Город 234. Часть 4

Итак, продолжаем наш марафон, и чтобы мысли не терялись, рекомендую впервые попавшим под этот заголовок прочитать сначала здесь, потом здесь, и потом ещё здесь. Не думал, что получится так долго, но надеюсь, что не муторно. Математика, как и юриспруденция в общем, наука точная и изложения в купюрах не приемлет. Тем более что история у нас не совсем ординарная.

Итак, вернёмся к указанному выше чугунолитейному заводу Зворыкина. Как вы может быть догадались, если топить дровами подобные вагранки, нужны будут составы таких дров, а с ними, судя по старым фото, в стране как раз была напряжёнка. Бескрайние просторы стояли голые, леса там появились только в 20 веке. Для чего же были нужны поленницы, которые стояли за вагранками? Не будем забывать, что чугун у нас есть сплав железа с углеродом, а добыть в то время углерод проще всего было из древесного угля (полагаю, знакомый продукт для тех, кто любит шашлыки). Где мог находиться этот завод? Наверное, это уже задача не из лёгких, т.к. вид подобного завода смутит даже краеведа со стажем. Но есть упоминание Бучихинского оврага, а это уже хорошо. И не будем забывать о том, что без находящегося в непосредственной близости водного пути этот завод не мог функционировать по определению. Надеюсь, понятно, в связи с чем был получен такой вывод. Итак, смотрим в карту.

И здесь, наверное, тоже нужны некоторые пояснения. Бучихинский овраг - это то, что с южной стороны карты, где местами видно железную дорогу. Его рельеф такой, что водного пути там не могло быть в принципе. Но место это само по себе также интересное. Синей линией на плане указана официально ныне существующая улица Заводская. При всём при этом ни к одному заводу в 20 веке (да и сейчас) она не имела никакого отношения, и пояснить её название в своё время не мог ни один краевед, всё списывали на издержки соцреализма. Естественный ход этой улицы, но уже в виде кабаньих троп, продолжался и далее в сторону реки (белая линия), однако все дома в этом месте уже были приписаны к Пролетарской улице, которая идёт параллельно Заводской с севера. Куда же могла упираться эта настоящая Заводская улица с востока? Простому школьнику на закате СССР найти ответ на этот вопрос было невозможно, несмотря на ряд других странных обстоятельств.

Во-первых, в голубом квадрате под №3 находилась нефтебаза, забор которой с юго-западной стороны очень сильно напоминал кирпичную ограду Троицкого монастыря, только с отшибленными зубцами (сейчас её уже нет). Во-вторых, в зелёном квадрате под №2 находилось уничтоженное к тому времени Пятницкое кладбище, и с его восточной стороны, на склоне горы, за вновь выстроенными роддомом и детским садом находились очень загадочные развалины. Они сильно напоминали декорации к популярным в то время сказочным фильмам с участием Георгия Милляра. Там стояли кирпичные пещеры, кирпичные конструкции, похожие на грибы-сморчки, и прочие диковинные творения. Кто мог пролезть в эти места из взрослых (а это было непросто), ничего пояснить про их происхождение не могли. И как вишенка на торте, в местном музее было фото одной стороны Бучихинского оврага, где в известном всем 1905 году были события, даже с летальным исходом, и где потом поставили памятник. На нашей карте это жёлтая точка с №4.

Город 234. Часть 4 -

По странному стечению обстоятельств, этот памятник простоял недолго, постепенно разрушался и исчез совсем где-то после Великой победы. Никто его не переносил и не восстанавливал, и это при всей щепетильности коммунистов к памяти о революции и предшествующих ей событиях. Как понимать этот факт? Очевидно, было что-то в истории этого места такое, что власть имущим не хотелось проносить сквозь годы. Что же могло там быть? Сделаем ещё одно лирическое отступление.

Интернет есть величайшее открытие человека от последних лет. Благодаря ему любой может найти любую нужную информацию в считанные секунды, что в общем практически весь 20 век было скорее фантастикой, чем явью. Как пишут многие исследователи, кто-то ходит в интернет на работу, кто-то на войну, а кто-то на флирт. У кого в общем какой вкус. Но есть у интернета ещё одно свойство - только благодаря ему появилась возможность устраивать "твиттерные революции", требующие максимальной согласованности различных группировок участников для достижения какой-либо цели, требующей в свою очередь массовых народных выступлений. Украина от 2014 года может дать здесь массу примеров. При отсутствии интернета многие события там были бы или невозможны совсем, или подавились бы достаточно быстро. Полагаю, возражений не будет. Вопрос - как без интернета, в масштабах целой Империи (размер её помните, наверное), устроить революцию 1905 года? А она шла действительно во всех более-менее крупных городах, и с жертвами, не доверять официальным источникам здесь нет смысла. Какое волшебство здесь применили её организаторы? И как понимать странную фразу т. Ленина (странную, если не сказать больше), что та революция была генеральной репетицией другой, от 1917 года?

Давайте абстрагируемся от трудов всех классиков марксизма-ленинизма и порассуждаем логически, причём на событиях, которые ещё многие помнят. А именно придём в 1985 год, в начало той самой Перестройки. Стояла проектная задача сделать ребрендинг политического строя в СССР, но при этом было необходимо обеспечить защиту этого процесса от возможного народного недовольства. Что сделали первым делом? Правильно, если кто помнит, вдарили по очень больной народной мозоли, а именно перекрыли свободный доступ к алкоголю. Естественно, под благими намерениями, хотя все понимали, что достичь цели отрезвления нации подобным способом невозможно. Как шутил известный эстрадный артист, народу перекрыли три источника, три составные части марксизма - водку, вино и пиво. Следующим шагом сделали постепенно нарастающий товарный дефицит, с сопутствующим ему явлением - фарцовкой. Ну и в конце ввели искусственную инфляцию и пустые прилавки в продуктовых магазинах. Народное недовольство к социализму, в общем, было создано. Если бы далее подождали несколько месяцев, революция точно бы была. Но поскольку в этом случае она шла бы непредсказуемо, а нужный результат был известен и задан, решили не ждать так долго. Что произошло далее, все знают. Это классическая теория управляемого хаоса. Если бы ничего из перечисленного выше с 1985 года не делали, а просто ругали с телевизора культ личности (как было всю Перестройку), то ничего подобного в плане спокойного свержения социализма не произошло бы совсем. Просто народ так устроен, ему своя рубаха гораздо ближе, чем телевизор. Пока он не прочувствует своими собственными органами, что жить стало невозможно, голой идеологией его не прошибить и не сподвигнуть ни на какие революции. Что бы там при этом не писали классики про сознательность и национальную гордость. И, на минуточку, делали эту "народную подготовку" при Перестройке ни много, ни мало 5 лет.

Опять вопрос - за какие ниточки в этом случае организаторы революции 1905 года так искусно дёргали народ, что он достаточно оперативно и массово, а главное, почти синхронно в масштабах Империи пошёл на выступления? Какой народный раздражитель они использовали? Перекрыть народу три источника марксизма (по М. Горбачёву, здравия ему) в то время было физически невозможно. Создать товарный дефицит при натуральном хозяйстве, полагаю, также было задачей одинаковой сложности. Поверить в официальную версию о том, что всему виной проигранная Русско-Японская война? Увольте, без интернета про неё как минимум половина населения вообще не знала, или в силу специфичности ума не воспринимала всерьёз. Всё говорит о том, что ранее 1905 года произошло некое событие, вынудившее народ выходить на улицы и выступать против власти. И ещё более вероятно, что событие это было не одномоментным (и даже не одногодовым). Никакие подпольные коммунисты даже в общемировом масштабе не имели тогда подобного организационного ресурса. И Ленин тут никаких репетиций не делал, он просто потом это событие "уточнил" и, как преемник (соучастник?) той власти, оседлал и выдал за свои заслуги. Что же там было за событие? Возвращаемся в Муром, на то самое место.

Завода с фотографии на месте, где стоял данный памятник, не было вообще - поблизости не существовало водного пути, да и местность там другая. Но чуть севернее стоял "монастырь", который давал этому заводу жизнь. Народные выступления с жертвами были как раз с южной стороны этого "монастыря", где был сад (он и сейчас, наверное, там есть) и пруды с подземными водотоками, которые потом стали пожарными водоёмами нефтебазы. Зданий органов действующей власти там совсем не было, и вообще это было даже за окраиной города в тех границах. Почему там начались столкновения и на кого там пошёл народ? Неужели защищал свой завод, дававший ему средства к существованию, от разорения непонятно кем? Хотя понятно кем, как раз вернувшейся неизвестной властью, которая в своё время снесла Город 234. Отмотаем назад и посмотрим на другие заводы, и как их "лишали лицензий на эфир". Картина начинает проясняться. Похоже, наша революция 1905 года есть собирательный образ разбросанных по хронологии событий. И к 1905 году её скорее всего привязали социалистические "реконструкторы истории". Эта "революция 1905 года" шла очень долго и началась гораздо ранее, именно с тех лет, когда первые заводы начали отрезать от энергосистем в виде храмов, а сами храмы превращать... в храмы. Ну вы поняли. А предприятия в то время, похоже, были теми самыми пресловутыми "народными", и на них работали всю жизнь династиями, и рабочие считали их своими, родными. Большевики очень топорно впоследствии захотели эту культуру пролетариата перепривить на уже государственные, реквизированные предприятия. И делали это безрезультатно все 70 с небольшим лет, пока не поступила вводная сменить концепцию. М-да...

Итак, теперь совершенно уверенно мы можем идентифицировать наш чугунолитейный завод в место под №1 на плане, куда собственно нас и вела улица Заводская в самой своей старой полной версии. Этот завод по тем временам был огромным, и кормил очень много жителей того города. С его уничтожением гуманитарная ситуация стала критической, и рабочий народ наверняка, вместо примыкания к рядам революционеров (если они вообще там были), снова вернулся в деревни. Уж не их ли в своё время Ленин называл деклассированными элементами? А в данном случае, принимая во внимание масштабы народных волнений, этот завод уничтожили полностью, включая память о нём, ещё до прихода к власти коммунистов. Память об этом заводе, точнее, народным столкновениям при нём, царской власти была совсем не нужна. И пришедшим им на смену коммунистам она была нужна очень посредственно. Более в том месте никаких заводов не возникало, даже при СССР, и осталось только название в виде урезанной улицы Заводской, которую укоротили, очевидно, именно с целью сокрытия памяти о заводе. При коммунистах в месте народных волнений поставили памятник, но по понятным причинам исчез он достаточно быстро. А также исчезли все фотографии данного завода (ну, кроме той, случайно всплывшей) и "монастыря" к нему. Никто не знает, каким был этот "монастырь". Кстати, бывшую систему трубопроводов от "храмов" "монастыря" до этого разрушенного завода в СССР тоже приспособили. При строительстве на месте "монастыря" резервуаров нефтебазы по трубопроводам качали нефтепродукты, которые в свою очередь сливали с кораблей на стоявшем у берега дебаркадере, как раз напротив того места, где когда-то были те самые вагранки.

Очень интересной особенностью всех муромских купеческих предприятий начала 20 века был тот факт, что по приходу к власти коммунистов после 1917 года и после их конфискации, заводы продолжали сохранять вид выпускаемой продукции. К примеру, паточный завод Зворыкина, упомянутый выше, стал крахмало-декстриновым комбинатом (не совсем релевантно, но очень близко). Мебельный завод остался также мебельным заводом, обувная фабрика осталась также обувной фабрикой, но уже имени Крупской. Был даже завод скобяных изделий, именуемый в простонародии "Мудышкой" (пардон), который также стоял под горой, и над ним по той же схеме стояла Смоленская церковь. После революции этот завод тоже не пропал, он стал цехом по выпуску тех же скобяных изделий, но от более крупного завода, которому эти скобяные изделия были совсем не нужны. Металлообрабатывающие заводы, кстати, впоследствии возникли вновь ещё при царе в конце 19 века, но уже на Торских болотах, и они тоже прекрасно прошли в новую власть. Из всего этого видно, что коммунистам была поставлена задача сохранить все предприятия, доставшиеся от прошлого режима, даже если их продукция далека от совершенства и спроса. А теперь посмотрим на другое известное в Муроме место.

Это также очень широко сейчас известный в туриндустрии и не только Спасо-Преображенский монастырь. Этот монастырь связывают с самой древней историей Мурома, ещё с самого 862 года. Не будем углубляться так далеко, а посмотрим на историю этого места хотя бы в период 20 века, что более-менее не подвергается здоровому скептицизму. Итак, в начале 20 века этот монастырь был известен как рядовое, ничем особо не выдающееся богомольное заведение, коих было на Руси великое множество. С приходом к власти большевиков, в 1917 году или чуть позже, их вооружённые отряды пришли в монастырь и расстреляли всех живших там монахов, которых похоронили тут же, в монастыре, в братской могиле. Уже в 21 веке их останки разместили в особой часовне, где они под стеклом лежат по сей день, с надписью "Мы были такие как вы". И далее в 20-х годах 20 века (внимание), в этом месте размещаются военные и НКВД. Монастырь становится закрытым объектом. На его некрополь (бывшее Спасское кладбище города) доступ посторонних лиц прекращают полностью. В 1937 году в этом месте официально создаётся Муромское военное училище связи. Вопрос - что там было всё это время с 20-х годов, почти 15 лет?

Красной линией обведена стена монастыря, которая официально считается древней. Сейчас она разноцветная, но ещё в 20 веке она была совершенно однообразной.

Интересно, представляла ли эта стена какую-нибудь ценность в плане фортификации, особенно со стоящими наружу подпорками? Очевидно, нет, её можно было перемахнуть достаточно легко со средних размеров лестницы. Кстати, изнутри это была такая же стена, без возможности передвижения по ней обороняющихся. Всё это говорит о том, что в данном случае мы имеем обычный забор, разве что несгораемый. От серьёзных воинских формирований он явно не спасал, а вот от различных мелких лихоимцев того времени очень даже запросто. Неужели забором обгородили обычное кладбище? Нет, конечно. Похоже, хоронить в муромских монастырях стали тогда, когда хотели избавить могилы от мародёров. Не будем сейчас рассуждать о высоком, а с учётом вышеприведённых выводов сразу поймём, что этот "монастырь" есть тоже бывший энергоцех какого-то завода. Кстати, угловая башня очень сильно напоминает часовню убиенного князя Михаила, рассмотренную выше, как будто их строила одна артель по одному проекту. Будем считать, что показалось.

Географически это место имело такие же особенности, как и у Троицкого монастыря - с юга и востока оно примыкало к обрыву, который в свою очередь образовывали стены одного из "зубцов" крепости Города 234. По этому когда в 19 веке решили это место огородить, то огораживали только там, где мог пройти человек. С других сторон не огораживали совсем, необходимости в этом совершенно не было. Хоть сейчас везде пишут и рассказывают, что стены были и не сохранились, любой строитель со стажем в это не поверит. Их следов там нет совсем, как впрочем их не было ни на одном фото 19 века. А вот интересный крутой склон там действительно был.

Сооружения, обведённые красным, выполнены уже после крушения Города 234, в 19 веке. Это два "храма" и одно "заводоуправление". Все прочие сооружения на этой территории появились уже при СССР или позже. Но для нас будут представлять интерес места, обведённые оранжевым. В начале 80-х годов 20 века в том месте была огромная свалка, вечно тлеющая и излучающая неимоверный запах. Все небиологические отходы жизнедеятельности училища связи, а затем переведённой туда воинской части, выбрасывались именно там, без особой заботы об экологии. Ребятня с близлежащих районов, кто не робкого десятка, перебирались на эту свалку через высокий забор с башнями для караула. Трофеи с этой свалки ценились высоко - там попадались гильзы, противогазы, кокарды и прочее военное имущество. Даже эротические игральные карты там нашли один раз, что для того времени было очень интригующе ново. И была на этой свалке интересная деталь - из неё торчали остатки кирпичных зданий. Родители пугали своих детей, что лазить по этой свалке нельзя - там можно провалиться неизвестно куда. Тем не менее, лазили там всегда, обжигались, травились дымом, но не проваливались. Очевидно, при организации монастыря в 1995 году это место никто не чистил, все продукты жизнедеятельности прошлых времён были просто засыпаны привозным грунтом. Что же там были за руины? Конечно же, это бывшие заводские цеха. Часть их даже сохранилась и использовалась для нужд речников, к примеру стоящий под горой до сих пор, огромный изнутри бывший склад портового ОРСа. Что же это был за завод, который сейчас не знает вообще никто?

Вернёмся к тому, что по уникальной особенности Мурома было то, что все заводы, которые содержали купцы, абсолютно без изменений сохраняли свой профиль при советской власти. Допустим, этот завод, как и все остальные, "лишили лицензии" и он стоял брошенным какое-то время, за которое его энергоцех заселили верующие люди. Почему в него затем, спустя годы, заселяются военные и НКВД? Если было бы необходимо инженерно защищённое укрепление, то Троицкий или Благовещенский монастыри для этой цели подходили идеально, там точно не было участков периметра без стен. Или тут было всё таки что-то другое?

Кстати, училище связи тоже было интересным. Несмотря на своё определение, никаких вышек связи или антенных устройств там не было никогда. Никто не видел курсантов этого училища, чтобы они тянули полевой кабель хотя бы на тренировочных экзерцициях. Но отчётливо помнят все, что каждый вечер курсанты ходили строем и пели песни, их слышали во всех близлежащих домах. Но не будем делать поверхностных выводов. Вопрос тем не менее остаётся - какого же профиля был завод на этом месте? Училище связи просуществовало там до 1964 года. После известных событий в городе Новочеркасске оно в полном составе было откомандировано в те края, где и поныне здравствует.

Случайно попало в руки фото одной из лабораторий того самого училища связи. Год фотографии не определён, но предположительно, она довоенная.

Город 234. Часть 4 -

Кого же там обучали? Связистов или химиков? Особенно прикалывает надпись на шкафу. Конечно, судить по одному фото о целом училище не менее поверхностно. Кстати, очень интересно, зачем в средствах военной связи тех времён могли вообще применять химию, если она в данном случае преподавалась не для общего развития? Она там могла применяться в лучшем случае для срочного восстановления аккумуляторных батарей. Но тогда совсем бы не понадобился такой сложный стенд. А это, надо думать, совсем малая часть той лаборатории.

Наверное, вопрос так бы и остался без ответа, если бы не материал к одной из прошлых статей. Вот одно интересное фото оттуда, чтобы не искать.

Это муромский телеграф, созданный всё тем же лучшим за всю историю городским головой А.В. Ермаковым, в период 1861-1868 годов, практически одновременно с водопроводом. А на заднем плане тот самый Богородицкий собор. И кстати, тот факт, что это телеграф, вызывает сильное сомнение, о чём было описано в вышеприведённой по ссылке статье. Но допустим, что это всё же телеграф, или средство связи для передачи информации, даже по проводам, которых не видно из-за разрешительной способности фотоаппарата. Всегда смущало в этом фото то, что верхушку строения справа фотограф как-то не захватил. Случайность это или нет? Доподлинно не известно, но уж точно случайностью было обнаружение следующей фотографии этого телеграфа.

Все пожарные и представители прочих родов войск того времени дружно позируют на фоне пожарного депо, которое было частью здания воинского присутствия. Сейчас на этом пожарном депо надстроен второй этаж. Но разглядим чуть подробнее ту самую, не запечатлённую ранее, верхушку телеграфной надстройки. Что это? Выводов два - либо это ещё один фасонный кондак (см.статью по ссылке), либо это тоже фасонная, но батарея питания (хотелось написать аккумуляторная) телеграфной станции. Но батарея питания, как вы поняли, не простая. А та, которая брала энергию из воздуха. Кондак в первую очередь фигура плоская, в связи с чем с большой долей вероятности он здесь отпадает. И в этом случае становится совершенно понятной наша химия в училище связи. Так что же, это был завод Зворыкина по производству красного ("червонного") золота, который снесли вместе с чугунолитейным заводом, а заодно начисто стёрли из памяти? Похоже на то, и ещё более похоже, что это с двумя заводами происходило одновременно. Но в "Спасском монастыре" уничтожали уже сам завод, а не его энергоцех.

Почему-то вспоминается русская перепевка известной композиции популярного ранее немецкого дуэта Modern Talking про арабское золото. Надо было петь немного по другому, не арабское золото, а червонное. Вот уж действительно море слёз (кто помнит эту песню). В условиях войны, голода и разрухи обычное золото вряд ли кому-либо понадобится, даже барыгам. А вот червонное золото давало свет и тепло в домах. И за это его любили и ненавидели. И это было главным объектом добычи всех войск и разбойников того времени, пока не пришли какие-то люди и перевернули мир с ног на голову. А впрочем, если принять во внимание, что в Городе 234 в качестве грамоты использовали вязь, в плане арабского золота Дитер Болен (или кто там автор текста) ошибся не сильно. Каким же тогда образом Ермаков был связан со Зворыкиными? Действительно тут налицо связь власти с бизнесом, или классическая финансовая олигархия, как бы неприятно это ни звучало. И никуда от этого не деться. Для строительства водопровода в таком объёме и масштабе (даже если не учитывать строящийся телеграф), были нужны огромное количество труб и красного золота, и без производства таковых прямо на месте объект такого масштаба просто не создать. Наверное, надо ещё раз углубиться в историю.

Водонапорная башня Ермакова находится справа, где она стояла в общем всегда, в истории нет сведений, что её выстроили на посторонних обломках. И есть на ней одна совсем не приметная деталь - сбоку в её конструкции были предусмотрены чаши для приёма воды, текущей из находящихся рядом сливных патрубков (фрагмент №1). В советское время вода не текла, и эти чаши использовали главным образом как урны. Сейчас их реанимировали по назначению, видно, что некто набирает воду. Интерес представляет высотная отметка этой чаши. Её никогда не переносили. Очевидно, наша башня выстроена уже после разброса грунта с небес. Как подтверждение, здание первого подъёма воды, выстроенное одновременно с данной башней, но под горой Окского сада, также не имеет следов заноса грунтом. Если башню официально начали строить в 1861 году, то свал грунта с неба происходил ранее этой даты, что вполне логично. Посмотрим теперь на обведённый фрагмент №2 здания аптеки, находящейся на одной линии с башней, и в общем на одной высоте нулевой отметки грунта.

Данное здание имеет неопределённый год постройки. И впервые в объективы городских фотографов оно попало ещё одноэтажным. Второй этаж был надстроен уже в 20 веке. Смотрим на старый вид этого фасада.

Год снимка не определён, но отчётливо видно почти засыпанные и заделанные окна бывшего первого этажа. Нанос грунта в это место составлял не менее трёх метров. Это здание построено уже по параллельно-перпендикулярной уличной сетке, которую разметили на месте погибшего Города 234. Вопрос - сколько простояло это здание с незасыпанным первым этажом, если Город 234 был разрушен в период 1800-1820, а стоящая рядом башня уже была без засыпки нижней части, и начало её постройки датировано 1861 годом? Недолго, не более 40 лет. Хотя в то время это была средняя продолжительность человеческой жизни. И если следовать нашей логике, то все заводы, необходимые для строительства водопровода, были выстроены и работали в то же время. Падёж грунта с неба, т.о., был в 1840-50 годах. Заводы ещё после этого продолжали работать. Стоп, а когда у нас отменили крепостное право?

Похоже, мы наблюдаем ещё один исторический казус. Крепостное право было отменено в 1861 году. Как часто бывает в России с подобными административными мерами, его скорее всего отменили уже постфактум, когда грунт завалил все поля, и одна половина крестьян умерла от голода или была на грани, другая "подалась", как нам говорили, на юг в казаки, а по факту в те же "казаки-разбойники", но в тех же краях, где были их бывшие города, т.е. в обычные бандитские шайки. Работать в сельском хозяйстве стало решительно невозможно. Как было сказано в предыдущей части, как раз наступило время, когда труд крестьян стал бесполезным для власти. Какая-то часть крестьян осела при тех же заводах, как при единственном источнике получения дохода. Не исключено, что это не нравилось действующей в то время власти. Но с Муромом, похоже, была другая история. Для понимания дальнейшего давайте изучим биографию того самого городского головы А.В.Ермакова.

Родился в 1798 году в городе Челябинске в купеческо-мещанской семье. Его отец числился купцом второй гильдии. Женился в 19 лет в Кыштыме, на востоке Урала, на дочери приказчика Марии Евфимовне Наседкиной. Первоначально работал мелким чиновником на государственной службе, а позднее в частных компаниях И. Ф. Базилевского и В. А. Кокорева. В 1847 году, будучи купцом третьей гильдии, переехал в Муром. С 1851 года начал заниматься активной общественной деятельностью. В 1855 году записался в купцы первой гильдии, был попечителем городской больницы и активно содействовал открытию в городе женского училища. С 1863 и до своей кончины был в должности городского головы города Мурома, осуществив план строительства городского водопровода, построенного инженером Е. И. Ержемским и оснащённого оборудованием, приобретённым в Германии. 26 августа 1864 года состоялось торжественное открытие построенной им водонапорной башни из которой вода поступала в шестнадцать водоразборных будок и фонтанов по всему городу. На территории Свято-Троицкого женского монастыря им устроена каменная часовня и вызолочены пять куполов на Троицком соборе. 22 января 1865 года за заслуги перед обществом был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени с девизом «Польза, честь и слава». В 1867 году на средства Ермакова было построено здание театра, а в 1868 году — детский приют, телеграф и солдатские казармы. Скончался в ночь на 9 августа 1869 года не оставив наследников. Похоронен в Муроме на Напольном кладбище.

Ну да, в Германии приобретали те самые чугунные водопроводные трубы из завода Зворыкина с фото, и везли их обозами в Муром, во сказочники... Интересно, какой там общественной деятельностью занимался в Муроме Ермаков, когда город завалило грунтом, как впрочем всю страну? Это страну, которую уже в 1855 году начали со всех краёв дербанить силы Интернационала в т.н. Крымскую войну? Не надо забывать, что Ермаков был в первую очередь купец. Такими людьми движет в ту же первую очередь получение прибыли. Если при этом проявляется гражданская сознательность, это очень хорошо, но в истории данное качество людей у власти было совсем не обязательным. Какая вообще могла быть местная власть в то время, если накануне была экологическая катастрофа, и которую ещё скрасило войной? Похоже, власти не было совсем, и её мог взять любой, кому не лень. Зворыкины имели заводы, а Ермаков приехал к ним с идеей. С очень благой идеей кстати, а именно преобразовать город из руин в нормальный вид для всеобщего процветания. Можно сказать, Мурому повезло.

Какие же идеи принёс в Муром Ермаков? Ну да, те самые, модные в то время идеи.

Носителей подобных идей в Европе (да и в мире) того времени было множество. Эти идеи распространялись, примерно как сейчас Ковид-19, неведомой для нас ныне и загадочной организацией масонов. Для Российской Империи они были не исключением. Но был у распространения подобных идей один очень существенный недостаток - с течением времени они в разных районах мутировали, как тот же вирус, из-за отсутствия, видимо, должной организации. Как христианство в своё время развалилось на католиков, протестантов, православных, и даже сектантов etc, аналогичная картина стала проявляться и здесь. Большевизм был одним из ответвлений этой сложной организации. По приходу к власти он обелил какие-то ячейки, проявлявшие себя во времени хорошо и достойно, и так в отечественной истории появились различные "Народная воля", "Земля и воля", перовские, желябовы и т.п., но естественно, без всей этой звёздной атрибутики. Масонская организация, кстати, здравствует до сих пор (я знаю, вы смотрите на эти статьи взглядом блондинки под капот).

Идеи то, в общем, были благими - демонтировать старый жестокий мир и внедрить технологии прошлого для всеобщего равного потребления. И в символику этого движения, по сути, были взяты обычные строительные инструменты или простейшие продукты тех технологий - звёзды. Но если эту идеологию слегка доработать, то очень легко её можно превратить в источник рентной платы для узкого круга лиц. Это, видимо, и произошло. И хорошим начинаниям Ермакова не повезло, в историю будущей советской России он не вписался. С его смертью в 1869 году стремительный рывок Мурома в светлое будущее был остановлен. По странному совпадению, вскоре в Европе начнутся войны, после которых в официальной истории России (и не только) до самого начала 20 века наступит странное затишье. Хотя, например, в Муроме за это время с боем исчезнут все заводы и тот самый телеграф, город опустеет, но водопровод останется. Видимо, не решились его уничтожить сразу, были на то причины. Это примерно как пилить сук, на котором сидишь. Сработал бы тот самый народный раздражитель, и неизвестно чем бы это обернулось для власти.

Как мы теперь представляем, Ермаков неплохо совмещал коммерческую деятельность с госслужбой (если здесь вообще уместно употреблять этот термин). Городскую казну он на полных правах считал своей личной, но применял её на благие дела. Это сейчас за распоряжение бюджетом как личным имуществом слегка привлекают нижние звенья власти и слегка поругивают высшие, а в то время это грехом не считалось. Более того, это даже совсем неплохо работало. А при наличии технологий прошлого и в масштабах всей страны это могло вообще привести к такому, что сейчас и не снилось. Не зря Ермакову благодарные потомки установили памятник. Есть за что. Ну а мы вернёмся к Спасскому монастырю.

Как было сказано выше, училище связи официально начало там функционировать с 1937 года. Но это в плане развития военной связи в городе было ещё далеко не всё. Советская власть решила сделать город закрытым, и выстроить в нём два завода по выпуску оборудования связи, как гражданского, так и военного назначения. Одним из данных заводов был знаменитый сверхсекретный почтовый ящик №49, по совпадению введённый в строй в 1949 году.

Таким он был примерно сразу после открытия. Главное здание было выстроено в стиле модного тогда сталинского ампира. Обратите внимание на обведённый элемент, чуть позже мы его обсудим. Что именно выпускал данный завод из военной продукции, толком не знал никто, хотя работало на нём достаточно много людей. Режим секретности был очень серьёзным. Продукция поставлялась не только в армии соцлагеря, но и в армии "прокси", например небезызвестному Хафезу Асаду. Покойный родственник, работавший на данном заводе и даже носивший погоны, таинственно говорил, что таких систем обнаружения воздушных целей, которые выпускает данный завод, по аналогам в мире не существует. Собственно, в этом никто не сомневался, ведь все жили в самой сильной стране мира, и телевизор совсем не врал. Тот же родственник рассказывал странные истории о том, что некоторые умудрились своровать какие-то комплектующие к данным системам (это действительно так, несмотря на жесточайший контроль, воровали там как и везде). При приспособлении этих комплектующих к телевизору он начинал ловить передачи, показываемые в социалистическом лагере Европы, но без звука. И в считанные часы приезжали сотрудники КГБ, вламывались и изымали без всяких бумаг всё, что считали нужным. У них был "УАЗ"-буханка, в котором была радиоаппаратура. При приближении этой буханки к дому любой включенный КВ-приёмник начинал издавать неистовые соловьиные трели, что для знающих людей было сигналом шухера. Это всё, конечно же, обычные городские байки и цена им соответствующая, но дыма без огня не бывает. История нашего Спасского монастыря, похоже, гораздо богаче, чем мы её знаем.

Неспроста бывший президент США Рональд Рейган публично называл Советский Союз Верхней Вольтой с ракетами. Несмотря на обычную актёрскую профессию в миру, этот президент считается одним из самых лучших за историю США. И здесь он не ошибся. Ракеты действительно были, и не только ракеты, и всё это было лучшим в мире. Но что творилось в верхах этой страны при попустительстве низов, достойно африканской банановой республики.

В то же время, когда был введён в строй почтовый ящик №49, по городу были выстроены в том же стиле жилые здания. Их было несколько, но все они были очень похожи.

Данное здание указано также на главном фото, во время какой-то демонстрации трудящихся. Обратите внимание на этот, с позволения сказать шпиль на углу здания. Высота потолков в этом доме очень большая, порядка 4-5 м. Высота шпиля в глазомерном масштабе соизмерима с этажом. При такой высоте шпиля содержать здание не то что сложно, даже небезопасно. Подобные шпилевидные творения архитектуры всегда имели один серьёзный недостаток - после напитывания водой от осенних дождей и с наступлением морозов они начинают крошиться, а их осколки лететь прохожим на головы. С какой целью возводили данные шпили? По иронии судьбы, эти шпили после 1955 года пропадают практически со всех домов данного стиля (но не с завода, оттуда они пропали гораздо позже). Но с этого дома они пропали позже всех, поскольку через дорогу было здание, где размещались городской отдел милиции и КГБ. Там тоже, кстати, были в своё время народные выступления с погромом, но не в том масштабе, как в Новочеркасске.

Это другой дом из той же серии, но общего смысла не меняет. Наши шпили подозрительно исчезли, на фото от 70-х годов 20 века они отсутствуют. Неужели кто-то обеспокоился безопасностью прохожих? Конечно же, нет. В то время подобные мелочи не волновали совсем никого, даже при гололёде не посыпали улицы для защиты от падений. Секрет надо искать в чём то другом. Посмотрим ещё раз на верхушки башни и водоразборных будок водопровода Ермакова в их первозданном виде. Теперь, надеюсь, всё стало понятно.

Как не раз упоминалось в прошлых статьях, Сталин после Второй мировой ждал какую-то новую, ещё более серьёзную войну (которая пошла затем в холодной гибридной фазе). И он сделал работу над ошибками после прошедшей войны. На этот случай под кураторством небезызвестного Берии были разработаны типовые проекты жилых и производственных зданий, которые при военном положении путём несложной доработки превращались в автономные источники энергоснабжения. Для этого надо было просто заменить данные шпили на ёмкости с "красным золотом". Не исключено, что эти шпили сами по себе уже являлись ёмкостями. При такой их высоте, как на том доме, в бетонном исполнении они могли выковырнуться с корнем под собственным весом и упасть. Ну или деформировать стену, что в общем не легче. И можно смело предположить, что были эти шпили совсем не бетонными и пустотелыми внутри. После смены генеральной доктрины все эти ёмкости стали аврально убирать. Но интересно другое - где в случае аврала брать "красное золото" в подобных количествах? Должен быть как минимум большой склад. Но зная особенности мобилизационной экономики, наверняка на этот случай в Муроме был законсервирован и замаскирован завод по его производству. Как вы думаете, где он был? Впрочем, это уже догадки. Не сомневайтесь, после "приватизации" и "возвращения духовных скреп" вы не найдёте никаких следов.

Ну и наверное, на этом хватит рыть историю нашего Города 234. Уже пора свести всё в реальную хронологию, чтобы понять на основе этой истории всё то, что происходило с многострадальной страной. Итак:

1800-1820 годы - Уничтожение Города 234 полностью, превращение всех зданий и сооружений в прах высотой до 5-6 м, выравнивание территории, разметка новой сетки улиц. Расселение захваченных и оставшихся в живых жителей по территории района без права переселения, введение трудовой повинности. Строительство здания воинского присутствия, организация (предположительно) военной администрации. Реконструкция бывших сооружений Города 234, которые были снесены не до конца, в известные нам ныне храмы.

1820-1840 годы - Строительство каменных зданий вдоль главных улиц, в северной части нового города. Строительство первых купеческих предприятий, с использованием технологий прошлого (тех самых известных ныне монастырей), но в индивидуальном исполнении, в т.ч. крупных заводов по металлообработке. Восстановление бывшей гидротехнической системы, но только для возможности приезда в город торговых судов по водному пути. Администрация та же, централизованная, но с обширной автономией в пределах района.

1840-1860 годы - Воздействие ныне неизвестного катаклизма, засыпавшего с неба все земли грунтом на высоту от 2 до 5 м. Окончательный упадок городской гидросистемы. Полное разрушение сельского хозяйства в районе и появление голода. Фактическое прекращение действия власти и появление анархии. Наполнение города бывшими крестьянами, застроившими его южную часть деревянными домами. Спад промышленного производства. Фактически город и район пришли в упадок.

1860-1870 годы - Приезд в город нового "эффективного менеджера" А.В.Ермакова, и внедрение им прогрессивных на то время масонских идей. Осуществление различных городских проектов, многие из которых ныне технически недостижимы, из-за использования технологий прошлого. Развитие существовавших купеческих предприятий до небывалой высоты. Выведение города на лидирующие позиции по основным показателям. Де-факто городская исполнительная власть полностью принадлежала А.В.Ермакову, включая силовые структуры.

1870-1900 годы - Восстановление прошлой военной власти путём проведения силовой операции, в последствии обозначенной в истории как "революция 1905 года". Тотальное разрушение всех "народных" предприятий. Тотальное мародёрство имущества этих предприятий, особенно "красного золота". Опустение города на долгие годы, переход населения в деревни, практически полный спад промышленности, голод и разруха. В конце данного периода в бывшие предприятия переселяются узкие группы населения, превращая их в культовые здания, не исключено, что это шло по госпрограмме.

1900-1917 годы - Формирование старого города в тот вид, в котором он нам известен по многочисленным фотографиям. Возрождение большей части существовавших ранее предприятий, но уже без массового использования технологий прошлого. В то же время, технологии прошлого снова стали усиленно развиваться, причём бесконтрольно для существовавшей на то время власти. Постепенная ликвидация голода. Переселение в город бывших крестьян, с пополнением рядов местного пролетариата и просто различных асоциальных групп.

1917-1930 годы - Полнейший декаданс. Всё городское население, помнившее прошлую жизнь, истреблено большевиками или выслано. Им на смену пришло люмпенизированное население маргинального типа из близлежащих деревень, которое расселили по освободившимся домам. "Кто был никем, тот станет всем". Интеллигенция, как "говно нации" (по В.И.Ленину), уничтожена полностью, оставшиеся её экземпляры продались на службу новому режиму с полнейшим отрицанием всего нажитого предками до 1917 года. Началась новая жизнь с придуманной историей, в которой даже бывшей совсем недавно экологической катастрофе не нашлось места. Постепенно уничтожались все следы использования технологий прошлого, с небезболезненным формированием нового биологического вида - гомо советикус.

Можно продолжать и далее, но полагаю, все всё уже поняли. Зеркально эту историю можно применить и ко всей оставшейся на то время Империи, полагаю, больших ошибок не будет.

Ну и как вам это всё? Как там писал один никем не понятый в своё время классик, чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. И это чудище до сих пор, спустя 200 лет, прекрасно себя чувствует. Абстрагируйтесь от этого всего и посмотрите новости. Один юморист писал недавно, что Cov - это искажённое английское название коровы, а ID - всё молодое поколение эту аббревиатуру знает, это идентификатор. Посмотрите на свои пропуска (те, кто в карантине). Что, опять доля шутки?

Ну да ладно, прорвёмся. Как там пел "Город 312", ставить пробел слишком рано. Как говорят ясновидящие, с нового года это будет другая страна. С теми же технологиями прошлого (не подумайте, лично я в это не верю). Так что скоро, не переключайтесь.

UPD от 28.04 - появились очень странные новости. Или у креативного народа едет крыша, или взгляд блондинки под капот слегка отрефлексировал нечто. Посмотрим.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru