Работа над ошибками

В очередной раз решил приступить к завершению повести про жертв, которые пали, и в очередной раз выпал скелет из шкафа, пропустить который было ну никак нельзя. Тем более что скелетом являлся слегка подзабытый старый знакомый – нижний Бердянский маяк.

В своё время, ещё при публикации различного рода статеек про атмосферное электричество лет этак 5 назад, охарактеризовал с аналитическим разбором один экземпляр зарубежной научно-популярной литературы от 19 века. Его и сейчас можно найти на просторах интернета, издан этот печатный труд в США, в 1883 году, оцифрован и выложен в сеть там же.

Работа над ошибками -

В переводе название звучало как «История применения электрического света для освещения помещений Франции». В то же время, про помещения в классическом их понимании в издании было рассказано очень мало. Практически весь том был посвящён модернизации существующих морских маяков на электрический свет. В то время это было великим инновационным решением, и издатель призывал использовать ведущую роль Франции, как лидера внедрения данной идеи. Далее перечислялись все типовые тактико-технические данные отдельно взятого морского светового ориентира тех лет, переведённого на подобный принцип работы. Произведено подробнейшее описание функционала маяка, с приведением схем питания прожектора, архитектурно-строительных чертежей и прочего подобного. Сейчас такое техническое решение вызывает скорее улыбку, чем желание вникать в подобную примитивность. Но на то время это было нечто прорывное и авангардное.

Собственно, скептицизм 5 лет назад вызвал один пассаж из текста, который был изучен очень поверхностно и которому не придалось должного внимания. Рассмотрен он был исключительно с технической точки зрения и без анализа политэкономической ситуации, упоминаемой в тексте.

Работа над ошибками -

В кратком переводе, близком к тексту оригинала, говорилось о том, что подобная система (устройства маяка) впервые будет применена не во Франции, а … на Азовском море, в Бердянске. Корабли, пересекающие Азовское море, будут заходить в порт Бердянск по свету старого маяка, указывающего вход в бухту. Именно так можно будет оценить эффективность системы (подобного устройства маяка).

Встречной проверкой по другим историческим источникам было установлено, что модернизация морского светила действительно проводилась. На башню была установлена система маячных огней описываемого принципа, французского производства. Таким образом, содержание печатного труда 1883 года издания можно считать правдивым, год проведения работ – примерно таким же, каким датировано издание.

На момент первого прочтения были взяты фото того самого Бердянского маяка на конец 19 века, и в его конструкции было обнаружено присутствие технических устройств, идущих вразрез с американо-французским описанием. Это явно указывало на использование технологий прошлого, а не только использование передовых технологий электрификации, что и было изложено с соответствующим анализом в статье. Увы, той статьи пятилетней давности не сохранилось, остались только вставляемые в неё иллюстрации. Полагаю, их вполне будет достаточно и без текста того аналитического разбора.

Работа над ошибками -

Действительно, а что за обведённые устройства стоят на маяке и по некой странности отсутствуют в чертежах и схемах от французских инженеров? Подобные архитектурно-технические узлы были идентифицированы как «эфирные конденсаторы», и данный термин после публикации статьи пошёл гулять по просторам сети практически у всех исследователей незаслуженно забытого способа получения энергии из атмосферы. Много воды утекло со времени поиска первых устройств технологий прошлого. При анализе Бердянского маяка возник помимо прочих ещё один вопрос, про который постеснялся писать тогда – собственно, почему возле маяка стоит котельная с трубой, если он вроде бы как сам оборудован двумя котлами, да ещё и непростыми? Место под эти котлы, а также под склад угля для них даже обозначен на планировке помещения маяка, в американо-французском описании (переведено на русский мной - авт.).

Работа над ошибками -

Да-да, угля, который для генерации света маяком будет нужен круглогодично, и телегами этот уголь с ближайших кóпанок в Донбассе в то время было не навозить. Там был нужен более серьёзный транспорт. Вообще, глядя на картинки из франко-американского издания, глаз неумолимо фиксирует ляпы несоответствия изображения с текстом. Ранее подобные приметы неоднократно указывали на то, что печатный продукт был переиздан гораздо позже указанной на нём даты, естественно, с удалением ненужной для обывателя информации о технологиях, которые высочайше было велено забыть. Этот случай с маяком также не был исключением. Ну а сейчас, после анализа всем известных недавних новостей о приходе французских войск в Украину как будто в помощь, возникает главный вопрос – собственно, а какое отношение порт Бердянска имел на то время к Франции, если в него внедряли самые передовые инновации? Начинаем работу над ошибками, с учётом так сказать вновь открывшихся фактов. Да и не только их.

Кстати, манерная надстройка на башне маяка оказалась не более чем механическая защита остеклённой кабины, в которой стоял маячный прожектор, от штормовых ветров. К извлечению атмосферной энергии она не имела никакого отношения.

Работа над ошибками -

Данное техническое решение было на то время типовым и использовалось достаточно часто. Другой вопрос – зачем строители маяка под такую относительно лёгкую конструкцию утяжеляли верхнюю часть ствола маяка внушительным каменным карнизом? Он там по логике совсем не нужен. Более того, на маяках в других географических местах под подобное металлическое ограждение каменных карнизов не делали, ограничиваясь металлическими или бетонными парапетами. По всем приметам, здесь действительно имела место модернизация, когда старый источник света непонятно какого принципа действия на верхней площадке башни снесли, и на его место установили прогрессивный на то время электрический прожектор, в новой стеклянной кабине. И последний действительно оказался легче и компактнее, и возможно, много ярче. На то она собственно и была, эта самая научно-техническая революция. И всё же, зачем рядом с маяком поставили котельную? Этот вопрос по-прежнему не находит ответа. Мороз зимой в Бердянске не редкость, но внутри здания маяка уже стояло два паровых котла, которые при желании сравнительно легко можно было использовать и под собственные нужды здания.  Но котельная стояла, и это медицинский факт. Для чего, так сказать, козе баян?

Давайте не будем гадать, и начнём с политической карты. Как мы знаем, данный регион Российской Империи в былые времена содержал сеть каналов, называемую Балта. Надземные каналы в ней шли в виде параллельных линий направлением с севера на юг. Не исключено, что на виде сверху это было похоже на забытый ныне русский ткацкий инструмент – бёрдо, откуда и пошло название местности. Именно этим можно объяснить название города и порта – Бердянск, как вход в Бёрду. Там, кстати, есть река Бердь и одноимённая железнодорожная станция. Совершенно в полной аналогии такая же Бердь есть в западной Сибири. Очевидно, такая система каналов была и там. Но в отличие от новосибирской Тары-Тары (Тартарии), приазовской Бёрдой при загадочных обстоятельствах владели французы. В частности, их название города Бордо (Харькова) перенеслось вместе с переселением на запад. Очень интересно, почему во французском написании Бордо видится как Bordeaux, но произносится не так. Такие вот существуют непонятные лексические правила. В то же время, фамилию французского актёра Жана Рено никто не пишет как Ренаулт. Слышал версию, что современный французский язык уже получил названия городов с готовым написанием (и не только их), и при произношении народ просто проглатывал отдельные буквы, как уже привык это делать. Лингвисты, это к вам. А мы условимся, что когда-то северный берег Азовского моря был условно-французским. И в конце 19 века ещё по традиции все инновации шли туда, в частности на маяк в Бердянске. А может, и не по традиции, а по настоящему, мы можем многого не знать. И у того, допотопного Бердянска должна была быть где-то в архивах древняя карта и французское название. Вы совершенно правильно понимаете, что найдя такую карту, мы запросто можем понять, что это был за маяк и котельная при нём, причём в первозданном виде.

Только где её найти, эту самую карту?

В том же издании 1883 года присутствует некая другая карта существующих маяков у побережья западноевропейской Франции.

Работа над ошибками -

Все порты подписаны, и по логике вещей, нужно поднять старинные карты каждого из них и примерить на современный Бердянск. Что-нибудь, да найдётся. Как мы знаем, какие-то чудо-архитекторы прошлого, очень часто при переселении народов с востока на запад, умудрились возвести под копирку генеральные планы переселяемых городов. Как им это удавалось, другой вопрос, но города получались или похожими, или очень похожими, практически неотличимо. Не являются исключением ни Голландия, ни Франция, ни любое другое европейское неславянское государство. Каким же был в допотопное время наш Бердянск со своим нижним маяком?

Работа над ошибками -

На удивление, ни один из древних портов Франции, планы которых удалось найти, не был похож на современный Бердянск с песчаной косой даже близко. Был даже найден французский Гавр, он же в прошлом приазовский Хаврон, в который приходила «дорога жизни» наоборот и который при потопе канул в воду недалеко от Мелитополя. Но с Бердянском вышло как-то сложно. Ради поиска зацепок пришлось перелистать все имеющиеся краеведческие ресурсы. На одном из них были найдены некоторые интересности касаемо поездки императора Александра I в Крым.

Потому-то после посещения Бердянска любимый внук Екатерины 2 в Крыму первым делом отправился в Балаклаву, где произвел смотр готовящегося к гибридной войне против Турции греческого легиона накануне переброски его на Балканы. Потому-то и порт Новый Таганрог (Neu Taganrok) у Бердянской Косы решено было строить. И порт Гейск (неподалеку от нынешнего Ейска). И новым портам на Азовском море в реализации «Греческого проекта», судя по всему, отводилась значительная роль.

Гейск и гибридная война? Очень интересно. Но явственно упоминается порт Новый Таганрог у Бердянской косы. Что это, неудачная привязка к местности или порт в первоначальном виде был не возле города, где сейчас, а на косе? Там же приложена карта.

Работа над ошибками -

Действительно, Новый Таганрог присутствует, и не на косе, а на месте современного порта Бердянск. В то же время, в официальных исторических источниках присутствуют названия Новоногайск, Осипенко, и другие, без какого-либо упоминания Нового Таганрога. А коса при этом всегда называлась Бердянской. Может быть, в районе косы текла река Бердь, пока Азовское море не подняло уровень и не превратило это место в прибрежную зону?

Там же вскользь упоминается:

На самом же деле тот факт, что залив у Бердянской Косы в наиболее глубоководной части Азовского моря является чрезвычайно удобным местом для размещения здесь морской гавани было известно мореплавателям задолго до 1825 года - еще в глубокой древности. Именно поэтому еще 2500 лет тому назад – в 5 веке до нашей эры вблизи современной Бердянской Косы – у Агарского мыса (геологическим останцем которого наряду с Обиточной Косой является и современная Бердянская Коса), находилась торговая гавань Кремны, многократно упомянутая древнегреческим историком Геродотом (между 490 г. и 480 г. до н. э. – ~ 425 до н. э.) в его бессмертной «Мельпомене».

Работа над ошибками -

О чудо, ожидал появление топонима Кремны под современным Таганрогом, а он оказался здесь. Геродот не даст соврать. А как же? И ещё:

В века Средневековья у Бердянской Косы наряду с торговой факторией Поллоники размещался и порт Паластра (Palastra), где производилась разгрузка больших кораблей, прибывающих со стороны крымской Кафы (Феодосии), и производилась загрузка их товарами, доставляемыми сюда на маломерных судах из Таны и из Азака (Азова) близ устья Дона.

Кто помнит, чем у нас славилась Кафа во все времена? Что-то начинает доходить. Тот город, который сейчас называется Азов, до этого всю жизнь назывался Азак. А настоящий Азов (Город Асов) ныне находится в виде огромной горы останцев белого цвета на современной трассе М4, возле реки Битюг. До его реконструкции никак не дойдут руки. Но что же тогда было на Бердянской косе в реалии? Давайте на сказки про Агарский мыс и Палластру не будем обращать внимание. У нас же там Франция была.

Кстати, возникает интересный момент. Если у нас ранее существовал Азовский залив, как могли попасть корабли с той же Бердянской косы в Кафу кратчайшим путём, при отсутствии пролива в Керчи? Ну не плыть же им через Севастополь. К тому же, описывается очень большой грузооборот между портом на косе и Кафой. Очевидно, из Азовского залива в Кафу с северной стороны вёл какой-то канал, ныне засыпанный и забытый.

Работа над ошибками -

Очень сильно подозреваю (но не уверен), что допотопная береговая линия на северной стороне Крыма проходила как-то так, как прорисовано красной линией. И место, где сейчас стоит населённый пункт и одноимённая станция Владиславовка, было северными воротами в Кафу. Там начинался канал, который вёл прямо на невольничий рынок. Когда-нибудь и до этого места доберусь, и появятся подробности. Но вернёмся на северный берег Азовского залива.

Допустим, наш реальный порт находился не там, где он в Бердянске сейчас, а на косе. Опять же, допустим, что этот порт уничтожил потоп, поднявший уровень воды и просто заваливший это место грунтом, изменив его облик до неузнаваемости. Но в любом случае, не мог этот порт исчезнуть бесследно. Где же найти его допотопную карту?

Работа над ошибками -

Совершенно случайно, при просмотре архива была найдена некая старинная французская почтовая карточка, на которой был изображен план населённого пункта Святой Сервант (фр. Saint Servant, сам удивляюсь). Если его перевернуть вверх ногами, получается такое. Оно, не? Только в современной Франции это находится на северном побережье. Действительно, такой населённый пункт существует до сих пор. А остров, который находится рядом, тоже имеет населённый пункт и порт, называемый… Святой Мало (фр. Saint-Malo). Первая же ассоциация после прочтения такого топонима – слово «бистро». Полагаю, все знают, как это слово попало из русского языка во Францию. Здесь случайно не то же самое? В любом случае, повод приглядеться более пристально к этому месту есть.

Работа над ошибками -

Оказывается, наш Сен-Мало известен ещё с 5 века нашей эры, когда бриты отвоёвывали эти места у Римской Империи.

Золотой век Сен-Мало пришёлся на XVI век, когда он стал гнездовьем прибрежных каперов и добился значительной степени автономии от королевских наместников. Во время смуты 1590—1594 годов жители Сен-Мало изгнали королевского наместника и объявили город самостоятельной республикой. Время городской вольницы изображено в опере Цезаря Кюи «Флибустьер» («У моря»). В XVII веке Сен-Мало продолжал оставаться западной столицей французских каперов. Грандиозные городские укрепления создавались по проектам знаменитого инженера-фортификатора Вобана. К концу XVIII века эпоха процветания была для Сен-Мало в прошлом.

При высадке союзников в 1944 году на территорию материковой Европы старый город был практически стёрт с лица земли. То, что сегодня видят туристы, было воссоздано в 1948—1960 годах.

Давайте попробуем наложить его на современный Бердянск.

Работа над ошибками -

Для этого осмотрим город более пристально. Конечно же, такой анализ делать трудно, не побывав в Бердянске ни разу даже проездом, но попробуем. Краеведы, если что, не ругайте сильно.

При первом взгляде на спутниковый план Бердянска бросается в глаза то, что Западный проспект, идущий с севера на юг прямо к морю, делит город на две условных части. Западнее его, за автостанцией, практически отсутствуют капитальные многоэтажные дома. Вся застройка состоит в основном из частного сектора. Очевидно, в этом месте имеется непрочный грунт, образовавшийся после потопа, т.е. не ранее середины 19 века. Восточнее же, наоборот, имеется ярко выраженная городская архитектура. Там же поблизости находится городская больница в виде комплекса современных зданий. Предположим, что на её месте был берег допотопного Азовского залива, и поставим там первую реперную точку. Вторую поставим на косе, в месте расположения нижнего маяка. Расстояние между точками составит в измерении сервиса около 14 км.

Обведём упрощённым контуром на старинной карте очертания Сен-Сервант и Сен-Мало, поставим южную точку на месте какого-то религиозного заведения (судя по экспликации), северную – на побережье моря, и перенесём полученное на современный спутниковый план Бердянска. Слегка масштабируем и повернём в азимутальной плоскости.

Работа над ошибками -

О чудо… Что это, очередное совпадение карт французских колоний на землях бывшей Российской Империи? Выше говорилось, что у южной оконечности косы в древней истории существовал порт, а он там собственно и изображен кучей стоящих на рейде корабликов. И есть ещё одна интересная деталь.

Работа над ошибками -

Оказывается, до потопа там была защищённая бухта, вход в которую шёл с восточной стороны, где фактически сейчас намыта песчаная коса. В карте недвусмысленно указано расположение фарватера, и по бокам стоят два маяка. Если мы не ошибаемся в выводах, сейчас там этого и близко нет. Маяк в единственном числе переехал на южное побережье острова, которое превратилось в Бердянскую косу.

Работа над ошибками -

На случайно обнаруженной космической съёмке с более-менее реалистичной глубиной акватории наши выводы подтверждаются. Давайте наводить резкость. Старых карт Сен-Мало в архивах имеется великое множество. 

Работа над ошибками -

Можно констатировать, что в допотопном порту маяк на своём современном месте не находился от слова совсем. Это была городская припортовая застройка. Судя по экспликации, севернее стоял колледж, южнее почти на берегу стояли тюрьма и арсенал. Вроде бы даже направление ограждения территории маяка совпадает с направлениями улиц древнего порта. И самое интересное – на старой карте кругом стоят здания, и явно немалые. Куда они могли бесследно исчезнуть? Допустим, во второй половине 19 века из их обломков новые власти могли построить маяк. Но подобного стройматериала хватило бы ещё на очень много зданий и сооружений. Но кругом, увы, один песчаный полузатопленный грунт. Как же так? Может, сам маяк нам откроет ответ на эту загадку?

Работа над ошибками -

На удивление, старых дореволюционных фото маяка имеется очень мало. И все они сделаны практически с одного ракурса.

Работа над ошибками -

Поскольку это единственно более-менее подробный вид от конца 19 века, возьмём его за основу нашей дальнейшей реконструкции. Что необычного можно найти, сравнивая старинный и современный образ объекта? Вроде бы ничего, разве что котельной с западной стороны маяка уже не существует. Судя по архивным материалам, её здание стояло ещё в 2010 году, затем, очевидно, было снесено за ненадобностью.

Работа над ошибками -

Может, в американо-французском описании от 1883 года есть что-нибудь интересное, позволяющее зацепиться за секрет? Давайте посмотрим.

Маяк Планье, который только что был закончен, находится примерно в восьми морских милях от порта Марсель, на скале. Это башня высотой шестьдесят метров и восемнадцать метров в диаметре у основания, которое находится в самой скале. На рис.5 приведены детали вершины башни.

Сложно сказать, почему автор в одном месте описания утверждает, что прежде всего система электрического света маяка будет применена в Бердянске, а в другом месте эта система уже оказывается применённой в Марселе. Сделаем скидку на то, что «уточнители истории» при переиздании литературного произведения оставили только иллюстрации, а текст полностью заменили на новый, причём надёрганный из разных источников. Или его писали как в мультфильме «Трое из Простоквашино», а именно начал один, а закончил другой писатель, не вникая и не проверяя. Но в издании имеется тот самый упоминаемый рис.5, на который стоит взглянуть.

Работа над ошибками -

Маяк Планье есть всё же известный объект, который можно найти и сравнить с Бердянским. Тем более что в первом, судя по иллюстрации, верхушка башни была очень мощной.

Работа над ошибками -

Не знаю, как у вас, но у меня чётко складывается два вывода. Во-первых, рис.5 и вид маяка Планье в верхней его части полностью соответствуют друг другу, и во-вторых, верх башни Бердянского маяка изначально был другим, систему электрического света под него просто приспособили, оставив без сноса мощный карниз. Для сравнения, так он выглядит сейчас.

Работа над ошибками -

Не удивляйтесь, во время войны у маяка была взорвана верхушка, и то, что мы сейчас видим, есть абсолютный новодел. Это видно невооружённым глазом по изменению высоты прямоугольных окон в стволе башни. Выглядит слегка странно. Для маяка, как известно, одним из основных параметров является высота установки прожектора над уровнем моря, от этого напрямую зависит его видимость. При таком его восстановлении было утрачено около 5 метров высоты. Ещё более странно, что была уничтожена только площадка с прожектором. Для чего экономили боеприпасы, если союзники, к примеру, не мелочились и сразу стёрли с лица земли целый порт Сен-Мало вместе с городом? Всё это больше похоже на уничтожение отдельной части сооружения, хранившей секреты прошлого. Подобным в своё время часто грешили большевики, которые под видом борьбы с религией сносили верх колоколен у церквей, не желая тратить силы и средства на снос всего здания. И в этом не было абсолютно никакого смысла для тех, кто знал секреты предков. Ещё более простым способом уничтожения технологий прошлого, больше похожим на созидание, чем на вандализм, была надстройка верхних этажей.

И обратите внимание, мощного карниза на верхней части ствола маяка не понадобилось даже для новодела. Он (карниз) был таким же образом не нужен при модернизации ствола башни в 19 веке, но разбирать его по каким-то причинам было нельзя. Интуиция подсказывает, что дело тут было совсем не только в нарушении прочности кладки.

Какие же секреты хранил наш маяк? Вглядываемся в его вид более пристально.

Работа над ошибками -

Скажем так, при абсолютной высоте оконного проёма в таком здании 1,5м (что вполне реалистично), мы получаем, что в период от конца 19 века до заката СССР некто подсыпал около полметра грунтового слоя, и не просто подсыпал, а выровнял всю прилегающую территорию под ноль. Археологи, мог появиться такой «культурный слой» самопроизвольно даже не во время потопа, а можно сказать, уже в новейшей истории?

Давайте представим со стороны тот ракурс, с которого делал снимок маяка фотограф 19 века. Получается как-то так.

Работа над ошибками -

Оказывается, при маяке уже тогда, ещё без учёта насыпи в полметра, была грунтовая планировка немалой высоты. Сейчас это место засыпано вплоть до той дороги, где стоял фотограф. Разве что стоящее вдалеке болотце говорит нам, что в том месте засыпку грунтом прекратили, и в образовавшейся впадине начала скапливаться вода. Что за трудовая армия здесь поработала? Дорожники, если вы тут есть, не дайте соврать, как непросто выполнить такой объём работ средствами малой механизации. Но нам от этого не легче. Меньше всего похоже на то, что у нашего маяка и стоявшей при нём котельной был первый этаж, который подобным образом сделали подвальным. При существующем уровне грунтовых вод делать это было крайне нецелесообразно, тем более, что на межэтажном перекрытии надо было выставить такие увесистые устройства, как паровые котлы. Загадок становится всё больше. И всё же, какие протяжённые следы и какого преступления там понадобилось скрыть от истории таким вот способом? У археологов здесь, похоже, непаханое поле, и у тех, кто любит гулять в тех местах с металлодетекторами, тоже.

Работа над ошибками -

Это единственный найденный в сети вид северной части здания и башни маяка. По какой причине с этой стороны в стволе отсутствуют прямоугольные окна для естественного освещения винтовой лестницы?  Почему-то вспоминаются закруглённые здания сталинских шлюзов с остеклением, и не только они, а ещё здания типовых советских постов электрической централизации на железной дороге. Стеклянная кабина на их фасаде была нужна для того, чтобы диспетчер мог визуально контролировать занятость путей на станции.

Работа над ошибками -

Что-то опять начинает доходить. Уж если здесь была перевалочная база для перегрузки невольников в Кафу, ну не пешком же их было гнать до нового порта при затоплении и исчезновении Хаврона. А действительно, что можно было ещё собирать на той огромной территории после потопа, когда всё было завалено и затоплено, кроме выживших на ней людей? Сами эти люди под чьим-то чутким руководством лопатами построили железную дорогу для самовывоза (как по Некрасову), сами по ней уезжали, а потом сами всё сломали и засыпали, чтобы никто об этом не узнал. Сами, всё сами. Или в данном случае мы вновь имеем очередное непонятное явление, когда после событий, называемых «Революцией 1905 года», в реалии длившихся почти полвека где-то начиная с 1860-х годов, некто полностью зачистил следы? Второе тут более реалистично. Если нет следов от победы взбунтовавшихся рабов, выражавшихся в разгромленном имуществе их угнетателей, значит не было и самой победы. И надо отрастить ещё 4-5 поколений, не знавших и даже не слышавших о такой победе, и можно повторять вывоз вновь. Социальную инженерию никто не отменял.

Работа над ошибками -

Данная карта железных дорог Империи во многом уникальна тем, что имеет массу загадочной информации. Например, там указаны как будто проектируемые на то время пути, которые, как выяснилось, были фрагментами существовавших допотопных линий. По всем приметам, картограф делал карту путём компиляции данных из других источников, не зная, сохранились ли сами рисуемые им дороги или нет. Именно так можно объяснить тот факт, что железная дорога на станцию Бердянск-порт явно заходит на косу, хотя ещё до появления СССР такой дороги не изображали более ни на одной карте. Собственно, и сама коса могла образоваться только после потопа, когда морские волны засыпали песком бывший вход в бухту Сен-Мало и намыли там сухопутный участок. Без этого железную дорогу не могли туда провести по определению.

Работа над ошибками -

Не исключено, что песчаная коса в узких её местах является рукотворным объектом, как продукт перемещения грунтовых масс от проведения дноуглубительных работ. В любом случае, наличие железнодорожных веток на таких косах более чем возможно, совсем недалеко от данного места на аналогичной косе проходит линия в Порт-Кавказ. И на данной косе размещение железнодорожных путей не будет (или не было) сложной задачей.

Так что там с нашим маяком? Похоже, загадка стоявшей рядом котельной отпадает сама собой. Как известно, паровозам помимо топлива была необходима заправка водой. При каждой крупной  станции стояло водоподъёмное устройство, как правило, совмещённое с подземной скважиной, насосным оборудованием и узлом первичного накопления воды. На роль данного объекта по всем приметам как раз и подходило здание, принятое нами вначале за котельную. Далее по технологической схеме всегда следовало водоёмное здание, выполненное как правило в виде башни с накопительной ёмкостью в верхней части. Его задачей было создание давления в водопроводе для обеспечения тока воды к потребителям, в данном случае к паровозам. Опять же, по всем приметам на данную роль претендует здание маяка. Разве что, как раз на башне при этом здании был демонтирован бак для воды, а на его место установлен прожектор маяка в стеклянной кабине.

Работа над ошибками -

Вначале была мысль, что башня маяка и прилегающее к ней здание возводили в разное время. При углублённом осмотре современных фото оказалось, что это не так. В местах примыкания башни к зданию на видах разных времён отсутствуют любые трещины, которые в таком случае появились бы там обязательно. Да и не строили так топорно в былые времена, зная, что маяк есть одно из важнейших устройств в мореходном деле. Не исключаю вариант, что железнодорожную станцию, как и маяк Планье, строила одна и та же французская артель. Но факт имеет место быть – от былой этой станции оставили только два здания с переоборудованием одного из них под маяк. Остальные сооружения станции, включая пути, снесли, и не просто снесли, а стёрли с лица земли с засыпанием следов.

Аналогичным образом была отвергнута версия о том, что станционные здания снесли до основанья, а затем выстроили на освобождённых фундаментах здания маяка и котельной. Котельная в таком случае была бы не нужна, всё могли бы уместить в одном здании. Равно как и массивный карниз на башне делать не было бы никакой необходимости.

Работа над ошибками -

И всё-таки, что-то тут не так. Над потолком здания маяка по какой-то непонятной нужде надстроили технический этаж, снеся старую кровлю полностью. Не исключено, что это было сделано уже после войны при восстановлении объекта. Но сам по себе факт надстройки упорно указывает на то, что по воле компартии были окончательно скрыты остатки того, что никто не должен был видеть, включая персонал маяка. Что там могло быть такого секретного в кровле? Хотя, да. Когда здесь была железная дорога, использование привозного угля как топлива не выглядела нонсенсом. Но с её ликвидацией эксплуатация двух паровых котлов на маяке и дополнительного отдельного водоподъёмного здания стала выглядеть как полная дурь. И похоже, в американо-французском издании действительно не сказали самого главного. Или вначале сказали, но потом переиздали с удалением – а как, собственно, бралась энергия на жизнедеятельность всего этого? И в своё время вопрос о существовании способа получения энергии из атмосферы возник совсем неспроста и совершенно обоснованно. И, кстати, при наличии при здании маяка железной дороги прошлого факт привоза и использования каменного угля выглядит не менее сомнительным.

Ещё раз взглянем на фрагмент старого фото, и давайте обойдём с комментариями все непонятности, которые возникли 5 лет назад, да и сейчас не потеряли актуальность.

Работа над ошибками -

Под номером 1 мы наблюдаем классическую бездымовую трубу, пристроенную к зданию, как собственно на всех водоподъёмных устройствах при железных дорогах Империи. Особенностью их было то, что из них никогда не выходил дым, а скорее наоборот, холодный воздух шёл вовнутрь, и нагреваясь, подавался в помещения, обеспечивая одновременно климат-контроль и вентиляцию. Все старинные печи, известные нам сейчас как «пневматические», работали по такому принципу. Кроме этого, у подобных труб была ещё одна своего рода особенность – они по сути были одной из колонн другого здания, отнесённой от него на определённое расстояние и металлически связанной с его каркасом перемычками, как правило, подземными.

Труба под номером 2 есть обычная вентиляция, либо из заведения М/Ж, либо из машинного зала. Не исключено, что на всякий случай была установлена дровяная печь, как резервный источник обогрева.

Объект под номером 3 в своё время должным образом идентифицирован не был. Для чего была предназначена подобная «менора» на крыше, да ещё и на отдельной подставке, понять удалось только сейчас. До этого дойдём чуть позже, а сейчас давайте предположим, что мы в данном случае имеем световую сигнализацию ближнего радиуса действия, в виде обычных электроламп.

Предметы под номером 4 идентифицированы как паровые источники звукового сигнала, основной и резервный. Их применяли при сильном тумане, когда свет маяка был невиден. Ничего необычного в них нет, в связи с чем далее их рассматривать не будем.

Под номером 5 стоят устройства, вначале идентифицированные как те самые «эфирные конденсаторы». Сейчас, после внимательного осмотра фото с разных ракурсов, можно констатировать, что их 4, т.е. на каждом скате крыши их по два. Высоковероятно, что это есть трубы обычных отопительных котлов, а вовсе не паровых, как на планировках помещений в издании от 1883 года.

С чего начнём реконструкцию? Давайте с самого простого, а именно с бездымовой трубы. Попробуем найти то место, из которого выдрали одну колонну и, перенеся в сторону, образовали её каркас.

Работа над ошибками -

Здесь даже долго думать не пришлось. Очевидно, одну из колонн 8-угольного каркаса башни маяка, вероятнее всего из половины, обстроенной зданием, отнесли на запад. Таким образом элегантно получилась бездымовая труба при водоподъёмном здании.

Совсем недавно от знающего человека поступила информация о том, как проектировались подобные здания и сооружения с секретами при Сталине. Имелся серьёзный проектный институт по гражданскому строительству, и в него в один прекрасный день просто приходил эскизный проект здания с посадкой на участок за подписью главного архитектора и к нему чертёж металлокаркаса, который в нём должен быть замоноличен. Отдельно оговаривались размеры ниш или размеры шпилей, в которые (на которые) должно было размещаться нечто, и у этого нечто указывались только массогабаритные показатели. Собственно, и всё. Далее всю черновую работу, начиная изысканиями и заканчивая спецификациями, ведомостями и прочей требухой, доделывал проектный институт, причём в жёстком графике и с ежедневным спросом. Бывало так, что в проектном институте не знали главного архитектора вообще. По слухам, они все находились в ведении Берии. И более того, опять же на уровне слухов ходила информация, что Берии эти главные архитекторы функционально не подчинялись и были сами по себе, а если точнее, то в какой-то непонятной международной еврейской организации. Все секреты того, что монтировалось в нишах и на шпилях, они хранили где-то очень глубоко и далеко, как бы даже не за пределами СССР. Кто и как делал инсталляцию монтируемых секретов после строительства дома, не знал никто. Во время таких работ всех посторонних с объекта удаляли.

Куда уж нам с бледной… тягаться с еврейской организацией? Но мы попробуем.

Работа над ошибками -

Если мысленно посмотреть с задней стороны на железные каркасы башни маяка и бездымовой трубы, выглядеть это будет примерно так. Труба по сути есть колонна, выдранная из каркаса башни, перенесённая и соединённая с основным каркасом двумя перемычками, сверху и снизу, в тех точках, где колонна прикасалась собственно к каркасу. При реализации тех самых перемычек из железных труб получалось идеальное решение, позволяющее к тому же перекачивать воду из одного здания в другое. Так делали абсолютно на всех водоподъёмных устройствах железных дорог. Не подумайте, что в месте отсутствующей детали каркаса ствол маяка был не армирован ничем. Металлическая вертикальная связь там была, но имела устройство электрического отсоединения от общей цепи. Инсталляция таких зданий была сложной, и вначале её делали без нагрузки внешних шлейфов.

Исходя из этого, секрет массивного карниза маяка стал вполне понятен. Во-первых, в нём были т.н. «тайницы», в которых прятались «эфирные конденсаторы». Без них ничего бы не работало. И во-вторых, там находилось устройство отключения нужных колонн. Собственно, по этим же причинам карниз в 20 веке был приговорён к сносу. Подозреваю, что даже если это и произошло во времена Второй мировой, военные действия тут были не более чем удобный повод. Если бы какие-то из враждующих сил захотели уничтожить маяк как средство навигации без возможности восстановления, его бы снесли под корень, и без особых технических затруднений.

А что дальше?

На удивление, выполненные те же действия с «менорой» дали абсолютно аналогичный результат.

Работа над ошибками -

Там что, тоже оторванная колонна? Но тогда от какого каркаса? И почему кровлю здания маяка в 20 веке тоже ждала участь карниза? Вопросы стали сыпаться, как из рога изобилия. И что самое интересное, высотная отметка «меноры» совпадает с нижней отметкой карниза кровли, которого ныне не существует, но явно не совпадает с отметками 4 труб с «эфирными конденсаторами», которых на крыше чётное число. Логика стала заходить в тупик, в связи с чем вновь за поисками ответа пришлось погрузиться в американо-французский опус от 1883 года о типовом устройстве маяка. И на удивление, был обнаружен ещё один ляп, на который 5 лет назад даже не обратил внимания.

Работа над ошибками -

Очевидно, речь шла о устройстве старого маяка, фонарь которого был вмонтирован в один из углов башенной надстройки. Тогда подумалось, что маяк был узконаправленный, для экономии силы света. Такое вполне могло быть. Так если у нас сейчас выяснилось, что на башне вместо фары стоял бак с водой, где тогда стояла эта с позволения сказать будка? Тем более выяснилась ещё одна интересная деталь – надстройка на маяке, где на углу стоял фонарь, явно была шестиугольной, и это не гротеск художника. Она могла стоять где угодно, но не на башне маяка с 8 колоннами. Тогда где она была? Ещё раз внимательно смотрим на крышу.

Работа над ошибками -

У здания явно просматривается 4 угловых колонны, и по 2 колонны с каждой стороны наружного фасада. Итого, их общее число при такой компоновке получается равным 12. Это, как ни странно, кратно 6. Вопрос – неужели две средних колонны так и стояли в том фасаде, через который проходила башня маяка? Там даже горизонтальная металлосвязь не могла пройти сквозь башню, её наверняка обводили вокруг. В то же время, труб на крыше было 4, а не 6. Что-то тут всё равно не так. Сейчас на крыше возведена, помимо чердака, какая-то надстройка, опирающаяся на капитальные стены. Для дальнейшего надо восстановить местоположение этих 4 труб на виде сверху той кровли, которой уже нет. Следов этих труб, понятное дело, можно не искать, но на счастье в старом фото есть солнечная тень от башни маяка, которая попадает на край трубы (приглядитесь). А башня в месте начала кровельного карниза имеет диаметр, составляющий 1/3 от длины того же карниза по оси фасада. Попробуем изобразить вид крыши здания нашего маяка сверху, с нанесением колонн, труб и схематично горизонтальной связи, охватывающей колонны.

Работа над ошибками -

Можно сомневаться в чём угодно, только не в случайности количества печных (или просто) труб, равных 4. И похоже, восточнее нашего маяка стояло ещё одно станционное здание, сопряжённое по общей энергосистеме путём объединения колонн. Оно, увы, не дожило даже до 20 века. Могло бы таким же образом и не дожить водоподъёмное здание, если бы для работы паровых котлов маяка в техпроцессе не нужна была вода. Это его и спасло. Всё больше доводов складывается в копилку того, что и железнодорожную станцию, и маяк делала одна французская артель, и она же демонтировала и уничтожала следы того, что не нужно было знать обывателю.

И поскольку труб на крыше у нас 4, а всего колонн 12, напрашивается ещё один вывод – на момент фотографирования маяка, в 19 веке, крыша его здания была уже переделанной. Но при этом все тайники эфирного электричества были в полной сохранности спрятаны в карнизе кровле по периметру здания. Наверное, повторюсь, но именно это приговорило кровлю к сносу в 20 веке с надстройкой чердачного этажа, чтобы никто её никогда уже не восстановил. Если быть точнее, то приговорили торчащие горизонтальные металлосвязи, идущие непонятным образом и будоражащие умы отдельных неглупых инженеров-комсомольцев. «Эфирные конденсаторы» исчезли сразу же, как только началось безвластие. За этим техническим чудом охотились различные бандгруппировки, а вслед за ними прошлись ещё и большевики. Уже самое позднее во второй декаде 20 века их на объекте не стало. Вопрос – а зачем тогда переделывали кровлю, чтобы спрятать те самые «эфирные конденсаторы», ещё вроде бы при действующей власти? Вот именно что спрятать, т.к. деревянная крыша, закрывающая тайницы, никакой существенной защиты от серьёзных грабителей не составляла.

Чтобы ответить на подобный вопрос, надо немного отвлечься. Как нам преподавали когда-то в советской школе, призрак коммунизма начал бродить по Европе ещё в середине 19 века. Ещё Карл Маркс это описывал. И так он бродил, бродил, и добродился до того, что на 1/6 суши всё же одержал победу. На это было много предпосылок, Российская Империя была «беременна революцией», как писал другой классик. И при Сталине, после великой Победы, социалистический строй уже окреп настолько, что начал рушить скрепы у буржуазного мира. Одним из таких ударов стала деятельность Лаврентия Берии по созданию зданий с использованием технологий получения энергии из воздуха. Но, в отличие от архитекторов 19 века, социалистические градостроители очень-очень редко повторяли такие архитектурные формы, как шпили и купола. Чаще их детища выглядели по-пролетарски аскетическими, а что было необходимо для секретной технологии, прятали в потайных местах конструкции зданий. Этому имелось и идеологическое обоснование – купола и шпили приближали облик здания к церквям, а с религией в СССР была нешуточная борьба. Но несмотря ни на что, все подобные технологии держались в секрете, даже с учётом того, что сталинский социализм был самым технологически прогрессивным строем в мире без каких-либо околонаучных догм (полагаю, спорить никто не будет). Кто-нибудь задавался вопросом, а почему так? Как вариант, Сталин выдерживал какие-то балансы с внешними силами, чтобы капиталистический мир не рухнул окончательно из-за сбрасывания оков плебсом, научившимся получать энергию из воздуха.

И оказывается, прятать такие технические узлы на зданиях стали задолго до творцов пролетарского классицизма. И даже задолго до 1917 года. Не менее интересный вопрос – а собственно, в каком году вообще победил социализм? Налицо одна и та же тенденция – технические секреты начали прятать от того сословия населения, которое было самым бесправным. Естественно, прятать для того, чтобы получать с этого прибыль. Как выясняется, в 19 веке, то самое население вывозили в товарных вагонах неизвестно куда. И совсем недавно случайно увидел видеоролик какого-то юмориста. Не знаю, кто его автор, а то бы объявил ему благодарность. По сюжету, какой-то фермер объяснял зрителям, что такое "15-минутный город" по образцу китайского, и при этом демонстрировал в кадре свой курятник. А там бегали счастливые тушки, не имеющие ничего своего, но всем довольные. Собственно, это и есть модель коммунизма от Клауса Шваба. Что-то сдаётся, что автор этой модели совсем не Клаус Шваб, и даже не его прадед. Тут всё старо как мир. Коммунизм по такой модели, оказывается, давно уже был. И после «революции 1905 года» его как раз свергли, как бы парадоксально это не звучало, и зачистили следы для следующего прихода, чтобы был фактор внезапности. Прошу не путать данный строй со сталинским социализмом, когда, не побоюсь этого слова, впервые в истории победившую нацию перестали вывозить в вагонах и трюмах неизвестно куда и она зажила наконец счастливо. Пусть даже при спрятанных «эфирных конденсаторах». Что-то мы чересчур отвлеклись.

Так почему трубы на крыше у нас 4, а колонн всего 12? Очевидно, в данном случае на крыше была купольная надстройка, которую снесли ещё в 19 веке, с заменой на двускатную крышу. Давайте попробуем дополнить наш план кровли, добавив в него вертикальные связи на надстройку (зелёного цвета).

Работа над ошибками -

Очевидно, где-то должен стоять ещё один ряд «эфирных конденсаторов» на высотной отметке, на которой в 19 веке стояли таковые на 4 печных трубах. И однозначно можно сделать вывод, что под трубами в квартирах стояли бытовые обогревательные элементы, какие ранее мы уже рассматривали много раз. При демонтаже купольной надстройки на крыше оставили только  4 из 12 связей, приспособив их под нужное. Видимо, для внутренних нужд квартир персонала на 2 этаже здания таких средств хватало. Не надо забывать, что рядом был встроен главный ствол маяка со своей энергосистемой, и как раз её использовали для основной генерации энергии на прожектор.

Вообще, такие системы внутреннего энергоснабжения нам уже встречались много раз. Пример – нечто очень похожее, обнаруженное в детской больнице г.Аделаида, Австралия.

Те самые «эфирные конденсаторы», при необходимости, вставлялись в трубы, после чего нагревательные приборы начинали функционировать. И как видно, никто не прятал их в карниз или под кровлю. Что поделать, это другая страна в другом конце мира, призрак коммунизма дотуда так и не добрался. Если быть точнее, то конденсаторами их называть не совсем корректно. Более приближённо к смыслу называть эти приборы эфирными концентраторами. Никаких зарядов данные приборы не накапливают, а скорее наоборот, считаются более производительными, чем больше их забирают со своей поверхности и быстрее отдают в цепь. Точнее, даже не заряды отдают, а то, что циркулирует вокруг нас в воздухе. Но об этом как-нибудь не сейчас.

Собственно, такие конструкции кровель на технических зданиях нам уже попадались. Давайте вспомним водонапорную башню в Муроме от середины 19 века.

Работа над ошибками -

Практически всё один к одному, разве что не было отдельного ряда тайниц в башенке, и водонакопительный бак находился сразу под крышей. Очевидно, нечто похожее стояло и на здании Бердянского маяка. Рискну предположить, что стоявшая на крыше водоподъёмного здания возле маяка «менора» заменила одну из чаш, которая стояла на том месте, а также по всему периметру здания маяка. В данные чаши как раз заливали нечто, что было предметом всех войн до 20 века.

Если так, то можно попробовать реконструировать такое здание.

Работа над ошибками -

Это был венец творения инженерной мысли, повторить который сейчас не в состоянии, пожалуй, никто. Если говорить языком железнодорожников, то здесь в одном флаконе были ШЧ, ЭЧ, ВОДЧ, ДС и НГЧ, что в наше время вообще немыслимо. Наверное, мы были бы ещё больше удивлены, если бы восстановили, хотя бы и виртуально, весь комплекс зданий той уничтоженной станции. А ведь подобные объекты на путях сообщения 19 века были везде.

А вокруг этой станции стояли пакгаузы для живого так сказать товара.

Естественно, путь у вагонов был не близкий, и «груз», так сказать, по мере следования имел свойство портиться. Куда его было девать? Недавно нашёл одну истину, которая окончательно сняла все сомнения.

Работа над ошибками -

Если вдруг попробовать сделать такую трутницу по рецепту из совершенно неядовитых и не стоящих ни в каких списках (подчёркиваю) веществ, получается, как бы не совсем трутница, а то, если первые две буквы поменять местами. Похоже, некоторая часть названий элементов в периодической таблице неким специальным образом запарафинена, чтобы обывателю не думалась всякая фигня. К таким элементам можно смело относить кремний, магний, калий, да и фосфор тоже. Последний, как вы наверное догадались, назывался… уран. Не от имени бога и планеты, а банально от названия биологических отходов, из которых его добывали. Впрочем, это уже свежие цитаты из продолжения повести «За спичками», которое, я надеюсь, когда-нибудь увидит свет. А вам, неутомимые блоггеры и исследователи, даю тем самым новый толчок к поэзии. Примерно как 5 лет назад дал его теми самыми «эфирными конденсаторами». Тогда говорил, и сейчас говорю, что тем, кто умеет читать труды от «уточнителей истории» из архивов между строк, найдётся всё. Тем более что они местами запутывали истину очень топорно. Такая вот получилась работа над ошибками.

Что-то всё это напоминает анекдот из лихих 90-х про барабан Страдивари. Оказывается, кремень в виде искрящего камня и трут в виде подпаленной верёвки были для лохов. А для нормальных пацанов были кремация с последующим химическим соединением пепла кое с чем, и это давало жизнь очень многим устройствам. И, кстати, одновременно давало очень неплохую прибыль. Это шло до тех пор, пока гвардия Берии не пришла на Кольский полуостров и не начала добывать там мёрзнущие апатиты. Собственно, кремация и те самые упоминаемые выше Кремны, как в очередной раз вы наверное догадались, пошли от одного семантического предка и означали, в общем, очень близкие по смыслу понятия.

Почему-то сразу не дошло, что спортивные сооружения, упоминаемые в прошлых статьях, и обильно переданные по наследству в СССР после странных событий, называемых «революцией 1905 года», имели очень простое назначение. Это был пожалуй самый лёгкий способ отбраковки тех, кто уже был непригоден к вывозу по каким-либо причинам. А что? Налицо прямая мотивация. Хочешь выжить? Беги быстрее и укладывайся в норматив. Не можешь? Вперёд, догадайтесь куда. Не случайно англоязычное слово «спорт» и русское «испортиться» ну очень созвучны.

Как там, быстрее, выше, сильнее.

П.С. Просьба не задавать вопросы о подробностях вышеприведённого, отвечать не буду. Изучайте историю в цифровых архивах, и у вас всё получится.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru