Как-то поднялся у нас с авторами спор о том, стоит ли идти следом за работой в чужие страны и города или же, как говорится, "где родился, там и пригодился"? Полагаю, тема о магах и волшебниках должна ответить на этот вопрос. Мир сильно изменился, но глубинные пласты психологии человека - вещь весьма консервативная и упрямая. Поэтому стоит обратиться к довольно значимому символу крестьянской философии - Чуру.

Вообще, эта тема планировалась как последняя из фольклора/языка/символики, которую я бы хотел осветить на "Тарт-арии.инфо", и я к ней аккуратно и не торопясь подкрадывался, по ходу отвлекаясь и затрагивая всё прочее. Это не значит, что мне больше нечего рассказать; напротив, есть еще масса интересных вещей, но всему своё время и место... и срок.

Где-то видел такое мнение об образности и её древности, что, мол, почему нам пытаются выставить предков такими дураками, которые постоянно использовали символы и метафоры, вместо того, чтобы напрямую сказать о событии и явлении... Это больно укололо меня как человека, который перелопатил кучу обрядности, фольклора и словарей. Не согласен я с этим утверждением в части оценки "дураки". Образность мышления имеет в своей основе логику, символ не возникает просто так и имеет логические привязки, такие же, которые слагают Слово, которое так же можно рассматривать в качестве символа. Мы используем образность языка каждый день, нас окружает символика со всех сторон, явная и скрытая. И это всё далеко не от "дурости", а от особенности человеческого мышления, нецифрового, неудержимого, живого.

Таким же "нелинейным" символом является и так называемый "Чур".

Этимология "Чура"

Пожалуй, сразу начну со словаря. Тут одна читательница назвала работу со словарями "словоблудием". Мол, зачем столько слов городить из разных языков. Это нужно и важно! Найти отголоски образа у разных народов, увидеть, какие детали остались, чтобы из них собрать то, что некогда было целым. И тут же возникает вторая ошибка всех, кто увлекается разбором слов, - поставить рядом все слова, которые похоже звучат. Но это не правильно, так как это они сейчас звучат одинаково. И тут как раз помогает поиск аналогов слова в различных братских языках, чтобы выявить, какие же буквы были в рассматриваемом корне изначально - и поверьте, там открывается много сюрпризов, да так, что слова, внешне похожие, расходятся, как в море корабли, а те, которые сейчас кажутся разными, оказываются однокоренными (к примеру, знаменитые бессмысленные дебаты по поводу придуманного различия слов "Ты" и "Вы", когда на самом деле в начале обоих слов стоит одна и та же буква... Но зачем же это народу? Легче придумать бредовую идею о разности энергетики этих слов и расплодить её по Интернету). Всё дело совсем не в звучании слова... Помимо этого, хочу заметить, что вывести из одного слова другое - это ерунда. Ну, вот, как мне предлагали недавно, что "МАГИЯ" - от слова "МОГУ". Дорогие мои, это и ежу понятно, и я на полную катушку использую это во второй части! Но этого недостаточно, ведь вы, в итоге, не знаете, что такое "МОГУ", и так по цепочке... Так же, как не знаете, почему мама и папа зовутся "мамой и папой". Первые слова ребенка? Ну-ну...

Поэтому тут просто приведу слова, которые, на мой взгляд, являются однокоренными и объединены одним смыслом, а вы уж сами подумайте, что к чему:

  • Собственно сам «Чур» означает «границу, межу, рубеж» (по Далю). Как говорят, «Чересчур», то есть «слишком», «с лишком, лишнее», «вышедшее за границу, через границу». Или «Чур меня!» - мы отгораживаемся от чего-то («не трогай меня»). Помимо этого «Чур!» - это еще и условие (граница дозволенного) – «Чур не бить, чур не прятаться…». Также «Чураться» - это «избегать кого-либо, оградить себя от других».
  • Сюда же прикреплю слово «Черта, Чертить». Провести черту – это поставить грань, очертить – нарисовать контур, границы.
  • «Щуриться» - прикрывать или полностью закрывать глаза – отгораживать их от света веками-ресницами, защищать.
  • И соответственно, слово «Чурка, Чурак, Чурбан» - обрубок бревна, жерди, дерева; колода, пень, а также в переносном смысле «глупый неповоротливый человек» (всё по Далю), тут смысл отрезанности от общей массы дерева.
  • Круг - "Cir-cle" - чур в корне слова
  • Для тех, кто не видит дальше написанных букв, - Град, Город - тот же "Чур", так как "ОГРАЖДЕННОЕ поселение", как и в слове "Хран, ХОР-он"
  • ХРам, ХОРомы - жилице, отеделенное от внешней среды пространство для жизни человека
  • ЗЕРно, ГРанула - отделенные от окружающего пространства кожурой "блага"
  • ГРоб - туда помещают тело, чтобы отделить его от земли, обеспечивая соХРАнность костей
  • КРыть - накрывать, поКРЫвать, отделяя, защищая
  • Отсюда же КУРица, так как высиживает яйца, грея их и защищая, покрывает. Английский аналог - CARE - заботиться о чем-либо
  • сКОРлупа - для защиты развивающегося плода
  • КОРа - твердая оболочка дерева
  • ЧЕРпать, ГРЕсти - захватывать часть воды в ГОРсть
  • То есть аналог слов: GRab - захватывать (поэтому в чуре важна не только граница, но и то, что она ограждает - содержимое), ГРАбить - заполучить чужое добро (взять его себе, отделить от другого и сохранить у себя)
  • КАРман - сохраняющий предметы мешочек на одежде
  • ГРуппа - объединение предметов по их общему ОТЛИЧИТЕЛЬНОМУ признаку
  • КРоме - в предложении выделяет что-либо (кроме этого)
  • КРАтер - представили визуально и всё поняли. Второе значение Кратера - чаша для питья, как и наша ЧАРа. В санскрите аналогично слово सुरा (сура) - чаша для питья, змея (видимо, так как обвивает жертву), болван (деревянное изображение божества - оболочка для него)
  • КАРаулить - охранять, бдеть

И не говорите мне о "жонглировании словами", тут ясно прослеживается один и тот же корень с одним и тем же смыслом. Теперь вам должно быть понятно, что же такое "чур" и почему принято говорить "чур меня!", когда пытаются от чего-то отгородиться.

Если же всё еще нет, то смотрим следующую сцену из Вия:

То, что вокруг себя нарисовал главный персонаж, - это и есть Чур. И там же видна его функция - не допустить никого извне внутрь. Чур - это и есть оГРажденная область, которую визуально легче всего представить в виде КРУГА - самый яркий, пожалуй, образ, легко усваивающийся мозгом и сразу дающий наглядное представление о природе чура.

Психология Чура

Второй яркий образ для понимания чура, теперь уже с психологической стороны, является детское игровое выражение "Я в домике!". Ребенок при этом скрещивает руки на груди. Да, Крест частично относится к образу чура тоже, но в данном случае нам важен не сам крест, а то, что ребенок как бы обнимает себя, ЗАПИРАЕТ.

Это относится к наиважнейшему образу крестьянских заговоров и обрядности - КЛЮЧ И ЗАМОК, которыми запираются сказанные слова ("словам моим - ключ и замок" или "замкну замки замками, заключу ключи ключами", или "заключаю замком крепким, а ключ - в воду", то есть речь идёт о Крепости слов), запираются (зашиваются) злые языки и глаза, запираются здоровье, природа, злые духи и многое-многое другое. Это частично касается темы Берегинь и Упырей, а также более эзотерических мыслей (как, например, создание обрядового чучела). Идея настолько важная, что осталась в символике Церкви в виде её навершия в виде Яблока (замка) и Креста (ключа), аккурат над "МАКовкой", да и в самом слове "ЦЕРКОВЬ" мы видим видоизмененный "ЧУР" ("Цер, Cir") в первой части слова.

держава - ключ в замке

И, как говорилось в одном из заговоров, "моим словам ключ в замок, аки крест на церкви". То есть, в принципе, смысл царской державы более-менее тоже вырисовывается

Ключ и замок - еще один огромный образ, о котором можно говорить отдельно и в коем, как правило, Замок - это земля (или морские глубины), а Ключ - небо (сравните с главным сюжетом индоевропейской мифологии "Громовержец против Змея" и поймите уже, что там не идет речь о реальной битве). Притом, что сам заговор, я так понял, должен делиться на две части, из которой первая - ключ - читается вслух, вторая - замок - про себя  (по указанию к заговору №189 Сборника Майкова); и тогда понятно, почему в некоторых заговорах ключ сопоставляется с языком (а замок с головой) - всё как в мифологии, в котором змей прячется и является чем-то скрытым. Но я увлёкся и отклонился от курса, просто столько тем связано в единую концепцию, что невольно перескакиваешь с одной на другую.

Итак, древнее общество - это совокупность закрытых групп населения как в пределах одной территории, так и внутри одной общины: деревня делится на семьи - каждая из которых представляет собой отдельную закрытую (сакральную) группу, также отдельные группы предусмотренны для молодежи, для различных профессий и т.д. - у каждой свои знаки, даже свой слэнг, который, по моему убеждению, и сыграл непоследнюю роль в формировании европейских языков. И проникнуть из одной группы в другую - та еще задачка. Никто не впускался внутрь группы просто так, а если такое и происходило, то для этого существовали специальные обряды перехода. А из статей про Магов мы уже знаем, что эти люди как раз и способствовали разному роду переходов. Также не забываем о привычке "опрыскать святой водой" предмет или человека, над которым будет твориться "магия", - для "смягчения".

Таким образом, любую такую закрытую группу можно условно представить в виде чура. И всё общество тогда становится совокупностью таких чуров.

Внутри чура действует принцип "один - за всех и все - за одного", то есть полное доверие друг к другу. Оно выражается символически в таких ритуальных по сути, но бытовых внешне, действиях, как различные обмены между людьми: рукопожатиями, едой, вещами, словами, знаниями, всем, чем угодно.

Потому-то в английском языке до сих пор и осталось слово "Sure", выражающее уверенность. Среди устаревших значений можно увидеть такие любопытные, как "быть обрученным" (внутри чура все связаны друг с другом) и "быть в безопасности". Думаю, эти слова наиярчайшим образом иллюстрируют психологию чура.

Еще один немаловажный аспект чура выражен однокоренным латинским словом "certus", означающем некую определенность, фиксированность, нечто устоявшееся, твердое, разрешенное. Ведь Чур - это ограниченная область, то есть вполне конкретная, определенная, выделенная. Каждый человек в отдельности является чуром, как и каждый предмет, имеющий своё твердое место в этом мире, свою оболочку (выраженную корнем "каз"), защищающую внутреннюю суть. Нельзя без позволения самовольно проникать внутрь, отчего у язычников и была куча всяких заклинаний и наговоров, молитв различным духам местности, предмета...

Для ограждения же себя, любимого, от внешнего пространства и прочих людей, надевались всевозможные наузы: от браслетов до нательного креста и пояса (всем хорошо известно выражение "распоясаться", то есть совсем потерять страх и стыд)

Гнать ПОГАНОЙ метлой

Что ж, имеем совокупность закрытых групп, где нельзя просто так пересекать чужие владения. А границы в Элладе обозначались так называемыми "гермами", откуда Гермес и получил своё призвание посредника, став в итоге посредником между богами и людьми (в виде огня, отчего его животным стал жертвенный баран, которого посредством огня "передают" богам), между богами и богами (в мифах он является посыльным); приносящим детей (в легендах он переносит детей разных персонажей к их будущим воспитателям, тоже роль передачи, посредника); между миром мёртвых и живых (роль психопомпа, что дополняет функции проводника для детей). В его кадуцее мы видим ту же символику - две змеи сплетаются вокруг жезла - связь двух сторон. Эту же символику разделяет его день недели - среда - середина, посредничество. И в более прагматичном варианте Гермес стал покровителем торговли (Меркурий, mercator, merchant - торговец), где опять же важен обмен, взаимодействие двух сторон, и путешествий (переход), что снова нас подводит к идее границ и перекрестков (которые и были границами) между владениями отдельных групп населения.

гермес
Гермы

Теперь-то, я думаю, станет ясен следующий сюжет:

фавны

Пастух бежит от Пана, за спиной которого - герма. Пан, как продолжение этой гермы (поскольку в мифах Гермес - отец Пана), прогоняет пастуха, случайно забредшего не на свою территорию.

"Хотя местность, занятая полуцивилизованным племенем, определяется лишь естественными неровностями почвы, ее жители и их соседи очень хорошо знают, в каких территориальных пределах действуют их права. Иногда под страхом наказания со стороны сверхъестественных сил запрещается пересекать естественные рубежи (священные скала, дерево, река или озеро)... Часто граница отмечена каким-нибудь предметом - столбом, портиком, вертикально поставленным камнем (межевым знаком, термой). В момент установления межевых знаков в каждом конкретном месте совершались обряды освящения. Охрана границы могла быть непосредственной или опосредованной: она перепоручалась божествам границ..., Гермесу, Приапу и им подобным. Путем церемониальной закладки межевых столбов или фиксации границ (плуг, шкура, разрезанная на полосы, ров и т.д.) определенное пространство земли становится принадлежащим конкретной группе людей. Проникнуть в закрепленное за этой группой пространство, будучи чужеземцем, означает такое же святотатство, как проникновение непосвященного в священный лес, храм и т.д... Защита от проникновения на подобную территорию носит, таким образом, характер собственно магически-религиозного запрета. Он осуществляется с помощью межевых столбов, стен, статуй в классическом мире и более простыми средствами у полуцивилизованных народов. Само собой разумеется, что эти знаки ставятся не по всей линии границы, как нынешние пограничные столбы, а только в местах перехода, на дорогах и перекрестах. Самые простые символы - это помещенный посередине или поперек дороги пучок травы, кусок дерева, кол с насаженным снопом [- Очень распространен в Европе обычай вбивать в землю кол, увенчанный снопом соломы, чтобы запретить переход дороги или вход на поле]... Нейтральные области играли заметную роль в классической древности, особенно в Греции, они были местами торжищ или битв... Каждый, кто переходил с одной территории на другую, в течение достаточно длительного времени находился и в жизни, и в магически-религиозном смысле в особой ситуации: он оказывался между двумя мирами..." (Арнольд Ван Геннеп. Обряды перехода. 1909)

В Риме такую обособленную территорию называли "pagus", откуда и пошло слово "поганый - pagan", то есть "языческий". Из чего видно, что язычество, как противопоставление католическому христианству (поскольку рассматривается латынь), - это "религия" деревни, мировоззрение вот таких закрытых и охраняемых сакральных пространств (чуров). Оттого-то знаменитый собиратель русского фольклора и немного фальсификатор (сегодня простим ему это) И.П. Сахаров в своем собрании "Сказания русского народа" писал:

"Тайные сказания русского народа всегда существовали в одной СЕМЕЙНОЙ жизни и никогда не были мнением общественным, мнением всех сословий народа. Века и события, изменявшие Русскую землю, обновляли людей вместе с их понятиями... Люди, близкие к престолу, люди, участвовавшие в служении церкви, люди, исполнявшие общественные должности по городам, - более всех обновлялись... Люди сельские всегда и постоянно находились в семейной жизни..." (Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. 1885)

Язычество (или греч. "ἠθικόν") всегда было сугубо семейным, родовым, закрытым. При соседстве нескольких родов, конечно, происходило объединение устоев, что становилось поводом к созданию общих законов. Но межевые знаки всегда стояли на страже владений семьи. А вот на их границах начиналась чертовщина. Ведь кто у нас обитает на естественных природных разделах территорий?

"Затем Юма принялся высекать молотом искры из камня - и полетели сакчи (шукчiи); Кереметь подсматривал за ним в это время, и когда Юма уснул, он также стал высекать искры, и полетели его собственные сакчи - шайтаны. Так объясняется происхождение добрых и злых дузов; последние, сверженные с неба, распределились по разным частям мира и объявились местными кереметями, водяными шайтанами, яр-вадышами (озерными водяными) и т.п.

Алтайский рассказ... Господь дает ему копье, которым он и разрушает небо Эрлика и всё свергает вниз... народ Эрлика также попадал на землю, кто куда: одни в воду, другие в лес или на камни - и все умерли..." (А.Н. Веселовский. Разыскания в области русского духовного стиха. 1889)

Это объяснение, подобное многим другим, включая славянские, о том, как появились водяные, полевые, лешие...

Но самое интересное то, что "чертовщина" - удел не только пограничного мира, но и внутри этой границы (не даром ЧЁР-т - от Чура). Ведь все мы знаем байки о домовых, банниках, дворовых и прочих домашних духах. Их имена иногда табуируются, с ними советуются, боятся разозлить, их же называют "нечистыми, лихими" и прочими чёртовыми именами. И не стоит забывать, что идея Сатаны и его чертей - это идея нашего материального мира, отчего они и населяют всё вокруг

"Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми" (Википедия)

Домовые

Выглядят они примерно так же, как и черти: волосатые, бородатые, иногда с рожками. Пол мужской (обычно). Причем, никто и не говорит о домовом, как о добром хранителе дома. Он - хранитель, но совсем не добрый. Может и запугать до смерти, и много бед натворить, и шалить, и скотину замучить. Но при этом защищает от внешней нечисти.

"В русской и северо-восточной белорусской традициях образ домового может дробиться, а отдельные функции закрепляться за самостоятельными персонажами — дворовым, хлёвником и др. Название домовой в разных частях восточной Славии может обозначать домашнюю змею, ласку, жабу, паука, а на украинско-белорусско-польском пограничье и укр. Карпатах название домовик переносится на ходячего покойника и духа-обогатителя.

В книге «Златая цепь» за 1400 год существует молитва, сохраняющая «от всякоя козни сотонины и... от проклятыя хороможителя», под которым принято понимать домового" (Е.Е. Левкиевская. Домовой. Славянские древности. Этнолингвистический словарь, под ред. Н.И. Толстого. Т.2, 1999)

Все перечисленные животные у большинства народов считаются знаково дьявольскими. Напомню, что у ведьм они же выступали в качестве "фамильяров" - духов-помощников в теле животных. Название-то говорящее - "фамильное"; в принципе, оно и означало сперва "члена семьи".

омовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, его отсутствие считается аномалией и ведет к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи. Считается, что без домового «дом держаться не станет» (рус., СРНГ 3:87). Домовой выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, ухаживает за скотом (рус., бел., в.-укр.). По ночам он осматривает все хозяйство (в.-укр.), охраняет дом от воров (рус.). Домовой, будучи мифологическим главой семьи, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры, лжецов, нерях (рус., бел.). Если его рассердить, он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке (в.-слав.), сбрасывает кошку с печи, бьет посуду, швыряет горшки (рус., в.-укр.), камни (в.-укр.), топчет ночующего на гумне (в.-укр.), сбрасывает с человека одеяло, съедает все, что не спрятали на ночь (с.-рус., в.-укр.)... Домовой завивает человеку колтун (чернигов.), зализывает волосы спящему (рус.).

Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, заплетает ее в косички. привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у нее корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что домовой все равно ее изведет.

... Приведя во двор нового коня или корову, ее отдавали под покровительство домовому, прося его беречь и любить скотину (рус.). К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбище и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев (рус.).

Иногда функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу — дворовому (рус.) или хлевнику (бел.), который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.

Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду..." (Е.Е. Левкиевская)

Как и Пан, считается, обладал даром пророчества, а также являлся покровителем домашней скотины.

Несмотря на то, что мифический Пан - это всё же пастух, а не домовой, я всё-таки сравню его имя с некоторыми словами, раскрывающими свойства "чура". Например, "pangō, πήγνῡμῐ (фиксировать, определять, устанавливать, увязнуть, связывать, объединять, защищать, делать твердым - что мы видели и в sure-certus-чуре)", "fang, fon (захватывать, вбирать, ловить, заключать, встречаться - держим в голове образ круга)", "fon и van" (приставка к фамилии для указания, откуда человек родом), "pagan" (деревенский), а также "compania" (где com - это "совместное") (да, я в курсе официальных версий всех этого слова) и, собственно, западно-славянским обращением "пан" и "бан" к господину (собственнику земель), что не противоречит академической версии о происхождении имени бога Пана от "пасти", просто надо глубже смотреть в корень (он один и у "Папы", и у "Пастуха"), чтобы увидеть эту связь:

Например, из санскрита: पान (паана) - хранение, слежение, обозрение (сюда же "блюсти"), защита, чаша, канал, питьё, поцелуй (образ захвата, поглощения, держания внутри), पनु (пану) - восхищение (вос-ХИЩЕНИЕ, то есть снова захват... как говорят, "аж дух перехватило) - это всё о Чуре, внутри которого всё надежно спрятано.

Как я и сказал, бог Пан - это не домовой, но как Пастух он выполняет в стаде те же функции, что и домовой в доме: хранит, оберегает, олицетворяет состояние подопечных, только его "домом" являются пастбища и горы, в которых он приглядывает за стадами. Роль "Спаса", если можно так выразиться.

Герметика

И было бы неправильным свести Гермеса ТОЛЬКО к функции ограждения своей территории. В принципе, так делают все ученые, не примечая "слона" - у герм нельзя не уткнуться глазом в фаллос. А МПХ в символике, как известно, всегда трактуется однозначно - символ плодородия. И эта узколобость вышла боком исследователям фольклора. Ибо нечего всё сводить к одному. Просто подумайте: ну, какой смысл в плодородии у межевой границы? Нет, плодородие всегда на первом месте, так как это реально важно, как для крестьянина, так и для художника. Но у межевого столба... серьезно?

А дело всё как раз в сущности этого Гермеса. Что там было написано о нем выше? - ПОСРЕДНИК, ПЕРЕДАТЧИК, СПЛЕТЕНИЕ, ПРОВОДНИК, ОБМЕН, ПЕРЕХОД. Другими словами, это не просто граница, это то, что лежит МЕЖДУ зонами влияния, где всё сМЕШивается. То место, где происходит ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ двух "миров", что и входит в "ведомство" Магов.

Так вот фаллос - это и есть символ связанности, скрепленности. Ей-богу, как в современном техническом языке принят термин "мама-папа" для обозначения типа крепления. Этот момент отображен в русском слове "Ху..." (за наводку-загадку по этому слову в свое время благодарю spr-i-ng), по аналогии с колом (тот же смысл скрепления - вбить кол), гвоздем (снова крепеж) и прочими "иглами" и "ключами" (вплоть до молний), коих в фольклоре полно... Я полагаю, что этот же скрепляющий корень ("ковь, ку, кве") есть и в "Caeser, Kaiser", где "а" - это вообще-то "в" (к слову о том, что далеко не всегда надо доверять звучанию и написанию, не зная о первичных буквах), и если правильно прочитать эти слова, то получим "Квизер", что сразу же даёт ответ на происхождение типа восточного слова "Визирь" (официальная этимология которого в виде "носильщика тяжестей" шикарна)

Я уже говорил, что день Меркурия (МЕР-КУРий, ГЕР-МЕС - здесь имеем "Маг" + "Чур", то есть положение перехода между закрытыми областями) - это среда-посередине, в цифрах - это тройка, а в азбуке - это буква "Г", о смысле которой я уже говорил в статье по этимологии Ивана. Связь, узел, единение двух в одно через символику угла (чем и является графика "Г"; два направления встречаются в одной точке). И там же я упомянул, что "Г" - это еще и движение ("go"). Но как это связано? Ответ лежит в области философии и зафиксирован даже в Википедии:

"Взаимодействие — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет из себя разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объектов могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами...

Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы"

Вот и всё, взаимодействие - это движение. Или "движение - всякое взаимодействие материальных объектов" (Философский энциклопедический словарь. 1983). И эта глобальная философская мысль заключена в маленькую букву "Г"...

Как и в герму. Закрытая группа никогда не проживет долго в одиночку. Это биология: кровосмешение убивает любую малую группу. Поэтому невесту искали ЗА своей территорией (хороводы, во время которых девки красовались перед парнями, водились в лесу или на берегах рек - пограничные зоны), и оттого она была "неизвестной" ("невеста") для парня. Также любая группа людей со временем сталкивается с тем, что ей нужна помощь или ресурсы другой группы. Пусть даже это потомки первой группы, которые ушли на новые земли, основав свой собственный град. Война, в конце концов, - это тоже взаимодействие (отчего на югах был архетип богини и любви, и войны одновременно). Ну, а кто всё-таки никак не может думать дальше "плодородия", пусть вспомнит, что само это "плодородие" выявляется как раз при "взаимодействии" М и Ж, посредством "скрепляющего" Ху...

Не кидайтесь критиковать сразу, просто подумайте над этой мыслью, переспите с ней, утро вечера мудренее...

Ведь всё описанное "взаимодействие как движение" в образе этой "Г" выражается в знаменитой и неизвестной одновременно "Ге, Γῆ, Γᾶ, Γαῖα"... да-да, Гайя, Земля. Рисуйте в голове картину самостоятельно и не торопясь, дальше я вам - не помощник.

Скажу лишь еще пару слов о Гермесе, исходя из раскрытого теперь образа. Ведь недаром он стал покровителем науки о взаимодействиях - Алхимии. Помните такое слово - "герметичный"? Кто-то скажет, что оно означает "плотно закрытый, непроницаемый" и это, несомненно, так, однако суть слова не в этом, а в том, как достигается эта плотность - путем ТЕСНОГО КОНТАКТА между поверхностями.

И ведь, стоя на границе миров: закрытого и неизвестного, - Гермес является опекуном Тайных знаний. ТАЙНЫХ!! Что бы это значило?

Ответ в следующей части...

Автор: peremyshlin, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +8
  • -0
  • 8 ratings
8 ratingsX
Отлично!Плохо!
100%0%

 
peremyshlin
Увлекаюсь фольклором и Словом. Всё в мире есть символы, и духовный путь человека - познавать их, а не поклоняться им...