С кондачка

Для современного носителя русского языка, согласитесь, данное выражение практически ничего не скажет. Несмотря на то, что слово "кондак" ещё встречается в топонимике и фамилиях наших сограждан, никто в этот факт особо не вникает, подсознательно относя его к религиозной тематике. Действительно, согласно современных источников, кондак есть всего лишь какой-то там исполняемый в храме гимн. Интересно, неужели населённые пункты называли в честь песнопений? Верится с трудом, хотя всё может быть. А как тогда понимать выражение "с кондачка"? Неужели "с гимна"? А действительно, как?

Выражение "с кондачка", как выясняется, имеет несколько значений.

-устар. об отношении к кому-либо или чему-либо: снисходительно, свысока, высокомерно (как с улыбкой, так и презрительно)

-устар., перен. несерьёзно; поверхностно, неосновательно, не понимая суть дела

-перен., разг. поспешно; с ходу, с наскока; без подготовки

Смысл, в общем, сводится к тому, что во всех случаях подразумевается некое отдалённое от сути или высокомерное отношение к чему-либо. Такое отношение как правило присутствует у многих руководителей достаточно высокого ранга (полагаю, многим знакомо). Изначально подразумевается, что инициатор такого отношения находится где-то на высоте, реальной или мнимой. У артистов это называется "звёздная болезнь". Что же это за кондак такой, находящийся на высоте, где звёзды? Или как звёзды? Очень интересно. Гимн, летящий с небес. Всё бы ничего, но синтаксически схожее слово в английском языке выдаёт вполне осязаемые и интересные значения.

С кондачка -

Даже "дирижировать" попало в этот список. Интересно, а кем в этом случае применения слова "conduct" дирижировать? Наверно теми, кто исполнял тот самый гимн. Дело в общем это важное и нужное. Тем не менее, всегда главным значением этого слова являлось "провести", в контексте из пункта А в пункт Б. В других европейских языках это слово подразумевает даже управление автомобилем. Здесь всё вполне недвусмысленно. Как же так получилось, что в русском языке это слово вдруг стало песнопением? Кто интересуется, погуглите, сколько видов кондаков как произведений искусства описано только в одной Википедии. Кто только время нашёл и напридумывал их за всё это время. Ну да ладно, посмотрим на одно старое фото из Швеции, от 1900 года.

С кондачка -

Уж не тот ли это самый кондак, со звездой вверху и на звёздной же высоте? Точнее, звезда вверху здесь больше выступила как пародия на нечто, а сама эта конструкция является обычным траверсом для проводов связи, какой она была всё время, и в некоторых местах встречается ещё сейчас. В конце 19 века подобные кондаки стояли практически повсеместно, на каждом доме, в который была проведена телефонная связь.

С кондачка -

Хорошим названием этого фото было бы "монтёры с кондачка грозно смотрят на фотографа". Но по всему видно, что данный кондак на крыше появился гораздо позже её самой. Не делали такие штатные конструкции на крышах зданий, о чём свидетельствуют множественные фото вначале с пустой крышей, а затем с подобной конструкцией на ней. Наверняка многие читатели захотят спросить, причём здесь вообще кондак как проводник чего-либо. Попробуем это понять.

Как известно, телефоны в 19 веке были скорее роскошью, нежели средством связи. Могли их себе позволить далеко не все. Как правило, телефоны проводили только в богатые дома, жители которых также были далеко не бедными. И имеется много свидетельств того, что сами эти богатые дома были выстроены гораздо раньше, чем были изобретены эти самые телефоны. Насколько раньше, понять теперь сложно, но путаница из проводов над домами в первой половине 19 века не зафиксирована практически ни в каких исторических источниках.

С кондачка -

Подобный траверс на античных домах смотрится скорее как инородное тело, нежели как изначальный элемент архитектуры. Ничего необычного в этом нет, ситуация с электрическими проводами внутри домов выглядела аналогичным образом. Их наружная прокладка на роликовых изоляторах портила весь роскошный интерьер помещений и стойко убеждала в том, что данная проводка есть необходимость, продиктованная временем. Что поделать, электросвязь со своим появлением сильно упростила жизнь, и её преимущества позволяли забыть о таких мелких неприятностях.

С кондачка -

Забавные в общем были в то время телефоны, если сравнить их с современными. Все они были чем-то похожи друг на друга. А из чего они состояли?

Телефон, запатентованный в США в 1876 году Александром Беллом, назывался «говорящий телеграф». Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи. В телефоне А. Белла не было звонка, позже он был изобретён коллегой А. Белла — Т. Ватсоном (1878 год). Вызов абонента производился через трубку при помощи свистка. Дальность действия этой линии не превышала 500 метров. Долгое время именно Александр Белл считался официальным изобретателем телефона и только 11 июня 2002 года Конгресс США в резолюции № 269 признал право изобретения телефона за Антонио Меуччи. Александр Белл подал заявку в Вашингтонское патентное бюро на свое изобретение 14 февраля 1876 года. В этот же день изобретатель Элиша Грей из Чикаго подал предварительную заявку на «Устройство для передачи и приема вокальных звуков телеграфным способом». Вскоре Грей отказался от своей предварительной заявки. По этому случаю были многочисленные споры о том, кто первый изобрёл телефон. 7 марта 1876 года Александром Беллом был получен патент на изобретение телефона. Любопытно, что Александр Белл пытался изобрести не телефон, а «гармонический телеграф». В то время в телеграфии испытывался огромный дефицит линий.

Да, действительно, гораздо ранее изобретения телефона в мире уже существовал проводной телеграф. Некоторые исследователи утверждают, что например в Российской Империи он существовал уже во времена Пушкина. Но убедительных доказательств этому нет. Вообще сложно себе представить, каким был тот проводной телеграф при российских расстояниях. Возможно, он действительно присутствовал в том или ином виде в первой половине 19 века. Но мы в рассуждениях будем отталкиваться так сказать только от имеющихся вещественных доказательств.

С кондачка -

Данный телеграф был выстроен в 1863 (по другим данным в 1868) году, в уездном городе Муроме Российской Империи. Известно, что данный телеграф был внутригородским, самая дальняя его линия не превышала 1,5 км. Вопрос - зачем в уездном городе телеграф на такое количество абонентов, да ещё и для абонентов, мало понимающих в азбуке Морзе (ну или какая там была в то время)? Неужели у каждого домохозяйства стоял телетайп, и барышни сидели возле него, как сейчас сидят возле мессенджеров?

С кондачка -
WhatsApp , вторая половина 19 в.

Всё это было бы смешно, но логика упорно к этому ведёт.

Ещё одна малая деталь - данный телеграф стоял в месте, где в то время был сосредоточен весь силовой блок - пожарные, воинское присутствие и городская тюрьма. В те времена при таких малых расстояниях было проще посылать вестового, нежели приобретать специальное оборудование и обучать тонкостям дешифровки весь личный состав абонентов. Или это всё же был не телеграф?

В 1855 году итальянский изобретатель Джованни Казелли создал аналогичное устройство, которое назвал Пантелеграф и предложил его для коммерческого использования. Аппараты Казелли некоторое время использовались для передачи изображений посредством электрических сигналов на телеграфных линиях как во Франции, так и в России. Аппарат Казелли передавал изображение текста, чертежа или рисунка, нарисованного на свинцовой фольге специальным изолирующим лаком. Контактный штифт скользил по этой совокупности перемежающихся участков с большой и малой электропроводностью, «считывая» элементы изображения. Передаваемый электрический сигнал записывался на приёмной стороне электрохимическим способом на увлажнённой бумаге, пропитанной раствором железосинеродистого калия (феррицианида калия). Аппараты Казелли использовались на линиях связи Москва—Петербург (1866—1868), Париж—Марсель и Париж—Лион.

Где тут Париж-Лион, и где российская глубинка, можете представить? Википедия, конечно, может выдать истину, примерно как стоящие часы два раза в сутки показывают абсолютно точное время. Но здесь, похоже, совсем не тот случай. Кстати, этот телеграф простоял недолго, на фото позже 1885 года его уже не существовало.

С кондачка -

Башня этого телеграфа обведена, и сложно разглядеть, что там стоит вверху. И похоже, это было единственной внешней инженерной сетью (не считая отходящих линий), связывавшей данный телеграф с другими подобными сетями. Чтобы понять, о чём идёт речь, посмотрим на оборудование телефонных станций от второй половины 19 века изнутри. Тех самых телефонных станций, которые стояли по всему миру.

С кондачка -
Норвегия, 1883
С кондачка -
Берлин, Германия, 1885
С кондачка -
Кейптаун, Южная Африка, 1889
С кондачка -
Казань, Россия, 1886
С кондачка -
США, 1891
С кондачка -
Шанхай, Китай, 1888

Кто-нибудь заметил что-нибудь необычное на этих фото? Наверное, первым занимательным фактом является то, что при вроде бы мощном электрическом (полагаю) оборудовании связи применяются газовые или керосиновые осветительные приборы. Неужели настолько всё было плохо с источниками питания телефонных узлов? По идее, где-то рядом должны стоять мощные аккумуляторные батареи для питания этого всего.

С кондачка -
Гельсингфорс, Россия, 1887

А здесь получается, что с коммутатора провода уходят на кросс-панель (сзади), и... всё. Аккумуляторов в обычном известном для нас виде нет. Аккумуляторы имеют свойство разряжаться, и для их восстановления нужно специальное оборудование, которого тут тоже нет.

С кондачка -
Йоханнесбург, Южная Африка, 1891
С кондачка -
Рига, Россия, 1889

Никаких питающих кабелей не видно, никаких усилительных устройств не видно тоже. От чего же питались и как вообще работали подобные телефонные станции, если не считать операторов? По странной случайности, никаких схем такой ручной АТС нет вообще нигде. Попробуем восстановить данный пробел, для чего снова посмотрим официальную историю телефона.

В 1861 году немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс продемонстрировал другое устройство, которое также могло передавать музыкальные тона и человеческую речь по проводам. Аппарат имел микрофон оригинальной конструкции, источник питания (гальваническую батарею, или - "местную батарею" МБ) и динамик. Сам Рейс назвал сконструированное им устройство Telephone.

...........................................

B 1878 году русский электротехник П. M. Голубицкий применил в телефонных аппаратах конденсатор и разработал первый русский телефон оригинальной конструкции, в котором было применено несколько постоянных магнитов. В 1885 году Голубицкий разработал систему централизованного питания микрофонов телефонных аппаратов (система ЦБ - "центральная батарея").

О каких батареях в данном случае идёт речь? Наверное, об этих.

С кондачка -

Фото подобных телефонных аппаратов являются большой редкостью. Наверное, этот факт был вызван тем, что они были самые ранние аппараты, которые и использовали упоминаемую выше местную батарею. А виды центральных батарей подобного рода запечатлены в большом количестве на всех вышеприведённых телефонных станциях. Они стоят на шкафах, будучи разных размеров и с разными интервалами, и даже стоят на кросс-панелях. Что это вообще за батареи? Они совсем не похожи на так хорошо знакомые нам аккумуляторы. Наверное, до технически грамотных читателей начинает доходить, почему в таких телефонных станциях было освещение на газе или керосине. Первый этап "научно-технической революции" к моменту создания данных фото уже прошёл. Всё, что можно было перевести на "прогрессивные" источники энергоснабжения, перевели. Но при этом заменить имеющуюся связь принципиально иной ещё не успели. А как понимать, что вроде бы эта связь тоже была электрической? Что же в данном случае проводило сигнал? Ответ один - те самые кондаки, они же вазы на всех технических шкафах. И стояли они не только на оборудовании внутри помещения.

С кондачка -

Кондаки стояли на всех столбах, которые ранее многие замечали (и не беспочвенно) как беспроводные. Действительно, имеется очень много фотографий хорошего разрешения, где при наличии отчётливо видимых изоляторов проводов не видно совсем. По поводу этих столбов было очень много споров на протяжении ряда лет. Очевидно (и скорее всего), проводов действительно на момент фотографирования там не было. Фотограф в данном случае просто запечатлил окончание первого этапа той самой "научно-технической революции", когда вместо кондаков на столбах и зданиях появились траверсы для проводов. Вот только на станциях связи внутри помещений кондаки ещё работали. По какому принципу функционировала такая связь? Предположительно, была та же самая вилка Авраменко, только в большем масштабе, которая описана здесь. Тонкие провода при сравнительно небольших расстояниях предназначались именно на цели передачи сигналов возбуждения.

Действительно, исключить сразу из оборота технологии прошлого в части связи сильные мира того не смогли или не захотели. Функционирование общемировых банковских структур без технических средств связи по определению невозможно. Как известно, в те времена усиленно проводились работы по прокладке общемировой кабельной сети, в том числе по дну океанов. Не исключено, что подобные полумеры по "модернизации" сетей связи были вынужденными, на период строительства и наладки той самой сети.

С кондачка -

Имеется ряд свидетельств, что подобным образом в ряде стран наладили централизованную поставку электричества на предприятиях. Собственно, по принципу действия от той электросвязи это ничем не отличалось. В электросвязи только меняли амплитуду того самого сигнала возбуждения, без всякой модуляции, как это начали делать позже.

С кондачка -

К примеру, в данном случае на фото от одного такого здания "электросвязи" питался целый деревообрабатывающий цех где-то в Швеции. В это сложно поверить, но факт имел место быть, и это в то время, когда началась эпоха грандиозных открытий в области физики.

Ну хорошо, а как же обстояли дела до того самого первого этапа "научно-технической революции"? Это вполне резонный вопрос. И прежде чем на него ответить, давайте ещё раз пробежимся по фото аппаратных залов тех самых станций связи и посмотрим на шкафы. Вот на эти.

С кондачка -
С кондачка -
С кондачка -

Интересно, почему везде провода в них заходят снизу? Наверное, там сосредоточен их ремонтный запас, и так удобнее их пересоединять. Ещё одна маленькая деталь - подобные шкафы почти всегда устанавливались в самом верхнем помещении здания. Тут тоже всё логично, это делалось для минимизации прокладки внутри здания.

Ну а теперь посмотрим несколько другое фото из того же исторического периода.

С кондачка -

Это ризница из какого-то храма конца 19 века. Ничего не напоминает?

В католических храмах ризница также называется сакри́стия (лат. sacristia, от sacrum — священная утварь). Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, где хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды. Известны сакристии и в виде отдельно стоящих построек. Перед началом мессы в ризнице звонит колокол, возвещающий прихожанам о начале богослужения. Месса начинается с торжественного выхода священников из сакристии, после окончания мессы священники вновь уходят туда. Миряне допускаются в сакристию не во время мессы в случае необходимости переговорить со священником.

Наверное, слово "сакральный" тоже идёт корнями отсюда. Что же это за таинственная утварь, что во время мессы к ней не допускали мирян? Собственно, в православной вере ситуация отличалась не сильно. Вход в алтарь был доступен далеко не для всех. И алтарь был таким помещением, над которым тоже начиналась крыша, и высота потолка там как правило меньше, чем в самом храме.

С кондачка -

А сейчас что напоминает? Полагаю, всем всё становится ясно. Провода, заходящие в подобные "ризницы" на станциях связи, были явно поздним изобретением. До этого как-то обходились без них. Там, где их посчитали нужным проложить, получалась примерно такая картина. Это как раз и есть тот случай, когда возникла необходимость проложить наружную проводку в давно стоящем здании.

С кондачка -

Видно даже замурованное окно. Зачем так надругиваться над архитектурой? Видимо, на тот момент не было выбора. Централизация производства энергоносителей требовала своего. Как только в таких сооружениях отпала необходимость, они сразу же исчезли. Можно сказать, по всему миру.

С кондачка -

А здесь интерьер станции связи ничего не напоминает? Наверное, кто ставил хоть раз в храме свечи за упокой, слегка удивится. Неужели это всего лишь портретное сходство? Что-то слишком много получается совпадений. И мы имеем то, что в 19 веке нужные по каким-либо причинам "предприятия связи" перевели на провода, а ненужные превратили в культовые сооружения. Кавычки в данном случае применены в связи с тем, что скорее всего это были не просто предприятия связи, а многофункциональные технические центры. Связь в данном случае была здесь одним из приложений. А что там было ещё, можно только догадываться. И сеть из таких технических сооружений была огромной. Как она работала на примере доРоссийской Империи, предположительно описано здесь.

Как же выглядела данная сеть до того самого первого этапа "научно-технической революции"? Материалов на эту тему в свободном доступе практически нет. Очень редко всё же удаётся найти кое-что. К примеру, в прошлой статье были описаны некие оранжереи в индийском городе Lucknow, запечатлённые фотографом где-то в 1857-58 году. И если внимательно приглядеться к башенкам при этих оранжереях, начинают вылезать интересные факты.

С кондачка -

При сильном увеличении фото видно, что на них стоят самые настоящие шестиконечные звёзды. И почему-то они ориентированы не по сторонам света, как принято в подобной архитектуре, а произвольно. Точнее, явно не произвольно. Они были куда-то направлены. На какой объект и с какой целью, мы уже не узнаем. Есть также другие материалы, приведённые ранее.

С кондачка -

Как вы уже наверное догадались, это и есть наши кондаки. Но в связи с тем, что они стали символом определённой субкультуры, они исчезли. Совсем. Теперь они существуют только на рисунках и что-то там символизируют. Есть также и пятиконечные разновидности таких кондаков. Им повезло больше, они в бутафорском виде ещё висят на некоторых объектах. Какую же функцию они выполняли и чем обусловлена их подобная форма?

Для ответа на данный вопрос необходимо вернуться к одной загадочной инженерной системе, реализованной на примере старого французского танцевально-развлекательного центра и описанной здесь.

С кондачка -

В данном случае очень загадочное сооружение, называемое официально голубятней, через систему непонятных колец на столбах производило освещение территории и предположительно осуществляло энергоснабжение огромного крытого танцевального зала (понятное дело, уничтоженного в 1930-х годах, при всей бережливости французов).

С кондачка -

Это ещё один пример технического исполнения кондаков, только уже в тороидальном виде. Чем вызваны такие их модификации? Любое кольцо в электротехнике предназначено для прохождения сквозь него меняющегося поля. В данном случае это тоже не являлось исключением.

С кондачка -

Очевидно, что тороидальные кондаки в данном случае заменяют вазы, которые в обычных вариантах стоят на подобных сооружениях всегда, хоть на тех же "ризницах" в станциях связи. Что примечательно, на верхнем ярусе этого же сооружения стоят обычные вазы. Видимо, на той высотной отметке не было необходимости куда-то направлять ту субстанцию, которая была в данном случае необходима для передачи по линиям столбов. Любая тороидальность преобразует направление волны из сферической в линейную, это можно понять хотя бы на примере тех же пушек. Картина начинает проясняться. Что же за субстанцию передавала эта линия из колец?

С кондачка -

Полагаю, здесь и есть тот самый случай, когда передача упомянутой выше субстанции, которая идёт по тонкому проводу в вилке Авраменко, осуществлялась без проводов. Какой физический смысл имела (или до сих пор имеет) та субстанция, толком сейчас не знает никто. Если на фото нет высотной погрешности и кольца направлены друг на друга, на одной отметке, то это и есть знаменитые беспроводные столбы. Или пример использования кондаков, на которые, если залезть, действительно можно смотреть на всех высокомерно.

Кстати, о высотной погрешности.

Нашлось в архивах одно интересное фото, датированное аж 1873 годом (верится с трудом). По аннотации, на нём изображены ни много ни мало магнитные геодезические инструменты того времени.

С кондачка -

Что за инструмент изображен справа? Он чем-то напоминает карданный компас, выполненный как ему и положено, в подвижных кольцах. Для чего такой прибор был нужен геодезистам (если таковые есть среди читателей - вам слово)?

С большим трудом удалось найти данные о таком приборе. Угадайте с трёх раз, как он назывался. Ни за что не угадаете. Тропари.

С кондачка -

Кондаки, тропари... как всё запущено. Нас снова уводит на песнопение. Ситуация начинает анекдотически напоминать кадры из известнейшей экранизации бессмертного произведения М.А.Булгакова.

С кондачка -

Как там говорил киногерой-профессор, тут разруха не в клозетах, а в головах. Действительно, вместо того, чтобы работать с кондаками и тропарями, народ начал петь. Собственно, чему тут удивляться, второй этап "научно-технической революции" прошёл более чем успешно. А это как раз и есть тот самый второй этап, когда то, что ещё оставалось, уничтожилось и превратилось в песни. Надо же было как-то канализировать народную память. Не могли же всё это так сразу забыть. Впрочем... вернёмся.

Из сухого описания того самого геодезического тропаря удалось установить только то, что он был предназначен для поиска места для скважин и определения их угла наклона. Наверное, те, кто бегали с таким прибором, набивали тропы. В общем, логично. Но для чего в таком приборе крутящийся в трёх плоскостях компас? Да и скважины с уникальным углом наклона тут в общем больше подходят для геологов. Но если представить, что геодезисты вели свои тропы по некоему нулевому включённому лидер-кондаку (по современной терминологии), всё ровно и чётко встаёт на свои места. В том числе и стрелка компаса.

Но... кондаков и тропарей не стало, а точнее, они стали песнями. А что же пришло им на смену?

С кондачка -

Пришло на смену обычное радио. На этом фото выходной каскад передатчика, смонтированный на Эйфелевой башне где-то в начале 20 века. Интересно, что за узлы расположены сверху? Неужели снова кондаки? Впрочем, это уже не суть важно. То, что делали кондаки на столбах в узкой передаваемой полосе, антенны начали передавать с огромной мощностью во все стороны пространства. Повторюсь, но наверное здесь снова уместно сравнить со стрельбой из пушки по воробьям, только ещё при этом и за платные энергоносители.

С кондачка -

А на смену кондакам пришли радиолампы, те самые, с термоэлектронной эмиссией. Пусть они выполняли свою работу очень нерационально, но зато это всё было в духе того нового времени. Времени централизованных коллективизированных энергоносителей. Как там писал один классик, призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. И этот призрак настолько прибродился, что похоже, уходить совсем не собирается.

П.С. Очень сильно прикалывают многочисленные изобретатели безтопливных генераторов, особенно те, кто пишет гневные комментарии под данными статьями. Друзья, я совершенно без иронии уважаю ваш нелёгкий труд. Но в моём оценочном суждении, все результаты вашего труда можно уложить в одном-единственном демотиваторе.

С кондачка -

Давайте не будем давать друг другу советы и помните, что есть ещё буквы, которые спрятаны. Не надо натягивать именно эти буквы друг на друга, надо просто найти недостающие.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru