Слова этой песни в исполнении горячего эстонского парня Тыниса Мяги помнят наверное все, кто помнит Советский Союз. И правда, а что будет, если музыку остановить? В его случае перестала бы танцевать с другим девушка, которая его не замечает. А в нашем немного сложнее. Вспомним расхожую поговорку, что архитектура есть застывшая музыка. Неужели это и есть тот самый случай?

Что такое музыка и откуда она берётся, наверное никому объяснять не надо. У каждого народа есть свои национальные музыкальные инструменты, которые передают из поколения в поколение уже не одну сотню лет.

Остановите музыку tech_dancer

Музыкальные инструменты есть абсолютно у всех народов, даже туземного населения окраин нашей планеты. Они в большом количестве имеются в фондах музеев (см.главное фото). Глядя на гитары сверху, начинаешь думать, что многорукий индийский бог наверное всё же существовал. Как можно играть двумя руками на таких гитарах?

Остановите музыку tech_dancer

Или даже на таких. Что это вообще за гитара? Судя по рисунку, она даже не лежит на стуле, а вроде бы стоит на штатной подставке. Впрочем, я не музыкант и не буду её экспертно оценивать. Тем не менее, доказательств существования таких странных музыкальных инструментов в совсем недавнем прошлом сейчас в архивах имеется очень много.

Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer

Кто-нибудь видел такие инструменты в употреблении сейчас? А ещё в конце 19 века они были в широком обороте.

Остановите музыку tech_dancer

И с годами эти инструменты исчезли, как и многие другие загадочные артефакты 19 века. Найти их можно только в объявлениях продажи антиквариата или музеях, и то не во всех. Чем это можно объяснить? Включаем логику.

Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer

Что может быть общего у этих инструментов и что сейчас отсутствует поголовно на всех? Правильно, вот это.

Остановите музыку tech_dancer

Что это за безобидная деталь и почему она исчезла? Тем не менее, в начале 20 века на инструментах уже делают рудименты этой детали, а потом на более поздних моделях пропадают и они.

Остановите музыку tech_dancer

В 20 веке пианино возвращаются в тот вид, в котором мы их видим и сейчас.

Остановите музыку tech_dancer

Попробуйте предположить, для чего труба от печи слева на фото странным образом раздваивается и потом снова сливается в одну. Ответ будет в конце статьи, и к музыке он тоже будет иметь некоторое отношение.

Едем дальше.

Остановите музыку tech_dancer

Что можно сыграть на таком инструменте? Тут даже три блатных аккорда не получится сбацать. Тем не менее такой инструмент был, и использовался.

Остановите музыку tech_dancer

Как он назывался, сказать сложно, но в Азии он был вполне распространен. И те же набалдашники, что исчезли с арф и пианино, на нём присутствуют. И не только на нём.

Остановите музыку tech_dancer

Это кяманча, ещё один азиатский музыкальный инструмент. Про него говорят, что он в неизменном виде прошёл сквозь века. Набалдашник на нём также присутствует.

Остановите музыку tech_dancer

А здесь набалдашник превышает все мыслимые размеры. Неужели он влиял на качества звука? В данном случае скорее всего дань традиции. Когда-то этот инструмент выглядел именно так, теперь его тоже делают так, не вникая в смысл. Восток - дело тонкое.

Остановите музыку tech_dancer

В Индии есть не менее странный инструмент, который называется вима. Для чего ему нужна такая интересная подставка, когда её можно выполнить много проще? Наверное, здесь тоже дань традиции.

Остановите музыку tech_dancer

Это гусли, которым приписывают происхождение на Руси. Как видим, в левом верхнем углу тоже какой-то непонятный металлический предмет. Тем не менее, в Европе тоже был инструмент, который своей формой напоминал гусли. От кого к кому этот инструмент пришёл, сейчас уже не установить.

Остановите музыку tech_dancer

Ощущение, что левый и правый бока этого инструмента сделаны не из дерева.

Остановите музыку tech_dancer

А что у них там внутри? Очень странный инструмент. Тем не менее, он тоже был.

Остановите музыку tech_dancer

На многих старинных виолончелях (кстати, не только на виолончелях) вместо характерной завитушки на конце иногда встречаются чьи-то декоративные головы. При этом все прочие детали виолончелей, даже смычки, всегда и везде одинаковы и отличаются только размерами. Как понимать этот факт? Очень просто. И завитушки, и головы есть замена некой детали, которая на виолончелях стояла ранее и которой не стало. Эта деталь имела свой функционал, который был утрачен. Тем не менее, виолончели с той деталью в первозданном виде встречаются на антикварных аукционах. Вот только почему-то сайт аукциона не даёт крупный размер этого предмета, впрочем, как и любых других странных предметов антиквариата. Это понятно, знающие люди и без этого поймут, что там к чему.

Остановите музыку tech_dancer

Есть ещё много вопросов к духовым инструментам, но наверное и без них уже хватит. Впрочем, нет, о самом главном духовом инструменте всё же надо рассказать.

Остановите музыку tech_dancer

Что такое орган, знают все. Принцип его работы сводится в подаче сжатого воздуха в нужную трубку или несколько трубок, и они издают звук нужной тональности. Тот же принцип, что и в дудке, флейте или даже свистке. Как сейчас объясняют, в каждом храме при органе есть потайная комната, где младший обслуживающий персонал надувал горнами воздух в специальную ёмкость. Возможно, сейчас уже применяют компрессоры. Но если посмотреть на этот агрегат, то очень сложно понять, как надували воздух именно в такой. Или в такие:

Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer

У этих инструментов налицо все признаки мобильности. Неужели один играл, а другой рядом качал насосом? Это же не эстетично. Секрет этого инструмента, видимо, надо искать в другом.

Остановите музыку tech_dancer

Как видим, на органах в 19 веке стояли всё те же непонятные устройства, которые со временем или исчезли, или были заменены муляжами. Ничего нового.

Остановите музыку tech_dancer

Как видим, секрет органа достаточно прост. Внутри него стоял в старых его версиях двигатель Стирлинга, который и гнал воздух в ёмкость, расположенную под ним. Этот двигатель, понятное дело, никто мускульной силой не вращал, принцип действия его описан в других статьях. И это есть не что иное, как работа атмосферного электричества из купола храма. В мобильных органах было то же самое, только может быть в малых масштабах.

Остановите музыку tech_dancer

Всё то же самое, и даже лампочки на люстре опять без проводов. Кстати, ещё одна интересная деталь. В Европе этот инструмент называется оргия (не то, что вы подумали), а в России его политкорректно назвали органом. Но как мы уже неоднократно убеждались на шарах и балах, не бывает двух одинаковых названий в европейских языках у разных предметов совершенно случайно. И эти два тоже что-то связывает или связывало в прошлом. А что могло связывать такой вот инструмент и то, о чём не надо думать? Скорее всего то, что одно не обходилось без другого. Или, если более понятно, возникала групповая связь, но не та самая, а духовная. Понять это сложно, но давайте попробуем.

Остановите музыку tech_dancer

А это, скорее всего, гибрид пианино и арфы. Но сравните его форму с печами отсюда. Что это такое? Ну и наверное на этом закончим с инструментами. Надеюсь, всем стало понятно, что музыку от них человек воспринимал не только ушами. То, что мы видим (слышим) с этими инструментами сейчас, примерно то же, как надводную часть айсберга или дырку от бублика. Но какую субстанцию модулировали эти музыкальные инструменты своим тоном? Наверное, уже всем стало ясно, что сами по себе отдельно взятые они играют так же, как и сейчас. А для полного эффекта нужна другая, застывшая музыка, т.е. архитектура. Возвращаемся в начало.

Остановите музыку tech_dancer

Те самые мамлюки в Египте, оказывается, были музыкальными людьми. Их те самые однострунные инструменты играли всегда в таких примерно тентах. Назывались они بالاخانه‎, или просто и по-русски балаганом.

Балага́н (из перс. بالاخانه‎, balaχanä — верхняя комната, балкон) — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле — действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые).

Балаганом на Руси назывались не только сооружения для цирковых выступлений. Это были все аналогичные конструкции вне зависимости от назначения. По произведениям Мамина-Сибиряка, балаганом назывались любые временные жилища охотников, рабочих и просто бродяг. Было их великое множество. Но сохранилось это определение почему-то только за цирком.

Остановите музыку tech_dancer

Есть ещё один интересный печатный труд - "На арене старого цирка. Записки клоуна" / Дмитрий Альперов ; Лит. обработка, предисл. и прим. В. Е. Беклемишевой. - Москва: Гослитиздат, 1936. Несмотря на то, что издание явно прошло сов.цензуру, интересные моменты про балаганы там всё же присутствуют.

Остановите музыку tech_dancer

О каких лампах идёт речь? Керосиновые лампы "Молния", которые выпускали в 20 веке, в кронштейны никак не вставлялись, да и их света вряд ли хватило бы на освещение сцены так, чтобы её было видно достаточно хорошо. Скорее всего эти лампы назвали так потому, что они были преемницами каких-то других ламп. Автор книги пересказывает воспоминания своего отца и деда, занимавшихся балаганами, и судя по датировке книги, это происходило как раз во второй половине 19 века. Что за лампы были в балаганах?

Балаганы эти с такими лампами были, как ни странно, распространены по всему миру от Китая до Америки.

Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer

В Европе эти балаганы политкорректно называли музыкальными киосками.

Остановите музыку tech_dancer Остановите музыку tech_dancer

Как работали эти киоски-балаганы, понять можно только из картин.

Остановите музыку tech_dancer

Фотографий работающих музыкальных киосков с включенным светом нет нигде. Имеются единичные экземпляры, но это уже с искусственно подведённым электрическим освещением. Те фото, что имеются, выдают только общий вид.

Остановите музыку tech_dancer

Это музыкальный киоск в Париже начала 20 века. Видно, что купол ещё не демонтирован.

Остановите музыку tech_dancer

Это музыкальный киоск из американского курорта Саратога второй половины 19 века, описанного здесь. Обратите внимание, насколько далеко стулья зрителей находятся от этого киоска. Могли ли люди нормально слышать музыку на таком расстоянии или её там что-то усиливало? А может, они приходили её чувствовать?

Остановите музыку tech_dancer

Это музыкальный киоск в Каире второй половины 19 века. Тогдашний правитель Египта Исмаил-Паша настроил таких киосков великое множество, несмотря на то, что центральная площадь Тахрир была затоплена в грунт и большинство зданий Каира было разрушено. Культура превыше всего. А что в России? Как всегда, с размахом.

Остановите музыку tech_dancer

Как вы наверное уже догадались, внутри этих киосков-балаганов создавалось электрическое поле за счёт атмосферы, и музыкальные инструменты своими вибрирующими частями каким-то образом это поле модулировали. Восприятие музыки шло не только через уши, но и через мозг. Когда-то что-то подобное, но без деталей, до нас хотели донести, если не ошибаюсь, в телевизионной программе Малахов+, но что-то донесли как-то однобоко. Бывает.

Но это только музыка. А как же быть с поэтическими трудами, которые под эту музыку исполнялись? На этот счёт на антикварных аукционах имеются тоже некие странные артефакты, изображение которых есть только в малых размерах.

Остановите музыку tech_dancer

Это не гироскоп и не теллурий, а вполне себе похожий аналог микрофона от 19 века. Называется просто - инструмент. Только своим видом больше напоминает дарохранительницу, которая и являлась когда-то прообразом микрофона.

Наверное, многие вспоминают полуправдивую историю, что по пришествии на Русь Гольштейн-Готторпских ("Романовых") ими были ликвидированы как класс все скоморохи вместе со своими музыкальными инструментами - гуслями и т.п. Интересный материал на эту тему есть здесь.

Для простого народа Екатерина II создала новую забаву, балаганы — отдаленное воспоминание о скоморохах. Из досок сколачивали небольшой театр с крышей, внутри строили сцену с занавесом, для зрителей ставили скамьи. Снаружи балаганы украшали яркими вывесками и красными флажками. В балаганах шли незатейливые спектакли по 30—40 минут несколько раз в день. Это были сказочные или комедийные представления.

В Екатерингофе на гуляньях на Троицу стали практиковать выступления с концертами на открытых площадках. На летней эстраде публику развлекали акробаты, певцы, фокусники и танцоры. Это был один из первых воксалов (вокзалов) — развлекательных музыкальных центров. Воксалы один за другим возникали на Петровском острове, в Екатерингофе, Петергофе, на Каменном острове. В других воксалах кроме оркестра выступали цыганские хоры и устраивались грандиозные обеды, которые завершались иллюминацией. Воксалы часто совмещали с местом, где обнаруживали минеральную воду. Рядом с водным павильоном возводили открытую эстраду, на которой два раза в неделю играл оркестр. На эстраде выступали певцы, музыканты, танцовщики, акробаты, гимнасты. Поблизости был буфет и концертный зал. Воксалы такого типа быстро полюбились публике, их душевно называли минерашками (за минеральную воду поблизости).

Как видим, блатное выражение базар-вокзал в переводе всего лишь безобидное ярмарка-балаган. А со скоморохами всё случилось именно так, как и со всем остальным духовным. То, что существовало в храмах, а именно высокодуховная связь и благодать, оказывается параллельно происходило в народе в виде балаганов со скоморохами и гуслями в соответствующем формате. Ну и собственно было уничтожено и то, и то, разве что церковь присоединили к государству и оставили в каком-то бутафорском виде. Скоморохам и их инструментам повезло меньше. Как уже было сказано, вместо них возникли другие балаганы, но это было уже не то. Тем не менее, волшебство музыки для богатого сословия по прежнему оставалось доступным вплоть до конца 19 века по всему миру. А затем после общемировой культурно-промышленной деградации музыка пришла к тому, какой мы её видим сейчас. Не стало самой главной музыки - застывшей, да и не застывшая тоже остановилась.

Какие-то попытки энтузиастов воссоздать гусли, наиграть что-то на них и выложить ролик с патриотической идеей на Ютьюб сейчас проводятся очень активно. Кто-нибудь слышал, как они там звучат? Я не ценитель сермяжного контента, по этому объективно судить не могу. Надеюсь, после прочтения данной статьи эти ролики будут смотреться по другому. И кстати, все антикварные скрипки с завитушками на концах есть продукт второй половины 19 века. Последний абзац, впрочем, как и всю статью, прошу считать частным мнением автора.

П.С. Раздвоение трубы над печью, упомянутой выше, есть также продукт культурно-промышленной деградации. Если представить, что ранее по этой трубе с купола шли кольцевые горизонтальные электрические токи в печь и нагревали её, то после такого раздвоения токи в печь попасть уже не могли, это очевидно и не сложно представить. Тем самым вынуждали владельцев печей перейти на обычное топливо. Такие устройства на фото встречаются очень часто.

Автор: tech_dancer, источник: tart-aria.info
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
Text.ru - 100.00%

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 
tech_dancer
Разносторонне развитый инженер.