Город 234. Часть 2

7568

Итак, мы продолжаем восстанавливать облик древнего Мурома, и чтобы не терять ход мысли, рекомендую ознакомиться с первой частью. На чём мы остановились? Ах да, на крепости Пальманова в Италии, точнее на её историческом изображении. Собственно, ничего необычного в этом изображении нет, это вполне распространённый план звезды-крепости, которых по всему миру сохранилось немало. В Европе, например, они находятся большей частью в очень хорошем состоянии. Но по иронии судьбы в России такие сохранившиеся крепости можно сосчитать по пальцам. Причин тут может быть много, но давайте не будем сейчас в это вникать и перейдём к нашему Городу 234.

Как известно, разновидностей звёзд-крепостей существует великое множество, причём как зафиксированных в исторических документах, так и сохранившихся в натуре. Поисковая система выдаст их огромное количество тем, кто интересуется этой темой. Написано уже немало трудов по описанию подобных звёзд-крепостей. В то же время, никто из исследователей не может убедительно доказать, по какой закономерности древние зодчие составляли их план, ну или вид сверху. Гипотез на этот счёт выдвинуто немало, но увы, это всего лишь гипотезы. Не будем также в них вдаваться и попробуем создать свою, ещё одну. Для этого взглянем на одно загадочное сооружение в Муроме конца 19 века.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Как вы уже наверное догадались, сейчас нет ни этого сооружения, ни даже дома, с которого его фотографировали. Загадочным это сооружение является только сейчас для нас, а в конце 19 века на него особо никто не обращал внимание. Это был всего лишь водоразборный узел, причём один из многих, той самой системы водопровода, которую создал самый известный за всю историю городской голова А.В. Ермаков. Каким примерно образом работал данный водопровод, на правах предположений описано здесь и здесь. Но сейчас нас будет интересовать несколько другое. Давайте попробуем взглянуть на этот водоразборный узел сверху.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Ничего не напоминает? Полагаю, большинство откроет для себя ту же звезду-крепость, только в миниатюре. Так может большие звёзды-крепости и эта имели общий принцип действия, но отличались только масштабом? Ещё раз взглянем на план крепости Пальманова и на наш план Города 234, где на спутниковую карту нанесены радиусы-лучи к предполагаемым местам установки храмов. Серым цветом на рисунке выделен ну очень толстый металлический проводник, который огибает каждое основание вазы в форме шестигранника и всю кровлю в целом. Жёсткости в строительной конструкции он не придаёт практически никакой. Для чего он вообще нужен? Всё становится понятным, если представить функционал этого устройства. Внутри стоял насос, гнавший воду по кольцу, а также отопительное устройство, трубу которого мы наблюдаем над крышей. Это всё питалось от атмосферного электричества, вырабатываемого куполом и теми самыми вазочками. Толщина этого проводника определялась величиной тока, протекавшей через него. Получается, что в масштабной крепости, в её стенах должен быть по всему периметру аналогичный проводник? А он, собственно, там и есть. Кто видел стены кремля в Ростове-Великом, например, не дадут соврать. В местах обвалившейся кладки кремлёвской стены там видно вполне увесистые металлосвязи, соединённые между собой через петли металлическим штифтом. Наша версия неожиданно находит подтверждение.

Почему вдруг в 19 веке происходит такая миниатюризация звёзд-крепостей? Вместо того, чтобы восстанавливать первоначально бывшую крепость в Городе 234, данный принцип начинают применять только на миниатюрных (в её масштабе) зданиях и сооружениях. Что-то напоминает переход от коллективного к индивидуальному, какой-то большевизм наоборот. Но и это ещё не всё. Давайте сделаем то, что надо было сделать ещё ранее, в статье про водопровод. Попробуем нанести известные нам сейчас локации тех самых водоразборных устройств на нашу спутниковую карту с цветными лучами-радиусами.

Первым нанесём вышеприведённый узел, который находился на современной улице Московской, в районе бывшего ресторана "Муром" (для обозначения гидроузлов здесь и далее используем красную звезду).

Город 234. Часть 2 tech_dancer

И вновь начинаются странности. Наш водоразборный узел непонятным образом практически идеально попал в один из радиусов, ведущих к бывшей Московской заставе. Что это, случайность? Давайте теперь нанесём другой узел, который запечатлен на главном фото (за каретой, рядом с поильней для лошадей), ныне это начало улицы Московской от площади Ленина.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

И мы с небольшой допустимой погрешностью снова попадаем, но уже в другой радиус. Очередная случайность? Возьмём два следующих известных нам по старым фото места установки гидроузлов.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Слева этого старого фото расположен ещё один узел, географически находящийся на перекрёстке современных улиц Ленина и К.Маркса. Его мы возьмём первым из двух вышеуказанных. Вторым возьмём узел, находящийся рядом с уже рассмотренным нами ранее Николо-Можайским храмом (также слева на фото).

Город 234. Часть 2 tech_dancer

И что у нас получается?

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Посмотрите, как сели звёзды на красный радиус. Полагаю, комментарии излишни. Главный инженер строительства этого водопровода г-н Ержемский (о нём есть в той самой статье про водопровод) принял очень разумное решение избавиться от черновой работы при прокладке водопроводной сети. А именно он не стал рыть траншеи вдоль улиц, а разместил все линии в существовавших подземельях, которые он прекрасно знал. И выводил сети наружу в тех местах, где надо было поставить водоразборные колонки. Эта информация неоднократно ранее подтверждалась сотрудниками современного Водоканала. Где географически находились сети водопровода Ермакова, не представлял никто из них. Все нынешние водопроводные сети, проложенные вдоль улиц, были выполнены начиная с 1930-х годов, и в абсолютно новом виде. Информация о том, что при земляных работах постоянно находят старые трубы, тем более деревянные (!) - не более чем сказки из народного фольклора.

До наших дней дожило только одно из линейных сооружений той самой старой водопроводной сети.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Оно находится на перекрёстке современных улиц Первомайской и Красногвардейской, и в общем уже превращено в молельный дом. Собственно, его расположение не нарушает нашу закономерность, если продолжить желто-зелёный радиус на юго-восток, с погрешностью 1-2 градуса мы придём именно на это место. Где вы, реконструкторы? Под землёй там было не 213 дорог, как поёт "Город 312", но всё равно очень много. Для чего, интересно, они были предназначены в своё время?

Технически это было гениальным решением реализации водопроводной сети того времени. Подземелья находились достаточно глубоко и не промерзали. Была возможность осуществлять на водопроводе ремонтные работы круглогодично и без вскрытия грунта, что в общем является огромным преимуществом. И если приглядеться к водоразборным узлам на улицах, всегда бросается в глаза ещё одна интересная деталь - вокруг них чистенько (если кто видел современные водоразборные колонки на улицах райцентров, поймёт, о чём речь). Утилизируемая случайно пролитая вода уходила в те самые подземелья, и оттуда в свою очередь непонятно куда. А действительно, куда? Вернёмся к этому вопросу чуть позже, а теперь посмотрим на ещё один гидроузел.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Это фонтан, стоявший на улице Рождественской, напротив рассмотренного ранее храма Иоанна Предтечи (его угол виден в правой части фото). Фонтан как фонтан, вот только один пустяк - что-то там с ним не так. Сбоку фонтана стояли сливные устройства для воды, позволяющие набирать её, в том числе для питьевых нужд. Очевидно, в тёплый период вода в этом фонтане текла непрерывно и также непрерывно утилизировалась. Объём оборота воды в фонтане был значительным и явно не соизмеримым с объёмом в водоразборных будках. И ко всему прочему, фонтан никак не попадал ни на один из наших лучей-радиусов (обозначен жёлтой звездой).

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Учитывая тот факт, что между соседними храмами имелось расстояние не менее 300 метров, рыть канализацию длиной в 150 м до ближайшего места, где есть возможность водоотведения, никто бы не стал. При внешнем засорении канализации из водоприёмника такого фонтана (в одной стране живём), это было бы равносильно затоплению большой территории и необходимости откапывать все 150 м её длины. И вывод тут только один - никто не собирался рыть канализацию только для этого фонтана. Наряду с радиальными подземными ходами к нашим храмам, которые и использовали для прокладки водопроводных труб и стока воды, были аналогичные кольцевые. И ситуация тут всё больше начинает напоминать московское метро с её кольцевой линией и радиальными внутри неё. Как это всё понимать?

Очень просто. Наши храмы, вычисленные ранее как установленные в малой окружности и снесённые в 20 веке окончательно, есть не что иное, как остатки башен кремля Города 234. Неизвестное войско в начале 19 века уничтожило этот город полностью в прах, возможно, вместе с домами и находящимися там жителями. Вместе с городом был уничтожен и кремль. Чтобы представить масштаб трагедии, предлагаю ознакомиться с аналогичными результатами бомбардировки Севастополя в Крымскую войну. Очевидно, использовалось то же оружие, не оставлявшее от зданий и сооружений буквально ничего, кроме земляной пыли. Эта земляная пыль засыпала всю территорию города, хороня в себе остатки от стен тех самых радиальных улиц. По окончанию военных действий, после разравнивания такой пыли и была разбита новая уличная сетка, параллельно-перпендикулярного вида. Искать прошлые здания и улицы не было смысла. Не исключено, что это делать запрещалось в связи с внедрением новой идеологии и необходимости зачистки истории края оккупационной властью. При достаточно глубоких земляных работах в наше время, кстати, в центре города очень часто находят остатки стен, выполненных кем-то очень давно непонятно для чего. Это и есть тот самый случай.

Собственно, как и положено в крепостях, у них были свои подземные ходы как от центра к башням, так и междубашенные. После бомбардировок 19 века эти ходы уцелели. На момент строительства водопровода (официально 1862-63 годы), все эти ходы не представляли никакой тайны. Для сравнения, сейчас о них не знает никто, если не считать беспредметных слухов, и из поколения жителей Мурома, родившихся в первой половине 20 века, их тоже никто в подробностях не знал. Не исключено, что вместе со сносом водопровода в 1927 году все подземные ходы были засекречены и наглухо замурованы. Собственно, город же Муром называется, положено муровать.

Каким же был тот самый муромский кремль? Тут далеко ходить не надо, в 300 километрах находится московский. Вроде даже официально считают, что Муром ранее принадлежал к московскому княжеству. Ну и соответственно архитектурный стиль был тоже общим. И стояли там такие же москальни, которые были примерно одинаковыми по всему миру, где находилась Великая Тартария.

Город 234. Часть 2 tech_dancer
Дамаск, 19 век

В последствии подобные башни могли превратить в христианские храмы или обычные кремлёвские башни, как например в Москве.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Но в нашем Городе 234 им повезло меньше всего - их разбомбили вдребезги и засыпали их же прахом. Возможно, если копнуть, минимум 1/3 их часть ещё можно извлечь из под того самого праха, с остатками стен. По крайней мере, это задача вполне осуществимая, если вдруг кто-нибудь захочет "обозначить" хотя бы край того самого Города 234, где имелись подобные сооружения и жители имели в ходу монеты с вязью. Как говорится, поживём-увидим.

Не понятно из каких соображений, используя как фундамент остатки тех же самых башен, новая власть решила возвести на них храмы. Но теперь уже по всем правилам, с входом на западе и алтарём на востоке. Видно, очень сильно было надо стереть из памяти радиальную систему улиц. Но о ней также поговорим чуть позже, а сейчас попробуем восстановить хотя бы примерно, какой на виде сверху была звезда-крепость нашего Города 234.

Для начала ещё раз посмотрим на Богородицкий собор, упомянутый в первой части.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Колокольню, стоящую справа, сразу отметим как новодел от 19 века, что собственно в некоторых исторических источниках и не скрывается. А вот на храм взглянем более пристально. В его конструкции существует подклет, в глазомерном масштабе имеющий высоту около 5 метров. С какой целью храм строили именно таким?

Как уже ранее было рассмотрено на примере одного из храмов Киева, подклет в том случае был нужен, чтобы замаскировать стоявшее ранее на этом месте абсолютно другое сооружение. Не исключено, что подклет сам по себе был нижней частью того самого сооружения, у которого снесли верх. Можно ли применить этот вывод здесь? Увы, достоверно то уже не определить. Но очень странно смотрится тот факт, что в 19 веке именно в подклете Богородицкого собора и нашли тот самый клад арабских монет. Ощущение, что у местной власти в какой-то момент добрались до этого сооружения руки и она стала его вычищать после частичного разрушения, вызванного проходящими недавно военными действиями. Ну и заодно превратила остатки сооружения в подклет, а над ним выстроила сам храм, который мы сейчас и лицезреем.

Старожилы рассказывали, что снос данного храма уже при СССР давался очень нелегко. В итоге для сноса стали применять взрывные работы. И даже несмотря на это, прочность каменной кладки поражала всех.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Какой фактической глубины был подклет данного храма, мы уже не узнаем. На данном фото его частичный снос запечатлен ещё со стоящей рядом колокольни. Абстрагируемся от этого недоснесённого храма и с той же точки, но лет на 50 старше, повернём обзор чуть влево, и посмотрим открывающийся пейзаж.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Мы видим обведённый элемент ландшафта, который в простонародии назывался Козьим оврагом, по дну которого тёк одноимённый ручей. По некой странности, он выглядит идеально прямым, что в общем не оставляет сомнения в том, что его происхождение рукотворное. Кстати, эти места славились своими оползнями грунта со склонов гор. Каждое влажное лето, по крайней мере в последние 30 лет 20 века, этих оползней происходило достаточно много, от незаметных до вполне серьёзных, вместе с растущими деревьями. Ощущение, что грунт на склонах был свежевыпавший и к тому времени ещё не успел спрессоваться под собственным весом. Это совсем незначительная деталь, но главное здесь другое - подобные овраги с оползнями на склонах никогда не выглядели такими прямыми, да и сейчас не выглядят. Всё говорит о том, что данный овраг был частью нашей крепости. Давайте попробуем его реконструировать.

Есть ещё один интересный момент, или задачка для начинающего проектировщика-градовца. Все стоящие на заднем плане храмы, в т.ч. описанные нами ранее с правой стороны фото, снесены. Колокольня, с которой снимал фотограф, а также стоящий рядом храм также снесены. Вопрос - куда девался такой в общем немалый объём строительных отходов, если мусорный бизнес в то время не то что был неразвит, там даже отходы возили вручную на тачках? Правильно. Все отходы летели в тот самый овраг, от моста и левее он в настоящее время засыпан полностью. Даже моста как такового уже нет, грунт проезжей части в этом месте кое-как укреплён, и его периодически смывает подземным ручьём в оставшуюся часть оврага, после моста. Но прежде чем наносить этот овраг на карту, рассмотрим другой снимок с этого ракурса, возможно лет на 20-30 моложе, но более высокого качества.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

И здесь для улучшения понимания нижеприведённого необходимо сделать несколько ремарок.

Торговые ряды под №4 имеют характерный временный стиль исполнения, очевидно, для короткого ярмарочного сезона. Кстати, ни на каких фото в свободном доступе таких рядов больше не найти. Очень странно, что возле них совершенно нет людей, наверное как сейчас от ковида попрятались. Впрочем, на фото тех времён по непонятным обстоятельствам от чего-то там прятался весь город. А где у этих рядов собственно рабочие входы? Очевидно, направлены на овраг, что ещё более странно. Склон с той стороны достаточно крутой и передвигаться там очень не удобно.

Под №1 а фото изображены уже капитальные торговые ряды. Они стоят и поныне, даже являются памятником архитектуры.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Это их вид с другой стороны. Сейчас там находятся небольшие магазины. А ранее, как уверяли экскурсоводы, там были купеческие склады, и с этой стороны рядов шла реализация товара. Снова вопрос - с какой стороны шло пополнение товарного запаса в этих складах? Где-то справа от этой стороны рядов стояла описанная выше Николо-Зарядская церковь. Судя по названию, она стояла за рядами. А за рядами она бы стояла, если наблюдатель смотрел на неё через эти самые торговые ряды по направлению с того же Козьего оврага.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Примерно так выглядели эти ряды в середине 20 века. Если следовать по стрелке, то сразу за надстройкой эти ряды в своём историческом виде прекращались. В настоящее время там пристроено постороннее здание, и год возведения точно не определить. Надстройки в таких зданиях в любом случае говорят, что ранее это здание имело симметрию и шло в сторону стрелки как минимум на такую же длину. Почему исчезла та половина здания? Впрочем, не исключено, что в 19 веке строили примерно так же, как в 20 веке строили пятиэтажные дома. Сперва запланировали построить и построили одну половину, а про вторую забыли или просто не сложилось. Отметим только для себя, что это здание предполагалось полностью прямым на всю свою проектную длину.

Другой момент - как было сказано выше, в тех местах, где рядом овраги, были очень нередки оползни грунта. И если строители возводили что-либо возле склонов, то любом случае они не делали это просто так, без должной строительной подготовки. Абсолютно нигде не упоминается о том, что под такие здания делался хоть какой-нибудь серьёзный фундамент. Вывод напрашивается сам - все здания построены на остатках сооружения из Города 234, и строители их прекрасно знали, несмотря на их завал грунтовой пылью. Снова возвращаемся к продолжительности человеческой жизни в то время, с учётом всех войн, эпидемий и прочих усложняющих факторов. Если подобные здания строили даже в период 1830-50 годов, то разрушение стоящих под ними более старых сооружений происходило не ранее 1800-1820 годов. Именно период первых двух десятилетий 19 века уже можно определённо считать эпохой гибели Города 234, и этому уже есть масса подтверждений.

Оставшимися пронумерованными зданиями на фото остаются: №2 - здание городской управы, построенное, очевидно, всё тем же А.В.Ермаковым; №3 - дом купцов Зворыкиных, тех самых, о которых упоминалось ранее.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Так эти дома выглядели в той же середине 20 века, при уже снесённой Николо-Зарядской церкви. А справа те самые торговые ряды. Здания выглядят намного серьёзнее в плане сложности их исполнения, но они тоже стоят почти на склоне оврага. На чём они стоят в грунте, если до сих пор в этот овраг не сползли, хотя бы фрагментированно? Ну а теперь переходим на спутниковую карту, для чего рассмотрим это место более подробно.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Мы получаем ещё одно открытие - наш Козий овраг (голубой пунктирный прямоугольник) идёт параллельно бывшей улице от Богородицкого собора, или жёлтому радиусу. Также параллельно ему идут описанные выше торговые ряды (зелёного цвета, недостроенная/снесённая их часть зелёным пунктиром). Всё меньше и меньше становится сомнений в том, что этот овраг есть остаток от рукотворного канала, который был водными воротами в город. Сразу становится понятным местоположение торговых рядов - выгрузка товара с кораблей в данном случае была бы идеальной, при наличии пирса и лестницы. И с юго-западной стороны этот овраг подходил не куда-нибудь, а к той самой водонапорной башне (обведена голубым кругом). Если мысленно встать на юго-западный край Козьего оврага и посмотреть на башню, вид был бы таким (фото 20 века, но здания в правой части фото полностью соответствуют 19 веку).

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Справа стояли городские бани, которые не видно за деревом. Но чтобы оценить их масштаб, представьте, что до своего сноса в этом здании размещался целый мебельный цех. При таком обороте воды вполне логично размещение этих бань в непосредственной близости от башни, у которой, кстати, водоёмный бак занимал весь третий этаж. Возникает ещё одна задача для начинающего проектировщика-градовца. Каким образом осуществлять аварийный сброс воды из такой башни, например при угрозе промерзания, и с учётом нагрузки на систему водоотведения от работающих в полную силу бань? Правильно, там должен быть подземный ход, оборудованный на слив воды, существование которого уже было доказано выше. И наша версия полностью подтверждается. Данный слив, включая стоки водопровода, и осуществлялся в тот самый Козий овраг, совершая его наполнение. Прошу не путать, это не был слив канализационных стоков. Фекальных канализаций в то время, когда Козий овраг функционировал по назначению, не было в принципе, почему именно, описано здесь. И городские бани в данном случае, скорее всего, появились не ранее конца 19 века, именно по той же причине.

Ещё один интересный момент - как было сказано выше, строители ни за что не поставили бы такую башню на неустойчивый грунт. Она явно стоит на каком-то прошлом сооружении, даже несмотря на то, что наш канал своей осью попадает почти в неё. Очевидно, канал не доходил до башни и заканчивался где-то там, где мы его изобразили. Скорее всего, дорогие гости, посетившие Город 234 со стороны реки, оставляли свои плавсредства на берегу канала, поднимались по лестницам на жёлтый радиус и далее в центр шли пешком или на наземном транспорте.

По непонятной иронии судьбы, к празднованию 1100 летия города в 1962 году, незасыпанную часть Козьего оврага преобразовали в спортивную площадку, с очень необычной лестницей.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Спортивная площадка просуществовала всего несколько лет. Из-за того, что толком не выполнили инженерные изыскания и не предусмотрели соответствующих укрепительных мер, грунт площадки очень скоро превратился в бесформенное месиво из-за протекающих грунтовых вод. Лестница простояла гораздо дольше. На закате СССР с неё ещё вовсю катались дети, предварительно заморозив ступеньки снегом и льдом, а в летний период вовсю резвилась молодёжь, отлучаясь с проходящей рядом дискотеки. Сейчас от этой лестницы остались разве что бесформенные остатки, которые ещё можно разглядеть среди буйной растительности.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Если мысленно представить такую лестницу в 19 веке и подняться по ней вверх, то мы как раз попадём на жёлтый радиус, а слева от нас будет стоять Богородицкий собор (на фото его было бы видно над домом в левом верхнем углу). Что это? Главный архитектор в 1962 году сделал ремейк той лестницы, которая была когда-то в Городе 234, и он про неё что-то знал? Похоже на то. Он мог бы вполне обойтись скатными дорожками на склонах, которые тоже там были. Но видимо, решил возродить старый облик города, ровно настолько, насколько разрешила Партия. Но никто этого не может оценить по достоинству, т.к. никто про эту лестницу ничего настоящего не знает, как впрочем и про Козий овраг. А теперь посмотрим с точки стояния фотографа на последнем фото в левую сторону, или сторону северо-востока на карте.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Обратите внимание на жёлтую пунктирную линию. Сразу же за ней ровная поверхность площадки заканчивалась, и начинался очень резкий спуск. Примерно по этой линии на спутниковой карте и проставили северо-восточную границу Козьего оврага. Отчего образовалась подобная граница? На момент планировки этой территории все храмы были уже сломаны, отходы вывезены. Грунт на то место извне никто не завозил. В таком объёме его там было просто неоткуда взять. Что обозначает такой перепад высот? Собственно, ничего необычного тут нет. Если дно канала по всей длине некто просыпал сверху грунтом или пылью равномерным слоем, то перепад мог возникнуть только при изначальных перепадах высот самого дна. Таковые могут быть только при наличии гидротехнических сооружений, или шлюзов. Для управления такими шлюзами нужны были серьёзные источники энергии. Ближайшим к этому месту, через ту же лестницу, был Богородицкий собор (или то, что им стали называть впоследствии). Картина прояснилась. Давайте наносить на карту.

Но наверное сперва перед этим обратим внимание на дом Зворыкиных. Кто вообще они такие, эти Зворыкины? Официально эта фамилия принадлежала роду муромских купцов, ведущих свою историю ещё с начала 19 века. Возможно, что и раньше, но в свете вышеперечисленного, полагаю, углубляться в 18 век нет смысла. Итак, что же про них пишут, например, здесь (орфография авторская)?

Чугунно-литейный завод купца Николая Васильевича Зворыкина открыт в 1828 (1817) г. в Бучихинском овраге г. Мурома. В 1890 г. «Паровая машина - 1, 6 сил; 2 паровых котла. Вагрянок на 150 пуд., 2 отливки, машина воздуходувная – 1. Освещение керосином. Работает днем. Рабочие: 32 муж., 5 малолетн. Живут на квартирах».
Во «Владимирском календаре и памятной книжке на 1903 год» в разделе «Гор. МУРОМЪ» отмечается: «Среди чугунно-литейных заводов самым старым (с 1817 г.) и вместе с тем самым обширным (среди местных) по производству является завод купца Константина Николаевича Зворыкина (Константин Николаевич Зворыкин - это сын умершего в 1896 году купца Николая Васильевича Зворыкина – Торского, которому принадлежал этот завод ранее), освещаемый пиронафтом (Пиронафт – это тяжелое, по своему удельному весу, осветительное масло из нефти, малой огнеопасности).

Интересная у них была фамилия - Зворыкин-Торский. В некоторых источниках встречается даже фамилия Зворыкин-Торский-Железный. Последнее слово вполне понятно, этот род всё 19 столетие занимался металлообработкой. А вот Торский он в связи с чем? Когда-то героический украинский город Славинск назывался Тор, почему его переименовали, понять сейчас сложно. Но тут гораздо более интересно, почему его так назвали. Тор для математиков слово в общем известное и обозначает оно геометрическое тело - кольцо. Может род Зворыкиных был как раз из Тора, и по нему получил свою фамилию, что в то время было очень распространено? Нет, нигде не указывается хотя бы малая генеалогическая связь рода купцов с этим городом. Где же тут секрет загадки?

Но вернёмся к их дому.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Таким он был во второй половине 19 века. Сразу за этим домом начинался овраг, что было видно на вышеприведённых фото. Здание само по себе слишком массивное, чтобы строители его поставили в данном месте без серьёзного фундамента. Это к тому же подтверждается тем, что дом простоял до 21 века без серьёзных повреждений. Собственно, стоящее рядом здание городской управы простояло точно также, строители в данном случае выполнили свою работу на совесть. Как им это удалось? Здесь уже можно смело утверждать, что здания поставили на бывшие стены бывшей звезды-крепости Города 234. Разве что ориентировали их по новой уличной сетке. Давайте попробуем всё вышеперечисленное как-нибудь преобразовать в чертёж.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Если этот дом Зворыкиных стоял на торце и дублировал вместе со зданием городской управы стену звезды-крепости, то мы можем её с некоторой долей аппроксимации изобразить. Хозяин, кстати, очень символично поставил этот дом. С этого места видно всех, кто входит в канал. Предположительно, и управление шлюзами (жёлтого цвета) можно было также осуществлять с этого места. Собственно, городская управа именно там - случайность или нет? Если случайность, то очень странная. Там самое место собирать пошлины. Кстати, дом Зворыкиных стоит на торце. Тор, торец и Зворыкин-Торский. Разгадка второй фамилии Зворыкиных находится где-то ну совсем рядом.

В месте, обведённым жёлтым кругом, в настоящее время находится вход в городской парк.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Именно таким он был в то время, когда парк только ввели в эксплуатацию. Если заходить в эти ворота и идти по прямой, то можно было бы точно прийти ко входу в собор. Зачем здесь сделали такой вход, в исполнении сталинского ампира? Похоже, здесь реализовался ещё один тайный замысел главного архитектора по восстановлению Города 234.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

С обратной стороны ворот можно заметить, что перепад высоты составляет не менее двух метров. Именно здесь и проходила стена кремля, а в них стояла башня с воротами и лестницей в них. Надо думать, красивая. Дорогих гостей встречали на пирсе в Козьем канале, затем их сопровождали в собор за порцией благости, где их осеняло в сенях, после чего их по прямой улице вели или везли в центр. Вот там то и было самое интересное, что было в этом городе и что уничтожили дотла, даже в лубочных картинках. Самой главной жемчужиной архитектуры города затем сделали Богородицкий собор, сместив акценты в нужную сторону, хотя это были всего лишь ворота города с водного пути. Способ этот, надо сказать, стар как мир и в общемировой истории применялся (и применяется) постоянно.

А что же могло быть в том, историческом, центре?

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Это там стоит сейчас. Можно сказать, ничего необычного, кроме вечного огня. А то, что стояло в центре пересечений радиусов, стояло как раз за стеллой, где растут деревья. Только те, кто прожил в Муроме не один год, могут рассказать ещё некоторые интересные детали.

Во-первых, пятиэтажный дом справа на фото негласно считался "блатным" и жили в нём очень непростые люди. Почему он имел такой статус и почему его не поставили углом с видом на площадь, но развернули угол в другую сторону, можно сказать в глушь? Очевидно, в земле там что-то было и главный архитектор решил просто оставить там заезд с улицы и двор. Были слухи, что в отделе КГБ имелась секретная карта, где были достаточно точно отображены все подобные подземные здания и сооружения от погибшего Города 234. Наверняка он имел к ней доступ, а высокопоставленные жители знали о сакральности места их дома. Возможно, главный архитектор знал, что когда-нибудь благодарные потомки скажут ему спасибо за то, что он не застроил этот участок и оставил подземную часть этого снесённого объекта в первозданном виде. Но в любом случае честь ему и хвала.

Во-вторых, слева на фото виден угол здания, в котором находился центральный главпочтамт и переговорный пункт. Зная о том, что в этом историческом месте наверняка стоял объект, который в Городе 234 обеспечивал связь со всеми аналогичными городами, главный архитектор также в своём роде воссоздал память. Каким образом осуществлялась такая связь, на правах версии рассмотрено здесь. И кстати, отовсюду удалены исторические фото этого места до строительства на нём главпочтамта. Это тоже интересная деталь.

Ну и факт установки вечного огня с памятником именно здесь тоже о чём-то говорит. Этот памятник могли бы разместить и в более престижных местах, благо их в центре современного города много. Но разместили именно здесь. Что хотел донести главный архитектор таким тонким символизмом? Неужели победу над теми, кто когда-то на этом самом месте уничтожил главный объект Города 234? Похоже, именно так и было. Хоть и строительство памятника на этом месте шло уже после 1953 года, когда поменялась тайная доктрина, но видимо этот символизм не дошёл мозгами до сильных мира того. А то бы одним звонком куда надо этот памятник перенесли.

А всё же, что там стояло до всех этих жизненных перипетий? До жути интересно. Здесь, наверное, надо снова сделать отступление от геометрии и архитектуры, и рассказать местную народную сказку про Илью Муромца (полагаю, представлять его ссылкой на Вики не требуется). Но при этом не будем цитировать то самое литературное произведение, оно всем давно известно и при желании каждый может повторить его самостоятельно. Рассмотрим только малоизвестные факты.

Очень много разных по своему происхождению исторических источников утверждает, что персонаж по имени Илья Муромец всё же существовал в реалии, вот только точных дат, когда это было, не может убедительно назвать никто. На протяжении лет его персону очень сильно мистифицировали, очевидно, были на то причины. Жизнедеятельность Ильи Муромца обросла сказочными подробностями, а сам он стал героем многочисленных анекдотов, по количеству сравнимых с аналогичными про Чапаева и Брежнева. Это верный указатель того, что деятельность Ильи Муромца была очень популярна в народе. Хоть он и явно не поджидал в реалии Соловья-разбойника на реке Смородине, скорее всего, были другие дела, которыми он и прославился. Интересно, какие?

В настоящее время мощи Ильи Муромца (по крайней мере, как декларируется официально) находятся в Киеве. В России 90-х годов 20 века велись переговоры о передаче их на родину героя, в Муром, которые ничем не увенчались. Украинцы считают Илью своим героем, родившимся в созвучном населённом пункте Карачев где-то под Черниговом. Рассудить, кто тут прав, наверное уже невозможно. Но в любом случае, что Илья делал в Киеве, если он действительно закончил там свои годы? Неужели воевал на каком-то западном фронте неизвестной ныне войны? Кстати, специалисты делали экспертизу мощей того самого Ильи из Киева. И было доказано, что этот человек имел большую физическую силу и у него были проблемы с позвоночником. Ну всё как в сказке.

И при этом мало кто знает, что Илья (Илейка) Муромец в нашей истории, оказывается, был совсем не один (здесь уже нужно дать ссылку). Был у него, так сказать, двойник. И не много, ни мало, этот двойник выдавал себя за "лжецаря" Петра. И вёл военные действия, в результате которых был захвачен и казнён. А с кем он воевал? С некими гипотетическими "силами знати и духовенства" под руководством Скопина-Шуйского. Во время польско-литовской интервенции. Что это вообще такое? Похоже, в истории нечаянно (или умышленно) скрыт и наполовину передёрнут в противоположную сторону богатейший пласт. Мифотворчество в отношении реальных героев войн есть один из многих в богатом арсенале инструментов лжепропаганды, одна только история Второй мировой здесь может дать массу примеров. Зачем Илья Муромец из подобной реальной истории сражений перешёл в сказку?

Ну а теперь вернёмся на нашу таинственную площадь.

Город 234. Часть 2 tech_dancer

Что же здесь могло стоять такого, что даже представить это мы совсем сейчас не можем? Ну не могло же это исчезнуть бесследно. Может, всё же есть какие-нибудь картины? Ну конечно же, есть. Вернёмся в первую часть и посмотрим гравюры Олеария и Витсена. И там же посмотрим на "трёхглавую церковь". Вот где собака порылась. Стоял здесь совершенно неизвестный ныне объект, который условно можно назвать Триглав. Для славян, кстати, далеко небезызвестное слово. В Словении, например, это почти святыня, хотя по факту это всего лишь гора. Словения, как впрочем и вся бывшая Югославия, очень интересная страна. Если в Польше и Чехии, например, язык больше похож на украинский, то там явно на искажённый русский. Если говорить медленно, то можно понять друг друга без перевода. И это не смотря на то, что между странами в общем два лаптя по карте. Впрочем, мы отвлеклись. Куда же делся наш Триглав? Ну вот же он.

Город 234. Часть 2 tech_dancer
В.Васнецов. "Три богатыря", 1898 г.

Здесь, видимо, не стали рисовать на дощечках, как делали в других подобных случаях, а сразу не поскупились на монументальное полотно. Кто такие Добрыня Никитич и Алёша Попович? Если они и существовали в реалии, то вместе так никогда не катались. Если уж и надо было делать собирательный образ богатырей, могли бы на это полотно добавить и других не совсем сказочных персонажей. Но здесь почему-то их ровно три. Да простят ценители искусства, но налицо опять случай внедрения фолка в массы, которое было описано в первой части, для смещения акцентов в памяти "благодарных потомков". Так наш Илья из национально-освободительного героя в общем проигравшей все сражения страны превратился в героя таких вот полотен и сказок. Эту технологию стали по методичкам применять ещё в 19 веке, а в конце 20 века, видимо, приняли решение достать методички из сундука и применить вновь. Не исключено, что для создания такого "имиджа" Ильи в своё время был привлечён госзаказ. Время то, в общем, было смутное. В истории так и написано. М-да... Тор, Триглав, что ещё тут может вылезти? Интрига, однако.

Ну а как же наши Зворыкины-Торские? Попробуем на основании полученного восстановить облик звезды-крепости полностью.

Продолжение следует.

Автор: tech_dancer, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
tech_dancer
Разносторонне развитый инженер.