Гиперборея  погибла. Но что стало с людьми, населявшими этот континент? Они тоже погибли или успели спастись? Может быть, сейчас ходят по земле их потомки? Может быть, мы здесь, ныне живущие, как раз и являемся их потомками в энном поколении?

Аполлон Гиперборейский и этрусская тренога

«Древнегреческие» мифы повествуют о том, что общение с жителями Гипербореи происходило в то время, когда материк Евразия был уже густонаселен. И жители Европы поддерживали отношения с жителями Гипербореи. Так Аполлон регулярно летал туда на колеснице, запряженной лебедями. Об этом мы знаем из гимнов «древнегреческого» поэта и музыканта Алкея (620-580гг. до н.э.). 

Отрывок из книги «Алкей и Сафо», 1914г. Источник
Отрывок из книги «Алкей и Сафо», 1914г. Источник

Может, и плохо понятно, о чем тут речь, но если перевести с русского на русский: Аполлон улетел погостить в Гиперборею. Когда дельфийцы по нему соскучились (так как он отсутствовал уже целый год), они встали вокруг треноги (трехногой мачты?), и призвали его вернуться. Он услышал сигнал, посланный ему из Дельф, и приказал своим лебедям перенести его обратно в Дельфы. Он возвращается ровно в середине лета.

Что это была за тренога? Какое-то средство связи? А летающая колесница с лебедями? Если набрать в интернет-поиске «тренога», но находятся в большом количестве этрусские треноги. Считается, что этруски использовали их для поддержки котла или жаровни.

1 Iron tripod,ca. 575–550 B.C. Etruscan 2 Бронзовый штатив, ок. 525–500 до н.э. этрусский 3 Etruscan Tripod Created: Etruria, Vulci. second half of the 6th century bc
1 Iron tripod,ca. 575–550 B.C. Etruscan Источник
2 Бронзовый штатив, ок. 525–500 до н.э. этрусский Источник
3 Etruscan Tripod Created: Etruria, Vulci. second half of the 6th century bc Источник

А также для поддержки  чаши (сосуда) с вином

Тренога для хранения вина. Мюнхенская коллекция антиквариата, 530 г. до н.э. Источник
Тренога для хранения вина. Мюнхенская коллекция антиквариата, 530 г. до н.э. Источник

Все эти треноги (хотя правильнее, конечно, было бы «три  ноги» или «три лапы» по-английски  - Tripod) были найдены в этрусских гробницах. Но на антенны они не похожи. Разве что такая тренога могла быть антенной (к сожалению, не смогла найти ее изображение целиком):

Уникальная бронзовая тренога. Этрусский музей в Тарквинии. Источник
Уникальная бронзовая тренога. Этрусский музей в Тарквинии. Источник

И вот, становясь вокруг такой треноги, дельфийцы устанавливали связь с Гипербореей? Иначе, какое ее предназначение?

Интересное исследование по треногам провела моя соратница по исследованию реальной истории lyanat , о чем рассказано в ее статье "Детство Божественных Близнецов" .

Дельфы и дельфины

Принято считать, что во всех этих легендах и мифах имеется в виду город Дельфы, расположенный на территории Греции. Но Географическая энциклопедия Мишеля Бодрана  (Michaelis Baudrand, Geographia ordine litterarum disposita, 1682г) сообщает нам о двух городах с таким названием:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

Одни Дельфы были в Ахайе (ныне это территория Греции), а вторые  - в Бельгии, как части Голландии и Дельфоландии. В настоящее время этот город называется Дельфт, и находится он в провинции Южная Голландия. Очень красивый, старинный город. Происхождение этих одинаковых названий традиционно разное: Голландские Дельфы произошли от слова «ров», «рыть» (delven), а греческие – от индоевропейского «матка», «лоно», «утроба». И «дельфин» в таком случае – это «новорожденный младенец», а по другой версии - «источник жизни». Но возможно, у такого парного названия городов есть вполне обоснованная причина:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

«КЕЛЬТЫ (Celtae). Очень древние люди индогерманского происхождения, когда-то широко распространенные, с главными местами жительства в Галлии на Британских островах, делятся на кельтов, правильно названных, или галлов, в Бельгии, Британии, Каледонии и Ибернии (ныне Ирландия – прим. мое). Из Галлии они распространились в Испанию (откуда кельтиберы), в северную Италию, на юг Германии, в Иллирию и в Сербию. Оттуда они разрушительно продвинулись до Греции (280 г. до н.э.) до г. Дельфы; большая часть позже еще поселились в Малой Азии (Галатия). См. CELTICA ARCHITETTÜRA, CELTIGA LINGUA и т. Д.» Лексикон Валларди; иллюстрированная универсальная энциклопедия. (Lexicon Vallardi; enciclopedia universale illustrata. Grande dizionario geografico, storico, artictico, letterario, politico, militaire, tecnico, commerciale, industriale, agronomico, ecc, tom 3 CE-D

Т.е. возможно, что кельты не только продвинулись от северных Дельф к южным, но и основали этот город, дав ему то же название? В предыдущей статье я уже писала о том, что было несколько Киммерий и несколько Боспоров. Причем с той же тенденцией: часть на юге, часть на севере. Я забыла там написать о том, что Иберий было тоже несколько: Иберия на Кавказе (ныне Грузия), Иберия на Пиренейском полуострове (ныне Испания), и Иберния  - остров рядом с Великобританией (ныне Ирландия). Названия, связанные с дельфинами, имеют еще более широкий спектр распространения: от Гренландии до  Индийского океана. Из того же источника:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

Дельфиний храм, место в Нарбонской Галлии по Страбону, где в настоящее время находится Сент-Мари. Поселение в устье реки Родан (совр. Рона).

Остров Дельфина, большой африканский остров в Восточном или Индийском океане. Который чаще называют Мадагаскаром.

Дельфин, большая провинция в царстве Франция, или по-другому часть Нарбонской Галлии.

И далее:

  • Delphinatus Alvernia (Дельфинат Альверния), поселение в Галлии, в Альвернии (ныне Овернь)
  • Delphini Portus (порт Дельфины), местность Италии на морском берегу, ныне рыбацкой городок Портофино.
  • Delphorum Portus, Delfishaven (Дельфийский порт), в Бельгии, соединенной с графством Голландия., ниже Роттердама по течению реки Маас.   
  • Delphorum Portus, Delfsche haven (Дельфийский порт), большой порт в западной части Гренландии, со стороны Девисова пролива.

Тельхины

Название «дельфины» перекликается с названием «тельхины». В настоящее время тельхины считаются мифическими божествами  морской пучины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова. Но вот еще в 17-м веке мифическими их не считали. Из той же энциклопедии М.Бодрана:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

Тельхины – народ острова Родос согласно Страбону, пришедший туда с Крита. Они основали там город Ялисум. Об этом сказано в 7-й книге Овидия «Метаморфозы».

Город Ялисум или Ялисей (Елисей), или Элизий, Элисий, Элизиум, что означает «елисейские поля» или «долина прибытия», мир блаженства, где царит вечная весна. Это место ассоциировалось у древних авторов как с загробным миром, так и с Гипербореей. Или, вполне возможно, сначала с Гипербореей, а после ее гибели – с загробным миром? Что, в общем-то, вполне логично. Вот, что пишут древние авторы о Гиперборее:

 «Но для тебя, Менелай, приготовили боги иное:
В конепитательном Аргосе ты не подвергнешься смерти.
Будешь ты послан богами в поля Елисейские, к самым
Крайним пределам земли
, где живёт Радамант русокудрый.
В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.
Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.
Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира
Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить». Гомер (VIII век до н. э.) Одиссея (перевод В. В. Вересаева)

«Против выжженной солнцем части побережья (реки Океан) лежат острова, принадлежавшие, по рассказам, Гесперидам. Плотным (горным) массивом возвышается среди песков гора Атлант. Гора эта неприступна из-за торчащих со всех сторон скал и заостряется по мере приближения к вершине. Вершины горы не видно, она уходит в облака. Говорят, что она не просто касается неба и звезд, но и подпирает их.

Напротив этой горы расположены Острова Блаженных. Здесь сами собой, одни за другими, вырастают плоды, которые и служат пищей населению островов. Эти люди не знают забот и живут лучше, чем жители великолепных городов…». Помпоний Мела (15 — 60 гг. н. э.) «Описательная география»

Это описание похоже на описание горы Меру, данное в Ведах, а также на описание, которое использовал так же и Меркатор для своей карты, изображающей самый северный континент.

«За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа.» (Плиний Старший (23–79гг. н.э.) «Естественная история»)

Т.е. несмотря на явное указание полярного расположения этого континента, его жители не страдают ни от голода, ни от холода, ни от болезней. Но напротив, имеют благополучную, счастливую жизнь. В их распоряжении достаточное разнообразие растительных плодов, избавляющее их от необходимости рыбачить или охотиться, а возможно, и заниматься земледелием:

«I, 15, 72: «О гипербореях рассказывает Гелланик, что они живут выше Рипейских гор и что они учатся справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами;

IV, 26, 172: «Гиперборейские и аримасповские города и Елисейские поля суть обители праведных…». (Христианский богослов и философ Климент Александрийский (150 — 215 г н.э.))

Это реальное описание рая в нашем нынешнем общечеловеческом представлении. И вот что написано об Елисейских полях:

«Елисейские поля — прекрасные поля блаженных в загробном мире на берегу реки Океан, куда по окончании бренной жизни попадают любимые богами герои. На «островах блаженных» царствует вечная весна, здесь нет ни болезней, ни страданий.» Источник

Можно сказать, что Елисейские поля – это и есть Гиперборея. Об упомянутой и в описании Гипербореи, и в описании Елисейских полей реке Океан:

«Океан  — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего, Океан — «предок богов», именно от него «все происходит». Источник

Интересно, что слова «океан» и «дельфин» практически на всех европейских языках пишутся одинаково. В то время, как «море», «озеро», «река», названия других морских животных – у всех по-разному. Считается, что так выглядели тельхины:

 Тельхины Источник
Тельхины Источник

Тритон - из их рода-племени:

Геракл сражается с Тритоном, источник
Геракл сражается с Тритоном, источник

И Сцилла – тоже:

Сцилла. Статуэтка с острова Милос, Vв. до н.э. , Британский Музей, Лондон. Источник
Сцилла. Статуэтка с острова Милос, Vв. до н.э. , Британский Музей, Лондон. Источник

Получается, так и выглядели гиперборейцы? Или, может, после Великого  потопа, когда незатопленными остались только вершины гор, часть людей трансформировалась в морских жителей? И киты и дельфины – это уже их полностью трансформировавшиеся потомки? До сих пор в их скелетах обнаруживаются "руки": "укороченное плечо, локоть, кисть, пальцы, которые и представляют из себя дельфинью, или китовую ласту." Науке не известно точное происхождение китовых, но предположительно они произошли от наземных видов животных:

«Киты, предположительно, произошли от парнокопытных наземных млекопитающих, которые порядка 50 млн. лет назад перешли к полуводному образу жизни.

Существуют разные теории о происхождении китов. Предполагалось, что киты, дельфины и морские свиньи произошли от группы наземных млекопитающих, называющихся Мезонихии. Эти существа были похожи на волков, но имели копыта подобно коровам и оленям.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907)

Может быть, когда вода начала спадать, часть людей-амфибий вышла на сушу и обосновала там свои города, назвав их по старой памяти «Елисейскими полями». Они назвались тельхинами. А другая часть осталась жить  в море и стала называться дельфинами. Но дельфины помнят свою историю и доброжелательно относятся к людям, потому что знают, что были когда-то с ними одной семьей. И возможно, многое могли бы людям рассказать, если бы те понимали их язык. В творчестве этрусков присутствовало много подобных изображений:

Злой Гений Шторма
Злой Гений Шторма

Изображение взято из книги «Этрурия-Кельтика: этрусская литература и изученные древности», (Etruria-celtica : Etruscan literature andantiquities investigated) Уильям Бетам, 1842г.  Из той же книги:

Нерфа, покровительница моряков
Нерфа, покровительница моряков

Напоминает скифскую змееногую богиню:

Скифская богиня Апи на бляшке из кургана Бол. Близница, Фанагория (Тамань) Источник
Скифская богиня Апи на бляшке из кургана Бол. Близница, Фанагория (Тамань) Источник

Нерфа была богиней Луны и Моря. Уильям Бетам отождествляет ее с Минервой. Вот, что он пишет в своей книге:

«В словаре О'Рейли есть следующее определение - Beineid, Minerva или богиня войны ирландцев. О'Рейли позаимствовал это из Глоссария Кормак, где ее называют Бен Нейд, жена Нейда, Бога Войны. В Евгубских таблицах (Eugubian Tables) ее называют Nerfe, то есть Богиня или Святая моря, и святая, заведующая морем. В другой надписи ее зовут Королевой Луны. Греческая и римская Диана взята из эпитета, примененного к этому божеству, Диа. Ана была самой древней божественностью и матерью ирландских богов, согласно Кормаку, и Диа это божество. «Матери богов поклонялись на острове недалеко от Британии (говорит Страбон) так же, как на Самофракии». Нерфа была богиней Луны и моря из-за влияния этой планеты на приливы.»

Тут надо заметить, что если в Средиземном море приливы-отливы практически незаметны, то у западных и северных берегов Европы они достигают приличных размеров. Так у западных берегов Франции вода во время прилива поднимается на 12 метров. У северных островов Нидерландов – на 3 метра. Об этом я писала в статье «Античные порты и затонувшая Атлантида». Вода движется в таких местах с бешеной скоростью, 4 раза в сутки меняя свое направление на противоположное: 1 прилив и 1 отлив каждые 12 часов. Считается, что бесчисленное количество кораблей потерпело крушение в этих местах. Так как береговая навигация является в таких условиях нелегкой задачей. Вот где действительно не помешает помощь богов!  Это я к тому, что богиня приливов более актуальна у северных берегов Европы, чем у южных, хотя она и присутствует в изображениях этрусков. Но вот почему она с хвостами и с крыльями? Из другого источника об этрусских изображениях:

«Химерические формы пронизывают и фигурируют во всех останках, найденных в Этрурии, не только в скульптурах, картинах, вазах и могильных урнах, но и в домашней обстановке их домов, в фибулах, кольцах, скарабеях, амулетах, во всех символах скрытой добродетели, как если бы их фигуры обладали чарами, которые исцеляли каждое зло». Джузеппе Микали «История древних итальянских народов» том II. 112 (Storia degli antichi popoli italiani di Giuseppe Micali)

Крылатые создания

Но надо заметить, что не только изображений людей и животных амфибий много в наследии этрусков, но также и изображений крылатых людей и животных. Например, на треноге из мюнхенской коллекции, представленной выше, изображены крылатая лошадь или пегас и крылатый сфинкс (правда, еще и химера  - огнедышащее чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи):

Фрагмент этрусской треноги из мюнхенской коллекции антиквариата. Источник
Фрагменты этрусской треноги из мюнхенской коллекции антиквариата. Источник

Опять же вопрос остаётся открытым: это аллегория или реально существовали крылатые люди и звери?

Двойные названия Европы и Кавказа

О том, что люди раньше много перемещались (на собственных ли крыльях, летательных аппаратах или других средствах передвижения) говорят многочисленные одинаковые названия. Что в принципе было бы нереально в условиях замкнутой обособленности. Логично предположить, что после Потопа выжившие сосредоточились на возвышенностях, в частности, в горах. А оттуда расселялись, по мере схода воды на все более низменные участки, перенося вместе с собой свои любимые названия. Так и появились одинаковые названия на Кавказе и в Европе? К слову, название местности, в которой расположены южные Дельфы, Ахайя присутствовало также и на Кавказе. Так назывались народы, проживающие в обоих местах:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

Ахайи, народ Греции, которую называют ахивами, в общем, больше всего среди поэтов, согласно Ливию.

Ахайи, народ Сарматии Азиатской, согласно Страбону, проживающими между горами Кавказа на севере и побережьем Черного моря, или поселенцы Кавказа, по свидетельству  Птолемея и Плиния, которые позже были названы зихами.

Мы уже не раз сталкивались с переименованием народов по несколько раз, так что в итоге ни за что не догадаешься, каков был первоначальный вариант. Так и в случае с кавказскими ахайями, которые были переименованы в зихов. А затем в чиркасов, и еще позже  - в черкесов. Их страну, соответственно из Зихии, части Скифии, переименовали в  Чиркассию, затем в Черкессию:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

И была еще Зихна – город в Македонии. Но кто сейчас вспомнит о том, что Черкесия когда-то называлась Ахайей, точно также как называлась и Греция? Кроме Ахайи,  раздвоение на Кавказ и Европу постигло Албанию и Иберию, о чем я уже писала выше. Кавказскую Иберию затем переименовали в Грузию. А кавказских иберов  - в грузин.  Или это был уже совсем другой народ? Кавказская Албания стала Дагестаном. Но Албаний было еще больше, чем Иберий: Колония Албания - поселение в Северной Америке; Албания – провинция в Северной Шотландии; а также вся Шотландия когда-то называлась Албанией; Албания – река в Италии; Албанополис – город в Македонии; Албаны –город в Армении (в 17-м веке уже был разрушен); Албаны –город в Римской Кампании (окрестности Рима), там же  -озеро и гора с таким же названием. Албаны – гора в Паннонии и река в Кавказской Албании. Конечно, легче было все это переименовать, чем объяснить, почему так получилось. В частности, почему местные (коренные?) жители не могут расшифровать эти старые названия, не знают, что они означают. Мне как не лингвисту, смешно смотреть, например, как профессиональные лингвисты пытаются расшифровать все эти одинаковые названия в разных частях света с помощью современного языка тех, кто проживает в этих местах сейчас. 

Обратили внимание на латинское написание слова «Греция»? Graecia по-русски вполне читается как «Грация». Случайное совпадение? Или Греция вовсе не была страной, а неким культурным центром, сосредоточением поэтов, философов, ученых?  Что-то типа Академгородка древности. И греки тогда не национальность, а обозначение принадлежности, по аналогии «заслуженный артист» или «доктор наук». И жреки/жрецы  -сюда же.

Аримаспы,  грифоны и исседоны

Вспомним далее об аримаспах, упомянутых выше в связи с Гипербореей и Елисейскими полями. Вот что пишет об аримаспах «отец истории» Геродот:

«CXVI. Он уверен, что на севере Европы есть огромное количество золота; но как это получается, я не в состоянии сказать с уверенностью. Утверждается действительно, что аримаспы - люди, у которых есть только один глаз, отбирают это золото у грифонов. Но я никогда не смогу убедить себя, что есть люди, которые, имея только один глаз, наслаждаются во всех других отношениях природой и качествами других людей. Таким образом, многим кажется неоспоримым, что эти крайние части мира содержат в себе вещи как самые красивые, так и самые редкие.

XIII. Есть еще один отчет, который получил доверие как у греков, так и у варваров. Поэт Аристей, уроженец Проконна и сын Каустробия, рассказывает, что под влиянием Аполлона он пришел к Исседонам, что за этим народом он нашел Аримаспов, нацию, у которой только один глаз; дальше были грифоны, хранители золота; и, кроме того, гиперборейцы, которые владеют всей землей вдоль моря. И что все эти народы, кроме гиперборейцев, постоянно ведут войну со своими соседями. Из этих военных действий аримаспы были первыми зачинщиками, поскольку они изгнали исседонов, которые сделали то же самое со скифами: скифы вынудили киммерийцев, которые овладели страной к югу, покинуть свою родину. Таким образом, получается, что повествование об Аристее также отличается от повествования скифов.

XXVII. Исседоны сами утверждают, что за пределами их страны обитает раса людей, у которых есть только один глаз, и грифоны, которые являются хранителями золота. Такова информация, которую скифы получают от исседонов, а мы - от скифов; на скифском языке их называют аримаспами, от «арима», скифское слово для «один» и «spu», глаз.» Геродот, в переводе на английский William Beloe, 1828г.

Подводя итог вышесказанному: Весь северный берег Евразии в ту пору считался Гиперборейским. Но это даже логично, учитывая, что «Гиперборея» и означает «Крайний Север». Буфером между гиперборейцами и остальными народами служили грифоны. Или может, по-другому, некий труднопреодолимый барьер? Запретная зона: «Сюда нельзя!» Кстати, как раз на линии Полярного круга на карте Урбано Монте изображены грифоны:

Фрагмент планисферы Урбано Монте, 1587г.
Фрагмент планисферы Урбано Монте, 1587г.

Правда, на территории Канады. Но на более ранних картах (например, на карте Йоханнеса Рюйша, 1507г.), вместо Америки в этом месте рисовали продолжение Евразии, и возможно, поэтому Урбано Монте изобразил там грифонов? О том, чье именно золото охраняли грифоны, Геродот не сообщает. Я вспомнила интересное упоминание о золоте, данное в книге  Адама Бранда, секретаря русского посольства из Москвы в Пекин. О путешествии этого посольства я писала в статье «Путешествие из Москвы в Пекин в 17-м веке».  Вот выдержка оттуда:

«На границах Сибири у реки Енисей есть рудник, который производит Висмут, напоминающий по цвету и весу золотой висмут, но он настолько взрывоопасен, что превращается в дым, как только его пытаются зажечь. Возможно, этот висмут относится к золоту так же, как некий висмут в Германии относится к серебру, имеет тот же цвет и вес и найден в Саксонских серебряных рудниках.

Висмут – металл серебристо-белого цвета с розоватым оттенком, основной, наиболее мощный в природе диамагнетик, т.е. он отталкивается от обоих полюсов магнита и  способен левитироватьDiamagnetic levitation- Science experiment »

Является ли золото, упомянутое Геродотом этим самым висмутом, или там речь идет о настоящем золоте? Учитывая, что золото скифов, а вернее, изделия из него известны по всему миру.  И до сих пор вызывают восхищение своей красотой и сложностью исполнения. Интересно, что бились за золото с грифонами аримаспы, а владели золотом в больших количествах (отвоеванных у грифонов?) скифы. Древние писатели никак не объясняют это недоразумение. Не только золото, но и взрывоопасное вещество, к тому же способное левитировать, думаю, тоже может представлять ценность для тех, кто, например, сможет изготовить их него оружие или летательные аппараты? Грифоны, возможно, как раз и являются аллегорией летательных аппаратов? Например:

«Полёт Александра» на стене собора во Владимире. Источник
«Полёт Александра» на стене собора во Владимире. Источник

Или так:

Фрагмент скульптуры императора Траяна, 2 век н.е., археологический музей Антальи. Источник
Фрагмент скульптуры императора Траяна, 2 век н.е., археологический музей Антальи. Источник

Или так:

Тартесская бронза, Археологический музей Севильи, 6 век до н.э. Источник
Тартесская бронза, Археологический музей Севильи, 6 век до н.э. Источник

Все тот же принцип: две птицы или два животных с крыльями переносят по воздуху человека. Или возносят его к солнцу? Вот на таком примерно летательном аппарате Аполлон летал в Гиперборею:

Краснофигурная гидрия с Аполлоном на дельфийской треноге, Григорианский музей этрусского искусства, Ватикан, 6-5 век до н.э. Источник
Краснофигурная гидрия с Аполлоном на дельфийской треноге, Григорианский музей этрусского искусства, Ватикан, 6-5 век до н.э. Источник

Тут и тренога, возможно, уже в качестве летательного аппарата, в купе с крыльями?

Упомянутые в Истории Геродота исседоны также были в двойном экземпляре. Каждый из народа исседонов имел свой город с таким же названием:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

Исседон Скифский , большой город Скифии Внешнего Имаума по Птолемею, ныне, вероятно, это город Каракоран, в области Сисиана, Великой Тартарии, на карте Абу-ль-Фида.

 Т.е, возможно, это где-то в районе захоронения тартарских императоров на Алтае:

Фрагмент карта Даниэля Келлера 1595г.
Фрагмент карта Даниэля Келлера 1595г.

Исседон Серики, по Птолемею, Есседон согласно Стефано, город в регионе Серика, ныне Сухур или Синхун, город царства Тангут в Великой Тартарии, по словам Кастальдо.

Т.е. и первые, и вторые исседоны, соседи аримаспов, жили ближе к Востоку. Серика возможно была Тангутом  (тем знаменитым, которым правил поп Иван? О чем я писала в статье «Неизвестная Тартария. Часть 2») М. Бодран располагает аримаспов совсем в другой стороне:

Где живут долго и счастливо i_mar_a

«Аримаспы, был народ Сарматии Европейской, по Плинию, проживавший между агафирсами на севере, роксоланами на юге, возможно, где сейчас провинция Ингрия (позже переименованная в Ингерманландию – прим. мое), княжества Новгородское и Плесковия в Московии, по словам  Бриетио, более всех Плиния и Солина.  Которые описывают их только с одним глазом на лице, впрочем, это вопрос веры в свои собственные слова.»

Ингрия, это там, где был «построен» Санкт-Петербург. Ариму Бодран тоже упоминает, но не как скифское слово «один», а как город в Японии:

«Арима, небольшой город Азии, на литоральном берегу Японии, в той части, которая называется Хамо.»

Очередное случайное совпадение названий? Или в то время Япония была территорией Скифии? Существует несколько сохранившихся изображений аримаспов. По каким признакам определили, что это именно аримасры? Возможно, по их связи с грифонами. Но на изображениях они выглядят не циклопами, а вполне обычными людьми:

Аримаспы и грифоны, Лувр, Париж, 400-300г. до н.э. Источник
Аримаспы и грифоны, Лувр, Париж, 400-300г. до н.э. Источник

Описание: «Воины-аримаспы сражаются со своими кровными врагами грифонами. Соплеменники носят скифскую одежду и серповидные скифские щиты.»  Кстати, насчет серповидного щита (или щита в форме полумесяца – растущей луны). По-английски  «scythe» как раз и означает: коса, косить, косить косой. Не в память ли о скифах они назвали так этот инструмент? Тем более что «скифская колесница» и «колесница с косами» звучит по-английски практически одинаково: Scythian - Scythed chariot. Так же тартаром они назвали  вспыльчивого человека; человека дикого нрава, противника, который не по зубам.

Калаф (головной убор жрицы) из кургана Бол.Близница, Фанагория (Тамань), Битва аримаспов с грифонами. Золото, чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь. Боспоское царство, 4 век до н.э. Эрмитаж. Источник
Калаф (головной убор жрицы) из кургана Бол. Близница, Фанагория (Тамань), Битва аримаспов с грифонами. Золото, чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь. Боспоское царство, 4 век до н.э. Эрмитаж. Источник

И есть еще вот такое изображение аримаспа, с двумя глазами и двумя крыльями в придачу:

Акротерий с изображением аримаспа, укрощающего двух грифонов, III в. до н.э., Эрмитаж
Акротерий с изображением аримаспа, укрощающего двух грифонов, III в. до н.э., Эрмитаж Источник

Чем-то напоминает скифскую богиню Апи и этрусскую богиню Нерфу. Только вместо двух якорей два бескрылых грифона  в руках.

Бореады, крылатые жители Гипербореи

Крылатыми раньше изображали и жителей Гипербореи. Их называли бореадами. Бореады – братья ветра в греческой мифологии.

«Бореады — персонажи греческих мифов и легенд: Зет и Калаид, сыновья Борея и Орифии; представлялись с крыльями на ногах и голове, и черно-синими волосами. Согласно Овидию, в юности у них выросли крылья. По Дуриду и Фанодику, они прибыли из страны гипербореев» Источник

«Из-за того, что они были сыновьями северного ветра, они были сверхъестественно одаренными по-разному (в зависимости от изменений в истории при передачи из поколения в поколение), либо такими же быстрыми, как ветер, либо способными летать, имея крылья на ногах или на спинеИсточник

Т.е. тут речь идет всего о двух братьях. Но вот что пишет о бореадах американский антрополог и писатель Эванс-Вентц Уолтер в своей книге «Сказочная вера в кельтских странах» (The fairy-faith in Celtic countries, 1911г.), ссылаясь на британского священника и писателя  Гальфрида Монмутского (лат. Galfridus Monemutensis, ок. 1095 — ок.1155гг.) и на сэра Джона Риса (Sir John Rhys 1840-1915гг.), кельтского профессора Оксфордского университета (кстати, имя которого можно вполне прочитать как Иван Рус).

 «По словам Джеффри из Монмута, Мерлин построил Стоунхендж, волшебным образом перенеся из Ирландии «Хор гигантов», по-видимому, древний ирландский круг камней. Рациональным объяснением этого мифа является то, что камни Стоунхенджа, не принадлежат к местным породам Южной Англии, как хорошо знают геологи, и, вероятно, были перевезены из какой-то отдаленной части Британии и установлены на равнине Солсбери из-за некоторых магических свойств, которыми они, вероятно, обладали. Возможно, «камни рассматривались как божественные или как места божественной силы». И далее (тем самым признавая священную цель группы), сэр Джон Рис не видит возражений против отождествления Стоунхенджа со знаменитым храмом Аполлона на острове гиперборейцев, упомянутых в журнале путешествий Пифея. Согласно интерпретации этого журнала сэром Джоном Рисом, царями города, в котором находился храм, и надзирателями последнего были бореады, которые приняли правительство в преемственность, в соответствии с их племенами. Горожане отдавались музыке, играли на арфе и пели в честь бога Солнца, который каждый девятнадцатый год появлялся во время весеннего равноденствия и продолжал напевать и танцевать в небе до восхода Плеяд.»

Считается, что Пифей на самом деле плавал вокруг Британии, ошибочно полагая, что это и есть Гиперборея:

«Пифей около 325 года до н. э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы. Книга Пифея «Об океане» с описанием его путешествия до наших дней не дошла, однако на неё ссылаются Страбон, Плиний Старший, Полибий и другие античные авторы, зачастую чтобы опровергнуть его данные. Античные историки называли его лжецом и фантазёром.

Пифей плавал вокруг Британии, а также вдоль побережья Балтийского моря, на котором добывали янтарь. Британию он описал как треугольный остров и посчитал размеры его сторон (преувеличив их, но пропорции были верны). Он был первым греком, описавшим полярный день, полярное сияние и вечные льды. Споры вокруг острова Туле, находящегося за полярным кругом (по описанию Пифея, полярный день там длится целый месяц), не утихали много веков.» Источник

Сам сэр Джон Рис в своей книге «Лекции о происхождении и росте религии на примере кельтского языческого мира» (Lectures on the origin and growth of religion as illustrated by Celtic heathendom, 1888г.)утверждает, что под Мерлином имелся  в виду, скорее всего, кельтский Зевс, а под бореадами –кельтские барды. Ну а  храм, увиденный Пифеем на острове гипербореев, это, конечно же, Стоунхендж:

«Какой тип храма мог бы быть более подходящим для основного бога света и сияющих небес, чем просторное открытое ограждение круглой формы, такое как Стоунхендж? Также я не вижу никаких возражений против старой идеи о том, что Стоунхендж был оригиналом знаменитого храма Аполлона на острове Гиперборейцев, рассказы о котором в первую очередь основывались, вероятно, на дневнике путешествий Пифея. Несмотря на введенный сказочный элемент, нельзя не видеть, что северный остров, который был таким же большим, как Сицилия и расположен напротив устья могучей реки, должен был быть Британией. Нам говорят, что жители были очень преданы поклонению Аполлону, откуда можно было сделать вывод, что его мать Латона была уроженкой острова: там был великолепный храм для ее сына и круглая святыня, стены которой были украшены обету приношений.

Чтобы истолковать это в связи со Стоунхенджем, мы не обязаны делать упор на догадку, которая признала в бореадах кельтских бардов; и нам остается только заменить Аполлона природной божественностью света. Никто не подошел бы лучше для этой роли, чем кельтский Зевс. Возможно, это не было случайностью, что его храм был без крыши: вероятно, считалось целесообразным, чтобы он принимал безудержные лучи присутствия бога и стоял, как буквально сказал бы римлянин, под Юпитером.»

Т.е. тут говорится о том, что бореады – это уже не два брата, а все кельтские барды. Так изображались бореады этрусками:

Бореады, преследующие гарпий. Роспись на дне чернофигурного килика. Сер. 6 в. до н. э, Национальный этрусский музей, Рим. Источник
Бореады, преследующие гарпий. Роспись на дне чернофигурного килика. Сер. 6 в. до н. э, Национальный этрусский музей, Рим. Источник

Здесь бореады изображены с крыльями на пятках, гарпии и сфинкс – с крыльями на спине. Но встречаются также и изображения бореадов с крыльями на спине: 

Финес, король Фракии, спасенный от гарпий с помощью бореадов Кале и Зите в ходе их путешествия с Ясоном и аргонавтами. Медная гравюра, 1731г. Бернард Пикарт Источник
Финес, король Фракии, спасенный от гарпий с помощью бореадов Кале и Зите в ходе их путешествия с Ясоном и аргонавтами. Медная гравюра, 1731г. Бернард Пикарт Источник

Так же впоследствии стали изображать архангелов. Кстати, их основных тоже было 8, как и направлений ветров, и секторов колеса года, и спиц в колесе сансары:

«Архангел ( «главный, старший» + «вестник, посланец, ангел») — в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил (Послание Иуды:9), но, согласно традициям Церкви, архангелов восемь.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле. Известны также: Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.» Источник

Собор архангела Михаила (русская икона, XIX век)
Собор архангела Михаила (русская икона, XIX век)

Тут таки одного не хватает, по-моему, последнего - Иеремииля. Но вместе с Иисусом все равно получается 8. Серафимы и херувимы тоже были крылатыми. И феи. Было ли изображение крыльев у людей и животных фантазией, олицетворением образа прекрасного, возвышенного, летящего ввысь, к небу, парящего легко и свободно? Или это была память о том времени, когда это прекрасное и возвышенное было не мечтой, а житейскими буднями?

В оформлении статьи использовано изображение тондо на фронтоне гробницы F43 в Камейросе (Родос), Афродита на лебеде, ок. 460г. до н.э.  Источник

Автор: i_mar_a, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
i_mar_a
У меня высшее художественно-техническое образование и кроме архитектуры интересуюсь историей и археологией.