Геката

Ох уж эта "Тёмная богиня"! Как только ее не исказили люди в своих попытках причаститься к ней, приписывая всё новые и новые качества, которые удивительным образом сделали из нее чуть ли не хозяйку Ада... В этой статье вы этого не найдёте. Вместо "черномагических" толкований вас ждёт философский и очень простой вывод, то, что мы все знаем с малых лет. Но чтобы добраться до этой народной мудрости, придется пробираться через густой лес символизма и фольклора. И это, на мой взгляд, очень интересное путешествие, при верном отношении к которому, у вас появится возможность пополнить чашу своей духовности.

Полагаю, интересующемуся читателю этой статьи повезло в том плане, что ниже он может прочитать в краткой форме готовый результат того, над чем мои извилины извивались довольно долгое время, - абсолютно новую версию Гекаты. Поэтому, если кто захочет блеснуть этими данными, просьба уважать чужое утраченное и не восстановленное серое вещество и указывать автора этой статьи: и мне приятно, и вам ++ к карме. В любом случае, для вас это лишь информация к размышлению, для меня - отличный опыт, в этом и есть разница.

Что же, после недолгого занудства перейдем к делу.

Геката оказалась очень образной конструкцией, символизм которой показан в фольклоре в двух разных формах, но говорящих об одном и том же. И это надо учитывать и не путать. И ведь нельзя понять всю глубину ее, используя одни только греческие мифы! Наиболее глубокую ее часть отображают именно славянские народные обычаи, что уже для меня становится привычным явлением. А финальную (обобщающую) точку ставит санскрит. На этих трех китах я и выстрою свою статью.

Всеми чтимая

Когда энциклопедии пишут о Гекате, то концентрируются на ее связи с темной стороной, ведьмами и нечистой силой, и не принимают всерьез текст Гесиода, который как бы просто нахваливает эту богиню. На деле же Гесиод показывает нам первый слой понимания Гекаты... И это заметно даже в русском переводе, который, как мы уже видели ранее, не всегда точен. Поэтому рекомендую ознакомиться с переводом В.В. Вересаева строк "Теогонии":

«…Гекату, — ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, —
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет — в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит — получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж — малым.
Так-то, — хотя и единая дочерь у матери, — все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини»
(Теогония, 411-452)

Как видно, ни о какой "тёмной стороне", воспетой Аполлонием Родосским в "Аргонавтике", тут и речи не идёт. А о чем же идет?

Мы видим богиню, которая возвеличивает достойного, дает прибыль, приумножает, вскармливает.

И кстати говоря, тут столько раз упомянуто слово "честь, почитать", что не могу пройти мимо. В греческом тексте использовано слово "τιμή", оно встречается 8 раз и обычно переводится как "чтить" в разрезе того, насколько чтима Геката Зевсом и всеми богами, и всеми людьми, но вообще это слово значит не только абстрактную "почесть", но вполне конкретную "цену", в смысле то, что воздается кому-либо за оказанную услугу, т.е. как бы долг или кто чего достоин за что-либо, кому что причитается - вот откуда переводчики взяли "честь".

И в конце мы видим функцию Гекаты как "κουροτρόφος" - воспитатель детей, кормилица. Но дети - κοῦρος - это не младенцы, а юноши и девушки, о которых речь шла в статье о "Гребешках" (не лишним будет заметить, что "коуро" - это еще и изогнутое навершие чего-либо, то есть тот же гребешок) - это молодые люди, стоящие на пороге самостоятельной жизни, созревшие, которым предстоит сделать выбор в жизни, принять наследие рода, выяснить свое предназначение, вступить в права. За всем этим мифические герои уходили в свои невероятные путешествия. Все герои (кроме Геракла и Одиссея - это мужчины, уже имеющие детей, а следовательно, входят в иную символическую категорию) были "κοῦρος". Таким образом, Куротрофос - это тот, кто создает этих "куросов", то есть делает из детей - созревших юношей. Вот, о каком "вскармливании" ("попеченье о детях" в тексте) идет речь. В какой-то степени, изображение Марии с младенцем на руках - это и есть Куротрофос. Но я этот факт здесь трогать не буду, поскольку он не прямо относится к теме, хотя упоминание о Марии все-таки встретится позже; да и неохота раздувать эту статью до невероятных размеров.

Этот же эпитет упоминается в позднем орфическом гимне Гекате, наряду с остальными, где участь богини уже была предрешена в сторону колдовства:

«Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целого мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная — я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинсгва чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!»
(не знаю, чей перевод)

Особое место Гекаты в мировоззрении подчеркивается ее значимостью и для земли, и для небес, и для моря - всех трёх миров.

Главное качество, которое мы видим в гимне Гесиода, - это всё-таки приумножение. Оттого ее и призывают в молениях, чтобы побольше выгод поиметь. Приплод скота? - побольше! Славы? - Еще больше... И т.д. В этом плане крайне показательно сравнить имя богини "Ἑκάτη" с греческим "ἑκατά", что означает "сотня" или "очень много". Говоря по-русски, "во сто крат". Ведь именно это и имеет в виду гесиодовский текст.

Но это наименее интересная часть Гекаты, которая отчего-то нигде не озвучена. Намного любопытнее сама философия этого "во сто крат", которую можно подчеркнуть в славянских традициях.

Православная Геката

Самое распространенное изображение Гекаты мы встречаем у Павсания:

«Из богов эги­не­ты чтут боль­ше все­го Гека­ту и каж­дый год совер­ша­ют таин­ства в честь Гека­ты; они гово­рят, что эти таин­ства уста­но­вил у них фра­ки­ец Орфей. Храм Гека­ты нахо­дит­ся внут­ри огра­ды. Дере­вян­ное ее изо­бра­же­ние, работы Миро­на, име­ет одно лицо и одно тело. Как мне кажет­ся, впер­вые Алка­мен создал Гека­ту в виде трех соеди­нен­ных друг с дру­гом ста­туй; афи­няне назы­ва­ют эту Гека­ту Эпи­пир­гиди­ей (Хра­ни­тель­ни­цей кре­по­сти); она сто­ит у хра­ма Ники Апте­рос (Бес­кры­лой победы)»
(Описание Эллады II. 30, 2)

То есть выглядит это примерно так:

геката

Классика Гекаты - это трёхликая богиня с двумя факелами в руках.

И каково же было моё удивление, когда я встретил описание одного украинского обряда:

«У східніх районах України ще донедавна зберігався дивний звичай серед «дівчат-чарівниць» святити воду в ніч проти Введіння. Ось як розповідає про цей звичай очевидець С. Г-ка:

«Був колись я на Курщині, там ще багато наших людей — цілі села українські. Там у мене товариш був... «Ти знаєш, — каже він, — що в цю ніч наші дівки-чарівниці будуть воду святити». «Та чого ж, — питаюся, — вночі, що їм — дня мало?» — «То ж, — каже, — чари, а чарувати тільки вночі можна, бо, коли сонце на небі, чарівниці силу втрачають. Як хочеш, то ходім зо мною, побачиш». Погодився я, і ми пішли... Отоді я бачив, як там дівчата зійшлися на таке місце, де три води докупи зійшлися — три струмки зливалися в одне русло. Набрали дівчата у глечик води, запалили два поліна, а коли вогонь добре розгорівся, тримали їх над череп’яною мискою і лляли воду так, щоб вона проходила поміж двома вогнями. Щось вони там ще шепотіли, але що саме — не чув...»

Про таку «свячену» воду доводилося мені чути і на Уманщині, і в інших місцевостях наддніпрянської України. Говорилося, що така «свячена» вода годиться на «привернення» парубка до дівки» (Олекса Воропай. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис, 1958)

То есть девушки-чаровницы собираются ночью в месте, где сходятся три ручья, набирают там воду и льют ее в миску так, чтобы струйка проходила между двух зажженных поленьев, при этом заговаривая. Перекресток трех ручьев, два факела, заговор - это же и есть Геката!! В славянских землях.

Самое интересное, что обряд этот приурочен к "Введенью" или, как называет этот праздник церковь, Введение во храм Пресвятой Богородицы, то есть Марии, будущей куротрофос. В народном календаре он связан с выпадением достаточного для передвижения на санях количества снега. В век точных цифр, конечно, всему есть своя дата, но у крестьян всё было по приметам, поэтому многие праздники, которые в святцах разбиты по разным дням, по сути являлись одним целым. Так, одни и те же обряды и поводы для них мы наблюдаем и у Введенья, и у даты, которая идет через трое суток после него - день святой Екатерины (St. Catherine's Day, Катерини) или, по-народному, Катерина Санница.

Разумеется, прозвище сие как раз за то, что в эти дни принято было выезжать на санях, кататься с горок и т.д. Естественно, всё это относится к свадебным и любовным обрядам, коим насыщен весь зимний период (да и вообще, тема брака - основная в крестьянском обществе, ибо основная заповедь Господа - "Плодитесь и размножайтесь").

То, что имя Екатерина должно иметь прямое отношение к Гекате, я подозревал давно, но не было доказательств. Официальная версия настаивает на греческом "Αικατερίνη", что якобы переводится как "вечно чистая" (выводят от "καθαρή" - "чистый, незапятнанный"), но в этих официальных версиях все всегда "чистые и светящиеся", или имеющие отношение к Богу. Одно и то же объяснение каждый раз, которое мало согласуется с народными воззрениями (и если в греческих трактовках есть хоть какой-то намек на смысл, то когда дело доходит до якобы ивритских корней имён, тут уж пиши пропало! - там вообще объяснения, кажется, выдуманы, что называется, "на коленке"). У меня ощущение (повторюсь, ОЩУЩЕНИЕ, а не факты), что календарные имена, которые носят и связанные с приметами христианские святые, - это совсем не те имена, которые ходили в народе. То есть детей так не называли. Но поскольку крещение связано с имянаречением, а крестили всех по святцам, то и имена при крещении уже давали те, что были установлены церковью. Церковное имя пришло на смену родовому или общинному, а церковные имена изначально - не имена вовсе, а слова-символы (на самом деле, идущие из далекой индоевропейской общности, когда такого понятия как "христианская церковь" и не существовало). Вот такая заморочка, НА МОЙ ВЗГЛЯД (то бишь за чистую монету не принимайте, проверяйте).

Но с чего это я решил, что Геката и Екатерина - одного поля ягоды? Ну, во-первых, безумно схоже по звучанию (учитывая, что "г" в "Гекате" не такая уж и явная - Ἑκάτη), есть даже в мифологии имя мужское "Гекатерос", а дети его звались "Гекатеридами" (по-русски, Екатеричи), что еще больше напоминает Екатерину. Во-вторых, это приведенный выше обряд, полностью повторяющий "трехликую, двухфакеловую" богиню-ведьму. В-третьих, сама обрядность Введенья и Катерини, о которой пойдет речь далее.

Сначала немного деревенской магии. Текст беру из той же книги О.Воропая, только сразу переведу на русский:

«День великомученицы Екатерины или, как обычно этот праздник в народе называется, «Екатерины», есть праздник девичьей судьбы. Накануне этого праздника когда-то парни постились, чтобы Бог послал им хорошую женщину. В самый же день праздников, седьмого декабря, девушки гадают и призывают судьбу.

Утром, до восхода-солнца девушка идет в садик и срезает веточку вишни. В доме девушка ту веточку ставит в бутылку с водой и ждет праздника Меланки. Если к «Меланки» вишня разовьется и зацветет - хороший знак, потому и судьба девичья цвести будет. Засохнет веточка без цвета - скверный признак...

Вечером девушки сходятся к одному дому и варят общий ужин - борщ и кашу. Приходят ребята, начинаются развлечения. Танцевать нельзя - пост, но без танцев весело - смех, пение ...

В полночь, перед «петухами» 2 девушки берут горшочек с «ужином», обертывают его новым полотенцем и идут «призвать судьбу». Шествуют к воротам. Каждая из девушек влезает поочередно на ворота, держа в руках чашку с кашей и борщом, и трижды кричит: "Судьба, судьба, иди ко мне ужинать!". Если в это время пропоет петух, «судьба отозвалась»; если же нет: «Судьба оглохла, не слышит моего голоса». Сокрушается девушка и проклинает судьбу: «Чтоб ты кукушки не слышала, блудница моя!". Но это еще полбеды - не целая беда, если судьба оглохла. Хуже, когда звезда с неба упадет. «Погаснет судьба» - запуганы шепчут девушки. В жизни большей части бывает так, что у красивых женщин не всегда «хорошая» судьба. Этот мотив часто встречается в народных песнях, рассказах и сказках...

Хотя «Екатерины» - это праздник женской судьбы, и все же за ужином ребята любят вспомнить и о своей судьбе...

Интересно, что во Франции святая Екатерина считается патронессой старых дев...»

Это что касается пресловутых "ведьм" и "чародейства", связанных с Гекатой. Вообще, большая часть той самой "магии", которой так боялись всякие инквизиторы и цензоры, по сути являлась любовной и брачной ритуаликой, в какие бы мрачные одежды ее не рядили грамотеи. Но это просто для общего развития. Для смысла "Гекаты" нам это не особо нужно, так как любовные мотивы были атрибутом всего годичного цикла (с акцентом на двух главных праздниках в году). А теперь то, что нам действительно важно:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к Википедии:

«Первое катание на санях — Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы: и дорожные сани-обшевни, и крестьянские — дровни на полозьях березовых, и ручные саночки-салазки, чунки... Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ»

Таким образом, главным символом дня Катерины стали катания. Ага, уловили связь: "Катя" и "Катать". Из словаря В. Даля:

«КАТАТЬ, катить, катнуть, катывать что, по чем, оборачивать колесом, подвигать обращая; тащить или толкать предмет так, чтобы он вертелся через себя... Катунки ж. костр. - сани».

То есть прозвище Катерины - "Санница" - это и есть расшифровка слова "Катерина" (катунки). Я уже встречал подобное у других святых, и в этом нет ничего странного, ведь даже сама Святая Екатерина на иконах изображается с колесом:

Икона св. Екатерины
Святая Екатерина
Караваджо "Святая Екатерина"
Караваджо "Святая Екатерина"

Куда уж намёк прямее! Тот самый случай, когда писателям Жития пришлось подгонять биографию под символ. Не со всеми святыми есть такие проблемы, поскольку не все они имеют какой-то графический символ, но вот с Екатериной надо было повозиться и придумать версию ее мученичества:

«Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть... Мучитель, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее к колесам, и с силою вращать их, дабы она была растерзана на части и таким образом умерла бы ужаснейшею смертью. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую, а колеса сокрушил на части; причем колеса, с силою разбиваемые, летели в сторону и поражали многих неверующих на смерть. Видя такое преславное чудо, весь народ воскликнул: "Велик Бог христианский!"» (Источник >>)

Надеюсь, мой умный читатель поймет, что у меня нет цели дискредитировать Святых или Церковь, но всё-таки не каждое житие - это факт. Даже сама церковь предлагает все это воспринимать метафорически, что абсолютно верно. Каждый верит , во что хочет, для меня же всё это является нейтральной символикой, которая толкает к тому, чтобы увидеть в "Екатерине" корень "Кат", относящийся к слову "Катить".

Внимание, погружение!

Так что "вдохнуть и не дышать"! Если кто не всплывет обратно, знайте, теперь вы в лучшем мире, в мире символов и слов.

Итак, я неспроста выше выделил традицию в день Екатерины сКАТываться с горки на санях. Ведь эта традиция помогает понять этимологию слова "Катать":

Греческое "κατά" или "καταί", или "καθ᾽" - означает "вниз", а также "движение сверху вниз (как раз вышеупомянутый "скат"), внутрь (κατα γᾶς - под землю), в, напротив, согласно чему-то, по отношению к чему-то, соответственно чему-то, около чего-то (более-менее), назад, возвращаться назад".

Движения вниз и внутрь, возвращение назад - это движение к началу, к истоку. Остальные значения (относительно, согласно, около) рисуют нам круг (множество точек относительно центра). Окружность - это и есть постоянное движение к началу, возВРАЩЕНИЕ. Цикл, одним словом.

Это и лежит в "Катании": катиться - это, как уже было сказано выше, движение при помощи оборотов. Хоть бревна под тяжесть подкладывай, хоть колесо кати. Постепенно это слово от колесного транспорта перешло на любой другой, вплоть до ездовых животных, например, собак - символов Гекаты (сравните слова "кони" и "canis", то есть "собаки" - всё ездовые животные, греческое "κῑνέω" - "двигаться, перемещаться"). Но тут смысл несколько глубже:

Постоянное возвращение к началу, обнуление, цикл - основа движения. Если точка на колесе не будет возвращаться на прежнее место на окружности - телега не поедет. Это как бы ответ на все эти Сансары и природные циклы - движение по кругу малого порождает движение вперед всей системы.

Это называется Опытом. Ребенок не начнет ходить, пока много раз не попробует это. Вы не сотворите ничего качественно нового, пока не сделаете несколько попыток или хотя бы не прокрутите в голове (виртуальные модели мозга заменяют реальный опыт), и вообще не шагнете дальше, пока не освоите уже имеющийся человеческий опыт. Неумение, ошибки... Пробовать, пробовать и пробовать - так наше тело учится новому, так наша память запоминает новое. Мы постоянно возвращаемся к началу, "вниз", до тех пор, пока новое действие не станет привычным, и тогда можно делать следующий шаг - то самое движение вперед благодаря многократным циклам. Повторение - мать учения!!

Да что там говорить! - Сама ходьба - это многократное повторение одинаковых движений ногами - а тело направляется вперед.

Вот, что означает колесо в руках Екатерины.

Поэтому молодые пары и делали настоящее "κατά", скатываясь вниз, к началу: женитьба - это переход на новый уровень, начало новой жизни, это некое обнуление прежнего опыта и при этом продвижение вперед в общественном статусе. Возврат к началу ради развития. А остальные крестьяне скатывали свои сани с горы тоже, чтобы сбросить старый год со всеми его хлопотами (осень закончилась, урожаи собраны, основные работы завершены) и пойти дальше...

Но! Слово Геката или Еката - это не только корень "Кат". Там еще есть и "Ек". Обратимся к санскриту:

एकता - еката - единство, союз, совпадение, идентичность
एकधा - екадха - одним путем, вместе, одиночно
एकदा - екада - однажды
एक - ека - один, одинокий, такой же, идентичный, правдивый.

Сразу можно узнать русское "яко" - сравнение "как, каким образом; какой, каковой, равно что; ибо, понеже, поелику, потому что, так как; якобы, будто, будто бы, словно, как будто". Сравнение - это "один-в-один" - снова значение единицы, как и в санскрите. В греческом это "εἷς, οἶος".

Именно поэтому Геката стала ассоциироваться с гесиодовским "приумножением, ростом, множеством" и выражаться символом перекрестка или трехликой богини - множество в одном, единство множества.

Я потому и говорил в начале о том, что символизм Гекаты показан в фольклоре в двух разных формах. Это или множественные попытки - многократные возвращения к началу, но с одной целью (развитие), или объединение множества сил в одном стремлении. То есть либо строить дом в одиночку по кирпичику, либо дружной компанией - цель одна, работа одна, но в первом случае это упорство одного человека за счет множества повторений, а во втором - за счет множества людей.

Вот, почему в любом начинании, по Гесиоду, призывали Гекату - чтобы во сто крат увеличить эффект, вместо того, чтобы самому делать кучу попыток. И поэтому же некоторые заговоры или ритуалы проводили на перекрестках, совсем как те чаровницы при слиянии трех рек, - чтобы так же увеличить вероятность эффекта. А, вот, в русских сказках герой обходится без "дополнительной мощи", только за счет собственных множественных попыток - трёхкратное повторение сюжета, когда получается сделать действие (и продвинуться дальше по сюжету) только на третий раз.

Так что ничего сатанинского в трехликой Гекате нет, только образное мышление...

Ну и последнее, это Луна как символ Гекаты. Луна повторяет свой цикл фаз вновь и вновь, продвигая время вперед. Одни и те же фазы слагают месяцы, которые составляют год.

И самое последнее, это "ведьминские зелья", которым Геката обучила Медею в "Аргонавтах". Любой лекарственный состав или "зелье" - это, как правило, смесь трав. Поодиночке травы не так сильны, как вместе - множество в единстве. И тут же процесс перемешивания зелья - визуальный круг, вращение, циклы. Даже если это встряхивания - тоже несколько одинаковых раз. "Да еще раз, еще много-много раз" (с)

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru