Мгновение. Мгновение. Мгновение…

или "Спецпроект R.I.P."

Хотел назвать данный материал сразу вторым заголовком, но получалось как-то мрачно. Тем более ранее уже неоднократно издавал статьи по подобной тематике, и не захотелось повторяться. Как наверное уже догадались те, кто читал прошлую статью (часть 1 и часть 2), речь пойдёт о том самом знаменитом мортуарии в современном городе Волжский, на противоположном берегу от Волгограда.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Рассматривать этот объект выдернутым из контекста истории Волгограда не совсем корректно, по этому ссылки на прошлую статью будут идти достаточно часто. Итак,

Мортуарий или пантеон — церемониальное сооружение, предназначенное для проведения траурных похоронных обрядов. Находится на территории городского кладбища № 1 в городе Волжском. Является единственным сохранившимся объектом из построенных на территории бывшего СССР. По одной из версии сооружение в форме буквы «П» построено в начале 1950-х годов одновременно с первой очередью города Волжского, по другой версий — в конце 1958 года одним из московских архитекторов. Сооружение использовалось для прощания с усопшими волжанами, которые внесли значимый вклад в строительство и развитие города. После закрытия городского кладбища № 1, мортуарий оказался заброшен.

Как уже писал ранее, появление подобного объекта в СССР образца 50-х годов 20 века выглядит по меньшей мере необычно. В стране не хватает строительных материалов для восстановления народного хозяйства, и тут вдруг возводится подобный объект. Это не говоря уже об идеологической составляющей. Как так?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Как известно, перед Богом все равны. Нет таких людей, которые спустя назначенное время не ушли бы туда, равно как нет и таких, кто явился оттуда. А недавняя война это тысячу раз подтвердила. Зачем же выделять людей, "которые внесли значимый вклад в строительство и развитие города"? Неужели мы этого не узнаем? (спойлер - ещё как узнаем)

Когда-то уже достаточно давно была издана одна статья, которая прошла по большому счёту малозамеченной и вызвала спор у специалистов по фотоделу, которые застали СССР. А именно, там были приведены некоторые интересные фотографии.

Местами странные фото, не правда ли? Кто-то когда-то убедительно доказывал, что это дефекты фотоматериалов, неаккуратность обработчиков и гуляние объектива во время экспозиции. Особенно прикалывает ёлочка, которая из-за странного свечения на краях больше похожа на декорацию, которую воткнули в постановочное фото. Но венцом творения стало следующее фото:

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Как подобное связать с дефектом или неаккуратностью фотографа, сказать сложно. Очевидно, те фотоаппараты за время выдержки фотоматериала успевали выхватить то, что человеческий глаз не замечал. Для этого требовалось очень короткое время, или как там, мгновение, мгновение, мгновение.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Действительно, как так могло получиться, что фото качества HD (что само по себе применительно к концу 19 века очень удивительно), обрабатывали реактивами так небрежно? Секрет таких пятен на фото становится понятен, когда начинаешь рассматривать с близкого расстояния ту самую люстру над ёлкой.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Впрочем, не будем дублировать ту самую статью. Электрики сразу поймут, к чему я веду.

В своё время родственник, обучавший фотоделу, предупреждал, что в старинных домах могут наблюдаться подобные странности. Старинные люстры при направлении на них фотоаппаратов, особенно включенные люстры, часто давали подобный эффект. А может, они освещали нечто, что в обычном состоянии человеческий глаз не воспринимал?

А что если в мортуарии имелись подобные устройства, которые фиксировали нечто, что неведомо человеческому глазу? Как известно, притчей во языцех является отец, сын и святой дух. Если первых двух можно увидеть, то третий куда-то потерялся и присутствует только в молитвах и пословицах. Уж не его ли лицезрели в мортуарии члены процессий, провожавших самых достойных жителей Сталинграда?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

А что, это вполне в духе соцреализма. Если во всём мире (и даже в СССР) в домах, где находился покойник, закрывали зеркала, чтобы чего-то не увидеть. А на этом фото, похоже, даже те самые люстры закрывали, чтобы наверное они не осветили нечто. Как на фото выше, это нечто могло нарисовать на фото некие загадочные рисунки. Что же было в нашем мортуарии? Начинаем думать.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Одинарный силикатный кирпич, местами проглядывающий сквозь облупившуюся штукатурку, убедительно нам доказывает период создания сооружения. Вне сомнения, это послевоенный СССР. И в то же время есть странности. В центре композиции находится пьедестал для виновника так сказать процессии, это понятно. Теоретически, всё внимание во время прощания должно быть направлено на него. И в то же время, смущают отделанные ниши по бокам. Там стоят некие вазы-урны, в которых очевидно ранее что-то зажигалось. Вазы, правда, очень модернового вида.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Как-то кажется, что бетонный пол очень топорно залили на уже стоящие вазы, причём сами вазы явно произвели не в стиле классицизма, а по индустриальным формам 20 века.

Анекдот в тему (правда, короткий)

Украинец захотел сделать ремонт в стиле hi-tech, а получилось в стиле хай так.

Зачем стояли эти урны, в стиле хай-тэк? Ведь если их зажечь, то всё внимание процессии отвлеклось бы с основного объекта церемонии на эти ниши. И всё бы превратилось, как в той песне, в подобие выставки Ван Гога, где уже никто бы не смотрел на главный экспонат на лабутенах нах.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Постамент явно сделан из силикатного кирпича, который стоит на основании из красного кирпича. И при этом нижний видный слой красного кирпича залит наполовину. Это явно доказывает, что плиту постамента заливали, когда низ постамента уже стоял. И постамент здесь скорее инородный элемент, чем первоначальная задумка архитектора. Что же здесь могло быть?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Трещины на задней стороне фасада мортуария красноречиво говорят, что алтарная часть здесь автономная и проседает под своим весом отлично от остального здания. Да и по стилю она другая. Настойчиво напрашивается версия, что данное сооружение впервые выстроили после войны, и примерно тогда же капитально перестроили, добавив постамент и алтарную часть. А собственно, в Википедии так и написано. Первый год постройки - 1950-52, второй - 1957-58.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Изнутри это становится заметным ещё более. Алтарная часть имеет другое качество исполнения строительных конструкций, и даже стиль её несколько отличается от боковых сторон.

Что же там было в реалии?

По некой странности, данный объект в части своего происхождения выглядит очень загадочно. Если бы шла речь об античном объекте, или даже объекте 19 века, всё было бы вполне обыденным. Но про возведение мортуария указанными 50-ми годами 20 века в архивах не сохранилось абсолютно ничего. Об этом сообщали в интервью вполне серьёзные люди, имеющие отношение к исполнительной власти. Не сохранилось даже фотографий его строительства. Слухов ходило много и самых разных, но слухи есть слухи.

На форумах краеведов-любителей неоднократно мелькала информация, что мортуарий построен на месте объекта с аналогичным назначением, стоявшим на этом месте ранее и уничтоженным в войну. И после войны в этом месте начали появляться первые захоронения. Сказать, что на кладбище хоронили знаменитых для того места людей, было бы не совсем верно - там хоронили и простых. Но только никто не помнит точно, когда появились первые захоронения и когда же всё таки в том кладбище появился мортуарий. Всё покрыто мраком.

Наверное, искать что-либо по фотографиям современного состояния мортуария нет смысла. Сейчас уже не отличить места его переделок от первоначальной конструкции, т.к. всё это делалось по историческим меркам ещё вчера. Как и следовало ожидать, качество строительных работ было таким, что объект начал разрушаться уже спустя несколько десятилетий, чего не сказать о прообразах мортуария - античных пантеонах. Кстати, а как они выглядели? Может, они прольют нам свет на первоначальный вид нашего мортуария?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Непонятно, насколько можно верить подобным лубочным картинкам от фотографа Пиранези, но это вид самого настоящего древнего пантеона. Всё очень похоже на правду - вдоль стены имеются те самые ниши, правда без ваз. Ничего удивительного, это развалины. Зачем же в пантеонах делали эти ниши? И самое интересное, стены с нишами связывал большой арочный потолок, на рисунке уже разрушенный. Неужели в нашем мортуарии планировали сделать такой же?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Очень даже может быть, но вместо арочного потолка сделали постамент с алтарём, причём очень топорно и из того, что было. Даже потолок выполнили деревянным, что как раз говорит о нежелании делать эту конструкцию на века. А сами ниши с урнами сделали как-то понарошку. Или их заложили кирпичом и залили бетонным полом вместе с низом урн?

Урны, кстати, очень интересное слово. Учитывая, что при переходе слов из античного языка в современный буквы часто менялись местами, и многие слова т.о. меняли произношение при тождественном смысле. Ну например "ярд" и "ядро". Можно сказать, что буквы даже могли специально поменять местами в силу неких соображений. Интересно, "урна" и "уран" из этой серии? Если да, то что в этих нишах мог делать уран из урины в урнах?

Но вернёмся к античным пантеонам.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Как раз пантеон Дианы с этой гравюры уверяет нас, что в классическом виде над стенами должна быть потолочная арка. Похоже, наш мортуарий делали по данному образу и подобию, но по непонятной причине недоделали. В задней части нашего мортуария должны быть две супер-ниши, которые даже не собирались возводить. Или они были снесены и их превратили в проходы?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Похоже, никто ничего не сносил, разве что импровизированно переделали входы в междустенное пространство, и выполнили в новом неканоническом виде алтарную часть. Зачем?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

А это тоже пантеон, только римский. В основе его огромное круглое здание. Никаких закономерностей с нашим пантеоном он не имеет, разве что ниши с урнами располагались там в стенах по кругу (в сети гуляет много иллюстраций его внутреннего вида, в т.ч. и от Пиранези). Наверное, основным в пантеонах всегда были эти самые ниши, а уж как их там располагать внутри пантеона, было делом десятым. Зачем были нужны эти ниши?

Кстати, в Википедии явно слукавили, сообщив о том, что в СССР было несколько подобных мортуариев, но сохранился только наш, в Волжском. Не знаю, что там было с античными постройками, но вновь выстроенный в СССР в послевоенное время, и исключительно для ритуальных услуг, мортуарий был только один (если не прав, поправьте). Имелись сооружения с несколько схожим исполнением, но они использовались исключительно как музеи, например этот.

Более того, даже в Европе ничего подобного не строилось. Единственно, на что там стоит обратить внимание в части сходства функционалов, это памятник Битве наций в Лейпциге.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Би́тва под Ле́йпцигом (в литературе также часто встречается название Би́тва наро́дов, нем. Völkerschlacht bei Leipzig, 16—19 октября 1813 года) — крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий (внимание - авт.) России, Австрии, Пруссии и Швеции.

Битва произошла на территории Саксонии, в состав обеих сражавшихся сторон входили в том числе войска различных немецких государств. В первый день сражения 4 (16) октября 1813 года Наполеон удачно атаковал, но под давлением превосходящих сил союзников вынужден был 18 октября отступить к Лейпцигу. 19 октября Наполеон с большими потерями начал отступление во Францию.

Сражение завершило кампанию 1813 года, при этом под властью Наполеона осталась одна только Франция, что привело к вторжению союзников в 1814 году во Францию и к первому отречению Наполеона от престола.

В том сражении погибло очень много людей. Одних россиян погибло несколько десятков тысяч (по официальным данным). Именно для увековечивания погибших и был выстроен тот самый памятник.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -
Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Про него известно то, что Гитлер его очень любил и неоднократно назначал в нём различные встречи. При ГДР памятник хотели снести, но его спасло то, что он символизировал воинское братство русских и немцев, что полностью соответствовало политической коньюнктуре того времени.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Памятник был выстроен уже в 20 веке, этот факт не подлежит сомнению. Масштаб и технологии поражают. Неужели подобные объекты строили с деревянных лесов и в белых пиджаках?

Закладка национального мемориала Битвы народов состоялась 18 октября 1898 года. Бруно Шмиц изменил при этом свой изначальный проект таким образом, что изначально открытое шатровое основание запланированной на вершине круглой башни, увечанной державой (в конечном итоге отброшенной), превратилось в основной самостоятельный объём сооружения, скрывающий крипту как центральное место поминовения павших в сражении. Торжественное открытие состоялось 18 октября 1913 года, к столетию Битвы народов. Финансирование осуществлялось преимущественно за счёт специально организованной лотереи и пожертвований.

Кто не в курсе, крипта - это то самое здание, теоретически схожее по функционалу с нашим мортуарием.

Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя церковь».

В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение.

В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница), в дохристианские времена означавший место ритуальных сожжений умерших, позднее — христианских захоронений.

В славянских языках крипту называли более распространённым словом склеп. Происхождение этому слову приписывают очень разнообразное, но все как один предпочитают не замечать его сходство со словом "клепать". Что могло связывать траурное сооружение и слесарные работы? Вот ведь незадача. Но давайте вначале завершим с нашей криптой из Лейпцига.

Поскольку здесь есть интересные детали, которые не разглядеть без масштабирования, к этим фото мы ещё вернёмся. Примечательно здесь то, что на левом фото видно как раз следы от неаккуратного фотографа. Именно так оставлял следы на фотографиях плохо смытый фиксаж. Ещё на этих фотографиях явно не хватает фон Штирлица в форме, молча скорбящего возле траурных венков по случаю очередной годовщины Битвы наций. Да-да, именно так. Венки там как раз по этому случаю, для поминовения погибших... русских в том числе.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

А вот это уже с применением зума. Ничего странного не находите? Там есть всё те же пятна, которые можно считать дефектами. Но речь не об этом. Обратите внимание на траурные венки, а точнее на местами видную на них символику. Это, напомню, в честь погибших россиян, пруссаков, австрийцев и шведов. Внимание, вопрос. Какие государственные символы имело территориальное образование, объединявшее эти четыре народа в то время, перед битвой?

Полагаю, до многих начинает доходить. Если нет, не страшно. Как там, наступит время, сам поймёшь, наверное... После 1870 года эту огромную территорию ужали до границ современной Германии (тогда ещё вместе с Пруссией) и Австро-Венгрии, а на прочих землях изменили всю историю с точностью до наоборот. Но в той Германии почтение погибших в Битве наций продолжалось на государственном уровне. И предводитель тайно желал восстановить статус-кво. Но, как показало время, допустил стратегическую ошибку. Господь ему судья.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Другой вопрос - а где в этой крипте те самые захоронения, которые по определению там должны быть? Их нет ни в крипте, ни за криптой. При таком большом количестве погибших количество могил было бы таким, что скрыть их в истории совсем бы не удалось, а на момент строительства памятника однозначно не удалось. Где захоронения? Если бы их кремировали, размеры колумбария были бы внушительны. Но его... нет. Как же так? Или Лейпциг "назначили" местом той самой битвы уточнители истории, сместив акцент на прохождение другого сражения в этом месте, более меньших масштабов? Как раз было начало 20 века, когда переформатированию начал подвергаться весь мир, и Германия не была исключением.

Где же тогда находился настоящий памятник погибшим в Битве наций и где проходило то самое сражение (спойлер - угадайте с трёх раз)?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Если посмотреть на планировку Лейпцига (слева) и взять за основу здание крематория, то одна из аллей в сторону северо-востока как-то странно начинает отходить от него под углом 45 градусов, минуя наш самый главный памятник. Но если скопировать полученные фигуры и перенести их на мортуарий, то... всё сойдётся. Случайность? Не думаю. Похоже, настоящий памятник Битве наций в Лейпциге перепрофилировали на крематорий. А может, он и должен таким быть, в виде крематория? А как же наша крипта?

Но это ещё не все чудеса, которые связаны с нашей криптой.

Что там в ней горит?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Гарантию даю, это не газовая горелка (где Гитлер со своей Аненербе, и где газ, я вас умоляю). И не обычный огонь от свечи или горения другого органического топлива (посмотрите Штирлица на главной, и что рядом с ним). Можно думать всё что угодно, но зачем в этом случае подсвечивать края т.н. тарелки, причём так, что ореол виден только у боковых её поверхностей? Для сравнения посмотрите на ту ёлочку, которая смотрелась на фото выше как вставленная и плохо замаскированная декорация, точнее, на её края. И мы имеем либо плохо сляпанный Фотошоп (в уважаемом бундесархиве, кстати), либо первое в 21 веке вылезшее изображение того самого святого духа, ну или благодатного огня. В крипте, где ему самое место. Опять же, насколько его мог зафиксировать фотоаппарат.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Это фото сложно заподозрить в постановке. Очевидно, в крипте позирует представитель армии Союзников на фоне беспорядка после обороны этого места. Если наша урна стоит как ни в чём не бывало, значит она была далеко не бутафорская и внушительных размеров. И сравните, что там стало спустя каких-то неполных 10 лет.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Полагаю, заниматься историей Лейпцига есть кому, оставим это всё немецким краеведам и перенесёмся с полученным итогом в наш мортуарий. Всё это конечно замечательно, но крипта и крематорий явно по логике вещей должны находиться где-то рядом. Или склеп и крематорий. Странные это слова, однако. В одном случае что-то клепают, а в другом теоретически должны производить крем. Один такой частный случай крематория был описан здесь, где один очень непростой человек производил забытый ныне препарат по получению энергии из воздуха. А может, те самые газовые камеры были созданы Гитлером не как изощрённый способ убийства, а банальный способ получения сырья для своего тайного оружия, которое он не успел создать? Где вообще тут логическая связь между клепанием и кремом? Она должна тут быть обязательно. Давайте искать.

Кремация, как считается официально, пришла в Россию с запада. Такой традиции в русской культуре вроде бы не было, по крайней мере в истории с 19 века всех покойников хоронили на кладбищах, даже самоубийц, хоть и отдельно. Как сказано в определении крипты, это было место для ритуального сожжения мёртвых тел, что присутствовало исключительно дохристианской культуре. Ключевые слова - ритуальное сожжение именно в дохристианской культуре. Ну допустим, на западе это считалось, наоборот, более цивилизованным способом захоронения. Тело сжигали, полученный прах складывали в урну (и снова урна), а её в свою очередь ставили в колумбарий. Фотографий старых и новых колумбариев имеется великое множество.

Смысл колумбария вроде бы понятен - набор ячеек, в каждой из которых находится урна с прахом. Не даёт покоя только это само слово. Колумбарий, так же как известный всем Колумб, в основе своего названия имеет обычное обозначение колонны. Той самой, от которой пошло слово колония. В колониях её принадлежность метили колонной. А где колонны в колумбариях? Или это всего-лишь слово-пережиток, которое перешло на камеры хранения урн с другого объекта?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Всегда прикалывали предметы культа, которые изображены с краёв. Каких грешников на них, интересно, сажали? А может это и есть те самые колонны колумбария, или колы для коловорота грешников в простонародии? Сейчас узнаем, а пока снова вернёмся в крематорий парижского кладбища Пер-Лашез.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Прошу прощения за избыточную натуральность, но здесь похоже сотрудники крематория удаляют несгоревший прах, и совсем не в урну. Они его просто удаляют и очищают стол. А где же урна? Или там секрет в самой печи?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Именно так и происходит. По жёлтой линии в топку поступает газ, который сгорает и сжигает труп. Отработанный дым уходит в некий уловитель с горизонтальными участками, и пройдя через него, улетучивается очищенным. Очевидно, здесь как раз и оседает тот самый прах, который вычищают через специальные отверстия. Вопрос - откуда в крематории Пер-Лашез в 19 веке появлялся газ?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Впрочем, понятно. Достаточно вспомнить, как вообще появлялся светильный газ. Здесь разве что разновидность завода по получению того самого газа. Принцип тот же - извне в высокие трубы попадает воздух и поступает вниз, в некие приборы по сухой перегонке органического топлива. Выходит из этих приборов воздух уже в смеси с газом. После очистки газ можно транспортировать далее, к потребителям, причём по достаточно длинной системе распределения. Естественно, те приборы по перегонке использовали свободную энергию из воздуха. Терзают смутные сомнения, что в случае с крематорием не было никакой необходимости разлагать так сказать материал на горючий газ и отходы, и там скорее всего процесс шёл по упрощённой схеме. В топку подавали только лишь горячий воздух, или, по терминологии того времени, воздушно-теплородную смесь с высокой концентрацией последнего. Этот перегретый воздух разлагал все органические соединения и выдувал их в тот самый дымоприёмник.

А дальше что?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Обычно наши урны-ураны ставили в подобные устройства, как на фото слева. Называли такую конструкцию рака. Она в бутафорском виде, с керамической урной понарошку, стояла очень часто на всех старых кладбищах, как православных, так и католических. Единственно, в православных церквях рака выглядела несколько иначе - поскольку мощи в неё клали целиком, она имела совсем другие размеры. А если у той компактной раки отбить ту часть, которая начинается от нижней отметки урны, что из неё получится? Правильно.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Только это в стиле хай-тэк. Теоретически, к стене такая подставка для урны прислоняться не должна. А если у той колонны с шипом для грешников отбить этот самый шип, получится то же самое, но уже в классическом стиле. Так зачем же был нужен этот шип? Вспомним ту самую статью про клёпку.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Представим, что клёпка, забиваемая рабочим на данном фото, имеет форму того самого шипа (полагаю, это несложно представить). Если форма бойка отбойного молотка имеет соответствующую вогнутую форму, то сам молоток после забивания клёпки может даже остаться стоять на ней, и очень устойчиво, несмотря на массу. А набор таких молотков у рабочего надо хранить в специальном запираемом месте, так называемом склепе.

И представим, что внутри молотка находится тот самый прах. Если бы это был несожжённый прах, то молоток называли бы рака. Но поскольку там пепел и много места ему не надо, получается маленькая рака, или... ракета. Она, конечно, не взлетает, но чудес делает не менее. Не догадались ещё?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

А главным чудом ракеты было проявление того самого святого духа. И скорее всего, это было не просто проявление, а направление оптического образа куда-то на зеркало, стоявшее сзади. Именно там и получался нужный эффект, который уже мог восприниматься обычным человеческим зрением. Более того, есть все основания полагать, что человек не просто лицезрел святого духа, а мог с ним общаться через мысли.

Для демонстрации горения эфира на школьных уроках физики делал оборудование подобного рода в начале 20 века тот самый Фёдор Швабе. При определённых условиях елейное масло в посудине на этой урановой ракете должно было гореть очень странным огнём, если это вообще можно было назвать горением.

Почему-то вспомнилось, что в далёком советском детстве иногда доставались по большим праздникам нестандартные увеличенные конфеты, выполненные в такой же форме. Их все непонятно за что называли ракетами, хотя никто не знал, почему. Но к образу Юрия Гагарина и его корабля, изображаемого в то время очень часто, эти конфеты визуально не относились никак.

Интересно, правду говорят о том, что душа человека остаётся навсегда привязана к его бренному телу? Бабки в далёком детстве на полном серьёзе говорили, что если покойника вынести не правильно, то его душа навеки останется в доме и будет мучиться, без возможности уйти на небо. Ещё они говорили, что души изредка прилетают с небес навестить нас, и они радуются вместе с нами, если у нас всё хорошо, и наоборот горюют, если всё плохо. А что, если они не врали, и при определённых условиях с душами предков можно установить контакт?

Но сейчас, увы, это невозможно. Вместо зеркала за ракетой поставили деревянную доску с уже нарисованным святым духом. Довольствуйся, так сказать, тем, что есть. Другого не будет. Что-то напоминает ещё один эпизод жизни из СССР, когда продавали игрушечный телевизор с уже готовым рисунком на экране. А что, для детей сойдёт. Мы все тут в некотором роде до сих пор как дети.

Ну хорошо, допустим, прах человека мог служить сырьём для "топлива", которым заправляли ракету. Но как? Ах да, мы совсем забыли про крем. Надо думать, что крем есть не только этот прах. Точнее, крем делался из праха с добавлением чего-то там. Чего именно?

Вспомнилась прошлая статья, где на плане современного Волгограда мы сделали одно неожиданное открытие. А именно у нас в районе слобод, размеченных при старом городе, всегда находились кладбища. Более того, ещё до Волгограда неоднократно делалось открытие, что при любом старом кладбище городов с богатой историей поблизости всегда находилась ремесленная слобода. Это было как минимум в четырёх городах. Откуда взялась такая странная закономерность?

Слово "ремесленная" явно идёт от искажённого "рукомесленная", т.е. неким образом связанная с замешиванием чего-то там руками. Это уже потом ремесло стало очень расширенным понятием. Что при кладбищах могли замешивать руками? Как раз тот самый крем для ракеты. Из чего вот только... А может, то самое R.I.P., или в переводе "мир твоему праху", надо толковать несколько по другому? Ну например "мирра твоему праху", или "покойся с миррой". Все знают, что такое мирра? Впрочем, мы понеслись куда-то не туда. Вернёмся в мортуарий.

В прошлой статье мы рассмотрели одну очень интересную картину авторства Арнольда Бёклина, называемую на интернет-аукционе "Царицын. Священная роща".

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

На картине мы наблюдаем странный сюжет, а именно стоящую колонну, но без ракеты, и с горящим огнём. Как уже предполагалось в той статье, огонь на этом месте скорее всего подрисован гораздо позже и не самим автором, а возможно, картина полностью переиздана, как и многие другие. Допустим, художник действительно увидел этот сюжет поклонения ракете, и ещё раз допустим, что в Царицыне. Вопрос - почему это происходит на дне канала и что за здание там прячется за деревьями на заднем плане?

Как мы помним из прошлой реконструкции, мортуарий попадает как раз в каналы, идущие в старинный город, на руинах которого исторически оказался Сталинград.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Действительно ли наш мортуарий стоит на бывшем канале? Как это можно проверить? Как оказалось, разгадка лежит совсем рядом. Достаточно только просмотреть один видеоролик местных энтузиастов, ну и поработать с одним из кадров в редакторе.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -
(источник)

Отчётливо видно, что могилы идут некими особенными рядами, оси которых (жёлтые линии) по касательной обходят некую площадь круглой формы в центре. Ещё раз отмотаем и посмотрим на римский пантеон. Что это за площадь и почему кладбище разбито под британский флаг?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Но если уточнить по рядам могил согласно спутника, всё выглядит намного грандиознее. Смысл этих рядов достаточно прост. Очевидно, ранее на месте мортуария стоял остров, на котором стояло нечто. И к этому нечто по образу и подобию криуш, рассмотренных ранее, подходили каналы. После неизвестной войны или неизвестного катаклизма стихия сравняла эти каналы под нулевую отметку грунта, пустив воду в русле современной реки Ахтуба. И люди хоронили своих родственников и не только в местах каналов, где грунта было больше и он был мягче. Так волей-неволей образовались упорядоченные ряды могил, повторившие направления бывших каналов.

Одно маленькое Но - люди стали нести сюда хоронить только сразу после войны. Почему? Не разрешали или после войны пропали те, кто населял рукомесленную слободу в этом месте? Или может вы сомневаетесь, что там была рукомесленная слобода? Очень похоже на то, что люди несли покойников по старой памяти, на изготовление ракет, но из-за отсутствия таких служб закапывали тела в непосредственной близости. Не нести же обратно. А затем этот процесс вошёл в традицию.

Почему-то при написании этих строк вспомнилась позднесоветская юность, и один хит каких-то забытых отечественных исполнителей. Как их называли, уже не вспомнить, но на каждой сельской дискотеке этот хит шёл на ура.

А вы в космосе мотаетесь по скольку лет

Освоением глубин озабочены

Добиваетесь уничтоженья ракет (бугага)

А я лежу и вижу чёрно-белые сны

Ведь я человек с дивана, мне всё равно

Левый ты или правый, мне всё одно

Мой дом - моя крепость, мир - телеэкран, моя опора - мой диван

Моя позиция - быть в стороне

Интересно, знали исполнители, что настоящие ракеты давно уничтожили?

Опять же, что там было ранее на месте мортуария? Вопрос не теряет актуальность.

На удивление, при всём многообразии аэросъёмок Сталинграда от Люфтваффе это место как-то совсем не попало в обзор. Возможно, это место снято, но из-за непопулярности его снимок не публикуют. А зря, наверное было бы очень интересно. Впрочем, кое-что нашлось.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -
Сталинград, 1942 год. Съёмка Люфтваффе.

Очевидно, оператор в какое-то мгновение направил объектив через тракторный завод Сталинграда на восток. Интересно, думал ли он в этот момент, что снимает очень интересное? Вряд ли. Как там, и ты порой ещё полжизни ждёшь, когда оно придёт, твоё мгновение... Но это мгновение пришло. И что мы видим, если увеличить?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

М-даа... Да там был целый линейный объект немалых размеров, который даже огибали просёлочные дороги. И похожие линейные объекты, но меньших размеров, шли по всему берегу Ахтубы, как будто их кто-то нанёс по линейке. Один из них даже был полукруглой формы (самый левый обведённый), как пол-Колизея. Может, ошибка?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Технические возможности 21 века нам доказывают, что это совсем не ошибка. Разве что Волго-Ахтубинский канал, прорытый после запуска ГЭС, изменил береговую линию Ахтубы в районе бывшего посёлка Безродное. Что же за объект там находился?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Наш объект совершенно отчётливо указан на карте Генштаба РККА, правда без каких-либо опознавательных знаков, что в общем настораживает. Так в каком канале Арнольд Бёклин увидел сюжет своей картины?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Если взять за основу одну из очень немногих сохранившуюся достопримечательность старого Волжского - Безродненскую мельницу, и гипотетически нанести от неё грунтовую дорогу, идущую к верху нашего объекта и видную на фото от Люфтваффе, то можно оценить длину этого объекта. Немалую длину.

А что в месте конца нашего объекта на карте сейчас?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Если канал к мортуарию шёл со смещением, как мы и реконструировали ранее на "британском флаге", то диагноз полностью ясен. Почти как в Лейпциге.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Если посмотреть на этот новый храм с востока на запад, откроется такая вот картина. И стоящий рядом Ростелеком, а также где-то там военкомат нам усиленно кричат, что так оно и есть, и мы на правильном пути. При строительстве Волжского наш объект на поверхности был перерезан, но под землёй он по прежнему сообщается. На одном конце объекта нам построили мортуарий понарошку, а на другом нам поставили картинную галерею (ну или почти).

Что же там был за объект?

При исследовании воинских захоронений города Волжского, находящихся в открытом доступе, нашлись некоторые интересные данные. Оказывается, в городе есть несколько братских могил, в которых хоронили погибших в Гражданскую войну. В этих же местах затем хоронили погибших в ВОВ. Самая известная могила находится почти в центре старого Волжского, на берегу Ахтубы.

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

Допустим, во времена ВОВ рядом с этим местом находился госпиталь, что не скрывается. Всех умерших от ран хоронили именно здесь. Откуда здесь взялись погибшие в Гражданскую, если фронт той войны в этих местах никогда не проходил? Впрочем, господь там со всеми. В той войне воевали брат на брата и сын на отца, могло быть всякое. Тогда следующий вопрос - почему в месте нахождения нашего мортуария начались захоронения, как говорят официально, отличившихся в истории города лиц? Люди по старой памяти несли туда хоронить, зная, что там ранее уже хоронили или кремировали? Только после войны этот объект уже не стал иметь свой статус, и может даже исчез из-за повреждений. Так что же там было?

Мгновение. Мгновение. Мгновение... -

А было там нечто наподобие, только настоящее, двустороннее, с урановыми ракетами, на очень большую длину. Да, вы правильно поняли, это была аллея героев. Но только аллея забытых героев забытой войны. Попробуйте угадать, какой именно войны. И там как раз до современного забвения было то самое "Никто не забыт", и измерялось оно немалыми погонными метрами. По понятной причине, неизвестных солдат там не могло быть по определению. Ракеты сами всё красноречиво показывали, во всю длину сооружения.

Традиция делать аллеи героев уходит в прошлое. Но никто не знает, как выглядели настоящие аллеи героев ещё совсем недавно, неполных два века назад. Потом их внезапно как-то подзабыли. Дальнейшее их возведение стало скорее декоративным.

Наша настоящая аллея героев возникла ориентировочно в начале 19 века, примерно в то время, когда в истории произошла та самая Битва наций. Очевидно, это место было главной святыней Катариненштадта. В войну 1870 года это место было разрушено, и далее уже не восстанавливалось вплоть до времён СССР. При неких неизвестных обстоятельствах объект начал восстанавливаться в 30-е годы 20 века, очевидно с целью создания мест необычного захоронения известных людей, но в традициях прошлого. Чтобы молодое поколение в особо торжественных моментах могла прийти и пообщаться. Сказать, что для всего мира это было сенсационным - это ничего не сказать. Но зато это было очень сильно в духе того задорного социализма, когда все шли наперекор традициям и устоям, и не боялись трудностей.

В 1950 году был запущен первый этап этого уникального проекта. Как вы уже поняли, это был наш мортуарий, который был совсем не таким. Он имел другое строение, больше похожее на римский пантеон, и имел минимум два этажа в глубину. Вход туда осуществлялся с того места, где сейчас стоит постамент для гроба. Там были сосредоточены крематорий и колумбарий. И как следовало ожидать, после 1953 года этот мортуарий был снесён. Вместо него поставили на обломках старого тот, который мы видим и сейчас. Вначале были мысли, что его перестроили с удалением некоторых деталей, но увы. Это абсолютно новый объект, исключительно бутафорского назначения.

Представьте, а что было бы сейчас, если тот план вдруг был реализован. И непутёвые дети получали наставление от ушедших родителей. Никаких нераскрытых убийств не было бы совсем. Вся история была бы известна без белых пятен. Все племена, которые всю жизнь враждовали (и враждуют до сих пор), внезапно поняли, что так жить нельзя. И всё само бы вернулось в тот мир, который исчез те самые 200 (или даже меньше) лет назад. Но увы, этого не случилось, и наверное не случится уже никогда. Собственно, а зачем?

П. С. Спасибо за присланные фото мортуария, очень признателен. И помните, что чем больше мы рефлексируем на подобные статьи, тем быстрее и настойчивее нас хотят вакцинировать. Так что не засоряйте комментарии.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru