Русские Боги. Вышень

3476
Вышень
Вышень

21 июня (червеня) славяне праздновали Вышень день. Пожалуй, самый загадочный праздник в славянском календаре. Сведений о нём сохранилось крайне мало, и все они имеют несоответствия друг с другом и, зачастую, полностью противоречивы. Причины этого явления, необходимо искать, вероятнее всего, во множественной смене календарей и основ мировоззрения. Кроме того, большое влияние оказала и обширная география расселения славян. Многие мифы и обряды имеют существенные различия у болгар, например, и жителей Архангельской области.

Несомненно только одно: - День летнего солнцестояния был одним из четырёх важнейших для наших предков порубежных дат, с помощью которых сверялся ритм жизни по Солнцу.

Итак, что же мы знаем об этом дне… Первое, что необходимо отметить, в связи с реальным положением вещей, так это то, что по старому стилю ближе всего ко дню летнего солнцестояния была ночь Купалы. Христиане сделали Купальскую ночь Днём Иоанна крестителя, который празднуется православными по юлианскому календарю 7 июля, а католики и протестанты, принявшие григорианский календарь, по прежнему, отмечают его с 23 на 24 июня. И этот факт заставляет предполагать, что и Купала никак не связан с Вышенем днём. Представить себе, что в этот день славили самого Вышеня также весьма сложно, и вот почему:

В различных источниках имеются упоминания Вышеня-Рода, Вышеня – Перуна, Вышеня – Даждьбога, Белобога, и даже Вышеня- Велеса и Вышеня – Стрибога. Но всё это относится уже к поздней славянской мифологии. В самых ранних источниках упоминания о Вышене вообще не встречается. И очень похоже на то, что о нём заговорили так поздно только по той же причине, по которой возник спор о том, что появилось ранее, курица или яйцо.

Ведь когда маленьким детям на вопросы о том, как появился этот мир, и кто его создал, взрослые привычно рассказывали о Роде, который придумал золотое яйцо, либо оно ему снилось, в то время как он спал внутри этого яйца, а проснувшись, решил создать тот мир, который ему снился. Резонный вопрос о том, кто же тогда создал золотое яйцо, просто не мог однажды не возникнуть. Поэтому появилось объяснение: - «Всевышний», который над над… Выше него просто нет ничего. Укоротившись, это слово превратилось в «Вышень» (в индуистском мировоззрении – Вишну).

Пытаясь разобраться во всех этих противоречиях и хитросплетениях, сложилась своя версия, и для того, чтобы согласиться с тем, что она имеет право быть, необходимо её жизнеспособность обосновать. Разгадка, наверняка лежит на поверхности, и подсказку нужно искать в описании самого Вышеня. Вот, что о нём обычно сообщают культурологи: -

Вышень – бог Вселенских просторов, вышних миров, одно из первостепенных воплощений единого бога Рода. Вышень является отцом Сварога и дедом Перуна. Это один из наиболее почитаемых славянских богов, чья стихия – это свободное творение, простор для духа, души и мысли.

 Вышень олицетворяет собой бесконечный океан Вселенной во всем его многообразии. К тем, кто соблюдает два великих принципа и следует традициям своих предков, Вышень благоволит. Этот бог наполняет Души истинным светом, сердца – безграничной любовью, а мысли – прозрением. Вышень покровительствует мудрецам и всем, кто тянется к сокровенным знаниям. Он помогает людям честным и благородным и никогда не оставляет своих чад без опеки.

 Вышеня наши предки изображали прекрасным мудрым старцем с длинной седой бородой и в свободном одеянии синего цвета. Вышень держит клинок острием вниз, что исконно означало непреложную Высшую Мудрость и стремление к ней. У него голубые глаза и мощный, пронзительный взгляд, которым он способен в один момент времени обозревать всю Вселенную.

 Вышень – бог истинной предвечной Мудрости, которая справедлива для всех мировой этой действительности.

 Описания Вышеня разнятся, но не значительно, поэтому приведённый отрывок дан без кавычек, ибо является компиляцией из наиболее распространённых толкований.

Что привлекает внимание, прежде всего? Так это практически полное отсутствие в мифологии сведений, о каких – либо событиях, в которых этот Бог участвовал. О каждом из его детей и внуков сохранилось достаточно много преданий и сказаний. Зачастую, подробно говорится о их рождении, женитьбе, подвигах, и грехах. Что напрямую указывает, что они вовсе не боги, а потомки богов, ибо ничто человеческое им не чуждо. И любовь, и ненависть, и ревность, и зависть. И только когда речь идёт о Вышене, мы сталкиваемся с общими описаниями того, кто он такой. Как выглядит, и какими качествами он наделён.

Отсюда вывод: - Речь идёт не о существе, а о явлении. Вышень, это абсолют. Вселенная. Это всё сущее. Всё одновременно и сразу везде и всегда. Вне времени и вне пространства. Сразу везде и всегда. Для восприятия этого понятия обычным человеком, возникают определённый сложности, который вполне понятны. Не каждый из нас обладает философским складом мышления, поэтому был найден простой и действенный способ объяснения того. Что есть вездесущий Вышень. Который «над над». И тогда понятно, почему датой празднования Вышеня дня было выбрано 21 июня. Ведь это время астрономического летнего солнцестояния, когда день длится самое продолжительное время в сутках за всё время полного оборота Земли вокруг Солнца. Когда самая короткая ночь. По крайней мере, я бы для празднования такого праздника в честь такого явления как Абсолют, выбрал бы непременно именно эту дату.

Впрочем, судя по сохранившимся описаниям, праздником это и назвать трудно. Славление Вышеня сводилось к череде обрядов, связанных с огнём и водой. Ритуальные костры зажигались на берегу водоёмов, озёр и рек. Жители селений участвовали в действах, сродни коллективной медитации, когда все хором, нараспев славили Вышеня многочисленными гимнами. Вот образец одного из них:

«Вышень Великий, Славен всей Покровитель!
Услышь зов наш, Тя прославляющий!
Помози в деяниях наша и разреши споры наша,
Ибо благ Ты к Родам наша,
Ныне и присно и от Круга до Круга»!

А вечером все участники ритуала обильно угощались хлебом, яйцами, творогом, рыбой, и пили пиво, приготовленное по особому рецепту, специально к этому дню. Далее начинались состязания юношей в кулачных боях. Пролитая кровь считалась священной, и не смывалась с ран до тех пор, пока не начинались массовые купания в реке или озере. Вероятно, именно обычай всеобщего ночного купания и сбил с толку многих исследователей, которые стали отождествлять Вышень день с Купалой. Но я думаю, что Купала это, скорее всего отдельный праздник, который был, в большей степени развлечением, и возможностью для молодых парней и девушек найти свою пару для создания семьи, в будущем.

С каждым годом, всё меньше остаётся среди нас тех, кто ещё помнит, как праздновались в деревнях народные, истинно русские, а не заграничные праздники. А тех, кто понимал их суть и значение, и подавно не осталось. Но в том-то и заключается секрет русских сказок и мифов, что они помимо нашей воли закладываются в подсознание, и действуют как матрица, созданная нашими предками, для безусловной передачи древних знаний. Она-то и делает нас тем, кто мы есть: – Русским народом.

Автор: kadykchanskiy, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +1
  • -0
  • 1 rating
1 ratingX
Отлично!Плохо!
100%0%

 
kadykchanskiy
Голубев Андрей Викторович (kadykchanskiy, кадыкчанский, записки колымчанина). Родился 29 июля 1969г. в п. Кадыкчан, Сусуманского района, Магаданской области. Закончил Выборгское авиационно-техническое училище и Российскую таможенную академию. Работал во 2-м Куйбышевском объединённом авиаотряде. Служил в Псковской таможне. Юрист, писатель, историк.