ПУКС

Для тех, кто не читал труды известного советско-российского писателя Владимира Войновича, данная аббревиатура ничего не скажет. Это всего лишь название совершенно безобидного рукотворного создания одного из героев его сатирического произведения, расшифровывающегося как "ПУть К Социализму". Ну и на всякий случай, не рекомендую читать данную статью перед обедом, а также в любое другое время всем эстетам, рафинированным интеллигентам и прочим людям, которые не понимают и не одобряют суровую прозу жизни в таких вот произведениях.

Произведения В.Войновича хлынули на читательский рынок в последние годы существования СССР, благодаря всё той же перестроечной вакханалии. Ничего особо криминального, кроме как тонкого высмеивания социалистического строя, в них не было. Тем не менее, их автор в своё время был лишён советского гражданства и поимел много других неприятностей именно за это. Обладая незаурядным чувством юмора, он по возвращению в одном из интервью сообщил про своё преследование в те, советские времена. По его выражению, дело в отношении него спецслужбы фабриковали с сексуальной формулировкой, а именно завели, но не возбудили. Таких случаев, собственно, в СССР того времени хватало.

ПУКС -

Одним из наиболее известных произведений В.Войновича для читателей является его роман-трилогия "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Это очень лёгкое для усвоения читателями произведение, написанное в стиле фельетона, а в последствии даже экранизированное. Собственно, из-за него и начались проблемы между писателем и представителями идеологического направления в СССР. Ну а нас, собственно, будет интересовать один из его эпизодических героев, агроном Гладышев. Но он не совсем простой агроном, а агроном с социалистической идеей, или как там про него у автора:

Но, помимо всех этих попутных идей, была у Гладышева еще и такая, которой решил он посвятить всю свою жизнь и посредством ее обессмертить свое имя в науке, а именно: вдохновленный прогрессивным учением Мичурина и Лысенко, надумал он создать гибрид картофеля с помидором, то есть такое растение, у которого внизу росли бы клубни картофеля, а наверху одновременно вызревали бы помидоры. Будущий свой гибрид Гладышев назвал в духе того великого времени "Путь с социализму", или сокращенно "ПУКС", и намерен был распространить свои опыты на всю территорию родного колхоза, но ему этого не позволили, пришлось ограничиться пределами собственного огорода. Вот почему ему приходилось покупать картошку и помидоры у соседей. Опыты эти пока что реальных результатов не давали, хотя некоторые характерные признаки пукса стали уже проявляться: листья и стебли на нем были вроде картофельные, зато корни точь-в-точь помидорные. Но, несмотря на многочисленные неудачи, Гладышев не унывал, понимая, что настоящее научное открытие требует труда и немалых жертв. Люди, знающие об этих опытах, относились к ним с недоверием, однако кто-то Гладышева заметил и поддержал, чего не могло быть в проклятое царское время.

Действительно, научный подход у Гладышева был в духе того времени, которое требовало новых великих открытий на полном отрицании того, что было при другой власти. И автор это высмеял очень тонко. Хотя, в то время подобные открытия совершали не только в области сельского хозяйства. Примеров можно привести массу, но не будем отходить от произведения. Был там ещё про Гладышева один интересный эпизод.

Кузьму Гладышева не только в Красном, но и во всей округе знали как человека ученого. Об учености Гладышева говорил хотя бы тот факт, что на деревянной уборной, стоявшей у него в огороде, большими черными буквами было написано "Wаtеr сlоsеt".

.....................

Гладышев женился на Афродите года за два до описываемого здесь периода, когда ему было уже сильно под сорок. Пять лет до этого (после смерти матери) жил в одиночестве, справедливо полагая, что семейная жизнь мало способствует научному творчеству. Ну, а к сорока годам (то ли природа стала брать свое, то ли одиночество утомило) решил он все же жениться, хотя это оказалось делом нелегким, при всем том, что невест в деревне было в избытке. Его разговоры насчет замечательного гибрида невесты еще терпели и соглашались даже на то, чтобы вдвоем, рука об руку нести сквозь жизнь бремя научного подвига, надеясь, впрочем, что дурь эта у Гладышева со временем пройдет сама по себе. Но, когда дело было уже на мази и невеста перешагивала порог будущего своего дома, редкая выдерживала хотя бы четверть часа. Одна, говорят, бухнулась в обморок уже на второй минуте. И вот почему. Удобрения для своих селекционных опытов Гладышев держал на дому в специальных горшочках. Это были и торфоперегнойные горшочки, и горшочки с коровьим и конским навозом, и горшочки с куриным пометом. А удобрениям Гладышев придавал большое значение. Он их смешивал в разных пропорциях, выдерживал на печке, на подоконнике, при определенной температуре, давал перебродить. И не только летом, но и зимой при закрытых то окнах!

Забавно, конечно, представить себе нахождение в подобном доме. В любом деле встречаются люди, которые фанатично относятся к этому своему увлечению, и здесь наверное тот самый случай. Но зачем вдруг понадобилось это всё (в смысле удобрений) хранить у себя дома и так скрупулёзно приготавливать? Неужели от этого что-то зависело в росте растений? Впрочем, странных людей всегда хватало и хватает. А мы посмотрим ещё один эпизод.

Гладышев достал из ящика стола две вилки, вытер об майку; одну положил перед гостем, а другую, со сломанным зубом, взял себе. Чонкин хотел сразу ткнуть вилкой в яичницу, но хозяин его остановил:
-- Погоди.
Достал с горки два пропыленных стакана, посмотрел на свет, поплевал в них, протер тоже майкой, поставил на стол. Сбегал в сени, принес неполную бутылку, заткнутую скрученной в жгут газетой, налил полстакана гостю и полстакана себе.
-- Вот, Ваня,-- сказал он, придвинув к себе табуретку и продолжая начатый разговор,-- мы привыкли относиться к дерьму с этакой брезгливостью, как будто это что-то плохое. А ведь, если разобраться, так это, может быть, самое ценное на земле вещество, потому что вся наша жизнь происходит из дерьма и в дерьмо опять же уходит.
-- Это в каком же смысле? -- вежливо спросил Чонкин, поглядывая голодными глазами на остывающую яичницу, но не решаясь приступить к ней раньше хозяина.
-- А в каком хошь, развивал свою мысль Гладышев, не замечая нетерпения гостя.-- Посуди сам. Для хорошего урожая надо удобрить землю дерьмом. Из дерьма произрастают травы, злаки и овощи, которые едим мы и животные. Животные дают нам молоко, мясо, шерсть и все прочее. Мы все это потребляем и переводим опять на дерьмо. Вот и происходит, как бы это сказать, круговорот дерьма в природе.

.................................

И я предлагаю, Ваня, выпить за успехи нашей науки, за нашу Советскую власть и лично за гения в мировом масштабе товарища Сталина.
-- Со встречей,-- поспешно поддержал его Чонкин. Ударилось стекло о стекло. Иван опрокинул содержимое своего стакана и чуть не свалился со стула. У него сразу отшибло дыхание, словно кто-то двинул под ложечку кулаком . Ничего не видя перед собой, он ткнул вилкой наугад в сковородку, оторвал кусок яичницы и, помогая другой рукой, запихал ее в рот, проглотил, обжигаясь, и только после этого выдохнул распиравший легкие воздух.
Гладышев, опорожнивший свой стакан без труда, смотрел на Ивана с лукавой усмешкой.
-- Ну как, Ваня, самогоночка?
-- Первачок что надо,-- похвалил Чонкин, вытирая ладонью проступившие слезы.-- Аж дух зашибает.
Гладышев все с той же усмешкой придвинул к себе плоскую консервную банку, бывшую у него вместо пепельницы, плеснул в нее самогон и зажег спичку. Самогон вспыхнул синим неярким пламенем.
-- Видал?
-- Из хлеба или из свеклы?-- поинтересовался Чонкин.
-- Из дерьма, Ваня, со сдержанной гордостью сказал Гладышев.
Иван поперхнулся.
-- Это как же? спросил он, отодвигаясь от стола.
-- Рецепт, Ваня, очень простой,-- охотно пояснил Гладышев.-- Берешь на кило дерьма кило сахару…
Опрокинув табуретку, Чонкин бросился к выходу. На крыльце он едва не сшиб Афродиту с ребенком и в двух шагах от крыльца уперся лбом в бревенчатую стену избы. Его......<роскомнадзор>

Всё это было бы смешно, но тут налицо целая философия о круговороте особо ценного вещества в природе и его великой значимости. С какого человека писатель срисовал подобный образ Гладышева? Неужели придумал сам? И очень сильно умиляет, что при этом на деревянной уборной было написано "Wаtеr сlоsеt". Как такие люди вообще могли относиться к добру с таким расточительством?

Ну и наверное, хватит цитировать великого писателя, и перейдём к следующему, не менее известному творителю искусства - Михаилу Кругу.

ПУКС -

Данного исполнителя русскоязычным читателям представлять не надо. Его совершенно справедливо считают поэтом уровня Есенина как по жанру, так и по известности (для своего времени, конечно же). И была у этого исполнителя в своё время одна, им же сочинённая песня:

На бывшей "Новой" нынче снегопад,
И дверь на входе снегом замело.
И нет следов - один полночный мрак,
Как будто здесь давно всё вымерло.

Но заново протопчут след во след
Кто сам идёт и те, кого ведут.
И как сказал пророчески поэт:
Народа тропы здесь не зарастут.

Пусть лучше б он ошибся, не беда,
Ну, что изменит парочка цитат.
Он бредил волей музы иногда.
У нас кто бредил волей - те сидят.

С бутылкой площадь Ленина прошёл,
И вонь такая - кто-то с утрича…
Проехал золотарь - нехорошо,
А я уж заподозрил Ильича.

Обратим внимание на последний абзац. Почему золотарь в русском языке - это чёткая ассоциация с нехорошим запахом и фекалиями? Хотя, по логике вещей, этот человек должен быть связан с драгоценными металлами. И тем не менее, в досоветской России, в простонародии, именно так и называли всех сборщиков биологических отходов. Неужели эти отходы имели в своё время отношения к каким-то ценностям? Смотрим официальное определение.

До начала XX века нечистоты в шутку называли «ночным золотом», так как «сокровища» вывозились ночью, чтобы запах никого не смущал. А ассенизаторов называли золотарями.

Интересно, можно ли в данном случае верить Википедии о том, что фекалии называли ночным золотом и хоть как-то вообще связывали с настоящим золотом или любой другой ценностью? И может, такие люди, как Гладышев, реально существовали? Ну а мы заканчиваем вступление, включаем логику и начинаем думать. С ночным временем тут, конечно же, перебор, ночью люди тоже дышат, а выгребные места стояли рядом с домами (если не в самих домах). А вот с остальным... загадка.

Кстати, сколько не встречал архитектурных планировок жилых домов от 19 века, ни разу не видел там никакого аналога современных санузлов. Пусть даже и не таких габаритов и под другим названием, пусть тут будет хоть та же "уборная" или "Wаtеr сlоsеt". Они появились только в конце 19 века на общественных зданиях типа вокзалов. И надо отдать должное, не претендую на первооткрывание данного факта, некоторые исследователи сделали это до меня. Это ещё один интересный момент. И как это всё понимать?

ПУКС -
Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России, 1895

Это очень красноречивая выборка из описания санитарного состояния городов Российской Империи в конце 19 века. Судя по ней, города средней полосы совершенно не заботились об удалении продуктов жизнедеятельности человека. Почему? Тем более что многие упоминаемые там города, судя по своей официальной истории, имеют возраст не в одну сотню лет. При таком положении вещей они давно бы как минимум утонули в фекалиях. Что же там было? Засорилась канализация, либо всё-таки исчезла некая коммунальная служба, которая делала утилизацию этих самых отходов, считая их сокровищами?

Есть ещё некоторые интересные моменты в этом сухом казённом описании. Ретирада - слово явно французского происхождения, оно произошло от слова retraite. Это слово имеет множество значений, но почему-то применительно к ассенизации таких значений нет. Тем не менее, ретирадами в 19 веке называли в официальном русском языке все выгребные ямы отхожих мест. Чем это было вызвано? Будем считать, что общество тех времён приобщалось к культуре и неблагозвучные слова заменяло иностранными, что очень широко применяется и сейчас, в наше время. В официальном источнике имеется даже слегка неуклюжее определение такому названию.

Также определённое распространение получила лексема сортир, которая появляется в конце XVIII — начале XIX веков, когда в российских светских кругах в моде был французский язык. Общеизвестно, что в щекотливой ситуации дворяне переходили на французский язык и прямо не употребляли «я пошёл в туалет», а говорили «Je dois sortir» («Мне надо выйти»). Соответственно, по одной из версий, от глагола «sortir» произошёл эвфемизм со значением «туалет». В наши дни выражение обрело просторечный, в целом грубоватый характер, однако при этом не перестаёт использоваться многими в повседневной жизни. По другой версии, история слова берет начало в войну 1812 года, когда пленные французы просились выйти по нужде, русские солдаты понимали слово sortir не иначе как «туалет». В дореволюционной российской литературе можно встретить странное для современников выражение ретирадное место, ретирадник, обозначающее туалет; выражение происходит также от ретироваться — удаляться, отступать.

Сортир - тоже интересное слово, к нему придём чуть позже. А сейчас обратим внимание на другой интересный момент. В источнике имеется ссылка на некие персидские колодцы, которые имелись при домах в явно старинных городах. Судя по описанию, это были обычные выгребные ямы, но находились они вне домов и были своей полостью изолированы от почвы совсем. Персидскими они называются видимо от того, что были распространены на юге, где не было сезонных климатических трудностей. Попытки найти фотографии такого сооружения дали только один результат, и то в Европе.

ПУКС -

Очень странное на вид сооружение. Судя по отсутствию приспособлений для приседания и натоптанной тропинке, это было место для обычного сброса отходов. Канализационных труб, по крайней мере внутридомовых, не было, и вынос отходов осуществляли сами хозяева или обслуживающий персонал. По мере наполнения этот колодец опустошали и вывозили, видимо, ночью те самые золотари. Странным, собственно, является тот факт, что для конструкций домов такого уровня, когда уже существовали водопровод и сантехника, отходы выносили в ночных вазах и складировали таким вот способом. Очевидно, не было специалистов, чтобы изобрести унитаз, при всём при том, что статуи в то время делали такие, что сейчас повторить технику их исполнения никто не может.

ПУКС -
ПУКС -

На этих средневековых рисунках процесс отправления естественных надобностей выглядит как-то сложно. Для чего результаты этого труда собирают именно в подобные ёмкости?

В сети имеется много картин и рисунков, на которых алхимики изучают человеческие отходы. Их можно найти при желании без особого труда. Складывается ощущение, что алхимики всю жизнь только этим и занимались. Они, конечно же, занимались не только этим, но на этих картинах, как ни странно, изображены именно те ёмкости, как на последнем рисунке. Очень примечательный факт.

Ещё один примечательный факт из памяти - советские люди, детство и юность которых прошли в период 1900-1920 годов, совершенно не употребляли слово "туалет" в названии санузла, даже переехав в новые "хрущёвки". Они всю жизнь называли эти помещения уборными. Очевидно, так называли помещения от слова "убирать". Что именно убирать, полагаю, всем понятно. Это убирание в большинстве жилищ того времени производилось весь 19 век и присутствовало даже в начале 20 века, несмотря на изобретение ватерклозетов и систем фекальной канализации.

ПУКС -

Примерно так в литературе 19 века описывались посещения уборных. Не удивляйтесь, в тех уборных присутствовало не только удовлетворение естественных потребностей. Там стояли предметы мебели для ухода за лицом и телом, а также шкафы с одеждой. Совершенно не случайно в театрах того времени находились такие же уборные, где актёры перед выходом на сцену или в антрактах наряжались и накрашивались. И определения "уборная" и "туалет" по сути были разными вещами. Заменять последнее первым стали совсем недавно. Очевидно, процесс убирания ушёл в прошлое, что в свою очередь отразилось и в речи.

ПУКС -

В этом описании императорской уборной мы снова наблюдаем, что при наличии ванны, которая подразумевает систему водоснабжения и водоотведения (ну не таскать же вёдрами тёплую воду, сначала туда, потом обратно), сбор августейших экскрементов происходил в фарфоровые и бронзовые вазы. Более того, в архивах присутствуют другие аналогичные описания императорских покоев, где указаны не только ванны, а даже бассейны. Почему никто не изобретал унитазы?

ПУКС -

Примерно так выглядела императорская уборная в то время. Очень сложно представить, что у творцов такой роскоши не хватило ума изобрести унитаз. Кстати, кто не знает, название этого узла произошло от испанского "unitas" (единство), где его как-будто впервые начали выпускать в начале 20 века. Ну или впервые серийно выпускать унитаз-компакты, что в общем не суть важно.

Есть ещё одна интересная деталь.

ПУКС -

Что изображено на картинке? Переводится как "сервант и погребок". Полагаю, не надо объяснять, что это есть обычная ночная ваза кого-то из вельмож. А определение серванта скорее всего в конце 19 века политкорректно перекочевало на кухонную мебель. Такие вот "погребки" были ещё совсем недавно, и их очень странно обходил модернизационно-изобретательский бум.

Итого мы имеем достаточно чёткое представление о том, что вплоть до начала 20 века человеческие отходы, как ни странно, собирались некой прослойкой населения, называвшейся золотарями. И собиралось для какого-то использования. Полагаю, этот факт можно считать доказанным. Сбор отходов технически выглядел по разному, но везде существовал некий коллектор (ёмкость), куда эти отходы скапливались и вывозились на утилизацию. Назывался он условно словом французского происхождения - ретирадой. По непонятной причине в 19 веке золотари делают странный ребрендинг, а именно меняют своё официальное название на ассенизаторов (тоже, кстати, французское слово) и резко ухудшают качество (производительность) своей работы так, что города Российской Империи (а возможно, не только её) начинают захлёбываться от биологических выбросов и всех прелестей, с ними связанных.

Кстати, по поводу ванн, бассейнов и т.п. Бани в России использовались повсеместно, этот факт не подлежит сомнению. Естественно, там тоже были сточные воды, подлежащие после помывки людей утилизации. Для этих целей тоже делали ямы, которые и поныне называют помойными ямами. Что интересно, и в те давние времена в официальном документообороте эти ямы называли именно помойными, не заменяя иноязычными синонимами и не особо заботясь о благозвучии. Наверное, в свете этого всё же замена прежнего названия выгребных ям и колодцев на ретирады была не совсем случайной. Как же они назывались до этого? Полагаю, что назывались они золотарными ямами или просто золотарнями. Чем же так не нравилось той власти слово "золотарь", который остался называться таковым только в народе, а официально стал ассенизатором, ювелиром и кем угодно ещё? Начинаем думать.

ПУКС -
ПУКС -
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный Вторым Отделением Императорской академии наук

Согласно документа, в этом словаре на буквы "зол" начинается ну очень много слов. Это, помимо названия драгоценного металла и его производных, и продукт горения - зола, и степень родства - золовка, и болезнь - золотуха, что в общем совершенно не связывается по смыслу. Ну и в этом же ряду стоит наш золотарь, почему-то отмеченный звёздочкой, но никаких ремарок под текстом нет. Из опыта работы с архивными документами можно смело утверждать, что такие детали - верный признак того, что документ переиздан где-то в 20 веке. Но не будем обращать на это внимание.

Случаен ли тот факт, что корень "зол" встречается в совершенно разных по смыслу словах, причём в этот ряд напрашивается и слово "зло"? Конечно же, нет. Если в современном языке эти слова никак не связаны, то в старину их объединял некий ряд признаков или свойств, которые ныне уже давно забыты. Что же может связывать золото например с золой или золовкой в данном случае?

Ещё одна маленькая деталь. В словаре хорошо описаны золото белое, живописное и даже кошечье. А куда подевалось червонное, которое по логике должно быть обязательно в этом списке? Червонным золотом считалось самое чистое золото, которое по преданиям было так названо за красный цвет. И как оказывается, чистое золото самой высокой пробы такого цвета совсем не имеет. Даже в гангстерских боевиках при ограблении банков золото выглядит идеально жёлтым. И не в гангстерских боевиках, а на реалистичных фото красного цвета в золоте нет совсем. Красный цвет есть только в ювелирных изделиях, где золото далеко не совсем чистое. Странно как-то. Но вернёмся к золотарям.

ПУКС -
Общественные и законодательные погрешности Практ. заметки из деятельности петерб. судеб. практики,1889

Оказывается, наши золотари вывозили далеко не только фекалии. Они вывозили также и трупы животных. Зачем они им были нужны и куда они их девали? И только ли трупы животных? Понятное дело, в книгах, даже старых, про это не напишут. Чтобы читатель понял, о чём пойдёт речь далее, приведу одну историю, услышанную при поездке в Северную Осетию в 2011 году от знающего местного человека преклонного возраста. Надо отметить, этнографические исторические источники (в частности на Северном Кавказе) в наше время остаются одними из самых достоверных. Хотел привести эту историю в прошлой статье, но посчитал, что там и без этого чернухи вполне хватало. Вот эта история в кратком изложении (у кого есть возможность - проверьте).

В октябре 1917 года, по какому-то стечению обстоятельств в районе Санкт-Петербурга проживало много представителей одного из дальневосточных государств. Они делали там какую-то железную дорогу. Находившийся там в то время с соратниками Ленин попросил их помочь устроить революцию в России, с учётом того, что потом он поможет им устроить революцию в их родном государстве, и каждого сделает губернатором. Сказано-сделано. Несколько сотен тех самых представителей взяли Зимний дворец, не встретив большого сопротивления. Встал вопрос о взятии других территорий. Под предводительством Орджоникидзе это войско пошли брать Горскую республику, занимавшую в то время весь Северный Кавказ, со столицей в городе Владикавказе. Прибыв во Владикавказ, войско остановилось на окраине города в каком-то большом здании на ночь. В эту же ночь несколько десятков местных жителей без единого выстрела перерезали всё это войско, превратив его буквально в мясо. Орджоникидзе ретировался под видом свадебного кортежа (по некоторым данным, переодевшись в невесту). На утро возле здания лежала гора трупов, и даже золотари боялись к ним подойти. В итоге прямо на том месте была вырыта яма, где все трупы были захоронены. Ныне на том месте находится городская площадь, которая из-за роста города располагается практически в его центре.

По ходу, путь к социализму на этих землях был сложным. Но как понимать, что золотари боялись забрать, и трупы тем не менее захоронили прямо на той самой площади? Наверное, в тех самых трупах и был их прямой интерес. Если они их кремировали, то что они получали в результате этого процесса? Ответ лежит на поверхности - ту самую золу. Но высокопроизводительных газовых печей в то время не было. И не сохранилось никаких данных о том, что золотари вообще что-то сжигали в дровяных печах. Чтобы сжечь фекалии или подобный, так сказать, груз, нужны печи больших габаритов и мощностей. Где они их брали?

Для ответа на этот вопрос снова зайдём в словарь. Удивительно, но ответы на все вопросы лежат совсем рядом.

ПУКС -
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный Вторым Отделением Императорской академии наук

Вспомним почти уже забытое и почти ругательное слово "жупел", которое сейчас олицетворяют с адом и пугают грешников. Очень странное определение его приведено в словаре, а именно что это есть горючая сера. Сера в том виде, каком она подразумевается сейчас, тоже горит, но не так ужасно, чтобы пугать грешников. И опять же, по тексту, пугание "огнём и жупелом" звучит как-то логически не верно, примерно как масло масляное. Скорее всего, в данном случае жупел стал серой тоже недавно, примерно в то время, когда выгребная яма стала ретирадой. А до этого он был чем-то другим. А чтобы понять, чем другим, глянем в словаре другое слово чуть выше жупела, а именно "жупан". По аналогии, рассмотренной выше, эти два слова с одним корнем должен объединять какой-то неизвестный нам признак.

Действительно, слово "жупан" в старорусском языке согласно словаря имело несколько значений. Обратим внимание на второе и на третье. Что это за подземные трубы, идущие в юрты, надо понимать, славянские? Очевидно, тут перебор от "творцов истории", перепутавших от незнания славян с азиатскими племенами. И вообще где юрта, а где подземная труба к ней. Юрта - сооружение в первую очередь мобильное. Для чего к ней подземная труба? Но раз написали про трубу, гонящую тёплый воздух, она наверняка имела место быть. И аналогия слова "жупан" с пятой точкой человеческого тела напрашивается сама по себе. Данные слова имеют родство, как ни странно это звучит, и в старославянских языках слова на плохие и хорошие не разделялись.

И ещё интересно одно значение слова "жупан" - правитель в славянских землях. Наверное, от этого слова пошло польское (и не только польское) "пан". Кстати, это определение встречалось не только в западных землях. Оно упоминается в летописях до Поволжья на востоке и до Греции на юге.

ПУКС -

Если выжать из этого абзаца воду, то можно сделать вывод, что жупа - это приход одного храма и сам храм, жупан - это тот самый упоминаемый жрец (он же правитель жупы и по совместительству её технический работник), а упоминаемый истукан и есть тот самый жупел, который грел воздух и куда-то по подземным ходам его направлял. Что-то начинает проясняться.

ПУКС -

Вот что такое был тот самый жупан, как на данной картинке в правом верхнем углу. Кстати, сохранились данные, что на русской Аляске ещё в начале 20 века жупанами назывались дома с печами, используемые в качестве бань. Это было уже в то время, когда далеко на западе от этой земли жупаны стали кафтанами (тоже греют, вполне логично), а жупелы превратились в те самые сковороды в аду и ими стали пугать. Тот, кто работал на идеологическом секторе переформатирования истории, был очень хорошим психологом.

ПУКС -

А это, очевидно, тот самый жупел, находившийся в жупане (на картинке двигатель Стирлинга, но не суть важно, принцип выработки тепла один и тот же). Он же печь, которая использовала атмосферную энергию и применяла её в различных целях, в том числе на отопление помещений через ниши или проходы в кладке зданий. Сверху в деталь 1 поступал наружный холодный воздух, из перфорации детали 2 снизу он выходил уже горячий. И если в деталь 2 поместить биологические отходы, то они очень легко кремировались, и получалась та самая зола. Между деталями 1 и 2 существует прямая связь, это по сути какая-то перемычка. Если абстрагироваться и посмотреть на эту конструкцию через мужское и женское начало, то часть 2 и есть золовка. Та самая сестра мужа (полагаю, все поняли). Упс, как красиво пошло.

Полагаю, что для тех, кто находит всю эту абсурдную логику правдивой, начинает открываться много интересного. А именно первые известные памятники на захоронениях как раз и выдают те даты, когда золотари перестали работать в этой местности (как пример). И откуда вдруг взялись кладбища в том виде, который имеется и сейчас, и которые с датировкой на памятниках ранее начала 19 века никак не может найти ни один искатель. И ещё много чего. Бренность людей, которые жили в то время, их меньше всего волновала. После смерти они отдавали потомкам, помимо наследства, ещё один ресурс - прах, из которого что-то добывалось. И не просто добывалось.

ПУКС -
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный Вторым Отделением Императорской академии наук

Что это, опечатка по Фрейду? Допускаю, что тут я ошибаюсь сам, но слово "помна" или "помен" многократно встречаются в молитвах (в цифровых архивах их сборников очень много). Естественно, как мантры, без всякого смысла. Таких существительных уже в современном языке не существует, но вот глаголы "мнить" и "помнить" все знают достаточно хорошо. Происхождение данных глаголов от слова "память" ну как-то не идёт. Что это за помна была такая, у которой нижняя часть была из стакана, а потом этот стакан уже в другом виде перешёл на поминки? Остаётся только гадать. И стояли такие помны скорее всего на погосте (слово в общем известное), куда приходили, судя по слову "гостить" из того же словаря, приятно провести какое-то время. Наверное, здесь секрет из того же разряда, что и секрет жупела. Вернёмся к золотарям.

ПУКС -

На этом фото приведён пример парижских общественных туалетов 19 века, где, согласно известной песни, были надписи на русском языке. В сети имеется масса других конструкций таких туалетов. Народ в то время, в общем, не комплексовал из-за открытости и обзора. Но что-то сложновато в данном случае для простого туалета, не находите? Их называли уриналами или писсуарами, и служили они главным образом для отправления малой нужды. А как же быть с другой нуждой? Почему городские власти этот вопрос интересовал меньше? Очевидно, не все человеческие отходы представляли одинаковую ценность для производства вторичного продукта, и отхожие места уже на начальной стадии разделяли по виду собираемых отходов. Ну или по сорту, как говорят у них. Отмотаем вверх и посмотрим ещё раз на средневековые рисунки соответствующей темы. Полагаю, все теперь поняли, что такое сортир. Это более цивилизованная форма отхожего места, которая изначально облегчала труд золотарей, разделяя отходы по виду. Что поделать, в Европе всё так устроено. Даже раздельный сбор мусора в контейнеры, который сейчас пытаются внедрить в России, у них там давно идёт по четырём видам (по крайней мере в Швейцарии).

Это, конечно же, хорошо иллюстрирует культуру разных народов, но не даёт ответа на главный вопрос - для чего это всё делалось? Почему предки европейцев, проектировавшие и строившие протяжённые акведуки, не могли (или не хотели) додуматься до строительства фекальной канализации и очистных сооружений? Какой важной ценностью обладали продукты жизнедеятельности человека?

Возвращаемся к этимологии. Почему золотарь, зола и золото имели общее словесное происхождение? Что их могло объединить? И наверное, сразу можно сделать вывод о правдивости русской пословицы, которая гласит, что не всё то золото, что блестит. Действительно, сейчас в языке золотом называется только то, что как-то связано с химическим элементом Au. А ещё 200 лет назад так совсем не считалось, и золотом называли не только драгоценный металл, но и какие-то другие вещества. И ими тоже занимались золотари, а ювелирные изделия, позолота и прочее из этого ряда было их скорее побочным промыслом. Что же это были за вещества?

Наверное, здесь как раз и стоит вспомнить то самое червонное золото, которое по непонятной причине выпало из словаря. Что это такое? Согласно преданий, оно имело красный цвет. А что там про слово "червонный" говорит словарь? Как ни странно, это слово тоже имеет множество значений. Это и животные, и карточная масть, и денежная единица, и даже краска определённого цвета. Понятное дело, красного.

ПУКС -
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный Вторым Отделением Императорской академии наук

Красный цвет в русском языке имеет множество словесных обозначений. В словаре идёт ссылка на багровый цвет, что в общем является синонимом червонного. Действительно, слова "багрянец" или "багрец" можно встретить в употреблении и в наше время. Так часто называют румянец на щеках. Сделаем, так сказать, встречную проверку этого слова в том же словаре.

ПУКС -
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный Вторым Отделением Императорской академии наук

И снова начинаются странности. Мы имеем два слова с полностью одинаковыми буквами, но совершенно разным смыслом. В одном случае это красная краска, в другом инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти с наконечником в виде шипа. Где логика? У значений таких слов должен быть некий объединяющий их признак, который, вероятно, ныне уже забыт.

ПУКС -

Что может связывать эти предметы с красным цветом или красной краской?

На первый взгляд совершенно ничего. Но если применить абстрактное мышление и посмотреть на старые архитектурные чертежи, всё в очередной раз становится понятным.

ПУКС -

Вот они, и багор, и стакан от помны, и багровое (червонное) золото в этом стакане. Все паззлы дружно встали на свои места. Как раз благодаря этому веществу грели жупелы, а также работали все установки по получению энергии из атмосферы, существовавшие в то время. Именно этим червонным золотом занимались золотари, и именно из-за волшебных свойств этого золота их уничтожили как класс (вместе с золотом), и даже следы их деятельности переименовали. И сырьём для этого золота частично служил именно биологический материал, который предварительно в золовке превращали в золу.

Естественно, стереть из народной памяти одним днём или даже годом такую информацию вряд ли бы получилось, и в ход пошли очередные психологические уловки. Акцент очень удачно был смещён в другую область, а именно в денежное обращение. Стали выпускаться золотые монеты с номиналом в один или несколько червонцев, а затем, по выходу ассигнаций, их начали выпускать именно того цвета, который имело то самое золото. И кстати, ещё можно поспорить о давности выхода монет с таким номиналом, которым приписывают ещё историю допетровской Руси.

ПУКС -

Интересно, а почему номинал червонца приравняли к цифре 10? Возможно, намекали на децимацию, был такой жестокий обряд в армии того времени, связанный с кровью. Возможно, на широкой известности червонного цвета начали внедрять в подсознание десятичную систему исчисления, которой до этого не было. Возможно, цифра 10 имела какой-то другой сакральный смысл, который мы сейчас не знаем. Всё было продумано очень хорошо. Психолог, который ввёл такую практику, был виртуоз своего дела высшей пробы. Сетевой маркетинг 90-х годов с его тренингами и речитативами здесь отдыхает полностью.

Кстати, к 90-м годам 20 века эта психологическая уловка потеряла свой смысл, и её упразднили, очевидно, за ненадобностью. Если советские купюры дублировали цвет царских, в т.ч. номиналом 10 рублей, то потом цвет стал совершенно другим. Видимо, к этому времени ушли последние поколения, которые ещё помнили то самое червонное золото. Это к вопросу о том, как давно червонное золото стало исчезать.

Как вы все наверное уже поняли, червонное золото применялось не только в жупанах, жупелах и других гражданских установках. То самое оружие в виде пушек, находящееся сейчас в музеях, его тоже использовало в полном объёме. Невольно становится понятным термин "пушечное мясо". Если в мирное время червонное золото делали из отходов жизнедеятельности, то в военное, понятное дело, не брезговали ничем. Даже подумать страшно, что могло за этим стоять.

Каким образом при обращении того самого оружия легче всех пополнять его запасы и при этом не давать его своему врагу? Правильно. Сжигать и разрушать всё полностью с собиранием трофеев, что и делалось в то время по всему миру, и даже до нас частично дошли фотографии сего действа. Историки неоднократно приводят сведения, что во время войн Пётр Великий снимал с храмов колокола и переплавлял их в пушки для побед. Что-то напоминает старый советский анекдот от армянского радио про академика Амбарцумяна. Это который не академик, а слесарь, не "Волгу", а "Запорожец", не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл. Если по аналогии перефразировать и здесь, то не Пётр, а его потомки, не колокола, а всё металлическое подряд со всех зданий, не на пушки, а неизвестно куда, и не для побед, а.. впрочем, не для побед, и этим всё сказано. Если под победами понимать расширение территорий, ну тогда пусть будет для побед. Полагаю, большой ошибки здесь не допустим. Путь к социализму на 1/6 части суши был кровавым, и мы его реально знаем отсилы на 1/10 часть. Остальное наврано и вброшено, и разбирать это всё придётся не одному поколению.

Ну а такие люди, как агроном Гладышев из произведений В.Войновича, действительно существовали. И тот самый круговорот тоже был. Писатели практически всегда создают сюжеты и героев своих произведений с натуры, при этом фантазируя события и детали. Данный случай был совсем не исключением, просто время было сложное. Как говорилось совсем недавно в одном известном юмористическом телешоу, навоз есть коричневое золото России. Кто его знает, в каждой шутке есть доля шутки.

И в заключение, прошу считать всё вышеприведённое бездоказательной чушью и авторской фантазией для красного словца. А тех, кто знает что-либо реальное о деятельности золотарей (помимо сбора того самого) - пишите, [email protected].

Дополнение от 23.01.2020:

Слегка навеяло классиком отечественной литературы.

ПУКС -

Так что с фантазией насчёт жидкого золота, наверное, погорячился.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru