Амазонки – жены славянских воинов

Такая версия видится мне наиболее логичной из всех мной слышанных. Я нашла ее в книге Мавро Орбини «Историография початия имени, славы и разширения народа славянского», изданной на русском языке в 1722 году.

Мавро Орбини об амазонках

Глава этой книги, посвященная амазонкам:

амазонки

Это начало, и мой перевод с русского на русский:

«Об амазонах женского пола, славных воинах славянских.

Ко светлости славы рода Славянского, прилагается храбрость жен сего народа: А более всего Амазон, которые были женами Сарматов Славян. Жилища их были при реке Волге, между Меланхленами и Сербами, которые также были Славянами. Некоторые писатели говорят, что они были женами готов, и вместе с мужьями своими бились в  мужском платье против Аврелиана Цесаря. Но и готы, и сарматы, были всегда от народа Славянского. Когда же предательством побили у них мужей, тогда облеклись они в оружия их, наступили сердцем мужественным на неприятелей, и учинили достойное отмщение за смерть своих супружников. Бывши же храбры в оружии, подвинули рать в Азию, под правительством Марпезии, их Царицы, которая за свои победы должна уравнена быть, или выше почитаться с первыми Воеводами и Кесарями тогдашними. Поскольку прошла с оружием своим победительным даже до горы Кавказа , где некоторое время пребывши, подаде веществотворцем , чтобы назвать Марпезию каменною стремниною этого места. Того ради Амазонки обошли потом всю Асію меньшую, под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Персию, с иными многими областями Асийскими, где утверждающе свое обитание, построили многие грады. Каланчи и крепости крепчайшие. Между прочих превосходительных дел их, построили два града славных, Смирну и Эфес , в честь богини Дианы (то есть Артемиды) которую они в великом почтении имели как богиню защитницу своих охот и ратей. Восставили один славный храм в Эфесе, этот храм причтён был между семи чудес света. Его потом сжёг некто Герострат, желая сотворить вечную память своему имени этим сожжением. Цари же Греческие устрашившиеся силы Амазонской, послали против их Геракла, славнейшего Воеводу тех времён. Потом же пришли Амазонки в помощь Троянцам против Греков, под правительством Пантазилеи, и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра великого. Его же непобедимая сила когда через славу дошла в слухи Калистры , или Минутии, Царицы Амазонской, двинулась она с войском 300 тысяч баб , желая получить семя от сего великого героя. Путешествовала 30 дней, и, пришедши к Александру, пребыла 40 дней в объятиях сего Государя и единоначальника мира. И познав, что уже зачала во чрев, возвратилась опять во свое Царство, которое потом скоро упало, и погасло, вместе с именем Амазонским.

Тамира (в наше время Томирис – прим. мое), Царица Массагетов [и с ними Аланов ] противящуюся брань имела с Киром, Царем Персским, с таким мужеством, что взявши его живого в бою, приказала ему отсечь главу, и потом ввергнуть в сосуд, полный человеческой крови, дабы насытился ей , потому как толікую жажду показал, будучи жив.

Алцида Готская Славянка же, была женщина пресловутая, и изобретательница разбойничества морского , и водительница многих иных баб единомышленных. Некогда бьющихся на едином флоте мужеском, у которых убит был Капитан Генерал, она учинена была правительницею того флота, вместо умершего Капитана. Поскольку мужчины этого флота познали силу и храбрость, и красоту Алцидины.

Во время войны рингона Короля Шведского, с Аралдом, Королем Датским, жены народа Славянского способствовали стране Аралдовой. И не только служили ему за простых солдат, но собравшись в великое число, правили чин капитанский в этом деле. В котором изрядно цвели Тетта и Вишна, женщины Славянские. Первая была вождем великой части войска, Другая же носительницей знамени Генерального всего войска. Его же потом в сражении лишена была вместе с правою рукою, от Старкатера, богатыря и вождя войска Шведского.

Кинана Македонская, также Славянка, и сестра Александра Великого, также другая Марпесиа, водила воинство, билась с неприятелями, и убила своею рукою Карию, Царицу Иллирийскую.

Тевта жена Агрона, Короля Иллирийского, после смерти мужа, владела многое время Далматами, народом воинским , и победители частыми над римлянами. С ними же Тевта имела многие войны, и показала искусство своей храбрости очень мужественно.

Град Фесалоника (ныне Салоники – прим. мое), избавлен был от долгой осады Октавиана Кесаря, через жен, которые вышедши из града ночью, и растрепавши власы, в одежде черной, лучи в руках имущие, зажгли огонь во всех сторонах обоза римского. Строи смешали, и потом подали путь мужьям своим учинить баталию великую, и овладеть шатрами неприятельскими и местом.

Также возвеличили  имя Славянское жены Ардуна, города Далматскаго, которые видя, что мужья, осажденные римлянами, хотели сдать город и покориться под иго римское, первые перебежали к римлянам, аки беглые из города, и потом, поскольку мужья их в сражении изнемогали, и начали советовать о сдачи, они, взявши своих детей, помешали часть в огонь, часть в реку, дабы избавиться им от настоящего порабощения.

Также и жены Дарданские, Иллирийские, когда пришли до крайности, уже сдаться победителем, взяли своих детей, побросали в реку свободных, дабы не быть им невольниками во власти неприятельской.

Они же, Далматские жены, когда не хватило мужьям их стрел и копий, чтобы уязвлять неприятелей, брали своих детей, и ударяли о землю, и убиенных метали в лица неприятелям. Флор,  писатель достоверный, то же приписывает женам Иллирийским, которые также были Славянки

Жестоко, конечно, это все звучит. И не известно, насколько могло быть правдой? Но ведь куда-то исчезли славяне из Европы, когда-то так густо ее населявшие? Как не предположить, что погибли они в многочисленных битвах? Или в какой-то одной, но глобальной. Может, и не так жестоко убивать своих детей, зная, какая участь их ожидает, и зная, что отразить нападение уже нет возможности...

Но вкратце, хотя вначале Мавро Орбине и пишет, что амазонки жили на Волге, и далее распространились в Малую Азию, построив там города (и, между прочим, храм, ставшим Чудом Света, а может, и не один?), далее описывает амазонок, живших также на севере и юге Западной Европы. А если быть еще более точным, по его же определению, что амазонками назывались ВСЕ славянские женщины-воины, то жили амазонки по всей территории, на которой проживали их славянские мужья, родители  и дети, т.е. на территории Сарматии, Скифии, современных Западной Европы и Малой Азии.

Упомянутый здесь Аралд, он же Харальд I Синезубый (930- 986гг.), король Дании и Норвегии, получается, тоже был славянином, иначе чего ради амазонки так за него героически сражались? И Александр Македонский, само собой. Македонский язык до сих пор от русского мало чем отличается. Но не хочется верить, что воевали славяне так жестоко между собой…

И на что я обратила внимание в этом отрывке: ни слова о кочевом народе. Но это как раз и логично. Как кочевой народ может быть высокоорганизованным в военном деле? По моему мнению – никак. Но об этом и без меня много написано. А я приведу примеры описания амазонок в других источниках.

Другие авторы об амазонках

Вот что пишет об амазонках Мишель Бодран ( «Geographie ordine litterarum disposite», 1682г.), уже цитированный мной в серии статей «Тартария – это Скифия».

амазонки

«Амазонки, воинственные женщины, по Геродоту и Страбону, которые жили в Сарматии, на реке Танаис, в Каппадокии на реке Термодонт. Там гора Амазонок, из которой течет река Термодон. После того, как был основан город Эфес в Азии, как сообщается.»

Амазония на карте Фра Мауро:

Амазония
Фрагмент карты Фра Мауро, 1459г. Источник

Если смотреть по масштабу карты Фра Маура, Амазония приходится примерно на середину расстояния между Каспийским морем и Северно-Ледовитым океаном, т.е. примерно местоположение Москвы, а вернее треугольник Сызрань –Казань –Нижний Новгород.  Но, конечно, его карта не точна. Намного о расположении страны амазонок пишет Николаас Виттсен в своей книге «Северная и Восточная Тартария»:

«По всей Георгии городов мало. Королевство Кахети прежде имело несколько городов, но теперь они все разрушены, кроме одного, который тоже называют Кахетии; и я, находясь в Тефлисе, слышал, как говорили, что эти города были большие и красиво построенные, насколько можно об этом судить: как по тому, что не полностью разрушено, так и по самим развалинам. Северные народы гор Кавказа – аланы, сваны, хуны и другие, которые благодаря своей силе и храбрости были прославлены, и, по рассказам многих людей, здесь поблизости находилась и нация амазонок, которые разрушили это маленькое государство Кахети, ибо эта страна амазонок якобы лежит близко от него на севере. Древние и новые описания земли в этом совпадают. Птолемей помещает их страну в Азиатской Сарматии, которую называют теперь Тартарией, к западу от Волги, между этой рекой и горой Хиппикес, – и это надо понимать как северную часть королевства Кахети. Квинт Курций говорит то же, что королевство Талестриса было расположено около реки Фасис. Страбон того же мнения, когда он говорит о военных походах Пампея и Каннидиуса. Мне показали у князя, говорит Шарден, большое женское платье из грубой шерстяной ткани и совершенно особого покроя, про которое говорили, что его носила амазонка, которая была убита во время войн около Кахети. Мы, наверное, скоро сможем получить известия об этих прославленных воинственных героинях, ибо капуцины Тефлиса сказали мне, что весной в их страну приедут две духовные миссии, так как римский престол потребовал, чтобы их туда послали. Амазонок, таких, как прежде, теперь не встречают, однако, верно то, что в этих областях, в особенности среди калмаков и мугал, женщины иногда тоже вместе с мужчинами ходят на войну и носят оружие.»

И как он нелицеприятно прошелся по грекам:

«Когда я объяснил этому молодому принцу, что рассказывается в греческих и римских исторических письменах относительно амазонок, и после того, как мы на эту тему некоторое время поговорили, его мнение такое: должно быть, это народ кочующих скифов, подобный туркменам и арабам, которые поручали правление женщинам, как это делают ахинои, и что эти королевы обслуживались людьми своего рода, которые повсюду следовали за ними. Мы могли легко понять, что они должны были ездить верхом, как мужчины, и что они должны быть вооружены, так как на Востоке все женщины ездят верхом по-мужски, и что некоторые так же хорошо ездят, как они, и что принцессы носят кинжал на боку; но что касается калечения своих грудей и других подробностей, которые рассказывают про амазонок, мы причисляем их к тем же рассказам, которыми лживая Греция имела наглость заполнить свои исторические книги.»

Но сам Витсен, хоть и критикует  греков, тоже вряд ли блещет кристальной правдивостью в своем повествовании. Упомянутая Мишелем Бодраном Каппадокия имеет довольно необычный ландшафт, прорытый подземными городами и пещерными монастырями. Но не знаю, связано это с амазонками или нет.

Каппадокия
Вид крепости Учхисар, выдолбленной в скале (обитаема в византийский и османский периоды) Источник

«Каппадокия - Историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции, употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан»

Города Смирна и Эфес

Далее из "Географической энциклопедии" Мишеля Бодрана о городах Смирна и Эфес:

Амазонки - жены славянских воинов - скифы, Славяне

«Смирна, город Ионии, области Малой Азии по Птолемею, Страбону и Плинию. Первый Наулохос (город Обзор в Болгарии, на берегу Черного моря – прим. мое) сказано, построен Танталом.  Затем Смирна была названа Смирной Амазонок. Родина Стефана и Гомера, где стояла его статуя, как сказал Варрон. Теперь обычно европейцы называют Смирной,  а турки – Измир. По свидетели Софиано и Леунклавия есть еще архиепископство, место поклонения турок, которое три века расположено частично на горе, частично  в долине реки Мелем; большая и безопасная гавань  в Эгейском море, заливе Смирны, где есть большой, известный рынок, древний замок на горе, и двойная цитадель на берегу, в 40 милях на севере от Эфеса.»

Здесь уже не упоминается о том, что Смирна была построена амазонками, только что она была названа городом амазонок. Википедия о Смирне:

«Смирна — древний город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Смирна пережила несколько периодов расцвета и упадка, прежде чем в XV веке была окончательно завоевана и разорена Османами. Развалины Смирны расположены на территории современного турецкого города Измир»

Вполне возможно, что все, что когда-то было построено славянами на территориях вроде бы им исторически не принадлежавших, было впоследствии приписано грекам?

Вот так выглядят современные руины Смирны. Вернее, думаю, отреставрированная часть этих руин:

Смирна
Остатки древней агоры Смирны сегодня. Источник

Амазонки - жены славянских воинов - скифы, Славяне

Перевела как смогла:

«Город Эфес на побережье  Малой Азии, в провинции Иония, по Страбону, Плинию и Птолемею. Архиепископство обильно и включает в себя 26 городских епископов, был основан амазонками. Как говорят, великолепный храм Артемиды в городе был сожжен Геростратом в 385 году, в день, когда родился Александр Великий, для того, чтобы прославить себя этим представлением. По словам Страбона (4-я книга) в прежние времена был наиболее известный и много городских юридических собраний

ныне хранится в Эфесе. Порт удобно расположен на берегу  Эгейского моря в Ионийском заливе, в устье реки Каистр. Но сейчас почти разрушен. Сохранилась небольшая  крепость под властью турок, и много памятников старины. В 431 году там был отмечен третий вселенский собор  под руководством святого Целестина, великого понтифика, против Нестория.  В 25 милях от острова Самос на востоке, в 20-и от Колофона  на юге, в  40 милях от Смирны. Его упоминает Лукан (римский поэт 1 век н.э.) в своей книге, с того времени эфесами или эфесинами  называют народ.»

Город был сильно разрушен землетрясениями, и большая его часть сейчас лежит под грудой земли, но что-то реставрировано из оставшегося на поверхности.

Библиотека Цельсия
Библиотека Цельсия в Эфесе
Эфес
Театр в Эфесе Источник
храм Адриана
Деталь  храма Адриана в Эфесе Источник

Чем-то похоже на змееногую богиню скифов:

Скифская богиня
Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.) Источник

И все что осталось от 5-го чуда света, храма Артемиды (Дианы):

Эфес
Руины храма Артемиды в Эфесе. Источник

Храм Артемиды в Эфесе

И таким он изображен в книге «Эскизы исторической архитектуры: в изображениях различных знаменитых зданий, древностей и чужих народов, из исторических книг, памятных монет, руин, с добавлением  истинных описаний для визуализации», 1725 года издания:

Храм Артемиды
Храм Дианы Эфесской, работа всей Азии за 220 лет, длиной 425 футов шириной 220 футов. Внутри и снаружи насчитывал 127 колонн  60 футов высотой. Медаль, представляющая его портик, показывает руины, и что орден его и был ионическим.

Из описания к этому храму:

«5-е чудо света, храм Дианы в Эфесе,  Ионическом городе в Малой Азии, 425 футов (129м), в длину и 220 футов (66м) в ширину. Он был украшен снаружи и внутри 127 мраморными колоннами высотой 60 футов (18м), из которых 36 с барельефами. Вся Азия работала в этом Храме 220 лет. Были затрачены большие деньги на осушение болотистой местности ради подстраховки от землетрясений. Евстафий отмечает, что никто не знает, кто был основателем. Плиний и Страбон назначают на пост архитектора Черсифрона. Первым упомянул Черсифрона Витрувий. В частности, он отметил, что изобретение установки колонн на основаниях впервые было применено в этом здании. Все, что там использовалось, было сделано из дерева кипариса, кроме балок и дверей, которые были из кедра. Крыльцо также было сделано из кипариса. По словам Плиния, фигура Храма представляла собой прямоугольник, который длину имел вдвое большую, чем ширину. Кроме того, это был орден греческого храма, который не подлежал сомнениям, поскольку греки не менялись в конструкции таких зданий, но только в количестве и расстановке колонн. Монсерьер Спон говорит, что пять или шесть колонн, которые были перевернуты с ног на голову, и которые не были полностью засыпаны, имеют диаметр 7 футов (2,1м). Этот диаметр, взятый 9 раз, в соответствии с порядком Ионического ордена, дает 60 футов, которые Плиний дает высоте этих колонн.

Это правда, что в фрагменте Филона Византийского говорится о лестнице в десять ступеней, которая окружала весь храм вместо основания. И что на медалях по-прежнему отмечена эта лестница. Автор приказал сделать более высокую земляную насыпь с более высокими ступенями из-за болотистой местности. Самые известные статуи этого Храма были изготовлены Праксителем (Древнегреческий скульптор IV века до н. э. –прим. мое), а картины - Трасоном. Геката или Подземная Диана из очень блестящего мрамора, бронзовый Аполлон (который был унесен Марком Антонием, был восстановлен Августом) и, вероятно, статуя Земной Дианы, которую можно увидеть в Версальской Галерее, вместе с некоторыми другими амазонками. Tоролева амазонок Антиопа была основателем этого Храма. Другие, как Гигин, называют с неуверенностью Отриту, еще одну Амазонку»

В наше время считается, что все эти персонажи, включая естественно и Антиопу, были мифическими: 

«В древнегреческой мифологии Антиопа, производная от «против», или «противоборствующий» была амазонкой, дочерью Ареса. И сестрой Меланиппе, Ипполиты, Пентесилеи и, возможно, Оритии, королев амазонок. Возможно, она была женой Тесея и матерью его сына Ипполита, но разные источники утверждают, что это была Ипполита» Источник

Арес — бог войны, входящий в состав 12-и олимпийских богов, тоже, естественно мифический.

Изображения амазонок

Самое известное, наверное:

Версальская Диана
Артемида с ланью, более известная как "Версальская Диана". Источник

Изображения амазонок присутствуют на фризе мавзолея Артемиды в Галикарнасе:

амазонский фриз

Амазонки - жены славянских воинов - скифы, Славяне

Амазонский фриз
Детали Амазонского фриза из Мавзолея в Галикарнасе: сражения между греками и амазонками. Источник

Сохранившиеся фрагменты этого фриза состоят из 11 пластин, высотой -0,9м. В настоящее время они хранятся в Британском музее.

Итак, амазонки воевали с греками, но греки же, получается, строили для амазонок города, и изготавливали их скульптуры. Точно так же, видимо, как они изготавливали для скифов их оружие и украшения. Это ирония, конечно, если кто не понял. Страна на картах с названием «Греция» появилось относительно недавно. В 17-м -18-м веке? Соответственно и понятия «грек», «греческий» – тогда же. Некоторые исследователи говорят, что это не означает, что греков не было до этой даты. Просто назывались они по-другому, например, эллинами. Но зачем тогда употреблять это название для времен, когда оно еще не существовало? Употребление названия «иранский» для народов, населявших территорию, названную «Ираном» только в 1935 году - из той же серии. Об этом было рассказано в статье "Тартария -это Скифия. Часть 7"

Наводят на определенные мысли такие подтасовки все более и более в свете  открывающихся фактов.

В оформлении статьи использована фотография детали амазонского фриза из мавзолея в Галикарнасе: сражения между греками и амазонками. Источник

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
www.copyright.ru