Петра. Воскрешение богов Олимпа

2785
Коллаж, "Боги Олимпа на фасаде храма Деметры". Петра, Иордания.

Сколько всего интересного открывается для нас в последнее время! Во истину: 21-й век, это эпоха великих  исторических, географических, и даже геологических открытий. Ведь с каждым днем в наше интернет-пространство попадает множество документальных артефактов, которые любезно оцифровывают мировые библиотеки, университеты и т.д.  В 2017 году Нью-Йоркская публичная библиотека оцифровала альбом художника Леона де Лабордена 1830 года: «Путешествие в Аравию Скалистую» [ссылка на альбом].

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Титульный лист к альбому "Аравия Скалистая", Леон де Лаборден

Благодаря этому факту я попытаюсь приоткрыть тайну самого загадочного древнего города Петра, который находится в Иордании. Что же тут открывать, ведь все давно открыто и описано? А в том-то и дело, не только описано, но и переписано. Всё лежит на поверхности и понимается буквально, не надо даже менять восприятие. Как говорил незабвенный профессор Индиана Джонс своим студентам, перед тем, как отправиться за чашей Грааля в Петру: «В археологических исследованиях семьдесят процентов успеха составляют поиски в мировых библиотеках», туда мы с вами и отправимся.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Кадр из фильма. Индиана Джонс и последний крестовый поход.

Однако сначала для общего понимания воспользуемся официальной информацией.

Пе́тра, по-гречески означает: «камень, скала».   Это древний город, столица Идумеи (Библейского Эдома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город «Ракму».

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Петра. Вид на Коринфскую гробницу

Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря, в долине реки Вади-Араб,  которая тянется по тектоническому разлому от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Петра, Мадеин Салих , карта Googl Erh

Запомним, что на современных картах Петра по расстоянию находится чуть ближе к Мёртвому морю, чем к заливу Акаба. А как выглядели карты Аравии  в 16-17 веке? И был ли там город похожий на Петру? Здесь я хочу напомнить, что в Набатее был еще один крупный город со схожей архитектурой, это - Хегра, ныне это - Мадеин Салих. Об этом была статья на Тарт-ария.инфо http://www.tart-aria.info/krym-aravija-sledy-drevnej-obrabotki-skal/ и для общего понимания будем оба города упоминать в связке. Рассмотрим карту «Три Аравии»  Сансона д,Абевиля 1654 года. На этой карте тремя цветами нанесены территории трёх Аравий. Зеленым цветом нанесена Аравия Пустынная, Берияра.  Светло желтым - Аравия Яман, или Оман, розовым - Аравия Скалистая, Бараб. Как вы теперь поняли, Петра - это просто Горный или Скальный город. Историки назвали его так потому, что им хоть как-то надо было назвать, тем более, что под этим именем он появляется только в начале 19 века.  Но сами жители называть так примитивно красивейший город-столицу, думаю,  не стали бы.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Карта "Три Аравии", Сансон д,Абевиль 1654 г.

Рассмотрим фрагмент Аравии Скалистой (Arabie Petree) подробно. Сразу же на юге в глаза бросается город Хагияр (Hagiar), но именно в этом месте располагался  Хегра-Мадеин Салих. Аналогично в скальном массиве, между Мертвым и Красным морями,   примерно в средней части мы видим город под названием Герат (Herat), река Рахет (f. Rahet), в современности Вади-Араб. Согласно легенде карты это - крупный город со множеством храмовых и гражданских зданий. По всей видимости, это город  Петра, вполне себе благоденствует и не разрушен. На карте 1654 года нет Синайского полуострова, заливов Акаба, Суэцкий.

По реке Вади-Араб проходит часть  глобальной тектонической рифтовой зоны, которая тянется от  Африканского Рога в сторону Памира, Тянь-Шаня, и далее в сторону озера Байкал, после него вплоть до Северного Ледовитого океана. Поэтому в районе Петры мы видим глубокие каньоны, больше похожие на щели. начала 18-го века обусловлен  поднятием общего уровня мирового океана и, соответственно, уровней Чёрного, Средиземного, Красного морей. Вполне логично, что причиной этого послужило смещение плит под действием мощных тектонических сил вдоль рифтовой зоны  Красного моря, приведшее к образованию залива Акаба, а западнее него - Суэцкому заливу. Таким образом оформился Синайский полуостров.  Тектоническая активность  рифтовой зоны Африканского Рога в наши дни  широко известна.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Каньон Сиг, вход в город Петра.

Рассмотрим еще одну важную карту 1740 года:  «Империя Персов, страны Узбекии, Аравии, Египта», вернее её западную часть. Как видно, заливы Акаба, Суэцкий, Синайский полуостров, уже в наличии.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Фрагмент карты Роберта Вагонди, 1740 г

Теперь посмотрим, как выглядят Петра и Хегра. Хегияр-Хегра остался там же, а вот на месте Петры (Герата) совсем другое название. Написано по  французски  «Крэ о ИЛь рояль (Krae ou IL royal)». «Рояль» означает «королевский», а вот что значат другие слова? Большая буква, похожая на «М», это анаграмма двух букв I и L. А вот «Крае» ни по-французски, ни по-английски,  перевести не удалось. «Оu» может означать притяжательную частицу, принадлежность. И, логически, можно вычислить, что «крае» это по-русски «край, территория». Тогда можно прочитать так: «Край, принадлежащий некому королевскому IL, а вот кто такой этот IL, не знаю. На карте город Петра еще есть, но в каком состоянии все постройки? Осталась ли почва, вода для посевов? до уровня города не достал, но из-за тектонических подвижек была разрушена инфраструктура и город пришел в запустение. Но судя по всему здесь оставались какие-то ценности и мародеры рыскали по округе.

По официальной версии история Петры насчитывает, как минимум, 4000 лет. Ещё до Библейского Исхода эти места отошли государству эдомитов, остатки поселения которых были найдены на одной из самых высоких и недоступных гор — Джебель Умм Аль-Бияра, расположенной в самом центре. Впоследствии эти места были заселены набатеями,  древним кочевыми  племенами. Считается, что они восприняли знания эллинов, ассирийцев, финикийцев и создали свою государственность. Первое историческое упоминание набатеев датируется 312 г. до н.э., когда этот семитский народ оказал ожесточенное сопротивление ливанским грекам, за которыми стояли диадохи Александра Великого. Территория царства включала в себя территорию современных Иордании, частично Израиля и Египта, а именно: Синайский полуостров, Палестину, восточную часть Красного моря, на севере территория простиралась до границы с Сирией по линии Тир — Дамаск.

Но…. что-то тут не так. Может ли примитивный народ при своём образе жизни, мышлении, обучаться наукам для возведения красивейших зданий, создании уникальной системы водоснабжения, орошения, ведения сельского хозяйства в условиях полупустыни?  С трудом верится, что греки, с которыми набатеи много воевали, пришли, все построили, обучили местных и, при этом, их же самих не завоевали. Похоже, имя народа созидателя Петры просто вычеркнули из истории, при этом все его достижения приписали обычным кочевникам-набатеям, которые реально существовали и занимались своим делом, сопровождали и контролировали караваны купцов.

Чтобы приподнять завесу тайны, окружающую Петру, заглянем же, наконец, в этот загадочный мир резных скальных храмов, фасадов, обширных пещерных залов. Хочется хотя бы чуть-чуть побыть Индианой Джонсом. Пройдём через ущелье Сиг, чтобы оказаться на площади, окружённой высокими скальными стенами. Сиг - знакомое слово, в славянской традиции это - самый малый промежуток времени, быстрее вспышки молнии.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Выход из каньона Сиг перед фасадом Эль-Хазна

Эх, сиганем по-быстрому через ущелье, и вот он: загадочный скальный фасад с прямыми, как лучи солнца колоннами. Да, величие этого храма поражает и огорчает одновременно. Весь барельеф с фигурами полностью уничтожен. И что же всё виденное означает?

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Петра, Фасад Эль-Хазна

Монументальный фасад обычно датируется началом нашей эры. Во всех путеводителях этот храм называется «Эль-Хазна», дословно «казна», по преданию, здесь хранили богатство какого-то фараона. Хотя все ученые уверены, что это полный фейк, но название оставили прежнее. Сначала археологи считали, что это гробница, потом всё же поменяли точку зрения и сказали, что это - храм. В очень редких источниках можно встретить утверждение, что это - храм богини Изиды. В том, что он выполнен в античном стиле, наверное, никто не сомневается. Многие скажут, что это - греческий стиль, но это не совсем так. По мимо греческого, здесь можно увидеть иранский, индуистский стили, и даже мотивы древних славянских церквей.

Давайте рассмотрим подробно фасад и барельефы, ведь именно здесь кроется ответ на вопрос: Кто построил наиболее значимые храмы, и кто на них изображён? Но мне возразят: «Что же тут смотреть, ведь все барельефы уничтожены!». Не всё так плохо, ведь теперь у нас имеется оцифрованный альбом   «Аравия Скалистая».

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Леон де Лаборде. Эль Хазна 1830 г.

Т.к. рисунки удалось скачать  в высоком разрешении, то мы можем очень детально рассмотреть  все подробности, также есть и подробная реконструкция храма. И что же мы видим? Барельефы-то на фасаде: целёхонькие!  Фасад сооружения выбит, а я бы сказала: выпилен в скальном массиве. Зрительно он делится на две части. Верхняя часть - это мир богов, а нижняя - мир людей. В центре верхней части мы видим ротонду, над ней купол с навершием ввиде вазона-урны. По арабской легенде, именно там хранилась казна фараона, поэтому бедуины часто обстреливали ее в надежде, что на них прольется дождь из золотых монет.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Леон де Лаборден, Эль- Хазна 1830 г.
Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Схема барельефов Эль- Хазна

Справа и слева от купола расположены пирамидальные портики, на которых помещены скульптуры  четырех орлов. Как известно, орёл, это - зооморфное изображение самого Зевса-Громовержца, верховного греческого бога, ниже по уровню мы видим пантеон Олимпийских богов.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Верхний портик с орлами, навершием.

В центральной части ротонды изображена красивая статная женщина, держащая в левой руке рог изобилия со злаками, фруктами, это - хорошо узнаваемая богиня Деметра, она олицетворяет собой плодородие, сама Мать-Земля.  Иногда Деметру изображали с горящим факелом, зажжённым от вулкана Этна, символ мифического  поиска её дочери Персефоны.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Барельеф на плане, скульптура богини Деметра

Слева и справа от Деметры расположены барельефы женщин-воительниц, у каждой в одной руке щит, в другой односторонний топор. В глубине этого этажа храма, между колоннами, есть еще два аналогичных барельефа. Эти женщины амазонки суть воплощение воинственной Афины.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Четыре барельефа на плане, изображение богини Афина

Чуть в глубине мы видим барельеф двух крылатых женщин, у каждой в правой руке лавровый венок, а в левой  пальмовая ветвь. Это богиня победы Ника.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Два барельефа на плане , скульптура-богиня Ника

Портик помещения мира богов украшен барельефом с гирляндами из плодов мака, перемежающиеся с ликами сатиров. Мак - цветок Деметры, с помощью которого она вылечила сына Келея от затяжной бессонницы.

Над миром людей в центре пирамиды, так сказать, во главе угла восседает еще один орёл. Он гордо держит свою голову. Это сам Зевс контролирует мир людей. Но времена меняются, и сейчас во главе угла чьё-то недремлющее око. Слева и справа от орла находятся скульптуры двух львов, символов верховной власти. Лев в Древней Греции считался проводником солнца.

Барельеф под портиком украшен чередующейся композицией, по центру которой находятся ваза, с обеих сторон от нее находятся два грифона. Хвосты у них изображены в виде закрученных стеблей цветов. Сфинкс, грифон, химера – это разные аспекты льва. Грифон, соединяющий черты двух солнечных существ: льва и солнечной птицы – орла, изображался у ног гиперборейского Аполлона, он – знак взаимосвязи психических сил и космической энергии.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Барельефы среднего портика, орел, львы, грифоны.

В нижней части храма гигантский дверной проём, а слева и справа располагаются барельефы  двух мужчин, каждый из них держит под-узцы лошадей. По версии историков, это герои-близнецы Кастор и Поллукс. Но по моей версии, это - реальные персонажи, и явно цари: в руках у них бразды правления государством. Внешне на представителей бедуинских племен они явно не похожи. Так что, скорее всего, это - те самые диадохи Александра Македонского, т.е. преемники, между которыми была разделена его империя. Или же их прямые потомки.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Барельефы царей

По версии историков храм построил царь Арес 4-й, в первом веке нашей эры. Многочисленные монеты представляют изображение  портретного профиля царя. Так, по мне, это изображение выполнено в том же стиле, что и монеты диадохов, что ещё раз подтверждает мою версию, которая будет дополняться по мере появления новых документов.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Монета Александра
Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Монета Ареса 4

Внутренняя часть храма не содержит элементов отделки, это – всего лишь просторные комнаты, которые имеют практически идеальную прямоугольную форму.Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida

Существует еще один этаж этого храма, так сказать, подвал. И он оказался классическим «засыпанным» этажом, его обнаружили лишь в конце 20 века. Там довольно обширные комнаты,  в них найдены погребения, но вот к какому периоду они  относятся? Местные историки утверждают, что к известного уже  нам периоду набатейскому. Скорее всего, там были складские комнаты. Всё же это - храм Деметры, а в подобных местах захоронения не делают. Для этого всегда были отдельные гробницы. Историки сделали внешнюю реконструкцию храма, где видно, что в центральный зал вела лестница, а в нижней части находились полуподвальные помещения.

В целом  складывается впечатление, что строительство храма было не завершено. И это произошло из-за глобальной катастрофы конца семнадцатого, начала восемнадцатого веков, с образованием заливов Акаба и Суэцкого, и поднятием уровня мирового океана. В этом же альбоме приведена карта путешествий первых послепотопных исследователей Ближнего Востока. На этой карте хорошо видно, что оба залива в 1830 году были значительно шире, чем сейчас.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Карты Синайского полуострова современная и 1830 г. Леона де Лабордена

В открытых частях заливы,  в современности, имеет большее количество островов и глубоких бухт. На карте 1830 года на месте будущего  Суэцкого канала множество озер, а берег Средиземного моря сильно изрезан глубокими бухтами, чего на современных картах не наблюдается.

Рассматривая на фасаде храма барельефы и скульптуры  богов Олимпа, невольно возникает ассоциация греческих богов со славянскими.

В славянской мифологии Зевсу соответствует бог Перун.  Атрибутами или символами Зевса являются щит и топор. Символом Перуна, а также его скандинавского соответствия Тора, также является топор или секира. Топор в древних представлениях символизировал удар молнии, которая раскалывает деревья, оттого во многих культурах топор считался священным, обладающим особой силой. В руках Зевс держит стрелы под названием перуны.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Славянский бог Перун

Аналог Деметре – Макошь,  одна из самых древних славянских богинь, Она очень разносторонняя богиня. Она является покровительницей женщин, рожениц, рукоделия. Макошь является покровительницей судьбы, в чём ей помогают две пряхи: Доля и Недоля; покровительницей дождя и воды; олицетворением Земли. Деметра — древнегреческая богиня плодородия и земледелия. Деметра с древнегреческого буквально переводится как «Земля-Мать», что невероятно сходится и с нашей Макошью, так как уже давно бытует предположение, что Макошь и Мать-Сыра Земля — это одно и тоже божество. Есть аналог и в Египетской мифологии, это богиня Изида. На старых фотографиях 1764 года были подписи «Храм богини Изиды». Это единственный намек на принадлежность храма к богине Деметре,  у историков был использован его аналог, хотя никаких египетских архитектурных элементов на нём мы не находим.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Славянские богини Макошь, Доля, Недоля

В Петре был еще один барельеф со схожими божествами, но он находился на фасаде гробницы недалеко от театра. Де Лаберден зарисовал её и назвал «Гробница с греческой надписью».  На этом барельефе  изображены две сидящие женщины, это мойры.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Гробница с греческой надписью Леон де Лаборде 1830 г

В переводе с греческого: «часть, участь, доля». По основной версии, количество мойр приравнивается к трём: Клото — прядущая нить жизни, Лахесис — определяющая судьбу, Атропос — неотвратимая участь или мойра, перерезающая нить жизни, т.е. одна мойра прядёт нить жизни, вторая прядёт случайности, события, происшествия, третья определяет неотвратимость трагических событий и конец жизни.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Мойры с прялками

В славянской мифологии это Доля и Недоля (Среча и Несреча) — богини судьбы, богини-пряхи. По верованиям, Доля и Недоля являются помощницами богини судьбы Макоши. Две помощницы плетут пряжу, которая является судьбой человека. Доля вяжет хорошую, ровную судьбу, а Недоля постоянно делает зацепки, неровности, которые создают трудности в судьбе человека. Но в нашем случае женщин две: та, что от нас справа, прядёт нить, та, что слева, просто сидит, третьей мойры нет, но есть её стул. Похоже, здесь обыгрывается какой-то поучительный сюжет, касающийся усопшего.   Возможно, всё в его жизни было благополучно, плелась только гладкая нить, без зацепок, но вот пришла третья мойра, неотвратимая участь, и, когда всё было хорошо, просто перерезала нить жизни.

После Леона де Лабердена  Петру через девять лет в 1839 году зарисовал шотландский художник Дэвид Робертс. В его альбоме также есть литографии Эль Хазна. Можно увидеть, что поменялось  за девять лет.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Петра, Эль-Хазна, Девид Робертс 1839 г.

Первое, что бросается в глаза, нижние барельефы с изображением царей сбиты. До верхних пока не добрались, но участь их уже предрешена. На фотографии 1864 года фасад храма Деметры выглядит как в современности. Все барельефы уничтожены и уже сложно догадаться, кто на них был изображен. Возможно, альбом Леона де Лабердена 1830 года показал наличие барельефов, а это кому-то очень не понравилось. Ведь чтобы сбить барельефы на высоте, нужна была специально разработанная операция. Аналогичную картину мы видим и в других местах Ближнего Востока, Египта.  Тот же Дэвид Робертс зарисовал обезображенные лики Рамзеса 2, разбитые и засыпанные песком храмы Египта, об этом подробно читайте статью на Тарт-ария.инфо http://www.tart-aria.info/ne-drevnij-egipet-ili-egipetskaja-sin/

Мы рассмотрели маленький фрагмент затерянного города Петра. Удалось прояснить, кто мог построить  эти здания в скальных массивах. Если проследовать дальше по каньону Сиг, то открывается панорама города в долине, где так же присутствуют вырубленные в скалах величественные здания. Учёные утверждают, что всё это великолепие делалось вручную, посредством зубила и молотка.

Петра. Воскрешение богов Олимпа Elena Topsida
Пример постройки храмов, гробниц

Но  мы видим множество элементов тончайшей работы по камню, с соблюдением идеальных геометрических форм. Наверное, самая большая загадка состоит в том, как же были построены эти гробницы, храмы? Ведь следы инструментов можно видеть в местах, где мастеру с зубилом и молотком не подступиться. Конечно же, у меня есть версия, как это сделано, но об этом в следующей статье.

Автор: Elena Topsida, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru


Живу и работаю в портовом городе на берегу Чёрного моря. Увлекаюсь краеведением. В данный момент исследования вышли на новый уровень. Хочется поделится своими наблюдениями со знающими людьми и послушать советы старших товарищей.