Показалось, Указ, Приказ, Рассказ, Заказ... Корень "Каз" столь распространен в нашей речи, что мы как-то и не задумываемся о том, что же он значит. А ведь он довольно важен для понимания мировоззрения предков.... да и нашего собственного, ведь мы используем его повсеместно.

Для того, чтобы разобраться в значении этого корня, нам придется вспомнить и мифологию, и обряды, и определения слов, и Его величество Санскрит. И чтобы не утомлять дорого читателя, проделаю это как можно быстрее...

Первое, на что надо обратить внимание, - корень "Каз" мы встречаем также в слове "Касаться, Прикосновение".

Касаться - это дотрагиваться до поверхности предмета, не проникая в него, не надавливая, а лишь скользить по внешней стороне. Кстати говоря, синонимом этого слова является "Тыкать", от чего и произошло английское "Touch" (касаться).. Но вернемся к "Казу".

Из толкового словаря В. Даля: "сказа́ть - говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать... Указа́ть -показывать, казать, дать увидеть..." и т.д.

Какая тут связь с "касанием"? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим санскрит и хинди:

कशा - kazA - появляться, становиться видимым, лицо (остальные значения чуть позже)

कोश - koza - карман, сосуд, покрытие, контейнер, словарь, орех, чехол, стручок, покрышка, скорлупа, вульва, мошонка, облако, чаша, поэтический сборник, хранилище, ведро, ножны, коробка, бутон, клад, чулан, яйцо..

Еще не запутались? Я вам помогу. Общий смысл этих слов - оболочка, сосуд, вместилище. Подставьте это в значения "появляться, становиться видимым, лицо", и увидите кусочек древней философии: проявиться (сделаться видимым) - это значит облечься в форму, или, говоря метафорически, "обрести шкуру". То, к чему можно прикоснуться.

В мифологии нам известен самый яркий символ этой шкуры или оболочки - Эгида.

Многие думают, что Эгида (αἰγῐ́ς) - это щит Зевса, и это частично так. Но назван щит так за то, что представляет собой некое защитное приспособление, то есть он закрывает собой тело, спасая от внешней угрозы - как и защитная функция нашей кожи ( - наружный защитный покров тела). По преданиям, щит Зевса был обтянут шкурой козы, которая вскормила молодого бога. И это верный ключ к пониманию Эгиды, ведь помимо щита Зевса такое же название было у накидки Афины Паллады, выполненной из козьей шкуры. Слово "Эга" (αἴξ , αἰγός) означает "Козу".

И собственно этимология Козы от Фасмера: "Родственно алб. keth, kedhi "козленок", др.-англ. hǽсеn "козленок", hасеlе, hæcele "плащ", гот. hakuls "плащ", др.-исл. ho<kull. "верхняя одежда, плащ", ср.-нж.-нем. hôken "маленький козлик"

Как видим, и здесь задействована оболочка в виде одежды, плаща (и кстати говоря, эпитет Афины "Паллада" обозначает примерно то же самое, что бы там не предполагали мифологи). Но почему именно Козья шкура стала синонимом "оболочки, шкуры"? - Возможно, потому, что обладает лучшими качествами по сравнению с овчиной, поскольку плотнее и прочнее, а значит ценнее. Козья шерсть гуще и теплее. Некоторые ученые считают, что козы были первыми копытными животными, прирученными человеком.

Неудивительно, что и название свое Козы получили в честь своей шкуры. Просто сравните слова "Коза" и "Кожа".

Однокоренное слово "Коже" - латинское "Cutis", обозначающее кожу, кожуру, корку, поверхность, укрытие.

На Руси был знаменит рождественский обряд Вождения Козы, заключающийся в том, что по деревне от дома к дому водили так называемую "козу". Когда исследователи вспоминают этот обряд, они сводят его значение только лишь к символике плодородия, и напрочь забывают очень важный факт - водят не настоящую козу, а человека (вернее двух людей), РЯЖЕННОГО в козу. То есть и тут под "Козой" понимается именно Наряд, Одежда, Покров.

То же и в Скандинавии с их Йольским козлом - это обязательно не животное, а чучело, набитое соломой, порой весьма условное. То есть лишь ВНЕШНОСТЬ.

Это раскрывается в мифе о бедном сатире Марсие, с которого Аполлон содрал его козью ШКУРУ и повесил на Сосну - новогодний обряд, намеки на который мы видим и в сказке об Аленушке и ее братце Иванушке ("Огни горят горючие, Котлы кипят кипучие, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!" - плачет козленок). Снятие шкуры со старого года необходимо, чтобы освободить его, переродить, перепрограмировать. Совсем как в других сказках сжигали животные шкуры заколдованных персонажей, чтобы подарить им новый статус, новую жизнь. А сколько народных преданий о сожженных шкурах оборотней!!

У евреев знаменита традиция Козла отпущения, когда на бедного козла наговаривали все свои беды и грехи и отпускали его в пустыню, чтобы он унес все несчастья с собой. Почему именно козел?

Потому, что он символизирует ОБОЛОЧКУ. Сами беды и наговоры бестелесны. Как от них избавиться, если их не видно? Правильно, облечь их в форму - проявить. И уже уничтожить это проявленное.

Именно это и значит корень "Каз".

Выше я умолчал об еще ряде значений упомянутого санскритского слова "Каза" (कशा) -"узда, ремень, хлыст, порка, струна, вожжи, кнут, лассо" - вещи, УДЕРЖИВАЮЩИЕ что-либо. Поэтому у нас есть слово Казнь.

Казнь - это не просто убиение, нет! Это поКАЗательное действие, направленное на толпу. Казнь - это мера ДИСЦИПЛИНЫ, то есть СДЕРЖИВАНИЯ массы в пределах морали и общественных законов, как и любое наКАЗание, она творится в назидание.

И вот еще один этимологический подарок: словом "Discipline" в католической практике назывался Хлыст. Порка в качестве инструмента Дисциплины. Наказание сдерживает дурные нравы, как и узда, вожжи, ремень сдерживают ретивого животного, как и кожа сдерживает наш внутренний микроклимат. Видите, насколько образен старый язык!

Таким образом, рассказать, сказать, показать - это прежде всего ОБЛЕЧЬ в форму свою мысль, проявить ее, завернуть ее в шкуру. Только имея такую Кожу, можно существовать в нашей яви, иначе ни о какой проЯВленности не может идти и речи.

И это крайне важное понятие в древней философии, поскольку идея проявляющей Оболочки является одной из основополагающих в допотопном Мировоззрении (сложившимся еще до пантеонов богов), пронизывает любую сферу жизни человека и используется во многих заговорах и заклинательных формулах.

Автор: peremyshlin, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +0
  • -0
  • 0 ratings
0 ratingsX
Отлично!Плохо!
0%0%

 
peremyshlin
Увлекаюсь фольклором и Словом. Всё в мире есть символы, и духовный путь человека - познавать их, а не поклоняться им...