Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I

О личности этого человека сохранилось достаточно много сведений, и, как это обычно бывает, когда речь идёт о тех, чьи дела изменили ход истории, домыслов и измышлений, содержащихся в этих сведениях, гораздо больше, чем правды. Взять, хотя бы его имя. В западной Европе он известен, как Тамерлан, в России его называют Тимуром. Справочная литература, обычно содержит оба этих имени: -

«Тамерлан (Тиму́р; 9 апреля 1336, с. Ходжа-Ильгар, совр. Шахрисабз, Узбекистан — 18 февраля 1405, Отрар, совр. Казахстан; чагатайское تیمور (Temür‎, Tēmōr) — «железо») — среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 года). Основатель империи и династии Тимуридов, со столицей в Самарканде». (Википедия)

Однако из арабоязычных источников, оставленных нам потомками самого Тамерлана-Тимура, выясняется, что подлинные прижизненные его имя и титул, звучали как Тамурбек-Хан Правитель Турана, Туркестана, Хорассана, и далее по списку земель, которые входили в Великую Тартарию. Поэтому кратко его называли Правителем Великой Тартарии.  Тот факт, что сегодня на этих землях живут люди, имеющие внешние черты монголоидного типа вводит в заблуждение не только обывателя, но и традиционных историков.

Все теперь убеждены в том, что Тамерлан был похож на среднестатистического узбека. А сами узбеки нисколько не сомневаются в том, что именно Тамерлан их дальний предок, и основатель нации. Но и это не так.

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

Из родословной Великих Ханов, подтверждаемоё летописными источниками, ясно видно, что предком узбеков является другой потомок Чингиз-Хана Узбек-Хан. И, конечно же, он отец не всех ныне живущих узбеков, которых так назвали по территориальному принципу.

Начнём, всё-таки, с конца. Вот как говорят о его смерти: - «Как только прекратили сопротивление египетский султан и Иоанн VII (впоследствии соправитель Мануэля II Палеолога). Тимур вернулся в Самарканд и тут же стал готовиться к экспедиции в Китай. Он выступил в конце декабря, но в Отраре на реке Сырдарья заболел и 19 января 1405 года умер. (другие источники указывают на другую дату смерти: - 18.02.1405 – моё прим.)

Тело Тамерлана было забальзамировано и в эбонитовом гробу послано в Самарканд, где его похоронили в великолепном мавзолее, названном Гур-Эмир. Перед смертью Тимур разделил свои территории между двумя оставшимися в живых сыновьями и внуками. После многолетней войны и вражды по поводу оставленного завещания потомки Тамерлана были объединены младшим сыном хана Шахруком».

Первое, что вызывает сомнение – различные датировки смерти Тамерлана. Как только пытаешься найти более достоверную информацию, неизбежно натыкаешься на один единственный «правдивый» источник всех мифов об «узбекском» клоне Александра Македонского – мемуары самого Тамерлана, которые он собственноручно озаглавил так: -  "Тамерлан, или Тимур, Великий Эмир". Звучит вызывающе, правда? Это противоречит основным принципам мировоззрения восточной цивилизации, почитающей скромность как одну из высших добродетелей. Азиатский этикет предписывает всячески восхвалять своих друзей, и даже врагов, но только не самого себя.

Сразу возникает подозрение о том, что данный «труд» был озаглавлен человеком, имеющим самые отдалённые понятия о культуре, обычаях и традициях востока. И справедливость этого подозрения подтверждается сразу, как только задаёшься вопросом о том, кто стал издателем мемуаров Тамерлана. Это некий Джон Херн Сандерс.

Полагаю, что этого факта уже достаточно для того, чтобы не воспринимать всерьёз «мемуары Великого Эмира». Складывается впечатление, что всё в этом мире создано британскими и французскими масонами, агентами спецслужб. Это уже не удивляет, даже не раздражает. Египтологию придумал Шампильон, шумерологию – Лэйярд, тамерланологию - Сандерс.

И если с первыми двумя всё предельно ясно, то кто такой Сандерс никому неизвестно. Есть обрывочные сведения о том, что он был на службе короля Великобритании и регулировал сложные дипломатические вопросы в Индии и Персии. И вот на него - то и ссылаются, как на авторитетного специалиста – «тамерланолога».

Теперь становится ясно, что пора перестать ломать голову над вопросом, с какой вдруг стати узбекский вождь бескорыстно избавил чуждую ему страну неверных христиан - русов от ига Золотой орды и разгромил её (орду) наголову.

Теперь самое время вспомнить о легендарном вскрытие гробницы Тамерлана в июне 1941г. Не буду вдаваться в описание всех «мистических» знамений и странных событий, они все вам наверняка знакомы. Это я о пророчествах на гробнице и в старой книге, о том, что если потревожить прах Тимура, то непременно разразится страшная война. Гробницу вскрыли 21 июня 1941 года, а 22 июня, на следующий день, каждому в России известно, что произошло.

Гораздо интереснее другая «мистика»: - Причины, побудившие советских учёных вскрыть гробницу – вот с чего нужно начинать. С одной стороны всё предельно ясно - изучение исторического материала. С другой стороны, а если это делалось для опровержения или, наоборот, для подтверждения мифов? Думаю, главный мотив был именно таким: Доказать всему миру величие и древность великого узбекского народа, который является частью великого советского народа.

И вот тут начинается мистика. Что-то пошло не по плану. Во первых – одежда. Эмир был одет как средневековый русский князь, второе – светло-рыжие борода и волосы и светлая кожа. Знаменитый антрополог Герасимов, известный специалист по реконструкции внешности по черепам, поразился: Тамерлан совсем не походил на те свои редкие изображения, которые дошли до нас. Дело и том, что портретами их можно назвать с очень большой натяжкой. Писались они уже после смерти «Железного Хромца» персидскими мастерами, никогда не видевшими завоевателя.

Вот и изображали поздние художники типичного представителя среднеазиатских народов, напрочь забывая о том, что Тимур-то не был монголом. Он являлся потомком дальнего родственника Чингиз-Хана, который был из рода великих моголов, или могуллов, как говорил сам Чингиз-Хан. Но могуллы не имеют ничего общего с монголами, так же как провинция Турана Катай, не имеет отношения к современному Китаю.

Они внешне ничем не отличались от славян и европейцев.  Все, кто успел пожить в СССР знают, что в каждой союзной республике местные художники рисовали портреты Ленина, наделяя его внешними чертами собственного народа. Так в Грузии, на больших уличных плакатах Ленин выглядел точно как грузин, а в Киргизии Ленина изображали ну слишком уж монголообразным.  Так что, это всё очень понятно. Непонятна история с заключением о причинах смерти.

Реконструкция облика Тимура по методу антрополога Герасимова.
Реконструкция облика Тимура по методу антрополога Герасимова.

Сохранились свидетельства современников, которые утверждали, что Герасимов неоднократно заявлял устно, что его первую реконструкцию облика Тамерлана не утвердило руководство, и ему "рекомендовали" привести портрет к общепринятому стандарту: Тамерлан - узбек, потомок Чингиз-Хана. Пришлось сделать его монголоидом. Против сабли, голая пятка сомнительный аргумент.

Далее,  необходимо упомянуть о не скрываемых фактах изучения гробницы. Так, всем известно, что не смотря на преклонный возраст покойного, у него были прекрасные крепкие зубы, очень крепкие гладкие кости. Т.е. Тимур был достаточно высоким (172см.) крепким, здоровым мужчиной. Обнаруженные увечья руки и коленной чашечки не могли сыграть фатальной роли. Если так, тогда что явилось причиной смерти? Ответ может скрываться в том факте, что кто-то зачем-то отделил от туловища голову Тимура. Ясно, что члены экспедиции не стали бы разбирать тело на «запчасти» без весомых оснований.

Первая вероятная причина этого варварства, надругания над прахом – подмена головы. Возможно, подлинная белая голова была заменена на голову представителя монголоидной расы. Вторая версия – он уже в гробу лежал обезглавленным. Тогда встаёт вопрос о возможном убийстве Тимура. А теперь настало время вспомнить о давно уже запущенной «утке» о причинах смерти Тимура.

Даже не вспомню сейчас издание, которое опубликовало «секретное» признание паталогоанатома, принимавшего участие в изучении тела Тамерлана. По слухам, якобы, Тамерлан был застрелен из огнестрельного оружия! Не хотелось бы тиражировать ложные сенсации, ну а вдруг это правда? Тогда становится понятна такая секретность этого «археологического предприятия».

Tamerlanes tartarorum imperator potentiss ira dei et terror orbis appei latus obiit anno 1402
Tamerlanes tartarorum imperator potentiss ira dei et terror orbis appei latus obiit anno 1402

Тамерлан монгол? По моему, очень даже европейского вида мужчина, с жезлом, символизирующим Рарога, который ещё и славянский бог Хорс. Одно из воплощений Ра - солнечный полу-человек полу-сокол. Может быть художник европеец не знал, как выглядят «дикие тартары»?

Но, переводим надпись с латыни на русский:

«Тамерлан  правитель Тартарии повелитель  гнева Божия и сил Вселенной и благославенной страны убит в 1402 году». Из надписи следует, что автор с крайним уважением относится к Тамерлану, и наверняка, он при создании гравюры, опирался на известные прижизненные изображения Тамерлана, а не на собственные фантазии. Впрочем, количество известных портретов, написанных в средние века, даже не оставляют сомнений в том, что именно так и выглядел «Повелитель гнева Божия…»

Вот и причина возникновения множества всех мифов. Отбросив более поздние фантазии о Тимуре, взглянув незамутнённым взглядом на это свидетельство, приходим к выводам:

  1. Тамерлан – Правитель Великой Тартарии, часть которой была и Русь, поэтому и символика у «монгола» вполне понятная русскому человеку.
  2. Власть ему дана высшими силами.
  3. В 402 году от Иисуса (I . 402) его убили. Возможно застрелили.
  4. Тамерлан, судя по символике (магендавид с полумесяцем), принадлежал к той же диаспоре, что и Султан Баязид, который ордой Анатолии, и владел Константинополем. Но не будем забывать и о том, что подавляющее число русской аристократии, в том числе и родная мать Петра I имели на родовых гербах те же символы.

Но и это ещё не всё. Обращает на себя внимание знак на шапке Тамерлана. Если он Правитель, значит версия о том, что это обычный орнамент, не выдерживает критики. На головных уборах монархов всегда присутствует символ государственной религии.

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

Отличительные знаки на головных уборах – не самая древняя традиция, но прочно закрепившаяся ещё до восшествия на престол Тамерлана. А законом она стала после введения униформы, которая впервые в мире появилась в средневековой России.

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

А опричники носили чёрную униформу:

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

На рукаве у них был вышит почти такой знак:

Читай: ЗАКОН и ПОРЯДОК.
Читай: ЗАКОН и ПОРЯДОК.

От чего бояре так возопили при введении опричнины? Полагаю, что всё, что нам говорят о «Нацгвардии» Ивана Грозного – аналог современного возмущения правозащитников и нечистых на руку чиновников. Отсюда и мифы о жестокости монарха.

Ранее, солдаты, сборщики налогов и прочие государевы люди одевались на службе во что придётся. Мода, как таковая, появилась только после возникновения  мануфактурного производства, поэтому попытки исследования современными учёными, которые пытаются выявить различия в национальных костюмах средневековья, выглядят довольно забавными. Не было никаких «национальных» костюмов. Наши предки относились к одежде совершенно иначе, чем мы, поэтому и одевались, практически одинаково, и в Персиполе,  и в Тобольске и в Москве.

Любой предмет одежды был строго индивидуален, шился на конкретного человека, и надеть чужое - было просто самоубийством. Это значило принять на себя все хвори и недуги настоящего владельца одежды. Кроме того, люди понимали, что могут нанести вред хозяину платья, которое они вздумали бы примерить на себя. Одежда каждого человека считалась частью духа её владельца, именно потому считалось честью, получить шубу с царского плеча. Тем самым, одариваемый, как бы приобщался к высшему, царскому, а значит к божественному. И наоборот. Уличённого в том, что он примерял царскую одежду, рассматривали как покусившегося на здоровье и жизнь монарха, и соответственно казнили на лобном месте.

А подражать одежде других - считалось верхом глупости. Каждый дворянин старался выделиться одеждой и от простолюдинов и от собратьев по сословию, поэтому сколько существовало людей, столько было и костюмов. Конечно, существовали общие тенденции, это естественно так же, как то, что у всех автомобилей колёса круглые.

Именно поэтому я считаю абсурдными удивлённые реплики путешественников средневековья  по поводу сходства европейских и русских костюмов. Мы живём примерно в одинаковых климатических условиях, обладаем примерно  равными по уровню технологиями, абсолютно нормально то, что все люди белой расы одевались однообразно. За исключением деталей, разумеется. Даже на повседневной одежде крестьян были индивидуальные признаки в виде вышивок. Интересно, что главным в одежде был - пояс! Он имел индивидуальный орнамент, и прикасаться к нему мог только владелец.

Так может на головном уборе Тамерлана - просто орнамент? Он означал его собственную неповторимую личность, а значит был уникален, и нет смысла искать похожие изображения? Может быть. А может, и нет. Вот гравюра из книги Адама Олеария, с видами России:

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

Не знаю, можно ли вообще называть это крестами? Никак это не вяжется с теми предметами, которые мы видим на современных куполах современных культовых сооружений. Хотя на Западной украине есть и поныне храмы с такими крестами.  Зато аналогия с "кокардой" Тамерлана - слишком явная для того, чтоб быть простым совпадение.

Осталось только разобраться с тем, что же это всё может значить.

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

По большому счёту, удивляться тут абсолютно нечему. Традиция украшения монарших головных уборов крестами не нова.

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

Однако, вполне может быть, что сам смысл этого, нам не до конца ясен. Да, мы выяснили, что Тамерлана изображали с символом царской власти - крестом, и форма креста на его шапке - соответствует той эпохе, в которую кресты на храмах были именно такой формы, но вопросы остаются. Христианские ли это кресты были? Имели ли они вообще связь с религией? И почему такие головные уборы пришли на замену тем, что использовались ранее?

Волшебник изумрудного города Тамерлан. ч.I - Тартария, Тамерлан

Продолжение следует...

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Андрей Кадыкчанский обязательна.
www.copyright.ru