здесь пришлось изменить вход в угоду вводимым канонам?

Город 234. Часть 1 tech_dancer

На виде с востока появилась подсказка - стоящий на заднем плане храм Свято-Троицкого монастыря. Если использовать его как репер и знать направление в ту сторону и направление проходящей рядом дороги, то восстановить ось храма (не колокольни) является вполне несложной задачей по геометрии, примерно как для начинающего геодезиста.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Этот храм стоял таким вот образом. И совершенно несложно угадать в его конструкции, что он выполнен заново на фундаменте какого-то другого сооружения, причём с соблюдением новых канонов - вход обязательно с запада, алтарь - с востока. Пусть ради этого храм пришлось перекосить квадратно-гнездовым способом, сделав его похожим на деталь тетриса. На такие мелочи никто внимания не обращал ровно до тех пор, пока не пришли большевики. Неужели большевики испугались, что кто-либо смог восстановить те храмы в тот вид, который у них был ранее? Но для этого этот старый вид храма надо себе как минимум хорошо представлять, а как максимум - иметь строительную документацию. Насчёт второго, скорее всего перебор. Настоящие мастера в то время знали все законы архитектуры в голове, и производители работ безошибочно соблюдали все размеры без чертежей. Тогда остаётся только одно - на момент прихода большевиков были живы люди, которые умели делать допотопные храмы или видели их. Зная продолжительность жизни человека в то время, можно смело утверждать - все храмы Мурома, сохранившиеся после СССР, построены в 19 веке. Все информационные ресурсы, утверждающие про их происхождение в 16,17,18 веках - врут. Умышленно они это делают или по собственному наитию, уже другой вопрос. Пусть там уже разбираются специалисты. А математика, как известно, вещь тупая и упрямая, и сейчас мы в этом, полагаю, убедились.

Кстати, храмы, снесённые при СССР, были тоже построены в 19 веке, пусть даже на обломках старых храмов. Выражаясь современными градостроительными терминами, они были реконструированы на несущих конструкциях их предшественников. Только возведены они были не с полным соответствием вновь введённым архитектурным канонам, поскольку сделать это было по каким-либо причинам невозможно. И была у них в связи с этим особенность - они явно демонстрировали грамотным людям настоящую историю края. Не ту, которая в учебниках, а ту, которая была у проживавшего здесь народа до прихода всем известных персонажей с запада. Это как раз для последних (а также пришедшим им на смену большевиков) и представляло определённую угрозу. Судя по преемственности поколений, захват был тоже в 19 веке. Всё произошло за какую-то сотню лет. Но к этому мы ещё вернёмся. Продолжаем наш урок геометрии.

Наверное, уже нет смысла скрывать тот факт, что угол в 20 градусов в данном случае был неким базовым углом, по которому какой-то древний зодчий расположил все храмы в Городе 234. И если теперь просто прокладывать радиусы от центра кратно этому углу, то по логике мы должны что-то в этом месте найти. Попробуем это сделать, для чего отложим новый радиус южнее красного (на плане он желто-зеленый).

Город 234. Часть 1 tech_dancer

С небольшой погрешностью в 5-10 м (что в общем в нашей "геодезии" вполне допустимо) мы попадаем в один очень интересный объект, который был хорошо знаком всем жителям Мурома, пережившим перестройку.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

На этом месте сейчас стоит в общем неприметный магазин (слева на фото), но чуть более 30 лет назад в его подвале продавали ликёро-водочную продукцию. Кто застал то время, не даст соврать, как оживлённо выглядел процесс продажи такой продукции и докуда там была очередь. Но нам интересно другое. По свидетельству людей, бывавших в том подвале не в качестве покупателя, подвал там были огромный и превышал внешний размер магазина, из него выходили ходы, и никто не знал, куда они шли. Один ход был в цех производства безалкогольных напитков (на фото находится справа), и там тоже были огромные подвалы, позволяющие организовать там склады готовой продукции и конвейерную линию. Ход между этими зданиями был заделан только в 60-е года 20 века.

Как ни странно, это всё говорит о том, что до строительства магазина в том месте также был некий объект, на обломках которого вместо храма решили сделать торговое предприятие. Тоже вариант. Кстати, никто из краеведов особо не интересовался ни этим магазином, ни цехом безалкогольных напитков. Хотя если там сохранились те подвалы, наверное, нашлось бы много интересного. Пусть не клад, но как минимум богатый материал для уваровских чтений (местные краеведы поймут, о чём речь).

Не надоело? Давайте ещё.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Если отложить новый радиус алого цвета на запад от сиреневого радиуса, под тем же углом 20 градусов, то мы с погрешностью 5-10 м попадаем в место стояния храма Иоанна Предтечи, как вы уже догадались, также снесённого.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Показалось или нет, что данный храм (но не его колокольня) стоит на какой-то рукотворной обделанной площадке, которая в свою очередь выступает из естественного уклона грунта? В общем, мы снова имеем тот самый случай, когда на обломках старого сооружения возвели новый храм, и по новым же канонам. Только на этот раз снос храма не был обусловлен историей места его постройки. Были другие причины.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Сейчас уже практически никто не знает произведение американского журналиста Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". Но в своё время это произведение было широко известным. В нём описывались первые 10 дней революции, совершённой большевиками в октябре 1917 года, в Санкт-Петербурге. Сейчас на это произведение смотрят совершенно по другому. Некоторые исследователи доказанно утверждают, что оригинал этого произведения не видел никто, а то, что сейчас находится в библиотеках, не имеет к оригиналу никакого отношения. Причина этого ровно в том, что в первые 10 дней своей власти большевики полностью уничтожали население города, что и описал в своём произведении автор. Уничтожали поголовно, не взирая на возраст, национальность и имущественное положение. Конечно же, мир после прочтения данного труда в оригинале потрясло, спору нет. Но переносить такую правду в умы читателей следующих поколений сильные мира того посчитали нецелесообразным, и произведение подменили. Для того времени это в общем было заурядным явлением.

Но наивным было бы предположить, что большевики ограничились только Санкт-Петербургом. Следующее подобное действо было в Москве. Об это мало кто знает, так как литературных трудов об этом никто не писал. И далее подобный красный террор шёл во всех городах. Муром тоже не был исключением. По имеющимся данным, часть жителей укрылась от уничтожения в этом храме и какое-то время держала там оборону. Но увы, после какого-то штурма их взяли, затем вывезли в дом Каратыгина (есть такой неподалёку, сейчас в виде полуразвалин), где в подвале уже расстреляли всех окончательно. Данная информация не зафиксирована ни в каких источниках, её передают старожилы, которым в свою очередь это также передали их предки. Официально в истории это событие называется белогвардейским мятежом. Храм, понятное дело, снесли в первой же партии разрушаемых объектов.

Кстати, около 15 лет тому назад лично присутствовал при проведении земляных работ не территории частного двора возле дома в районе снесённого храма Иоанна Предтечи. Под слоем грунта в полтора штыка там наблюдалось по всей длине прокапываемой траншеи нечто невообразимое. Вперемешку шли черепки фарфоровой посуды явно недешёвого вида, судя по росписи, остатки одежды с полусгнившими латунными пуговицами, стеклянная посуда, местами даже целая, куски мебельной фурнитуры и подобное. Рабочие долго думали, что это могло значить. Из старожилов никто не мог ничего сказать. Всё это больше походило на засыпанные ранее следы погрома, причём даже без цели ограбления - кто-то просто выбросил чужие вещи из окон на улицу, чтобы освободить жилплощадь. А дом был многоквартирный и очень старого вида. Такие дома там стоят практически впритык. Выводы напрашиваются сами.

Если от этого алого радиуса отложить ещё один радиус на 20 градусов западнее (серого цвета, см.выше), и по открытой нами закономерности пересечь его с большой окружностью, то также попадаем в интересное место. Где-то совсем недалеко от него увидел свет автор этих строк, но это как раз и не интересно (не подумайте чего). Интересным здесь будет то, что в этом месте стоял дом бывшего городского головы А.В.Ермакова, благодаря которому город отложился даже не в краевой, а в общегосударственной истории. Именно при нём были выстроены водопровод, телеграф и многое другое. И именно возле этого дома стоял, по легенде, самый красивый фонтан из тех, что были построены при этом водопроводе. Нигде при этом в общем доступе нет ни одного фото ни дома, ни фонтана. Какими секретами они обладали? Ещё одна интересная деталь - неподалёку находился выход из города, который вёл в Ямскую слободу и далее на Нижний Новгород. На въезде в этом месте обязательно должна была стоять застава с инженерными укреплениями. Но сейчас там совершенно новые дома (не совсем новые, их поставили на 1100 лет Мурома в 1962 году, но не суть важно).

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Где носители информации по этим местам? Впрочем, это вопрос риторический. Как там пели в "Городе 312", где вы, кассеты-cd песен города, беспечных и юных... Наверное, нет смысла их искать. Наш Город 234 уже становится понятен и можно его уже построить без поиска недостающих храмов.

Как мы знаем из геометрии, круговой угол равен 360 градусов. При шаге 20 градусов круг можно разделить на 18 секторов. Круг можно разделить и на меньшее количество секторов с углом, кратным 20 градусам, но в этом случае число секторов может быть 9,6,3,2 (или те целые числа, на которые делится без остатка число 18). Зная это нехитрое правило, на нашей спутниковой карте можно без труда восстановить недостающие сектора. И всегда в точке пересечения радиусов с малой или большой окружностью на плане должен быть храм. Если его по факту нет, то это не значит, что его не было совсем. Скорее всего, в грунте можно найти то, что от него осталось, без особого труда, если на том месте нет других зданий. Но это уже задача для вас, реконструкторы. А что и где надо искать, мы сейчас нанесём на план.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Там, где на плане нарисованы синие квадраты, и надо искать следы храмов или подобных им сооружений. Не исключено, что они достаточно глубоко, и найти их можно будет только геосканером. Но гарантирую, в радиусе 10 м на месте фактического пересечения этих линий на местности вы обязательно что-нибудь найдёте. Вспомните начало этой статьи, где тоже задача поиска закономерностей между имеющимися храмами казалась нерешаемой.

Хочу довести ещё несколько странностей. Если над красным радиусом (Николо-Можайский храм) провести севернее через 20 градусов новый радиус (белого цвета), то он по теперь уже понятной случайности приведёт нас ровно в Смоленскую церковь (обведена на плане белым квадратом, в восточной части плана).

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Собственно, никто никогда не скрывал тот факт, что данный храм был построен в 19 веке. Он смотрится вполне свежо, и в годы развитого социализма никогда не был запущен - в нём проводились выставки произведений живописи. Есть только одна маленькая деталь, которая в общем присуща не только этому храму, но и всем вышеперечисленным также - почему-то их всегда строили на месте стоявших ранее и сгоревших деревянных храмов, о чём упоминали во всех библиографических источниках. Очевидно, здесь та же закономерность, что выявлена нами ранее - до этого храма в этом месте стоял другой храм, который собственно и сгорел. Вот только выдаётся место этого храма из нашей общей картины тем, что он выходит за ту окружность, на которой расположены храмы в секторах 60 градусов. И если построить окружность с тем же центром, но уже через этот храм, то полученное как-то странно совпадёт с оврагом в северной части и снова при пересечении с другим радиусом приведёт нас к месту, где стояла часовня убиенного князя Михаила, упомянутая выше (также обведено на плане белым квадратом, уже в западной части). Похоже, наш Город 234 был ещё сложнее и обширнее, чем мы до этого смоделировали. Ну да ладно, будет пища для ума у реконструкторов.

Давайте наконец сделаем перемену на этом уроке геометрии и немного отвлечёмся.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Не знаю как вы, дорогой читатель, но лично я всегда считал подобные реконструкции в наше время не любовью к истории, а реализацией у участников неких скрытых потребностей и тайных влечений, по Фрейду (прошу не обижаться тех, кто с этим не согласен, это всего лишь мнение автора). Недавно один такой "актёр" из СПб, наряжавшийся в Наполеона, так увлёкся, что в реалии четвертовал свою сожительницу, тоже кстати участвовавшую в подобных, так сказать, представлениях. К чему это всё? Давайте попробуем вспомнить 20 век, точнее его вторую половину, когда вдруг в семидесятых годах несколько ведущих ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) СССР вдруг внезапно переключились с комсомольских песен на фолк. Полагаю, названия приводить не нужно, у всех эти песни ещё на слуху. И понеслось про богатырскую нашу силу, Илью Муромца и т.п., причём целые винилы выходили только по этой теме. Это, на минуточку, в стране, где репертуар строго отфильтровывали и малейшее несоответствие Генеральной линии делало любое музыкальное произведение, мягко говоря, бесперспективным. Вопрос, достойный минуты обсуждения знатоков - почему фолк пошёл в массы?

Многие скажут, что в то время петь про гнетущий социум запрещалось, и оставалось петь только про это. Но ведь пели ещё про романтику и любовь, и даже неплохо пели. Некоторым песням до сих пор равных нет. И как понимать? Полагаю, очень просто. Уже в то время люди начали интересоваться своим прошлым, как раз тем, которое было задолго до Великого октября. И среди них наверняка были люди с нестандартным мышлением, которое отличалось ортогональностью по отношению к тому информационному потоку, который вливали все образовательные учреждения тех времён. И тут вдруг очень кстати подвернулся такой вот сермяжный музыкальный контент, который внёс новизну в мироощущение и удачно увёл мышление таких людей с такого вот анализа топографических планов на романтизм сражающихся непонятно чем идиотов. Неспроста же все топопланы городов были засекречены под видом борьбы с тайными агентами (хотя у вражеских разведок они были всегда и в полном объёме). А что бы было, если какой-нибудь умник в то время взял топографический план, и допетрил до всего вышеприведённого, когда ещё многое не было уничтожено? Во-во. Внедрение фолка в массы шло явно по методичке сверху, и не один психолог над ней поработал. И сейчас это тоже процветает, уже в этих околоисторических спектаклях. Ну может кто-то прочитав эти строки, проснётся. Пора уже. А мы вернёмся к нашему плану. Ещё раз взглянем на него, а затем на план крепости Пальманова в Италии. Найдём, так сказать, внешнее сходство.

Город 234. Часть 1 tech_dancer

Продолжение следует.

Автор: tech_dancer, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
tech_dancer
Разносторонне развитый инженер.