Сказки про жертвоприношения у славян

О диких повадках и жестокости славян в сети море статей. Приводятся выдержки из записей заморских путешественников, ссылки на труды историков.
Почитаешь такие подборки и волосы дыбом. Упыри, недочеловеки, варвары. Активнее всего обсасывается тема ужасных жертвоприношений.

А ведь "Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников".

Так, что же за источники такие, говорящие об обратном?

Ибн Русте, о знахарях и обряде погребения, начало 10-го века

"Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении".

Что можно сказать об этом парне, Русте? Да, смотрите сами - вот что он еще пишет о России:

"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги".

Это о ком вообще?  В сочинениях Руста много путаницы, возможно, что-то и правда, но кто возьмет на себя право отделять зерна от плевел? Уж Россия то, точно не на озере окруженная озером. Стоит-ли безприкословно верить подобному источнику?

Аль-Бекри, об обряде погребения, начало 11-го века

"А когда одна из них утверждала что она его любила, то она (по его смерти) прикрепляет веревку, поднимается к ней на стуле, крепко обвязывает себе ею шею; затем вытаскивается из под нее стул и она остается повешенной, болтаясь, пока не умрет. Затем ее сожигают и так она соединяется с мужем".

И это приводится как пример жертвоприношения славян? Жена не может без мужа, свет ей не мил, сама вешается. Такой пример славянских зверств?
Ну не знаю!

Ал-Масуди, об обряде погребения, середина 10-го века

"Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…"

Надо тут понимать, что Ал-Масуди не в России и нигде поблизости, а в Хазарии. Есть, кстати, такие мнения, что Хазарий с хазарами никаких никогда небыло. Не знаю, не могу судить, но то, что в неком чужом городе, жили какие-то то-ли славяне то-ли русы то-ли индусы еще не о чем не говорит.

Н.М. Карамзин. История государства Российского

"... обагряли свои требища кровию Христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется Христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества"

У Карамзина много жути про славян древних понаписано. А давайте, лапшу с ушей снимем, и попытаемся посмотреть на труд великий сей Кара-Мурзы о котором писательница Жермене де Сталь  в своей записной книжке оставила такие слова:

«Сухой француз – вот и всё».

Итак, коротенькая справка, ведь мы не только должны знать свою историю. Нужно сначала разобраться, кто и как эту историю создаёт. В 1803 году император Александр I назначил Карамзина придворным историографом с жалованием две тысячи рублей в год. 6 июня Карамзин пишет своему брату Василию Михайловичу: «Хотелось бы мне приняться за труд важнейший, за русскую историю, чтобы оставить по себе отечеству недурный монумент». Монумент он хочет более всего а не правды. Русская история Карамзиным пишется на материалах, которые пропитаны неприязнью и ненавистью ко всему русскому. Карамзин никогда не относился к русской старине и святыне уважительно. Карамзин заботился только о прославлении своего имени. В предисловии к «Истории» Карамзин пишет:

«И вымыслы нравятся. Но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина»

– фраза, которая многое объясняет.

От Истории государства Российского даже после ее издания не все были в восторге как принято считать.

8 июня 1818 г. Арцыбашев в письме к Д.И. Языкову выражает своё впечатление от знакомства с книгой Карамзина:

«Третьего дня получил я «Историю» Карамзина, разрезал листы её с жадностью и принялся читать со вниманием. Что ж представилось глазам моим? Ей-ей, не верю ещё до сих пор сам себе – безобразное смешение посторонщины, недоказательности, безразборности, болтливости и преглупейшей догадочности!..

Тщетно целый век учёные старались очистить историю русскую от нелепостей! Является дурачина и вводит их ещё в большем свете… Вот тебе историограф и давно ожиданная история! Читай, народ русский, и утешайся!.. Что подумают о нас народы просвещённые, когда с критикой прочтут её? По милости старой ключницы, которая, сидя на печи, давила тараканов и всенародно рассказывала глупые сказки, сочтут и нас сказочниками. У меня сердце кровью обливается, когда я об этом подумаю».

Так, может давайте мы, потомки, и будем этим "народом просвященным"?

Гельмольд. Славянская хроника (XII в.) Пер. А.В. Разумовской.

"Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят жертвы свои волами и овцами, а многие и людьми — христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особое наслаждение их богам.<...>
Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему (богу Святовиту) в жертву человека — христианина, на какого укажет жребий."

Гельмонд писал про неких полабских славянах, племенах, населявших приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. территории от устья р. Эльбы и до Балтийского моря на севере.  Монах, писал больше про те народы которые сйчас завуться немцами, поляками, сербами.  Что там за орды голожопых дикарей тогда бегала, сложно сказать. Удачный прпимер среднестатистического славянина? Очередная страшилка про язычников, не более.

Титмар Мерзебургский “Хроники” (XI век)

"Сколько в той стране (славян) областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город (капище) пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных".

Титмар этот не просто Титмар. Епископ Мерзебургский. Продолжать?

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.

"В 1925 г. в Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как в старь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди, Настюшка. Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти"."

А вот это уже вполне могло быть, кто спорит. Дурков-же везде хватает. Да и 1925 год. Стоит ли из этого говорить о зверстве славян в целом?

Ну и казалось бы, самое неосопримый пример, источник несомненный и достоверный:

М.В. Ломоносов.
Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года

"Нередко сему идолу приношены были в жертву христианские пленники, которых садили верхом на лошадях во всей их сбруе. Лошадь четыреми ногами привязывали к четырем сваям и, под поставленные по обеим сторонам костры дров подложив огонь, сожигали живых коня и всадника. Другим идолам своим, Прову или Прону, Сиве, Радегасту, приносили тогда жившие славяне кровавую жертву людей христианских. По заклании оных прикушивал жрец крови, от чего уповали силы и действия к предсказанию. Когда жертва совершилась, начинался жертвенный пир с музыкою и плясанием. Злым богам приносили кровавую жертву и печальное моление, также и страшные клятвы, добрым — веселие, игры и радостные пирования".

С изданием "Российской истории" Ломоносова как и у Татищева - не все гладко. Книга вышла в печать только через несколько лет после смерти Ломоносова. Что в ней правда - что нет, о том спорят многие и не первый год.

Из википедии

Крайне скудны сведения о человеческих жертвоприношениях у славян. Из летописей известно, что 11 июня 978 г. святой Владимир I Святославич «сел на столе отца своего в Киеве» и решил вознести благодарение богам, совершив человеческие жертвоприношения. Жертвами его усердия к язычеству, видимо, пали Феодор-варяг и Иоанн, мученики. Параллели предпринятой Владимиром реформы языческого культа, если и имеются, то у скандинавских народов.

"Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников".

И, напоследок:

Современный человек, оторванный от сельского быта, не понимает смысла фразы: "такой-то царь по этому случаю принес в жертву 200 быков!". Современный человек думает, что смысл заключался в том, что этот некто в угоду богам взял, да и лишил жизнь аж 200 невинных коров! Но суть-то в том, что этот некто устроил огромный пир, посвященный богам, и накормил этими быками свое войско. Смысл был не в лишении жизни или кровопролитии, но в самой совместной трапезе, на которой мистическим образом присутствовали и боги.

Судить о древних обычиях нельзя влоб, веря безприкословно записям заезжих иностранцев да монахов.
Надо рассматривать вопрос вцелом, на основе древнего мировозрения славян прежде всего.

Ну а верить сказкам о сташных обычиях человеческих жертвоприношений у славян - это личное дело каждого.

Источники:
Википедия: Человеческое жертвоприношение
Человеческие жертвоприношения у славян (часть 1)
Человеческие жертвоприношения у славян (часть 2)
Жертвоприношения у славян
Ибн Русте о славянах и русах
Наталья Горбикова "Карамзин. Снимаем маску"

Кому интересно, недавно еще, оказывается, вышла книга Богумила Гасанова "Кровавые жертвоприношения у славян: разоблачение мифа".

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Sil2 обязательна.
www.copyright.ru