Семиславка
Семиславка. Фото Михаила Курцева. Источник panoramio.com

Все детям ясно и понятно. Бегают себе, прыгают. Сказали взрослые, значит так оно и есть. И только уже в зрелом возрасте, действительно начинаешь понимать, что не все так однозначно, и что земля, на которой родился, древняя, места — заповедные и хранят много тайн. И не известно ни народу, ни историкам про них толком ничего.

Вот так и бегал я, точнее, летал на велосипеде мальчонкой купаться на речку Семиславку в районе места, носящего название Пять Крестов. И все мне было просто и понятно.

Пяти кресты

Что я знал: Пяти кресты — старый погост. Это большое кладбище «почему-то» отдали под застройку, и дома вдоль реки стоят на месте старых захоронений и, говорят, что в огородах еще и сегодня находят старые кости. А совсем давно стояли еще там пять крестов на могилах князей, сложивших голову в битве с татаро-монголами. А Семиславка — река семи слав. Семь раз пытались татары взять реку, но так и не смогли переправится на другой берег. Семь раз давали им достойный отпор. Места те — всего в 100 километрах от Москвы в сторону города Коломны в Воскресенском районе.

Но правильно ли сохранила память услышанные в детстве рассказы о реке Семиславке и о Пяти крестах?

Иванчин–Писарев — писатель, поэт (1794-1849):

«…Недалеко от берегов Семиславки, стоят пять каменных крестов: четыре утверждены на одном большом камне, а пятый, поменьше других, на приставленном к ним, особенном. Близ них лежит шестой, вросший в землю (вероятно приготовленный соорудителем для своего праха)».

Автор приводит размеры пяти крестов и описывает их внешний вид:

«Все они восьмиконечные с малыми в низу Голгофами. На большом камне кресты длинною 11/4 аршина, шириною 1 аршин. Большой камень длиною 2 1/2 аршина, шириною 1 аршин; с Западной стороны он шире. Как обычно кладутся надгробные. (См рисунок).

Неподалёку видны пять курганов, около коих нередко выкапывают стрелы. Есть предание, что эти пять крестов поставлены над телами пяти воевод, павших в Лихолетье.

Позднейшая надпись, означающая только год 7196 (1688) и несовременная никакому побоищу, даёт предполагать, что каменные кресты были поставлены на месте бывших деревянных каким-нибудь здешним владельцем-потомком одного из убиенных, и вероятно упомянутых Князем Яковом Щетининым современником надписи.

По находящимся тут же пяти курганам также можно полагать, что под крестами никто не похоронен, а поставлены они в память похороненных под этими насыпями, и для означения, что тут лежат Русские, ибо и враги наши засыпали своих убитых такими же.

Может быть, старые деревянные, или эти самые каменные кресты стояли на пяти курганах; в течении 80-лет могли попадать от осадки насыпей, — и благочестивый Князь собрал их вместе и утвердил близ храма. Некоторые любители отечественных древностей, по сказанию здешних жителей, старались дознаться об этих крестах, но безуспешно… ».

Из книги В.И. Смирнова «Мы — егорьевцы», Москва, 2003:

«Название этого загадочного погоста Пять Крестов на реке Семиславке всегда вызывало у нас много вопросов, на которые мы долгое время не находили ответа. (Погост расположен не на территории Егорьевского района и не на территории Рязанской губернии, а близ г. Воскресенска, но всё равно его название будоражило ум). Когда-то в XII -XIII веках, это была Рязанская земля, и на ней кипела бурная жизнь.»

Далее автор сообщает, что, работая в Рязанском архиве, его заинтересовала книга местного автора-краеведа А. И. Цепкова «И были полки Ольговы», где его поразил текст Воскресенской летописи, он пишет:

«Запись от 1216 года сообщала о трагедии, которая разыгралась в селе Исады на берегу Оки, в 6 вёрстах от старой Рязани.

После смерти великого Рязанского князя Романа Глебовича в начале 13 века у него не осталось прямых приемников, чтобы занять рязанский престол. На него могли претендовать десять племянников, двоюродных братьев.

Самыми шустрыми и коварными оказались те, чьи уделы были в самой Рязани и близ неё. Это были два брата – Глеб Владимирович и Константин. Они и задумали, завладеть престолом одни, а остальных братьев убить.

Чтобы выполнить задуманное, они пригласили остальных братьев как бы на совет, решить вопрос об управлении княжеством и уделом, а заодно и попировать в усадьбе братьев в Исадах.

На совет и на пир приехали пять двоюродных братьев: Роман, Ростислав, Глеб и Роман Игоревичи. Кир Михаил Всеволодович из Пронска и шестой – Изяслав, родной брат Глеба и Константина. Некоторые братья не успели приехать из-за дальности уездов, в том числе не попал на пир и Игорь Игоревич.

Прежде совета состоялся пир. На нём были и бояре, дворяне, приехавшие со своими князьями. И вот, когда гости здорово захмелели, хозяева вышли из шатра и привели половцев, спрятанных в соседнем шатре, и, вынув мечи, стали рубить пировавших князей, бояр и всех слуг, приехавших с гостями, и все были убиты.

На кровавом пиру были убиты пять двоюродных братьев и родной брат Изяслав».

Это случилось, как пишет летопись 20 июля 1216 года (по другим летописям в 1217 году). Об этом кровавом событии сообщили многие русские летописи.»

А. И. Цепков указывает место, где у Татищева В.Н. описано это событие:

« И учиня сие зло, убоявся мечения, яко Каин, ведая, что Игорь и другие князи им не уступят, бежали в половцы со всеми их домы».

То есть они боялись мщения запоздавшего Игоря Игоревича и других князей.

Действительно, если бы они не убежали к половцам, так и случилось бы. Но встал вопрос, где захоронить убиенных.

В.И. Смирнов пишет по этому поводу, что родные побоялись хоронить убитых в своих владениях, так как боялись убийц, и уделы братьев на юге Рязани соприкасались с землями половцев. Поэтому решили хоронить в уделе Игоря Игоревича, расположенного к западу от Рязани, на левых берегах рек Оки и Москвы, границы которого доходили до левого берега реки Мерской. Этот удел был самый защищённый и находился западнее Коломны и нашего города. Мы знаем, что позднее здесь на нашей земле в XVI веке был образован Усть-Мерский стан (в устье реки Мерской) Московского княжества.

Здесь на её левом берегу стоял древний погост с церковью Рождества Христова, место пребывания удельного князя. В полуверсте отсюда, сообщает автор повествования, находилась стоянка охранников, наёмных воинов – берендеев (деревня с названием Берендино до сих пор существует на этом месте).

Восточный рубеж удела проходил по нынешней реке Семиславке. На правом берегу реки, в её устье, также находился Никольский погост и в пол версте – стоянка наёмных воинов колбергов, из варяжских младших чинов.

В те годы, объясняет краевед, русские князья часто нанимали воинов из других народов: берендеев, половцев, позже татар, для охраны своих рубежей и походов на соседей. Отсюда сохранились и непонятное название места Колыберево. Так решено было похоронить двоюродных братьев на Никольском погосте. А шестого брата родного Изяслава в Рязани, где у него была семья и свой удел.

Вот такая версия. Мало тут от рассказанных в детстве историй. Да, совсем ничего.

Как не странно, история с пяти крестами и названием реки Семиславка оказываются как-то таинственно переплетенными в разных версиях.

Семиславка

В.И. Смирнов:

«…В той же летописи находим: в 1218 году, спустя год, убийцы сделали набег вместе с половцами на Рязанскую землю, — «жгли села, пленили людей». Игорь, став великим князем рязанским, вместе с другими князьями собрал воинов и настиг убийц в «верховье реки Прони» и славно их победил, что едва «из них половина спаслась». Летопись подчёркивала мысль о Славной победе над убийцами и грабителями, Семь братьев – шестеро убиенных, а седьмой герой-победитель, получили в народе оценку как славные…то есть храбрые, удалые». Автор усматривает в этом описании разгадку реки Семиславки. И число братьев, попавших под заговор тоже символичен и равен семи, может означать семь славных братьев. Тем более убитые были княжеского роду и заслуживают погребения с такими большими камнями и каменными крестами.»

Чем были «славны» шесть убиенных братьев, не понятно. Как получилось, что Игорь не отомстил за их смерть… Вопрос!

Но, предположим, что так все и было, и провидение свело воедино в одном месте все. Геройский подвиг Игоря и место захоронения шести его братьев. Но большая натяжка в этом и недосказанность. Захоронений пять, а не шесть. Даже 4 с одним приставленным крестом. И Семиславка все-таки семь слав. И что славного было в том, что зарезали братьев под Рязанью, не понятно.

В  музее «Краевед» приводится такая версия:

«на берегу реки Семиславки — притока Москвы-реки — произошла битва владимирской дружины, которой командовал знаменитый воевода богатырь Еремей, с воинами Батыя — внука Чингисхана, полководца, основателя громадной Монгольской империи. И Семь славных побед одержали на этой реке русские воины, отражая монголо-татарское нашествие…»

Как пишут историки, Владимирский князь Юрий Всеволодович оказался совершенно неподготовленным к отпору врага. Он стал предпринимать военные меры только тогда, когда татары нагрянули на его княжество. В спешном порядке был послан сторожевой отряд на помощь Коломне.

Летопись сообщает, что Владимирский отряд встретился с татарами под Коломной. Произошла битва, в которой владимирская дружина была разбита и уничтожена, лишь немногим удалось спастись бегством. Летопись не сообщает, конкретно в каком месте произошло это событие, однако имеются веские основания считать, что битва владимирской дружины произошла на территории города Воскресенска, на реке Семиславке.

К слову сказать, от Коломны до Семиславки полчаса на электричке ехать, для разнообразия приведу такую меру расстояния. Сложно представить, чтобы место, удаленное на такое расстояние, можно было называть «под Коломной».

О месте гибели владимирской дружины сообщают две летописи – Ипатьевская и Новгородская. В Ипатьевской летописи сказано, что владимирская дружина встретилась с татарами «на Колодне», а в Новгородской – «у Коломны».

Даже сейчас, язык не поворачивается сказать «под Коломной» или «у Коломны»

Вики о Воскресенске:

«О селениях в этих местах упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, составленной около 1339 года, перед походом в Золотую Орду. Но на основании научных исследований установлено, что этот край был заселён значительно раньше. Село Воскресенское впервые упоминается в писцовых книгах 1577—78 гг. Своё название село получило по церкви Воскресения Христова, расположенной в нём.»

И это не считая того, что помимо Воскресенска там полным-полно и других деревень.

Как себе события того времени представляют себе историки:

Часть татаро-монгольских войск под командованием хана Кюлькана довольно долго задержались в Коломне. Причиной такой задержки явилось сильное сопротивление коломенцев, а также неожиданная гибель хана Кюлькана, который был убит молодым русским разведчиком, крестьянским сыном по имени Торопка. В связи с этим событием из Москвы срочно приехали хан Батый и Субудай-Багатур. В Коломне были устроены пышные похороны.

Вынужденная задержка под Коломной заставляла татар рыскать по всей округе в поисках добычи. Многочисленное и прожорливое татарское войско нуждалось в продовольствии и корме для лошадей. Но в окрестностях Коломны все было разграблено, а Воскресенский район, в особенности его западная часть, была опустошена прошедшими здесь главными силами татарских войск на Москву. Поэтому можно предположить, что в поисках добычи из Коломны татары проникали и на территорию Воскресенского района. Объектами грабежа тут становились густо населенные места по рекам Семиславке, Медведке и в особенности Нерской. На это указывают некоторые памятные места, связанные с пребыванием здесь татар. Так, например, один из притоков реки Нерской называется. Татаровка. Кроме того, народное предание сохранило до сих пор память о том, что селе Конобееве татары били коней, отсюда и происхождение названия села. Таким образом, между рекой Нерской и Коломной происходило непрерывное движение. Владимирская дружина шла знакомой нам дорогой по реке Нерской. От Маришкино дружина двинулась по левому берегу Москвы-реки, стремясь глухими лесами пройти незамеченной. На этом боевом пути она и встретилась с татарами на реке Семиславке, «на Колодне», под Коломной. Во главе отряда шел сын владимирского князя Всеволод. Здесь же находился и рязанский князь Роман Игоревич. Командовал дружиной знаменитый воевода Еремей Глебович, как мы уже сказали в начале. В схватке с татарами отряд погиб. Спасся лишь один Всеволод с небольшим остатком воинов.

Как видно, битва была жестокой и упорной. Об этом свидетельствует летопись:

«…и оступиша их Татарове… и бишася крепко, и прогониша их к надолбам, и ту убиша князя Романа и Еремея и много паде ту с князем и Еремеем».

Воображение нам рисует страшную картину битвы: прижатые к надолбам, обреченные на гибель русские воины мужественно отбивают вражеские атаки, один за другим падают воины и вот, в конце концов, остаются пятеро во главе с владимирским богатырем Еремеем Глебовичем. Пять богатырей бьются с бесчисленным врагом, вместе они и полегли на поле брани. После того, как татары отхлынули из этих мест, уцелевшие владимирские и рязанские князья пошли по следам побоищ и захоронили русских воинов.

Нестыковки

Источники

Так вот, действительно, что «воображение нам рисует». Если вы сунетесь искать про Кюлькана и Торопку, то увидите, что источник сей информации — писатель Василий Григорьевич Ян, автор трилогии «Нашествие монголов».

Я не собираюсь ставить под сомнение все и вся и «катить бочку» еще и на Яна, но, прислушайтесь — писатель!

На странице автора в Википедии приводится такой интересный факт:

Ещё на рубеже XIX—XX веков было доказано, что битва при Оломоуце (Моравия), описанная в «К „последнему морю“», — это вымышленное событие из поддельной Краледворской рукописи, но несмотря на это, она продолжала упоминаться в отечественных исторических трудах на протяжении всего XX века.

Время

На плите с крестами была дата 1688. Событие, на которое указывает Смирнов, — в 1216. Разница, так, на минуточку, 472 года. Возможно ли, что через почти 500 лет могилы не только сохранятся, но будет поставлен на их месте новый памятник? Ведь, согласно работе «Код старой хронологии взломан«, 15 лет уже считался периодом смены поколений. И хотя, со времени крещения Руси прошло более 200 лет, по-прежнему встречаются упоминания о курганах. Кресты и погосты? С 99% вероятностью — маловероятно. Новодел.

пятикресты

Ну, ладно, вот, прошло еще 300 лет.
И мы уже знать не знаем, что на самом деле происходило, а памятник пяти крестам чудом сохранился в огороде частного дома №7 по улице Семиславской. Да и то, одна лишь плита, на которой и надписи стерлись. Ни холма, ни храма, ни церкви, ничего. Вот так, на берегу неприметной, заросшей и илистой речушки.

Расстояния

От Рязани до Семиславки по прямой 100 километров. А от Исад и Старой Рязани еще дальше ~ 150. Сложно представить, что тела князей решили увезти так далеко и похоронить в таком малоизвестном месте. Никаких городов да крепостей там отродясь не было. Глушь.

Приходится в этом вопросе полагаться на историю, как есть. Чудны дела, но 1216 год? Как про такую древность можно что-то с уверенностью сказать?

Иго

Предания старины глубокой — можно и рукой было бы махнуть. Если бы не вездесущие монголо-татары, о которых мы еще много будем писать на страницах нашего сообщества tart-aria.info. Сейчас лишь скажу: на самом деле, если и принимали участие в указанных событиях какие-то орды, то были это Могулы и ТаРтары. Кто не разу об этом не слышал может почитать немного в этой статье «Кто построил дамбу Гога и Магога» поверьте, оно того стоит.

Каким-то магическим образом прибывают из Москвы(!) хан Батый и Субудай-Багатур захватить Коломну, чего им не удается, и возвращаются назад на Воскресенские земли, которые между Коломной и Москвой, которые отчего-то оказываются не тронутыми, и там можно, мол, поживится. Чудеса, да и только!

Города и погосты

Тут слишком много чего надо с ног на голову обратно ставить. Якобы старую Рязань сожгли, о чем можно отдельно писать. Есть у меня и по-этому поводу свое «фи».

Огромный город сожгли, да так, что восстанавливать не стали, а «назначили» Рязанью другой город, расположенный достаточно далеко.

Интересно, а кто-то задумывался, что местоположение города и любого поселения — это не просто «пальцем ткнул»? Тут логистика! Даже перечислять как-то совестно. Много таких случаев в истории? А случается, знаете ли, и как не странно, именно в России. Скачут города с своих насиженных мест. Интересно, почему? У историков готовы ответы: Рязань татары, мол, сожгли, и все.

«Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась».

Так и вспоминается байка про «дайте спички, пойду подожгу кремлевскую стену».

Каменные храмы обращены в пепел! Нет, ну, серьезно!? Жалко, в то время авиации не было, а то написали бы, что боинги врезались в Рязань, ведомые террористами-смертниками.

Как бы то ни было, но обычно отстраивают города на тех же местах даже после постоянных потопов и ураганов. Дороги, водные пути, причалы, вокзалы (ну, хорошо, ямы), поля, те-же погосты предков, да, ну, понятно, что тут продолжать. Почитайте Логистическую теорию цивилизации и статью О средневековой логистике. Впрочем, я отвлекся или не отвлекся, и все это — звенья одной цепи?

И тут возникает еще и такой вопрос — зачем же сносятся кладбища? В России такое было повсеместно. К примеру, в том же Воскресенском районе, близ села Ачкасово на берегу Москва-реки старое кладбище с белыми каменными надгробиями у Покровской церкви было бульдозерами снесено в реку. На крутом берегу и сейчас много разбросано человеческих костей.

Будучи подростками, мы частенько бегали туда, играли в эти кости и белые каменные надгробия валялись прямо в реке.  Спрашивается, зачем? Какая причина? Кому старое кладбище мешало? Место безлюдное, к посевам не пригодное. Ничего там никогда построено не было, в стороне от дороги… Ну, как тут не прийти к версии, что тут что-то скрывали?

А берег Семиславки с погостом Пять крестов? Отдали под застройку частного сектора, как это называется.

Цифры

Что же за речка такая Семиславка? Мифическая цифра семь — почитайте, перейдите по ссылке, не буду тут повторятся. Цифра семь… Цифра пять….. Как же они друг с другом взаимосвязаны? Тут в пору обратится к кабалистике, но воздержимся.

Считается, что арабские цифры были введены в России после первого заграничного путешествия Петра I, когда он в 1698 году привёз из Лондона морских офицеров. Одним из офицеров был Фергарсон, который, как полагают, ввёл в России арабские цифры. Но на самом деле они пришли в Россию задолго до Петра, в 1647 году в Москве по указу царя Алексея Михайловича был напечатан русский воинский устав, в котором использовались арабские цифры. Книги же, напечатанные на русском языке за пределами России, содержали арабские цифры с начала XVI века. При этом в тексте использовалась славянская нумерация, а для вычислений — арабская.

О каких 1216-1218 годах вообще может идти речь, если только при Петре указом было введено использование в России «арабских цифр» взамен букв азбуки? Отсюда следует вывести, что все числительные названия не старше 18 века.

Вот, так копнешь, и нигде нет ни слова правды. Зато какие завиральные учебники и золотом тесненные «исторические» книги печатают, какие фильмы снимают, какие «игрища» устраивают на потеху публике  — верю! Так оно все и было!

Смешно? А ведь детишки такие «исторические» «эпохальные сцены» смотрят, запоминают. Взрослые сказали, значит так оно и есть!

Не пора ли уже на этом поставить крест?

Используемые источники
В статье были использованы материалы статьи Исторические и памятные места

tart-aria.info - у нас только авторские материалы. Автор этой статьи: Sil2.
При использовании статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 
Предыдущая статьяМегалиты говорят. Часть 16
Следующая статьяЗачем Ясон в Колхиду плавал? (18+)
Публикуюсь под ником Sil2 (читается как "Силту" или меня можно встретить в других местах как sil2ooo, Олег или Afanasy Nikitin там, где упорно требуют фамилию и имя). Просто человек, живу как и все, никаких научных степеней не имею. Если рассказать о себе одним словом - "естествоиспытатель". Иногда рождаются какие-то мысли вот и наглею, делюсь ими с вами ибо "лицо и тело Исиды были покрыты покрывалом, символом невежества и эмоциональности, которые вечно стоят между человеком и Истиной. Исида поднимает свое покрывало и открывает себя Истине и искателю, который бескорыстно, смиренно и истово стремится к пониманию тайн, которыми его окружает Вселенная".