Легенды Плескавии. Титов камень

466
Верстовой столб у стен Печорской крепости
Верстовой столб у стен Печорской крепости

Продолжение. Читать с самого начала...

  1. Титов камень.
    Ещё одна печорская легенда гласит о святом старце, отшельнике по имени Тит. Жил он, якобы, так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Но, города в то время ещё не было, а значит более пятисот лет назад.Его жилищем была... Нет, не бочка, а  одна из бесчисленных пещер в глубоком овраге, на дне которого течёт речка Каменец.

    Местоположение Титова камня на карте.
    Местоположение Титова камня на карте.

    Речкой то её можно назвать, разве что, «авансом», в обычном своём состоянии это просто ручей. Однако, во время дождей, он превращается в ревущего зверя, который безжалостно уничтожает всё на своём пути, и несёт сучья и сломанные деревья прямиком к стенам древней крепости, где продолжает свой путь в мрачном подземелье, находящемся  под монастырём.

    Башня верхних решёток. Печорская крепость.
    Башня верхних решёток. Печорская крепость.

    Стрелкой указаны Ворота верхних решёток. Туда втекает Каменец. А с противоположной стороны монастыря, где река вытекает из подземного туннеля, находятся точно такие же ворота, но называются они  Ворота нижних решёток. Однажды мне повезло. Застал решётки открытыми, и совершил подземную, около семисот метров, прогулку по средневековому подземелью. Печально, но зафиксировать на фото и видео, это путешествие не удалось.

    Кстати, именно на этом месте Андрей Тарковский снимал одну из главных батальных сцен к фильму "Андрей Рублёв".

    Рядом с пещерой Тита стоял огромный гранитный камень, на котором тот молился долгие годы. Камень вобрал в себя всё, что говорил и думал, что чувствовал и о чём мечтал Тит, и живёт с тех пор собственной жизнью. Поверхность его покрыта загадочными знаками, а на самом верху отпечатался след от его, святого старца, чела. И хотя православные монахи утверждают, что Тит молился Богородице и Иисусу, местные жители - Чудь псковская, которые сами свой народ называют Сето (Сету) так не думают.

    Их язык почти не отличается от эстонского, и старца Тита, они зовут Китт. Поэтому у камня два имени: - Титов камень по русски, и Киттов камень (Kivi Кitt) на языке сето.

    Веры они православной, но лишь номинально. Язычество в сето неискоренимо. Они и по сей день совершают обряды у камней - следовиков. Верят, что с помощью поклонных камней любой может связаться с душами предков напрямую, без посредников. Так же как и у нас, у них есть русалки, домовой, леший, и т.п.

    А ещё камень считался лечебным. Даже в сырую прохладную погоду, он всегда был тёплым на ощупь. Излечивал любые болячки, но особо его почитали женщины, которые не могли рожать. Издалека ехали к Титову камню несчастные, в надежде исцеления, чтоб подарить любимому мужчине наследников. И утверждают, что помогало! Поимённый список пациенток  не сохранился, но молва утверждает, что те, кто верил в помощь духов, и полежал на камне, плотно прижавшись животом к тёплому граниту, исцелялся от бесплодия.

    Но воистину знаменитым, Титов камень стал в девяностых годах прошлого века. Дело в том, что согласно легенде, отшельник Тит сказал, что как только Русью овладеют силы зла, камень исчезнет. Пророчество вроде бы забыли, но когда в 1999 году из Петербурга приехала группа исследователей со специальным оборудование, чтоб подробно задокументировать, и изучить знаменитый камень, и не обнаружили на месте камня мутную глинистую лужу, о старой легенде заговорил весь город!

    Камень на самом деле исчез, но не буквально, а спрятался в глубь земли, утонул в толще песка и глины. И мрачных разговоров, по этому поводу было очень много. Да и как иначе? Помните, что происходило в стране в те годы? Информационные выпуски новостей были похожи на фронтовые сводки. И казалось, что никогда это никогда не закончится. Но вот, в середине двухтысячных, город облетела весть, что Титов камень снова явился!

    Опять заговорили о старом отшельнике, и каждый с надеждой восклицал, что мол всё, пережили смутное время, зло покинуло Русь, и теперь заживём счастливо. Обязательно! Камень же врать не станет!

    Школьники из военно-патриотического клуба "Рубеж", вооружились лопатами, протянули на дно оврага шланг, и начали с помощью водной струи слой за слоем смывать глину, помогая Титову камню вновь явить себя миру во всей красе.

    Корреспонденты со всей страны устремились, чтобы запечатлеть сенсацию, но... Утром на месте камня нашли только сломанные деревянные подпорки, которые школьники установили накануне, чтоб поддержать камень на поверхности. Но разве удержат ольховые палочки многотонный гранитный монолит! Камень, словно «не любит» внимания посторонних. Он снова ушёл в толщу осадочных пород.

    В следующий раз он показался людям в 2009 году, и я перестал следить за этой историей. Но недавно, что-то подтолкнуло меня сходить к Титову камню.

    Прошёл по Кузнечной, свернул на Овражную, и через сто метров упёрся в густые заросли. Узенькая стёжка петляет круто вниз...

    Спуск в овраг к речке Каменец, со стороны Овражной улицы.
    Спуск в овраг к речке Каменец, со стороны Овражной улицы.

    Овраг очень глубокий, и склоны такие крутые, что для спуска по прямой, требуется альпинистское снаряжение. Растительность буйствует, словно в тропиках.

    Многометровые толщи осадочных пород из песка и глины.
    Многометровые толщи осадочных пород из песка и глины.

    Рядом с этим откосом нашёл, наконец, место для безопасного спуска....

Вот куда можно угодить с улицы Овражной, если не знать, что тебя ожидает в тупике.

Река Каменец
Река Каменец

На самом дне ручеёк из глинистой мутной воды. Но когда уровень реки поднимается на два, а то и на три метра, овраг превращается в цепь озёр, в которых купаются мальчишки. Иногда заплывают в пещеры, недоступные в другое время.

И таких стен тут сколько угодно. Хоть отвесом проверяй на вертикаль.

Эту пещеру полностью занесло песком во время разлива реки. В городе до сих пор вспоминают жуткий случай, когда молодая воспитательница детского сада отвела в одну из пещер группу воспитанников, и произошёл обвал. Ребятишек откопали, но нескольких спасти так и не удалось. Женщину осудили на максимальный срок, и о судьбе её ничего не известно по сей день. Скорее всего, она после освобождения не смогла вернуться в город, где придётся сталкиваться на улице с родителями детей, которые погибли по её вине.

Но вот наконец и поляна, на которой когда то возвышался почти на два метра над землёй Титов камень... Трава по грудь, но я тщательно обследовал всю поверхность земли. Ни единого напоминания о гигантском валуне! Слой дёрна укрыл последние намёки на то, что здесь была небольшая скала ещё совсем недавно. Придётся воспользоваться помощью Светланы Лебедь , которая в 2009 году самоотверженно откапывала Титов камень вместе с подругой, и о той экспедиции сохранился фотоотчёт.

Оставлю без комментариев:

1
1
2
2
3
3
4
4

А вот как выглядел Титов камень накануне его исчезновения после явления ребятам из клуба "Рубеж":

Титов камень во время последнего своего появления на поверхности.
Титов камень во время последнего своего появления на поверхности.

Ну что... Будем ждать следующего возвращения «живого» камня!
11. Пан.
Происхождение слова "паника" ни у кого вопросов не взывает. О мифах "древней Греции" в русских школах рассказывают так, словно школы в России создавались исключительно для греков. Поэтому неудивительно, что у всех сложилось устойчивое мнение о том, что, едва ли не все языки мира произошли от греческого. И никого не волнует, что в XVII веке сами "греки" ездили в Рим и Флоренцию, чтоб изучать свой "древнегреческий", якобы утраченный язык.

Итак, что нам говорят учёные:

Цитата из "Википедии"
Цитата из "Википедии"

А теперь, кто же такой ПАН?

"Пан ("понравившийся всем"), в греческой мифологии божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев своего новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого.

Пан и Сиринга. 1679. Париж Жан Франсуа де Труа.
Пан и Сиринга. 1679. Париж Жан Франсуа де Труа.

Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса. Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.

Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами. Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля.

Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн и Сильван".

Ну ясно... А откуда тогда в глухих местечках Руси столько топонимов с корнем "пан"?

Вот, к примеру, посёлок, расположенный в паре десятков километров от моего дома. Паниковичи - волостной центр Печорского района Псковской области.Сколько я не спрашивал местных краеведов об истории возникновения названия, ничего внятного никто так и не ответил. Есть две версии:

1) (Маловероятная, по мнению самих краеведов) - Яко бы основал селение польский пан. Версия не выдерживает никакой критики. На северо-западе Псковской области про поляков никто ничего не слышал с тех пор, как  разгромили войска Стефана Батория в конце 16 века. Правда слов "поляк" и "пан" тогда вряд ли кто слышал. Звали поляков в то время просто  - "литвины". И никаких "панов".

2)Вторая версия гласит о том, что "ПАНиковичи" оттого, что до войны тут был крупный филиал эстонского аграрного банка, а по эстонски "банк" пишется, и произносится так: - "PANK".

Банк действительно был. Существовал как ссудная касса для крестьян, которые могли себе позволить брать кредиты, а таких было достаточно много. Я даже бывал в доме бывшего управляющего этим банком, там теперь живёт с семьёй мой приятель.

Тут не могу не удержаться, чтоб не рассказать любопытную историю с этим управляющим. Её свидетелем был отец этого моего приятеля, которому в 1939г. было лет 10.

СССР возвратил тогда территории стран Прибалтики, которые были отчуждены от России после Первой мировой войны. Красноармейцы въехали в город на грузовиках, и быстро, организованно начали производить аресты чиновников, военных, полицейских и банкиров. Пришли к дому управляющего банком в Паниковичах. Идут по аллее из тополей от просёлка  к дому, а навстречу мужичок в картузе с бородой, в зипуне, подпоясанном, простой верёвкой. Спрашивают: - "Это дорога к дому управляющего"? "Угу, угу, управляющего, сынки".

«Сынки» приходят во двор, а там несколько местных крестьян занимаются делами по хозяйству. Спрашивают грозными голосами: - "Где управляющий? А ну признавайтесь быстро, контры"! "Контры" отвечают: - "Так вы же с ним сейчас на аллее беседовали"!

Немая сцена. Красноармейцы были уверены в том, что управляющие банками ходят во фраках, в цилиндрах на голове, в белых перчатках, и с тростью. В зубах, непременно должна быть толстая сигара, а из кармашка жилета торчать золотая цепочка «Брегета».

А управляющий, тем временем, улепётывал по лесам и болотам, и дальнейшая судьба его неизвестна. Скорее всего он успел сбежать в Эстонию, потому, что граница была всего в паре километров от дома.

В общем, как видите, вторая версия так же не может претендовать на безукоризненность.

Ну а теперь самое смешное:

Разговорился я как то с одним из своих знакомых, который служит простым брандмейстером в ПЧ МЧС. Рассказывал он о том, как в начале шестидесятых годов обнаружил с братом на чердаке у деда, который жил на хуторе, в глуши Палкинских лесов, целый склад фашистского. Там были солдатские сапоги, серые шинели, брюки и кители. Был даже офицерский кожаный плащ  с эсэсовскими плетёными погонами. В общем, целую роту можно было снарядить. Но это тема для отдельного рассказа, а поразила меня одна оговорка приятеля. Он сказал, что когда дед раздавал затрещины пионерам, вырядившимся в серые фашистские кители и сапоги, пригрозил, что если будут болтать о находке,  привяжет обоих к берёзе на краю болота, чтоб их ПАН научил уму разуму.

- Коль, а что за пан то?- Прервал я рассказчика, полагая, что это какой-нибудь герой местного фольклора.
- Ты что, про пана не слыхал?
- Ну, про польских панов только...
- А про кикимор, водяного, лешего слышал?
- Обижаешь. Кто ж про них не слышал!
- Ну и Пан тоже такая же нежить. Живёт на болоте, любит грибников пугать, которые бродят по краю его владений в лесу. Ка-а-ак выскочит из под коряги, или из-за дерева, да как гыркнет на весь лес, человек - хлоп, и в обморок. И это если посчастливится. Обычно от разрыва сердца на месте умирают. А если тот, кто был напуган Паном, очнётся, то уже остаётся немым до самой смерти. Нам всегда бабка говорила, чтоб мы близко к болоту не подходили. А то помрём, или немыми останемся.

Персонаж из славянской мифологии Пан. Существо пугающее одиноких путников на краю болота.
Персонаж из славянской мифологии Пан. Существо пугающее одиноких путников на краю болота.

Вот оказывается, что такое пан, и что такое ПАНика, соответственно. Крестьяне в псковской глубинке не то, что про фавнов не могли слышать, они и о Греции - то лишь в школе слыхали, да и то забыли.

По всему выходит, что в русской мифологии, по крайней мере, в некоторых районах, Пан такой же привычный, известный испокон веков персонаж, как домовой или леший. И греческая мифология тут ни при чём. Отбили нам память поколений, заставили забыть кто мы и откуда, какого роду - племени. Традиции свои изучаем по жалким заимствованиям, вернувшимся к нам из эмиграции.

Кто-то, когда-то, сочинял мифологию "древней Греции", и просто украл большинство персонажей из древнего славянского фольклора. Выдал за собственное культурное наследие, гордится украденным, и нас же, подлинных наследников этой культуры, теперь ещё и учит!
12. Казнь вечевого колокола.
Однажды, во время отдыха на Чёрном море, мне посчастливилось познакомиться с очень приятной парой

Каждое утро, на пляже, рядом со мной, расстилали своё покрывало, приезжие из Нового Уренгоя, наши с женой ровесники. Игорь, естественно, сотрудник "Газпрама", а его жена Лена - учитель истории в средней школе. Мы с ними познакомились во время первой же встречи, и сразу подружились. С Леной мы тут же нашли массу тем для разговоров, ибо история, как наука, это  моя единственная любовь на всю жизнь, а моя новая знакомая - профессионал  историк. В ней я нашёл  идеального собеседника!

Во время одной из бесед, я обмолвился  о средневековой Псковской республике. Не забуду, округлившиеся глаза преподавателя истории.

- Какой - какой республики?
- Псковской.
- Ты перегрелся? Республика была в Новгороде!
- Лена! Душа моя! Вы же историк, неужели для вас новость, что Новгород был не единственным городом, в котором было верховенство копного права?
- Какого - какого права?

Тут я понял, что столкнулся с известным феноменом. Нашим детям до сих пор преподают историю собственной страны по учебникам, написанным на основе трудов немцев Байера, Шлётцера и Миллера.  И сегодня спорят лишь о том, как  правильно называлось "иго", "татаро-монгольское", "монголо-татарское", или "ордынское". Вопрос о том, что никакого ига вообще не было, и быть в принципе не могло, даже не стоит на повестке дня!

Тогда я начал просвещать работника просвещения по поводу того, что же такое вече, и на каких принципах оно основывалось. Пришлось рассказывать с самых азов про то, кто имел право голоса, как  выбирали голосующих,  как проходило голосование, и как приводилось в исполнение, принятое решение:

1) Голосовать имели право только мужчины. И это не дискриминация по половому признаку. Женщина замужем, а следовательно - за мужней спиной она и изъявляет свою волю через своего представителя - мужа. Он на то и мужик, чтоб отвечать за своих жену и детей, быть выразителем их воли.

2) Не имели права голоса юродивые, склонные к преступлениям, и не имеющие  дома и семьи. Это тоже очень разумно. Как ты можешь принимать важное решение в интересах всего города, если не можешь создать и содержать даже собственную семью? Правда, тут имелись исключения. Бессемейные имели право голоса, если семью потеряли по объективным причинам. Мор, война, и всё, что ныне понимается под словом "форсмажор". Кроме того, правом участия в вече наделялись уважаемые граждане, доказавшие, что они разумны, отважны, и могут отвечать за свои поступки.

3) Голосующие выбирались по принципу представительства. По сути - самый справедливый и разумный парламент. Выразителем воли каждого двора (домохозяйства), который был по сути одной семьёй, являлся наделённый голосом, самый уважаемый член семьи. Таких людей называли языками. Десять языков, от десяти дворов, избирали самого авторитетного среди них – десяцкого ( выразителя чаяний десяти дворов). Аналогично избирались и сотенные - избранные, голосованием выборщиков от ста дворов.

На общее вече, созываемое вечевым колоколом, собирались все десяцкие. Это в случае особо важных решений, затрагивающих интересы каждого горожанина. Например, когда решался вопрос о том, стоит или не стоит начинать военный поход.

Сотенные решали вопросы коллегиально, без всенародного обсуждения. К компетенции таких вопросов относились, к примеру, решения экономического характера, разрешать ли немцам торговать юфтью, и сколько пошлины взимать с тверских купцов, везущих в Ганзу поташ.

Тысяцкие практически не избирались. Это была боярская Дума, профессиональные политики. Они знали свою родословную начиная с Богов. Само слово "боярин" означало - Бога Яра (потомок). Бояре это носители могущества Ярилы, и их власть на земле поддерживалась прямо из нави, от туда, куда ушли души предков. Это была законодательная, и одновременно судебная власть.

4) А вот органы исполнительной власти, были выборными, и являлись не приоритетом, но тяжкой повинностью. Если вече постановило, что муж такой-то, будет княжить, то так тому и бывать. Никто не станет спрашивать, хочешь, не хочешь, а придётся брать ответственность «рулевого». И по прошествии одного года, если избранный Князь не справился с задачами, его ждал один исход: - "Пшёл вон пёс смердячий"! И это было самой страшной карой - народный гнев. Потому то в князья никто не стремился. Князь Довмонт, трижды просил вече освободить его от тяжкой повинности, но трижды вече не отпускало на волю Довмонта. И пришлось ему тридцать три (обратите внимание на цифру) года  править Псковом. За эти годы Псков стал одним из самых крупных и богатых городов Ганзейского союза.

Причём, псковичи непрерывно всё это время воевали, и под командованием Македонского, простите, Диоклетиана, ой опять оговорился, Александра Невского! Да что это со мной сегодня!...,  Довмонта, не проиграли ни одного сражения!. А матери солдат молили Богов о здоровье  Святого князя, потому, что он берёг своих воинов как детей родных. Например,  при взятии крепости Полоцк, не погиб ни один солдат из его дружины, зато половчан было пленено боле четырёх тысяч человек. Вот это сегодня называется "эффективный менеджер".

Нужно отметить, что никаких репрессий к пленным не применяли. В жертву не приносили, рабами не делали. Единственное требование - не поднимать оружие против жителей Плескавии. Из четырёх тысяч только пара сотен вернулась в Полоцк, остальные, либо влились в дружину Довмонта, либо женились  на псковитянках, и занялись мирным созидательным трудом на благо, вновь обретённой Родины.

А потом Лена с удивлением открыла для себя, что в Плескавии было собственное законодательство, и  собственная развитая банковская система, которая наполнялась валютой местной  чеканки. В общем, ещё один адепт официальной науки, перешёл на сторону сомневающихся.

И вот так плавно мы пришли к истории о закате подлинного народовластия в Плескове в 1510г. С этим событием связана очень красивая легенда.

Говорят, что колокола имеют душу, в точности как человеки. А отдельные колокола могут творить чудеса. Таким чудесным колоколом считался и вечевой колокол на Троицкой звоннице Псковского кремля, который в местной традиции зовётся "Кром".

Троицкий собор, и колокольня Псковского кремля.
Троицкий собор, и колокольня Псковского кремля.

Это и есть вечевая площадь Пскова.

Сказывают, что в январе 1510 года из Москвы приехал Посол Князя Гавриила (Василия III), который привёз от него грамоту. В ней говорилось, что отныне "языческие устаревшие нормы" отменяются, и вводятся «прогрессивные» московские нововведения, которые сделают народ истинно свободным и счастливым.

Слушали бояре речи московского дьяка и плакали. Далека Москва, но не подчиниться ей они не могли. В последний раз зазвонил вечевой колокол, собралась полная площадь народу, и под стоны и плачь, опустили колокол с небес на землю.

Пришёл кат с огромным топором, и лихими ударами обуха отколол "уши", чтоб никогда больше колокол никто не повесил на звонницу.

Казнённый колокол
Казнённый колокол

Затем вечевик отвезли на Снятную Гору, и там "посадили", как татя в глубокую яму на трое суток.

После "отсидки"  колокола, дьяк повелел погрузить его на сани, и повёз в Москву, чтоб отчитаться перед царской бухгалтерией, о проделанной работе. Но... Недовёз.

Уже на середине пути, на Валдае, встретились ему гонцы из самой столицы, которые передали царский указ о том, чтоб не везли "смутьяна" в Москву, а убили колокол на месте. Тогда нашли кузнеца из ближайшей деревни, и повелели ему своим молотом разить вечевик на мелкие осколки.

Валдай.
Валдай.

Кузнец, понятно, ослушаться не смел, и задание исправно выполнил. Осколки же бронзовые раскидали по прилегающим лесам на большом расстоянии друг от друга.

А потом, многие, забредшие те места, с удивлением обнаруживали, что в тихую погоду, со всех сторон слышится мелодичный грустный звон множества колокольчиков. Говорят, что и по сей день он слышен, особенно если ухом к земле припасть. Но слышит его только тот, кто о предках своих не забывает, и чья душа чиста и не порочна.

Проверьте себя. Поезжайте на Валдай. Услышите колокольчики, значит всё в порядке. А если тишина вам будет собеседником, значит нужно разбираться, что не так. Кого обидели, какие мысли чёрные в голову пускали...

Читать продолжение...

Автор: kadykchanskiy, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
kadykchanskiy
Голубев Андрей Викторович (kadykchanskiy, кадыкчанский, записки колымчанина). Родился 29 июля 1969г. в п. Кадыкчан, Сусуманского района, Магаданской области. Закончил Выборгское авиационно-техническое училище и Российскую таможенную академию. Работал во 2-м Куйбышевском объединённом авиаотряде. Служил в Псковской таможне. Юрист, писатель, историк.