Город 234. Часть 3

Ну что же, продолжаем. Начало здесь (часть 1) и здесь (часть 2). Не ожидал такого всплеска неадеквата на эти первые части, но тут уж, как говорится, ничего не поделаешь. Давайте перед началом дальнейшего чтения поймём ещё раз, что математика - вещь тупая. Цифры не имеют эмоциональной окраски. Если налицо математическая закономерность, то пусть рушится всё вокруг, но увы, она существует (полагаю, с тем, что она есть и доказана, никто не будет спорить). Обидно расставаться с детской наивностью под натиском фактов, но увы и ах. Давайте всё же возьмём на вооружение одну незыблемую истину о том, что если факты идут вразрез с иллюзиями, то тем хуже для иллюзий, и снова углубимся в нашу геометрию, благо интересности на спутниковой карте у нас ещё совсем не закончились.

Ну а для начала ещё немного про Триглав, о котором было упомянуто в прошлой части.

Конструкции храмов подобного рода сейчас можно найти с трудом даже на картинках, а в реалии или даже на фотографиях их нет вообще (знатоки, поправьте). Это изображение двуглавой церкви, которая ранее находилась на месте существующего ныне Храма Христа-Спасителя в Москве, о чём описано здесь. Там же описано про разветвлённую сеть подземелий, часть из которых приспособили под метро. Вопрос - чем так провинились перед историей подобные архитектурные конструкции православных храмов? К примеру, двуглавые католические храмы в готическом стиле встречаются довольно часто.

В случае Мурома на том месте никто не стал ставить аналог грандиозного храма, но, как было упомянуто ранее, поставили в непосредственной близости здание Главпочтамта. Для чего? Собственно, далеко ходить не надо. Кабели связи тоже надо как-то прокладывать под землёй. Учитывая тот факт, что Муром всё-таки когда-то совсем недавно был непростым (закрытым) городом, более идеального места для прокладки кабелей не найти. Те подземелья Города 234, которые до этого приспосабливали под прокладку водопровода, в 20 веке приспособили под сети связи. Место схождения всех подземелий в одну точку как раз находится рядом со зданием Главпочтамта (если вообще не под ним). И теоретически, если какому-нибудь интересующемуся реконструктору зайти в подвал этого здания, то можно попасть в подземелья, если на полдороге не повяжет ФСБ. Судя по тому, что в этом здании ныне находится коммерческий банк, вход в эти подземелья могли перенести, например в стоящее рядом здание "ростелика" (на правом фото в этом месте ещё находится какой-то неказистый деревянный дом). Зачем же все подземные ходы по лучевой системе вели в Триглав?

Ну а теперь вернёмся к Зворыкиным-Торским, и заодно наконец сведём в едино ту звезду-крепость, которую мы начали реконструировать в предыдущих частях.

И сразу начинаются открытия.

Все выезды из звезды-крепости, какие были в Городе 234, на плане от 19 века в общем сохранились. Современные улицы местами даже являются их подтверждением. В то же время, имеется два направления, которые сейчас не идентифицируются никак. Куда они шли? Особенно интересно юго-восточное направление. Неужели Ока текла оттуда, где на карте сейчас имеется небольшой залив, в простонародии называемый Затоном? Кстати, в народе имеется много слухов, что ранее было именно так. То русло Оки, которое сейчас идёт вверх по течению от Мурома, было совершенно иной рекой, и сходились эти реки именно в районе Мурома. А настоящая Ока текла мимо населённых пунктов Навашино и Выкса, которые тоже имеют достаточно древнюю историю, но сейчас стоят не на прямых водных путях, что в общем странно. Тем более что там имеются крупные заводы, один из которых судостроительный, и возникли они задолго до известных событий 1917 года. До заводов, впрочем, мы ещё дойдём.

Посмотрим ещё раз на звезду-крепость. Как ни странно, наш Триглав очень хорошо вписывается математически в число крупных лучей (их 6). Как будто каждая из глав Триглава предназначалась для двух тех самых крупных лучей. Один из этих лучей более-менее сохранился и является современным Окским садом, тем самым, где стоял Богородицкий собор и был нанесён наш жёлтый радиус. Другим лучам повезло меньше. Во время той неизвестной войны в период 1800-1820 годов их стёрли с лица земли полностью.

Кто-нибудь понял, что такое Тор и почему Зворыкины являлись одновременно Торскими? Если нет, то наш Тор есть не что иное, как водное кольцо вокруг центра Города 234 (на схеме заштриховано). Оно имело примерно такую форму, как на нашей карте. Водой данный Тор наполнял... наш Триглав, по тем самым подземным ходам, отходящим от него по радиальной схеме. А внешние воды к этому Триглаву подходили по какому-то подземному каналу извне, с запада. И когда Триглав снесли, воды, которые не смогли попасть в старое русло, начали копиться около старого места их входа в подземелья. И образовали те самые Торские болота, которые в общем широко известны собирателям муромской топонимики. Ну а Зворыкины по некой исторической реальности имели своего рода права собственности на данный Тор, или то, что от него осталось после той, неизвестной нам войны. Они даже дом построили на Торе, или том месте, где из Тора был вход в Торец, или Козий овраг. А также городскую управу, чтобы вести контроль приезжих и собирать пошлины. Паззлы удивительно встали на место.

Наверное, в старину наш Тор выглядел примерно так:

Город 234. Часть 3 -

Хоть это и Милан, но вся мировая архитектура того времени была очень похожей. Кстати, увидев подобный ров для воды в этом замке Милана, сразу понял, во что превратился Муром. И встали на свои логические места Тор, Козий овраг и прочие остатки Города 234. Изложить это всё на бумаге (т.е. здесь), стало, в общем, вопросом времени.

Наверное, тут есть тот самый редкий случай, когда мы наблюдаем искусственно созданный нашими пращурами водоток, называемый Из-Торией. Он банально тёк своим чередом, пока его не уничтожили, в прямом и переносном смысле. Ещё раз отмотаем назад и прочтём предисловие к первой части. Кому и зачем было необходимо искажать историю? Здесь, собственно, тот самый водоток не искажали. Тупо забили его естественный ход, создав болота в юго-западной части уже современного города, а каналы от Триглава скрыв и засыпав полностью. Немного аллегорично получилось, зато доходчиво. Для чего был нужен этот водоток? Версий существует много, и каждая имеет право на существование.

Взгляните на эту типовую градирню АЭС, которые сейчас используются по всему миру (они находятся внутри толстых труб, которые видели все, но возможно не все обращали на них внимание). Ничего не напоминает? Слово то какое, градирня... Уж не пошло ли оно от слова "град", или город? Как видим, всё давно уже известно, только узким кругам. Для остальных эта из-тория хорошо спрятана.

Посмотрим ещё в некоторых местах.

По стрелке №1 нам откроется пейзаж, который лет эдак сто с небольшим назад выглядел так.

Это тот самый Храм Николы Мокрого, который находится в таком же примерно виде и сейчас. Вместе с тем, на этом фото ещё можно разглядеть фрагмент стены, стоящей под храмом (она есть и сейчас, но только заросла и издалека её уже не видно). Стена сделана из кирпича с извёсткой в швах, что говорит о старом исполнении кладки. Ничего необычного в общем нет, если бы не другие фото этого места.

Обратите внимание на полузасыпанные и полуразваленные ворота. Они находятся на достаточно высокой отметке, причём слева от них находится крутая гора. Посередине, очевидно, ранее имелся въезд для гужевого транспорта. Зачем, если за воротами изначально был тупик? Но ещё более интересно, как вообще к этим воротам могли подъехать. Рельеф там такой, что любой подъезд на лошадях исключен, на серьёзной автомобильной технике наших времён он даже если и возможен, то под большим вопросом. Сейчас этих ворот уже нет, вероятно, их снесли, чтобы не рождались подобные вопросы. Но ранее к ним явно вело какое-то искусственное сооружение. Какое?

И точно, мы наблюдаем следы некоего гидротехнического сооружения - шлюза, очевидно, для подъёма уровня воды от естественного, в реке (на фото оно явно ниже нормы) до того уровня, который был в Торе. Именно здесь в город и въезжали корабли. Очевидно, после разрушения Города 234 Тор в каком-то виде был восстановлен. Собственно, это мы уже подтвердили путём анализа строений на Козьем овраге. Управлял этим шлюзом тот самый Храм Николы Мокрого (за что же его так назвали то?), который возвели на месте более раннего сооружения, как собственно и Богородицкий собор. Те ворота, которые вели к храму, выходили скорее всего на снесённую ныне плотину шлюза, по которой осуществлялся въезд. Но когда строили водоподъёмное здание водопровода Ермакова в 1861 году (на фото оно слева), шлюз уже не функционировал. Похоже, в период 1840-1860 годов наш Город 234 подвергся новому испытанию, которое разрушило его окончательно. Водопровод Ермакова, который был выстроен уже потом, был жалким подобием старой гидросистемы. Но, как ни странно, сейчас в современное время до этого водопровода нам примерно как до Луны. И кстати, сейчас на месте обведённого здания нет даже руин. Там достаточно ровное дно с высотной отметкой по низу желтого квадрата. Этот дом исчез, как будто иллюзионист, совершенно бесследно, даже без обломков. Хотя на фото он имел внушительные размеры (и обратите внимание на нижнюю часть, где скорее не окна, а бойницы).

Город 234. Часть 3 -

Это всё конечно хорошо, но был ли наш Храм Николы Мокрого единственным в своём роде? Если мы имеем симметричную звезду-крепость, то на зеркальных её участках должны также быть подобные сооружения. Это мы уже доказали при реконструкции башен кремля. И в этом случае давайте посмотрим на симметричный фрагмент крепости, или по стрелке №2 (см.выше на спутниковом снимке). И снова, о чудо, мы наблюдаем странные совпадения.

Это, наверное, самый загадочный храм из всех, сохранившихся до настоящего времени в Муроме. Но на этом фото видно, что он также стоит на остатках какой-то стены (сейчас её нет вообще), причём она закругляется зеркально-симметрично к стене Храма Николы Мокрого. Неужели и тут совпадение? Нет, конечно же. В былые времена, ещё когда был жив Город 234, здесь тоже имелось какое-то инженерное сооружение, забытое полностью. Ещё ходят слухи, что на месте этого храма когда-то разбивал шатёр Иван Грозный перед походом на Казань. Не будем углубляться, сказки в туристической индустрии были, есть и будут.

Собственно, загадочными в этой церкви являются несколько фактов. Первый - ещё живы люди, которые ранее в детском возрасте проходили из этой церкви в подземный ход, который прерывался завалом буквально через 20-30 метров. В конце 70-х годов 20 века вход в это подземелье залили неимоверным количеством бетона. Второй - в этой церкви совершенно нет никакого следа настенных росписей, которым по статусу положено там быть, равно как и следов того, что там вешали хоть какие предметы культа. Молельным домом она стала только в 21 веке, после восстановления купола, а до этого была неким технологическим зданием, и никого этот факт особо не волновал. Третье - у этой церкви очень загадочно разрушился купол при совершенно уцелевшем остальном здании, и произошло это по странному стечению обстоятельств именно при пуске водопровода Ермакова, в 1861-1863 годах. Как будто она оказывала влияние на качество работ инженерных систем водопровода, и её разрушили, ничуть не беспокоясь о содеянном, не восстанавливая и не доламывая до конца. Очень странно, тем более что до наступления социализма, когда это начало практиковаться, было ещё достаточно долго.

Примерно так эта церковь стояла ещё достаточно продолжительное время, периодически обновляя кровлю, пока её в нулевых годах нашего века не реконструировали в окончательный современный вид. Интересно, как она мешала работе водопровода Ермакова? Впрочем, не суть важно, этого мы уже всё равно не узнаем по причине исчезновения в первозданном виде их обоих.

А как же выглядели те самые радиальные улицы, про которые упоминалось ранее? Наверное, как-то так.

И Триглав здесь был как раз посередине на большой площади, не исключено, что он был окружён каналом с водой. И если вы вдруг встретите в городах такие вот здания,

то не спешите делать вывод об адекватности архитектора. Это здание своей закруглённой частью когда-то смотрело на свой Триглав и было обставлено по кругу точно такими же, которые были скорее всего снесены при новом форматировании улиц. Очевидно, Триглав освещал эти улицы так, что фонарей там было совсем не нужно. И не только освещал, но и направлял благость, что в общем нам сейчас не ведомо. Наш "Город 312" даже при всей своей талантливости не может вообразить и донести в песне до нас про такой город, здесь без психоделиков совсем не разобраться (шутка). Кстати, лучи на городских картах в иностранных источниках называются не далее как "ray-on". Даже сейчас, после переформатирования уличной сетки русских городов, районы по прежнему остались. Неужели это слово пришло в Россию от тех, кто сносил в своё время эти радиальные улицы? А какой-то юморист, кстати, говорил, что тогда был рай-он, а сейчас адъ-министративный округ. В каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

А теперь вопрос, достойный уже зрелого проектировщика-градовца - какой высоты должны были быть подобные здания, если при их сносе весь город площадью как старый Муром накрыло сплошным слоем праха высотой не менее 6 метров? Полагаю, теперь до многих дошёл размер бедствия. Наш Муром, видимо, очень сильно заслужил свой снос после оккупации. Наверное, был такой же случай, как и с городом Козельском, который татары (якобы) прозвали за неприступность "Град злой" (на татарском, наверное, языке), а после взятия разрушили полностью и казнили всё выжившее население. А может, в Муроме как раз и отличился геройски тот самый Илья Муромец. Интересно, как он выглядел? Наверное, примерно так.

И совсем это был не карикатурный персонаж. Обычный казачий атаман, примерно как этот на фото. Но только здесь (не падайте) казачий атаман Персии образца 1864 года. Казаки, как все наверное знают, это не географическое определение. Это как раз войска необъятной страны, которые потерпели поражение в той самой неизвестной войне, ну и частично превратились в сказочных персонажей. Ну надо же их было куда-то деть победившей стороне.

И полагаю, на этом пора завершить географические поиски нашего Города 234, существование которого уже определено достаточно явно. Не исключено, что все предыдущие выкладки сделаны достаточно упрощённо, и за внешним диаметром Тора город имел не менее сложную конфигурацию. Но давайте теперь доверимся профессионалам и передадим эстафету настоящим реконструкторам, с настоящими топографическими планами и георадарами. Полагаю, теперь им будет несложно. Ну а мы перейдём к геометрии уже собственно города Мурома, который вырос, так сказать, на прахе после тех событий. А до этих событий там была серьёзная крепость, с подземными и надземными каналами, направляющими воду от какого-то технического устройства в бассейн реки Ока.

Ну допустим, а зачем тогда в Городе 234 надо было греть подобной "градирней" подземные ходы? Очевидно, в нашем Триглаве стоял некий объект, от которого было необходимо отводить тепло. Кто его там знает, на что он работал. Может, там был радиопередатчик. Может, общегородская электростанция. Может, что-то ещё. Но скорее всего, там было всё вместе. Некий многофункциональный объект, благодаря которому и жил как единый организм наш Город 234. После его разрушения какие-то уменьшенные копии Триглава люди стали создавать на крышах своих домов или других сооружений, например как на водоразборных будках. Но полагалось это далеко не всем. Здесь, наверное, надо сделать небольшое отступление от нашей геометрии.

В начале 80-х годов 20 века ветеранов Второй мировой в Муроме было очень много, от простых, до знаменитых, вся грудь которых 9 мая была полностью закрыта орденами и медалями. По проводившемуся в то время патриотическому воспитанию молодёжи, ветеранов очень часто приглашали в школы, где они выступали перед учениками. Приглашали даже освобождённых узников концлагерей, чудом выживших в данной мясорубке. Как правило, в среднем раз в месяц ветераны всегда выступали на отдельном уроке, посвящённом только истории войны. И тогдашние дети, насмотревшиеся "Чапаева" и "Неуловимых мстителей", очень часто задавали вопросы о Гражданской войне. И на удивление, никто из ветеранов про эту войну рассказать ничего не мог. По возрасту многие ветераны вполне могли там воевать или хотя бы что то знать, но почему-то у всех ответ был примерно один - работали в то время в деревне,чтобы прокормить семью, и ничего не слышали. Был голод. Тот факт,что в то время был голод, подтверждали в общем все, кто застал то время в сознательном возрасте. Голод и дифтерия - это две вещи, которые запомнили все дети, которые впоследствии стали дедушками и бабушками поколению 70-х годов, в частности муромскому поколению.

Другой интересной деталью был тот факт, что все дети поколения 70-х годов в Муроме были либо приезжими из деревень, либо во втором или третьем поколении, но все равно переселившимися из тех же деревень. Абсолютно не было никого, чьи дедушки или бабушки не то что были коренными, но хотя бы жили в Муроме до известных событий 1917 года. Причём таковыми были даже дети, носившие фамилии известных муромских купцов и которые можно было прочитать на ещё сохранившихся в то время кладбищенских памятниках от 19 века. Город был относительно маленьким и почти все через два-три знакомства друг друга знали. Конечно, делать выводы о полной замене населения Мурома приезжими в 20-х годах 20 века делать преждевременно, но на мысли это всё же наводит. Почему население города при СССР почти поголовно было из бывших крестьян? Собственно, это вполне логично. Предприятия строились одно за другим, и нужны были трудовые ресурсы. Кроме как из деревни, взяться им было неоткуда (рожали в то время не очень активно).

А кто они такие вообще, эти крестьяне? Смотрим официальное определение.

Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ — «человек; христианин». Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrześcijanin и пр.). Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест».

Наверное, всё более чем понятно. Если христианство пошло с давних времён, то называть крестьянами можно всех жителей европейской России. Но почему акцент делается именно на нахождение крестьян в сельской местности? Неужели в городах была другая религия? А может, городов на тот период не было вообще? Ну например, стёрли с лица земли, как наш Город 234, а выживших согнали и окрестьянили. Только было это не когда-то давно, а в начале 19 века. Дали этим людям крест, но забрали изторию, дома и технологии, чтобы уничтожить. Землю, впрочем, тоже дали, но только без права её покидания и с условием кормить себя и того парня, и чтобы площади этой земли хватило только на это. И появились крепостное право, оброк, барщина и им подобные слова. Как говорится, дал Бог крест, даст силы и его нести. А здесь он дал этих сил столько, что несут этот крест по сей день. Всё это, конечно, не более чем философия, но на определённые мысли тоже наводит.

Но если это близкая к истине философия, как же такая страна в то время могла существовать? У крестьян в этом плане было всё просто. Как там говорил один из классиков, бытиё определяет сознание. Достаточно за короткий срок крестьяне прошли свой путь маргинализации, придя к тому виду, в котором их и воспевали русские мастера литературы того времени. А именно, это стали неграмотные мужики (можно привести все эпитеты, но полагаю, и без этого понятно). Не удивительно, если стоит задача выживать, по другому не получается. Уровень их культуры спустился туда, где он и остался на очень долго. Примерно в таком режиме крестьяне жили и работали до второй половины 19 века, после чего их труд стал бессмысленным. Впрочем, не будем забегать вперёд.

Как нам известно из той же истории, не все крестьяне поголовно были крепостные. Какие-то из них могли позволить себе "купить вольную" или приобрести независимый статус другим способом. И эти крестьяне совершенно официально могли менять свою локацию на любую другую по своему усмотрению. И совсем не обязательно они должны были обеспечивать себя только сельским хозяйством. Именно такая категория людей и шла в города, где начинала заниматься ремеслом, хотя попутно содержала огороды и выращивала скот. Но с течением времени успешность их предприятия вырастала настолько, что позволяла им забыть об огородах и домашних животных. Это и есть те самые купцы, к которым принадлежали и Зворыкины. И купцам не обязательно надо было ездить за три моря и покупать товар, как им приписывают различные историки, чтобы получить прибыль от его перепродажи. Слово "купец" происходило от малоизвестного ныне слова "купа", что в общем означало большую денежную сумму. Не исключено, что купцами просто называли тех, кто смог купить ту самую "вольную". А вид деятельности этих купцов мог быть любым. Самым распространённым видом коммерческой деятельности купцов в то время было содержание заводов различного назначения. И вот тут то мы снова начинаем наблюдать сюрпризы.

Существовала ранее в Муроме знаменитая бумаготкацкая фабрика, именуемая в простонародии "Макурой". Именно существовала, поскольку ныне на её месте находятся руины, многочисленно заснятые различными исследователями (гугл выдаёт множество фотографий и даже аэросъёмки коптерами). А знаменитой она является в связи с тем, что в советское время была достаточно известным в стране флагманом экономики. Но сейчас нас будет интересовать одна малоизвестная её историко-географическая деталь. Возвращаемся к геометрии.

Такой фабрика была где-то в первой половине 20 века, предположительно в период 1925-1930 годах. Об этом говорит стоящая слева труба с бандажными кольцами. Ранее, при царе, таких не делали никогда. Собственно, в официальной истории так и сказано, что фабрику начали капитально ремонтировать ещё в 1900 году, а завершили только в 1925 году, уже при новой власти. Обратите внимание на стоящую вверху, на горе, церковь.

А это фото выполнено уже несколько десятилетий спустя. Церкви уже нет, на её месте стоит водокачка (ныне уже не существующая, хотя она дожила до 21 века). Как так? И крыша флигеля главного цеха явно переделана, но это в общем уже детали. Обратите внимание на стоящее за этим флигелем здание. Смотрим на план.

Ранее в этом здании находилась, помимо прочего, насосная, которая обеспечивала водой всё предприятие (место в общем знакомое непонаслышке). Почему это здание не оставили в руинах саморазрушаться до конца с остальными, а снесли под корень вместе с водокачкой на горе? Здесь, наверное, самое время изучить историю фабрики несколько углублённо, насколько это возможно при имеющихся источниках.

Оказывается, фабрика на том месте существует ещё с 18 века (условно мы в это поверим). В 19 веке она переходила к разным собственникам, пока где-то в период 1870-1890 годов не была заброшена из-за ветхости зданий (судя по снимкам остатков этих зданий в 21 веке, в это не верится совсем). В 1900 году новый собственник начинает реконструкцию этих самых зданий, которая завершается уже при советской власти. Всё это не менее странно, т.к. долгострои есть изобретение второй половины 20 века, ни один хозяин не был заинтересован делать реконструкцию предприятий десятилетиями. Это гарантированный убыток. И ещё одна интересная деталь - в технологическом процессе производства бумажной пряжи были необходимы чистая вода и пар. Сырьё для производства приходилось замачивать, отсюда собственно и произошло его технологическое (жаргонное) название - "Макура". Воду на эти цели из реки не брали, для этого были приспособлены идущие из-под горы водоносные ключи. Где они могли находиться?

Полагаю, не надо ходить далеко, достаточно вспомнить водопровод Ермакова, и всё встанет на свои места. Та самая насосная, которая уже снесена, была ранее водоподъёмным зданием. Из него вода поднималась наверх, в "церковь", где из неё получался пар, и по трубопроводам этот пар поступал в цех. В советское время, видимо, не додумались до более умного, чем приспособить эти трубопроводы для вновь выстроенной на этом месте водокачки. И ещё - в конце 19 века сама эта церковь уже была культовым сооружением, но совсем не техническим. Целым Крестовоздвиженским храмом.

Итого, что мы сейчас имеем? В первой версии наша фабрика использовала воду из родников и получала для технологического процесса пар, вырабатываемый таким вот "экологически чистым" способом, с помощью храма. По непонятной причине, в период 1870-1890 годов, эта технологическая цепь нарушается, храм превращается в культовый объект, фабрика перестаёт работать. Вернёмся чуть выше и вспомним про купцов и создание миниатюрных индивидуальных Триглавов взамен уничтоженного большого и коллективного. Всё очень похоже на то, что действующая на тот момент власть отозвала у владельца фабрики лицензию на пользование "эфиром", как например сейчас отзывают лицензии на пользование скважинами. Что в итоге в общем вынудило владельца эту фабрику бросить, и в начале 20 века подвергнуть её реконструкции на новый технологический принцип. Кстати, была или нет такая реконструкция именно в 1900 году, ещё очень сомнительно. Всё похоже на то, что реконструировали фабрику полностью уже при большевиках, которые особо не задумывались ни над экологией, ни над подсчётом ресурсов на реконструкцию, особенно людских. И не удивительно, что церковь была снесена под корень коммунистами, а насосная и водокачка уже при новой власти. Случайно никто не находит здесь преемственность в подобном умышленном вандализме?

Ну да ладно, господь с ними. Допустим, это снова всего лишь версия. Может быть, проверим её на других географических локациях? Давайте возьмём за основу логическую цепь завод-гора-храм и посмотрим в других местах, восстанавливая недостающие звенья этой цепи. Собственно, информации о муромских заводах 19 века сохранилось достаточно много. И они как-то работали без огромных котельных и железнодорожных тупиков к ним для подвозки цистерн с мазутом и вагонов с углём. Кстати, серьёзные заводы в то время делались практически всегда при водном пути. Это была единственно рациональная логистическая доступность того времени. Только по воде были возможны доставка крупных партий сырья и отгрузка больших объёмов продукции. Ну что же, начнём.

Это фото пожарища паточной фабрики всё тех же Зворыкиных, произошедшее где-то в начале 20 века. Тоже кстати тёмная история. Согласно этого фото, сгорели все здания, стоявшие друг от друга на значительном расстоянии. Это больше похоже на поджог. Чему удивляться, время было неспокойное, а по Европе вообще бродил призрак коммунизма. Давайте теперь попробуем нанести это всё на карту.

М-да... Стоящий вверху на горе храм есть не что иное, как современный Воскресенский монастырь (прилагать фото не буду, при желании их можно найти много, старых и современных). Похоже, в период 1870-1890 годов лицензию на "эфир" отобрали ещё и у Зворыкиных, а энергоустановку "перепрофилировали". А паточную фабрику, скорее всего, просто сожгли потом за ненадобностью, чтобы освободить место другим цехам (при СССР там был, кстати, крахмало-декстриновый комбинат). Кто же, интересно, в то время отзывал лицензии поголовно у всех? Может, были некие события, благодаря которым хозяева сами бросили свои заводы? К примеру, появилась некая сила, глядя на которую, хозяева не стали ждать своей участи. Наверное, царь Александр III Миротворец был далеко совсем не таким, как мы его сами себе представляем. Давайте смотреть карту дальше.

Ранее в овраге в районе обведённого места стояло старое здание мебельной фабрики, филиалом которой был мебельный цех в здании бывших городских бань, рассмотренных выше. Сейчас в том месте уже давно заросшие руины. Само здание сгорело и потом разрушилось ещё при позднем социализме, даже его фотографий в первозданном виде не сохранилось. Примечателен тот факт, что на горе именно над этим местом находится очень известный ныне Благовещенский монастырь, который даже обнесён старинной кирпичной оградой. И примечателен там только один храм, стоящий в его географическом центре (при желании также можно найти множество фото с разной датировкой). Если это всё же ранее это была энергоустановка для того завода, который потом стал мебельной фабрикой, почему его при внешне неприступном храме ещё и отгородили? Наверное, владелец завода опасался тех самых охотников за "красным золотом", которые промышляли бандитскими ватагами и вывозили его бочёнками, и про которых так красиво рассказывал в своё время Лев Толстой (кстати, король госзаказа на подобные сказки, одна "Война и мир" чего стоит). И кстати, ещё одна интересная официальная деталь - все подобные храмы, по крайней мере в Муроме, всегда почему-то строили купцы и на личные средства. Вроде бы как для всеобщего пользования, но огораживали оградой. Странно. Но... продолжим. И здесь уже надо привести изображения.

На фото изображён Троицкий монастырь, таким он был в конце 19 века (обратите внимание на опустевший город). В монастыре также находился один значимый одноимённый храм, стоящие на заднем плане храмы есть рассмотренные выше Благовещенский и Воскресенский монастыри, там всё где-то рядом. Самая первая интересная деталь - если разделить фасад монастыря вертикальной линией наполовину, то справа будет обычная стена, а слева будут здания и тоже стена, но при этом подпираемая обведёнными элементами. Вторая интересная деталь - перед фасадом имеется заштрихованный пустырь, который почему-то не был застроен с того времени по настоящее, несмотря на то, что место это в общем "козырное". Максимум, что там было - когда-то ставили памятник Ильичу, и ненадолго, а также полуподвальную палатку, торговавшую керосином, и исчезнувшую вместе с широким оборотом керосиновых ламп.

Таким этот пустырь был в 30-х годах 20 века. На нём не было даже травы, но были странные горы грунта. И почему-то наш стоящий рядом Троицкий монастырь совсем не имеет спуска с горы на завод, который по логике должен тут где-то быть совсем рядом. Смотрим в карту.

Кажется, всё ясно. Наш пустырь (в синем пунктирном прямоугольнике) как раз находится на месте бывшего Тора, и он просто засыпан. Совсем рядом где-то находится дом Зворыкиных. Тор действительно пересекает наш монастырь пополам, и если нет ошибок в нашей реконструкции, та самая его половина из зданий и стен с подпорками была действительно сделана позже. Храм был изначально просто огорожен стеной с севера и востока, а с других сторон был обычный обрыв и там не было необходимости огораживать - охотники за "красным золотом" туда просто так попасть не могли. И ещё там под этим обрывом что-то стояло, очевидно, разыскиваемый нами завод. И это было уже тогда, когда Тор по назначению (как градирня) не работал и был слит. Смотрим по красной стрелке на спутниковой карте, в сторону бывшей Николо-Зарядской церкви.

Слева видно следы огромного оврага, который, очевидно, на момент съёмки был засыпан совсем недавно. И тот завод приложением к Троицкому монастырю, стоявший в обезвоженном Торе, как раз и похоронил грунт на том пустыре. Интересно, если эта захоронка шла вручную, где взяли столько грунтовых масс? Очевидно, совсем нет, вручную там в лучшем случае подравнивали то, что осталось от прошедшей стихии. Но постойте, если наш Тор погиб вместе с Городом 234 в период 1800-1820 г.г., то завод ставили в незасыпанном Торе, и он как минимум лет 20 после этого работал. Когда этот завод вместе с этим фрагментом Тора засыпало грунтом? Повторно мы выходим на то, что в период 1840-1860 годов наш Муром подвергся новому бедствию, а именно заваливанию с небес, но в этот раз не прахом, а самой настоящей землёй. Возможно, эту землю гнали остатки воды в Торе в сторону сброса в Оку, и таким образом завод полностью погрузился в грунт, образовав наш пустырь. Никто не знает, каким был тот завод, и на всякий случай строить что-либо на этом пустыре во все времена не отваживались.

Сейчас с этого места видно примерно такую картину. Слева сразу за дорогой начинается очень крутой спуск, что говорит о рукотворности ровной поверхности в этом месте. Если хорошо копнуть площадку справа от дороги, то как раз вылезет во всей красе тот самый похороненный завод Зворыкина. Раз уж Зворыкины были ещё и Торские, то других собственников заводов там и быть не могло. Интересно, что за завод тут похоронен? Похоже, здесь тот случай, когда лицензии на "эфир" у данного предприятия Зворыкиных никто не лишал, всё сделала стихия. И сколько вообще заводов было у Зворыкиных? И как они вообще смогли построить такую сеть заводов, не имея сети эффективного государственного управления, как сейчас? Вопросов слишком много, и увы, они все остаются без ответа.

Интересно, неужели этого всего совсем никто не замечает? Допустим, кто ни разу не был в Муроме, с первого раза может быть и не поймёт всё изложенное, но только из-за незнания местной географии. Но аналогичная картина может быть открыта любым более-менее внимательным диванным аналитиком в любом городе, имеющем историю свыше 200 лет, в чём лично у меня сомнения нет абсолютно никакого. Мы имеем страну, по историческим меркам ещё вчера уничтоженную некими силами, и наша из-тория является этому 501 подтверждением. Эта сила, меняя свои личины с течением времени, по прежнему медленно и верно делает своё дело. Почему никто из уважаемых оппозиционеров не возьмёт себе это всё в идеологию (в плане борьбы с этой силой, конечно же)? К корыту всё равно не допустят, а вот пробудоражить умы местами ещё умеющего думать электората и найти свой уникальный стиль на политической тусовке получилось бы на раз-два. Миллион уличных перформансов не способен вызвать тот эффект, что может получиться в итоге. Впрочем, не зря говорят о скудости ума молодого поколения. Если люди не могут представить житие древнее Николая II Кровавого, говорить тут, наверное, не о чем. Вернёмся.

А как же тот самый чугунолитейный завод Зворыкиных, о котором упоминалось ранее и который освещался пиронафтом? Где он мог быть? Удалось его найти, в общем, совсем случайно.

Мда... И где тут пиронафт? А это 1861 год (1861, Карл!). Те самые две вагранки, которые упомянуты в прошлой части, стоят перед нами. Неужели их топили дровами из поленницы на заднем плане? Наверное, у хранителей секретной информации о прошлом этой страны случился казус, и данное фото случайно всплыло.

Продолжение следует.

P.S. На главной картинке - И.С.Куликов. Ярмарка в Муроме, начало 20 века.

Обновление рейтинга
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора материально
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора tech_dancer обязательна.
www.copyright.ru