Князья и Гамаюн. Часть 1

Тема о символике Князей оказалась очень интересной и многоплановой. Она непосредственно соприкасается с фундаментом древнего мировоззрения – Родом. Поэтому я решил продолжить свой цикл статей, посвященных Князьям. Первая часть – «Князья и Кентавры» - получит своё логическое продолжение в следующий раз, а пока я хотел бы сконцентрироваться на другом, но тесно связанном символе из этой же темы, органично ложащемся во всё повествование. Опять же, будет сложно не затрагивать смежные темы, которые, как ветви, переплетаются между собой, но я постараюсь сфокусироваться лишь на одном элементе из многих, иначе можно до бесконечности говорить обо всём и ни о чём одновременно.

Итак, вы заметили, наверно, что в геральдике многих европейских домов присутствует птица… условно Орёл.

Так, он был на знамёнах римских легионеров – знаменитая Аквила. Википедия очень лаконично говорит:

«Фараон Птолемей VIII (116—107 гг. до н. э.) сделал орла символом Египта и велел выбить изображение орла на египетских монетах. Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией (то есть наступательной, активной силой). Позднее, когда наиболее удачливые полководцы становились императорами, орёл был превращен в исключительный императорский знак, символ верховной власти. Поэтому орёл получил в римском законодательстве официальное наименование «римская птица» (лат. avis Romana)»

От Римской империи орёл перешел к Священной римской империи, обретя вторую голову. И кстати, заметьте, "римская птица", а не "римский орёл".

Я сейчас иду по официальной хронологии, так что не рефлексируйте особо на тему «Рима не было! Всё придумано в 19 веке!!». С точки зрения символики, неважно, когда это всё было написано, всё равно даже в «старейших» рукописях мы видим лишь части головоломки, обрывки смыслов, тогда как в песнях и обрядах 19 века есть недостающие части. Такая вот хроноНЕлогическая мешанина.

Опять же, не трогаю разницу между двухголовым и нормальным орлом. Главное - сам образ птицы. Да-да, смотреть надо не туда, куда обычно указывают умники: если тычат в голову - смотри на крылья...

Концентрат орлов в Восточной Европе зашкаливает, теряя свою силу на Западе, и это о чем-то говорит. Если смотреть гербовник Российской империи, то мы увидим, что, например, черниговские, прусские или польские князья имеют в геральдике Орла:

Герб рода Одоевских

Герб рода Чеглоковых

Герб рода Чернышевых

Герб рода Плещеевых

Герб рода Горчаковых

А если птицы нет на самом гербе, то она может сидеть где-нибудь сверху «расширенной версии» изображения.

Герб Блока

Уходя вглубь родовых корней, мы встречаем Орла в геральдике Пястов – первой польской княжеской династии, полумифической официально и, наверно, полностью мифической неофициально.

Польский белый орёл
Герб Пястов. Польский белый орёл

Этот белый орёл имеет свою легенду, согласно которой, пращур Лех заложил старейший город Гнезно там, где увидел белого орла. Польское Gniezno – это, разумеется, ГНЕЗДО, что уже многое говорит о данном символе.

В дальнейшем белый орёл стал знаком всей Речи Посполитой.

Чёрный орёл был символом первой княжеской династии Чехов. До того, как его сменил Лев по не ясным для меня причинам. Однако замена была произведена Владиславом II после его коронации. И подобного же льва мы видим на гербе Тюрингской династии, с которой Владислав породнился, женившись на Ютте. Сами понимаете: такого не бывает, чтобы князь менял символику своего рода в угоду семьи жены. Что-то там нечисто. Орлы уступили Львам.

Князья и Гамаюн. Часть 1 -

Запомните эти две древнейшие династии с их орлами, они нам еще пригодятся.

У сербов тоже со средневековья фигурирует белый орёл, двуглавый на этот раз, который достался им от рода Неманичей (пращур – Стефан Неман), история которого тесно связана с Рашкой.

Князья и Гамаюн. Часть 1 -

Справка из Википедии:

«Согласно одной из теорий, название исторической местности происходит от города Рас, основанного римлянами. Здесь в X веке лежала граница между Сербией и Болгарией, а в XII веке город окончательно перешел к Сербии и стал столицей её правителей. Сербский историк Сима Чиркович писал, что Рас оказался первой крупной административной единицей, отвоеванной сербами у византийцев. Затем сербы разместили в ней резиденцию своих правителей. После этого в латинских источниках сербов начинают именовать Rasciani, а их государство — Rascia. У венгров и немцев эти названия сохранялись до XX века. Таким образом, у государства сербских жупанов возникло название Раса или Рашка. Оно употреблялось и в титуловании великих жупанов, чередуясь с названием «сербские земли». При этом византийцы продолжали употреблять название Сербия. Названия: серб. Raška, Raska zemlja, лат. Rassa, Rassia, Raxia, Rascia…. Приграничные области именовались Краинами и имели особую организацию»

Вам Рашка, в которой правили немцы Неманичи, окружённая незалежными Краинами, ничего не напоминает?

Двуглавый белый орел фигурирует и в геральдике династии Петровичей-Негошей, основатель которой Данила был митрополитом Черногории. Современный герб этой страны тоже с орлом (и со львом, который был уже у Петровичей).

Конечно, русский двуглавый орёл исторически – это как бы византийский символ клана Палеологов, чьё имя я бы перевёл как «Древний символ» (πάλαι – давно, раньше, до; λόγος – логос, о котором читайте в статье о «Боге Слове»). Сами понимаете, что это далеко не самоназвание, а скорее историческое имя, такое же как и Тамерлан, например. Как бы указание масонов историков «искать здесь». В качестве герба клана предлагается вот это:

Герб Палеологов

Ну, уж сами решайте, насколько вы доверяете историкам. Я всё-таки сторонник того, что "на заборе тоже написано"...

Дело в том, что и Византия, и Русь, и часть Балкан – это православие, Священная Римская Империя с Польшей и Чехией – это Католичество. Орлы одно- и двуглавый есть и там, и сям, так что к политико-религиозному канону не припишешь, и тогда все византийские притязания, как и римские, тут не при чём. В случае с Византией вообще всё сложно – это ж то самое «греческое царство», которое холили и лелеяли «истинные православные» Романовы, как источник всей русской религиозной духовности греческого обряда. Типа, где бы мы были без Византии…

Во всяком случае палеологский двуглавый орёл – такой же неизвестный символ, как и европейские одноголовые орлы. Однако у европейских есть одно очень серьёзное обоснование: орёл – птица Зевса (Юпитера). И это уже хорошая подсказка и даже вектор.

Первые князья западных славян

Смотрите, какая интересная штука. Я не просто так просил вас запомнить первые правящие династии поляков и чехов. Ведь в идее своей они вторят друг другу и эллинскому мифу, в котором тоже фигурирует орёл. А вы ведь уже должны были привыкнуть, что я привожу кучу официальной информации не потому, что я ей верю, а только для того, чтобы выудить из неё непотопляемые символы и на основе их рассказать немного иную историю.

В своё время каждому народу сочинили свою «национальную» летопись. Ну, чтобы хоть какая-то нац.идея была, вокруг которой можно сплачивать стадо, гордость за прошлые великие достижения предков (собственных-то не особо много) и т.д. Сейчас у альтернативно настроенных русских есть идея "Гипербореи", "Арктиды", ну, или "Тартарии". У старшего поколения - СССР и, уж простите, но при всей любви к Родине, Победа в Великой Отечественной Войне (не выдуманная, но серьёзно культивируемая). В 19 веке, вот, была Повесть Временных Лет. У чехов же этой цели служила Chronica Boemorum от Козьмы Пражского. Такая вся складная и на манер европейский. Читаем (перевод на русский выполнен Г.Э. Санчуком в 1962 г):

«Среди таких людей выделился некий человек, по имени Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в лесу, что близ деревни Збечно. Соплеменники считали этого человека совершенным… подобно тому как к ульям слетаются пчелы, так к нему стекался народ для разрешения своих тяжб. У этого столь многоопытного человека не было мужского потомства; но у него родились три дочери, которых природа щедро одарила мудростью не меньшей, чем обычно наделяет мужчин…

Третья, по рождению самая младшая, но превосходившая всех мудростью, называлась Либуше; в те времена она также построила очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно, и назвала его по своему имени — Либушин. Среди женщин Либуше единственная была в своих решениях предусмотрительна, в речи — решительна, телом — целомудренна и нравом — скромна. При рассмотрении тяжб, возникавших в народе, она никого не обижала, со всеми была обходительной, и даже более, любезной. Либуше была гордостью и славой женского пола; она осмотрительно разбирала мужские дела. Но поскольку никто ведь не бывает счастлив во всем, то и эта, столь славная женщина — о суровая судьба человека, — стала прорицательницей. Так как она предсказывала народу многое и притом правильно, то все племя, собравшись после смерти ее отца на общий совет, избрало Либуше себе в судьи»

Немного отвлекусь. Я не разбирал еще отдельно эту персонажку, но Либуша не даёт мне покоя. Хотя бы потому, что помимо чешского Либушина есть еще и польские города Любава и Люблин, в Германии – знаменитый центр супервлиятельной торговой Ганзы Любек – переименованная а-ля Дойч бывшая славянская Любица ободритов. Еще в истории памятен Любечский съезд в Любече. Ну, а в легенде об основании Киева (который может на самом деле оказаться польской Куявой… там же рядом Хелмно или Кульм – то бишь «Новгород» (Холмгард) из скандинавских саг) фигурируют три брата с сестрой Лыбедью (Лебедью) – чем не еще одна Либуша? История восточной Европы – это та еще каша, друзья мои...

Но вернёмся к чехам. Случилось так, что гордые мужи не захотели более быть под каблуком и заставили Либушу избрать им князя… Замечу, что здесь, как и в норманнской теории русов, князь должен быть призван издалека:

«Когда все собрались, женщина, сидевшая на высоком престоле, обратилась к грубым мужчинам: «О, народ, ты несчастен и жалок, ты жить не умеешь свободно. Вы добровольно отказываетесь от той свободы, которую ни один добрый человек не отдает иначе, как со своей жизнью, и перед неизбежным рабством добровольно склоняете шею…

Прежде всего [знайте], что легче возвести в князья, чем возведенного низложить, ибо человек в вашей власти до тех пор, пока он не произведен в князья. А как только вы произведете кого-либо в князья, вы и всё ваше имущество будет в его власти. От одного его взгляда ваши колени будут дрожать, а онемевший язык ваш прилипнет к сухому нёбу, и на зов его вы от сильного страха будете с трудом отвечать: «Так, господин! Так, господин!», когда он лишь одной своей волей, не спросив предварительно вашего мнения, одного осудит, а другого казнит; одного посадит в темницу, а другого вздернет на виселицу. И вас самих и людей ваших, кого только ему вздумается, он превратит в своих рабов, в крестьян, в податных людей, в служителей, в палачей, в глашатаев, в поваров, в пекарей или в мельников. Он заведет для себя начальников областей, сотников, управителей, виноградарей, землепашцев, жнецов, кузнецов оружия, мастеров по коже и меху; ваших сыновей и дочерей он заставит служить себе и возьмет себе по своему усмотрению все, что ему приглянется из вашего крупного и мелкого скота, из ваших жеребцов и кобыл. Он обратит в свою пользу все лучшее, что вы имеете у себя в деревнях, на полях, на пашнях, лугах и виноградниках»

Этот момент хорош, чтобы прочувствовать реальную власть князя и осознать его роль. Это – батя, которому дети-подданные не могут перечить. И это нормально! На этом же принципе основана религия в единого Бога. Ибо ОТЕЦ ЕСТЬ ЗАКОН! И этот закон [в порядочном мире] служит на пользу общества, даже если кого-то не устраивает. Ибо и отец-бог-князь, и дети-подданные – это всё одна система, которая должна выжить любой ценой, которая организовывается, исходя из своих же потребностей. Отец-князь-бог – дух этой системы, носитель её моральных принципов и традиций. Он защищает, он же наказывает. Вам это должно быть известно и понятно, но прошу вас запомнить для дальнейшего разбора. Опять же, князь - это не бог, но он обожествлен, поскольку является лицом всей системы, её воплощением в народе. Как Иисус для всех христиан.

«Тогда [Либуше] продолжала: «Вон за теми горами, — сказала она, указывая на горы, — находится небольшая река Билина, на берегу которой расположена деревня, известная под названием Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и во столько же шагов шириной. Как ни удивительно, но пашня эта хотя расположена среди стольких полей, тем не менее она не относится ни к какому полю. На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш князь; один из волов как бы опоясан белой полосой, голова его тоже белая, другой весь белого цвета с головы и до спины; и задние ноги его белого цвета. Ну, а теперь, если вам угодно, возьмите мои жезл, плащ и одежду, достойную князя, и отправляйтесь по повелению как народа, так и моему и приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл; он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо по-латыни это имя означает «наперед обдумывающий» или «сверх обдумывающий». Потомки же его будут вечно править в этой стране»

Так всё и произошло:

«После этого пахарь, одев княжескую одежду и обувь, сел на горячего коня; однако, не забывая о своем происхождении, он взял с собой свои лапти, сплетенные из лыка, к велел сохранить их на будущее… [Пржемысл был] человеком, который за свою храбрость поистине заслужил звание мужа; с помощью законов, он укротил это дикое племя и необузданный народ усмирил, обратив его в рабство, которое тяготеет над ним и поныне; вместе с Либуше установил он все законы, которым подчинена и которыми пользуется эта страна и теперь»

Обращу внимание, что здешнее "обратить в рабство" равноценно православному "раб Божий" и не имеет негативного смысла.

Внимательному читателю, полагаю, уже открылась связь с известным греческим мифом, но я пока обращусь к полякам. Если у чехов первые князья были из рода Пржемысловичей, то у ляхов – из Пястовичей. Думаете, это такая большая разница?

Открываем «Chronica et gesta ducum sive principum polonorum» Галла Анонима (перевод на русский Л.М. Поповой, 1961):

«Был в городе Гнезно, что по-славянски означает "гнездо", князь по имени Попель. Он имел двух сыновей и, по языческому обычаю, готовил к их пострижению большой пир, на который пригласил многих сановников и друзей. Случилось так, что, по тайному решению Бога, туда пришли два чужеземца, которых не только не пригласили на пир, но даже грубо отогнали от входа в город. Они, как только увидели невежество этих людей, спустились в пригород и по счастливой случайности пришли к домику пахаря вышеназванного князя, устраивавшего пир в честь своих сыновей. Этот радушный бедняк пригласил чужеземцев в свой домик и оказал им свое гостеприимство. А они, охотно приняв приглашение бедняка и войдя в гостеприимную хижину, сказали: «Пусть наш приход будет вам на радость и вы получите от нас избыток благополучия, а в потомстве честь и славу»

Опять мы видим, что будущий князь связан с чужеземцами.

«Пяст, сын Котышко, и жена его, по имени Репка, отличались большим гостеприимством. Они с большим сердечным чувством, по мере своих возможностей, старались удовлетворить потребности гостей, а те, видя их благоразумие, были готовы помочь им своим советом осуществить их сокровенные пожелания. Когда чужеземцы по обычаю несколько помедлив, поговорили о том, о сем и попросили чего-нибудь выпить, гостеприимный пахарь ответил: "Есть у меня бочоночек перебродившего пива, которое я приготовил в честь пострижения моего единственного сына, но какая польза от такой малости? Если угодно - пейте..." Этот бедный крестьянин решил приготовить кое-какое угощение в честь пострижения своего сына именно тогда же, когда и господин его, князь, готовил пир в честь сыновей, - ведь в другое время он не мог бы этого сделать вследствие своей чрезмерной бедности; он хотел пригласить несколько человек из друзей своих, таких же бедняков, как и он сам, но не к обеду, а к более скромной закуске, и откармливал поросенка, приберегая его специально для этого случая. Я намереваюсь рассказать вам о чуде, но кто может понять величие Бога? Или кто осмелится рассуждать о благодеяниях Бога, Который нередко возвышает бедняков в нашей бренной жизни и не отказывается вознаграждать гостеприимство даже язычников. Итак, гости спокойно приказывают хозяину налить пива, хорошо зная, что оно во время питья не будет убывать, а, наоборот, будет прибывать, и, как говорят, пиво прибывало до тех пор, пока не наполнились сосуды, взятые взаймы, а также и сосуды пирующего князя, которые чужеземцы нашли пустыми. Они приказывают также заколоть и упомянутого выше поросенка, чьим мясом, как рассказывают, были наполнены, к удивлению, всех, десять мисок, называемых по-славянски cebri. Пяст и Репка, видя совершившееся чудо, поняли великое предзнаменование, касающееся сына, и уже мыслили пригласить князя и его гостей, но не осмеливались, пока не спросили об этом чужеземцев. Что же мы медлим? По совету и с одобрения своих гостей, земледелец Пяст приглашает хозяина своего, князя, и всех гостей его, и князь не отказывается снизойти до приглашения крестьянина. Еще не было столь могущественно княжество польское, и князь этой страны не кичился такой спесивой гордостью и, выступая, не был еще окружен столь многочисленной клиентелой. Когда по обычаю начался пир и всего оказалось в изобилии, эти чужеземцы совершили обряд пострижения мальчика и дали ему имя Земовит, согласно предсказаниям о будущем.

После того, как все это произошло, мальчик Земовит, сын Пяста, внук Котышко, рос, мужал и с каждым днем выказывал свое благородство до такой степени, что Царь царей и Князь князей ко всеобщей радости назначил его князем Польши и совершенно изгнал из королевства Попеля со всем его потомством.

Земовит же, достигнув княжеской власти, проводил свою молодость не в удовольствиях и забавах, а в трудах и походах и приобрел славу за свое благородство и расширил границы своего княжества дальше, чем кто-либо до него»

Выделенные фрагменты - это маркеры, по которым можно определить, что событие сие относится к святочной обрядности (пить медовуху, заколоть кабана-поросенка, наречь именем в соответствии с гаданием-астрологией). Из отрывка же мы видим, что история поляков начинается с ПАХАРЯ и ЧУЖЕЗЕМЦЕВ, подобно истории чешских Пржемысловичей. Ну, и на территории Польши же располагается город под названием Пшемысль, который русские источники именуют Перемышлем. Среди Пястов было несколько Пшемыслов. Из Википедии:

«Премысл — мужское имя славянского происхождения. Распространено в Польше, Чехии и Словакии. В Средние Века это имя носили чешские правители, а в XIII веке, также князья династии Пястов, в частности Пшемысл II, который провозгласил себя польским королём. Ныне имеет большую популярность в Польше. Имя означает «вперёд мыслящий». Составлено из элементов пре- («через» и много других значений) и -мысл («думать», «мыслить»). Другое значение «умный», «хитрый»

Ну, и барабанная дробь…. В греческих мифах «думающий наперёд» - это Προμηθεύς, т.е. Прометей.

У Прометея был брат Эпитемей, который натворил бед, позволив своей жене Пандоре открыть чёртов ящик (а вообще-то сосуд)… Эпитемей, по аналогии с Прометеем, переводят как «думающий после», то бишь «задним числом». А в Чешской хронике у Пржемысла был преемник Незамысл. Параллель просто наипрямейшая, отчего совсем смешно, почему же историки её в упор не видят.

Я сомневаюсь, что «думающий наперёд» - лучшее, что могут предложить словари. Так, польский "пшекающий" "Przemyśl" по-немецки звучит как "Premissel", у чехов этот город пишется "Přemyšl". Тут уж прям совсем невозможно не увидеть аналогию нашего "Промысел, Промышленность" в этом "Перемышле". Из словаря Даля:

«ПРОМЫШЛЯТЬ, промыслить - жить, добывать хлеб и все нужное, заниматься чем, как средством жизни. Промышлять земледелием, торговлей, рыбачеством, сбором тряпья, квасничеством, плотничеством… Промышлять извозом, жить и наживаться этим, как промыслом, ремеслом; промышлять извозчиков, искать, приискивать, по какой-либо надобности. Промышлять государевым делом, стар. служить царю. Промышлять соболя, куницу, добывать ловлей, лесованием. Промышлять о ком, о чем, заботиться, пещись, стараться, хлопотать. И волк о своем гнезде (семье) промышляет. Государь, поехав к Троице, велел боярам промышлять о казанском деле, стар. Испромыслить и упромыслить - добыть, достать. Напромышляли всякого зверя. Промышление ср. промысел м. действие промышляющего что-либо. У всякого свой промысел, свой способ добычи, умение и средство для жизни, заработков. Всякое ремесло промысл, только воровство не промысл. По ремеслу и промысел. У ремесла не без промысла. Не без ума, так и не без промысла. Что ни рукомесло, то и промысел. Промысловы, промышленный, относящ. к промыслам, ремеслам, занятиям, насущным работам. Народ промысловый, у каждого есть промысел; народ промышленный, способный к промыслам, всюду промышляющий. Промышленность - все занятия, дающие средства жизни, богатства, иногда отделяют торговлю, и даже ремесла, разумея остальные занятия народа, частью случайные и временные. Промышленник, -ница, промышляющий что или чем-либо; промышленники, на Белом и Каспийском морях, рыболовы, ловцы, тюленщики; в Сибири, это ловцы и лесники, звероловщики-охотники. Промысл м. стар. промысел, в разн. знач. старание, попечение. забота. Разведка о неприятеле, поиск, опознание, рекогносцировка. Ныне: промысл, промысл Божий, провидение, попечение о вселенной и о человеке, устройство всего созданного. Промысленник, -ница, церк. попечитель, заботник, старатель. Промыслитель - строящий промысл, податель благ, Бог. -тельный, попечительный, устрояющий будущее».

То есть Прометей / Пржемысл у нас – это тот, кто устраивает будущее, старается, печётся о ком-либо, добывает что-либо для жизни своим трудом и умом. Именно поэтому славянские «прометеи» были ПАХАРЯМИ (Oracz), так как Плуг и Пашня – это известные символы ОБРАБОТАННОГО ПОЛЯ, отличающееся от дикого тем, что его вспахали (потрудились над ним), и теперь оно готово нести пользу. То есть ОКУЛЬТУРИЛИ: латинское «cultus» - «обработанный, культивированный; защищенный, взращенный; (образно) почитаемый, уважаемый; (образно) одетый, украшенный».

А что там нам Ветхий Завет говорил? Адам и Ева ОДЕЛИСЬ (прикрылись листьями) и ушли из Рая на землю трудиться в поте лица своего. То есть окультурились товарищи.

И мы видим, что Пржемысл дал чехам законы, научил их жить, сделал КУЛЬТУРНЫМИ, о чем их предупреждала Либуша – потеряли свободу, то есть перестали быть дикими, а возымели правила и обязательства - стали "рабами Божьими"... не в библейском смысле, а в нормальном - обрели Покровителя. А покровительство - от слова "покров", то есть та же культурная одежда, между прочим. Как Уран "всюду покрывал" Гею, результатом чего стало появление первых титанов. Частично о рабах уже шла речь, когда мы говорили об Ариях.

Вся фишка библейского прикрытия наготы в том, что она идёт уже от Сатаны (читайте статью о Лукавом >>>). И это нормально. Поэтому от Сатаны вновь отрекаются, когда крестятся... наивные. Но нам этот факт очень даже пригодится.

И что бы там не говорили всякие умники, эллинская поэзия намного тоньше и обращается к более древним символам. Если у чехов / поляков фигурирует глубоко крестьянский образ пашни, то греки идут дальше - говорят о божественном огне.

Прометей

Прометей выкрал огонь Гефеста и отнёс его людям, за что был жестоко наказан Зевсом: прикован к скале и отдан на растерзание орлу, который каждый день клевал его печень.

Интересно для нашей темы то, что в данном мифе одновременно фигурируют и Пржемысл-Прометей, и геральдический символ Пржемысловичей / Пястовичей - Орёл, с которого всё и началось. Ну, не чудно ли? Значит, наш клиент!

Этот образ принято ныне рассматривать в качестве революционного. Титан пошел против патриархальной элитарной системы, за что пострадал. Самопожертвование во имя человечества и прочее околохристианское бла-бла-бла...

Однако не будем забывать, что данный миф, как и все прочие, не относится к современной системе ценностей, хоть она и не сильно изменилась, и не следует вот так с разбегу натягивать на него смыслы, которыми мы оперируем сейчас.

Давайте всё же уберём голливудский модный окрас старинной легенды. Всё-таки образ героя-революционера вбили нам в умы именно западные драматурги. Любой фильм о супергерое или же молодом мечтающем романтике выстроен именно на этом - пойти против системы. А в древности таких "горячих голов" "упырями" бы назвали. Так что смысл сей легенды надо искать в других местах, никак не связанных с модой 21 века.

А если быть точнее, то истоки мифа всё те же, что и вообще у 80% всего индоевропейского фольклора. Борьба "громовержца" с "хитрецом". Как скандинавский Тор приковал бедного Локи в пещере, повесив над ним змею, чей яд беспрестанно капал на голову страдальца, так и Зевс вешает Прометея для божественной кары. У нас, видимо, тоже существовал некогда подобный сюжет, где в качестве мученика выступал Велес, а карающей руки - Перун, но уже у прибалтов этот сюжет очень сильно сглажен. Эдакая версия с возрастным рейтингом "13+", когда ни кровищи, ни крепкого словца... Цензура. Но у нас есть некоторые детали, которые дополняют общую картину. В христианстве сами знаете, кого приковали мучиться, и, кстати, по некоторым духовным стихам, сделали это осиновыми кольями (гвоздями), как нечисть какую-нибудь...

Но как я посмел высказаться нелестно о Прометее? О том, кто принёс человеку огонь?!

Ну, вообще, это не я придумал, просто читать легенды надо внимательней, а не по энциклопедиям их изучать.

Прежде всего сразу скажу, что, возможно, Прометей получил своё имя как раз из самого факта получения им огня. Он его не создал из ничего. Он его ДОБЫЛ. То бишь ПРОМЫСЛИЛ и отнёс его человеку, тем самым ПОЗАБОТИВШИСЬ о нём, ОБЕСПЕЧИЛ БУДУЩЕЕ разумного существа. - Всё, как по словарю Даля. И теперь уже сам человек может промышлять и заботиться о своём будущем.

И вот, какие эпитеты подбирает Прометею главный письменный источник эллинской мифологии Гесиод (чьё имя, кстати, означает "Азиат") в своей "Теогонии":

- "ποικιλόβουλον": первое слово ποικίλον - хитрый, изменчивый, запутанный, пёстрый, многообразный, узорчатый, двусмысленный. Образ хорошо просматривается. То есть не особо "восхищенный" окрас у этого "хитрого" эпитета, скорее уж "витиеватость" и "многовариантность", что, собственно, и является хитростью. Второе слово - это "βουλή" - "воля" (да-да, как вижу, так и читаю), ну, или словарное (если мне не верите) "намерение, решение, план, проект". Официальный перевод - "Про­ме­тей, на выдум­ки хит­рый", но, как видим "Προμηθέα ποικιλόβουλον" - это больше об "изворотливости" или "переменчивости воли (намерений, желаний)". Ей-богу, как уж на сковородке)).

- "ἀγκυλομήτης", где второй корень связан с умом (по словарю "μῆτις" - это "навык, план, схема, замысел, способность взвешивать в уме, затея"), созвучное с нашей "мыслью", а первый - "угол", то есть в значении "кривой" (имеющий форму крюка или угла), что тыкает носом нас в "лукавость". И этому есть доказательство. Ведь Прометей прославился еще до кражи огня: он пытался надурить Зевса при принесении жертвы, чем уже вызвал неудовольство Всевышнего. Ну, совсем вот не святоша. О чем нам и говорит эпитет "ἀγκυλομήτης" - "лукаво мыслящий". Вересаев перевел это слово схоже - "хитроумный".

- "πάντων πέρι μήδεα εἰδώς" - официальный перевод "меж всех наи­бо­ле на выдум­ки хит­рый", но покопавшись в словарях, я пришел к выводу, что тут всё-таки что-то вроде "всего вокруг образ составляет", извиняюсь за косноязычность. В общем тот, кто может выразить что угодно какой-либо формой (или формулой).

- "Προμηθέα ποικίλον αἰολόμητιν" - официальный перевод В.В. Вересаева гласит: "Прометей с хит­рым, искус­ным умом", однако слово αἰολόμητιν в переводе вообще не учтено. Мне-то слово "αἰολό" знакомо по отрывку из Одиссеи, у него корень тот же, что и у нашего Велеса:

"Скоро на остров Эолию прибыли мы; обитает
Гиппотов сын там, Эол благородный, богами любимый.
Остров плавучий его неприступною медной стеною
Весь обнесен...

Но напоследок, когда обратился я, в путь изготовясь,
С просьбой к нему отпустить нас, на то согласясь благосклонно,
Дал он мне сшитый из кожи быка девятигодового
Мех с заключенными в нем буреносными ветрами; был он
Их господином, по воле Крониона Дия, и всех их
Мог возбуждать иль обуздывать, как приходило желанье.
Мех на просторном моем корабле он серебряной нитью
Туго стянул, чтоб ни малого быть не могло дуновенья
Ветров; Зефиру лишь дал повеленье дыханьем попутным
Нас в кораблях по водам провожать; но домой возвратиться
Дий не судил нам: своей безрассудностью все мы погибли...

Мех был развязан, и шумно исторглися ветры на волю;
Бурю воздвигнув..."
(Гомер. Одиссея, 10. Перевод В.А. Жуковского)

В принципе, не вдаваясь в подробности, на этом можно было бы остановиться и сказать, что αἰολόμητιν - это "скрывающий свои намерения / помыслы" и это будет верно. Но если немного расширить свое представление, то вот это "сокрытие" - самый прямой признак Лукавого Чёрта, Шайтана, Велеса, Прометея...

Интересно было вычитать у Афанасьева, что славянское слово... не помню, какого именно народа, "Прометнути" означает "Обернуться" в контексте накидывания на себя личины. И всё верно, речь всё о той же внешней и обманчивой (изменчивой) наружности, которую и демонстрировали ряженые "черти" во время Святок. И это опять же идёт параллельно теме Велеса. Но вернёмся к "Промысливателю".

Видим, что он получился у нас совсем не благородным революционером, а "изворотливым", "витиевато мыслящим", "всё выражающим", что вторит "скрывающему помыслы", так как выразить что-либо - это облечь в какую-либо форму. И это первый слой, где не учитывается глубина постоянно повторяющегося тут корня "μητι", как бы "мысли". Но если вы еще раз перечитаете все переводы его, да еще сбегаете к санскритскому "мани" и сопоставите с "man" - "мужчина", то вам станет понятно, что в эпитетах Про-МЕТЕЯ очень много от "образного выражения" или же "представления, воображения" (слово "медитация" вам в помощь... только не та эзотерическая фигня, которой пичкают "духовные гуру" профанов, а настоящее латинское слово). В принципе, это открытым текстом и говорится в разобранных выше словах Гесиода "Ἰαπετιονίδη, πάντων πέρι μήδεα εἰδώς", где "πέρι μήδεα" - чем не "про метей"?

Поскольку "Сатаной" изначально называлась материальная природа нашей изменчивой реальности (в отличие от её духовной - смысловой - составляющей, ведь материя - лишь оболочка, знак в яви, а вот что за ним скрыто - это предмет философии и вообще "божественного"), а не какой-то там злой перекаченный рогатый дядька, то можете представить примерно, что такое "скрывающий" Прометей... И при чем тут этот полубиблейский образ "одежды", упомянутый ранее. А еще можете додумать, почему идолы и кумиры назывались "поганскими" и "сатанинскими", и почему они так были важны. Как и чучела, и Христос, который своим распятием так сильно похож на чучело... И почему его называют "сыном божьим", то бишь "ВОПЛОЩЕНИЕМ Бога на земле".

Угу, а Прометей у нас, значит, принёс огонь человеку... А что у нас там с чучелами-то делали? СЖИГАЛИ!

Собственно, потому Прометей и крадёт-то огонь. У греков не было настолько четкой персонификации огня, как Агни индусов, который чуть ли ни важнейший объект Ригведы. Поэтому они использовали в легенде огонь Гефеста. Как известно, Гефест - кузнец, он ТВОРИТ. И делает он это при помощи огня. Воплощает задуманное в реальное через работу с огнем. И снова тут отсыл к "Промыслу - Добыче", да и "Ремеслу" тоже. Ведь при помощи условного огня (опять же это лишь символ) ДОБЫВАЕТСЯ нечто новое, чего не существовало в нашей реальности до этого, но из добытого (придуманного и сотворенного) эта реальность и строится, не так ли?

Огню жертвуют самое дорогое, чтобы получить желаемое. Как и в реальной жизни, если хочешь что-то получить, надо затратить ресурсы, трудовые, умственные, материальные. Огонь выступает в качестве процесса. Как выпекание в печи из сырого материала (замысла) нечто готовое.

Но это было бы слишком просто...

У индусов Агни - это передатчик между богами и людьми, а это основная тема Пржемысла / Прометея - культурный герой, научивший дикарей жить "по-человечески", то бишь "трудясь в поте лица своего", по законам "богов".

Просто надо уж немного повзрослеть умом и забыть о том, что боги - это "люди икс", парящие на облаках. В более-менее качественных источниках по архетипам и психологии общества можно встретить вполне вменяемую версию, что боги - это персонифицированные правила разных сфер жизни, согласно которым надо жить ("поклоняться - подчиняться"), чтобы не случилось беды ("кары богов"). Взять, вот, Правила по охране труда, знакомые каждому, кто работает на производстве. Что обычно говорят о них "ветераны производства"? - "Они написаны кровью". То есть эти правила взяты не с потолка, как, скажем, пресловутые "Славяно-арийские веды" или "Велесова книга", а из реального опыта и, к сожалению, практики несчастных случаев. Те "божественные" правила, о которых идет речь, становятся традицией, после чего их исходник успешно забывается, взамен приходят табу и ритуалы, а различные поэты и писаки додумывают сюжет, который скрепляет бессмысленные остатки. Так получаются мифы и обряды, которые соблюдаются поколениями. "Потому что все так делают, и я делаю". "ПОТОМУ ЧТО ТАК ДЕЛАЛИ РОДИТЕЛИ И ИХ РОДИТЕЛИ"...

Вот тут-то нам и нужен фольклорный огонь.

Костры и свечи

Три вопроса на засыпку: 1 - почему праздники Святок (германского Йоля) и зеркального ему Купалы (а также альтернативные и сдвинутые по времени на пару месяцев кельтские дни Самайна и Белтейна), связанные с так называемым "разгулом навьей нечисти", сопровождаются разведением костров? 2 - почему в церквях ставят свечку, когда молятся о чём-либо? 3 - почему принято загадывать желание на падающую звезду?

Ответ на эти вопросы один, и он связан с тем, что написано выше.

Из Стоглава:

"А в великий четверток порану солому палят и кличут мертвых"

Из "Борьбы христианства с остатками язычества в древней Руси" Галъковского Н.М.:

"И воду к кутьи заупокойней оставляють на столци. И сметье (мусор) у ворот жгутъ в великой четверг, молвяще тако: "У того огня души приходяще огреваются"

Ну, и из "Язычества древней Руси" Рыбакова Б.Я., который свёл эти данные воедино:

"Кроме живого огня, русские люди придают большое значение, так называемому, «освященному огню». Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий, и в это время как бы получивший особенную силу и исключительную благодать. В Великий четверг, после чтения Страстей, благочестивые люди несут из церкви зажженные свечи, с которыми стояли в торжественные моменты важнейших богослужений. Причем важное значение придается не только огню, но даже свечам. Так, «венчальная свеча» зажигается при трудных родах и иногда ставится в изголовье умирающих, в расчете на то, чтобы скорее кончились страдания. «Пасхальная свеча», по влиянию и благодати равносильная с прочими, имеет громадное значение для пастухов, у которых будет сохранно стадо, если в рожок закатан будет воск от этой свечи. «Богоявленская и четверговая свечи», кроме защиты во время грозы, имеют ещё особые свойства: первая, как и венчальная свеча, помогает в родах и при смерти, вторая владеет могучею силою уничтожать чары колдунов и лечит лихорадки; ею выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище. Затем, всякая свеча, побывавшая в храме и там купленная, обладает магическою силою при разных случаях, перечисление которых, по многочисленности, было бы утомительно.

Но с другой стороны, способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них действительно называется «греть родителей». Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамб. и Орл. губ.) и состоит в том, что в первый день Рождества, среди дворов, сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся, как в хороводе на радунице (во вторник на Фоминой неделе).

И здесь несомненно лишь одно, что в Святую ночь, называемую также и светлою, по всему громадному пространству св. Руси, около храмов, зажигаются костры, а в окнах жилищ лишние свечи, во славу Воскресшего Господа, показавшего нам свет...

Языческий, ритуальный характер костров из соломы явствует не только из их горючего материала (солома применялась в первобытных кострищах-зольниках и в погребальных кострах курганов), но и из того, что царь считал нужным упрекнуть духовенство в попустительстве этим четверговым кострам в честь предков, к которым обращались "палившие солому". Церковный собор послушно согласился "заповедати, чтобы по-рану соломы не палили и мертвых не кликали бы".

Эти костры, окруженные крестьянами, плачущимися о своих умерших, уводят нас к погребальным огням языческих времен; они вполне логично увязываются со всем комплексом четверговых магических действий: кормление домового, охрана двора, обновление заклинательных знаков на дверях, "микрокостер" (имитация древнего очага?) в избе и др. — все это один круг обращений к предкам-охранителям"

Эх, так и чешется язык тут еще и про четверг рассказать, но статья и так выросла до огромных размеров...

Ну, и для колорита:

"Когда на Руси появилось христианство, оно хотя и ломало коренные народные обычаи, но в то же время зорко присматривалось к наиболее упрочившимся предрассудкам и старалось осторожно обходить их. Поэтому и огонь, издревле почитаемый русскими людьми, оно приняло под свое священное покровительство. Провозвестники нового учения оценили в огненной стихии её очистительное начало и, угождая всеобщим верованиям, признали в нём освящающую силу. В таком смысле внесли слово «огонь» и в молитвенные возношения, поставив его, с изумительным дерзновением, неизмеримо высоко: наравне с дарами Св. Духа. Несколько веков стояло это слово в церковных требниках не на своем месте и произносилось в возгласах при освящении воды в навечерие Богоявления: «Сам и ныне Владыко, святив воду сию Духом Твоим Святым и огнем», пока не догадались, что это явная и грубая ошибка, противная коренному смыслу христианского вероучения. Так было до 1626 года, когда духовному люду привелось твердо убедиться в том, что этого придатка нет в тех греческих богослужебных книгах, с которыми приведены все «обиходы» церковные. Поэтому в богатых церквах велено было отобрать те требники и заменить их исправленными, а в бедные приходы, которым было не по силам покупать новые и дорогие книги, приказано было ехать поповским старостам (нынешним благочинным) и то предательское слово зачернить, замазать, заклеить бумажкой. Самим же священникам указом предписано этого «прилога не говорить». Указ был исполнен в точности, без всякого прекословия, и только не налаживалось дело у стариков священников, которые по закоренелой привычке продолжали говорить это слово и, спохватившись, оправлялись и досадовали на себя, делая беспокойные телодвижения. Кончилось тем, что на эти случаи свидетели поповских неудач приладили к старой поговорке новый «прилог» — стали говорить: «Грех да беда на кого не живет — огонь и попа жжет». И, кроме того, шутки ради, стали укорять виноватых в обмолвках попов при честном народе: «На воду глядит, а про огонь говорит». Справедливость требует, однако, заметить, что далеко не везде исправление священных книг окончилось столь мирным и безобидным образом. В центре России оно вызвало недовольство, и в Москве, например, исключение из молитвы лишнего слова произвело неожиданное смятение..." (Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, 1913)

Очистительный эффект огня - это, конечно, не совсем в тему. Но всё равно любопытно.

Выходит, огонь - это связь с предками во время поминок. Оттого мы до сих пор зажигаем лампадку. Потому же мы и в церквях ставим свечку рядом с иконами святых во время молитвы за благополучие, здоровье и прочее. Ведь "святые угодники" представляют нам образ предков. И не спроста свой святой покровитель был у каждого города когда-то, ибо город восходит к семьям-основателям.

Свечку ставят для "призыва" их "на огонёк". Свеча, как и ритуальный костёр, является как бы передатчиком между молящимся и предками-святыми. При молитве используют их помощь... Ну, как по телефону позвонить, видимо. И, соответственно, падающая звезда - это огонь, поэтому не у неё загадывают желание, а через неё... опять же, как через передатчик.

И это не моя фантазия. В санскрите, например, есть эпитеты Агни, которые одновременно связывают и огонь, и жертвоприношение, и призыв-созыв. Например, тот же होतृ - хотр. Собственно, жертвоприношение через огонь - это всегда призыв к себе (созыв). Это попало в современный западный фольклор и стало главным атрибутом различного колдовства: помните, как Голливуд рисует нам ведьм? - они вечно обставляют всю комнату толстыми свечами и давай вызывать духов, демонов и прочую навь.

Я полагаю, что наше русское "очаг" имеет совершенно не тюркскую этимологию (а наоборот), как нас в этом попытался убедить Фасмер, а связано со словом "вече" - "собрание" (вязь). Греческий аналог этого вече, на мой взгляд, - Ἑστία, Ἱστίη, что и означает "очаг" и имеет персонификацию в виде Гестии или Весты. Именно поэтому в Элладе были развиты так называемые Притании, в которых горел центральный городской огонь. Соответственно, эти здания с одной стороны были "храмами Гестии", с другой - местом политического собрания и суда (опять же, суд - от слова "свод", то есть собрание). Как утверждается, при основании новых колоний в них зажигали свой огонь от центрального Пританиума. Тем самым происходила символическая связь между центром и провинциями, что мы успешно наблюдаем во время проведения Олимпийских игр, где как бы "греческий огонь" несут в страну-хозяйку соревнований - передача традиции и создание дочерней связи (вернее, сыновней), мол, данное государство в данный момент под покровительством греческих "богов".

Надо понимать, что это не просто так, а лишь потому, что огонь Пританиума, как и Гестии, символизировал очаг Рода, то есть связь с предками, с теми, кто и УСТАНОВИЛ ЭТИ ПРАВИЛА, ставшие традициями и культурной основой всего общества. Через огонь предки бдят за ныне живущими.

Вот, что добыл Прометей для людей - связь с предками, то есть связь с традициями, с правилами, в конечном итоге, с их опытом. Только за счёт опыта наших предшественников мы, собственно, и пользуемся Интернетом, телефоном, туалетной бумагой... Можем творить. Человек, в отличие от многих животных, рождается, ну, вообще ни разу не приспособленным к жизни. И пока нас не научат родители, как их учили их родители (да что там говорить, с молодыми мамами всегда возятся их собственные мамы и бабки). Эта связь выражена в огне.

И огонь сей приносит Прометей, который является, как мы поняли, неким неявным (хитрым, многозначительным) знаком или идолом... или "тварью", как сказали бы средневековые монахи (сотворенным).

И всё верно! Ведь чем оканчиваются все эти Святочные, Купальские и прочие гуляния? Для чего собирается вся эта солома? - ДЛЯ ОБРЯДОВОГО ЧУЧЕЛА!!! И дело тут совсем не в переоцененной теории ученых об умирающем и воскресающем боге (она работает в других местах)! Чучело просто умерщвляют, изначально сжигают, как и древних предков кремировали на похоронах. Сжигают, чтобы освободить (откуда пошла теория "очищения огнем") из "идола, кумира" - временной работающей оболочки, и включить дух в "сонм" или "собор", как у святых, или, как было у греков, "поместить на небо в виде созвездий" - опять же "огоньков" или "далеких костров", которые, согласно астрологическим воззрениям, влияют "оттуда" на нашу жизнь - своих потомков. И здесь огонь снова выступает в качестве передатчика. Отсюда же идут ноги у скандинавской сияющей золотом Валхалле.

И тогда образ Орла Громовержца, терзающего Прометея, лежит совсем в иной плоскости рассказа, а никак не в значении "карающего инструмента Зевса".

Орел клюет печень Прометея. Изображение на вазе

Да и орёл ли? Не, ну, так-то орёл. У того же Гесиода "αἰετὸν τανύπτερον", где αἰετὸν - это "орел", хотя корень "αἰε" - это как бы "ве", которое относит нас к "ветру" и "wing" - "крыльям", поэтому тут еще бабушка надвое сказала по поводу конкретно орла. На Руси называли более тактично - "вихрь". Уже в следующих строках мы видим замену на "τανυσίπτερος ὄρνις", где "орнис" - это просто "птица" (хотя и тут сами видите, что "орни" и "орел" имеют, возможно, один корень). Забавный эпитет "τανυσίπτερος" - "длинные перья", где "τανυ" по смыслу - это наше "тянуть", потому что греческое "длинный" сопоставимо с нашим "тонкий". А длинный и тонкий - это вытянутый. Ну, и как вам такой "орел" с вытянутыми перьями-крыльями? Похож на настоящую птичку? А может, это всё тот же огонь, чьи языки-перья так и тянутся ввысь? И этот огонь терзает нашего "соломенного" Прометея?

Что ж, "стрижка только началась".

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>

// При оформлении статьи была использована картина Теодора Ромбоутса "Прометей"

Обновление рейтинга
Статья серии Как стать князем <<< >>>
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru