33 богатыря

О  СКАЗКАХ  НАРОДНЫХ, нам с детства родных, ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО, и не только о них!..

СКАЗКА – ложь, да в ней – НАМЁК,
ДОБРЫМ молодцам – урок!

«Взрослые тайны детских сказок» - тема одной из передач С.П. Капицы из цикла «Очевидное – Невероятное», 2008 г.

Список «вредоносных» литературных произведений, запрещённых для распространения среди детей, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу 1 сентября 2012 года.

Средства массовой информации несколько несерьёзно отнеслись к выходу указанного закона в светскую жизнь  нашего человеческого сообщества. Видимо-НЕ-видимо, ни ДОБРЫ МОЛОДЦЫ из тех, что писали «Федеральный закон…» от 29 декабря 2010 года и преподнесли всем нам этот не сказочный, но вполне новогодний «подарок», ни ДОБРЫ МОЛОДЦЫ из СМИ, как раз СКАЗОЧНОГО УРОКА и не усвоили. Например, в голове ничего не остаётся, кроме искреннего недоумения после прочтения нижеследующей части текста: сплошная «казёнщина из необразованщины», почти «схованьшина от ньюуголовщины»…

«Список литературных произведений, запрещённых к прочтению детьми до 6 лет:

Основание запрета для возрастной группы до 6 лет:

«Иван-царевич и серый волк» - русская народная сказка. Сцены воровства коня, Елены Прекрасной и др. Разрешено только с 6 лет - информация содержит побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений, эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и не выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

«Колобок» - русская народная сказка. Физическое насилие над Колобком в эпизоде съедения Колобка Лисой. Информация, содержащая оправданные ее сюжетом эпизодическое ненатуралистическое описание физического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия. Не выполняется условие торжества добра над злом.

«Теремок» - русская народная сказка. Сцена нападения на теремок лисы, волка и медведя. Разрешено только с 6 лет - информация содержит побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений, эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и не выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающих.

Чем же для меня являются СКАЗКИ? Кладезем информации на любые темы земной жизни. Источником вдохновения. Неиссякаемым ЖИВОНОСНЫМ ИСТОЧНИКОМ познания МИРА: мироустройства, родной природы и определения своего СО – БЫТИЯ в сфере этого содружества. И читать я в детстве училась по сказке П.П. ЕРШОВА «Конёк-Горбунок».

«С чего начинается РОДИНА?» - хорошее начало известной песни, но начинается Р-один-А для каждого тЕльца новоявленного Младенца при отделении от материнского тела с крика (клика) на частоте ноты ЛЯ, и эта неповторимая частотная характеристика ТЕМБРА голоса всю будущую жизнь взрослеющего тела будет идентификационной,  факт уже достаточно хорошо известный, и этой ОСОБЕнностью человеческого голосового аппарата уже достаточно широко пользуются и следователи- криминалисты.

Есть в наше время и шутники-юмористы, которые могут «поприкалываться», меняя свой собственный голос на голоса известных лиц, их общеизвестные жесты и лексику, но тщательный анализ постановочной «звуковой дорожки» эту «прикольную» подделку, естественно, обнаружит.

Кроме того, ещё достаточно хорошо помнится разговор нашего разведчика Штирлица-Исаева с радисткой Кэт из кинофильма «СЕМНАДЦАТЬ мгновений весны», когда она находилась в предродовом состоянии, помня о том, что слово «Мамочка» при родах она будет кричать по-русски, насколько бы качественно она ни владела немецким. Казалось бы, ПОЧЕМУ?

…СКАЗКИ - они не столько о воспитании УМА, сколько о его постепенном взрослении. Мозг малышиков сначала слышит звуковой тембр и интонации общающихся с ним «шумов» (голосов) кого-то, потом начинает дифференцировать г0воры применительно к окружающим, потом, позже, усваивает, КТО стоит за звуковым соответствием: МАМА, ПАПА, ДЕДА, БАБА, ДЯДЯ, ТЁТЯ... Постижение отношений в окружающей атмосфере семьи начинается со слушания - чтения сказок, сначала их может быть всего ТРИ-ЧЕТЫРЕ:  "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок" "Теремок"…  Их можно и нужно читать по нескольку раз. Практически - НАЧИТЫВАТЬ, прокладывая информационный "мостик" для постепенного последующего усвоения б0льших объёмов информации.

Чтение-рассказывание  с введением повторов, введением цифр и чисел, расширением места (площади) действия, затем, обращаясь к "Хождениям за три моря", – следующее расширение информационного объёма. Формируется в малышовой голов-«ушке» своеобразная КАНВА (СЕТЬ, или разбивочная решётка, с увеличением просвета и количества заполняемых «я-чей-ек») для помощи в будущем, когда неосознанно мелькнёт, как озарение, сказочная "подсказка": СКАЗКА - ложь (с-УХО-й дождь, поТок-"поТоп" информации), да в ней - НАМЁК, добрым молодцам УроК, либо УКор, либо у-COR, а, может быть, и всё вместе.

Применительно  к большой человеческой общности любой НАродНОсти: сначала учились обмениваться жестами, затем невнятными звуками, осваивали слоговую речь, позднее - слова и простые предложения,  наскальная "роспись" и "письмена", огненные и не очень огненные (ОН-ГЕН-НЫ-е , как оказалось, "послания потомкам",  т.е. нам, NAME, име-НИТ-ым, IMЯ-НИТЬ-IM).

Затем - последующее освоение счёта парами, пятёрками, десятками, может быть дюжинами, у кого как было принято, сотнями и т.д. Начальная школа подтверждала этот круг от первых звуков и их символических (буквенных и цифирных) "портретов" - к слогам и простым словам и текстам, вводились простейшие понятия о встроенности в окружающую природу и социум, расширялось умение действовать с числами и т.д.
ДИТЯ, которому в детстве взрослые много пели колыбельных песен, читали и рассказывали больше СКАЗОК, потешек, поговорок, прибауток, считалочек - было более готово к усвоению нового учебного материала, имея в запасе основной, он же и СКАЗОЧНЫЙ, "буфер обмена информацией", и, заложенная-заархивированная в младенческом возрасте, "таблетка памяти" могла гибко переходить в оперативную и обратно. Изложено, может быть, несколько "технично", но аналоговая суть, с возможными допусками, выглядит примерно так.

...Можно долго объяснять, почему  именно в РУССКИХ сказках много повторов, но... это уже ВЛАЗ в БИОЛОГИЮ на очень серьёзных уровнях, уровнях внутриклеточных и уровнях РНК(RNK) - ДНК(DNK). Их, этих ПОВТОРОВ, не дикое количество, а нУЖное, в соответствии с возрастными особенностями восприятия НА СЛУХ: дети любят сказки СЛУШАТЬ. А читающим, да, может быть, несколько утомительно, но это уже другая "LOVE-STORY" и другая грань восприятия. СЛУШАЮЩИЙ - воспринимает информационный объём сказки не только же ушами, но и всей внутренней (на 75 – 80% водной, или водяной)  сутью, а ЧТИТАЮЩИЙ ВСЛУХ, на фоне общего слышания, активизирует ТРИ сигнальные системы: свои ГЛАЗА, чтобы видеть буквы (визуальную опору для глаз), свои УШИ, чтобы слышать своё произношение, большой ЯЗЫК во рту и ГОРЛО (голосовой оргАн, голосовые щели, связки, мелкие мышцы), чтобы донести своё эмоциональное тепло вместе со звуками голоса и г0вора, а объёдиняющим будет СЕРДЦЕ и тепло общения.

Не лишне вспомнить, что для чего-то на задней стенке горла (нёба) присутствует МА-аленький язычок (mother tonque, в переводе с английского - материнский язык, или родной язык, на латыни носит название - uvula). К этому язычку наше повествование ещё обратят своё внимание сказочные же 33 богатыря из сказки А.С. Пушкина...

Насколько важен для взрослого ребёнок, настолько с любовью будет он дитятке читать, пусть даже и общеизвестную "Сороку-белобоку". Нашему младшему сыну в 2-3-хлетнем возрасте нравилось слушать сказку "КОЛОБОК", записанную на грампластинку фирмы «Мелодия», пока я на кухне "дружила" с прочими домашними делами. Так вот он САМ ставил себе её на прослушивание по 15 -17 раз подряд ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА.
-  Сын, давай какую-нибудь другую сказку послушаем! (У меня уже в голове "дребезжанье" начиналось!)
- Я эту хочу...
Мне  - неймётся:
- Давай, сынок, уже и сменим пластинку, она устала!..
- Нет, я ЭТУ хочу...

И приходилось слушать. Видимо-НЕ-видимо, он что-то СВОЁ в этой сказке выслушать стремился, в ней был как раз happy end, и Колобок не был съеден Лисой, и все звери, сопровождавшие по сказке Колобка, узнали, какой он: «хитрый КО», «умный ЛО» и «прыткий БОК», всем действующим лицам СКАЗКИ было весело и смешно. А мне потом, значительно позже, пригодилось это сыновнее испытание - воспитание, когда решила сказку "КОЛОБОК" рассмотреть с учётом объёма общечеловеческих знаний, т.е как раз после усвоения, или практического освоения, многих собственных жизненных уроков.

Мне довелось некоторое время поработать воспитателем сначала в ясельной, а потом в детсадовской группе местного детского сада, и нужно было планы писать собственной рукой на каждый день и на каждое занятие по развитию родной речи, начальному счёту, рисованию, лепке, наблюдениям за природными явлениями - так это тогда называлось. Занятия, естественно, проводились не все сразу, а распределялись на всю неделю. С этого всё и началось.

На занятиях по рисованию дети часто рисовали вместо человека... глазастых "головоногов"-"головоруков", т.е. большой круг - голова, внутри этого круга - два кружка поменьше, но почти в пол-"лица", - ГЛАЗА, нос почти никто не обозначал, некоторые рисовали горизонтальную чёрточку - рот. Далее  к большому кругу пририсовывались снизу две "ниточки", и это, оказывается, были ноги,  а не шея, как можно было подумать, и с обоих боков большого круга вправо и влево рисовались ещё две "ниточки", торчащие из тех мест, где вроде бы должны были быть на человеческой голове уши, но оказывалось, что таким образом детьми были  изображены руки. Пришлось залезать в специальную литературу, чтобы, в первую очередь, СЕБЕ объяснить это детское видение человеческой сущности. Нашла. Наши садовские дети не оказались исключением, "головоноги" были описаны разными педагогами и раньше...

Со СКАЗКАМИ, как я уже писала, дружу с самого раннего детства, с самыми разными по жанру, самых разных народностей. Конечно, сначала любимого  «Конька-Горбунка» читала мне моя бабушка Васса Васильевна Скрябина, вся моя сущность до сих пор хранит о ней тёплую и благодарную память. Бабушка была грамотной, хотя рождена была в конце позапрошлого века, и читала тексты, написанные и знакомыми из современной «АЗБУКИ» буквами и почти не знакомыми мне церковно-славянскими буквами, писанными, как у меня отложилось в памяти, УСТАВОМ и полууставом.

Свойства букв  складываться в слова и предложения мне "разобьяснила" соседская девочка Лида, которая уже училась в школе, а я оказалась понятливой, и читать научилась очень быстро и достаточно бегло. Так,  в своё гораздо более взрослое время, для меня и явилось открытием, что двугорбый сказочный конёк с длинными ушами - это наш головной м03г-brain, состоящий из двух полушарий, одно из которых мыслит в математических категориях (цифровой формат, сказочная "МЕР -твая" вода), а другое - в объёмно-описательных (буквенный формат, сказочная "жив-АЯ вода").

Ведь если я напишу цифровой ряд 3747273, то в нём невозможно узнать слово КОЛОБОК, а сознание отметит, что начало и конец ряда - это цифра 3 и, может, вспомнит ещё, что в русской азбуке именно 33 буквенных символа, в приведённом для примера ряде они разнесены, а между ними разместились все остальные. Да, цифра 7 повторена тоже 3 раза, 1 раз - цифра 4 и один раз – цифра 2. Видоизменим «портрет» ряда: 3+7+4+7+2+7+3 = 33, вот чудеса - опять 33! Но... можно ещё раз эти цифры сложить (3+3 = 6), перемножить (3х3 = 9),
возвести в степень (33 = 27),
ещё раз сложить, свести сумму до одной цифры: 2+7 = 9,
но вы в этих «вольных упражнениях» с цифрами и числами ни за что не узнаете «КОЛОБОК», и в сознании не всплывёт содержание одноимённой чудесной детской сказки "Ко-ЛОБ-оК".

И эта сказка – тоже  О НЁМ, о головном мозге-braine, серо-белом комочке жирного вещества, но... в сКЛАДках-IЗвилинаХ, а не гладкий и сферический, как в привычном с детства образе жёлтого кружочка со сказочной иллюстрации на листочке. А почему, собственно, не в извилинах!? А потому, что дети садовского возраста ещё не знают, что мозг исПЕЩ(ь)рён фракталами извилин, об этом им станет известно гораздо позже, на уроках «Общей биологии» в курсе дисциплин средней образовательной школы. «Ко-лоб-оК» современного детсадовского возраста похож  на смайлик или «смешайлик», сме... сме... «шарик»!

А сказочный, он всё тот же, поющий одну и ту же песенку, в чуть изменённых вариациях и увеличивающуюся постепенно размерах,  про то, какой он "ушлый": и от дед-УШКИ - ушёл, и от баб-УШКИ – ушёл, и ещё от разного зверьЯ  ушёл... Да, пока не встретилась ему ещё более "ушлая" и ушастая, прикинувшаяся, впрочем, недослышащей, которой он пришёлся вполне по вкусу и по зубАМ!..

Кто же там были действующими «лицами» в чудесной сказке "КОЛОБОК"?

Дедушка, бабушка, новоиспечённый КОЛОБОК, Заяц, Волк, Медведь и Лиса. Снова это счастливое-НЕ-счастливое число – 7: НА СЕДЬМОМ НЕБЕ от счастья – это так ДАЛЕКО или так ВЫСОКО?.. Поскольку дедушка с бабушкой самим КОЛОБКОМ серьёзно не воспринимались (он же от «древних» предков "ушёл"), то остаётся... 1 (один) путешествующий КОЛОБОК и четверо встречных или встРЕЧЕнных зверей ("дверей" в невЕдомое?), "произносящих" одну и ту же фразу: "Колобок, колобок, я тебя съём!" А дальше?.. Дальше - продолжим путешествие-размышление по поводу сказки "КОЛОБОК". Сколько уровней информации, ин-ФОРМА-ци-и, in-form-A®-see (sea)-i(e) можно в сказке читать-считать-считывать?

Для начала приведу слова Н.В. Левашова, физика по профессии (мир его праху!).  А слова следующие, правда, почерпнутые из Интернета: "Наши предки относились к Знаниям очень серьёзно. До христианского нашествия они создавали книги таким образом, чтобы информация, записанная в  них на нескольких уровнях, сохранялась без искажений веками, тысячелетиями." Уважающему себя человеку и физику по профессии, не следовало бы делать  некорректный выпад в сторону "христианского нашествия",  точно зная, что ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ открыт Ломоносовым-Лавуазье давно, и  никто из землян, даже самых продвинутых, этот ЗАКОН отменить не может. Это ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ, он существовал и работал и до открытия его учёными головами землян, и сопроВОжДАл  человечество с самого начала БЫТИЯ.

А что касается больших объёмов и разных уровней ЗНАНИЙ, существующих в СКАЗКАХ века и тысячелетия, то это - верно. СТРУКТУРА СКАЗОК неизменна, многочисленные похожие сюжеты СКАЗОК встречаются у разных народов, отличие содержания лишь в антураже и колоритных украшениях-добавлениях в привязке к абориГЕНному месту (территории, площади сосуществования) проживания многих поколений "детей разных народов", населяющих земной шар. СКАЗКИ действительно можно считывать в нескольких информационных уровнях и объёмах, поэтому они никогда не были «забавой» или «развлекухой».

"...Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней...", как и СКАЗКИ, сначала рассказывали, конечно же, мужчины, повидавшие белый свет, т.е. местные путешествующие и возвращающиеся, либо "калики перехожие", проходящие через обжитые места "гости", так и происходил обмен информацией. Постепенно, со временем, объём информации накапливался, перерабатывался применительно к местным условиям, оседал в головах слушателей, в том числе и женских и детских, потом пересказывался "с украшениями" и "дополнениями", дополнялся "обстоятельствами" и "определениями", конечно же, имели место и преднамеренные искажения и принцип детской игры в домыслы (например, вспомнить детскую игру в «испорченный телефон»). Один из лучших примеров на тему передачи и искажения передаваемой информации с помощью подменяемой «грамоты»  представлен  в "Сказка о царе Салтане..." А.С. Пушкина.

1-ый уровень считывания, который можно «подсмотреть» в сказке «Ко-лоб-ок», это начальное постепенное взросление – до «школьное». Обычное, привычное, знакомое с детства  текстовое сообщение, если исключить эмоциональный фон, сообщаемый чтецом (читающим) или рассказчиком (рассказывающим). Можно прочитать ("Как хорошо уметь читать!") эту сказку из детства и освежить в памяти ВЕШКИ-«зарубки» - «засечки» - отметки на пути Колобка. СТАРИКА и СТАРУХУ (отнюдь не ДЕДУШКУ и БАБУШКУ) пока оставим дома, они же не побежали Колобка ловить и домой водворять, а предоставили ему достаточную свободу действий, разговоров и встреч, естественно. И, между прочим, не были слишком обеспокоены его будущим...

2-ой уровень считывания, через который можно. посмотреть на СКАЗКУ с точки зрения ОБРАЗОВАНИЯ, школьного, после «школьного», производственно-коллективного и,

3-й уровень – с точки зрения семейного образования-испытания, не исключающего ни 1-й, ни 2-й, лишь всё более учитывающий их «опыт» в качестве базового.

Все виды перечисленного ОБРАЗОВАНИЯ строятся на принципах добровольного, или/и не очень добровольного самообучения новоиспечённого мозга-braina, в нашем случае носящего имя не столько нарицательное, сколько собственное и поэтому пишущееся с заглавной буквы: Колобок. Попробуем КОлобКА, решившего земной  "мир посмотреть и себя показать", сопроводить НЕГЛАСНО, вместо сказочных СТАРИКА и СТАРУХИ....

В начале – до «школьное» (1-й уровень считывания сказки ДОБРЫМИ м0лодцами).
Первым, кого Колобок встретил в НАЧАЛЕ своего пути, был нормальный земной ЗАЯЦ. Все новорожденные малыши - наши "солнечные зайчики", на них в полноценной семье льётся любовь и забота всей семьи, ему в первые месяцы жизни не нужно ни о чём беспокоиться, да он и не умеет, умеет только ГОЛОсовоЕ "сообщение" подавать, меняя силу или тембровую окраску издаваемых звуков: "пить - давай", "есть хочу", "пелёнка жмёт", "на другой бок перевернуть надо", "живот некомфортный", "мне - мокро", "не надо мне эту... жёсткую "пустышку, тьфу…", «не нужно меня в памперсы засовывать!..» - и т.д. Внимательная мама быстро начинает осваивать предлагаемую малышом дифференциацию голосом, и малыш быстро привыкает не подмокать и не пачкать пелёнки, может подождать (только недолго), пока его перепеленают для принятия воздушных ванн или для сна, сложнее на первых порах с кормлением и питьём простой воды, одеванием и выходом на прогулки...

"Человеческие «зайчата" любят разглядывать сначала яркие игрушки и свои ручки, пальчики, пробуют на вкус всё, до чего дотянутся, даже собственные ноги исследуются и пальчики ног - на «вкус» и "укус", слушают голоса окружающих, иные звуки, звуки улицы...
В земной природе все новорожденные зайчата сидят очень смирно, тихо-тихо, под тем кустиком, где их оставила мама-зайчиха, ускакавшая бо-о-ольшущими прыжками, петляя и запутывая следы, чтобы и самой покормиться. Любая зайчиха, из пробегаюших-проскакивающих мимо, всех встретившихся по дороге зайчат покормит, природой так заботливо устроено...
Материнская человеческая любовь несколько иного плана, как, впрочем, и отеческая.

Позже в "зайчатах" просыпаются "волчата", не в смысле "разрушители  чего-то", а крутятся как волчки, исследуют всё и вся "на вкус", "на зуб", "на стук", "а если бросить?", "сломается - НЕ-сломается",  "А это - ЧТО?", "А КТО это к нам пришёл?",  исследуется  пространство кроватки, комнаты,  кухни,  площадь пола,  домашние животные, если они есть... Испытывается "порог терпимости" окружающих взрослых. Потом из этих "волчков" в возрасте "От ДВУХ до ПЯТИ" сыплются вопросы, как из дырявого мешка. "А куры хожут без калош? А медведи носят брошки? А можно найти такую газету, чтобы завернуть живого верблюда?» Или: "Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять...", "Папа, замолоточь этот гвоздик", а разглядывая себя в зеркало, задумчиво произнести: «Как странно: я пью и чай, и компот, и молоко, а из меня выходит только чай...» - примерный цитатник взят из одноимённой книги К. Чуковского «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ», а  каждой семье есть обязательно своё и неповторимое, и наиболее запоминающиеся "перлы" лучше сразу записывать в "анналы семейной истории" хотя бы краткими тезисами...

В это же время   обязательно обучение навыкам самообслуживания: учиться слышать и слушать взрослых, самим одеваться-раздеваться, правильно держать ложки-вилки-карандаши-ручки, не обижать ни "младших" ни "старших", и... родителям тоже лучше быть заранее готовыми к  "волчковому" возрасту и почитать специальную  педагогическую литературу и детскую художественную в своей памяти освежить и/или существенно обновить и пополнить... К процессу ЧТЕНИЯ нужно уважительно относиться и не "подсовывать" вместо общения с собой ни "МАГа-нито-фона", ни "теле-МАГа"... Затем маленькие "волчки" перерастают некое пороговое состояние, когда их "ноги кормят", т.е. они усваивают через свои органы чувств огромные объёмы информации любого плана, могут и уколоться, и обжечься, и порезаться, и упасть не один раз, и неожиданно опрокинуть на себя воду, и крапивой ужалиться до волдырей, и наступить на что-нибудь непотребное, промерить глубину и качество дождевой лужи на улице - это всё входит в комплекс первичного познания окружающего мира.

С приобретением опыта возраст "волЧАТа" перетекают в возраст, когда на них начинают "ворчати", делать замечания, направлять деятельность в более  нужное для развития русло, когда дисциплинирующее внимание взрослых "волчку" не очень нравится и... он начинает (пробует и себя отстаивать) несколько «скалить зубы», или очень не нравится («бунт» на семейном корабле), но... приходится с "рамкой", предлагаемой взрослыми,  как-то мириться. А подрастающее дитя человеческое прямо-таки купается в маминой любви, иногда даже излишне изнеживающей и чересчур оберегающей, поэтому нужна и папина любовь, курирующая и защищающая от мамо-бабушкиных "излишеств". Правда, для этого папе нужно быть готовым к появлению в семье этой "неведомой зверушки" и, привлекая свою изобретательность и изрядную долю юмора, самому не стать «серым волчиком»...  Для начала нужно быть хоть чуть-чуть готовым теоретически, а практика – дело серьёзное, интересное, живое и наживное. Примерно, как у Андрея Усачёва:
«Мы играли в паповоз:
Ехал я, а папа вёз!
»

Постепенно возраст "волчков" трансформируется в возраст "МЕдвеЖАта", когда подрастающий "медвежонок" начнёт предпочитать в еде "сладкое", спать вечером не уложишь, утром едва поднимешь, все больше обозначает себя МЕ(две)ЖА "я "- не "я", "я" и "они", "я" и "ровесники", "я" и "взрослые", "дом" и "детский сад", всё более требуется дифференцировать своё поведение, учитывая предлагаемые внешние условия: дома - вольницы больше, в детском саду - дисциплины больше. Знания об окружающем мире у "медвежат" пополняются, но умения что-то делать ещё маловато, неуклюжие самостоятельные «Я-сам»-попытки могут быть взрослыми поняты неверно, да и ровесники могут обидно посмеяться... Значит, "медвежонку" нужно учиться "не будить в себе зверя", не становиться "на дыбы", постепенно становиться "хозяином своей внутренней дремучей (или дремлющей?) тайги", познавать свой внутренний "лес заблуждений» и… находок, то же - «У медведя во бору грибы-ягоды беру!" - мир неведомых до селе чувств - учиться властвовать собой, учитывая внешние обстоятельства...

А далее у нас – краса-«вица» ЛИСА.

Хм…"Л" ис(из) "А", т.е из буквенного символа "эль", нарисованного "шалашиком", убрать видимый ограничитель (ребро), который в буквенном символе "А" то ли удерживает боковые стенки от расползания и этим удерживает "шалашик" от обрушения, то ли напоминает своим видом ГЛАЗ, глядящий сверху… За словом ЛИСА может быть и СИЛА. Один из вариантов, когда известная пословица: «СИЛА есть - УМА не надо» - начинает пробоваться ребёнком на практике, и неважно, каким способом, маскируя попытку руководить реакциями и действиями окружающих взрослых.

Мозг-brain ребёнка, запоминая способ общения с окружающими взрослыми, начинает пробовать «порог терпимости» родителей,  подсознательно чувствуя, что им (дитёнышем человеческим) дорожат, исполняют несложные "желания", реагируют на громкий крик, на падение на пол, избыточный рёв и море слёз из глаз... (бабушка моя, бывало, говаривала: пореви, пореви… золотая слеза не выкатится, т.е. она – не запрещала плакать, а тихонечко приговаривая и гладя по голове, разрешала..). В нашем детском садике долго жило воспоминание о мальчике, который плакал "для мамы", пока она помогала ему раздеться. Когда мама (и сама вся в слезах от жалости к оставляемому сыну и самой себе) уходила, ребёнок вытирал слёзы и прекрасно ощущал себя в среде сверстников весь день... до прихода мамы или бабушки, маминой мамы. Когда за мальчиком приходил папа, никаких рыданий не было, даже попыток не возникало. Таким образом, ребёнком устанавливался скрытый статус, "кто кого воспитывает": дитя своих родителей строит, или всё-таки любящие родители доводят его ДО УМА, до осознаваемой ответственности за собственное поведение.

Взросление в семье - дело обоюдное и «всехнее», а значит, и интересное, за каждым – своя доля ответственности, и каждый день несёт что-нибудь "новенькое" или хорошо забытое «старенькое».  Конечно же, очень большая разница, ОДИН растёт ребёнок в семье или их ДВОЕ, когда им обоим приходится постоянно учитывать наличие того, ДРУГ-ого... И нередко получается так, что младший по возрасту придумывает, как "отсидеться" за спиной старшего, и родители не сразу это "отлавливают". Детей в семье может быть и больше, но там уже и СКАЗКА иная…

ЛИСА-СИЛА и КОВАРСТВО-«поварство» домашнего комфорта (компота и...  ком «пота), который обеспечивают ребёнку взрослые, давно известна в среде педагогической, но часто упускается из виду в семье роДИТЕльской. Излишний комфорт, потакание ничегонеделанию и совсем уж не нужное, избыточное захваливание-«сиропчик» (как в рекламе телевизионной: мама любой день может сделать праздником и «подтвердить» свою исключительную любовь  к подрастающему малышу покупкой суперсладкого «киндер-сюрприза»)  успешно «съедают» самостоятельный способ мышления подрастающей телесной наличности, которая может вырасти до взрослого состояния, но так и не станет личностью, будет окружающий мир видеть в качественно искривлённом  зеркале собственного непонимания и обид, затмевающих весь свет.
Почему в сказке "КОЛОБОК" все встреченные "звери" хотели этот круглый «хлеб-ушек» непременно СЪЕСТЬ? От некогда укоренившейся в умах привычки взрослых думать обо всём "плохо" и высказывать дома свои «оценки» происходящему в мире, в стране, в рабочем коллективе, в соседях, и даже среди самых родных вокруг - вслух, не стесняясь в определениях и выражениях, тогда   для подрастающего малыша большой окружающий МИР становится полным "страшных опасностей" и "ужжасных приключений", примерный вариант которых можно узнать в "Приключениях Буратино", "Приключениях Чиполлино", у "Незнайки в Солнечном городе", у "Волшебника Изумрудного города" и ...даже  в деревне Ломашково из более современной книги всё того же Андрея Усачёва «Малуся и Рогопед» ... (во второй половине  прошлого века прошлого тысячелетия ставки логопеда в детских садах не было-с!)
А Колобок наш.... Зайца называл "косым", Волка - "серым", Медведя -"косолапым", т.е. сыпал теми же "домашними заготовками", а к "комплиментам" Лисы отнёсся некритично (и самого похвалила, и песенку назвала СЛАВНОЙ), к тому же она и "съесть" не погрозилась, и "глухнёй" плохослышашей именно   себя, Лису, обозначила,  т.е. оказалась заведомо "хуже", чем "пригоженький" Колобок... И не вспомнил "румяненький" (а может, и не был знаком с баснями дедушки И.А.Крылова): "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё - не впрок..." И мультик про "Пластилиновую Ворону", у которой с подачи пластилиНОВОЙ же лисоньки оказались вдруг "...копыта очень стройные и добрая душа..." - тоже в памяти Колобка (сиречь, мозга-braina) не всплыл...
Да, спасибо Игорю Прокопенко, передачи при его редакторском участии - полное подтверждение, что наши взрослые «гол0внии» Ко-лоб-кИ, сиРЕЧЬ, МОЗГи-BRAINы, вполне обширная ТЕРРИТОРИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ на свой счёт. А ранее это озвучивалось Ф. Г. Раневской: «У мозгов полно претензий к другим, и ни одной – к себе!»

Продолжение следует...

Автор: Ольга Шилова, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +0
  • -0
  • 0 ratings
0 ratingsX
Отлично!Плохо!
0%0%