Древняя Индия и не только

Индия – прекрасная и загадочная страна; давно привлекала мое внимание, главным образом своей архитектурой. Особенно желанием узнать, как же все это было построено? Например, вот это:

храм Кайласанатха
Вырубленный из скалы храм Кайласанатха, вид сверху

В официальную версию о том, что он был выдолблен в скале вручную, мне не очень верится. Площадь храма сверху около 3000 м² (58х51м), объем – около 97 000 м3.  И это ведь не известняк, а базальт. Конечно, не весь этот объем пришлось вынуть - в центре осталось здание вырезанного храма, площадью 1980 м² (прибл. 30 000 м3). Так фигурно вынимать еще намного сложнее. Одно дело - просто долбить кувалдой и выносить щебень, и совсем другое дело - долбить так, чтобы в результате получилось вот такое:

храм Кайласанатха

В прошлом, значит, вручную такие вещи создавали, вероятно, не имея и чертежей? А в наше время повторить такое, используя всю нашу современную технику, слабо? Поэтому не совсем доверяя современным источникам, я подумала, что, может быть, древние прольют больше света на этот вопрос? И я обратила свой взор на Страбона (греческий географ, живший в 1-м веке до н.э., написавший «Географическую энциклопедию» в 17 томах). Сразу предупрежу, что найти ответ на этот вопрос мне пока не удалось, но много интересного для себя я откопала. Чем и делюсь.

Географические положение Индии

Страбон так описывает Индию:

«Это первая и самая большая страна, лежащая к востоку».

Далее он дает характеристику имеющимся на то время источникам информации, из которых он черпал свои сведения по географии. Эта характеристика, как я считаю, актуальна и сейчас, так как те источники являются всё ещё нашими источниками знаний о тех временах:

«Читателям приходится снисходительно принимать сведения об этой стране, так как она находится дальше всех от нас и только немногим из наших современников удалось ее увидеть. Однако даже и те, кто видел, видел только какие-то части этой страны, а большинство сведений передают по слухам. Более того, даже то, что они видели мимоходом во время военного похода, они узнали, подхватив налету. Поэтому-то они и сообщают разноречивые сведения об одном и том же предмете, записав, однако, все факты так, как будто они были тщательно проверены. Некоторые из них писали даже после совместного участия в походе и пребывания в этой стране, как например спутники Александра, которые помогали ему покорить Азию. Тем не менее нередко все эти писатели противоречат друг другу. Но если они так расходятся в своих отчетах о виденном, то что же следует думать о том, что они сообщают по слухам?»

Он пишет, что основными маршрутами в то время были морские. Купцы попадали из Египта в Индию через Аравийский залив и редко доходили до Ганга.

Карта, нарисованная Страбоном:

Карта Страбона
Карта мира по представлениям Страбона, кликабельно

Вообще-то это было представлением не Страбона, а Эратосфена (греческого математика, астронома, географа, филолога и поэта 3 века до н.э.). Можно сказать, что Страбон его позаимствовал.

Эратосфен разделил известную в то время или, вернее, освоенную людьми того времени территорию на две части – северную и южную. Граница между этими двумя частями была обозначена горной цепью, названной Тавром (Taurus mons), проходящей практически через весь континент от Средиземного моря до Тихого океана (в современных названиях). Эти две половинки в свою очередь делились на части, называемые в то время «сфрагидами». В северной части было всего две сфрагиды: Европа и Скифия. А в южной – Либия (в настоящее время Ливия, видимо, название "Африка" появилось позже), Арабия, Сирия, Персия, Ариана и Индия. Китая тогда, видимо, тоже еще не знали, и территорию Seres, которая впоследствии была названа Китаем, они относили к Скифии. Кроме горизонтального разделения на карте присутствует и явное вертикальное разделение: всё, что обозначалось красным цветом, названо Азией. Следуя логике этой раскраски можно прийти к выводу, что все части Азии были чем-то объединены между собой, т.е. представляли из себя если не единое государство, то какую-то общность, в противовес Европе и Либии, которые не были объединены одним цветом по тому же принципу.

Иберия – по Страбону, самая западная страна, а Индия – самая восточная, т.е. за ней – только океан. Далее Страбон описывает размеры Индии, ссылаясь на вычисления Эратосфена. Современные ученые считают, что измерения Эратосфена были не очень точны. Хотя эта оценки и усложняется тем, что сейчас неизвестно какими именно стадиями он пользовался. Так как различные стадии разнятся от 157,5 до 209,4 м. Но возьмем среднеарифметическое - примерно 185 м - и переведем его размеры в современные:

«Что касается длины, то она считается с запада на восток. Часть этой длины до Палибофров можно определить более надежно, так как она измерена измерительным шнуром и является царской дорогой на расстоянии 10 000 стадий (1850 км).

Длину частей за Палибофрами исчисляют предположительно во время плавания с моря вверх по реке Гангу до Палибофров. Эта длина может составить что-то около 6000 стадий. Таким образом, общая длина страны, именно наименьшая, будет 16 000 стадий (3000км); эта цифра, согласно Эратосфену, взята из «Списка дорожных станций», обычно самого достоверного. С Эратосфеном согласен и Мегасфен, тогда как Патрокл принимает на 1000 стадий меньше. Если к этому расстоянию прибавить еще длину мыса, выдающегося далее на восток, то эти 3000 стадий составят наибольшую длину (т.е. 19 000 стадий – 3515 км). Последняя есть расстояние от устьев реки Инда вдоль следующего дальше побережья до упомянутого мыса и восточных пределов Индии, где обитают так называемые кониаки»

Современный вид Индии:

Древняя Индия и не только - старые карты

Наибольший ее размер с севера на юг составляет примерно 3200 км, с запада на восток – 4500 км, если считать и восточную часть Индии, почти отрезанную от основной части республикой Бангладеш. Хотя границы Индии с тех пор могли не раз поменяться, но тем не менее измерения древних примерно совпадают с ныне существующими размерами Индии, хотя Страбон и обвиняет своих современников и предшественников в допускаемых ими неточностях.

Царская дорога и почтовая служба

Я нашла в интернете упоминание о Царской Дороге, но расположенной не на территории Индии, а западнее – на территориях современных Турции, Ирака и Ирана:

Царская дорога
Карта Царской дороги

«Королевская дорога: согласно греческому исследователю Геродоту Галикарнасскому (5 век до н.э.), дорога, соединяющая столицу Лидии, Сардеса и столицу Ахаменидской империи, Сузы и Персеполиса. Из клинописных текстов известны и другие подобные дороги.

Геродот описывает дорогу между Сардесом и Сузой в следующих словах [Herodotus, Histories 5.52-53.] :

Что касается этой дороги, то истина такова. Повсюду есть королевские станции с превосходными местами отдыха, и вся дорога проходит через страну, которая населена и безопасна.

  1. Через Лидию и Фригию проходит двадцать этапов, составляющих 520 километров.
  2. После впадения реки Фригия в реку Халис, у которой имеются ворота, через которые нужно пройти, чтобы пересечь реку, и там установлен сильный охранный пост.
  3. Затем, пройдя через Каппадокию, что насчитывает двадцать восемь этапов ( 572км) до границ Киликии.
  4. На границах Киликии вы пройдете через два ряда ворот и охранных постов: затем, пройдя через них, еще три этапа (85 км), чтобы проехать через Киликию.
  5. Граница Киликии и Армении - судоходная река, называемая Евфратом. В Армении количество этапов с местами отдыха составляет пятнадцать (310км), а по дороге есть охранные посты.
  6. Затем из Армении, когда вы попадаете в землю Матиене, есть тридцать четыре этапа, составляющие 753 километра. Через эту страну протекают 4 судоходные реки, которые можно пересечь только на  паромах, сначала Тигр, затем вторую и третью, называемые одним и тем же именем - Забатус, хотя они не являются одной и той же рекой.
  7. Проезжая оттуда в Циссианскую землю, проходите одиннадцать этапов (234км) к реке Часпес, которая также является судоходной; и на ней построен город Суза. Общее количество этапов составляет всего сто одиннадцать. 

Так Геродот описывает работу почтовой службы, пользующейся этой дорогой: 

«Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон». [Herodotus,  Histories 8.98.]

Схоже Марко Поло описывает тартарскую почтовую службу. Называя промежуточные станции "ямами":

«Из города Канбалу есть много дорог, ведущих к различным провинциям, и по каждому из них, то есть на каждой великой высокой дороге, на расстоянии 25 или 30 миль, соответственно, как города расположены, есть станции, с домами для путешественников, называемыми ямбами или пост-домами»

Описание очень длинное. Полностью его здесь не буду приводить. Тем более, что оно есть у Кадыкчанского. Приведу пояснение к тексту касательно слова «ямб»:

«Слово, которое в тексте Рамузио напечатано lamb, написано как ianli в издании Базеля, ianbi на старом латыни и iamb, или, как мы должны были написать - yamb, в рукописи B.M.; и объясняется им термином «mansiones equorum» (этапы лошадей). Отсюда видно, что l для i, на итальянском языке, является ошибкой транскрипции, и мы можем принять решение, что это слово «Persian yam or iam» (персидский ям), которое Менинский (1623-1698, автором многотомного турецко-латинского словаря и грамматики турецкого языка – прим. мое) переводит, «stationarius, veredus seu veredarius equus», но которое в журнале послов шаха Роха сделано для обозначения гостиницы или пост-дома (согласно тому, как автор это использует), а не лошадиные посты. Менинский говорит, что это относится к диалекту, имеющемуся в Хорезме (нынешний Узбекистан  - прим. мое), который в период его завоевания Чингисханом и его сыновьями был одним из самых цивилизованных странах Азии и, скорее всего, имел такие учреждения» 

Это описание немного объясняет, какие искажения накладываются на древний текст, особенно на названия, во время многочисленных переводов. Также содержит интересное упоминание о персидских ямах. Располагались «персидские ямы» не только в Персии, Узбекистане и Катае, но и в Сибири:

«От Самаровского Яма* Это места, где построено несколько домов для удобства путников, ибо в таких местах можно во всякое время получить лошадей, телеги или лодки. Людей, там живущих, называют обычно ямщики. Они живут, не платя дани, зато должны возить служащих Их Царских Величеств. Вниз по рекам Иртыш и Обь, мимо Коцкого монастыря, а также мимо устья реки Сосьва до города Березова – 6 дней.

От Тобольска вниз по реке Иртыш, который идет прямо на север, до Демьянского Ямa, находящихся на русских землях, в 4–х днях пути. От Демьянского Яма до Самаровского Яма, которые тоже под русской властью, и около которых река Иртыш впадает в большую реку Обь, – 6 дней езды. От Тобольска до Демьянского Яма, с обеих сторон Иртыша, красивые места, очень пригодные для земледелия.

От Вологды до Греслевича..........8 миль

От Грелевича до Обнуского Яма...........….4 мили

От Обнуского Яма до Телячьево Яма………………....6 миль

От Телячьего Яма до Ушерского Яма..........6 миль

От Ушерского Яма до Даниловской...5 миль, 2 версты

От Даниловской до Ошкарского Яма..4 мили, 2 версты

От Яма Ошкарского до Ярославля..........….6 миль

Всего от Вологды дo Ярославля 39 миль, 4 версты

От города Томска идет прямая проложенная дорога между областями мугал и народов, называемых контайшины или ска до каменных гор (Алтая – прим. мое), через широкие пустынные места и области Гиамену. Но я еще не мог узнать, сколько дней потребует этот путь. Я получил сведения об области мугалов, куда можно доехать за полтора месяца, а до области народов конташинских, тоже от упомянутого города Томска, – два месяца.» (Николаас Витсен «Северная и Восточная Тартария»)

Что это – случайное совпадение, или кто-то у кого-то название позаимствовал? Или, может быть, это было единое государство? Вот, что пишет по этому поводу Карнович (Исторический вѣстник, 1884г.):

«На развитие почтовых сношений в прежней Руси имело отчасти влияние и господство татар, которые, еще в местах прежнего их пребывания в Азии, устраивали на проездных дорогах для своих чиновников, послов и гонцов особые станы, и на эти станы окрестные жители, по повелению хана, должны были доставлять лошадей и всякого рода продовольствие. Сами слова, сделавшиеся столь употребительными в русском языке: «ям» и «ямщик» — слова татарские. Из них первое происходит от «дзям» — дорога, а второе от «ям-чи» — проводник. Устройство ямов так размножилось, что в XVII веке Архангельск, Смоленск, Нижний Новгород и северские города, а позднее и украинские, преимущественно Новгород и Псков, через которые проезжали в столицу иноземные послы, были соединены ямами с Москвою.

Подорожные грамоты стали появляться уже в XV веке. Древнейшая из них относится к 1493 году.

Из иностранцев впервые сообщил сведения об ямской езде в России известный барон Герберштейн, бывший в Московском государстве в начале XVI века. Он пишет: «великий князь московский имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что куда бы князь ни послал своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который покажется ему лучшим. На каждом яму лошадей нам меняли. В свежих лошадях недостатка не было. Кто требовал их 10 или 12, тому приводили их 40 и 50. Усталых оставляли на дороге и заменяли другими, которых брали в первом селении или у проезжающих». (Источник)

Под татарами имеются в виду, кончено же, тартары. Из другого источника (Гурлянд И. Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль. 1900):

Ямская гоньба

Граница селения, видимо, окраина населенного пункта. Раньше селения-поселения обносились стенами и рвами. Которые назывались ямами? Т.е., это вполне может быть и русским словом. А не только персидским, тюркским или татарским. Но почему-то наличие в России почтовой службы еще в средние века пытались скрыть:

Ямская гоньба

Или объяснить ее возникновение чьим-то инородным влиянием:

Ямская гоньба

Хотя тартары по отношению к русским инородцами вовсе не являются. Получается вообще извращенное искажение: сначала своих объявить инородными, а потом у них же еще что-то и позаимствовать. Когда другие страны пытаются себя прославить при любой появившейся возможности, Россия, видимо, всегда «славилась» тем, чтобы как можно больше себя принизить. Хотя русскость этих «принизителей» тоже можно поставить под сомнение.

Но я совсем отвлеклась от Индии. Всё меня что-то сносит в «Родные Пенаты».

Древняя индийская столица

В той цитате Страбон упоминает также и вполне конкретное место – город Палибофры. Так Страбон описывает город Палибофры, вернее не сам Страбон, а Мегасфен, которого он цитирует:

«При слиянии Ганга с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры — 80 стадий длиной и 15 в ширину, в форме параллелограмма; город окружен деревянным тыном с прорубленными в нем отверстиями, так что через эти просветы можно стрелять из лука. Перед тыном тянется ров, служащий как для защиты, так и для стока нечистот, вытекающих из города. Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех. Царь должен, кроме собственного имени, полученного при рождении, носить еще имя, одинаковое с городом, и называться Палибофром, как например Сандрокотт, к которому был отправлен послом Мегасфен.»

Не только это, но и много других описаний Индии Страбон взял у Мегасфена, называя его при этом лживым писателем. Мегасфен – это греческий путешественник, живший в 3 веке до н.э. Записи Мегасфена до нашего времени не сохранилась, но обширные выдержки из них приводят Диодор Сицилийский, Страбон и Арриан. Мегасфен называет Палибофры главным городом Индии. Другое его название – Паталипутра. Считается, что он был построен в 490 году до нашей эры в виде небольшого форта на реке Ганг. Если это действительно тот город, упомянутый Страбоном, то получается, что Царская дорога была куда большей протяженностью, чем об этом известно сейчас.

карта Индии
Расположение Паталипутры на современной карте Индии

В связи с этим вспоминается еще одно сооружение, напоминающее дорогу – вал Чингисхана.

вал Чингисхана

Который имеет длину более 200км (сохранившийся участок). Подробнее об этом вале у Сибведа , и у меня.

Раскопки в Паталипутре:

Руины Пататипутра
Руины колонного зала на месте Кумхрара Пататипутра.

И вот один из столбиков из этого колонного зала:

колонна Индия
Одиночная оставшаяся колонна 80-колоночного зала

Целым при раскопках был найден один этот столб и большое количество обломков. На участке было обнаружено 72 «углубления», заполненных золой и щебнем, обозначавшие места, где когда-то стояли другие столбы. Во время последующих раскопок, выполненных в 1951-1955, было найдено еще восемь таких углублений, что дало месту название - «Актовый зал из 80 столбов». Сохранившийся столб сделан из песчаника и имеет высоту 9,75 м. Остальные столбы были такими же и были заглублены в землю на 2,74 метра. Так как других каменных обломков не было найдено, сделали предположение, что они поддерживали деревянную крышу. Стен тоже не было обнаружено. Но к югу от этого места были раскопаны семь деревянных платформ, которые, как полагают, поддерживали лестницу, идущую в канал, чтобы приветствовать гостей:

раскопки Индия
Деревянные платформы к югу от зала, как полагают, поддерживали лестницу к каналу.

Постройку эту относят к 6 веку до н.э., но, к сожалению, опять нет сведений о том, как были изготовлены эти столбы. На ручную обработку это совсем не похоже. А вот так, возможно, выглядел деревянный тын, описанный Мегасфеном через Страбона:

Пататипутра
Художественная интерпретация палисада, ворот и города Пататипутра

Камня на городские стены у жителей города, видимо, уже не хватило?

Индийские Кавказские горы

Горы, разделяющие по Эратосфену обитаемый мир на две части, северную и южную, и проходящие практически через весь континент, называемые в древности Тавром, назывались также еще и Кавказскими горами:

«Вся Индия орошается реками, которые отчасти сливаются с самыми большими реками — Индом и Гангом, отчасти же впадают в море собственными устьями. Все реки берут начало на Кавказе и сперва текут на юг, затем одни продолжают течь в том же направлении (главным образом притоки Инда), другие же поворачивают на восток, как и река Ганг. Этот последний, вытекая из горной страны и достигнув равнин, поворачивает на восток и течет мимо Палибофры, самого большого города в Индии; затем изливается в море в этой области одним устьем, будучи самой большой индийской рекой. Инд же впадает в Южное море двумя устьями, охватывая область под названием Паталена, похожую на египетскую Дельту.»

«С севера Индия отделена на пространстве от Арианы до Восточного моря самыми крайними частями Тавра, которым местные жители дают по частям названия Паропамис, Эмод, Имай и другие, а македоняне — Кавказ."

Ныне Паропамиз — система горных хребтов и возвышенностей в северо-западном Афганистане и южном Туркменистане, Имай – Памир, Тянь-Шань. В связи с казусом с Кавказскими горами мне становится понятней древняя путаница с дамбами Гога и Магога.

Климат Индии

Далее Страбон описывает климат Индии, опираясь на слова Эратосфена. Это еще один факт, на который я обратила внимание: очень многие из рассматриваемых мной источники состоят из выдержек из более ранних источников. И получается, что это касается не только источников более поздних – 16-18 века, но и таких ранних как Страбон. Он сам жил в 1 веке ДО н.э. Но постоянно ссылается на авторов, живших на 100-200 лет раньше него.  Так Страбон описывает внешность индийцев:

«Что касается населения, то южные индийцы по цвету кожи похожи на эфиопов, а по чертам лица и волосам — на прочих людей (ведь из-за влажности воздуха волосы у них некурчавые), тогда как северные — на египтян»

Т.е. южане  - черные, а северяне – белые. Описание зимы в Индии:

«Аристобул сообщает, что только горы и предгорья Индии орошаются дождями и покрываются снегом; равнины же, напротив, лишены как дождя, так и снега и получают влагу только от разлива рек. Зимой горы покрыты снегом; с наступлением весны начинаются дожди, все больше и больше усиливающиеся, а во время пассатных ветров они уже изливаются непрерывно днем и ночью с большой силой вплоть до восхода Арктура; и реки, переполненные водой от снега и дождей, орошают равнины.

Города, расположенные на вершинах искусственных холмов, образуют острова (подобно тому, как это бывает в Египте и Эфиопии)»

К сожалению, древние авторы не сообщают, каким именно образом сооружаются искусственные холмы. Так как насыпать холмы такого размера, чтобы на них могли уместиться целые города, не так уж и просто. Но, видимо, для них это было не  в диковинку? Ведь как тут описано, в Египте и Эфиопии города были устроены по тому же принципу.

«Аристобул указывает на сходство этой страны с Египтом и Эфиопией и подчеркивает их различие — то обстоятельство, что разлив Нила происходит от южных дождей, тогда как у индийских рек — от северных.

Из его сообщений можно с вероятностью предположить, что эта страна подвержена сильным землетрясениям, так как от большой влажности земля становится рыхлой и получает трещины, так что даже реки меняют русла. Во всяком случае он говорит, что посланный с каким-то поручением он видел страну с более чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив свое прежнее русло и повернув налево в другое русло, гораздо более глубокое, стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту (водопаду), поэто­му остав­лен­ная спра­ва область уже более не обвод­ня­ет­ся раз­ли­вом реки, так как она лежит теперь не толь­ко выше ново­го рус­ла, но и выше уров­ня воды во вре­мя раз­ли­ва.»

Все авторы (описания которых приводит Страбон) указывают на то, что земля в Индии плодородная и дает богатый урожай два раза в год. Поэтому там выращивается много зерна, в том числе просо, рис, пшеницу, ячмень, а так же лен, много различных овощей и фруктов. А также экзотических для европейцев растений. И огромные деревья:

«Относительно величины деревьев он сообщает, что 5 человек с трудом могут охватить их стволы.

Аристобул упоминает, что вблизи Акесина и слияния его с Гиаротидой есть деревья с наклоненными к земле ветвями, такой величины, что под тенью одного дерева могут предаваться полуденному отдыху 50 всадников (а по Онесикриту — даже 400).

Впрочем, что касается рассказов о величине деревьев, то все затмили писатели, которые сообщают, что видели за Гиаротидой дерево, дающее в полдень тень длиной в 5 стадий»

5 стадий – это примерно 1км. Какой же высоты должно быть дерево, чтобы давать такую тень в полдень? Хотя возможно, древние авторы слегка привирали? Или прав Кадыкчанский, утверждая, что здесь описана не Индия, а более северные широты.  Производят также в Индии много снадобий и ядов. Но:

«Аристобул, кроме того, добавляет, что у индийцев есть закон, карающий смертью изобретателя какого-нибудь смертоносного снадобья, если он не изобрел и противоядия; если же он изобрел противоядие, то получает награду от царей»

Александр Македонский в Индии

Описывает Страбон и похождения Александра Македонского в этих местах. Испугавшись сильного разлива рек и в связи с этим трудной проходимости для его армии, он полез осваивать горы:

«Александр узнал, что гористая и северная области наиболее обитаемы и плодородны, южная же область, напротив, частью безводна, а частью подвержена наводнениям и совершенно выжжена, так что более подходит для диких зверей, чем для обитания людей. Как бы то ни было, он выступил в поход, чтобы сначала захватить эту прославленную страну, рассчитывая в то же время, что те реки, что ему приходилось преодолевать, лучше переходить вблизи истоков, так как они протекали поперек, разрезая страну, которую он хотел пересечь. Вместе с тем он услышал, что некоторые реки сливаются в один поток и притом все больше, чем дальше они текут, так что эта страна становится все более трудно проходимой, в особенности же при недостатке кораблей. Из опасения этого Александр перешел реку Кофу и начал покорение горной области, которая обращена к востоку»

Дойдя до Гипаниса, он остановился, потому что его войско уже не выдерживало трудностей похода. Воины были измучены непрекращающимися ливнями. В древности три реки носили название Гипанис: река Южный Буг на юге Украины, река Кубань на юге России и река Беас в штате Пенджаб Индии, которую также называют Арджикуджа — в Ведах или Випаша в древнеиндийских текстах, и Гифасис у древних греков. Находится она на севере Индии.

«После Кофы следовали Инд, Гидасп, Акесин, Гиаротида и, наконец, Гипанис. Проникнуть дальше Александру помешало, во-первых, уважение к некоторым оракулам, а во-вторых, он был вынужден к остановке своим войском, которое уже не выдержало непосильных трудностей похода. Впрочем, больше всего воины страдали от сырости при беспрерывных ливнях. Из восточных частей Индии, таким образом, нам стали известны все области, лежащие по эту сторону Гипаниса и даже некоторые земли за Гипанисом, о которых добавили сведения те, кто проник после Александра за Гипанис до Ганга и Палибофров.»

«Александр принял это решение и отказался от проникновения в восточные области, во-первых, потому, что встретил препятствия для перехода через Гипанис; во-вторых, из-за того, что по опыту убедился в ложности слухов, которым он раньше придавал значение, будто равнинные области выжжены солнцем и подходят более для диких зверей, чем для обитания человеческого рода. Вот почему Александр вступил в равнинные области, отказавшись от восточных, отчего первые нам и известны лучше последних.

Земли между Гипанисом и Гидаспом, по рассказам, занимают 9 племен, а городов там около 5000, все не меньше Коса, что в Меропиде; впрочем, эта цифра, по-видимому, преувеличена. Относительно страны между Индом и Гидаспом я уже сказал, какие предположительно народности, стоящие упоминания, там обитают. Далее, ниже их живут так называемые сибы (о них я также упомянул), маллы и сидраки — большие племена»

Вот любили в древности города тысячами считать! Современная Индия с его населением 1,3 млрд. человек насчитывает всего 415 городов. Но, возможно, в этот список вошли только крупные города. А если посчитать еще и деревни? Страбон пишет, что все упомянутые им города были не меньше, чем Коса. Современное название Коса - Хора (Chora). Этот город находится на острове Астипалея в Эгейском море, население его составляет 1385 человек.  Археологи утверждают, что современный город равен по площади античному, потому что стоит на старых фундаментах.

О больших племенах маллов и сидраков Страбон больше нигде не упоминает, а племя сибов описывает так:

«Когда Алек­сандр одним толь­ко при­сту­пом взял ска­лу Аорн, у подош­вы кото­рой про­те­ка­ет Инд, вбли­зи сво­их исто­ков, то его хва­ли­те­ли заяви­ли, что Геракл три­жды ходил на при­ступ этой ска­лы и три­жды был отбит. Потом­ка­ми участ­ни­ков похо­да Герак­ла были сибы, кото­рые, по их сло­вам, сохра­ни­ли как знак сво­е­го про­ис­хож­де­ния обы­чай оде­вать­ся подоб­но Герак­лу в зве­ри­ные шку­ры, носить дуби­ны и выжи­гать на быках и мулах тав­ро в виде пали­цы. Этот миф они ста­ра­ют­ся под­кре­пить рас­ска­за­ми о Кав­ка­зе и Про­ме­тее. Дей­ст­ви­тель­но, они пере­но­сят сюда место дей­ст­вия этих мифов с Пон­та на совер­шен­но незна­чи­тель­ном осно­ва­нии: пото­му что они разыс­ка­ли какую-то свя­щен­ную пеще­ру в обла­сти паро­па­ми­са­дов. Эту пеще­ру  они выда­ва­ли за тем­ни­цу Про­ме­тея; сюда-то, по их сло­вам, при­хо­дил Геракл для осво­бож­де­ния Про­ме­тея, и это место буд­то бы и есть Кав­каз, кото­рый гре­ки объ­яви­ли тем­ни­цей Про­ме­тея»

Индо-греческое царство

Упомянутая здесь область паро­па­ми­са­дов находится на границе между Афганистаном и Пакистаном (а ранее, значит, это была территория Индии или Греко-Индии после начала освоения этой территории греками). Другое ее название Paropamisus – Гиндукуш или Hindu Kush. Вроде это название означает «Выше орлиного полета». Завоевав это место, Александр Македонский основал здесь город Александрию Кавказскую в 329 году до н. э., которая в II—I веках до н. э. являлась одной из столиц Индо-греческого царства, возникшего как расширение Греко-Бактрийского царства, и просуществовало с 180 г. до н. э. до 10 года н. э.

Александрии Индия
Древние города, основанные Александром Великим в Центральной и Южной Азии

Кавказскую, потому что эти горы в то время назывались тоже Кавказскими. Вот у древних напряженка была с названиями! С Александриями-то понятно. Их по всему миру полно. Даже на Украине и в Белоруссии, где Македонский наверняка не был (или был?). А может быть, и не только с Македонским связаны названия Александрии? Ведь имя Александр довольно-таки распространенное. 3 Александрии имеются также в Австралии, 2 - в Канаде, 22 – в США, еще 1 - в Колумбии, 1 – в Бразилии, 2 – в Южной Африке (источник). Но Кавказ?

Индо-греческого царство
Расположение Индо-греческого царства Источник

Однако Страбон, живший в 1 веке до н.э., об этом царстве (которое существовало в то же время) ничего не знал. Поэтому и не упоминает его в своей книге. Более того, он утверждает, что эти места мало изучены его соплеменниками. Позже на этой же территории и намного большей расположилась империя Великих Моголов:

Империя Моголов

Горы Гиндукуш (Паро­па­ми­са­ды) кроме прочего известны еще вот такими статуями:

Бамианские Будды
Статуи Будды в Бамиане, рисунок 1896г.

И фото. Первое было сделано в 1976 году, когда статуи еще были, второе - уже после уничтожения статуй исламистами-талибами в 2001 году:

Бамианские Будды

Правда, они были построены уже позже того времени, когда Александр Македонский основывал там свои города, а сибы раскопали священную пещеру. Меньшая статуя (35 м)  была построена в 507г н.э.., а большая статуя (53 м) – в 554г. н.э. Хотя лично меня все еще интересует вопрос: каким образом эти статуи были изготовлены? С использованием каких инструментов? Тут даже на фото видно, что поверхность ниши как ножом срезана. Как будто взяли гигантский электролобзик и аккуратно вырезали эту нишу в скале. Там как в насмешку специально люди для масштаба стоят. Дырочки – от деревянной арматуры, к которой крепились деревянные элементы. Так как статуи были облицованы деревом. Судя по диаметру этих дырочек, арматура эта представляла из себя стволы довольно крупных деревьев. В настоящее время местность там не очень лесистая. Лица в них тоже были деревянные. На рисунке 1896 года они нарисованы, но как-то непонятно. А на фото 1976 года верхняя часть лица уже отсутствует. И не знаю, как насчет темницы Прометея, а вот древние манускрипты в пещерах Гиндукуша были обнаружены. Некоторые рукописи были написаны на Гандхари и Харухи, а другие - на санскрите.

Ничего не пишет Страбон о технологиях древних индийский строителей. Вероятно, потому, что и сам не знает. Зато приводит описания этой страны, которые сам считает мифическими и мистическими, настолько необычны они по своему содержанию:

«По общему мнению, вся страна по ту сторону Гипаниса является наилучшей, однако точных описаний ее не существует. Сведения же, передаваемые писателями, преувеличены и носят более фантастический характер в силу незнакомства со страной и ее отдаленности от нас. (Эх, Википедию нашу Страбон не читал! Около 300 письменных источников, описывающих ТЕ МЕСТА В ТЕ ВРЕМЕНА  - прим. мое) Таковы, например, рассказы о муравьях, роющих золото, и других созданиях — животных и людях — своеобразных по внешнему виду и совершенно необычных в смысле некоторых своих природных данных. Так, например, передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже за 200 лет. Рассказывают об аристократическом строе в некотором смысле тамошнего государства, причем правящий совет состоит из 5000 советников; каждый из них доставляет государству по слону.»

О каком-то государстве Страбон все-таки слышал, но описывает его как "тамошнее", а не как "нашенское". И, видимо, любили древние авторы число 5000. Городов между Гипанисом и Гидаспом было 5000. Совет состоял из 5000 советников. Вот уж действительно фантастика! Современная Российская Гос.дума насчитывает всего то 450 депутатов.

Думаю, что на этом я и закончу свою статью обо всем понемногу, в том числе и про Индию.

В оформлении статьи использован  фрагмент карты Паоло Тосканелли, 1475г.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна.
www.copyright.ru