История Причерноморья в настоящее время представляет из себя нагромождение фактов, рассредоточенных по хронологической шкале достаточно стройно, как кажется на первый взгляд. Но если сопоставить сохранившиеся вещественные доказательства с тех прошлых времён, рождается очень много вопросов. И главный из них - как это могло кануть в лету таким образом, что современные люди просто уверены в невозможности существовавшего ещё совсем недавно. За примерами далеко ходить не надо, рассмотрим это на простом античном городе Пантикапей в восточной части Крыма.

Ныне на месте Пантикапея расположен исторический центр города-героя Керчи, а сам Пантикапей официально локализован в малой части подножия горы Митридат. Сухая историческая справка про этот существовавший ранее город выдаёт стандартный набор предложений, который можно примерить практически на любой причерноморский древний населенный пункт.

Пантикапей (др.-греч. Παντικάπαιον, лат. Panticapaeon, от таврского (индоарийского) panti-kapa- 'холм у пролива (пути?)'или др.-иран. panti-kapa- «рыбный путь») — древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. выходцами из Милета на месте современной Керчи; в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, ему был посвящён главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса.

Город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую.

В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из цепи курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати — скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из главных достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны курганы Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно Царский.

Особенно хорошо звучит "от таврского (индоарийского) panti-kapa". Сразу же идёт ассоциация с малоупотребляемым сейчас словом капище , на которое даже не указывают его происхождение с греческого и прочих древних языков.

Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян ни письменным источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы.

В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.

В капище имеет доступ только жрец и его помощники.

Если отбросить из этой цитаты весь словесный мусор, то оказывается, что капище - это храм, и снова получаем, что в него имел доступ только узкий круг избранных. Зачем? Сразу же напрашивается аналогия с алтарями православных храмов, куда тоже доступ был ограничен, но исключительно по техническим причинам. Никакой мистики там не было. Может, и здесь тот самый случай? Впрочем, перейдём к тем самым вышеупомянутым вещественным доказательствам, коих в свободном доступе имеется много.

Пантикапей tech_dancer
Керчь. Аэрофотосъёмка времён ВОВ

Местонахождение городища Пантикапей (см. главное фото) археологами определено примерно в месте обведённого квадрата. Неужели Пантикапей состоял из одного несохранившегося здания? Конечно же, нет. Эти раскопанные остатки просто так назвали из-за географической привязки (но к ним мы ещё вернёмся), а сам Пантикапей давно занят старой застройкой города Керчи. Как видим, улицы старой части Керчи расположены не системно по хаотическим направлениям. На первый взгляд ничего удивительного, это не единственный подобный населенный пункт в этом регионе, если бы не появившиеся из иностранных архивов некоторые документы.

Пантикапей tech_dancer
Генеральный план строительства г.Керчи, 1821 год

Что это? Под литерой "В" обозначена какая-то плотина под водою, а в обведённом квадрате версальская разбивка почему-то некрасиво криво срезана береговой линией, что в общем никогда не делали градостроители тех времён. А как это всё выглядит сейчас?

Пантикапей tech_dancer

Можно констатировать, что северная часть Керчи соответствует этому плану очень сильно. Даже улицы под масонским углом, как во многих крупных городах, здесь тоже есть. И на месте нашей подводной плотины насыпано сооружение, которое ныне находится в таможенной зоне. А вот с южной что-то не сложилось. Как это всё понимать? Достаточно просто, есть ещё один план Керчи.

Пантикапей tech_dancer
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год

Как видно, Британская империя в Крымскую войну обеспечила своих солдат качественным картографическим материалом, в котором не было смысла привирать в угоду каким-то коньюнктурным интересам. И что мы видим? Оказывается, Керчь на то время была крепостью (об этом собственно было известно и ранее, только планов этой крепости нет нигде). И вся северная часть Керчи входила в эту крепость, а вот южная часть находилась в ней только небольшим участком. С точки зрения фортификации огораживать такой участок близко к морю совершенно не было необходимости. И вывод здесь с учётом этих двух планов только один - море по непонятным причинам поднялось и затопило юго-восточную часть крепости, оставив от неё только малую часть. И произошло это очень недавно по отношению к первой половине 19 века. А план 1821 года в южной его части скорее всего был обычной фантазией, что в истории встречается часто.

Собственно, что море поднялось на 4-6 м, может подтвердить любой местный дайвер. До прихода России в Крым очень много людей профессионально занималось сбором лома металлов со дна моря, благо его там предостаточно. Дело было вполне по понятным причинам опасное, но доход приносило хороший. Наряду с ломом очень часто попадались древние артефакты, и места их скопления на дне моря возле Керчи известны очень хорошо. Побережье до затопления было вполне обжитым. А с чего море могло так подняться? Ответ в общем простой - Средиземное море затопило Чёрное и расширило Азовское. Про это событие написано уже очень много, по этому нет смысла вникать в подробности. Возможно, между этим и засыпанием первых этажей зданий по всей северной части Европы есть причинно-следственная связь. Но мы вернёмся к нашей крепости, а для этого рассмотрим последний план более подробно.

Пантикапей tech_dancer
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент западной части)

На удивление странно мечеть Джума Джами находится почти вплотную к крепостной стене. Эта мечеть согласно официальным источникам открыта в 1845 году. В восстановленном виде она существует до сих пор, хотя вся её верхушка заменена полностью. Но сохранилось её редкое фото 1855 года (поверить сложно, но в аннотации указано именно так).

Пантикапей tech_dancer
Керчь, мечеть Джума Джами, 1855 год

И действительно, рядом стена и орудия, вот только всё вокруг завалено грунтом почти под самые окна, и полностью отсутствует растительность. Видимо, грунтовый завал произошел совсем недавно. В настоящее время к данной мечети сделан пристрой с входной дверью, что говорит о том, что настоящая входная дверь стала много ниже уровня земли. И наша мечеть имеет все права быть построенной гораздо ранее официального срока. Но и это не самое интересное.

Внутри крепости вся её западная часть выглядит совершенно необитаемой и без застройки, и даже возле самой мечети поблизости нет никаких домов. Как понимать этот факт? Очевидно, грунтовый поток завалил все строения, и белыми квадратами на плане указаны именно засыпанные кварталы. Да и крепостные стены после такого завала не стали представлять для врага серьёзной угрозы. Англо-франко-турецкая коалиция напала на Крым в очень удачный для себя момент, когда Российская империя ещё не оправилась от удара стихии. Смотрим дальше.

Пантикапей tech_dancer
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент северо-восточной части)

Что могут делать артиллерийские орудия, находящиеся в городской черте? Наверное, это так бы и осталось загадкой, если бы не удалось побывать в том месте, где поставлен крайне правый квадрат.

Пантикапей tech_dancer

Как видим, в этом месте сохранился фрагмент стены. И стена эта вполне высокая и мощная, и даже имеет остатки зубцов. Качество материала и кладки отменное, несмотря на пройденные годы. И становится понятно, что крепость была многоярусной. Второй ярус на плане просто не был указан. На случай прорыва первой линии обороны у гарнизона имелась вторая.

Пантикапей tech_dancer
План Керчи с холмами и линиями укрепления от майора Креза и капитана Орда, 1855 год (фрагмент южной части)

И вот южная часть крепости. Как видим, имеется множество белых квадратов, что говорит о разрушенности строений. За стеной они даже подписаны - "разрушенные татарские хаты". Очень странно, что слово "хаты" является общим для русского и английского языков. Тем не менее, в южной части крепости всё разрушено, кроме полукруглого здания. Это бывший таможенный терминал, которого ныне не существует. Существовал он достаточно долго и был разрушен уже в 20 веке.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, вид южной части. Почтовая открытка, начало 20 века

Как видно, даже в начале 20 века много зданий стоят без крыш. Но по плану где-то за этим терминалом должна была проходить стена. Смотрим.

Пантикапей tech_dancer

Точность английских картографов поражает. Те фрагменты стены, что отчётливо видны со спутника, до малейших деталей совпадают с планом. Вот только всё утоплено в грунте. Оказывается, на вершине Митридата тоже была стена, и от неё часть стены спускалась к этому таможенному терминалу. Эту часть стены уничтожили при застройке. Но когда она была, то она полностью перекрывала современную улицу Свердлова (ранее улицу Спицына) в отмеченном месте. Наверное, здесь надо посмотреть подробнее.

Пантикапей tech_dancer

Оказывается, на Митридате в самой верхней крепости находились всего два здания - это сторожевое здание и ... мавзолей. И если провести линию мавзолей-музей и по современной улице Айвазовского (ранее улицы Херхеулидзе), то они подозрительно сходятся под прямым углом, а на плане скорее всего геодезическая погрешность. И сходятся они как раз в месте этого музея. Это подтверждается простым визуальным наблюдением, и в природе не бывает таких случайных совпадений.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, улица Айвазовского, современный вид

Улица строго смотрит на то место, где когда-то стоял музей, а чуть выше на горке стоял мавзолей. Эти сооружения настолько загадочны, что каждое из них стоит отдельного описания.

То, что у нас на плане называется мавзолеем, официально называется часовней памяти А.И.Стемпковского. Это был градоначальник Керчи с 1828 по 1832 года, и за эти четыре года он успел, как повествует история, очень много.

Под руководством Стемпковского неблагоустроенный маленький поселок (такой была Керчь в начале 19 века), превратился в прекрасный городок, имя которого гремело в научных кругах, а жители получили внимательного и небезразличного к их проблемам градоначальника. Стемпковскому удалось вытребовать у правительства внушительные суммы на благоустройство города и строительство разных общегородских зданий.

В частности, при Стемпковском начались строительства Свято-Троицкого православного собора, католической церкви, расширение торгового порта, центрального городского парка, Уездного училища. Градоначальник, который сам учился всю жизнь, знал о необходимости знаний, поэтому уделял много внимания повышению уровня образования рядовых граждан, включил в программу обучения бухгалтерский учет, иностранные языки. Здесь в Керчи Стемпковский удовлетворил свое главное увлечение — историей и археологией. На пару с французским археологом Дюбрюксом он изучал остатки древних городищ на территории Керчи: Пантикапея, Мирмекия, Парфениума, и исследовал скифские курганы.

То, что сделал Стемковский за 4 года, некоторые правители не могут сделать и за 20 лет, и при этом ещё умудрялся заниматься любимым делом - археологией. Похвально. Но только есть в его биографии факты, которые вроде как совсем непримечательны, но если вдуматься, то они ставят всё с ног на голову.

В Саратовской области Иван Алексеевич получил начальное образование, после которого поступил в военное училище. Скромный человек к своим 20 годам был отмечен герцогом Ришелье, который обратил внимание на большую тягу к знаниям у молодого офицера. Стемпковский по предложению герцога стал его личным адъютантом. Иван Алексеевич верно служил своему благодетелю, а герцог в очередной раз убедился в своем умении разглядеть среди толпы не ограненный алмаз.

Молодой офицер неотлучно находился при Ришелье, даже в период чумы и Бородинской битвы 1812 года. На службе у Ришелье, всё больше проявлялись талант и неординарные способности Стемпковского. Согласно крылатому выражению: «Талантливый человек — талантлив во всём!», Стемпковский ярко проявил себя и в военной службе, и в политике и умении управления городом, и в своем хобби — археологии.

За время военной службы Ивану Алексеевичу довелось побывать во Франции. В то время именно Франция обладала огромным авторитетом в мировой археологии. Стемпковский значительно пополнил свои знания в истории Северного Причерноморья. Во Францию Стемпковский попал уже будучи в подчинении Воронцова, в его русском оккупационном корпусе. Во время этой кампании М. С. Воронцов пожаловал Ивану Алексеевичу чин полковника. К сожалению, Стемпковский не отличался отменным здоровьем и покинув службу в армии вернулся в Одессу. Здесь он занялся одним из самых интересных для него дел — археологией.

Личным адьютантом в 20 лет - это хорошо, только попахивает какой-то тайной страстью. Но интересно не это, а участие Стемпковского в Русском оккупационном корпусе М.С.Воронцова. История Отечественной войны 1812 года передёрнута с точностью до наоборот, и кто там с кем воевал, вопрос очень интересный. Если Кутузов изначально шёл на Москву в составе "двунадесять язык", а после её сожжения решил напасть на своих союзников по этому невообразимому воинскому формированию после того, как его осенило в Филях, то никакого войска там не было, а был сброд как сейчас говорят полевых командиров, которые меняли ситуацию "на коленке" без какой-то внятной стратегии, в зависимости от своих личных интересов. Кутузов был масоном (а как же без них), и за такой его шаг "родина" его не забыла, а если точнее, то забыла. Реанимировали его уже при коммунистах, но это отдельная история. Получается, что наш Стемпковский тоже был масоном? Скорее всего именно так. Но вернёмся к мавзолею.

Пантикапей tech_dancer
William Simpson R.I., R.B.A. (British, 1823-1899), "The encampment before Ennikale from the tomb of Mithridates above Kertch with the monument of a Russian Governor built on the site of the Temple of the Winds in the foreground"

Название картины специально привожу в оригинале. Как известно, математика - наука точная, а история - уточняемая, российская история - тем более уточняемая. Но англичанам до этих тонкостей абсолютно параллельно, они всегда применительно к России называли вещи своими именами. И здесь картину назвали как "Лагерь перед Еникале от могилы Митридата над Керчью с памятником русского губернатора, построенного на месте Храма Ветров на переднем плане". Кто не знает - Митридат VI Евпатор есть "царь Азии", и именно в честь него названы гора Митридат и населённый пункт Евпатория в Крыму. И в названии картины недвусмысленно говорится, что на горе Митридат могила этого правителя. И что там же памятник российскому губернатору, поставленный (внимание) на месте Храма Ветров. В официальной истории можно найти здесь какие угодно храмы - Аполлона, Спартокидов и прочих античных деятелей, но никак не храмов в честь атмосферных проявлений. Как этот факт понимать? Просто. Если обнародовать наличие Храма Ветров на горе Митридат в принципе, то снова возвращаемся к капищам (см.выше), а это очень сильно подвергает сомнению генеральную парадигму о Древней Греции в Причерноморье. Но вернёмся к мавзолею. Он был построен в 1835 году, просуществовал достаточно долго и был снесён в 1944 году.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, часовня памяти А.И.Стемпковского, конец 19 века

Первый взгляд строителя сразу фиксирует два странных факта, а именно дверные проёмы явно не соответствуют человеческому росту и заделаны очень топорно, и на верху крест поставлен при отсутствии всякого купола, более-менее подходящего под существовавшие в те времена каноны. На месте креста ранее что-то стояло, и сооружение это было много выше. Куда всё это делось, а главное, почему вокруг всё ровно и нет никаких следов от того самого Храма Ветров? Ответ напрашивается сам - это и есть тот самый Храм Ветров, только его в угоду каким-то интересам приспособили под память конкретному человеку. Видимо, была такая государственная задача на тот момент. Следующий городской голова Керчи г-н Херхеулидзе именно это и сделал, чтобы следующие поколения керчан не сомневались в своей истории. Про Херхеулидзе есть также один примечательный факт.

Происходил из грузинских князей Херхеулидзе, сын коллежского советника князя Семена Захаровича Херхеулидзева, участника русско-турецкой войны; брат фрейлины Клеопатры Херхеулидзевой, Александры Мордвиновой и известной красавицы Татьяны Вейдемейер.

В военную службу вступил 16 августа 1817 года в армейскую пехоту. Почти сразу же переведен в лейб-гвардии Преображенский полк.

В 1818 году был посвящен в масонство в петербургской ложе Орла российского, которой руководил П.Г. Гагарин.

С 1823 года служил (адъютант, затем военный чиновник по особым поручениям) при М.С. Воронцове.

Вот где собака порылась. С приходом к власти в этих землях (хотел написать - с оккупацией) членов масонских лож они начали массово переименовывать существующие технические объекты в предметы культа, причём культа конкретных живых людей. Ничего не напоминает? Наверное, всем напоминает, но в Керчи примеры находятся в ста метрах от горы Митридат.

Пантикапей tech_dancer
Здание керченского городского суда, ул.Свердлова, д.6

Никто уже не обращает внимание на обведённые символы здания, выстроенного уже в середине 20 века прямо под горой Митридат. Но знающим людям они подсказывают сразу про суть их авторов также, как наколки подсказывают про масть их носителей, имевших дела с пенитенциарной системой, даже если эти носители перевоплотились в уважаемых людей. Это есть не что иное, как масонские символы, адаптированные под новую доктрину. Одна ложа сменилась другой, и всё шло по плану. Эта тема для отдельной статьи, но когда строили это здание, то символов не стеснялись. Кто же знал, что в 21 веке появятся мировые цифровые базы данных и возможность их анализа? Ещё есть вопросы к памянику Ленина, точнее к его местоположению на одноимённой площади, той самой, где в марте 2014 года гоняли засланцев из организации, запрещённой на территории РФ. По всем правилам античной архитектуры на этом месте ставили одиночные колонны. Но нигде нет никаких материалов о том, что там ранее что-то было. Пришедшая к власти после 1812 года "группа" позаботилась о том, чтобы на этом месте ничего не было и даже памяти не осталось.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, площадь Иоанна Предтечи, 19 век

Тем не менее, Ильича туда поставили неспроста - вот оно, новое светило новой эпохи. У тех, кто его туда ставил, информация об истории этого места точно была. Но она была для узкого круга, а для остальных есть храмы Аполлона и остальных. Впрочем, мы отвлеклись.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, открытие Обелиска Славы, 1944 год

Наш мавзолей-часовня простояла до 1944 года, после чего была окончательно разрушена. Лезет в голову кощунственная мысль, что из неё и сделали Обелиск Славы. Действительно, кругом война и разруха, где ещё можно брать стройматериалы? Впрочем, пусть это останется в истории. Часовню всё равно уже не вернуть, а для её места есть объекты и поважнее.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, гора Митридат. Современный вид.

Не менее загадочным сооружением был и тот самый музей. По официальным данным, его построили при том же самом Херхеулидзе. В 1835 году по проекту архитектора Д. Торичелли было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году были перевезены все коллекции, хранившиеся до этого где-то в других местах. Тем не менее, на многих известных картинах А.К.Айвазовского и Н.Г.Чернецова здание музея уже присутствует ранее 1835 года. Непримечательная, но всё же деталь. После Крымской войны, эвакуации музея и его частичного разграбления в этом здании размещается православный храм.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, здание музея, 19 век

На вид обычное античное здание, и даже выглядит свежо. Но только ещё одна неприметная деталь - таких зданий полно по всему черноморскому и даже средиземноморскому побережью, и в Афинах есть что-то подобное. Из ближайших мест подобное было и в Феодосии (Кафе), и в Севастополе.

Пантикапей tech_dancer
Севастополь, храм Петра и Павла, середина 19 века

В Севастополе подобное здание отличалось разве что размерами и числом колонн. И до разрушения в Крымскую войну на нём стоял небольшой купол, и почему-то с краю. Всё это очень странно, если принять во внимание, что во всём мире подобные здания никогда не оканчивались такой кровлей. На них стоял грандиозный купол, и конструкции этих зданий с вышеприведённых фото имеют все возможности разместить такой купол у себя. Куда всё это делось?

Пантикапей tech_dancer
К.Боссоли. Общий вид Керченского залива с горы Митридат. 1855 г.

Что за непонятные детали находятся на крыше музея? Слуховых окон там не было. Очевидно, это какие-то остатки того, что когда-то возвышалось над этим зданием. И мы снова приходим к выводу, что это здание стояло задолго до его официального ввода в эксплуатацию. Возможно, его к этому времени просто откопали и отреставрировали.

Пантикапей tech_dancer
Неизвестный художник. Керчь, 19 век

Как видим, на нашем музее с краю стоит купол, а сам музей стоит на некой площадке. И эта площадка продолжалась и до лестницы, и вверх до часовни. Её остатки встречаются на редких фото.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, вид с горы Митридат. Начало 20 века

Зачем это всё было нужно? Несложно понять, что часовня и мавзолей до перевода их в культовые здания были связаны между собой и составляли единую инженерную сеть, назначение которой мы сейчас уже не узнаем. И всё это работало как часы, включая и ту самую мечеть, и крепостную стену. И всё было продумано до мельчайших деталей.

Музей "выстроен" так, что его было видно со всех сторон, а некоторые улицы прямо смотрели на него.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, вид с северной стороны. Конец 19 века

Судьба этого здания не менее трагична. После октябрьских событий здание становится бесхозным и начинает разрушаться.

Пантикапей tech_dancer
Керчь. Здание музея, 1 половина 20 века

После оккупации Крыма германскими войсками рядом с этим зданием возникает кладбище солдат вермахта. Гитлер был большим знатоком культуры древних и даже содержал крупную госструктуру по исследованиям этого направления. Место захоронения рядом с этим зданием выбрано явно неспроста, тот, кто принимал решение о выборе места, тоже что-то знал об этом здании и его реальных свойствах.

Пантикапей tech_dancer
Керчь. Немецкое кладбище на горе Митридат, 1943 год

Естественно, после войны кладбище сносится, а здание музея начинает рушиться окончательно. Государство не считает нужным проводить реставрацию, и в начале второй половины 20 века окончательно сносит это здание и строит на этом месте ресторан, видимо, чтобы было веселее тем самым солдатам. Подобное в стране происходило достаточно часто и в других её местах. Ресторан простоял до начала 90-х годов и благополучно сгинул, видимо, не вписавшись в новые жизненные реалии.

Пантикапей tech_dancer
Керчь. Остатки здания ресторана на месте бывшего музея. 90-е года 20 века.

Вместе с тем, сохранились фото полуразрушенного здания музея.

Пантикапей tech_dancer
Керчь, здание музея, 50-е года 20 века

Сразу же вопросы - откуда в кладке здания металлопрокат и для чего он там? Первый вопрос оставим без ответа, а вот на второй попробуем ответить, но для этого вернёмся к городищу Пантикапей (см. главное фото).

Естественно, в таком виде это сооружение не откопали, его сложили в такой вид искусственно и уже в 20 веке, где-то после войны, специально для туристов.

Пантикапей tech_dancer

Попробуем запомнить обведённое место и отмеченные расстояния, и сравнить их в глазомерном масштабе с аналогичными местами и расстояниями на сохранившихся фото музея. В итоге можно констатировать, что конструкция здания музея и эта не имеют ничего общего. Это похожие детали совершенно разных зданий. В музее эти детали были гораздо крупнее. Получается, что на раскопках Пантикапея археологи откопали остатки совершенно идентичного музею здания, но с другой стороны горы. Так что утверждение о том, что музей построили в 1836 году по проекту Торичелли, можно стразу отклонить за несостоятельностью. Таких зданий на Митридате было много, просто музей меньше всего пострадал от каких-то событий, которые разрушили всё остальное. Смотрим теперь сзади.

Пантикапей tech_dancer

Невооруженным глазом видно, что советские археологи собрали камни с фасада и пролили их железобетоном по обычной советской технологии, может быть только вместо цемента в бетон было добавлено что-то другое. Для чего было нужно такое изощрение? Нехватало камней или они не собирались в единое целое? Вряд ли. Смотрим с бока.

Пантикапей tech_dancer

Плита 1 была сплошной и при опирании на колонны состояла из двух половинок, в данной конструкции задняя половинка заменена железобетоном, что хорошо видно на фото. Деталь 2 есть выступ на плите 1, который выполнялся неразрывно литьём. Аналогично деталь 3 есть выступ детали 4. Таким образом помечали нечто, что находилось сразу за деталью 3 внутри конструкции. Деталь 4 была в два раза тоньше детали 1, и при монтаже между соседними деталями 4 образовывалась ниша. Металлосвязь шла именно по этой нише. Для чего, если она не несла здесь абсолютно никаких армирующих функций? Вроде бы не совсем понятно, но если посмотреть материал отсюда, то всё встаёт на свои места. В нишу помещалось нечто, что имело хороший электрический контакт с металлосвязями. Как вы наверное уже догадались, это были контейнеры с веществом . Но поскольку знать про это и про ниши новым поколениям было низя, ничего лучше не придумали, как заделать заднюю часть железобетоном. Сойдёт и так для общего развития. Ну а мы посмотрим ещё раз на перёд этой конструкции.

Пантикапей tech_dancer

Что такое деталь 1?  Это явно не выход ливнёвой канализации или поддержка стропильной системы. В отверстия явно что-то вставлялось, и в последствии исчезло. А деталь 2 выглядит очень странно и совершенно не похоже на старые фотографии. Скорее всего, деталь 1 в данном случае археологи нашли в первозданном виде, а вот деталь 2 уже доработали и включили в конструкцию так, чтобы было легче собрать.

Пантикапей tech_dancer

Очевидно, в зданиях 19 века карнизы были совершенно не такие. В них ещё имелись элементы, на которые гораздо ранее крепились какие-то узлы аналогично конструктору Лего или вставлялись фонари. Фонари эти были из металла, и по понятным причинам они не дожили даже до 19 века. И становится понятным смысл того, почему здание музея было видно со всех улиц. Оно светилось, и возможно подавало сигналы тревоги. Пролив в те времена был вполне опасным местом, и с обоих сторон могли нагрянуть незванные гости. Не исключено, что это было только малой функциональной частью этого здания, и естественно, с приходом в начале 19 века новой власти это ей было совсем не нужно. Случилось то, что случилось, и всё превратилось в музеи, часовни или было просто снесено.

Отдельно хотелось бы сказать про Храм Ветра. На плане неспроста он стоял только в компании сторожевого дома и был обнесён отдельной стеной. Подозреваю, что он задавал тон в работе всех инженерных систем, работающих на Пантикапей. Простым смертным вход туда был запрещён. На то оно, собственно, и капище.

П.С. Наивным было бы предположить, что наша эпоха круто изменилась после 1991 года, и те структуры, которые лепили масонские символы на зданиях менее 100 лет назад, исчезли в истории. Совсем нет.

Пантикапей tech_dancer

На том месте, где когда-то стояли музей и кладбище, в настоящее время расположилась какая-то компания, занимающаяся реставрацией лестницы на Митридат. На фото временный городок. Вполне заурядное фото, если бы не толщина грунта, которая насыпана на это место. Закрадывается мысль, что здесь больше цель не отреставрировать лестницу, а засыпать окончательно то, что было раньше на месте музея и кладбища. Кстати, подходящих мест вокруг полно, но остановились почему-то именно на этом. Так что полностью соглашусь с коллегами по цеху в том, что события российской истории за два крайних века поодиночке рассматривать нельзя. Все эти события - звенья одной цепи, начало которым положено вместе с началом 19 века.

Автор: tech_dancer, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
www.copyright.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
tech_dancer
Разносторонне развитый инженер.