В какой-то момент истории слово "Хохол" стало обзыванием, да еще и применимым только к жителям Украины, хотя знаменитый казацкий чуб или оселедец - это важная часть древней традиции, не имеющей определенной "прописки", а существовавшей практически повсеместно. Википедия приводит версию о том, что: «В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».

Там же говорится, что впервые слово «хохол» как прозвище малороссов было официально письменно засвидетельствовано в «Триязычном лексиконе» Фёдора Поликарповича Поликарпова-Орлова в 1704 г.

Но сама история такого «чуба» уходит вглубь столетий. И даже странно, что историки не обращают внимание на эту, казалось бы, странную прическу. Весьма символическую и имеющую множество форм. Я, например, отметил для себя, что сия стрижка наблюдается даже в древнегреческих мифах... Но обо всем по порядку.

Обзор вариантов

В нашем веке вновь стала модной подобная стрижка:

стрижка стрижка стрижка стрижка

Да и вообще «поставить чубчик» парни любят, даже и без выбривания висков:

чуб чуб

Это не есть какое-то новшество. Просто актуализация старинной традиции, которую вновь ввел в тренд знаменитый сериал «Викинги», явив миру шикарный стиль мужских причесок:

Викинги. Прическа Викинги. Прическа Викинги. Прическа

Сейчас это так и называют – «скандинавский стиль».

Еще раньше мы видели эту прическу в фильме «Аватар», который просто набит всевозможными фольклорными символами:

Аватар. Прическа Аватар. Прическа Аватар. Прическа

Причем в «Аватаре», хоть и нет прямого объяснения, но четко подчеркивается, в какой именно момент жизни мужчина изменяет свою обычную прическу на такую «викингскую».

Посмотрим, что нам еще даст Википедия по чубам:

«Чуб – прядь мужских волос, вихор. В русском языке это слово может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей. У польско-литовской шляхты XVI-XVII вв. чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий чуб называют также: оселедец, чупрун, чуприна, хохол, левержет. Подобная причёска (айдар) издревле была принята у половцев, хазар, печенегов и других кочевников Великой степи»

«Айда́р — традиционная мужская причёска кочевых народов Великой евразийской степи (напр., казахов): волосы на головы выстригались и оставлялся лишь один большой клок волос в виде чуба, обычно на темени или затылке. Зачастую он заплетался для удобства в косичку, но мог и не заплетаться….

… В случае гуннов волосы подстригались только спереди, а у болгар и венгров на бритой голове оставлялся длинный пучок волос…. Гуннская причёска была также у авар… Бритье или стрижка головы у болгар не исключали и тогда наличия у них оставленного на макушке пучка длинных волос, удержавшегося затем долго не только в прическе населения нижнего Поднепровья, но и Северного Кавказа. По запискам Рубрука, такую косу, как у венгров, болгар, хазар носили и «татары» Дешты-Кипчак (кипчаки, половцы).

В тюркской (казахской) традиции, от айдара взрослых (женатых) мужчин отличают кекил, который представляет собой чёлку спереди, носимую молодыми людьми до вступления в брак. При наборе добровольцев на опасные набеги молодого бездетного воина с кекилом не брали, чтобы в случае смерти не пресекся его род»

Отмечу, что слово «кекил» очень сильно напоминает наш «хохол» (ну, и куколь заодно; сравните также с «cock, coq, kokkr» - и «петух», и «пенис», а в средние века так называли еще и бойких подмастерьев - это тоже важно, в конце поймете почему)

Об «Айдаре» В. Даль пишет следующее: «Айдар м. казач. ардар ниж.-мак. круглая казачья стрижка, под верхо́вку, под-чуб, кругло обрубом, не в скобку. Нестриженая маковка, вопреки обычаю, в ниж. губ. по Волге»

Макс Фасмер добавляет: «круглая казачья стрижка, поволжск. (Даль); также арда́р – то же, нижегор. Скорее всего, из казах. aidar "небритый клок волос на маковке; коса". У калмыков altyn aidar "золотая коса", какую носят молодые черти в казахских сказках»

Чем-то подобным являлся и китайский Бянь-фа: «辮髪 — «косички» — традиционная мужская причёска кочевых народов Великой евразийской степи, в XIX столетии в странах Запада и России ошибочно принимаемая за китайскую традицию. Представляла собой чуб или косичку, которая заплеталась на затылке, макушке или висках. Известна причёска маньчжуров, которые заплетали косу из трех пучков на затылке, оголяя лоб и виски. Их предшественники — кидани, носили такую же причёску на макушке. Среди знатных средневековых монголов (как мужчин, так и женщин) были распространены причёски с двумя косами, которые заплетались на висках за ушами… Китайцы, которые протестовали против маньчжурского режима во времена Тайпинского восстания в 1856—1864 годы, подчёркнуто носили длинные волосы»

Бянь-фа

Подобную прическу носили и греческие «куреты», в связи с чем Страбон пытался подвести этимологию этого этнонима к греческому слову «прическа». Еврипид в «Вакханках» писал о рождении Зевса, вокруг которого прыгали в военной пляске куреты:

«Крита юдоль святая,
Мрачный приют куретов,
Зрел ты рожденье Зевса
С гребнем тройным на шлеме…»

Итак, мы видим, что существовали десятки вариантов одного и того же символа – выделенная прядь волос на голове, которую носили мужчины (у женщин тоже была своя версия, но в данной статье я говорю именно о мужской моде). Причем, это либо воинская традиция, либо предвоинская, как в случае с кекилом. И на самом деле, это, по-моему, не имеет значения, поскольку связано не столько с воинской традицией, сколько с возрастной.

Толкование природное

Для начала посмотрим два одинаковых слова в толковом словаре Даля:

«ХОХО́Л м. хохоло́к, хохоло́чек, хо́хлик, хохли́ща – чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове; взбитые вверх волосы надо лбом, прическа хохлом; клок долгих волос на темени, малорос. оселедец»

«ХО́ХОЛЬ м. вологодск. Ха́халь – любовник, дружок»

Чтобы понять это отправимся к братьям нашим меньшим и большим.

Самые яркие представители фауны, носящие подобную «прическу» и вошедшие в фольклор и геральдику,- это Петухи, Лошади, Львы. У первых есть Гребень, у вторых и третьих – Грива. Слова, как мы понимаем, однокоренные.

Петушиный гребень – показатель здоровья самца. Чем он больше и краснее, тем самец более мужественен. Это было доказано в ходе эксперимента с каплунами – кастрированными петухами, у которых гребешок развит весьма слабо.

Петух, гребень
Петух
Каплун, гребень
Каплун

Отличается на вкус даже их мясо: у каплунов оно нежное. Всё дело в тестостероне. Нет семенников – мало тестостерона. Мало тестостерона – маленький гребешок.  То есть тут идет биологический аналог средневекового афоризма «что вверху – то и внизу». А без главного мужского гормона, мужчина уже не тот в своих стремлениях.

Тот же принцип и с гривой коней. По ней и хвосту определяют состояние здоровья животного.

И конечно же Его Величество Лев!  Вот вам выписка из Вики: «Начинает развиваться грива примерно у полугодовалых животных и с возрастом становится больше, гуще и пышнее. Грива становится вполне развитой к трём годам, достигая наибольшего своего развития и пышности у старых львов….  Грива визуально увеличивает льва в размерах, а также помогает запугивать других самцов и привлекать самок. В прайдах, где конкурируют два или три самца, самки отдают предпочтение львам с наиболее пышной и тёмной гривой… Наличие или отсутствие гривы, её цвет и размер связаны с генетическими предпосылками, половой зрелостью, климатом и выработкой тестостерона. На основании исследования, проведённого в Танзании, было высказано предположение, что длина гривы может служить отличием силы самца в поединках с другими львами. Особи с тёмной гривой обладают большей репродуктивной способностьюРост гривы напрямую связан с выделением гормона тестостерона — по этой причине кастрированные львы либо имеют лишь небольшую гриву, либо не имеют её вовсе»

Вот, собственно, и всё, что надо знать для понимания моды да человеческие прически а-ля «грива» или «гребень», или просто торчащий или длинный чуб.

Это показатель половой зрелости, способности делать детей и складывающегося "мужского" характера.

Декоративные виды хохлов

Что еще хотелось сказать. Думаете, в античности не было «чубов»? Были! Гляньте на классический античный шлем с султаном в навершии:

Античный шлем Античный шлем Античный шлем Античный шлем

А вот так его изображали греки:

Античный шлем Античный шлем

Украшался он зачастую как раз конским волосом:

«…И щит захватил, и огромный, и крепкий;
Шлем на могучую голову ярко блестящий надвинул
С гривою конскою; гребень ужасный над ним волновался…»
(Гомер. Илиада. 3:335-337)

И сдается мне, что и американские индейцы, используя в своих головных уборах перья орла, исходят из этой же традиции «чубов».

А вот еще интересное античное изображение воина:

Ваза

А! Каково?!! Вот уж скажите мне после такого, что Чуб или Гребень – это не символ, а «просто украшение». Нет уж, это знак! На следующем изображении точь-в-точь такой же, но уже не принадлежащий человеческой фигуре:

Ваза

Возвращаясь к сравнению с петухами, стоит вспомнить, что в славянской традиции петух – это, прежде всего, защитник. Маленький мальчик не способен защитить свою семью, но, взрослея, он набирается сил и отваги, благодаря фонтанирующему в нем тестостерону. Оттого и слился образ половой зрелости и воина воедино в этом гребне. Ведь на воину шла молодежь, как и вообще на любую авантюру, куда толкает ее сама природа.

Глубже в миф

И вот еще на что напомнила мне вся эта история. Среди архетипов Зевс - это сын, ставший отцом. По греческим мифам, Зевс имел множество детей и любовных связей. Но один ребенок родился не от связи с женщиной, а просто изнутри Бога-Отца. Причем, судя по всему, это был первый ребенок Зевса вообще, появившийся на свет еще до его любовных похождений.

Конечно же, речь идет об Афине, которая, внимание! – ВЫШЛА ИЗ ГОЛОВЫ ЗЕВСА в полном боевом облачении.

Афина
Афина выходит из головы Зевса

Из Головы, Карл, из ГОЛОВЫ!!!

Поэтому внимательно посмотрите еще раз на предпоследнее изображения выше, где из головы человека и "существа" выходит нечто (только тс-ссс, никому не говорите, но вообще-то это орнамент Великой богини, которую Рыбаков назвал "роженицей",  другие именуют Макошью, но об этом как-нибудь в другой раз расскажу).

В Афине соединилось много образов, но здесь я хочу выделить одни из самых главных ее ролей: она – богиня мудрости и ремесел, прежде всего. То есть это то, что делает из простого невежды умелого человека. Кстати говоря, греческое слово «σοφίᾱ» , которое нам переводят как «мудрость», на деле больше означает именно мастерство, умение, обладание знанием. Именно через это достигается бытовая и жизненная мудрость. Именно это отличает мальчика от мужчины, и именно обретя «Афину», Зевс стал не просто Кронидом – сыном Крона, а именно Богом-отцом.

В связи с чем могу предложить нестандартную этимологию «Афины (Ἀθηνᾶ)» (кто бы запретил, ведь до сих пор никто толком и не расшифровал ее имя): с одной стороны в ней видится слово «Отец», которое вовсе не означает конкретно «главного мужика в доме», а больше относится к образу смены поколений в роду, передаче традиций (видно из санскрита, где Атта-Тата – это и Отец, и Мать, и Сын).

А с другой стороны стоит вспомнить, что Афина почти всегда изображается как раз в аттическом (или коринфском) шлеме с высоким гребнем. Со временем это украшение стало тем, что называют французским словом «Плюмаж» (plumage — «оперение»), который используется не только для украшения дамских шляпок, но и военных головных уборов (собственно, те же индейские перья):

Плюмаж

В старом английском языке слово «Fine» обозначало «украшенный, показной, видный». На латыни «penna» - это «перо, крыло», от которого пошло нынешнее «pen» - «перо» (писчее, теперь уже ручка шариковая), и «fin» - плавник (рыбий «гребень», вспоминается название чуба «оселедец», то есть «сельдь»).

Мне показалось сходство этого корня с «Афиной» вполне интересным в разрезе данной темы.

Афина – покровительница героизма, здоровья, умений, разума… - качества, которыми должен обладать молодой человек, созревший (ключевое слово) для создания семьи и несения пользы своему отечеству.  Такая «спелость» (биологическая и социальная – те же «зачать ребенка, построить дом, посадить дерево» - последнее Афина и делает в споре с Посейдоном за город Афины) и выражалась в символе конской гривы, птичьего пера, вылезающего из головы в виде чуба или айдара еще недавнего «юнца» (опять же Афина - дева, еще не тронутая, что символизирует вполне определенный переходный возраст), а ныне «мужа». Символ, известный по всей территории Великой степи, от Китая до Средиземноморья, названной картографами словом «»…

// При оформлении статьи была использована промо-иллюстрация видео-игры "Казаки 3" (GSC Game World)

Автор: peremyshlin, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +0
  • -0
  • 0 ratings
0 ratingsX
Отлично!Плохо!
0%0%

 
peremyshlin
Увлекаюсь фольклором и Словом. Всё в мире есть символы, и духовный путь человека - познавать их, а не поклоняться им...