История часомерья на Руси сказочна, необычна, и начать тут следует с того, что сама русская история и история европейских, азиатских стран, история Америки преподаются не связанно, обособлено друг от друга. Как же так?

Например, времена Ивана Грозного. Как мы себе их представляем? Опричнина, дичь, что называется "народ лаптями щи хлебает". Какие-то бесконечные войны и исключительная жестокость. А в это время в Европе - научная революция: Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей вносят существенные поправки в медицину.

Азия уже многие века является эпицентром передовых знаний в медицине и математике: в Самарканде, Хорезме и Бухаре уже с IX века расцветает математическая мысль. Мухаммед ибн-Мусса ал-Хорезми, родившийся во второй половине VIII века и умерший между 830-840 гг., написал учебник арифметики в индийской позиционной системе счисления. Для понимания какого расцвета достигла математика в средней Азии в те времена стоит упомянуть, что знаменитый поэт, философ, математик и астроном Омар Хайям (1048-1122) написал алгебру, в которой дает решение геометрическими методами уравнений третьей степени (содержащих x3), что является наивысшим достижением алгебры средних веков.

Первый же университет в России появится только в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.

К чему я веду: обратите внимание, что вплоть до реформы Петра Первого на Руси использовался буквенный счет и система... системы счета времени, примеров которым я не нашел нигде в мире. Поправьте, если я не прав, буду рад.

Почему Россия, словно ничего не замечая, стоит как бы особняком и вплоть до 18 века игнорирует даже числовую систему счета?

Числа

Числа сами по себе - невероятно интересная тема, но если писать об этом сейчас, статья выйдет слишком большой. Напомню лишь, что современные цифры были хорошо известны и давно использовались в Европе. Способы обучения арифметике изложены в книгах Адама Риза (1522), Геммы Фризиуса (1568), Якоба Кёбеля (1514) и других, и все они выходили в очень большом числе изданий в начале шестнадцатого века.

Часовая магия Sil2
Gregor Reisch - Margarita Philosophica

Это рисунок из книги Рейша "Филосовская жемчужина" (1503 г). На нем слева - Боэций, последний представитель римской культуры. Перед ним цифры.

И даже ранее, уже в XIII-XV веках в европейских университетах учились уже сотни студентов, в которых на тогдашнем интернациональном языке - латинском - профессора знакомили их с арифметикой на основе индийско-арабских цифр.

При всем при этом известная история цифр на Руси начинается лишь с 1638 года. В Псалтыре Веленского братства (близь Вильнюса) присутствует цифровая нумерация страниц.

Как до этого велись торговые отношения с иностранными купцами? Хотя бы с английским торговым домом во времена правления Ивана IV?

Знаменитый первопечатник Иван Федоров, выпустивший первый букварь в 1574 году "арабских цифр" не упоминает.

Часовая магия Sil2

Лишь почти через 100 лет, в 1647 году по указу царя Алексея Михайловича в Москве были напечатаны 1200 экземпляров первого русского воинского устава под названием "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В этой книге повсеместно употребляются цифры.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - urn-gvn-LEMU01-00102287-003-medium.jpeg

Букварь же Кариона Истомина (1692г) содержит только один небольшой рисунок с цифрами на странице буквы "А". На странице, которую в сети, оказывается, не просто отыскать. Она странным образом отсутствует в большинстве источников. Например, в Президентской библиотеке букварь начинается лишь с буквы "Б". Интересно, почему?

Часовая магия Sil2

У себя в архивах я нашел эту первую страницу.

Часовая магия Sil2
Букварь Кариона Истомина 1692 год

Прямо над аспидом - раскрытая книга "Арифметика". В ней - цифры. Только в этом одном месте и больше нигде никаких упоминаний. Поразительный документ этот букварь Истомина! Сколько бы мне хотелось о нем вам рассказать, поделиться своими мыслями, там есть о чем задуматься! Возможно, получится, как-нибудь, но в другой раз.

Итак, НЕ первая попытка, НО окончательная замена буквенного обозначения цифр пришлась лишь на начало XVIII века, и подтверждением того является известная книга Арїѳме́тїка Магницкого 1703 (·҂зса҃ӏ·) года.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - arif1.jpg

На этом можно было бы и закончить, но известны историкам некоторые другие рукописи математического содержания XVII века. Они содержат индо-арабские цифры, сначала сопровождаемые славянскими буквами, а потом и без этого.

Часовая магия Sil2
Рукопись XVII в. Источник: И.Я. Депман "История арифметики"

Обратите внимание, что именно расчеты ведутся цифрами.

Считается, что аналогично римской системе счисления, славянская не является позиционной и предназначена не для вычислений (которые на деле производились на счётах - русский десятичный абак), а только для записи их результатов.

Еще раз обращаю внимание - числовой счет известен на Руси с семнадцатого века, но им не пользуются как основным, запомним это.

О делении времени

Впервые разделение суток на часы (но с разной длиной часа) встречается в Древнем Египте около 2100 года до н. э., эту систему применяли египетские жрецы. 24 часа включали в себя один час утренних сумерек, десять дневных часов, один час вечерних сумерек и двенадцать ночных часов.

Около 1300 года до н. э. суточный счёт времени был реформирован: светлое и тёмное время суток разделили по 12 частей соответственно, в результате чего продолжительность «дневного» и «ночного» часа менялась в зависимости от сезона.

12 часов и никак иначе также и с точки зрения христианской религии. Христос вопрошал: «Не двенад­цать ли часов во дне?» (Ин. 11:9).

Указание на 12 часов находим и у Апостола Павла, который заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1Фес. 5:17). Примером такой постоянной молитвы является молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту. Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя...» (источник).

В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутаси". Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток) также делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.

Сами часы же считались по-разному: косым и дневным часом. Обе эти системы счета, обращаю внимание, отличны от современной.

Самым важным источником в исследовании истории русского счета и древних представлений о времени является "Ѹче́нїе ѡ чи́слахъ" Кирика Новгородца 1136 года (·҂ѕхм҃д·). Оригинал не сохранился, но текст частично присутствует в списках, датируемых второй половиной XVI – началом XVII в.

Кирик пишет о многом: и о природе цифр как о учении, о гармонии и ритме сродни музыкальным. Невероятным эту работу делает еще и тот факт, что автору "Учения о числах" всего 26 лет.

Многое о трудах Кирика Новгородца известно сейчас благодаря работам историка Рема Александровича Симонова, на труды которого я также буду опираться в данной статье.

Косой час

По поводу истории возникновения и применения системы косого часа нет однозначного мнения. Считается, что косой час был переменной величиной. Светлое и отдельно темное время суток делилось на 12 частей. В зависимости от географической широты и времени года "косые часы" меняли свою длительность.

Это якобы прямое наследование системы счета времени, принятого в Византии, на Афоне, откуда в 1404 году Монах Афонской горы, именем Лазарь, родом Сербин, привез и установил в Москве первые часы, которые были поставлены на Великокняжеском дворе, за церковью Благовещения.

Трактат Кирика, как и ранние летописные свидетельства, указывает на применение в Древней Руси вплоть до начала XV в. косого (неравного) часа. Счет «косыми» часами велся в хронологических («Учение» Кирика) и в астропрогностических целях («Вопрошание»).

Что же касается равного часа, то он начал активно использоваться с появлением механических часов.

Равные часы

Эта система основывалась уже на фиксированном по длительности часе, равном 60 минут, но по-прежнему сутки делились по световому дню на дневные часы и ночные, что привело к увеличению часов в световом дне, но по-прежнему оставалось 24 часа в сутках.

В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи:

«Да того же лета месяца маия в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри».

В последующее время при переходе на равный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 16 часов. Поэтому на круговороте старинных московских часов было 17 (с учетом нулевого, начального часа), а не 12 делений, как теперь».

Итого, часы, которые описывают Мейберг и Витсен, те самые загадочные русские часы на 17 делений - это не часы Лазаря по косому часу, а другие, более поздние, по часу равному.

В первом случае есть задача поделить светлое время суток (ДЕНЬ) на 12 часов. Как это сделать, если в разное время года и при различной широте длинна светового дня разная?

Часы отображали не текущий час как мы привыкли сейчас, а текущий час света и час тьмы. При "косом часе" менялась длительность самого часа, чтобы уместить ровно 12 часов от рассвета до захода. Во втором случае, час был равной длительности, но делений на круге часов было больше, чтобы суметь отобразить самый длинный день в году.

Но на этом различия с сегодняшним днем не заканчиваются.

Сложности древнего счисления времени

Cтоит заметить, что в русских ранних летописях ни в одном тексте, где есть указание на час дня или ночи, не фиксируются 13-й или какой-либо другой час, превосходящий 12 (в то время как 13 и 14 часов мы видим в системе с равным часом). Все это лишь подтверждает, что в раннее время на Руси при определении времени суток использовалась система «косых» часов. Из-за этого во многих случаях летописные известия с данными о часе дня или ночи не дают возможности определить, какой системы часосчисления придерживается летописец.

Но и счет прямым часом вызывал много сложностей, например, при синхронизации часовых механизмов. Время сверялось при помощи солнечных и водных, а иногда и огневых часов, что подтверждено текстом из Студийского Устава. С наступлением ночных или дневных часов, часы переводились на "начало".

Часовая магия Sil2
Источник

Нужно было четко следовать "пособиям", указывающим на даты, в которые следовало прибавлять или убавлять дневные часы. В каждом месяце их было две и чередовались они примерно с двухнедельным перерывом. Одно такое пособие названо "Указ часом боевым, колико на кий день или нощь ударит, в каком месяце и числе".

На Русь все привезли из-за границы

Стоит заметить, что большинство источников об истории часового мастерства умалчивает о широком распространении часов на Руси в XVI веке, а ведь известен даже такой факт, что в 1620 году часовой мастер Моисей Тереньтев в подарок царю Михаилу Федоровичу создал часы-перстень.

Какой механизм, какая система применялась в этих часах? Неужели со стрелками и циферблатом? Или это были лишь "горизонтальные солнечные часы с секторным гномоном"? Спорно. Тому косвенное подтверждение: в 1577 году послы шведского короля преподнесли Ивану Грозному золоченый кубок, в крышку которого были искусно вмонтированы миниатюрные часы. Это устройство не пришлось полезным, так как на Руси была принята другая система счета часов.

Кстати, а если часы-перстень Тереньтевым были изготовлены по русской системе, кто и как следил и переводил в них время обратно с заходом и восходом? А если часы были на современный лад, надо признать, что в 1620 русские мастера умели делать такие часы, на них был спрос, и люди жили в двух системах расчета времени. Возможно ли это?

Не известно историкам и о механике, о самом устройстве часов, которыми пользовались до 1722 года, при этом каким-то образом известно, что творилось в Египте в 2100 года до н. э.

Часовая магия

Историкам ничего не остается, как предположить, что в отличие от всего другого мира на Руси считали не часы, а нечто совсем иное.

В специальной литературе встречается термин «планетные часы», выражающие астромагическое «управление» планетами септенера земной жизнью.

Первый планетарный час дня начинается с восходом Солнца, и управляется он той же планетой, что и весь день. Начиная со второго часа, управление идет по звезде магов (семилучевая звезда, указывающая связь планет с днями недели ) по часовой стрелке. Например, понедельником управляет Луна. Значит, управителем первого планетарного часа в понедельник тоже будет Луна, управителем второго — Сатурн, третьего — Юпитер, четвертого — Марс, пятого — Солнце, шестого — Венера, седьмого — Меркурий, восьмого — Луна.  Затем круг повторяется: управитель девятого часа —Сатурн и т. д.»

Каждый час «управлялся» одной из планет, которые наделялись свойством «добрых», «средних» и «злых».

Данные сохранившихся источников свидетельствуют, что в XV-XVI вв. в быту Руси имела распространение часовая магия, отразившаяся в современной лексикографии.

«Счастливый» час рождения великого князя Василия Дмитриевича, астромагически управлявшийся Солнцем, сулил государю Руси сакральное благоденствие и успешное развитие страны, не сбросившей еще окончательно тяготы ордынской неволи. Вот почему Василий Дмитриевич не пожалел, как сообщается в летописи, огромных средств для установки у своей домовой церкви стационарных часов с «косым» (планетарным) счетом времени. Поставленные в 1404 г. на территории Кремля часы удостоверяли неизбежность счастливой участи Руси в годы его правления. Таким образом, нельзя исключать, что слова акад. Д.С. Лихачева о важной роли часов 1404 г. в становлении историчности сознания на Руси, воплощались (в том числе) в сакрализации времени рождения российского государя Василия I Дмитриевича — сына Дмитрия Донского. Пусть и фантастическим способом, как может показаться сейчас, но вполне в духе научных представлений того времени.

Восприятие «косого» часа в древнерусской культуре и магический планетарный (планетный) час в современности - Язык и текст - 2017. Том. 4, № 1

По указанной традиции, исход любых событий мог быть благоприятным, неблагоприятным и нейтральным. И декодирование исходов по указанным качествам производилось, например, с помощью общественных часов, установленных в Московском Кремле. А также на основе использования вспомогательных таблиц, которые все часы суток разделяли на «добрые», «злые» и «средние».

Причем, каждый день менялись магические качества часов по определенному (недельному) циклу. Таким образом, чтобы судить, является ли данный момент времени благоприятным / неблагоприятным / нейтральным для какого-то события или поступка (отправления в путь, совершения сделки, заключения брака, зачатия ребенка и пр.), нужно было знать час с его магической природой указанного типа и день недели и час, к которому приурочивалось событие.

Отсюда и отказ от использования вплоть до XVIII века цифр - они в отличие от букв не заключали в себе важных образов и магических смыслов.

Интересно, что Д.И. Прозоровский, опираясь в основном на материал XVI-XVII веков, констатировал бытование на Руси двух типов суточного счета. При этом он по существу поставил под сомнение и сам принцип отсчета часов от восхода Солнца: по его оценке, "начало дня то предшествовало восходу, то имело свой предел после восхода, поверочною точкою долженствовал служить полдень, который во всех часовых счислениях определен довольно точно".

В параграфе "Это извещается о часах" Кирик указывает, что в годе 4383 дневных часов и в ночных столько же. И действительно, 365*12+3 = 4383. В одном "дне" берется по 12 часов, в году 365 дней и четверть дня в 3 часа. О количестве часов в одном дне "Все знают и я сообщу, что в одном дне 12 часов и в ночи столько же".

Н.В. Степанов, изучив хронологический материал Новгородской I, Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, счел недостаточно убедительными доводы в пользу того, что "косой" час действительно использовался. Но, он полагал, что слово "час" обозначало главным образом "краткий момент", а встречающееся иногда использование "часа" в качестве части дня было простым заимствованием из богослужебных книг, не имевшим никакой системы. То есть упоминания в летописях о дневных и ночных часах равнозначны в таких случаях часам церковным и связаны с тем, что в тот момент в церквах читались тексты, соответствующие названному в летописях церковному часу. Поэтому известное высказывание Кирика Новгородца о существовании 12 дневных и ночных часов, по мнению Н.В. Степанова, не достаточно для категоричного утверждения, что такой счет действительно использовался на Руси, а могло быть просто демонстрацией учености этого новгородского монаха.

Как показал член-корреспондент РАН А.Н. Паршин (Отделение математики РАН), концепция времени, принятая в современной науке, опирается на взгляды И. Ньютона, и она правильна, но не полна. По его мнению, для понимания феномена времени необходимо включить представление о циклах «в устройство космоса в качестве его основы».

Итого, следует учитывать, что существовал недостаточно известный широкой общественности и мало изученный наукой феномен восприятия времени на Руси XV–XVI вв. как своего
рода магической сущности, влияющей на события реальной жизни отдельного индивида.

А часы были ориентиром в сложной и богатой системе мировоззрения, круговорота времени, которое в последствии было то ли заброшено, то ли забыто или намеренно заменено на классический сухой отсчет. Добавив в эту картину древнюю систему счета буквами, где каждый символ имел свой, уникальный и сакральный смысл, получаем еще больше подтверждений этому.

Академик Д.С. Лихачев писал об историческом значении Московских часов 1404 г. следующее:

Представление об исторической изменяемости мира связано с интересом к душевной жизни человека, с представлением о мире как о движении, с динамизмом стиля. Мир понимается и воспринимается во времени, и поэтому некий «сербин» устанавливает
в Москве первые городские часы…

Лихачев Д.С. О филологии. С. 149.

Как видно, Д.С. Лихачев не связывал возведение в Москве первых общественных часов лишь с теми удобствами, которые обеспечивают часы современному человеку счет времени, а полагал (по-видимому, скорее провидчески, чем полностью осознанно), что их появление обусловлено «интересом к душевной жизни человека». В чем же мог заключаться указанный интерес?

Кирик Новгородский в своих трудах много рассуждает о гармонии и понятии круговорота как и времени такового, так и в природе и в жизни человека. Некой цикличности, пронизывающей все вокруг.

Любопытно, что в «Учении» рассматриваются не только циклы постоянной временной длительности, но и переменные, «пульсирующие».

Тут неплохо было бы вспомнить о вторых часах на Спасской башне, видимо, указывающие на текущий месяц года.

Согласно Платону, стихии способны, разрушаясь, перерождаться друг в друга. Примечательно, что процесс поновления организуется согласно пропорции, средними членами которой являются воздух и вода, а крайними − земля и огонь (Тимей, 53e). Получается, что природные ритмы гармонически сонастроены друг на друга в упорядоченном демиургом космосе. Другими словами, существует вселенский гармонический ритм. По легенде, Пифагор обладал способностью внутреннего слуха,
благодаря которой слышал «музыку сфер».

В этом смысле идея космического огня как скрытого первоначала мира, постоянно обновляющего мироздание через циклы поновления стихий, более древняя, чем указанные философские рефлексии. Периодическое поновление составляет закон вселенского мироустройства, а идея вселенской гармонии проходит по всем древним духовным учениям, в том числе она звучит и в ветхозаветной традиции.

В ходе когнитивной эволюции постоянно происходили трансформации мышления, чувствования, памяти, восприятия, сознания.

Бог даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.

Книга притч Соломона.

В философском смысле «художество», или «божественное искусство», означает высшие проявления творчества как абсолютной свободы, всесовершенства в абсолютной спонтанности, сопровождаемое чувством возвышенной радости (Златоуст сравнивал Творца с искусным художником). В этом смысле по своему проявлению именно искусство, а не наука (как преимущественно рациональное творчество) на Земле является высшим типом творчества и отражение тому мы находим в этих великолепны часах и древней системе счета времени.

Парадоксы и вопросы

Странность №1

Лазарь, монах Византийской школы, привозит и устанавливает часы, как считают историки, устроенные по "косому часу". Хотя, опять же по уверениям историков, именно переход на систему "равного часа" послужил расцветом производства часовых механизмов, а точнее сделал это вообще возможным, ибо как считать машиной "плавающий" по длительности час?

Часы Тартарии - первые Русские часы Sil2

Но ведь говорится, что система, установленная Лазарем, имела 12 часов на циферблате. Точнее, там не циферблат, на нем не цифры, а буквы, но все же. И букв 12, и имеется обычная часовая стрелка.

То есть все же система по "косому часу". Как же так? Как работали эти часы? Каков был их механизм, если длинна часа все время разная? Наличие гирь намекает на обычный известный механизм, но идея плавающего по длительности часа все догадки сводит на нет.

При этом получается какой-то парадокс. Переход на систему "равного часа" привел к возможности появления часовых механизмов, но первый известный на Руси часовой механизм работал по системе часа "косого"?

Стоит ли допустить, что все-таки какие-то псевдо-механизмы по "косому часу" все же были? Или, как утверждают некоторые историки, никакой системы косого часа не было вовсе?

Странность №2

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Screen-Shot-2020-12-03-at-09.03.19.jpg

Но меня всегда интересовали другие часы, вторые после Лазаря, часы на Спасской башне о которых я много писал, - часы на 17 делений "по равному часу".

И нигде в мире нет примеров подобных часов, нигде в Европе или Азии. Неожиданно пропадает часовая стрелка, начинает вращаться сам круг с делениями. Стрелка в виде солнца лучом указывает на текущий час. Отчего вдруг? Вопрос кажется особенно необычным, если вспомнить, что все на Руси якобы заимствовано: и календарь, и азбука, и даже сам кремль построен итальянскими мастерами.

Странность №3

Вопреки всей мировой истории и христианским канонам происходит отказ от счета 12 часов в дне. В зависимости от широты меняется количество делений: на широте Москвы самый длинный световой день посчитан как 16 часов, соответственно 17 делений (последний час, видимо, нулевой). Часы, установленные в других городах, имеют другое количество делений, отчего возникает еще большая путаница, и время одного и того же события даже по Московскому и Новгородскому времени не совпадает.

Странность №4

На протяжении веков человечество пользуется часами солнечными, водяными, огненными, песочными и т.д. Все эти устройства едины в том, что ведут отсчет равных отрезков времени. При этом мы знаем достоверно, что счет косым и равным часом сверялся с этими часами. Сверялся, но сам счет отличался. Как будто все время с незапамятной старины существует одно понятие времени и появляется иное время, иные отрезки времени, которые важно считать, но которые не тождественны привычным издревле и известным нам сейчас понятиям часа.

Вполне было бы логичным предположить, что на смену часам солнечным, работающим только в светлое время суток при условии ясного неба, и, скажем, песочным, требующим постоянного за ними внимания, придет некая система автоматизации. Что и было изобретено - часы с гирей, а потом - часы с маятником, таким всем хорошо известным механизмом и сегодня.

И если изучать мировую истории часов, так и будет!

Первые механические часы с жидкостным спусковым механизмом были изготовлены в Танском Китае в 725 году нашей эры мастерами Исином и Лян Линцзанем. Из Китая секрет устройства, по-видимому, попал к арабам.

Первые в Западной Европе механические часы, устанавливаемые на башнях для того, чтобы можно было разместить гиревой движитель их механизма, имели всего одну стрелку — часовую. Наиболее древние упоминания башенных часов появляются в английских хрониках конца XIII века. 

Источник

Если обратиться к статьям и популярным фильмам на английском языке, там нигде нет упоминания о каких-либо плавающих по длительности часах или об обычае переводить с восходом и закатом стрелки часов на "начало".

Часовая магия Sil2

Ни о каких движущихся циферблатах и 16 часах или более в световом дне нет ни одного упоминания.

Итог

Русь - как некий остров, одинокая планета, оторванная от всего остального мира, где счет времени течет своим чередом.

И при всей своей "дикости", примерами которой пронизаны все исторические источники, ведет счет времени неким космическими циклами всемирной гармонии, основанной на понятии круговорота и Пифагоровой музыке сфер!

Для нее как бы существует и высшая математика, и сродни современному временной счет, но все это практически не используется, игнорируется на протяжении веков!

Вдруг совершенно из ниоткуда возникают волшебные часы, примеру которых нет нигде в мире, которые опять же работают веками по всей стране, и с одной стороны, якобы крайне не совершенны, с другой же космически сложны и просто бесконечны глубиною своей образности.

Автор: Sil2, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • +8
  • -1
  • 9 ratings
9 ratingsX
Отлично! Не понравилось
88.9% 11.1%

 
Идея серединного пути Будды ведет к прекращению страдания и освобождению от сансары. Он заключается  в отказе от категоричных утверждений, от крайностей, и в попытке найти истинное решение.