На злобу дня. Часть 2


Итак, продолжаем. Чтобы не терялся смысл, рекомендую ознакомиться с прошлой частью из трилогии. Благодарю всех критиков за нелёгкий труд, но всегда призываю – критикуйте конструктивнее. Фразы вроде «этого не может быть, потому что не может быть никогда» порядком уже поднадоели. И благо ещё то, что пришлось повозиться над этим всем не один день, и бóльшая часть этой работы была затрачена на перелопачивание архивов. Именно оттуда приводились доказательства приводимых версий. Несмотря на то, что основное действо нашей повести шло ещё совсем недавно, и даже ещё живы люди, видевшие это всё своими глазами, увы. По какой-то необъяснимой странности архивы хранят очень мало релевантных материалов. Не исключено, что многие пожелают лучше искать, но имеем то, что имеем.

На чём мы там остановились? Ах да…

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Сложно сказать, какая цель, помимо уничтожения врага, преследуется осуществлением подобной тактики военных действий. И куда вообще заведёт эта война спецоперация. На текущий момент войска группируются и как будто готовятся к битве за Харьков. Если это действительно произойдёт, а не наступит очередной хитрый ход, высоковероятно Харьков превратится в нечто похожее. А как же (про «а как же» см. первую часть)?

Прямо какое-то дежавю.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Не довелось побывать в Харькове ни разу, но для оценки размера бедствия для города в ту войну это и не требуется. Собственно, Харьков здесь всего лишь один их множества частных случаев. Сколько городов было разрушено практически в руины, начиная от Сталинграда и далее на запад, вплоть до Берлина? Интересующимся предлагаю ознакомиться с советской кинохроникой, которая все подобные случаи зафиксировала лучшим образом.

Союзкиножурнал 1943 №55

Но спустя каких-то десять лет или чуть более тот же Харьков обрёл своё новое лицо. Все разрушенные дома были отстроены заново.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Более того, не осталось ни одного разрушенного войной дома по всему СССР. И не только там, но и по всем причастным городам стран соцлагеря, включая Берлин. Разве что Рейхстаг там стоял полуразрушенный вплоть до падения Стены, но это уже другая история.

Все повреждённые дома, которые оказались непригодны к восстановлению, были снесены. На их месте возникли новые, выполненные в хорошо узнаваемом социалистическом архитектурном стиле.

Откуда у страны возникло столько ресурсов, после таких потрясений?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

И действительно, откуда? Промышленность на освобождённых территориях была разрушена практически полностью. Рабочих рук катастрофически не хватало. Не было в нужном объёме стройматериалов. Условий для проживания и бытового обслуживания строителей также не было. И вдруг по всей стране на месте руин начинают расти шедевральные на то время дома. В частности, и в Харькове.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Наверное, надо отталкиваться от того, что в СССР того времени был Вождь, который, в отличие от некоторых, умел управлять проектами подобного масштаба. Ну или имел в подчинении людей, которые могли делать подобное должным образом. И как всё это осуществлялось?

Современный отечественный строительный бизнес, причём в любых масштабах и при всех имеющихся формах финансирования, держится на двух китах. Это т.н. «развод» и «откат», знающие люди поймут, о чём идёт речь. Строитель может иметь два красных диплома, но если он не дружит с этими китами, то по сути весь трудовой стаж будет на уровне условного бригадира хозбригады (строители, поправьте). Если какой-либо из китов решит исчезнуть, вместе с ним исчезнет и строительство как процесс, по крайней мере в той массовости, в которой оно идёт сейчас. Не думайте там чего, именно по этой схеме и придётся отстраивать заново всё разрушенное. А как же?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Но почему-то в послевоенном СССР обошлись без этих двух китов, и при этом за условный десяток лет на условной площади страны выстроили больше, чем за всё последующее время существования Союза. Это даже не смотря на то, что неоднократно Партией громогласно заявлялись ударные программы по обеспечению всех нуждающихся новым благоустроенным жильём.

Где же здесь секрет успеха? Начинаем думать.

И как в прошлой части, не будем выбирать долго ту печку, от которой будем плясать. Ну или точнее, как и в случае с танком Т-34, выберем такой же знаковый и всенародно известный объект поствоенного строительства в СССР.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Совершенно верно, это здание МГУ на Ленинских горах в Москве.

13 января 1947 года Совет министров СССР по предложению секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», в котором описаны планы по возведению восьми высоток. Контролировать строительство высотных зданий Сталин поручил государственному деятелю Георгию Попову. Один из пунктов документа предусматривал сооружение 32-этажного здания на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах «в центре излучины Москва-реки, разместив в нём гостиницу и жильё». Возведение высотки шло в логике сталинской реконструкции Москвы и должно было указывать на развитие столицы от центра на юго-запад вдоль Москвы-реки.

Источник

История проектирования и строительства объекта подобного масштаба, как и следовало ожидать, обросла массой слухов и конспирологических историй. Не исключено, что некоторые из них были вполне правдивы, но речь сейчас не об этом. Строительство было начато в 1948 году и закончено спустя пять лет. Торжественное открытие произошло уже после смерти Сталина.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Масштабы работ поражают. А ведь это осуществлялось спустя всего лишь около пяти лет после Победы. И обратите внимание, подобный процесс синхронно шёл по всей огромной стране. Это при упоминаемых выше послевоенных сложностях.

Можно было бы подобрать более красивые картинки, но нас будут интересовать именно цветные фото строительства здания. А в то время в СССР таковые являлись редкостью, и будем довольствоваться тем, что удалось найти.

Собственно, цвет на фото нам нужен только для того, чтобы понять структуру строящегося здания. Очевидно, оно состоит из общего объёма, выполненного обычным красным кирпичом, с применением наружного облицовочного кирпича. В одном интересном очерке есть комментарий по поводу использования отделочной керамики на зданиях Москвы.

Выдающиеся мастера прошедших веков оставили нам богатое наследие классических образцов использования терракоты и майолики для архитектурно-художественного оформления зданий. Поэтому и в советское время эти материалы привлекли к себе внимание архитекторов и инженеров. К облицовке многоэтажных зданий предъявлялись особые, повышенные требования. Она должна была обладать высокими декоративными свойствами, в то же время быть долговечной – отличаться высокой механической прочностью, устойчивостью против атмосферных воздействий. Загрязнения на поверхности облицовки должны легко смываться водой или счищаться механическим путем, допуская промывку фасада водой и паром, не требуя ремонта длительное время.

Применению керамики долгое время препятствовало то, что заводы не могли освоить выпуск этих изделий в промышленных масштабах. Сказывались как сложность и энергоемкость самого технологического процесса, так и общая неподготовленность строительной промышленности, отсутствие развитой сырьевой базы.

Источник (и далее по тексту)
На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

И там же:

Успехи разработки пробной партии керамических облицовочных материалов позволили перейти и к технологии изготовления лицевого кирпича, осуществление которой в производственном масштабе состоялось недалеко от Гжели на Кудиновском заводе в подмосковном городе Электроугли. Здесь был практически разрешен вопрос изготовления пустотелого и профильного кирпича на ленточных прессах. Советский лицевой кирпич был впервые применен в 1939 году при строительстве многоэтажных жилых домов на Большой Калужской улице, возводившихся поточно-скоростным способом.

Очевидно, были решены и проблемы энергоёмкости технологического процесса, и несовершенство существовавшей промышленности, и отсутствие той же сырьевой базы. Сейчас до такого профессионализма в решении задач очень далеко.

Но при всём обилии материалов об истории Кудиновского завода страницы о производстве на нём облицовочного кирпича в период 1939-1953 г.г. как бы не существует совсем. Тем более что упоминается не просто его изготовление, а массовое производство. Странно. Сомневаться в факте массовости не приходится, этот кирпич москвичам (и не только им) очень хорошо знаком. На него уже никто не обращает внимание, хотя зданий, которые он облицовывает, согласитесь, много.

Не исключено, что весь этот декоративный кирпич был произведён гораздо позже 1953 года, но факт имеет место быть – в открытом доступе нет даже фотографий передовиков производства из газет того времени.

Вопрос – а откуда в таком количестве для производства всё же брались нерудные материалы? В том же источнике есть небольшие упоминания.

Сложная и ответственная задача по изготовлению облицовочных блоков для первого высотного здания на Смоленской площади в Москве оказалась возложена на Харьковский завод Главкерамики Министерства промышленности стройматериалов СССР. Облицовка здания выполнялась пустотелыми керамическими блоками, количество которых превысило 250 тыс. штук. Поверхность облицованных блоками фасадов составила около 1 тыс. м2. Сырьем для изготовления блоков служил состав из часовьярской глины (45 %), каолина (15 %) и шамота (40 %).

И снова Харьков.

Это не удивительно, внутри страны была промышленная кооперация, которой сейчас давно уже нет. Часть заказов размещали на сторонние предприятия, при таком объёме строительства это не удивительно.

Попытки разыскать какие-либо следы массового производства отделочного кирпича в Харькове дали очень скромный результат.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Упоминается, что производство началось в 1949 году, и всё. Когда завершилось, неизвестно. Фотографий, как и следовало ожидать, нет никаких. А сейчас там вообще печалька. Но благо, упоминался состав материалов, затрачиваемых на производство. Шамот и каолин вроде бы известны, а что такое часовьярская глина?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Оказалось, в Донбассе имелся населённый пункт Часов Яр, в котором добывали упоминаемую глину из карьеров. Там её добывают до сих пор. Глина эта в некотором роде действительно уникальная, завод огнеупорных изделий на её базе был известным в СССР предприятием. Увы, сколько было добыто данной глины в послевоенные годы, установить не удалось. Было бы очень интересно сравнить количество добытого в карьерах и объём кирпича на зданиях, но придётся идти другим путём.

А зачем тогда в эту часовьярскую глину добавляли каолин и шамот? Шамот вроде бы тоже огнеупорная глина, и получается «масло масляное». Или мы что-то не знаем?

Украина поставляла в Москву не только готовые керамические изделия, но и сырье. На состоявшемся в мае 1949 года совещании по вопросам наружной облицовки высотных зданий было отмечено, что производство фасадной керамики на ценных привозных часовьярских глинах, практикуемое на подмосковных заводах министерств внутренних дел и строительства предприятий тяжелой промышленности, допустимо лишь как явление временное и вынужденное. Производство фасадной керамики должно быть переключено на местное сырье, ввиду чего следовало ускорить ввод в эксплуатацию цехов архитектурной керамики Кудиновского и Кучинского заводов и увеличить их мощность. Это дало новый толчок к развитию строительной промышленности в столичном регионе и промышленной разработке подмосковных месторождений.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Очень интересно. Что это за заводы Министерства внутренних дел? Наверное, тот самый пресловутый «Архипелаг ГУЛАГ». По одной из легенд, такой завод расположили на верхних этажах недостроенного здания МГУ, и в нём производили какие-то неизвестные нам сейчас конструкции. А что, очень удобно. Охранять надо только лестничный пролёт, издержки на логистику минимальные и происки шпионов практически невозможны в силу высокой трудности подходов к объекту. По другой легенде, одному из работников такого «завода» удалось бежать, сделав из подручных материалов дельтаплан и улетев с одной из площадок недостроенного здания. Места для разбега там хватало. По одной из версий, беглец был застрелен ещё в полёте, по другой благополучно приземлился и даже получил поощрения за какие-то заслуги. Неисповедимы пути господни.

Какое же местное сырьё упоминали для замены часовьярской глины? Впрочем, из истории Кудиновского завода известно о нахождении в непосредственной близости Тимоховского глиняного карьера, в котором добывали сырьё все нуждающиеся предприятия. Чисто гипотетически, мог такой карьер выдать столько глины, чтобы её хватило для изготовления облицовочного кирпича на зданиях хотя бы ¼ части Москвы? Хороший вопрос.

В другом ресурсе публикуются прочие интересные детали строительства здания МГУ.

В 1949 году началось строительство в подмосковном Кучино крупнейшего механизированного завода по производству облицовочных и стеновых керамических блоков. Возникновение кучинского завода керамблоков было напрямую связано с осуществлением планов развития и реконструкции Москвы в послевоенные годы. В 1950 году под крышей фасадного производства помещался весь завод, который выпускал лицевые плиты, керамические архитектурные детали, затем было освоено производство закладной керамики из светложгущихся глин.

………………….

Второй интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе на заводе строительства. Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями — 25,2 тыс. кв. м.

Источник

Очевидно, имелись в виду стеновые панели, выполненные в виде заказных железобетонных конструкций с внешней отделкой тем же кирпичом.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Что же за огромное предприятие было выстроено в подмосковном Кучино? Официально сообщается, что только для строительства здания МГУ  с него было отгружено более 170 миллионов штук красного кирпича.  

Совет Министров СССР в августе 47-го года, поставил задачу перед проектными организациями: в кратчайший срок разработать проекты предприятий строительной индустрии.  И уже в феврале 1948 года в Кучино, на противоположном берегу Пехорки, началось строительство завода керамических блоков. Под строительство были отведены земли площадью  в 24 гектара.  Через два года новый комбинат выпустил первую продукцию. Кроме блоков, завод изготовлял архитектурно-художественные детали для высотных  строек. Позже завод керамических блоков был переведен на выпуск облицовочных материалов. В 1956 г. было освоено производство керамической облицовочной и половой плитки. 

Источник

Вы не поверите, это вся информация. Никаких фотографий завода в период 1949-1955 годы нет нигде. Что это, очередная досадная случайность?

Ну да ладно, может быть и действительно работникам было не до фотофиксации своих побед. Но ведь из продукции Кучинского завода в Москве строилось не только одно здание МГУ. Даже если завод имел филиалы в области, где он брал столько исходных материалов, даже с учётом помощи от предприятий братских республик? И опять же, кирпич есть такая вещь, техпроцесс изготовления которого требовал времени, измеряемом неделями. Каких же объёмов завод имел склады временного хранения, при таких производственных мощностях?

Как и следовало ожидать, информации об этом ровно ноль даже на официальном сайте предприятия.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Где же искать ответы на эти вопросы?

Для дальнейшего будем использовать произведение технической литературы, как пособие образца 1950 года для начинающих советских строителей и архитекторов.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Судя по дате издания, выпущена данная книга была как раз в самый разгар строительства здания МГУ. И первым делом нас будет интересовать керамический кирпич, про который загадочно отсутствует информация о его массовом производстве на подмосковных заводах.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Собственно, ничего нового здесь не сказано. Первый, или пластический способ изготовления кирпича всем хорошо известен с древних времён. При нём сформованный из глины кирпич подвергался термической обработке. Благодаря ей он и приобретал все нужные качества. Недостатком этого технологического процесса был очень высокий расход энергии, с которой в СССР как раз было не всё так просто. Именно этот недостаток устранял второй способ изготовления кирпича, выглядевший на то время очень новаторски. В этом случае кирпич получали путём прессования глиняной массы в специальном оборудовании, что фактически исключало операцию обжига. Более того, при данном способе пропадала потребность в больших промежуточных складах, и значительно сокращалось время изготовления.

Что-то похожее ранее мы уже рассматривали на примере строительства ВСХВ в 1939 году.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Эта технологическая схема демонстрировалась в одном из павильонов как образец одного из многочисленных достижений социалистической индустрии. Если условно её описать, то сырьё для производства поступало в шаровую мельницу, которую сейчас выставляют в музеях как артиллерийское орудие прошлого. После измельчения сырья продукт идёт в сепаратор, откуда нужные фракции поступают в тот самый агрегат для сухого (полусухого) прессования. Этот агрегат имеет странную форму, и как оказалось, найти его увеличенное изображение было не так просто.

Тем не менее, на изготовленных таким способом кирпичах и блоках были выстроены все самые первые павильоны ВСХВ.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Кучи камня, лежащие на фото, как раз и есть склад временного хранения сырья, которое шло в мельницу. Мельница, очевидно, в кадр не попала. Как впрочем и оборудование для изготовления кирпичей и блоков.

Оказалось, наш пресс для давления глиняной массы был изобретён в СССР.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Это единственное его изображение, которое удалось найти. Пресс был изобретён советским учёным Александром Мелия в 1935 году, когда тот был ещё студентом. Каких-либо сведений о внедрении в производство данного изобретения нет совсем, кроме упоминаний, что оно использовалось массово и практически во всех республиках.

Тем не менее, единственной запатентованной машиной по производству кирпича полусухим прессованием в СССР была совсем другая, судя по описанию в патенте.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

И ничего другого не запатентовано. Как же так? Кто вообще был этот Мелия?

Окончил ТбПИ. Ещё будучи студентом в 1935 году изобрёл высокопроизводительный (до 20 тыс. штук кирпича в смену) пресс для сухого прессования кирпича и строительных деталей.

В 1936—1938 годах начальник КБ при Президиуме Моссовета.

В 1946 году возглавил СКБ Наркомата промстройматериалов в Киеве, где доработал своё изобретение. Заказы на изготовление пресса разместили на заводах в Киеве и Харькове (всего в 1947—1948 году было сделано 80 штук).

В 1955 году предложил крупноразмерные плиты полусухого прессования ПМ 390х290, что значительно улучшило пропорции по сравнению с ранее выпускавшимися квадратными 294х294.

Пользовался покровительством Н. С. Хрущёва.

Источник

Полагаю, в последней строчке коротко и ясно описано всё, что нас интересовало. Искать подробное описание агрегата нет смысла. Более того, всплыли другие подробности. Оказывается, впервые кирпич методом полусухого прессования официально был получен только в середине 80-х годов 20 века в Южной Америке. Серьёзно.

Где же брали материал на изготовление такого количества кирпича? Может быть, нам что-то подскажет государственный стандарт?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

На удивление, поиск в базе выдавал примерно одно и то же – ГОСТ 5158-49 отсутствует везде. Судя по году его издания, он был создан специально под массовое сталинское строительство. И… пропал.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

В 1954 году появляется новый ГОСТ 530-54, который своим выходом упразднил ГОСТ на кирпич сухого прессования и очень аляповато объединил его с предыдущим ГОСТ на обычный керамический кирпич стандарта 1941 года. Концы, в общем, в воду.

Мне одному кажется, что все эти подмены ГОСТов, отсутствие информации о способе производства и прочее подобное есть далеко не конспирологическая случайность, а вполне приземлённая работа определённых людей по уничтожению фактов из деятельности советской промышленности эпохи Сталина?

Но это не даёт ответа на наши вопросы. Чем же при Сталине заменили тех самых двух китов, что по стране гремел строительный бум?

Случайно попалось в глаза одно печатное издание времён войны.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Обратите внимание, газета датирована августом 1943 года. На то время была освобождена от оккупации практически вся территория РСФСР, бои шли уже в восточных частях Украины и Белоруссии. И была в той газете одна маленькая скромная статья.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Как видно, сразу же после освобождения оккупированных ранее областей была поставлена задача организовать восстановление народного хозяйства, в первую очередь предприятий по выпуску стройматериалов. И сразу бросилось в глаза, что согласно статьи практически в каждой области (крае) эти стройматериалы были индивидуально свои. Причём упоминаются такие забытые ныне, как глинит в Сталинградской области или зольцемент в Краснодарском крае. Откуда возникла подобная уникальность? Может быть, корреспондент по правилам правописания решил не употреблять одинаковые слова и применил разнообразие, хотя по факту там выпускали одни и те же материалы?

Снова углубимся в справочник советского архитектора от 1950 года.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Как вы думаете, мог ли в освобождённых зонах оккупации взяться бой или брак глиняного кирпича, черепицы или гончарных изделий? А как же? Глупый вопрос, согласен. Кажется, начинает доходить, куда потерялись ГОСТы.

Зольцемент, кстати, получался аналогичным образом, только вместо глинита применялась зола от органических соединений. Качество цемента было похуже, но для хозбытового применения он был более чем пригоден.

Попался на глаза ещё один интересный труд, правда уже от 21 века.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Для сведения, пуццолан есть не что иное, как основной компонент для производства тех самых кирпичей методом сухого или полусухого прессования. Всё зависело от тонкости его помола. И правильно упоминается, что этот процесс в первую очередь энергоёмкий. Если вести помол механическим способом, то для достижения нужной фракции глинита молотить его необходимо очень долго. И кстати, там же, в справочнике, приложена схема получения.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Знакомые всё предметы, не находите? Кажется, ранее они тоже у нас мелькали.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

По аннотации фото это трубчатая печь, расположенная на строительстве завода в посёлке Сатка Челябинской губернии, в начале 20 века. Оказывается, всё было давно известно и изобретено ещё задолго до строительства ВСХВ. Разве что не совсем понятен функционал такой печи. Почему она стоит прямо над фундаментом? В таком положении она больше напоминает бетономешалку, но не исключено, что мы что-то не знаем. А вдруг и в самом деле это была разновидность пушки, и выстрелом она превращала в труху и выбрасывала наружу находящийся в ней изнутри каменный бой. Примерно таким же образом из новогодней хлопушки вылетает конфетти. Наверное, это слишком смело и неправдоподобно. Но глядя на фото остатков Севастополя после его первой обороны, можно лицезреть ту самую пуццолановую труху очень тонкой фракции практически везде. Хоть эта труха образовывалась не внутри пушки, а снаружи продуктами от её выстрела, этот процесс в общем и целом идентичен. На всякий уточню, что те пушки не использовали снаряды или ядра. Это додумали потомки. А как же?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Но если перейти и далее в 19 век, всё становится ещё понятнее. В который раз убеждаешься, что всё новое есть хорошо забытое старое. С оговоркой – новым это было в середине 20 века, а сейчас это ещё предстоит изобретать заново, если удастся побороть двух китов в отечественном строительстве.

На фото изображен процесс строительства здания рейхстага в Вене, Австрия. Оно там стоит и до сих пор, можете погуглить. Снимки сделаны в разное время, но на обоих фигурирует невзрачное здание, из которого торчат в разном количестве трубы, из которых никогда не идёт дым. Что там было? Наверное, те самые прессы Мелия, когда еще его (Мелия) не было в проекте. Жизнь штука сложная.

С изготовлением искусственных блоков в конце 19 века всё обстояло очень непросто.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Наверное, все уже поняли, что при переходе в новую нормальность 19 века таким образом в кирпичные блоки были переработаны все здания и сооружения, оставшиеся нам от античного мира. Этим занимались трудовые армии, по сути состоявшие из бывших обитателей этих земель, превращённых в невольников. Их имена растворились в истории, не оставив никакого следа. Пришедшим в эти земли новым обитателям все вновь выстроенные здания выдали за античные, возведённые неведомо кем и когда, но очень давно. Что в общем всех устроило и устраивает по сей день.

Многие объекты делались прямо из подручных средств. К примеру, Воронцовский дворец в Крыму выполнен полностью из местных материалов.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Кто не знает, этими местными материалами были вулканические породы, на которых собственно и расположен дворец. Подобного рода камни обрабатывать очень сложно даже в наше время новейшим оборудованием. Но в то время это было до безобразия легко. Не верите? Послушайте, какие там сказки рассказывают экскурсоводы, и сравните с вышеизложенным.

После перехода в новую нормальность технологический процесс и оборудование по переработке камней были уничтожены. Это произошло, по некоторым данным, до 1920 года. Вроде бы забвение такой технологии планировалось навсегда, если бы не самая малость – в 1938 году в НКВД СССР был назначен Лаврентий Берия, который по образованию был архитектором. И всё это знал.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

В сети имеется один печатный труд, который очень хорошо описывает экономическую деятельность закрытых заводов НКВД, созданных Берией и его ведомством. Их по стране было очень много. И все упоминаемые выше заводы по производству сыпучих вяжущих стройматериалов и изделий из них, аврально создаваемых на освобождённых землях, были также специальными заводами НКВД. Ну или как минимум имели в составе обычного гражданского предприятия спецкомендатуру. Во-первых, она заведовала спецконтингентом – военнопленными, заключенными и прочими подобными категориями граждан. Во-вторых, там было спецоборудование, дававшее энергию для функционирования таких заводов. Энергию, надо думать, не простую. Сейчас это оборудование известно нам как загадочные энергопоезда, которые охраняли и не пускали внутрь никого, кроме уполномоченных лиц. Но это уже другая история.

Ещё перед войной Сталин отошёл от многих ставших ненужными условностей, и решил применить опыт перехода в новую нормальность во благо развития страны. Ну и как следствие, была возрождена технология переработки сооружений от прошлой эры. А после войны эта технология стала востребованной как никогда. Благодаря стараниям общества Мемориал, все спецзаводы по производству сыпучих стройматериалов и кирпича нам сейчас известны, включая все бывшие братские республики. Как правило, их строили при любых месторождениях извести или глин особой группы. И как наполнитель для конечного продукта, на железнодорожном транспорте туда доставляли плоды расчистки городов от завалов. Так получались столь нужные в хозяйстве красный кирпич, силикатный кирпич и всё прочее, из чего строили шедевральные здания социалистической архитектуры.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

А что у нас сейчас? Гомерический хохот. Берии и Сталина давно уже нет. Всем заправляют мусорные полигоны. Глупо было бы не получать ренту с утилизации вновь образовавшихся руин. А как же? Интересно, а какой площади будут вновь образованные полигоны для утилизации строительного мусора?

Для сведения, упоминаемый выше глиняный карьер Тимохово, снабжавший глиной Кучинский и Кудиновский заводы, в настоящее время приспособлен под мусорный полигон. Серьёзно. Он ещё самый большой в Московской области, и несколько лет тому назад там шли известные народные бунты.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

И сейчас там насыпано уже с горкой. До глины, очевидно, уже далеко. Если вдруг понадобится глина, придётся импортировать из какого-нибудь Ирана. Что-то сильно это всё напоминает схему русского бизнеса, популярного в 90-е годы прошлого века. Это когда купить ящик водки, водку вылить, бутылки сдать, а вырученные деньги пропить. Анекдот в тему.

В Европе проходит международный симпозиум по достижениям современной медицины. От каждой страны мира приехали делегаты, в том числе и из России. Выступают, кто-то рапортует, что изобрели искусственное сердце, кто-то искусственный мозг, и так далее. Встаёт представитель России и докладывает.

  - А у нас недавно вырезали гланды.

В зале хохот, в президиуме недоумение, председательствующий окинул российского делегата удивлённым взглядом.

  - Вы знаете, это отнюдь не ново. У нас в Европе это научились делать ещё в 19 веке. Вы хотите сказать, что это является прорывом и достижением?

  - Конечно же, является. Ведь мы вырезали гланды через задний проход. Ни у кого в мире так ещё не получалось.

В зале хохот становится ещё сильнее.

 - Объясните, а зачем это надо, когда гланды можно вырезать по-нормальному, как это делают все врачи?

 - Как это зачем? У нас всё так делается. А как же?

Увы, у нас действительно всё так делается, даже спецоперация. И убирать строительный мусор будут точно так же. Бороться с этим бесполезно.

Но во времена Берии двух китов отечественного строительного бизнеса с успехом заменяли спецзаводы НКВД. Когда-то уже рассказывал, что после института все стремились туда попасть по распределению вольнонаёмными сотрудниками. Во-первых, там больше платили. Во-вторых, если туда не попадали по распределению, через несколько лет туда попадали в другом качестве. И попадали за дело, а не так, как плачевно повествовали в историях от общества Мемориал. И в третьих, там было идеальное снабжение и специалисты по всем профилям. На гражданских стройках такого не было отродясь.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Что-то все уже подзабыли январские события в Алматы. А там был один интересный эпизод, на который почему-то мало кто обратил внимание. Наряду с поджогами административных зданий там очень странно загорелся один бизнес-центр. Точнее, часть этого бизнес-центра, где находился главный офис правящей партии Нур Отан. И загорелся он один из первых, причём очень аккуратно. Какую ценность или опасность он представлял для протестующих?

Но если прикинуть, что там лежали готовые списки кандидатов на новые спецзаводы МВД Казахстана, всё становится более чем понятным. Уничтожить эти данные были заинтересованы сами же люди из этих списков. Но простите, сейчас 21 век. Неужели не нашлось хакера, чтобы эти массивы информации изящно заполучить? И не такие информационные хранилища взламывают. Но видимо, там народ живёт ещё прошлым веком.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Так и будем возить строительный мусор на полигон.

Раз уж мы усиленно сползаем в рассуждениях в начало 20 века и ранее, а также упоминаем новую нормальность, каким образом там выходили из неё наши предки?

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Появились отрывочные сведения о том, что вновь над некоторыми районами залетали химтрейлы. Очевидно, неуспех в одном будет компенсирован успехом в другом. Но ведь как-то сумели вывести людей из-под мотивированной фармации в начале 20 века и ранее.

По этому поводу будет следующий сказ. Докторам приготовиться. Не переключайтесь.

UPD Про гланды, видимо, писал не зря.

На злобу дня. Часть 2 tech_dancer

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru

Топ 5 Авторов

296 статей
140 статей
85 статей
78 статей

Станьте нашим автором!

Если вам нравятся наши статьи и вы готовы стать частью содружества авторов Тарт-ария.инфо или помочь с переводом статей пишите [email protected] или в группу Вконтакте. Мы ждем вас!

Другие статьи автора