Почему древние греки – это Славяне

Не бойтесь, речь не пойдет о генетике. Я лишь размышляю о самом социальном явлении, которое можно назвать "Славянами". Ну, для особо разборчивых читателей, можно назвать и "слОвянами", хотя разницы нет. И из всей мировой истории культуры, я могу выделить именно греков в качестве тех, кто реально в своем фольклоре объединил "Славу" и "Слово" в единое целое.

Будучи любителем фольклора, символов и Слова, я давно отметил для себя, что многие (подозрение, что все, но не могу утверждать, поскольку не проработал "всего" - вряд ли на это хватит одной жизни) греческие мифы, воспевающие отдельных персонажей, рассказывающие их историю, направлены на то, чтобы этимологически объяснить имя этих персонажей. То есть вся "слава", как хвалительная песнь, является объяснением одного "слова". Слава и есть слово. Забавно, но в славянском фольклоре такого не наблюдается.

У нас сказки представляют собой концентрат символов, следующих один за другим, слабо связанных сюжетной линией. Достаточно глянуть хотя бы на разные версии одних и тех же сказок: символы скачут от одного сюжета к другому, имена спокойно заменяются. По ощущениям, славянский фольклор - это как набор конструктора, где есть все нужные детали, но складывать их можно как угодно - как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется.

У греков немного не так. Сейчас объясню.

Возьмем, к примеру, Кроноса - титана, вошедшего в историю тем, что пожирал своих новорожденных детей. Эта трактовка настолько сильно укоренилась в сознании народа, что на ее основе выросли новые образы. Уже в античные времена имя "Кронос" старались вывести из "Хронос", благодаря чему титана называли Богом Времени. Вот только совсем непонятно, зачем же "бог времени" поедал своих детей.

А всё было бы намного понятней, если бы толкователи не стали бы уходить от мифа в сторону своих фантазий, а прислушались бы к его символике. А что мы видим в мифе? - имя Κρόνος и символ поглощения, поедания - на первом плане. Этого достаточно, чтобы обратиться к словарям и найти в славянском языке (которому древнегреческий брат родной) слово "Хран", которое мало того, что один-в-один повторяет имя "Крон", так еще и значение имеет то же. Читаем у М. Фасмера этимологию слова "Хран":

"хоро́на, хорони́ть, похорони́ть, по́хороны - укр. хорони́ти "хранить, хоронить", блр. харанíць, ахаро́на "охрана", др.-русск. хоронити, ст.-слав. хранити φυλάττειν (Остром., Клоц., Супр.), болг. храня́ "кормлю", храна́ "пища, еда", сербохорв. хра́нити, хра̑ни̑м "кормить, хранить", хра́на "пища", словен. hrániti "хранить, кормить", hránа "пища, кушание", чеш. chrániti "охранять, защищать", слвц. сhránit᾽ "защищать", польск. chronić "беречь, защищать", стар. chrona "защищенное место", кашуб. charna "корм", словин. хǻrna – то же, хrùonic "защищать", полаб. chórna "пища", chórnėt "кормить"

Вот так вот. Хоронить - Кормить - Защищать, всё едино... Нам же об этом котёнок Гав говорил своим тоненьким голосом! Да-да, тот самый, который спрятал котлету в надежное место:

Спрятал в надежное место
Котенок Гав

Если пойдете глубже в этимологию самого "Храна", то откроете для себя много чего интересного. Например, узнаете, зачем на самом деле водили хоровод, и, наконец-то, отбросите уже несостоятельные неоязыческие споры о правильности вождения посолонь или против солнца, ведь они для вас станут чем-то вроде вопроса о правильности ударения "перепОнная барабанка" или "перепоннАя барабанка"...

Но мы вернемся к Крону. Каков его еще один символ, записанный в мифе? - Правильно, он был Титаном. Да не просто Титаном, а предводителем их всех, то есть самым-самым Титаном. И снова препятствием становятся толкования:

"Детям, на свет порож­ден­ным Зем­лею, назва­нье Тита­нов
Дал в поно­ше­нье отец их, вели­кий Уран-пове­ли­тель.
Руку, ска­зал он, про­стер­ли они к нече­сти­во­му делу"
(Гесиод. Теогония. 207:209. Перевод В.В.Вересаева)

Гесиод уже сам додумал этимологию слова "Τιτάν", предложив в качестве объяснения "τιταίνω" (в тексте "τιταίνοντας"), что значит "простирать", и происходит от "τείνω", в котором без труда угадывается русское "тянуть". Тут я не могу сильно спорить, поскольку не рассматривал эту версию; возможно, в ней есть логика, упущенная переводчиками. Но я пошел по другому пути, исходя из общей схемы: Титаны - это прародители богов, ушедщие в Тартар. И из всех Титанов именно Крон удостоился своего дня недели - субботы (День Сатурна у римлян), остальные же дни названы в честь богов. Почему?

Удивительно, но ответ снова лежит в славянских традициях. Ведь у нас суббота - это день поминания предков. Ага, а Крон и есть тот самый мифологический предок. И он же - олицетворение всех титанов. Так значит, откуда это греческое "Титан" пошло? - от слова "Дед"... Да-да, тот самый, который уже "Dead". Вот вам и еще одно значение "Храна" как "Похорон".

Чтили предков, прося их помощи. Кровные Духи защищали, о-ХРАН-яли. На правилах, установленных предками, держалось и держится всё человеческое общество (можете почитать об этом в статье "Так завещали предки"), что и является высшей охранной функцией усопших.

Далее остаются самые интересные вопросы, разбор которых не входит в эту статью: 1 - чем являлась Титаномахия, и почему олимпийские боги пошли против Дедов своих, 2 - почему символ Храна - это серп (серпом Крон обеспечил себе власть), скорей всего, Лунный? Одного взгляда на избитую метеорами поверхность Луны, может быть, будет достаточно для ответа на этот вопрос, но для этимологии это не важно.

Это лишь маленький пример с довольно простым именем, до которого по каким-то причинам пока не догадались академики. Но бывают и более сложные случаи. Одним из них является знаменитая Елена Троянская. Признаюсь, я и сам не разобрался до конца, но продемонстрировать поднятую тему на этом имени всё-таки отважусь.

Итак, имя Елена, Алена традиционно возводят именно к греческой "самой прекрасной" женщине на свете - Елене. Что ж, значит в легенде о Трое и надо искать ответы на происхождение этого имени.

Кто такая Елена. Родилась она от союза Леды и Зевса, обернувшегося Лебедем. Родилась из лебединого яйца вместе с братьями. В юном возрасте была похищена Тесеем, который прельстился ее красотой, но верные братья вернули девочку в отчий дом. И уже во взрослой жизни была снова похищена троянцем Александром, известным всем как Парис, что вызвало великую древнюю войну, легшую в основу гомеровской "Илиады".

Этимологи выводят имя Елены из греческого "Ἥλιος" (Солнце), что может быть правдой, но совсем ничем не подтверждается в самом мифе. Повторюсь, я не опровергаю эту версию, но лишь отталкиваюсь от жизнеописания самой Елены, которое так и толкает нас к тому, чтобы мы вспомнили санскритское слово लीन (лина, лиина) – "поглощенный, завернутый, восхищенный (в основе – хищение); лежать, отдыхать, исчезать, быть смешанным с, растворенный, оставаться в, прятаться, приклеиваться, скрытый".

Именно это и происходит с Еленой с завидным постоянством - ее ПОХИЩАЮТ, СКРЫВАЮТ, ПРЯЧУТ. Сама легенда говорит нам об этом

Но можно ли на этом остановиться? - Конечно же, нет. Ведь неясен сам архетип этого образа.

То, что Елена - совсем не обычная девушка, подтверждает сам Гомер, называя ее "Дочерью Зевса", "дщерью Эгиоха" (Ἑλένη Διὸς ἐκγεγαυῖα, Ἑλένη κούρη Διὸς αἰγιόχοιο) – так только Афину да Персефону можно называть. Кстати, на последнюю Елена и похожа, ведь весь миф о Персефоне состоит в ее похищении и возвращении.

Вообще, в имени «Елена» содержится корень – «Еле, Ле», который мы видим в нашем слове «Лить, Влага», английском «Leave, Loss, Release, Loose (покидать, уходить, терять, оставлять, освобождать)», в таких словах как «Oil, Елей (масло)», также «Олень, Лань, Лось», латинском «luō (очищать, умывать)», греческом «λῡ́ω (развязывать, ослабить, освободить, аннулировать, разрушить, разогнуть)», и в словах «лежать, lie», «play (играть)», старославянское «лиго» (играть), русском «лето» и английском «let» (возможность, позволение), «лететь и плыть (fly, float)», «легкость, light» и «луч»

Что предлагают нам словари для раскрытия корня "Еле":

  • ἀλέα - убегать, избегать
  • λείπω - оставлять в одиночестве или позади, отпускать, уйти
  • ἐλᾰτός - тягучий
  • ἐλᾰτήριον - слабительное средство
  • ἐλᾰτήρ - погонщик, возница, гребец, метатель,
  • ἐλάτη - ель, сосна, весло, судно
  • ἐλάσσων - низший, более слабый, тж. худший, уступающий, меньший (ущерб?)
  • ἐλάσσωμα - невыгода, неудобство, ущерб, потеря, убыль, несчастие, бедствие, поражение
  • ἐλασσόω - уменьшать, убавлять, сокращать, быть ниже или слабее, уступать, причинять ущерб
  • ἔλασις - изгнание, угон, езда верхом, поход, набег, рейд, шествие
  • ἐλάσιος - изгоняющий, т.е. излечивающий
  • ἐλασίβροντος - мечущий громы, подобный грому, громовой
  • ἐλᾰσία - верховая езда
  • ἐλᾰσείω - замышлять поход
  • ἕλανδρος - улавливающая мужей
  • ἐλαφρία - легкость
  • ἐλαφρίζω - делать легким, поднимать, быть легким, проворным
  • ἐλαφρός - легкий (по весу), легковесный, проворный, подвижный, резвый, бодрый, легковооруженный, нетрудный, несильный, небольшой, незначительный, маловажный, ласковый, кроткий, легкомысленный, ветреный, (на что-л.) скорый, умеющий, искусный
  • ἔλεγξις - обличение
  • ἔλεγχος - позор, бесчестие, бесславие, (в обращении) низкий человек, жалкий трус, опровержение, улика,. (из)обличение испытание, рассмотрение, разбор
  • ελεγχω - покрывать позором, посрамлять, одолевать, побеждать, aor. превзойти, отвергать с презрением, aor. пренебречь, отвергать, отклонять, опровергать, возражать, (из)обличать, уличать, порицать, обвинять, допрашивать, исследовать, доказывать, показывать
  • ἐλεεινός - вызывающий сострадание, достойный сожаления, жалкий
  • ἐλεέω - иметь сострадание, сочувствовать, жалеть
  • ἐλειός - болота
  • Lībra, level – уровень, баланс
  • Larvæ – маска, larva – личинка, лицо, личина (маска)
  • like – подобие, нравиться
  • लेला – лела – мерцание, дрожь
  • लीला – лила – играть, развлекаться, спорт, привлекательность, элегантность, очарование, подобие, видимость, притворство, прелесть, маскировка, утечка, представление, зрелище.
  • ली – ли – сходство, равенство, усталость (наша «лень» лежебочная), разрушение, потеря, конец
  • लयति – лайят – плавить, растворять
  • लेलेति – лелети – цепляться
  • लीयते – лияти – прятаться, прятать, стискивать, цепляться
  • Leg - нога

Итак, видим основные значения, среди которых выделяется "Нога". Посмотрим на саму букву "Л", ее греческую версию Лямбду "Λ", латинскую "L" и финикийский Ламед, которая, поговаривают, могла пойти от образа пастушьего посоха или, как его еще называют, стимула - то, чем толкают рогатый скот, чтобы двигался в нужном направлении и вообще двигался)) Тот самый посох или crosier, который является ныне атрибутом Епископов.

Греко-русская "Л" похожа на ноги человека, латинская "L" - на одну ногу. Любопытно, что в кириллице "Л" носит название "Люди", а в китайском языке Люди (Человек) тоже обозначаются иероглифом 人. Совпадение? Да еще и само слово "Люди" имеют этот корень "Лю-Еле", как и Елена. Смысл "Людей" частично станет понятен после разбора корня "Ле".

Слова ἀλέα, ἐλᾰτήριον, ἐλάσσωμα, ἔλασις, ἔλεγξις, лишение, larva, лицо, लीला, ली, लयति? leave, лить, λῡ́ω и прочие - говорят нам о свободе в ее различных проявлениях. Будь то изгнание, линька или лишение (свобода от чего-то, упущение этого - оно ушло от вас восвояси), внешность (нахождение снаружи, а не внутри), выпускание в окружающее пространство из емкости (лить, покидать) или же, наоборот, растворение в общей массе, освобождаясь от своей индивидуальности. Даже Олень (ἔλαφος, ἐλλός) и тот отличается от остальных рогатых животных тем, что ежегодно сбрасывает свои рога, освобождается от них.

Свобода бывает еще и от внешних импульсов. Как гласит первый закон Ньютона, если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Что и отражено в словах "Лежать, lie" - то есть быть в состоянии покоя, быть лишенным внешнего давления, то есть быть свободным.

Оттого и символ Ноги - leg - L - присутствует в этом корне, ведь обозначает Движение - самый яркий символ Свободы, Воли - идти, куда захочешь, свободное перемещение.

Отсюда и символ человека: "Люди́н - человек; встарь, гражданин, обыватель, вольный человек (не крестьянин)" (толковый словарь Даля)

Еще немного о свободе. Слова "лиго", लेला и "play" (сравните со словом "плясать" - выход эмоций через движения на поверхность) - играть. Когда вещь не закреплена жестко (намертво), мы говорим "играет". Так и в этимологии этих слов можно встретить такие термины как "качается", например в "люльке". Русские союзы "или-или, либо-либо" – это варианты выбора, что присуще свободе.

Елей-Oil - масла, образующиеся при сдавливании плода или семени, то есть вытекают из него наружу, освобождаются.

Ну, и такой атрибут как "легкость" - это тоже о свободном перемещении. Здесь же можно вспомнить знаменитое "пойти наЛЕВо" - то есть "на сторону" - на свободу от семьи. Да что уж там говорить, латинское "Liber" как раз и означает свободу.

ДАЛЕЕ: изменение, внесенное в статью 23.04.17, как итог проведенной работы над ошибками. Приношу извинение перед прочитавшими статью ранее за данные правки, но лучше я буду менять свои выводы, чем оставлять вас наедине с допущенными ошибками

Со свободой-волей разобрались. Но в "Ἑλένη" помимо "Еле" мы видим еще и "Не". Что же это может значить? Посмотрим слова, где есть такое же сочетание:

Посмотрите на перевод слова ἐλαύνω - гнать, погонять, угонять, уводить, изгонять, (о корабле) приводить в движение, преследовать, терзать, донимать, ударять, поражать, ранить, наносить, причинять, вдевать, продевать, устремлять, обрушивать, повышать, доводить, проводить, строить, возводить, проливать, вызывать, возбуждать, пробуждать, выковывать, ковать, подчинять себе, покорять, захватывать, ехать, путешествовать, вступать, въезжать, врываться, вторгаться, обрушиваться, нападать, доходить, заходить, продвигаться.

А теперь вспомним русское "длина (λιλαίεαι, long)", английское "line - линия", греческое "λίνον - лён" (символ нитей, пряжи), "ἐλᾰτός - тягучий" - и получаем некую протяженность, то, что тянется.

А если оно тянется следом, то это намекает на какую-то зависимость. То есть это "Не" - и есть отрицательная частичка в данном случае. То есть "Елена" - это "Воли нет", "Несвободная", что прекрасно сочетается с приведенным выше санскритским लीन (лина, лиина).

Что мы и видим в мифе о Елене - она несвободна, ее похитили и заточили в Трое. А до этого она принадлежала Менелаю.

В русском фольклоре тоже есть Елена Прекрасная в сказке "Сивка бурка", в некоторых вариантах ее называют просто "Красота". А Красотой на Руси называлась девственность девы, которую вот-вот похитит "милый друг", оттого она и Красна Девица, что готова на выданье.

В весенних хороводных песнях было несколько мотивов. Один из них - встреча с "милым другом", второй - девичье веселье, третий - борьба с матерью, которая запрещает идти гулять одной, четвертый - заочная тоска по девичьей свободе, связанная с тем, что скоро придется полностью принадлежать мужу и его родне.

Очень много скорбных песен по этому поводу, входящих в весеннюю обрядность. Например:

песня молодицкая весенняя
Или такое:

песня молодицкая весенняя

Причем часть этих песен принадлежит молодицам - молодым женам, а часть - еще незамужним девушкам, которые знают о браке чисто теоретически, со слов тех самых молодиц (оттого встречаются и явные преувеличения). Здесь молодица плачет о потерянной воле.

Те, кто весной все-таки сбегал от мужа в хоровод, пели о том, что дома их после такого поступка ждет "шелкова плетка" мужа.

песня молодицкая весенняя

Вот об этой утерянной воле и говорится в имени "Елена" - молодая жена или девушка, которая вот-вот станет женой, ведь согласно древнему обычаю, ее уже "умыкнул" Парис, осталось только сосвататься. Так что "Елена" - это "Невеста". А далее на эту весеннюю традицию накладывается целый эпос с войной и героями (о которых можете почитать в отдельной статье), богами и царями.

Сравните сюжет "Трои" со славянской молодежной игрой, в которой поётся:

"Ходит царь, ходит царь
Вкруг Нова-города
Вкруг Нова-широка.
Ищет царь, ищет царь,
Он царевну свою,
Королеву свою.
Где вы видали? Где вы видали
Царевну мою,
Королеву мою?
- Вот где она, вот где она!
В Ново-городе,
В Ново-широком,
Золотым венцом
Просияла она,
Золотыми ключами
Побрякивала:
"Отворяйтеся
Широки ворота!
Пропускайте Царевича..."

Вот и получается, что даже такой литературный эпос, как "Илиада", прославляющий многих героев, мало того, что вырос из любовной хороводной поэзии, так еще является этимологическим мифом, то есть и "Славой", и "Словом" одновременно. Да, древние греки с их гимнами, кем бы они не были генетически, являлись отличными "Славянами" в своей поэзии.

Обновление рейтинга
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора peremyshlin обязательна.
www.copyright.ru