Обряд. Часть 2 (18+)

"... Однажды, когда он бил в бубен, низошли духи и разрубили его на части, отрубив в том числе и руки. Семь дней и семь ночей он лежал без сознания на земле. В это время его душа пребывала в Небесах, прогуливалась с Духом Грома и была с визитом у бога Миккулая..."

Это описание посвящения одного юрако-самоедского шамана, приведенное в книге Мирчи Элиаде "Архаические техники экстаза"... книге, которая много лет назад изменила мое представление о мифологии.

В предыдущей части, я обозначил три этапа Праздника - социального действия, сопутствующего Обряду, из которого выросла и известная нам мифология, и религиозные календарные праздники, и не непонятная нам ныне обрядность, а также то, что культурологи сочли за "моление природе", "моление предкам", "моление роду". Для ясности восприятия я решил показать этот Праздник на примере хорошо знакомого всем календарного периода Масленица-Великий пост-Пасха. Мы уже разобрали гулянья и костры, как атрибуты первого этапа Обряда - Призыва. Теперь пришло время для чучел!

Здесь, разумеется, начертаю оберег от умников: всё нижесказанное - личное мнение автора, и если оно не соответствует вашим великим знаниям, почерпнутым где-то в интернете, то не распыляйтесь в комментариях, ибо автора не излечить... любой свой вывод я проверяю постоянно по мере получения новых фактов (а не чьих-то вымыслов или хотелок) и их сопоставления с уже имеющимися. Иногда этот процесс занимает годы, и да, он сопровождается работой над ошибками. Однако сам процесс непрерывен и совершенно не зависит от чьего-то "авторитетного" мнения.

Чучело

Конечно, чучело чучелу рознь. И конечно, в разные времена чучела сооружались с разной целью. Но сегодня я говорю про Обряд и, следовательно, провожу параллели именно с ним. Поэтому поступим так: я покопаю этимологию слова "чучело", а позже применю ее к Обряду.

Раз меня интересует корень "чучела", то я затрону разные европейские наречия, ибо так больше информации. Ну, а те, кто очень не любит, когда "исконно русское слово" рассматривают сквозь индоевропейскую призму, могут начинать злиться прямо сейчас... помня про абзац-оберег чуть выше.

Корень у слова, естественно, не "чуч": идя по схожим ПО СМЫСЛУ (а не только по звучанию) словам, можно легко проследить, что изначальные буквы там были несколько иными, как часто и бывает, что не мешает им звучать, как угодно тому или иному наречию, ведь звуки "к", "ч", "ц" и "х" вполне заменимы между собой, чему есть масса примеров. С ходу могу предположить, что первоначально там была буква, вошедшая в историю языков как "Ҁ" (коппа), давшая нам кучу латинских букв (q, c, k, h, g) и русских (ц, ч и т.д.), и, следовательно, сам корень будет выглядеть примерно как "ҁъҁ" (ъ символически вместо гласной, ибо гласные - те еще изменники даже в пределах одного языка).

Надеюсь, читая мои статьи, вы уже свыклись с мыслью, что ни о каком единственно верном диалекте, типа "русский - самый древний", говорить не приходится. Столько лет уж прошло, столько смешений, мутаций и приобретений в языках свершилось, что воспринимать современное русское звучание, сформированное, по историческим меркам, буквально вчера, как некий абсолют, да еще и базировать на нем другие европейские языки - это халтура и невежество. Есть некоторая древняя основа для разных языков, и она совершенно не обязана быть максимально похожей на современный русский, как бы "пробудившимся" этого не хотелось. Но она, бесспорно, отражается в каждом языке и в русском, как наиболее понятном нам (на котором мы думаем и который можем крутить и так, и сяк), намного больше.

Называть эту основу "славянской" язык не поворачивается. Не потому, что не считаю славян древними, а просто не хочу приписывать ее к какому-то этносу, тем самым лишая ее изначальности, общности для всех. То же самое относится вообще ко всей древней культуре, о которой я тут пытаюсь рассуждать со своей низкой позиции. Трудно называть ее "славянской", когда ты нашел ее отголоски и у индусов, и у японцев, и у американских индейцев. Она общая. Пусть даже пришедшая с Прометеевым огнем, если вам так проще будет воспринимать. И в каждом племени она трансформировалась в нечто уникальное в зависимости от условий жизни. Надеюсь, это понятно и не вызывает возражений. Если же вас такая позиция обижает лично, то с вами явно что-то не так.

Обряд. Часть 2 (18+) -

Из словаря Даля мы знаем:

"Чуча, перм. цюця, чучело ср. чучелка ж. пугало на огороде, шугало; подобие человека, кукла; набитая кожа зверя, животного, птицы; бран. уродина, безобраза"

Так и напоминает "рожу":

РОЖА, лицо, бранное харя; уродливый, некрасивый лицом.

Или "харю":

ХАРЯ ж. харька, харица, харичка; харишка; харища; дурное, отвратительное лицо, рожа, пыка южн. тварь зап. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.

"Тварью" в летописях, кстати, называли языческие идолы (те же чучела). Поэтому очень показательно тут сравнение их с ряжеными. Но что же я так сразу-то в ряженых прыгнул, давайте-ка нагоним интриги и все же Чучело разберем.

Раз "чучело" - это даже по словарю то же самое, что и "кукла" (я ж говорю, что корень не "чуч"), посмотрим на этимологию "куклы". Кстати говоря, по-гречески "кукла" звучит тоже как "кукла" (κούκλα). Из словаря Фасмера:

"ку́кольник, стар. знач.: "фокусник"; укр. ку́кла, др.-русск. кукла... из лат. cuculla"

Слово "кукулла" уж очень похоже на наш "кукуль" или "кукульку". И не просто так:

ку́коль - обычно считают родственным лит. kañkalas "колокольчик"; ср. лит. kankalìjos мн. "цветок колокольчик"... Растение названо так за колоколообразные цветы; ср. англ. сосklе "моллюск-сердцевик; куколь", нж.-нем. Klockenblome. Сомнительно отношение к др.-инд. kаŋkаṇаs "обруч, кольцеобразное украшение", kaŋkaṇī "украшение с колокольчиками", а также к ку́ка "крюк".

ку́ко́ль - "капюшон", др.-русск., ст.-слав. коуколь – то же, также кукуль. Заимств. из ср.-греч. κουκούλλι(ον), κουκούλα от лат. cuculla, cucullus. К этому слову, вероятно, восходит с.-в.-р. куко́ль "капюшон из оленьего меха, льняное покрывало от комаров".

Латинское "cucullus", как и греческое "κουκούλα", означает "капюшон, покрытие для головы". Думаю, тут понятно, почему моллюск назван "cockle" - у него прочное покрытие в виде ракушки... которая, кстати, считается символом Венеры-Афродиты, которая является прообразом Богородицы с ее знаменитым божественным Покровом.

Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -

Колокольчик тут тоже понятен, поскольку имеет куполообразную, "заворачивающую" форму, как и капюшон, заворачивающий и защищающий голову. Ну, и сравните с "чучей" как "мехом, набитым чем-либо". Мех - тот же защитный покров животного, прячущий и сохраняющий от внешних воздействий то, что под ним. В связи с этим можно пойти дальше:

"чехо́л - род. п. чехла́, че́хлик, укр. чо́хла ж. "широкая наставка рукава женской рубахи", др.-русск. чехълъ "чехол, покров", диал. "платок", также "вид одежды", болг. чехъ́л "женский башмак", чеш. čесhеl, čесhl "саван", čechlík "одежда из хлопчатобумажной ткани", польск. диал. сzесhеɫ, сzесhɫо "женская рубаха, саван"... Др.-прусск. kekulis "простыня, полотенце"... польск. сzесhrаć "чесать шерсть". Неясно отношение к гот. hakuls "плащ", д.-в.-н. hahhul..."

Одежда, покров, плащ, саван - смысл тот же: защитный покров, хоть корень уже и приобрел вид "чъх". Следовательно, сюда же можно поместить и старинное и редкое "чичеры, чачеры", то есть "волосы", ибо волосы - это тоже защитный покров. А если так, то к "чуч-чач", "чех" спокойно добавляется (по реконструированной формуле корня "ҁъҁ") и "хохол":

"хохо́л - укр. хохо́л – то же, блр. хахо́л, чеш. сhосhоl "хохол", слвц. сhосhоl – то же, польск. сhосhóɫ "конец снопа, пук", в.-луж. khосhоɫ, н.-луж. сhосhоɫ "макушка, холм, чуб", полаб. сhüсhоl. Возм., это экспрессивное соответствие лтш. cękulis "чуб, хохол, коса, махор", ср. слвц. kосhоl "чуб", kосhl᾽аtý "чубатый, хохлатый"...

Есть и другие слова, связанные с волосами:

"kócǝlj - "взъерошенная голова; лохматый (о собаке)", kocína - "волосы, клочья шерсти", чеш. kоčаn "определенное растение", мор. kосаn "вид ивы"... др.-инд. kасаs "волосы на голове"

Еще одно народное название "хохла" - это, кстати, "кок".
К хохолку мы еще вернемся, а сейчас продолжим про "защитный покров":

"Коц, также коца́ - "покрывало от дождя, ковер", курск., смол. др.-русск. коць "княжеск. одежда; модное верхнее платье"... Как и польск. kос "одеяло", заимств. из д.-в.-н. kоʒʒо, сhоʒʒо "грубошерстная ткань, одеяло, одежда", ср.-в.-н. kotze, нов.-в.-н. Kotze, др.-сакс. kot(t) "шерстяной плащ, кафтан"...

"Кафтан - (тюрк.-перс.), старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами"

Видите, как один и тот же корень меняет свое звучание-написание от народа к народу? Европейские "чуч-чех-кук-кек" и тюркское "каф"... И ведь ясно, что смысл сохраняется, какую бы роль не навесили на него. Будь то платье или одеяло - защитный покров всюду. Смотрим еще внимательнее:

"Кокон - защитная оболочка из тонких шёлкоподобных волокон, которыми окутывает себя гусеница перед окукливанием".

Западный родственник "кокона" - "coque" - означает "скорлупу, оболочку, панцирь, ракушку". И это, возможно, один из самых важных образов для понимания "чучела".

Вместе с "коконом" мы открываем череду однокоренных слов с общим значением "яйцо":

Латинское "coccus", то есть "ягода".
Греческое "κόκκος" - "семечка, зерно, ядро; мужские тестикулы".

ко́ка - "куриное яйцо", "лакомство, игрушка", также ко́ко "яйцо", олонецк., севск., ко́каться "ударять яйцо об яйцо" (пасхальная игра), чеш., польск. koko "яйцо"... ср. ит. соссо "яйцо", франц. сосо – то же... (Ср. еще аналогичные "детские" слова: осет. gaga "зерно, зернышко; лакомство", перс. gaga "сласть", груз. ḳaḳа "testiculum", арм. kΏаkΏау "плоды"...

Яйцо, как и кокон, является защитной оболочкой для развивающегося внутри организма. Запомним это.

Ну, и там, где "яйца" и "петухи", которых у нас называли еще "кочетами" (корень "коч" - тот же, что и у "cock", и "куклы") там же, конечно же, и мужики:

Знаменитое английское "сock, coc, cocc" (и германские "kok, kokk, kokkr"), означающее самца любой птицы, но в особенности Петуха... да-да, того, что с красной головушкой. Отчего слово стало обозначать как вообще мужчину, так и конкретно его ху... первичный половой признак. Тут, думаю, и объяснять нечего, ибо все знают, откуда берется семя и насколько твердый готовый к подвигам... "петушок". Все, как по словарю, друзья.

А что же мы? А у нас есть КОЧАН!

"Кочан - также ко́чень, отсюда кочене́ть, укр. коча́н, кача́н, русск.-цслав. кочанъ "membrum virile", болг. коча́н "кочан, кочерыжка", сербохорв. ко̀ча̑н, ко̀ча̑њ "стебель, кочерыжка", словен. skočánjiti sе, skócati sе "затвердеть", словен. kосên "капустный ствол, кочерыжка"... польск. kосzаn, kасzаn "капустная кочерыжка"... Сравнение с лтш. kakale "мошонка" оспаривают... Считают источником приведенных слов тур., чагат. kоčаn "стебель, кочан", тат. kоčаn "кочерыжка".

Ага, похож на cock? Еще как похож! Да и честно написано, без всяких иносказаний, что кочан - это также и membrum virile, то бишь тот же МПХ.

Раз уж речь зашла о чем-то твердом и прочном, то почему бы не вспомнить "кукиш":

"ку́ка - "кулак", ку́киш, ку́кса "кулак", блр. ку́ка "кулак",

Откуда пошло слово "кукситься", то есть "морщиться, сжиматься". Как и английское "cockle" (вышеупомянутая ракушка) также означает "морщиться, сворачиваться". Думаете, какая связь? Да самая прямая! Что плотно сжато, то крепко и надежно.

"... родственно лит. kaũkas "шишка, нарыв", kaũkos мн. "железы", kankarà ж., kaũkaras "холм, бугор"; другая ступень чередования: лит. kùkis м. "навозные вилы", kukà ж. "дубинка", вост.-лит. kúoka ж., kúokas "дубинка", лтш. kùoks м. "палка, дерево", др.-инд. kucati, kuñcatē "сжимается, съеживается, искривляется", kucitas "изогнутый, закрученный"...

Да, тут уже начинаются более сложные ассоциации, которыми я в этой статье пока не готов делиться. Они связаны с различными "изгибами" и "заворотами" (например, н.-луж. kokula "изгиб, крюк"). Но смысл любой такой искривленной формы - в заворачивании вокруг оси, то есть образно тот же покров (оболочка обволакивает). Этот момент очень важен в мировой символике, но я его пропускаю.

Тут же мы увидели еще ряд ассоциаций. Во-первых, это ШИШКА - важнейший символ дионисийской ряженной толпы, имеющей прямое отношение к Обряду.

"Ши́шка "шишка, набалдашник", др.-русск. шишька "еловая шишка, шар", сербск.-цслав. шишька "шишка, клубень", болг. ши́шка – то же, сербохорв. ши̏шка "чернильный орешек", словен. šȋškа "шишка, лодыжка, петля", чеш. šiškа "шишка, кнедлик (вид булочки)", слвц. šiškа "еловая шишка", польск. szysza – то же, в.-луж. šiškа – то же, н.-луж. šуškа "еловая шишка, головка льна". Любопытно ши́шка "человек, идущий во главе бурлаков".

Является ли "шиш" тем же корнем, что и "cock, коч"? Несомненно. Ведь что такое "шишка"? Это орган размножения голосеменных растений; она держит внутри себя созревающие семена. Здесь мы возвращаемся к нашим "семясодержащим" понятиям, таким как:

"ку́клина - семенная коробочка льна (Даль), также ко́глина, ку́глина – то же, арханг.; ку́глина "колос конопли"

Или "кош":

"кош - плетеная корзина, укр. кiш, род. п. коша́, блр. кош "ларь на мельнице", ст.-слав. кошь κόφινος "корзина, короб" (Супр.), болг. кош "большая корзина", сербохорв. ко̏ш, род. п. ко̀ша "верша, корзина для ловли рыбы", словен. kòš, род. п. kóša, чеш., слвц. kоš "корзина", польск. kosz – то же, в.-луж. kоš"

Ведь корзина тоже нужна для хранения (сохранения) того, что положено внутрь.

А мы возвращаемся к ШИШКЕ, которая, будучи органом размножения, закрепилась в жаргоне в качестве обозначения головы. Не совсем понятно, чему удивляется Фасмер, когда пишет "Любопытно ши́шка "человек, идущий во главе бурлаков". Тут, вероятней всего, просто играет роль форма шишки как "выпуклость", голова тоже круглая, да и держит внутри себя содержимое не менее важное, чем семя. Эдакая "коробочка", подобная "кошу", да и выше мы уже видели примеры с "кулаками" и "буграми", и яйцами, имеющими округлую форму.

Ну, раз уж "Бугор" всплыл в значениях, то "кучу" напишем... до кучи:

"Куча - укр. ку́ча, белор. ку́ча, чешск. kučе "куча; скирда (хлеба)", польск. kuczki мн. "кучки". Родственно лит. kaũkas "шишка", kaukarà "холм", kukulỹs "клецка", вост.-лит. kúoka ж., kúokas м. "дубинка"... лат. сосhlеа "пучок".

Ах, как это "сосhlеа - пучок" похоже на "хохол"! Но мы продолжим и допишем сюда "кочку":

"ко́чка - ... связано чередованием гласных с ку́ча и родственно лтш. kukurs "горб, типун (у кур)".

Ну, и, наконец, Шишак:

"Шишак - шлем, укр. шиша́к, др.-русск. шишакъ, наряду с чичакъ, чеш. šišák "шлем", слвц. šišаk – то же, польск. szyszak. Считают заимств. из венг. sisak "шишак"

Шлем - тоже защитный покров для головы, тоже выпуклый. Ну, и в русском жаргоне "шишак" - это снова "membrum virile".

Чуточку санскрита:

कोकते - кокать - принимать, брать
कुक - кука - принятие, живот, матка, утроба, полость

Что ж, я перечислил уйму слов, связанных между собой по смыслу. Резюмирую найденные значения:

  • защитный покров (скорлупа, панцирь, одежда, оболочка, капюшоны, волосы и прочее)
  • кокон, яйцо
  • хранилище (корзины, ракушки, головки и клубни растений, утроба)
  • семяпроизводящие и семяхранящие органы
  • твердые выпуклости и округлости (включая голову, кочки и опухоли)
  • пучки (собранные вместе хохолки, кулаки)

Думаю, тут невооруженным глазом видна общность всех этих понятий: мы имеем дело с неким надежным, иногда твердым, прочным хранилищем, в котором что-то дозревает ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ. Или же просто хранится... хотя просто так никогда ничего не хранится, а делается это с умыслом для последующей пользы. Также это некое прочное собрание воедино ("куча"), опять же смысл в создании прочности, надежности, сохранения путем сосредоточения множества в одном выделенном месте (вместе - сила, порознь - мелочь).

И последнее важное слово в этом ряду: "cook, cōc, coquō, kokk", то есть "готовить (еду)". Если вдумаетесь, то поймете, что его значение - не просто готовка еды, а конкретно ПРИГОТОВЛЕНИЕ, то есть ДЕЛАТЬ ГОТОВЫМ, ЗАВЕРШЕННЫМ, ПРИГОДНЫМ, это видно даже в одном из переводов латинского "coquō" - "готовлю, созреваю".

Обряд. Часть 2 (18+) -
Главная по готовке мальчиков

Как видите, данное слово полностью удовлетворяет собранному ряду однокоренных слов и также связано с созреванием, то есть созданием чего-то собранного (завершенного), прочного, ОФОРМИВШЕГОСЯ (опять же отголоски в "кочках").

По "случайному" "совпадению", цель Обряда заключается ровно в этом же - в создании завершенности личности, ее пригодности для жизни в обществе, готовности принять свою судьбу. И проводится он, опять же по "совпадению", в период полового СОЗРЕВАНИЯ. То бишь одновременно с физической "готовностью" проводится и духовная.

Именно парни такого возраста участвовали в Обряде, позже деградировавшим до "шествия ряженых", названного колядой, волочением, вьюнцами, лазарями, калушарами, русалиями, дионисиями, луперкалиями, хеллоуином и как угодно, в зависимости от региона, времени и племени.

Просто для дайджеста, дабы не углубляться, просмотрим, вокруг каких чучел собиралась ряженая праздничная толпа:

  • вождение куста, додолы, папаруды - вокруг парня (позже и девушки), одетого в зелень
  • вождение козы, коня, тура - парни наряжались в животных
  • вождение Германа - вокруг куклы с фаллосом
  • корибанты, куреты - прыгали вокруг... "божества"
  • дионисии - толпа носила корзину с фаллосом
  • оплакивание Макарки, оплакивание деда - вокруг куклы или растительной семенной коробочки
  • масленица - вокруг соломенного чучела.

И прочие...

Тут важно понимать, что любые хрестоматийные описания обрядов, которые очень сильно повлияли на современное восприятие фольклора (мы ведь, если хотим реконструировать старое, читаем об этом в книгах), - не более чем обобщение или собрание в одну "химеру" разных кусков, взятых от разных племен, да еще и откровенно подогнанных под одну выбранную культурологами концепцию. Так, в 19 веке создали стойкую концепцию "моления природе", откуда все божества стали сплошь обозначениями природных сил (почитайте шикарный сборник фольклора Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" - при куче замечательных собранных данных, он делает один единственный вывод о молении грозовой туче. И таких примеров тьма), в 20 веке, напротив, увлеклись восточной духовностью и слепили вообще какое-то "космическое" мировоззрение, сказавшееся и на современных мыслях неоязычников и эзотериков так, что внятно никто ничего сформулировать не может, но уверенно говорят о невидимых энергиях и необъятной Вселенной. Никто не знает оригинал, но никто и не стремится его особо понять, ведь "все уже написано, зачем в этом копаться?".

Я тоже не претендую на истину, но, как мне кажется, набрав за годы исследований мощную информационную базу, постоянно анализируя ее, отчетливо вижу, откуда ноги растут, и пытаюсь криво-косо это донести до вас, приводя вполне академические примеры, но связывая то, что "партия не разрешила" связывать, БЕЗ каких-то вольных фантазий, мол, мне сибирские волхвы поведали сакральную истину и теперь я - носитель исключительных знаний.

Так вот, многие из этих обрядов хитро названы академиками "вызыванием дождя", но это не так. Это становится очевидным, если постоянно держать в голове два вектора:
1. основной индоевропейский миф о высвобождении громовержцем воды,
2. сам громовержец является образцом для проходящего Обряд юноши (будущего главы семейства, рода, поселения, воина).

Используя их как направляющие оси, вы никогда не придете к выводам типа "поклонялись солнцу и молились грозе", однозначно.

Давайте добавим сюда мои изыскания в области "кентавров", о чем можете почитать ЗДЕСЬ. Тогда станет четко видно, что наше "вождение коня", например, в греческой мифологии выдано за легенды о кентаврах. А как же их спутники сатиры? Да те же ряженые, но в той же дионисийской мифической оболочке. Но если "конь" или "коза" - это разновидность куклы или ряженого, то кентавры или "козлоногие существа" - это... Да, конечно, почему бы и нет.

Кукла или ряженый, ряженый или кукла... Теперь вам уж точно должно быть видно, как в ОДНОТИПНЫХ обрядах проскальзывает такой момент, что ЧУЧЕЛО порой и не чучело вовсе, как, например, в Масленице, а очень даже... человек...

Работа с чучелами или шаманскими куклами - это обязательная практика древности. И этнографы очень хорошо описали этот процесс на примере лечения болезней: духа, вызвавшего болезнь, "вытаскивали" из пострадавшего и вселяли в куклу, после чего либо закапывали, либо делали оберег. Но вся прелесть древних практик в том, что они работают в любом формате. И то, что проделывается с куклами, может быть проделано и с камнями (привет амулетам, талисманам, оберегам и "пока" всем псевдо-"волхвам", которые "заряжают амулеты на местах силы"... позёры чертовы), со статуями (привет античности) и, конечно же, с человеком. Да, друзья, одержимость - это не голливудские выдумки, однако одержимость не так страшна, как кажут нам постхристианские фантазеры. Об этом пойдет речь ниже.

Дураки

Интересно, что в английском языке сохранился такой термин как "dummy", то бишь "дурачок", но точно так же называют и куклы или чучела. Взять русский язык: у нас есть слово "болван", означающее одновременно и языческий идол (то бишь чучело), и дурачка. Также "болванка" - это некая пустышка, которую надо наполнить и тем самым завершить. Вот точно так же и "dummy" является, помимо перечисленного, обозначением чего-то пустого, не наполненного.

Вам понятен смысл такого сопоставления? Дурачок - это не наполненный человек, пустышка, лишь оболочка без содержимого... Ага, похоже на разобранное выше "чучело, кокон" и прочее, обозначающее "панцирь, скорлупу"... то есть оболочку для содержимого, форму, но не само содержимое.

Вот-вот, потому-то главное действующее лицо всех наших сказок Иван-Дурак. Дурак! То бишь ЧУЧЕЛО.

Это особенно хорошо видно в сказке про Сивку-Бурку, где Иван одет как самое настоящее чучело в лохмотья. Я уже как-то говорил, что все наши сказки - это описание Обряда, особенно второй ее части, до которой мы плавно доберемся в конце этой статьи. И именно сочетание двух слов в имени проходящего Обряд "Иван-Дурак" наиболее точно выражает роль юноши. Подробный разбор имени "Иван" можете посмотреть ВОТ В ЭТОЙ СТАТЬЕ, с какой бы стороны я не зашел, каждый раз прихожу к выводу, что довольно точно определил его. Говоря вкратце, "Иван" - это "Юноша" ("Вьюнош"), не только по возрасту, но и по статусу крещенного (в языческом понимании, то есть проходящего Обряд в возрасте созревания). И вот этот Юноша и становился Чучелом, то есть "Дураком".

А вы думаете, откуда пошла ТИПИЧНАЯ форма обрядового чучела - так называемый "Герман" или "Ярило", то есть кукла, порой даже без головы, но обязательно с ярко выраженным фаллосом? Ага, "Чучело" и "Cock" в одном флаконе. Ученые нам тут же объяснили, что фаллос - это символ плодородия, и как бы не слукавили, но и не договорили. А я вам так скажу: фаллос - это не столько символ плодородия, сколько символ ВДОХНОВЕНИЯ (которое и принесет плодородие при грамотном подходе), воодушевления и наполнения. Мужики уж должны понять и согласиться. Это, так сказать, ПОБУДКА (по-современному, "возбуждение")... пыхтеть и творить. У дионисовой ряженой толпы сатиров помимо откровенного фаллоса был и более изящный символ этого - Тирс - палка с ШИШКОЙ на конце:

Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -
Тирс

Он же позже превратился в палку с КУКЛОЙ на конце - жезл Шута (трансформированного Сатира):

Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -
Жезл шута

Во всех этих однотипных символах Кукла, Шишка и Фаллос (опять же с "шишкой-головкой" на конце) являются вместилищем (вспомните разбор корня "чуч")... для духа, ведь наполниться духом - это и есть Вдохновение. Ровно так же и на западе: Spirit - дух, inSPIRATion - вдохновение.

У шаманов роль этого жезла-вместилища духа играет Колотушка, которой они бьют в бубен. Известно, что многие шаманы с древних времен обходились и без бубна, камлая только при помощи одной колотушки. Ее они украшали изображениями своих духов-помощников, которые в ней пребывают во время камлания... Ну, и еще кое-какие трансформации этой "волшебной палочки" ТУТ >>>.

Обряд. Часть 2 (18+) -
Современная колотушка

Дионисова ряженая толпа в средневековье превратилась в чертей... А знаете, каким был один из ярких атрибутов чертей? ЧУБ!

Да-да, тот, что "Коком" зовется. А еще чуб - это обязательная прическа проходящего Обряд юноши. Совсем, как у казаков, например. Разные модификации условно "чубов" я приводил в СТАТЬЕ О ХОХЛАХ. А вот у ряда греческих племен, подобно, кстати, азиатским народам, была иная модификация такой прически (с сохранением смысла): там наоборот, состригали чуб, но оставляли волосы сзади. Об этом говорится, по-моему, у Павсания, и точно такую же прическу мы можем видеть у сатиров:

Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -
Обряд. Часть 2 (18+) -

Каюсь, друзья, в своей старинной статье, посвященной специально Сатирам, я неверно истолковал этот момент, приняв Сатиров за лысеющих стариков... Но, исправиться никогда не поздно, что и делаю сейчас.

В этих же миниатюрах нельзя не заметить мощнейший фаллический символизм... ибо "Кок" всюду сопровождает сие действо! Но думаю, на данном этапе еще рано об этом говорить, поскольку надо раскрывать связанный с ним символ, понятый грамотеями как "вино".

А пока вернемся к "дуракам" и "чертям". Была у меня серия статей под названием "Сукины дети", где я излагал свои мысли как раз о чертях и бесах. Там я приводил пример из книги Арнольда ван Геннепа "Обряды перехода" о том, как вела себя эта "ряженая толпа" во время Обряда (только не на славянском примере, но разницы никакой, если честно, а мне важно донести смысл, потому выбираю наиболее яркие примеры вне зависимости от этнической принадлежности, лишь бы наиболее понятно иллюстрировало мою мысль, а уж подобные же описания вы встретите в этнографии любого народа):

"На протяжении всего испытательного срока обычные связи как хозяйственные, так и правовые видоизменяются, иногда даже явно нарушаются. Посвящаемые находятся вне общества, общество не властно над ними, и тем не менее важно, что их персоны являются, в сущности, сакральными и священными, следовательно, они неприкосновенны, опасны, вероятно, так же как боги. Таким образом, с одной стороны, табу, как негативные обряды, воздвигают барьер между посвящаемыми и обществом в целом, а с другой — у общества нет защиты от действий посвящаемых. Этим проще всего объяснить явление, обнаруженное у очень многих народов и оставшееся непонятым многими наблюдателями. Оно заключается в том, что во время испытательного срока посвящаемые могут безнаказанно воровать и грабить, угощаться, обогащаться за счет сообщества. Приведу два примера. В Либерии, когда молодых ваи обучают политическим и правовым обычаям своего народа, "их воровство не воспринимается как правонарушение, молодежь под руководством своих наставников совершает ночные нападения на соседние деревни и хитростью или силой присваивает все, что может пригодиться (рис, бананы, куры и другие припасы), и относит в священный лес (несмотря на то что на их плантациях есть все необходимое ). На островах Архипелага Бисмарка члены обществ дук-дук и ингиет во время церемоний инициации могут вволю обворовывать дома и плантации, но стараются не трогать имущество других членов тайного общества. Впрочем, эти поборы там, как и в Меланезии, приняли форму принудительных взносов в местной монете.

Почти повсеместное распространение описанных здесь порядков достаточно известно, но, чтобы понять их механизм, следует напомнить, что общая распущенность, временное прекращение общественной жизни в равной мере отмечают междуцарствие и промежуточный период между предварительными и окончательными похоронами. Тем же может объясняться — по крайней мере, частично — сексуальная распущенность, которая наблюдается у некоторых народов в период между помолвкой и окончанием свадебных церемоний. Она заключается в возможности для мужчины присвоить себе женщину (например, в Австралии и других местах). И хотя временное прекращение действия обычных правил поведения не всегда приводит к таким эксцессам, тем не менее оно составляет существенный элемент промежуточных периодов".

Так вот, возвращаясь к нашему "чучельному" корню "ҁъҁ", хочу вспомнить "Шиш". Я специально умолчал об еще одном его значении, чтобы выдать его сейчас, когда мы подошли к ворам и чертям:

"Шиш - "разбойник, бродяга", диал. также "черт"... Польск. szysz "партизан, разбойник" заимств. из русск., 1600–1640 гг. Этимология затруднительна. Источник видят в эст. siśś "разбойник, грабитель"; согласно последнему, из эст. заимств. также лтш. sisis "убийца, разбойник"... От шиш "черт" произведены шиши́га, шишига́н, шишко́ – то же".

Вот такие "шиши" у нас эти ряженые чучела.

А что у нас делают со всеми чучелами без исключения? УНИЧТОЖАЮТ!

Иногда топят, но чаще разрывают. Вас никогда не интересовало, зачем это делают? Ах, ну, конечно! Нам же уже давно всё об этом рассказали: мол, зимушку-мару убивают, чтобы весна пришла (забывая про аналогичные летние чучела)... В общем, как угодно, но в моей статье это недопустимо.

И ведь, опять же, заметьте. Уничтожают не только слепленные чучела, но и живые: зеленые наряды на ряженых точно так же разрываются, как и солома. А помните, чем закончилась история с Дионисом? Его разорвали Менады. А что же с Кентаврами? Их убивают на пиру. А их славянский аналог - тряпичный конь, которого водят по домам? Его тоже топят или разрывают. А его надуманный индийский эпический аналог - конь из обряда Ашвамедхи? А его тоже четвертуют.

Это и есть переход ко второй части Обряда - Похоронам. Ведь, если вы почитаете описание всех этих обрядов, то обязательно встретите похороны и оплакивание растерзанного чучела.

Как думаете, откуда это все пошло? Да оттуда же, откуда и библейская Тайная вечеря. Все подробности и логика моего вывода в СТАТЬЕ ПО ССЫЛКЕ (>>>), а здесь я приведу примеры (сокращая) из книги Мирчи Элиаде, с которой я и начал свое повествование (помните, что это сейчас "шаман" - это отдельная категория людей, но во времена Обряда шаманил каждый... уж во время Обряда обязательно):

"... будущий шаман обычно "умирает" и в течение трех дней лежит в юрте без воды и питья. В прежние времена в таких случаях трижды проводили церемонию "расчленения"... Части тела кандидата отрываются и раздираются железным крючком; кости очищаются, жидкости выпускаются из тела, а глаза вырываются из орбит. После этой процедуры все кости собираются и скрепляются железом... церемония расчленения длится от 3 до 7 дней; в это время кандидат, как мертвый, почти не дышит, оставаясь в уединенном месте".

Разумеется, это все происходит не в яви, а в нави, а главные "злодеи" тут, терзающие юношу, - духи.

"У каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица... Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки, которые раздает злым духам... После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается, как от глубокого сна...

Согласно другой информации из Якутии, злые духи заносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года (для тех, кто станет низшим шаманом, - только на один год). Именно там шаман проходит посвящение: духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой духи... Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь...

Согласно другой якутской легенде... Мать-Птица отдает их для обучения дьяволице-шаманке... Далее появляются три черных "дьявола", которые разрывают его тело на куски, вбивают ему в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы... Согласно другой информации, "черти" удерживают душу кандидата до тех пор, пока он не усвоит их знания. На протяжении всего этого времени кандидат болеет..."

Все это мы встречаем и в наших сказках, где Ивана рубят на части собственные братья, а затем Ворон склеивает тело заново при помощи Мертвой воды и оживляет при помощи Живой. Это же мы встречаем и в греческих легендах, которые так никто и не удосужился сопоставить с шаманизмом...

"...Далее кандидат прибыл на пустырь и увидел вдали гору. Через три дня он дошел до нее, вошел в отверстие и встретил нагого мужчину, раздувавшего огонь с помощью мехов. Над огнем находился котел, "большой, как половина Земли". Нагой мужчина заметил кандидата и схватил его огромными щипцами. "Я погиб!"- успел подумать новичок. Мужчина откусил ему щипцами голову, разделил тело на куски и бросил все в котел. Так он варил его тело в течение трех лет... Затем кузнец выловил его кости, плававшие в реке, собрал их и покрыл новым телом... Он выковал ему голову и показал, как читать буквы, находящиеся внутри. Он поменял ему глаза, и поэтому во время шаманских сеансов он не видит телесными глазами, а только этими мистическими. Он проткнул ему уши и дал способность понимать язык растений..."

"Та же схема посвящения встречается и у других сибирских народов... Будущий шаман должен заболеть, его тело должно быть разорвано на куски, а его кровь должны выпить злые духи. Эти духи - в действительности души умерших шаманов - бросают его голову в котел, где совершается ее перековка вместе с другими металлическими предметами, которые позже станут принадлежностями его ритуального наряда. Другой тунгусский шаман рассказывает, что он болел целый год. Все это время он пел, чтобы лучше себя чувствовать. Его предки-шаманы пришли и посвятили его: они пробивали его стрелами до тех пор, пока он не потерял сознание и не упал на землю; тогда они сорвали с него тело, вырвали кости и сосчитали их; если бы их не хватало, то он не мог бы стать шаманом. Эта операция длилась в течение всего лета, и все это время он оставался без воды и без питья".

Да, это тот самый момент Обряда, который вошел в христианскую культуру, как ПОСТ: сначала, напомню, разжигаются костры и устраиваются песнопения - Призыв духов (кстати, у меня есть об этих песнопениях коротенькая СТАТЬЯ НА ДЗЕНЕ - тоже интересно и не так утомительно). Далее, когда созыв совершен, юноша умерщвляется - впадает в ступор, транс и отныне лежит без движения. Он становится Чучелом - "дураком", вместилищем призванных духов.

В данный момент он совершает катабазис в навь и считается мертвым (ибо физически почти так и есть). Его относят в сооруженный курган и оставляют там на несколько дней. Там совершается его трансформация, о которой мы поговорим в следующей части. А здесь же сделаем заметку, что, поскольку юноша "мертв", он ничего не ест. ЭТО И ЕСТЬ ИСТОК ТРАДИЦИИ ПОСТА. Даже официально предпасхальный великий пост призван напомнить нам о страданиях Христа (который вообще-то просто списан с образа проходящего инициацию юноши, все параллели его "биографии" и символика аккурат укладываются в один Обряд). Потому забавно слышать все эти размышления о пользе поста для здоровья. Я уважительно отношусь к любой религии и не стану срамить Церковь, в отличие от всяких невежд, но не могу пропустить этот момент: Пост - это не очищение и т.д. Пост - это символ смерти посвящаемого.

Оттого его и держат и индейцы, проходящие инициацию, и всякие йоги, и аскеты, и монахи, и прочие "духовные существа". ОНИ ВСЕ ИДУТ К ДУХАМ, все должны быть на пороге смерти, чтобы пересечь границу яви и нави. Еда - для живых, а не для мертвых... собственно, поэтому у нас вместо слова "жизнь" использовалось "живот" в речи. Именно поэтому в тибетской практике чакра на животе ассоциируется с животным царством.

"Кандидат, прежде чем станет шаманом, должен долго болеть; тогда души предков-шаманов окружают его, терзают, бьют, разрезают тело ножом и т. п. Во время этой операции будущий шаман не подает признаков жизни: его лицо и руки синеют, сердце едва бьется.

Согласно рассказу другого бурятского шамана... духи предков уносят душу кандидата на "собрание шайтанов" в Небе, где происходит ее обучение. После посвящения его тело варят, чтобы научить его шаманскому искусству. Во время всей этой пытки посвящения в течение семи дней и семи ночей будущий шаман лежит, как мертвый... Пока тело кандидата разрывается и варится предками, никто чужой не может прикоснуться к нему..."

Как тут не помянуть Иисуса, лежащего мертвым в пещере после распятия? Вы ведь, надеюсь, знаете, что в это время он совершал свое Сошествие в Ад?

Обряд. Часть 2 (18+) -
Якопо Тинторетто - Сошествие Христа в Ад

Думаете, место, где совершается такое "зверство" над "тонким телом", могло не прослыть "сущим Адом, где черти мучают и варят в котлах души"? Да, так абсолютно нейтральная "Навь" стала ужасным "Адом" в умах тех, кто уже не сталкивался с ней напрямую, а лишь слыхал и пересказывал шаманские байки.

"Такие же переживания мы встречаем и в других регионах. Телеутская женщина стала шаманкой после того, как у нее было видение: незнакомые мужчины разрезали ее тело на куски и варили его в котле. По традиции алтайских шаманов, духи предков съедают их тело, выпивают кровь, вспарывают им живот и т. д. Казахо-киргизский бакса утверждает: "У меня в небе пять духов, они режут меня сорока ножами, пробивают меня сорока гвоздями и т. д.".

Экстатический опыт расчленения тела, после которого происходит обновление органов, известен также у эскимосов. Они рассказывают о животном (медведь, морской конь, морж и т. д.), которое ранит кандидата, четвертует его или съедает, затем его кости обрастают новым телом. Иногда терзающий зверь сам становится духом-помощником будущего шамана.

У аборигенов Уорбертон Ренджиз (Западная Австралия) посвящение происходит следующим образом: кандидат входит в пещеру, и два тотемических героя (дикий кот и эму) убивают его, вскрывают его тело, извлекают внутренние органы и заменяют их магическими веществами. Они вынимают также лопатку и берцовую кость, высушивают их и, перед тем как вставить на прежнее место, заправляют их теми же веществами. Во время этого испытания за кандидатом ухаживает его учитель: он поддерживает огонь и контролирует экстатические переживания кандидата".

Я могу смаковать эти примеры вновь и вновь, надеясь, что в ваших головах начнет происходить такой же переворот, как давным давно случился у меня... когда однажды, после очередного завершенного цикла изучения шаманизма (не знаю, почему, но я весь фольклор изучаю циклами, каждый раз, идя к ответам не напрямую, а как бы по спирали. По-другому не получается. Отсюда и постепенное исправление ошибок без посторонней помощи... просто нужно время и очередной цикл) мне приснился сон о том, что какая-то женщина разбудила меня в лаборатории и сказала, что пока я был мертв мне заменили органы и теперь у меня появятся новые способности... Вход в "лабораторию" лежал через дыру в земле... так что сами понимаете. Проснулся я тогда с четким осознанием, что пора бы пересмотреть уже знакомые детали фольклора, ибо мое подсознание обработало всю полученную информацию и выдало ее во сне в максимально символической форме - теперь я смогу читать фольклор по-другому. И вот уж несколько лет это делаю, честно не ведая, на кой ляд мне все это сдалось.

"Как мы видели, аналогия между посвящениями сибирских шаманов и австралийских знахарей довольно глубока. Как в одном, так и в другом случае кандидат подвергается операции, выполняемой полубожественными существами или духами и состоящей в расчленении тела и обновлении внутренних органов и костей. В обоих случаях эта операция осуществляется в "аду", или же нисхождение в ад является одним из ее элементов".

Что происходит во время катабазиса души в "Ад", я расскажу в следующей части. А кто не хочет ждать - почитайте русские сказки, греческие героические эпосы и христианскую эсхатологию - там всё есть.

В этой же части я попытался максимально разжевать информацию, отчего вышло слишком много текста. Поэтому пришлось сокращать... потом опять расширять, потом опять сокращать... Лишь бы вам было понятно, что к чему, и видна логика повествования. Уж не знаю, получилось ли изложить столь сложный материал правильно, но как смог, так и изложил. А материал действительно сложный, и если вы дочитали его до конца и нифига не поняли, то перечитайте заново (вместе с первой частью). Если же думаете, что и раньше все это знали, то уж меня-то не обманывайте... и, опять же, перечитайте заново. Деталей много, часть из них, как всегда, между строк, но все они работают лишь на одну тему Обряда, хотя иногда так и подмывает уйти в сторонние размышления.

Ну, и, конечно же, напоминаю, что именно в таком ключе написана моя "Метель", да и новые произведения тоже строго ориентированы на эту тему. Их черновики, по мере написания, я иногда выкладываю в свой блог на Яндекс.Дзене, так что подписывайтесь. Короче, пока ждете новую часть "Обряда", у меня всегда есть, что вам предложить почитать...


// При оформлении статьи была использована работа "Rite" 2D-художника Yuri Hill

Обновление рейтинга
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru