I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения

Формула хранения секретов:

они будут видеть, но всё равно ничего не увидят.
они будут слушать, но всё равно ничего не поймут.
они будут думать что знают всё, но не будут знать ничего."

И. Ю. Шкурин "i.grek"

Археологи это люди, которые развеивают мифы и создают новые легенды

И. Ю. Шкурин "i.grek"

чем ближе к современности, тем труднее врать

И. Ю. Шкурин "i.grek" об истории и историках

"Самое интересное, что именно в таком ракурсе, когда Солнце является центром нашей системы, нашу Солнечную систему ещё никто не видел, даже космические аппараты! Так что вполне возможно, что всё совсем не так, как принято считать."

И. Ю. Шкурин "i.grek"

"Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ историка-гуанитария: "Очень просто - берешь и идешь"."

И. Ю. Шкурин "i.grek"

Удивительно насколько глупы, ограниченны или невменяемы бывают те, кого считают "специалистом" в какой-то "области" и кому, заглядывая в рот, безусловно верят толпы обывателей.

Я сам постоянно натыкаюсь на банальную необразованность "гуманитариев", хотя сам был таким-же, но с техническим складом ума и неспособностью тупо верить в тот невообразимый бред, который мне пытались навязать.

Я уж не говорю про агрессивно-глупых обывателей, взращённых на мультиках про "спанч-боба", или верой в бескорыстное строительство коммунизма коммунистической партией, готовых заблевать всё, что не в состоянии уразуметь их недоразвитый инфантильный мозг. Но "специалисты"-то уж должны хотя бы пытаться разбираться хоть в чём-то!

Однако, разбираться в том, что приносит им кусок хлеба с маслом, для них равнозначно собственноручному "харакири", поскольку этот закрытый клуб "торговцев воздухом" кормится за счёт лжи и фантазий, за которые оболваненные обыватели несут живые деньги... Примеры? ЛЕГКО! Вот только те что я нашёл у Игоря прямо сразу. Читаем:

"Археологи это люди, которые развеивают мифы и создают новые легенды.

Чуть только историки-археологи намылились зафиксировать очередное открытие, как им все испортил филолог-классик Никита Виссарионович Шебалин со своим принципом "Жить надо так, чтобы другим было неповадно".

А-а-а! Шеф, усе пропало, научное открытие обломали, туристический объект профукали...

А начиналось все хорошо. Копали археологи где-то в Северном Причерноморье. То ли в Ольвии, то ли в Херсонесе. И нашли храм небольшой. Сначала непонятно было, кому посвящен храм, а потом на одной из колонн нашли надпись: ΟΥΧΕΣΑ.

Стали репу чесать, вроде бы среди олимпийских богов никакой Ухэсы нет. Да и вообще, нигде она не встречается. Поэтому археологи решили, что нашли храм какой-то местной богини Ухэсы. Таврской, не иначе. Но мы ведь ничего не знаем про таврических местных богинь. Знаем только про ту богиню-девственницу, которой служила Ифигения, дочь Агамемнона, которую он принес в жертву, но богиня в последний момент подменила ее овечкой, а ее унесла в Тавриду и сделала своей жрицей. Мама Ифигении, Клитемнестра, тогда так обиделась на мужа, что, в его отсутствие завела себе любовника - его брата, а когда Агамемнон вернулся с троянской войны, зарубила его топором.

Этой богине-деве посвящали человеческие жертвоприношения. Когда Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Ифигении, бежал в Крым от гнева Эриний, после того, как, в месть за отца убил мать, его вместе с его другом Пиладом привели к алтарю этой богини и Ифигения чуть было не принесла в жертву своего брата.

До сих пор в Крыму, на мысе Фиолент, показывают развалины, где, по преданию, это все произошло. И Пушкин там был, и написал даже замечательное стихотворение:

К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось.
..............................
Чадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень и тишина,
И, в умиленье вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.

И без А.С. Пушкина сюжет Ифигения в Тавриде и Ифигения в Авлиде оказался весьма востребован и популярен, к нему приложили руку Гете, Глюк и многие-многие другие, написаны трагедии, оперы, сняты кинофильмы и прочee.

Ведь правда, заманчиво присоединиться к такому зачетному пиару? Используя как палочку-выручалочку универсальный прием "нельзя исключить, что..." историки-археологи надпись ΟΥΧΕΣΑ истолковали как имя той самой "крови жаждущей богини" Ухэсы. Почему бы и нет?

По этому поводу они сделали доклад в Эрмитаже. На доклад пришел тот самый упомянутый Никита Шебалин, замечательный эллинист с филологического факультета. Когда доклад начался, Никита Виссарионович схватился за живот, потом упал под стол, а когда его достали оттуда, он объяснил, что ΟΥ ΧΕΣΑ значит по-гречески - "не отливать". т.е., "не мочиться".

Самое смешное, что это выражение понял бы любой не заклейменный научными титулами, а всего лишь знакомый с блатным арго. "Не хезать" - не с.ать, "похезать" - пос.ать. Без вариантов: "Хезать "испражняться", кашинск. (См.), слово из жаргона русск. бродячих торговцев и воровского арго (примеры см. у Фасмера, Гр.-сл. эт. 218)." 

Вот поэтому узкие специалисты очень не любят, когда на кормящую их полянку вторгаются посторонние со своими сугубыми ИМХО. :))

Псковский камень

Ещё пример, как мозг дорисовывает образ исходя из предшествующего опыта, стереотипов восприятия, а также направления, угла и точки зрения и в результате может ввести нас в заблуждение. Два диаметрально противоположных подхода в прямом смысле этого слова - два автора "подошли" с разных сторон к древнему камню из Псковской области" чтобы прочитать надпись.

Статья г-жи Котовой приводится со значительным сокращением, ибо далеко не каждый осилит полный текст.

Г.Г. Котова

Уникальные камни Псковской области

22 сентября 2012 года на сайте «Академии Тринитаризма» было опубликовано письмо Артема Борисовича Каракаева с просьбой сказать, что и на каком языке написано на камне, фотография которого приводится на рис.1. Камень этот, по словам Артема Борисовича, найден в лесу неподалеку от д. Урицкое, что находится в 30-35 км от гор. Великие Луки. Неподалеку от места находки протекает река Ловать, по которой, как говорят летописные источники, проходил путь из Варяг в Греки.

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
рис.1

Поскольку камень с надписью найден в Псковской области, можно было предположить, что текст написан на диалектном русском языке, но с использованием знаков архаического греческого алфавита. Еще Ф. Воланский, польский археолог, филолог и эпиграфист в 19 веке писал «…многие Славяне, а именно в России, Сербии и Молдавии употребляют и по сие время эти письмена, и мы имеем полное право спросить: Славяне ли заимствовали у греков или последние у Славян эти письмена?» (2). А наш эпиграфический опыт показывает, что архаические греки говорили на диалектном русском языке, т.е. были также праславянами (3, с.212 - 225), и, следовательно, архаический греческий алфавит можно с полным основанием назвать русским докирилловским алфавитом.

<...>

После транскрипции русскими буквами и транслитерации надпись на камне смотрится следующим образом:

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Транскрипция и транслитерация текста:

1. ЛТС КОЛ Р
2. М ПВ : ЛТС ЛХД
3. И АЛД ЛИ.С СК БИ ОЛ
4. ЛС СН ЛЗС И ЛСК
5. ЛИЛИС СЛЕ ЛИЛИ
6. БК ЛИ

Чтение:

1. ЛеТоСь КОЛолись на Ра -*
2. Ме ПаВетки : ЛеТоСь ЛиХоДе -
3. И на АЛоДь ЛИЕСа СеКом БИли ОЛелько
4. ЛаСу СыН ЛиЗаСе И ЛаСКаться
5. ЛИЛИСь СЛЕзы ЛИЛИсь.
6. БоК ЛИл.

Перевод:

1. ЛЕТОСЬ ДРАЛИСЬ на МЕ-
2. ЖЕ, ПАВЕТКИ : ЛЕТОСЬ ЛИХОДЕ-
3. И на ОПУШКЕ ЛЕСА СЕКОМ УБИЛИ, ГОРЕ МНЕ,
4. ЛАСУ. СЫН любил ЦЕЛОВАТЬСЯ И ЛАСКАТЬСЯ.
5. ЛИЛИСЬ СЛЕЗЫ, ЛИЛИСЬ.
6. БОГ ЛИЛ.

* Маленькие буквы – это выпущенные в тексте буквы. Двоеточие означает конец фразы в тексте. Точки, запятые и знаки переноса поставлены мной.

<...>

Выводы : 
1. Надпись на камне является эпитафией. 
2. Язык надписи диалектный русский. 
3. Алфавит смешанный, включающий в себя знаки кириллицы, архаического греческого и латиницы. 

А вот ответ на эту "высосанную" из камня "диссертацию":

Игаль Замир

Иной подход к дешифровке надписи на камне из Псковской области

Я решил написать эту заметку сразу после того, как на сайте «Академии Тринитаризма» была опубликована статья Г.Г. Котовой о дешифровке надписи на камне из Псковской области. В ней утверждалось, что язык надписи является диалектным русским, а алфавит смешанный, включающий в себя знаки кириллицы, архаического греческого и латиницы.

Однако, если камень перевернуть ( рис. 1), то каждый, кто знает иврит ( рис. 2 и 3), историю его возникновения (рис.4) и знаком с иудаизмом (не еврейством) скажет вам, что на фотографии могильная плита - сверху פיינ, под ней похоронена женщина, имя я не могу разобрать (это 3я сверху строка), видимо, дочь Ицхака (4ая строка). Похоронена в год (שנת תרפ ) пятая строка сверху, что по современному календарю соответствует 1920 г.

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Удивительно, что среди читателей такого интересного и передового научного сайта нет ни одного иудея учённого? Именно иудея, а не еврея, думающего, что необычной фамилии, большого носа и картавости ему вполне достаточно, чтобы причислять себя к "народу книги"... .

P.S. На тему привычной точки зрения, полезно вспомнить старую уже историю, как маркетолог провалил рекламную кампанию на Ближнем Востоке. Все вроде бы было сделано правильно: учитывая низкий уровень грамотности, рекламу решили сделать в картинках. Но забыли, что арабы читают справа налево, и соответственно воспринимают последовательность картинок, и те поняли как "бежал, выпил, упал":

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

P.P.S. Свеженький и простенький пример - 2013 год или "эрос"?

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Механизм обмана

Вот так мозг дорисовывает образ исходя из предшествующего опыта,  стереотипов восприятия, а также направления, угла и точки зрения и в результате может ввести нас в заблуждение.

Всё это только иллюзия зависящая от точки зрения.

Интересно, а как воспримут такую иллюзию какие-нибудь племена из глубин Африки, не знакомые с условным изображением параллелепипеда?

Если смотреть на модель Солнечной системы в ставшем привычным для современного человека гелиоцентрическом ракурсе "как в учебнике" (естественно, не в масштабе), то вроде бы всё ясно. Если смотреть с точки зрения геоцентрической модели, где центр системы Земля, то визуальное движение планет заметно усложнится. Ещё сложнее понять эти движения находясь на поверхности вращающейся Земли. Тем не менее, все наблюдаемые движения будут совершенно реальными, правильными, ведь это "те же яйца, только вид сбоку". Самое интересное, что именно в таком ракурсе, когда Солнце является центром нашей системы, нашу Солнечную систему ещё никто не видел, даже космические аппараты! Так что вполне возможно что всё совсем не так как принято считать...

А теперь смотрим известное изображение, заставлявшее всех усомниться в своём первоначальном впечатлении:

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Всё дело в точке зрения. Чтобы понять систему, надо изучать её извне и при этом выбирать оптимальные точки зрения, т.е. под наиболее информативными углами и масштабами обзора.

Чтобы обнаружить гармонию и хаос разных маятников, качающихся совершенно независимо, также следует найти правильную точку зрения.

В музее голландского города Утрехта хранится старинная доска размером 31x24x5 см с портретом Папы Римского. Кажется, что в этом нет ничего особенного, но если перевернуть, то профиль превращается в голову дьявола. Это двойное изображение чеканили даже на монетах, сопровождая надписью на латыни: "Mali corvi malum ovum" ("Поганого ворона поганое яйцо").

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Следствие излишнего количества точек зрения, мнений и прочего информационного шума - когнитивный диссонанс и разрыв шаблона...

"Они будут смотреть, но все равно ничего не увидят. Они будут слышать, но все равно ничего не поймут."

Чтобы успешно продвигаться в понимании мира, нужно уметь изменять точку зрения. Неизменность точки зрения неизменно порождает иллюзию понимания.

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Гуанитарное мышление

Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ историка-гуанитария: "Очень просто - берешь и идешь".

Как прокормить зимой сотни тысяч лошадей "монголо-татар"? Отвечают: "Очень просто - берешь и кормишь".

Как даже для одной лошади/коровы запасти на зиму 3-6 тонн сена (сухой вес!). Да гуано вопрос: берешь косу и косишь. via

А где взять косу? Да гуано вопрос - в любой деревенской кузнице их делали.

А как там дело с деревенскими кузницами в начале 19 века или страшнее того, в 18-веке? Да легко, их полным-полно.

Как передвигались и чем питались сотни тысяч солдат и лошадей армий Наполеона-1 и Александра-1 ? Не вопрос - шли и питались. 

И чем дальше от современности - тем больше сомнений и больше возможностей для ошибок и умышленных подтасовок. Для лучшего понимания этого тезиса цитирую:

Вернувшись в монастырь, я застал там занятное зрелище. Настоятель и монахи, собравшись в большом зале, с ребяческим любопытством и младенческой доверчивостью следили за фокусами нового чародея, только что прибывшего. Одежда на нем была фантастическая, такая же нелепая и пестрая, как одежда индейских знахарей. Он вертелся, бормотал, размахивал руками, чертил таинственные знаки по воздуху и по полу – словом, вел себя, как все фокусники. Он был очень знаменит во всей Азии, – так он сам утверждал, и этого было вполне достаточно. Такие утверждения ценятся на вес золота и повсюду находят сбыт.

Как легко и дешево досталась этому человеку слава великого чародея! Его специальностью было рассказывать, что в данную минуту делает любой обитатель земного шара, а также, что он делал в прошлом и что он станет делать в будущем. Он спросил, не желает ли кто-нибудь узнать, что сейчас делает император Востока? Блеск глаз, восхищенные потирания рук были красноречивее любого ответа. Еще бы! Разумеется, вся эта благочестивая толпа мечтала узнать, что делает этот монарх. Обманщик забормотал и затем торжественно возвестил:

– Высочайший и могущественнейший император Востока сейчас кладет деньги на ладонь святого нищенствующего монаха – одну монету, две, три монеты, и все серебряные.

Толпа восторженно загудела:

– Изумительно! Удивительно! Сколько пришлось учиться, сколько пришлось работать, чтобы приобрести столь необычайную силу.

Не желают ли они узнать, что сейчас делает повелитель Индии? Да, желают. Он сказал им, что делает повелитель Индии. Затем он сообщил им, чем занят султан Египта и что собирается предпринять король Дальних Морей. И так далее, и так далее… 

И с каждым новым чудом изумление перед точностью его знаний все возрастало. Порой его пытались сбить трудным вопросом, – но нет, сбить его было невозможно, на каждый вопрос он отвечал без колебания и промедления, с полной уверенностью. Я видел, что если так будет продолжаться, я потеряю свое превосходство, – этому детине достанется все, а я останусь за флагом. Я должен сунуть палку ему в колесо, и притом как можно скорее. И я сказал:

– Мне очень хотелось бы узнать, что сейчас делает один человек.
– Спрашивайте, не бойтесь. Я дам вам ответ.
– Это, пожалуй, будет трудно… Быть может, даже невозможно…
– Для моего искусства нет ничего невозможного. Чем труднее вопрос, тем охотнее я на него отвечу.

Как видите, я старался привлечь любопытство. И мне это удалось. Кругом насторожились, вытянули шеи, затаили дыхание. Любопытство привлечено, теперь нужно его разжечь.

– Если вы не ошибетесь, если вы ответите правильно, я дам вам двести серебряных пенни.
– Эти деньги уже все равно что мои… Я скажу вам все, что вы желаете узнать.
– В таком случае ответьте мне, что я сейчас делаю правой рукой?
– Ах!

Все были изумлены необычайно. Во всей этой толпе никому не пришел бы в голову простейший трюк – спросить о человеке, который находится не за десять тысяч миль отсюда. Чародей смутился. Очевидно, такого вопроса ему никогда еще никто не задавал. Он не знал, как ему вывернуться. Он был сбит с толку. Он не мог выговорить ни слова.
– Чего ж вы ждете? – сказал я. – Если вы в состоянии сразу, без всякой подготовки, определить, что делает человек на другом конце света, неужели вы не можете ответить, что делает человек, находящийся в трех ярдах от вас? Люди, стоящие позади меня, видят, что я делаю своей правой рукой, и подтвердят, если вы ответите правильно.

Он продолжал молчать.

– Хорошо, я объясню вам, почему вы молчите: потому что вы не знаете. Это вы-то чародей! Друзья, этот бродяга – просто обманщик и лгун.

Монахи огорчились и перепугались. Они никогда не видели людей, осмеливающихся бранить чародеев, и опасались за последствия. Наступила мертвая тишина; тяжелые предчувствия зародились в суеверных умах..."

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Отсюда простая мысль - если мы не сможем надежно разобраться даже в ближайшем прошлом (100-300 лет), то нет никаких оснований что-то говорить о тысячелетней и более давности.

Если историк с таким гуанитарным мышлением будет рассказывать байки профессионалам: альпинистам - о восхождении на Эверест, десантникам - о марш-бросках, кузнецам - об изготовлении серпов и кос, фермерам - о заготовке сена, лошадникам - о кормлении лошадей тебеневкой (добыча жухлой травы из-под снега) и т.д., то в большинстве случаев будет один и тот же вполне предсказуемый результат.

Для таких клинических случаев нужен знаковый персонаж, например, историк-гуанитарий товарищ Исаахов, который рассказал исторические хлестаковские фантазии знатокам своего дела и в результате легко обделался:

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
"Слушай, обидно, да? Клянусь, ничего не сделал - только рассказал как мешки ворочать"

Вот вам тезисы:

при встрече с реальной действительностью, то есть кузнецами, десантниками, альпинистами и прочими специалистами историки-гуанитарии жестоко обламываются. Ведь они пропагандируют веру в кем-то написанные фантазии, полностью игнорирующие логику, физическую географию, биологию, физику и т.п., в которых ни ухом ни рылом не разбираются;

бесполезно играть на их поле, завалят ссылками на выделения таких же гуанитариев;

надо устанавливать свои правила игры и изучать развитие технологий, физической географии, ресурсов, путей сообщения и прочих реальных объектов, от этого гораздо больше пользы;

- в древность без основательной подготовки категорически не рекомендуется залезать - это их гуанитарное дурно пахнущее болото, пущай там резвятся и квакают, для понимания истории важнее всего разобраться в 19 веке, как связующем звене между современностью и древностью;

изучив базовый 19 век, можно осторожненько, шаг за шагом, ретроградным методом двигаться вглубь времен, надежнее всего от второй половины 19 века, потому что первая половина по моим наблюдениям таит много засад для неискушенного исследователя;

не стоит фапать на абсолютную хронологию, гораздо важнее относительная хронология тех же технологий "что вследствие чего";

идиотизм гуанитариев - высмеивать: "Что сделалось смешным, не может быть опасным." (Вольтер);

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

Суровые десантники против историков

"Что русскому - норматив, то немцу - шмерц"

2013 год. Псковские десантники стали победителями престижного Марша мира, который состоялся в Нидерландах. Это ежегодные соревнования, которые проводятся с 1909 года. В них принимают участие международные военные делегации и профессиональные спортсмены со всего мира. Им необходимо преодолеть дистанцию в 160 километров за 4 дня. Передвигаться разрешено только пешком. В этом году состязались почти 40 тысяч человек. Многие из-за серьезных перегрузок сошли с маршрута. Однако наши десантники дошли до финиша в полном составе:

Еще раз: задача пройти 160 километров за 4 дня, 40 километров в сутки.(!!!)

Историк-гуанитарий Исаахов рассказал суровым псковским десантникам о марш-броске А.В. Суворова и легко обделался:

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek
Слушай, обидно, да? Клянусь, ничего не сделал - только рассказал как мешки ворочать полк Суворова прошел 590 километров за 14 дней со средней скоростью 42 километра в сутки.

Якобы в 1765 г.:

Когда ему предписано было идти с полком из Петербурга в Ригу, он не пропустил и этого случая, чтобы не открыть глаз и не обратить внимания на пользу, какую могут принести переходы войск, выступающие из расчета, укоренившегося навыком и употребляемого тогда всеми без исключения. Посадив один взвод на подводы и взяв с ним полную казну и знамя, он прибыл в восемь дней в Ригу и оттуда донес нарочным о дне прибытия полка на определенное ему место рапортом в Военную коллегию, изумленную таковой поспешностью. Вскоре прибыла и остальная часть полка, но не в тридцать суток, как предписано было по маршруту, а не более как в четырнадцать суток.

Д.В. Давыдов «Военные записки»

Приказ о выступлении Суздальцев в Смоленск в ноябре 1768 г. застал Суворова в полку: произведенный 22 сентября 1768 г. в бригадиры, он временно сохранил еще командование им.
Полк выступил из Ладоги в Смоленск в глухое осеннее время, в распутицу. 
Суворов в полной мере использовал этот поход по трудно проходимой местности, через леса, болота и реки, чтобы пополнить подготовку людей, ознакомив их со всеми мелочами военно-походного движения, чего он не мог сделать за время своей мирной стоянки в Ладоге. 
Прошедшие Суворовскую школу Суздальцы в 30 дней легко сделали свыше 850 в., без отсталых и почти без больных.

Д.В. Давыдов «Военные записки»

850 верст*1,09=926 км/30 дней=31 км в сутки в течение месяцаПоздней осенью, в распутицу, через реки, леса и болота! Суровые псковские десантники за такое peaceды дают...

Справедливости ради надо сказать, что мемуары Д. Давыдова опубликованы только после его смерти и хз, что там ему приписали.

В чем сила профессионального историка? В том, что он изучал кем-то написанное источниковедение и всегда точно может рассказать, как надо мешки ворочать, а массы тупо верят написанному, не обращая внимания на физиологию, физическую географию и готовы поверить что люди могли летать: не то что нынешнее племя, богатыри Невы! Бумага все стерпит и мозги, как выясняется, тоже.

В статье Форсированный марш из энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона 1890-1907 гг. некто с ником Н.П.М. пишет: "Особенной быстротой движения отличались войска Юлия Цезаря и Суворова", а в конце "Способность войск к производству быстрых маршей есть лучшая оценка их боевых качеств. Эта способность в течение столетия в европейских армиях падает; с каждой новой кампанией уменьшается величина среднего перехода. Причиной этому являются с одной стороны увеличивающееся благосостояние и изнеженность населения, уменьшение количества земледельцев, с другой — короткие сроки службы, не дающие солдату втянуться в нее, и возрастание численности армий, идущее в ущерб их подвижности."

Ну да, как же, изнеженность. Просто, чем ближе к современности, тем труднее врать. :))

Реальное перемещение по маршруту  в 19 веке:

I.Grek: Богиня Нессать или всё зависит от точки зрения - Igor Grek

269,75 верст = 294 км/19 дней= 15,5 км в сутки - средняя скорость перемещения(!!!). А суворовские орлы будто бы целый месяц летели со средней скоростью 31 км в сутки. :))

Думаю этого достаточно чтобы понимать из какого гуано лепят официальную историю гуанотарии...

Обновление рейтинга
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора SKUNK69 обязательна.
www.copyright.ru