Катакомбы – подземные некрополи

В предыдущей статье про туранское происхождение этрусков, я рассматривала книгу, автор которой утверждал, что этруски, как и все туранские народы, хоронили своих умерших в гробницах или курганах, в то время, как не туранские, т.е. арийские и семитские народы или по-другому, римляне и евреи, ни в чем таком замечены не были:

«Арийские и семитские народы были великими строителями; они оставили нам храмы, театры, базилики и дворцы; они сделали мосты, дороги, канализацию, но они никогда не были известны как строители гробниц. Их инстинкт заставил их задуматься о нуждах и местах проживания живых, а не о нуждах и местах отдыха мертвых. « Etruscan researches» (Этрусские исследования), 1874г.                                                                                                                                                                                  

Римские катакомбы

Но вот я читаю другую книгу, которая называется «Museum of antiquity; a description of ancient life: the employments, amusements, customs and habits, the cities, palaces, monuments and tombs, the literature and fine arts of 3,000 years ago» (Музей древности; описание древней жизни: занятия, развлечения, обычаи и привычки, города, дворцы, памятники и гробницы, литература и изобразительное искусство 3000 лет назад) , написанную примерно в тоже время (1880г), но другим автором - Леви Вальтером Ягги (Levi Walter Yaggy), и натыкаюсь в ней на такую схему:

План катакомб Рима (Предполагается, что длина составляет от 800 до 900 миль. 1400 – 1670км)
План катакомб Рима (Предполагается, что длина составляет от 800 до 900 миль. 1400 – 1670км)

И сообщение о том, что  в этих катакомбах погребено  в общей сложности от 6 до 7 млн. человек. Вот так выглядели эти катакомбы изнутри:

Внутренний вид катакомб, оттуда же
Внутренний вид катакомб, оттуда же
Посетители римской катакомбы в 1860-х годах на гравюре Le Magasin Pittoresque. Источник
Посетители римской катакомбы в 1860-х годах на гравюре Le Magasin Pittoresque. Источник

Современный вид римских катакомб:

Сatacombe di Santa Priscilla Roma. Источник
Сatacombe di Santa Priscilla Roma. Источник

В книге говорится о том, что у язычников было принято сжигать своих умерших. Но их прах собирался в урны и урны хранились, в том числе и в катакомбах. А с принятием христианства сжигание  сменилось захоронением. И вместо урн в катакомбные ниши стали укладывать уже сами трупы. Так как христиане верили в воскресение мертвых к вечной жизни, а для этого необходимо было наличие тела. Эта логика не совсем понятна: несожженный труп все равно сгниет и, в конце концов, кроме пыли от него ничего не останется. Разница только во времени: при сжигании труп превращается в прах в течение несколько часов, а при гниении (если его не мумифицировать) - в течение нескольких десятилетий или столетий? Согласно научным данным минерализация (процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения) составляет, в зависимости от почвенно-климатических условий региона, от 10 до 30 лет. Хотя находят ведь кости и столетней и даже тысячелетней давности. Или нет? Но если говорить конкретно об этих катакомбах, то на момент написания книги целых скелетов в них было не так уж и много.

Автор упомянутой здесь книги предполагает, что первоначально катакомбы создавались вовсе не с целью захоронения, а как способ добычи песка, который располагался слоями в туфовом основании. Вот, что он пишет:

«Первоначальные входы в катакомбы были во многих случаях подземными дорогами или коридорами, иногда называемыми улицами. Эти коридоры, которые служили входами и проходами в захоронениях, были первоначально старыми песчаными дорогами, из которых добывали песок Пуццолан; когда этот слой песка был извлечен, вход обычно закрывали. Мягкий слой песка Pozzolana, однако, обычно не использовался для погребений, использовался более твердый слой под ним, называемый гранулированным туфом.

Эти коридоры или проходы песчаных карьеров, из которых выкопан песок Пуццолан, достаточно велики, чтобы допустить лошадь и телегу. Это часто были входы в катакомбы, коридоры которых обычно находились рядом или под аренарием (песчаным карьером), и были достаточно просторны, чтобы могли разминуться  два человека и пронести тело. Высота варьируется от 5 до 7 или 8 футов (1,5 -2,5м) или более, в зависимости от толщины ложа туфа.»

Канадский журналист и писатель Вильям Генри Витроу (1839 года – 1908гг.) отвергает версию использования строительных карьеров под захоронения. Вот, что он пишет в своей книге, полностью посвященной Римским катакомбам, которая так и называется «The catacombs of Rome» (Катакомбы Рима), 1874г.:

«До недавнего времени считалось, что катакомбы были первоначально раскопками, сделанными римлянами для добычи песка и других строительных материалов, и впоследствии принятыми христианами как места убежища и, в конечном счете, для обособления и поклонения. Это мнение было основано на нескольких неправильно понятых классических аллюзиях и утверждениях древних церковных писателей и на неправильном толковании некоторых случайных особенностей самих катакомб. Тем не менее, это утверждали такие выдающиеся авторитеты, как Бароний, Северано, Аринги, Боттари, Д'Ажинкур и Рауль-Рошетт. Падре Марчи первый отверг эту теорию строительства, а братья Де Росси полностью опровергли ее. Изучение материала, в котором были соответственно выкопаны эти песчаные карьеры, каменные карьеры и катакомбы, а также их структурные различия, покажет их совершенно различный характер.»

Кстати, перечисленные им товарищи довольно известные личности. Цезарь Бароний (1538 —1607гг.) — католический историк, кардинал, член конгрегации ораторианцев. Дезирэ Рауль-Рошетт (1790—1854) — французский археолог. Джузеппе Марчи (1795-1860гг.) - итальянский археолог, нумизмат и иезуит. Паоло Аринги (1600-1676гг.) - итальянский религиозный писатель, сам написал книгу о Римских катакомбах «Roma subterranea novissima» (Необычный подземный Рим), 1651г. Книга объемная, но на латинском языке. Но даже по изображениям, имеющимся в этой книге, можно сделать вывод, что использовались они не только христианами. Но возвращаемся к аргументации В. Витроу. Он утверждает, что катакомбы с погребениями находились совсем не в тех местах, где находились карьеры по добычи строительных материалов: породы одних были слишком твёрдыми, других - напротив слишком мягкими (сыпучими) для целей погребения:

«Гранулированный туф слишком твердый и содержит слишком большую долю земли, чтобы использовать его в качестве песка, и все же слишком рыхлый для строительных целей. Тем не менее, именно в этом материале, совершенно бесполезном для любого экономического использования, катакомбы почти исключительно раскопаны; в то время как литоидный туф и пуццолана старательно избегаются, когда это возможно, один слишком жесткий, а другой слишком мягкий для целей христианских погребений.

Гранулированный туф, напротив, превосходно приспособлен для строительства этих подземных кладбищ. Его можно было легко вырыть с помощью мотыги, и он был достаточно твердым, чтобы в нем можно было выдолбить локусы и камеры. Его пористый характер сделал камеры сухими и благоприятными для целей монтажа, что имело большое значение в виду огромного числа тел, похороненных в этих углублениях.

Различия в структуре между карьерами или аренариями и катакомбами не менее поразительны. До сегодняшнего дня огромные гроты, из которых были вырублены материалы для строительства Колизея, вероятнее всего, еврейскими узниками Тита, все еще можно увидеть на холме Целий. Говорят, что в этих мрачных хранилищах хранились жестокие нумидийские львы и леопарды, чье противостояние с христианскими мучениками обеспечивали дикое времяпрепровождение римского амфитеатра. Но ничто не может меньше напоминать узкие и извилистые проходы катакомб, чем эти огромные пещеры.

Также нет большего сходства с раскопками песчаных карьеров (аренариев). Это большие и высокие своды шириной от 16 до 20 футов (5-6м), арка которых часто выходит прямо из пола, чтобы обеспечить наибольшее количество песка при минимальных затратах на раскопки. Цель состояла в том, чтобы удалить как можно больше материала; следовательно, часто оставалось только достаточно, чтобы поддерживать крышу. Просторные проходы аренариев проходят по изогнутым линиям, избегая острых углов, чтобы обеспечить свободный проход тележек, уносящих выкопанный песок. В катакомбах, напротив, было удалено как можно меньше материала; следовательно, галереи, как правило, не более трех, а иногда и двух футов в ширину (0,6-1м), и проходят по большей части по прямым линиям, часто пересекая друг друга под довольно острыми углами, так что при очистке можно использовать только очень узкие тележки. Накопившийся мусор веков - очень утомительный процесс, который значительно увеличивает стоимость геологоразведочных работ. Кроме того, стены всегда вертикальные, а крыша иногда довольно плоская или слегка изогнутая. Большая разница в принципе построения очевидна. Великая цель в катакомбах состояла в том, чтобы получить максимум поверхности стены для погребения мертвых в локусах, которыми выстилаются галереи, с минимумом земляных работ.»

Каким образом определили число тел, похороненный в катакомбах:

«Трудно, если не невозможно, подсчитать количество могил на этих огромных кладбищах. Приблизительно 70 000 были подсчитаны, но они являются лишь частью целого, так как была исследована только небольшая часть этого великого некрополя. По продолжительным наблюдениям отец Марчи оценивает среднее число могил в десять, по пять с каждой стороны на каждые семь футов галереи. Исходя из этого, он вычислил, что общее число погребенных в катакомбах составляет семь миллионов! Более точную оценку их протяженности сделал Мишель Де Росси, посчитав, что туда можно вместить почти четыре миллиона могил или, точнее, около 3 831 000. Это кажется почти невероятным; но мы знаем, что как минимум 300 лет или десять поколений все христианское население Рима хоронилось здесь. И эта популяция, как мы увидим, даже на раннем этапе была значительной.»

Однако, по утверждениям этого же автора, в катакомбах кроме христиан хоронились также и евреи, которых было немало в Древнем Риме:

«Весьма вероятно, что первые римские катакомбы были раскопаны евреями. Многие иудейские пленники украсили триумф Помпея после его сирийских завоеваний в 62 году до н.э. Еврейское население увеличилось в результате дальнейших добровольных вступлений. Вскоре они кишели в том регионе Транс-Тиберина (расположенный за рекой Тибр – прим. мое), который образовал древнее римское гетто. Они сделали много новообращенных из язычества в поклонение истинному Богу, и, таким образом, используя язык Сенеки, «побежденные давали законы своим завоевателям.

Все национальные обычаи и предрассудки евреев были против римской практики сжигания мертвых, которую, как утверждает Тацит, они никогда не соблюдали, и они цепко держались за свой наследственный способ погребения. Где бы они ни жили, они оставляли следы подземного захоронения. Холмы Иудеи покрыты могильными пещерами и галереями. Подобные раскопки были найдены в еврейских поселениях Малой Азии, на Эгейских островах, на Сицилии и в Южной Италии.»

И в дополнение упоминание о евреях в Географической энциклопедии М. Бодрана:

Катакомбы - подземные некрополи -

«Иудеи или Гебраи, которых галлы называют juifs, испанцы – judeos, итальянцы – guidei, англичане – jeuves, поляки – zyd, германцы – joden, турки – guifut, по словам Гиллио. Народ, который когда-то жил в Иудее, теперь рассеянн по всему миру; нигде не имея своего места, повсюду все народы их ненавидят и платят им трибутарий (подать, налог – может быть, ссудный процент?  - прим. мое), галлы их  изгнали. Сейчас иудеи называются нацией.»

Почему-то Бодран вообще не применил в данном случае «populi» - народ. Евреи не считались народом до 17-го века? Под "древними римлянами" могли иметься в виду этруски, потому что, как выяснилось,  в те времена там проживали именно они, основавшие Рим и явившиеся его первыми строителями и правителями. Как это утверждает, например, английский археолог Джон Миддлтон (1846 – 1896гг.) «The remains of ancient Rome» (Развалины древнего Рима), 1892г. Получается, что этрусские гробницы вовсе не были массовыми захоронениями. Так хоронили только каких-то особенных, выдающихся личностей, остальных сжигали. Или, может быть, это вообще были не захоронения, а усыпальницы – для того чтобы заснуть не вечным сном, а временным, чтобы пережить какой-то неблагоприятный период, например, и проснувшись, найти возле себя все необходимые для дальнейшей жизни вещи, так заботливо приготовленные перед засыпанием? Интересно, слова « засыпАть» и «засЫпать» пишется одинаково, но какое разное значение. Или эти понятия взаимосвязаны?

Кроме версий карьеров и христианских захоронений были еще и другие версии происхождения катакомб:

«Была выдвинута фантастическая теория происхождения катакомб. Их приписывают доисторической расе троглодитов, которые ненавидели дневной свет и зарывались, как кроты в землю. У Мака Фарлана есть красноречивый апостроф старым этрурианцам, он предположил, что катакомбы были выкопаны ими за 1200 лет до христианской эры. Мы видели также, как они ошибочно приписывались языческим римлянам.»

Троглодитов упоминали Геродот, Клавдий Птолемей, Агатархид, Страбон, Диодор Сицилийский, Плиний, Тацит, Иосиф Флавий и другие, как пещерных людей, имеющих человеческих облик, но покрытых волосами, не умеющих говорить. Возможно, они стали прообразами сатиров. Дыма без огня не бывает? Я верю, что могли существовать такие существа, но не верю, что они селились под крупными городами. Или наоборот: города были построены на местах бывших поселений  троглодитов?

Но возвращаемся к описанию римских катакомб. Они имели разветвления не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной:

«До сих пор был описан только один уровень катакомб, но часто под этой глубиной есть еще более глубокая, или даже три или четыре яруса галерей, раскопанных, когда верхние были заполнены могилами. Таким образом, иногда бывает целых пять этажей, или уровней, как их называют, один под другим. Они тщательно поддерживаются в горизонтальном положении, чтобы не прорваться сквозь пол вышележащего или крышу нижележащего уровня, опасность чего была бы очень велика, если бы отошел строгий уровень. По той же причине разные пиани (ниши) обычно были разделены толстым слоем твердого туфа.»

И приводится вот такая схема для наглядности:

Катакомбы - подземные некрополи -

«Слой темного цвета, отмеченный на полях I, целиком состоит из обломков древних памятников, зданий и других материалов, накопленных в течение веков в этом месте на глубине 8 футов (2,5м). Здесь полностью погребены древние дороги, кроме тех, где раскопаны, как показано на гравюре. Следующий слой, II, из твердого сероватого туфа. Этот первый уровень Ф раскопан. Он находится на глубине 20 футов (6м) от поверхности, а во многих местах только половину этой глубины. Следующий слой, мягче и легче обрабатывается, и, следовательно, это тот, в котором находятся наиболее важные и обширные уровни галерей.»

Вот вам реальный "культурный слой", толщиной 2,5 метра, полностью состоящий из руин прежних сооружений города. 2-й уровень катакомб находится на глубине 13м от поверхности земли. 3-й – на глубине 21,5м., 4й, самый нижний уровень, еще на 3м глубже, но он периодически подтапливается вследствие подъема уровня воды в реке Альмона (31,7м от поверхности). Уровень Тибра на 40м ниже поверхности земли над катакомбами.

В настоящее время и даже в 19-м веке, как показано на представленных выше иллюстрациях, все катакомбные ниши были уже открыты, больше напоминая стеллажи, чем могилы. Но раньше все они были герметично запечатаны. Иначе трудно себе представить, какая бы стояла вонь от тысяч (миллионов) гниющих тел не только внутри этих катакомб, но и на поверхности над ними.

«Эти могилы когда-то были герметично запечатаны мраморными плитами или плитками из терракоты. Первые были, как правило, из одного куска, который вставлялся в паз или прорезь в скале у края могилы и надежно закреплялся на своих местах, как, впрочем, было абсолютно необходимо, из-за открытого характера галерей, в которых могилы были размещены. Иногда для этой цели использовались фрагменты языческих надгробий или алтарей. Плитка, как правило, была меньше, для взрослой могилы требовалось две или три. Они были расположены в виде панелей и были зацементированы штукатуркой, на которой имя или символ часто грубо царапали лопаткой, пока она была мягкая, как на следующем рисунке. Большинство этих плит и плиток исчезли, и многие из могил уже давно лишены их содержимого. В других все еще можно увидеть разлагающийся скелет того, кто когда-то был мужчиной в его силе, женщиной в ее красоте или ребенком в его невинности и радости. Прилагаемая гравюра показывает две могилы, одна из которых частично открыта, обнажая скелет, который лежал на скалистом ложе в течение, вероятно, более 15-и веков.»

Ниши, закрытые и открытые
Ниши, закрытые и открытые

На всех плитах было что-то написано. Наряду с совсем короткими текстами были и длинные. Возможно, именно из этих надписей и стала известна история Древнего Рима, расписанная чуть ли не по дням?

«Стены с обеих сторон полностью покрыты надписанными плитами, прикрепленными к их поверхности. С правой стороны расположены языческие памятники, собранные в окрестностях города - могильные и обетные таблички, алтарные посвящения, фрагменты императорских рескриптов и указов и другие свидетельства о могуществе и великолепии цветущих дней Рима. Слева - скромные эпитафии ранних христиан, грубо высеченные в камне или процарапанные в гипсе и привезенные сюда главным образом из склепа катакомб. Для тех, кто восстанавливает ранние века церкви, этот длинный коридор надписей представляет больший интерес, чем любая из четырех тысяч комнат этого обширного папского дворца, с их бесценными бронзами, мрамором, драгоценными камнями, фресками и другими остатки классического искусства.»

Вот так выглядели богатые камеры римских катакомб:

Усыпальница и кладбище святого папы Каллиста и других мучеников в Ардеатине
Усыпальница и кладбище святого папы Каллиста и других мучеников в Ардеатине

И отдельные саркофаги:

Мраморный саркофаг, обнаруженный в Ватикане
Мраморный саркофаг, обнаруженный в Ватикане
Два мраморных саркофага, которые были раскопаны вблизи церкви  Себастьяна
Два мраморных саркофага, которые были раскопаны вблизи церкви Себастьяна

На верхнем из последних двух саркофагов изображены три волхва, надо понимать, почему-то в скифских шапочках… Все три изображения взяты из книги «Необычный подземный Рим», 1651г., упомянутой выше.

Катакомбы были пронизаны вентиляционными шахтами, которые являлись так же и световыми фонарями. Имелись в них и источники воды. Предполагается, что в катакомбах не только хоронили, но и жили какое-то время ранние христиане, скрываясь от гонений, устраиваемых им языческими римлянами. В настоящее время население Рима составляет 2, 87млн. человек. Получается, что под Римом покоится примерно в два раза больше тел, чем находится на его поверхности. Но еще в конце 19-го века количество подземных «обителей» Рима превышало количество надземных в 30 раз, потому что население Рима составляло тогда всего 200тыс. человек.

Парижские катакомбы

Сопоставимы с римскими  по количеству захороненных Парижские катакомбы. Они также содержат останки более 6 млн. человек. Но история происхождения парижских катакомб совсем другая. Считается, что первоначально это был каменный карьер.

«Почти 300км галерей раскинулись под внутренним Парижем, иногда на трех уровнях карьеров. Средняя глубина около 20-и метров ниже естественного уровня земли. Когда эти карьеры были активны, они добывали строительный камень, что позволяло в течение нескольких столетий строить здания Парижа, не импортируя никаких других строительных материалов.

План Парижских катакомб, источник
План Парижских катакомб, источник

Под захоронение была использована лишь небольшая часть этих карьеров. И было это сделано одномоментно, а на протяжении столетий. До принятия христианства трупы, вероятно, как и в других местах сжигали, а с появлением христиан, их стали хоронить на кладбищах возле церквей. Но постепенно многие кладбища оказались в центре города, причем некоторые из них содержали не только отдельные могилы, но и братские, заполненные тысячами и десятками тысяч трупов – после различных эпидемий, войн и других разных бедствий. Краткое описание ситуации: 

«Кладбище Святых Невинных появилось в 5-м веке вокруг церкви Нотр-Дам-де-Буа.

В течение 13-и веков оно принимало десятки поколений парижан, которые умирали в 22 приходах города, а также трупы из Hôtel-Dieu и морга. Начиная с небольшого сельского кладбища, оно становится самым большим кладбищем в Париже и неотъемлемой частью одного из самых оживленных районов города. Войны, эпидемии или голод приносят свою долю тысяч трупов для захоронения в этом ограниченном пространстве, что делает их разложение все более и более трудным. Братские могилы достигают глубины более 10-и метров. Таким образом, в конце 18-го века поверхность кладбища находился на высоте более двух метров над уровнем улицы, создавая антисанитарные проблемы.

Постоянно возобновляемое разложение тысяч трупов способствует распространению болезней. С 1554 года врачи парижского факультета безуспешно возмущались риском эпидемий, связанных с существованием кладбища. В 1737 году врачи из Королевской академии наук подтвердили этот анализ, и жалобы местных жителей только накапливались за эти годы. Если количество отдельных захоронений не превышает 200 в год, то в братских могилах можно разместить до 1500 трупов. Их периодически опорожняют, чтобы освободить место при создании новых могил, а кости помещают в огромные братские могилы, окружающие кладбище.

Летописец 18-го века отмечает, что в окрестностях вино становится кислым менее чем за неделю, а еда портится через несколько дней. Вода из колодцев также загрязнена гнилостными материалами, что делает ее все более непригодной для потребления.

В 1765 году распоряжением парижского парламента было запрещено любое захоронение в черте города.»

Это запрещение не решило проблему с экологией: разлагающиеся трупы продолжали заражать город. В 1782 году в Париже появилась анонимная брошюра, описывающая идею переноса останков всех парижских кладбищ в подземные карьеры. Эту идею обсуждали какое-то время, и осуществили через 3 года:

«Постановлением Царского Собора от 9 ноября 1785 года постановили ликвидировать кладбище Невинных с эвакуацией костей, и его дальнейшей перестройки под публичный рынок. Город Париж затем покупает старый дом у Commanderie de Saint-Jean-de-Latran, на нынешней улице Dareau в коммуне Монруж, под которым были сооружены подземные пространства с ответвлениями площадью 11 000 м2 , которые простираются почти на 1500 м под пространством между нынешними улицами Dareau, d'Alembert, Hallé и Montsouris.»

Т.е. они выкупили фактически только ВХОД в подземный каменный лабиринт. Считается, что в этом подземном парижском оссуарии  находится около 6 млн. останков, т.е. примерно столько же, сколько и Риме. Но если там сами останки почти все истлели, то в Париже они почему-то сохранились, причем выглядят примерно одинаковой степени сохранности и разлагаться дальше не собираются. Возможно, их для этого обработали каким-то специальным составом?  Из отдельных костей и черепов в парижских катакомбах сооружены целые композиции, которые показывают туристам. «Полюбоваться» этим «произведением искусства» приходит около полумиллиона человек в год.

Парижские катакомбы, Источник
Парижские катакомбы, Источник

Вот такое видео про Парижские катакомбы подкинул мне наш автор Sil2 «ПРОНИКЛИ в ТАЙНОЕ КЛАДБИЩЕ под Парижем! Увидели ЖЕСТЬ». Там показана та часть катакомб, которая закрыта для посещения. Отрывок из описания впечатлений авторов этого видео:

«Тут просто пол устлан одними костями!  Это место реально существует, их тут горы, некуда наступить. Я привык лазать по пещерам, но ощущение были совершенно другие. Ты понимаешь, что ты находишься там, где трупы.

Стоишь и не можешь поверить, ты реально не можешь поверить, что это кости людей, что их там просто десятки, сотни тысяч, что это просто могильник, это просто кладбище.

Это самое жуткое зрелище, которое я когда-либо видел в своей жизни. Просто куча, там даже ногу негде было поставить, везде кости, везде человеческие кости.

Это реальное кладбище, подземное кладбище где-то под Парижем, под самым романтичным городом в мире, городом любви находится вот этот ужас, вот этот настоящий ад.»

Честно говоря, я согласна с некоторыми комментаторами, которые написали под этим видео, что катакомбы доступные для посещения, выглядят еще ужасней: если здесь только пол устлан костями, то там все стены. Причем они еще и уложены в композиции, типа это искусство такое. Хотя существуют оссуарии, где эти композиции из костей сделаны еще «искусней».  И самое главное, на что я обратила внимание: стены этих катакомб (а диггеры прошли по ним несколько километров) вовсе не выглядят как стены карьера. Они выглядят как стены подвалов  - это кладка из пиленных каменных блоков. Когда она была сделана? Не похоже, что в 18-м веке. Судите сами. Кадр из видео:

Катакомбы - подземные некрополи -

И еще один, более четкий из другого источника:

Закрытая для посещения часть катакомб в Париже. Источник
Закрытая для посещения часть катакомб в Париже. Источник

В парижских карьерах добывали известняк. И выглядит этот карьер вот так:

Катакомбы - подземные некрополи -

Причем только стена слева реально выглядит как карьер. А через вот такие колодцы в 15-м веке поднимали этот камень на поверхность, как говорится в статье "GÉOLOGIE ET CARRIÈRES" (Геология и карьеры):

Катакомбы - подземные некрополи -

Другие европейские катакомбы и оссуарии

Оссуарии  - это места захоронения скелетированных останков. Под многими старинными городами (если не под всеми?) расположены подземелья. Но крупными захоронениями в них известны только два: Рим и Париж. Интересно, как решали эту проблему в других городах? Ведь понятно, что города росли, а значит, многие кладбища оказывались в центре города, и кроме того, случались и эпидемии, моры, битвы, уносящие тысячи жизней за короткие промежутки времени. Даже удивительно, что только Париж столкнулся с проблемой перезахоронения останков. Есть катакомбы в Лондоне, но  в намного меньшем масштабе:

«В Лондоне, в Англии, есть несколько катакомбных пространств, хотя высокий уровень грунтовых вод города ограничивает подземное строительство. Существует давняя традиция захоронения под полами церквей, и в период строительства новой церкви в викторианскую эпоху многие были снабжены хранилищами или склепами под основной структурой.

Катакомбы, открытые в 1837 году, были построены под часовнями и включали группу из 95 хранилищ с частными и общими локусами вместимостью 3500 гробов. Еще одна крупная катакомба была построена на Кенсальском зеленом кладбище, а меньшая - на кладбище Нанхед.

Катакомбы Клеркенвелла представляют собой комплекс туннелей, первоначально расположенных под Домом задержания Клеркенуэлл, и когда-то содержали 286 тюремных камер. Тюрьма давно исчезла, ее заменила Школа Хью Мидделтона, но катакомбы остались. Хотя пространство было когда-то открыто для публики как небольшая туристическая достопримечательность, теперь оно доступно только съемочным группам и случайным частным мероприятиям.» Источник

Есть оссуарии в Чехии, Португалии и Австрии, но они расположены на поверхности земли. Самый крупный из них находится в Седлеце, Чехия. Там интерьер  костёла полностью отделан человеческими черепами и костями, для оформления которого было использовано около 40 000 человеческих скелетов. 

Фамильный герб Шварценбергов, сделанный из костей в интерьере костницы в Седлеце
Фамильный герб Шварценбергов, сделанный из костей в интерьере костницы в Седлеце

Шварценберги (Черные горы) — это известный с XII века франконский дворянский род и крупнейший землевладелец Богемии в 18-20-м веках.

Также известна часовня костей в Португалии (Capela dos Ossos)Ее стены и 8 столбов оформлены «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом из примерно 5000 скелетов.

Старинные захоронения в России

На территории России и Украины тоже имеются катакомбы, но не известно, чтобы они использовались под захоронения. Наверное, в России имеет место быть обратная ситуация: отсутствие старых кладбищ. Оказывается, на заре советской власти их попросту ликвидировали:

«Уничтожение церковных и монастырских некрополей, как и уничтожение самих храмов, — одно из проявлений антирелигиозной кампании, развёрнутой правительством СССР в конце 1920-х годов и наиболее активно проводившейся в жизнь до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.

Ликвидация церковных кладбищ обосновывалась закрытием, перепрофилированием и сносом мест отправления культа. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты. Ведь пока при храмах существовали кладбища, советские люди посещали и стоящие рядом с ними храмы. Декретом СНК от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела.

С другой стороны, исторически сложившаяся градостроительная структура, включая многочисленные кладбища при храмах, сдерживала развитие быстро растущих в условиях индустриализации городов. В мегаполисах, Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде хозяйственники настаивали на сносе не только церковных, но и общегородских кладбищ, чтобы оперативно освоить высвободившиеся территории. Чаще всего на них появлялись парки, жилые дома и даже производственные объекты» Источник 

А я бы написала по другому: не даже производственные объекта, а ДАЖЕ ЖИЛЫЕ ДОМА. Самое старое из уцелевших кладбищ - некрополь Александро-Невской лавры, но самые старые захоронения  в нем относятся к началу 18-го века. Захоронения остальных некрополей начинаются примерно с середины 19-го века. А это Москва, Донской монастырь:

Старинные надгробия, свезённые со всей Москвы в Донской монастырь. Источник
Старинные надгробия, свезённые со всей Москвы в Донской монастырь. Источник

И более крупным планом:

Катакомбы - подземные некрополи -

О некрополе Донского монастыря:

«Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.»

Александр Сумароков – конец 18-го века, Михаил Херасков – начало 19-го. Остальные –более поздние. Но не сказано о тех надгробных плитах, которые просто сложены кучу. Возможно, они относятся к более раннему периоду. Христианская символика на них не просматривается.

Подведение итогов

Итак, подведем итог нашего жуткого обозрения. В Риме массовое захоронение в подземных галереях было связано с обращением населения в христианскую веру. Язычники трупы умерших сжигали. Тут появляется дополнительный вопрос, а как они поступали с трупами при масштабных случаях смертей: войны, бедствия, болезни? Если их верование не позволяло им просто закопать трупы в землю. Но даже сжигание одного трупа взрослого человека до состояния праха – дело не из легких. А как сжечь сотни и тысячи трупов за раз? Или, может быть, в древних курганах хоронили не только вождей, но были и курганы – братские могилы? Вопрос оставляю открытым, может кто-то больше знает на эту тему и поделится своим мнением в комментарии?

Параллельно с этим идет тема великанов. Если их встречали вплоть до начала 18-го века, правда, на другом полушарии – в районе Южной Америки и Океании, но ведь и в Европе до сих пор сохранились здания с высокими потолками и дверями, как например вот этот дом в Амстердаме:

Дом "Den Grooten Heer" (Большой Господин), Амстердам
Дом "Den Grooten Heer" (Большой Господин), Амстердам

Слева ряд обычных домов с высотой первого этажа 3,5 м, и высотой дверей 2,5м. Дом справа имеет высоту потолка 1-го этажа - 6м, входной двери - 4м. Там идут люди и можно сравнить масштаб.

То их трупы тоже надо было как-то утилизировать. Но, вероятно, с этим справились прекрасно. Потому что гигантских костей в больших масштабах мы в наше время не наблюдаем. И в связи с гигантами еще один момент: все ниши в римских катакомбах рассчитаны под размер современного человека. А все кости из парижских катакомб  соответствуют костям современных людей. Это только к вопросу о времени погребения, или также к вопросу: кого погребали?

Насчет времени погребений официальная история дает такие сроки: в римских катакомбах - с до н.э. до 15-го века, в парижских катакомбах - с 18-го века. Правда, это было не захоронение, а перезахоронение останков,  а конкретнее костей умерших, захороненных ранее в других местах. Причем кости эти (с 6млн. скелетов?) предварительно обработали. Т.е. помыли, выварили, вымочили в каком-то консервирующем растворе? По крайней мере, в той части катакомб, которая доступна для посещения и просмотра. Как дело обстояло с кладбищами в других городах Европы и не только Европы, и почему они не имели таких проблем как Париж, не понятно. Париж был самым крупным городом? Имел наибольшее число массовых смертей его граждан? Или другие города просто не обнародовали свои катакомбные захоронения? Или утилизировали старые захоронения по-тихому и без помпы? Как, например, это сделали в России.

В оформлении статьи использована фотография катакомб Рима, взятая с сайта Ancient History encyclopedia

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
www.copyright.ru