Продолжаем рассматривать книгу В. Киприанова «Живописная история архитектуры России, а затем обзор климата, обычаев и развития цивилизации в этой стране", в которой он сжато и ёмко описал историю развития строительства в России, какой она представлялась в середине 19-го века.  В первой части статьи рассматривались самые древние архитектурные памятники из сохранившихся на момент середины 19 века. Некоторые из них до сих пор еще живы, правда, в реконструированном варианте, других уже нет. Закончилась первая часть на описании Московского Кремля. С него начну и вторую часть.

Архитектура Москвы в 16-м веке

«К концу 16-го века в Москве уже были соборы с золотыми куполами, толстыми стенами, форты, окруженные смертоносными башнями; но у нее все еще было очень мало каменных домов. В самом городе только Кремль; все части, которые теперь образуют Белый город и Земляной город, тогда были только пригородами, окруженными деревянными стенами и башнями, или защищенными воротами и рогатками. В 15-м веке стены и башни Китай-города были перестроены в кирпиче. В 1586 году по приказу царя Федора было построено кирпичное ограждение вокруг Белогорода, который сначала назывался «Красный город», из-за цвета кирпича, из которого были сделаны его стены, и который получил свое нынешнее название Белогорода, когда эти стены были побелены»

«Китай-город» по мнению Киприанова означает «Хранилище царских сокровищ».

«Все, что было за пределами Белогорода, включалось в Земляной город, который также назывался «Чорным городом», из-за цвета земляных валов, окружавших его в то время. В конце 16-го века районы города, которые мы назвали, сформировали вокруг Кремника три концентрических круга. Кремник был центральным местом светской и духовной власти; Китай-город был центром торговли; В Белгороде и Земляном городе, в центрах промышленности, были заняты ремесленники и рабочие»

Храм Василия Блаженного

Говоря о Москве, разве можно обойти стороной храм Василия Блаженного? Это, можно сказать, визитная карточка всей России. Но почему-то Киприанов говорит о нем удивительно мало. Лишь пару слов:

«Собор Покрова Пресвятой Богородицы, также известный как церковь Василия Блаженного, построенный в 1554 году Иваном Грозным в ознаменование завоевания Казани и Астрахани, и представляет смелую смесь индийских и византийских типов»

Наверное, ему было просто неловко сказать, что это храм такой оригинальный, что аналогов ему в мире нет. Кроме построенного позже в Санкт-Петербурге Собора Воскресения Христова или Спаса на Крови. Но это случилось уже позже написания книги – в 1881 году.

храм Москва
Церковь Святого Василия Благословенного (Василия Блаженного) в Москве

Немного исказилось в наше время понимание слова «блаженный», а раньше это слово означало то же самое, что и «благословенный». Есть рисунок этого собора, сделанного Андре Дюраном в 1839 году, но с другой стороны:

храм Москва

В качестве лирического отступления

Немного о мутной истории с Андре Дюраном

Такого человека в списках французских художников, начиная с 16-го века и по наши дни, не обнаружено. Но вот так выглядит презентация его альбома на французском аукционе:

Андре Дюран

Перевод: «Анатолий ДЕМИДОВ, (1813-1870). Сценическая и археологическая экскурсия по России в Гавр, Гамбург, Любек, Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Ярослав и Казань, выполненная в 1839 году. Париж: Gihaut frères, [1840-1848].» Альбом был продан за 9375 евро. Далее там написано, что альбом состоит из 100 видов, нарисованных Андре Дюраном, литографированных и тонированных, подписанных и датированных в камне (что означает «в камне» я не смогла понять). Некоторые рисунки подписаны «сделанные Раффетом». Это объясняется тем, что позже рисунки обновлялись. Очевидно, тогда проставлялась и подпись с датой обновления:

Андре Дюран
Фрагмент рисунка Собора Василия Блаженного

В данном случае указан 1843 г. Альбом был издан в 1840-1848гг. Почему такой длительный срок, в течение 8 лет, не указано. И на рогоже на переднем плане, по-моему, лежат арбузы. Видимо, выращенные в Подмосковье? (см. также статью "Исторические фальшивки 19 века. Андре Дюран")

Колокольня Ивана Великого

Возвращаемся к книге Киприанова. Далее описание колокольни Ивана Великого:

колокольня кремль
Башня Ивана Великого, до реконструкции 18 века

Интересно, получается, что это чертеж начала 18 века? Описание колокольни:

«Ивановская колокольня или башня Ивана Великого, начатая во время царствования царя Федора Ивановича, была завершена при Борисе Годунове. Стиль близок к Ломбарду. Его фундаменты в форме пирамиды изготовлены из крупных блоков грубого известняка; предполагается, что эти фундаменты погружены до уровня Москвы-реки»

И сколько же это в метрах, интересно? Хотя наверняка подземные ходы и галереи Кремля уходят и глубже поверхности реки.

«Укрепленная часть здания изготовлена из известняковых блоков; другие стены сложены из кирпича и соединены железными прутьями, которые пересекают друг друга во всех направлениях. Здание имеет форму восьмиугольной башни до высоты 5-го этажа, выше имеет цилиндрическую форму и заканчивается золотым куполом и увенчано крестом. Независимо от своего священного характера, эта башня также имела чисто гражданское предназначение: она служила сторожем в то время, когда Москва подвергалась частым нападкам крымских тартар, литовцев и поляков. Место, на котором стояла башня, также называлось Ивановской площадью; именно там происходило провозглашение царских указов.

Отсюда пошло выражение «Кричать во всю ивановскую», подразумевалось: чтобы быть услышанным во всех концах Ивановской площади»

Уже в 15 веке (если не раньше) в строительстве применялись железные закладные элементы в качестве арматуры. Или, как считают некоторые альтернативщики, с другими целями. Причина таких выводов: далеко не все вмонтированные в стены или находящиеся внутри здания железные элементы несут конструктивную нагрузку, например. Ломбард – это был такой архитектурный стиль, возникший в  Лангобардском королевстве, основанном германцами на территории нынешней Италии и существовавшем с 568 по 774 гг. (Павел Диакон. «История лангобардов»). Вот так: пришли варвары, основали свой архитектурный стиль и ушли (или погибли все?), и только название стиля от них и осталось. И вдохновленный им архитектор, фамилии которого Киприанов почему-то не называет, хотя это итальянец Бон Фрязин, решил применить его в строительстве (или реконструкции?) башни Ивана Великого. Об этом Боне Фрязине ничего, кроме того, что он работал в России, неизвестно, включая его настоящее имя.

Новое в архитектуре 16-го века

В 16-м веке планировка храмов становится разнообразней. Кроме квадратов в их каркасе появляются прямоугольники, кресты, круги или шатры. Стены украшаются глазурованной керамической плиткой (цениной). Появляются слюдяные витражи – длинные и узкие в железных рамах. Полые глиняные горшки используется не только для церковных сводов, но и для обычных потолков. Например, такие потолки были в Кремлевском дворце, снесенном в 1840 году. Так, по размеру окон можно определить примерно, когда здание было построено: маленькие или узкие - давно, большие - позже. Так, у кремлевского дворца, оружейной палаты и арсенала окна очень большие.

Арсенал Кремль
Арсенал Московского Кремля

Высота здания вроде 24 м (точные данные трудно найти), толщина стен - 2,84 м В нём два этажа, получается примерно по 8-9 м один этаж (вычитая крышу, перекрытие и цоколь). А окна, в таком случае, примерно около 6 м в высоту (сравнивая с габаритами человека), ну, и соответственно около 2х метров в ширину. Официально арсенал был построен в 1702—1736 гг. Сопоставимы по размерам и окна оружейной палаты (1851г.). Если использовать размер окон как временную шкалу, то получается, что Питер по времени строительства вполне вписывается в официальную версию истории. Или придется признать, что был он построен по технологиям, уже не известным в 15-17 веках.

Киприанов пишет, что в 16-м веке начинает использоваться полумесяц, помещаемый под крест. Но назначение его не совсем ясно:

«Среди всех этих нововведений наиболее любопытным является использование полумесяца, который помещается под крест с четырьмя ветвями старых куполов и который, по мнению некоторых, должен напоминать о победе креста над полумесяцем или освобождению от монгольского ига. Однако этого объяснения нельзя признать, потому что из определенного источника мы знаем, что использование полумесяца в наших церквях предшествовало вторжению монголов. Поэтому у нас возникает соблазн поверить Максиму Греку, что полумесяц должен быть греческой буквой v, символом пути креста»

Современные версии значения полумесяца: это вовсе не полумесяц, а якорь, символ надежды и незыблемой веры; это Вифлеемские ясли, в которых нашли младенца Иисуса; это символ корабля, ведомого Христом спасителем, где крест – парус, а церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем (источник).

Хотя есть и ведический смысл полумесяца – это символ богини Мары, так как она ассоциировалась с ночным светилом. Поэтому полумесяц на ведическом храме означал, что это – храм Мары. В русском христианстве богиню Мару заменили Богоматерью.

Жилищное строительство в 16-м -17-м веках

«После пожара 1591 года, во времена царствования Федора, Москва была перестроена итальянскими и немецкими архитекторами и их русскими учениками. Вместо старых домов, без дымоходных труб, богатые люди начали строить надежные дома с крыльцом, подогреваемым тамбуром и двумя, тремя или даже большим количеством комнат. Для которых были разные характерные названия, такие как гридня, терем, повалуша, одрина, вышка и смотрильница. Строительство этих домов, вероятно, ничем не отличалось от строительства домов богатых крестьян. Русский народ, который не легко отказывается от обычаев прошлых времен, остался верным характеру древних строений своей страны»

Вот как понимать эти слова? Что большие дома с большим количеством комнат строились на Руси испокон веков? По каким-то причинам это строительство было прервано, а потом опять возобновилось? Устаревшие названия комнат жилого дома:

Гридня - комната, отапливаемая печкой или камином. Еще раньше гридней называли помещение при дворе князя для членов княжеской дружины.

Терем - жилое помещение в верхней части дома. Это то место, куда помещали туда девиц на выданье:

«Живет моя отрада
В высоком терему,
А в терем тот высокий
Нет ходу никому.»

Повалуша  - повалуха, повалушь, общая спальня, особенно летняя, холодная, куда вся семья уходила на ночь из топленой избы, из чистой горницы. Повалиться, т.е. спать; она находилась вверху.

повалуша
Фрагмент из толкового словаря В. Даля, 1882г.

Тоже находилась вверху, как и терем. Но это разные помещения. Терем - чисто женское место пребывания, а в повалуше спала вся семья. Возможно, разделение было по статусу: терем - в богатом доме, повалуша - в бедном?

 Смотрильница:

смотрильница

Одрина - старинное русское название спальни или ложницы, находившаяся в теплом жилье, а иногда устраивавшейся а также отдельно, во дворе, с особыми сенями и крыльцом. Образовалось, видимо, от слова «одр» – ложе, постель. Позже – опочивальня. Значит, в качестве глагола, обозначающего сон, прежде употреблялось слово «опочивать», и лишь потом оно заменилось на «спать», и тогда «опочивальня» трансформировалась в «спальню».

Такими рисунками представляет Киприанов архитектору частных домов того времени. Или такие же были и во времена Киприанова?

деревянный дом
Обычные дома Большой России, Владимирская губерния
Столетний дом
Столетний дом в селе Ивановское, Владимирская губерния (Великороссия)
Деревенские дома
Деревенские дома в Великороссии, Костромская губерния

В таких домах верхней части дома, т.е. жилому чердаку больше подходит название "горище".  А такое романтическое название, как «терем», ассоциируется более с чем-то таким:

Загородный дом
Загородный дом из каталога «Мотивы Русской архитектуры. 1874 г. Санкт-Петербург» Источник

В интернете имеются каталоги «Мотивов Русской архитектуры» за 1874-1880 гг.. И также номера журнала «Зодчий» с 1876 по 1905 гг.  Даже не верится, это все строилось в России? Да еще и по мотивам древнерусской архитектуры. Для «архитектуры» есть в России русское слово – «зодчество». Зодчий – создатель, от старинного «зьдати» - создавать. «Здание» - со-здание зодчего, вернее целого коллектива мастеров – зодчих, каменщиков, плотников. Описание старинных крестьянских домов из книги Киприанова:

«Печи этих домов были покрыты глиняными изразцами; окна были слюдяными. Москва заимствовала этот обычай у Пскова и Новгорода, где использование слюды датировалось очень давно. Однако эти дома были низкими. В произведениях того времени упоминаются узкие и маленькие окна и низкие двери. В это время был введен обычай, чтобы сделать пол в дубовой плитке, наподобие нашего паркета. Снаружи дома были украшены различными резными и обработанными деревянными фигурами, как мы видим сегодня в домах богатых деревень. Крыши деревянных домов были соломенными или дощатыми; каменные дома часто были покрыты черепицей и украшены орнаментом над дверями и окнами. Однако нуждающиеся жители городов не позволяли себе увлекаться этой роскошью и, будучи верными обычаям своих отцов, продолжали жить в дымовых избах без дымовых труб и использовать слюду для заполнения оконных проемов, пропитанную маслом ткань или бычьи пузыри.

Почему жители курной избы без дымовых труб предпочитали печь, и разве не странно, что она все еще доминирует во всей России? Конечно, с первого взгляда было бы трудно найти любую другую причину, кроме как относительная дешевизна строительства этих изб; но, исследуя этот факт более тесно, заканчиваешь убеждением в том, что они действительно имеют определенное преимущество над печными домами; Как ни странно, мы, однако, вынуждены признать это. Установка домашнего хозяйства в простой избе без дымохода дешевле, чем в печном доме; его продымленные стены сохраняются дольше, и насекомые не живут там. Кроме того, очаг без дымохода служит одновременно духовкой (сушильней) для русского крестьянина; живя с детства в такой избе, крестьянин легко привыкает к его ошибкам и ведет жизнь, подобную жизни его отцов, не желая менять привычки или обычаи. Однако следует надеяться, что старые печи, которые настолько вредны для здоровья, наконец, уступят место трубам, тем более что строительство этих печей не является дорогостоящим, и они также могут служить для приготовления пищи»

 И так, вероятно, это выглядело:

Интерьер
Интерьер крестьянского дома без дымохода справа от двери
Интерьер дома
Интерьер крестьянского дома без дымохода слева от двери
Интерьер дома
Интерьер крестьянского дома с дымоходом (вид прямо от входной двери)
Интерьер дома
Интерьер крестьянского дома с дымоходом

Тут, кстати, высота метра 4 получается. Если люди в масштабе нарисованы. Нашла руководство по строительству, правда, более позднего времени - 1911 год. Там даны строительные нормы, в том числе все размеры помещений, включая их габариты и высоту. Говорится, что для спальни важен объем воздуха и поэтому высота не менее 5 аршин, это 3,55м. В спальнях для богатых там всё очень круто, поэтому приведу здесь фрагмент описания рабочих казарм или рабочих общежитий из этой книги:

проектирование зданий
Фрагмент книги «Руководство для проектирования и постройки зданий», 1911г. Издание 2е, вновь дополненное и исправленное, кликабельно

1 сажень = 2,1336м, 1 аршин = 0,7112м, 1 вершок = 4,445 см. Т.е. получается, что расстояние между окном и кроватью должно быть около 1,5 м, иначе спящему человеку будет дуть от стены. Кровати, правда, маленькие: 80х195см (современные 90х200). А по кубатуре значит те же требования, что и к спальням для богатых. Основная цель, как я поняла: чтобы человек мог хорошо отдохнуть, и оставался здоровым, и готовым к трудовым подвигам. А как же в крестьянских избах лавки, на которых спали, располагались впритык к стенам? Значит, люди были к этому привыкшие? Какое-то несоответствие получается. Далее описание домов более позднего периода, чем описано выше:

«Каркасы этих домов имели очень разнообразную форму, в зависимости от климата крыши были иногда очень покатыми, иногда с двумя пологими скатами; крыши с несколькими скатами назывались расслабляющими крышами (шатровыми или епанчовыми), кровельным материалом служили доски, черепица и даже солома. Крыши со шпилями и куполами, состоящими из 4-х, 6-и 8-и пластин, назывались в то время царскими крышами, вероятно, потому, что они более всего использовались при строительстве дворцов. Планировка каркасных домов не предлагает ничего особенного; она была одинакова в небольших домах. Они были разделены на две части: первая - теплая изба или истопка, вторая - холодная комната, называемая бойкой. Эти две комнаты объединялись тамбуром, к которому пристраивалось снаружи площадка на подпорках, называемая крыльцом. Этот вид строительства все еще виден в нашей деревне. Когда холодная комната была хорошо освещена и особенно нагрета печью с дымоходом, она получила название светлица или светелка.»

Киприанов поясняет для иностранцев устройство крыльца. Видимо, потому что в западноевропейском строительстве устройство крыльца не имело широкого применения. Поэтому и не было специального слова для обозначения крыльца в их языках. Как правило их дома устроены так, что с уровня земли сразу попадаешь на первый этаж, который и называется у них  не первым этажом, а «ground floor» в английском или «Erdgeschoß» в немецком, «begane grond» в голландском, «rez-de-chaussée» во французском, что в переводе на русский означает «уровень земли». Так что крыльцо является чисто русским архитектурным элементом. Возможно потому, что под первым этажом в русском доме был еще и подклет? Из словаря Даля:

«Подклет: нижнее жилье избы, деревянного, рубленого дома, исподний ярус двужилой избы; людская, черная или рабочая нижняя изба, иногда и нежилая, для кладовой; подызбица; иногда подклеть обращается на зиму в хлев, для мелкого скота» (Источник)

В боярских и богатых домах верхние этажи назывались теремом и служили для размещения женщин. Нижние этажи назывались хоромами, и это была мужская территория. Она отличалась от терема размерами, суровостью и простотой. По словарю Даля «хоромы» – это устаревшее слово «храм». Т.е. первоначально храмом называли жилой дом, и только потом он стал зданием для общественного богослужения. Но это не означает, что дома были шикарными, как храмы. А скорее наоборот, по утверждению Киприанова:

«Наши предки сидели на деревянных скамьях; обеденные столы были дубовыми, а посуда  была глиняной или деревянной. Даже церковный алтарь был оловянным или деревянным. Роскошь присутствовала только в столицах, в жилище князей или в храмах.

В каждом доме, помимо маленьких открывающихся окон, называемых волоковыми, было большое окно глухое посреди фасада, называемое красным»

У меня же сложилось впечатление от прочтения книги, что вся описываемая архитектура - как ностальгия о чем-то ушедшем. По мотивам, так сказать. Того, что было когда-то и отчего одни названия только остались, да и те потом забылись, или сменили смысл. Как слово "храм".

"Уже в 1723 году фундаменты деревянных домов стали строиться из камня. До царствования Петра Великого во дворах поднимались боярские дома (хоромы) из камня и дерева; но 19 января 1718 года Петр 1 издал указ, обязывающий строить новые дома и перестроить старые в один ряд вдоль улицы и осуществить это за счет владельцев домов. В то же время было предписано, для сохранения лесов, использовать для кровли домов черепицу, а не доски, как это было до сих пор; для этого были вызваны специальные рабочие из Смоленска и Малой России. Для отопления использовать дымоходные камины и голландские печи на опорах»

Интересно, что пытались сберечь лес тем, что не использовали его для покрытия крыш. А все остальное изготавливали из дерева. Строительство и сейчас без дерева не обходится. Есть такие элементы, которые ничем не заменишь, даже сейчас. Топили-то дровами. А голландские печи, такие, видимо?

железная печка

Сами голландцы совсем не в курсе, что их печи стали так популярны в России. Они отдали эту привилегию немцам:

 2 i_mar_a

Перевод: «В каждом помещении есть печь, которая на немецкий манер поджигается с другой стороны». Из книги «Старое и новое государство Российское или Московская империя» (Oude en nieuwe staat van 't Russische of Moskovische keizerrijk), 1744г.

Русские печи

Описание Киприановым устройства и оформление печей:

«Раньше печи были покрыты сине-зеленой плиткой, гладкой или фасонной и украшены цветными рисунками, иногда даже рельефными фигурами, создаваемыми при помощи давления, и разными надписями. Базы печей опирались на квадратные брусья или керамические подставки, оставляя пространство между полом и печью для поддува воздуха. Печи были круглыми или имели форму шкафа с колоннами, карнизами и зеркалами; некоторые из них имитировали тартарские печи; откуда способ крепить кафельную плитку гвоздями с медными шляпками.

тартарская печь

И где же интересно, кочевники тартары устанавливали такие изразцовые печки? В своих передвижных кибитках что ли? Примерные образцы украшения русских печей:

Оформление печи
Оформление печи, «Мотивы русской архитектуры», 1874 г.
Оформление печи
Оформление печи, «Мотивы русской архитектуры», 1874 г. Источник

В церквях тоже были установлены печи:

«В восемнадцатом веке в северных городах России начали изготавливать голландскую плитку, отличающуюся оригинальными рисунками фигурок птиц и животных. Ярославль из всех городов России имеет в настоящее время наибольшее количество старых печей; церкви по-прежнему сохраняют свои старые печи, украшенные плиткой. Среди печей, сохранившихся в других городах, самыми замечательными являются те, что были замечены в Новгороде, в церкви, известной как Ярославский дворец (возможно, имеется в виду Ярославово дворище – прим. мое), а в Москве в квартирах бывшего дворца, называемого теремом»

 А из этого описания становится ясно, как происходила утеря технологий:

«Керамическую плитку изготавливали из гончарной глины и покрывали лаком, состав и приготовление которого не отличались от состава эмали; только эмаль применялась для покрытия металлических предметов, а лак - для покрытия предметов из глины. Вещества для приготовления лака были более дешевыми и, следовательно, более грубыми, чем для приготовления эмали. Эмаль применялась в состоянии густой пасты; лак, напротив, всегда был жидким и применялся путем вливания. Лак состоял из олова и свинца, расплавленного и смешанного с измельченным стеклом и поташем; эта масса получала разные цвета за счет добавления оксидов металлов. Работники, ранее работавшие в этом производстве, обладали более чем одной тайной, с помощью которой им удалось в определенной степени улучшить свою работу. Но владение этими секретами не давало им никаких привилегий, поэтому они не раскрывали их. Из-за этого обстоятельства большинство этих секретов не дошло до нас, и мы знаем сегодня только о составе цветов для этого производства, использование которых было распространено в 17 и 18 веке»

На этом пока всё. Продолжение следует.

Автор: i_mar_a, источник: tart-aria.info
При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • +12
  • -0
  • 12 ratings
12 ratingsX
Отлично!Плохо!
100%0%